Название методики





Скачать 123.84 Kb.
НазваниеНазвание методики
Дата публикации29.07.2013
Размер123.84 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Психология > Документы

  1. Название методики. Опросник акцентуаций характера Леонгарда – Шмишека.

Тип по классификации. Опросник личностный ( L-данные).

  1. Комплектация. Материал: для проведения исследования: необходимо приготовить бланки протокола, ручку или карандаш для заполнения тестового бланка и текст опросника. Для обработки результатов используются «ключи».

  2. Историческая справка. Опросник опубликован Г. Шмишеком в 1970 году. Теоретической основой опросника является концепция "акцентуированных личностей" К. Леонгарда, который считает, что присущие личности черты могут быть разделены на основные и дополнительные. Основные черты составляют стержень, "ядро" личности. В случае яркой выраженности основные черты становятся акцентуациями характера. Соответственно, личности, у которых основные черты ярко выражены, названы Леонгардом "акцентуированными".

  3. Назначение методики. Тест предназначен для выявления акцентуированных свойств характера и темперамента лиц подросткового, юношеского возраста и взрослых. Тест Шмишека подходит для учета акцентуаций характера в процессе обучения, профессионального отбора, психологического консультирования, профориентации.

  4. Теоретический конструкт, лежащий в основании построения методики. Термин «акцентуированные личности» занял место между психопатией и нормой. Акцентуированные личности не следует рассматривать в качестве патологических, но в случае воздействия неблагоприятных факторов акцентуации могут приобретать патологический характер, разрушая структуру личности.

  5. Основные диагностические шкалы. Опросник содержит 10 шкал в соответствии с десятью выделенными Леонгардом типами акцентуированных личностей и состоит из 88 вопросов, на которые требуется ответить "да" или "нет". Выделенные Леонгардом 10 типов акцентуированных личностей разделены на две группы: акцентуации характера (демонстративный, педантичный, застревающий, возбудимый) и акцентуации темперамента (гипертимный, дистимический, тревожно - боязливый, циклотимный, аффективный, эмотивный).

Демонстративный тип. Характеризуется повышенной способностью к вытеснению.

Педантичный тип. Лица этого типа отличаются повышенной ригидностью, инертностью психических процессов, неспособностью к вытеснению травмирующих переживаний.

«Застревающий» тип. Характерна чрезмерная стойкость аффекта.

Возбудимый тип. Повышенная импульсивность, ослабление контроля над влечениями и побуждениями.

Гипертимический тип. Повышенный фон настроения в сочетании с оптимизмом и высокой активностью.

Дистимический тип. Сниженный фон настроения, пессимизм, фиксация теневых сторон жизни, заторможенность.

Тревожно-боязливый. Склонность к страхам, робость и пугливость.

Циклотимический тип. Смена гипертимических и дистимических фаз.

Аффективно-экзальтированный. Легкость перехода от состояния восторга к состоянию печали. Восторг и печаль — основные сопутствующие этому типу состояния.

Эмотивный тип. Родственен аффективно-экзальтированному, но проявления не столь бурны. Лица этого типа отличаются особой впечатлительностью и чувствительностью.

Выделенные шкалы взаимосвязаны между собой. Застревающие личности обнаруживают проявления эгоистических чувств (честолюбия, болезненной обидчивости), а педантические — проявления альтруистические, в частности чувство долга. Следует подчеркнуть, что черты застревания взаимосвязаны в основном с эгоистическими чувствами, а черты сомнения, постоянных колебаний (ананкастические) — с чувствами альтруистического порядка. Чем больше человек колеблется в своих решениях, тем сильнее альтруистические чувства завладевают сознанием и воздействуют на принятие решения. Еще больше бросается в глаза контраст при сравнении ананкастической личности не с застревающей, а с истерической, поскольку истерики еще в большей мере склонны к эгоизму. Они часто принимают необдуманные решения, редко взвешивают свои поступки, оставаясь в эгоистическом кругу направленности интересов, который им ближе. Ананкастические и истерические черты пересекаются и с другими чертами индивидуальности. Сильно развитая область эмоций у человека активизирует альтруистические чувства — чувство сострадания, радости за чужую удачу, чувство долга. В гораздо меньшей мере в подобных случаях развиты стремление к власти, алчность и корыстолюбие, возмущение, гнев в связи с ущемлением самолюбия. Для эмотивной натуры особенно характерно такое свойство, как сочувствие, но оно может развиться и на другой почве.

7. Область применения теста. В отечественной психологии опросник используется в клинико-психологических исследованиях ( В.М. Блейхер, И.В. Крук, 1986г.). Существует 2 варианта опросника: взрослый и детский. Они состоят из одинакового количества вопросов, имеют одинаковые типы акцентуаций личности и одинаковые методы обработки результатов. Различия между вариантами опросника только в формулировке вопросов. ( например, 11 вопрос в тесте взрослом «Предприимчивы ли вы?» и тот же вопрос в детском «Умеешь ли ты выдумывать новые игры?») Описание методики опросника и определение доминирующих акцентуаций характера одинаково как для взрослых, так и для детей с точностью до деталей.

Применение опросника возможно как индивидуально, так и в группе. Наиболее удачный вариант применения опросника в группе, но каждый испытуемый должен иметь перед собой текст опросника и лист для ответов. Опросник применяется как для психологической консультации, так и с целью профотбора и профориентации.

8. Характеристика валидности и надежности. Валидность и надежность теста нуждаются в дополнительном изучении. Он широко используется в психодиагностических исследованиях, несмотря на то, что результаты его применения за рубежом оказались малоудовлетворительными. Так, ставится под сомнение валидность опросника при обследовании больных неврозами. В русскоязычных работах, связанных с применением опросника Г. Шмишека, нам не удалось обнаружить каких-либо данных о его валидности и надежности.

9. Экспертная оценка психометрических качеств теста. Как уже говорилось, ставится под сомнение валидность при обследовании больных неврозом. Хотя суть акцентуации в том, что она выявляет крайние варианты нормы, граничащие с психопатией. Мы видим здесь сильное несоответствие теории с практикой. Эта методика позволяет выявить тип акцентуации характера в достаточно высокой степени - в 86-89% случаев. Тем не менее, учитывая, что могут быть и ошибки в диагностике с помощью этого теста, полученные результаты необходимо проверять с помощью других методик.

На этом основании, мы оцениваем тест на 7 баллов, поскольку, несмотря на многие недостатки, его можно применять в практике, но совместно с другими методиками. Серьезной проблемой является и отсутствие нормативных данных для разных выборок, а предлагаемый автором опросника способ нормирования шкал не представляется корректным. Дело в том, что умножение "сырого" балла на некоторый произвольный коэффициент (2, 3, 4 или 6, в зависимости от числа пунктов) приводит оценки по разным шкалам к единому диапазону значений от 0 до 24. Такая весьма искусственная стандартизация создает лишь иллюзию сопоставимости баллов по различным шкалам, а выбор границы значимого отклонения от типичного вообще ничем не обоснован. Представляет также интерес вопрос о том, какова факторная структура опросника, соответствует ли она "ключам", разработанным на основе так называемой "рациональной" стратегии конструирования психологического инструментария. О. П. Елисеевым для обеспечения большей дискриминативности заданий дихотомическая форма ответов была заменена на следующую:1 - нет, это совсем не так; 2 - пожалуй, нет; 3 - верно; 4 - совершенно верно. Это дает возможность не только усилить различительную силу шкал, что немаловажно в диагностическом исследовании, но и применить в качестве. При этом следует заметить, что предлагаемая форма ответов не препятствует сравнению с ранее собранными данными, так как при необходимости легко преобразуется в дихотомическую.

10. Процедура. Правила проведения: Прочитать инструкцию и проверить, правильно ли она воспринята. Проследить за правильностью заполнения бланка протокола. Методику можно применять, начиная с 11-12 лет, как при групповом, так и при индивидуальном обследовании.

Обработка результатов. При совпадении ответа на вопрос с ключом ответу присваивается один балл.
1. Демонстративность / демонстративный тип:

+: 7, 19, 22, 29, 41, 44, 63, 66, 73, 85, 88.

-: 51.

Сумму ответов умножить на 2.

2. Застревание / застревающий тип:

+: 2, 15, 24, 34, 37, 56, 68, 78, 81.

-: 12, 46, 59.

Сумму ответов умножить на 2.

3. Педантичность /педантичный тип:

+: 4, 14, 17, 26, 39, 48, 58, 61, 70, 80, 83.

-: 36.

Сумму ответов умножить на 2.

4. Возбудимость / возбудимый тип:

+: 8, 20, 30, 42, 52, 64, 74, 86.

Сумму ответов умножить на 3.

5. Гипертимность / гипертимный тип:

+: 1, 11, 23, 33, 45, 55, 67, 77.

Сумму ответов умножить на 3.

6. Дистимность / дистимический тип:

+: 9, 21, 43, 75, 87.

Сумму ответов умножить на 3.

7. Тревожность / тревожно-боязливый тип:

+ : 16, 27, 38, 49, 60, 71, 82.

- : 5.

Сумму ответов умножить на 3.

8. Экзальтированность / аффективно-экзальтированный тип:

+: 10, 32, 54, 76.

Сумму ответов умножить на 6.
9. Эмотивность / эмотивный тип:

+: 3, 13, 35, 47, 57, 69, 79.

-: 25.

Сумму ответов умножить на 3.

10. Циклотимность / циклотимный тип:

+: 6, 18, 28, 40, 50, 62, 72, 84.

Сумму ответов умножить на 3.
Интерпретация

Доминирующий тип акцентуированного характера определяется по максимальному числу баллов, которые наберет испытуемый в результате тестирования с помощью опросника, по количеству баллов можно судить о степени развитости у взрослого человека или ребенка разных акцентуаций характера.

Сумма «сырых» баллов умноженная на соответствующий коэффициент дает показатель типа акцентуации. Максимальный показатель по каждому типу акцентуации — 24 балла. Признаком акцентуации считается величина, превосходящая 12 баллов. Полученные данные представлены в виде профиля личностной акцентуации (акцентуации характера).
Пример профиля личностной акцентуации.

Приложение
ФИО_________________________________ Возраст_________Дата_________
Инструкция: Вам предлагается ответить на 88 вопросов, касающихся различных сторон вашей личности. Рядом с номером вопроса поставьте знак + (да), если согласны, или - (нет), если не согласны. Отвечайте быстро, долго не задумывайтесь.

1. Является ли ваше настроение в общем веселым и беззаботным?

2. Восприимчивы ли вы к обиде?

3. Случалось ли вам иногда быстро заплакать?

4. Всегда ли вы считаете себя правым в том деле, которое делаете, и вы не успокоитесь, пока не убедитесь в этом?

5. Считаете ли вы себя более смелым, чем вы были в детском возрасте?

6. Может ли ваше настроение меняться от глубокой радости до глубокой печали?

7. Находитесь ли вы в компании в центре внимания?

8. Бывают дни, когда без достаточных оснований вы находитесь в угрюмом и раздражительном настроении и ни с кем не хотите разговаривать?

9. Серьезный ли вы человек?.

10. Можете ли вы сильно воодушевиться?

11. Предприимчивы ли вы?

12. Быстро ли вы забываете, если вас кто-то обидел?

13. Мягкосердечный ли вы человек?

14. Пытаетесь ли вы проверить, после того, как опустили письмо в почтовый ящик, не осталось ли оно висеть в прорези?

15. Всегда ли вы стараетесь быть добросовестным в работе?

16. Испытывали ли вы в детстве страх перед грозой или собаками ?

17. Считаете ли вы других людей недостаточно требовательными друг к другу?

18. Сильно ли зависит ваше настроение от жизненных событий и переживаний?

19. Всегда ли вы прямодушны со своими знакомыми?

20. Часто ли ваше настроение бывает подавленным?

21. Бывали ли у вас раньше истерический припадок или истощение нервной системы?

22. Склонны ли вы к состояниям сильного внутреннего беспокойства или страстного стремления?

23. Трудно ли вам длительное время усидеть на стуле?

24. Боретесь ли вы за свои интересы, если кто-то поступает с вами несправедливо?

25. Смогли бы вы убить человека?

26. Сильно ли вам мешает косо висящая гардина или неровно постеленная скатерть, настолько, что вам хочется устранить немедленно эти недостатки?

27. Испытывали ли вы в детстве страх, когда оставались один в квартире?

28. Часто ли у вас без причины меняется настроение?

29. Всегда ли вы старательно относитесь к своей деятельности?

30. Быстро ли вы можете разгневаться?

31. Можете ли вы быть бесшабашно веселым?

32. Можете ли вы целиком проникнуться чувством радости?

33. Подходите ли вы для проведения увеселительный мероприятий?

34. Высказываете ли вы обычно людям свое откровенное мнение по тому или иному вопросу?

35. Влияет ли на вас вид крови?

36. Охотно ли вы занимаетесь деятельностью, связанной с большой ответственностью?

37. Склонны ли вы вступиться за человека, с которым поступили несправедливо?.

38. Трудно ли вам сходить в темный подвал?

39. Выполняете ли вы кропотливую черную работу так же медленно и тщательно, как и любимое вами дело?

40. Являетесь ли вы общительным человеком?

41. Охотно ли вы в школе декламировали стихи?

42. Убегали ли вы ребенком из дома?

43. Тяжело ли вы воспринимаете жизнь?

44. Бывали ли у вас конфликты и неприятности, которые так изматывали вам нервы, что вы не выходили на работу (учебу)?

45. Можете ли вы сказать, что вы и при неудачах не теряете чувства юмора?

46. Сделаете ли вы первый шаг к примирению, если кто-то вас лично оскорбит?

47. Любите ли вы животных?

48. Уйдете ли вы с работы или из дома, если у вас там что-то не в порядке?

49. Мучают ли вас неопределенные мысли, что с вами или вашими родителями случится какое-нибудь несчастье?

50. Считаете ли вы, что ваше настроение зависит от погоды?

51. Затруднит ли вас выступать на сцене перед большим количеством народа?

52. Можете ли вы выйти из себя и дать волю рукам, если кто-то вас умышленно грубо рассердит?

53. Много ли вы общаетесь?

54. Если вы будете чем либо разочарованы, то впадете в отчаяние?

55. Нравится ли вам организаторская работа ?

56. Упорно ли вы стремитесь к своей цели, даже если на пути встречается много препятствий?

57. Может ли вас так захватить фильм, что слезы выступят на глазах?

58. Трудно ли вам будет заснуть, если вы целый день размышляли над своим будущим или какой-нибудь проблемой?

59. Приходилось ли вам в школьные годы пользоваться позсказками или списывать у товарищей домашнее задание?

60. Трудно ли вам ночью пройти через кладбище?

61. Следите ли вы с большим вниманием, чтобы каждая вещь в доме лежала на своем месте?

62. Приходилось ли вам лечь спать в хорошем настроении, а проснуться в удрученном и несколько часов оставаться в нем?

63. Можете ли вы с легкостью приспособиться к новой ситуации?

64. Есть ли у вас предрасположение к головной боли?

65. Часто ли вы смеетесь?

66. Можете ли вы быть приветливыми с людьми, не открывая своего истинного отношения к ним?

67. Можно ли вас назвать оживленным и бойким человеком?

68. Сильно ли вы страдаете от несправедливости?

69. Можно ли вас назвать страстным любителем природы?

70. Есть ли у вас привычка проверять перед сном или перед тем как уйти, выключены ли газ и свет, закрыта ли дверь?

71. Пугливы ли вы?

72. Бывает ли так, что вы чувствуете себя «на седьмом небе», хотя объективных причин для этого нет?

73. Охотно ли вы участвовали в юности в кружках художественной самодеятельности, в театральном кружке?

74. Тянет ли вас иногда в даль?

75. Смотрите ли вы на будущее пессимистически?

76. Может ли ваше настроение измениться от высочайшей радости до глубокой тоски за короткий промежуток времени?

77. Легко ли поднимается ваше настроение в дружеской компании?

78. Переносите ли вы злость длительное время?

79. Сильно ли вы переживаете, если горе случилось у другого человека?

80. Была ли у вас в школе привычка переписывать лист тетради, если вы допустили помарки?

81. Можете ли вы сказать, что вы больше недоверчивы и осторожны, чем доверчивы?

82. Часто ли вы видите страшные сны?

83. Возникала ли у вас мысль против воли броситься под приближающийся поезд или выброситься из высокорасположенного окна?

84.Становитесь ли вы радостным в веселом окружении?

85. Легко ли вы можете отвлечься от обременительных вопросов и не думать о них ?

86. Трудно ли вам сдержать себя, если вы разозлитесь?

87. Предпочитаете ли во время беседы молчать (да) или разговаривать (нет)?

88. Могли бы вы, если бы пришлось, участвовать в театральном представлении, с полным проникновением войти в роль и забыть о себе?

Список источников:
•Акцентуированные личности./Леонгард К. «Высшая Школа», 1981 г.

•Анализ результатов работы с опросником Леонгарда-Шмишека. Квасюк В.И. // Соционика, ментология и психология личности. – 2001. – № 1
•Бурлачук Л.Ф Морозов С.М. Словарь – справочник по психологической диагностике. 1989
•Глуханюк Н.С. , Белова Д.Е. Психодиагностика. – М. - 2005
•Елисеев Практикум по психологии личности. – М. – 2001.
Рабочая книга практического психолога. Пособие для специалистов, работающих с персоналом / Под ред.  А.А. Бодалева, А.А. Дергача, Л.Г. Лаптева. - М., 2002
•Ракович Н.К. - Практикум по психодиагностике личности. – М. – 1998.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Название методики iconВопросы государственного экзамена по теории и методики обучения физике
История становления и развития методики обучения физике. Связь теории и методики обучения физике с другими науками. Задачи теории...
Название методики iconВопросы для подготовки к диф зачёту по дисциплине «Методика обучения...
Сущность методики русского языка как науки: предмет, задачи, методологические основы современной методики (лингвистические и дидактические)....
Название методики iconПрограмма методики обучения английскому языку москва 2012 учебная...
Программа составлена в соответствии с требованиями к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ и рассчитана...
Название методики iconСовременные методики преподавания изобразительного искусства
...
Название методики iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Предмет и задачи изучения методики преподавания географии. Связь методики с другими науками и практикой школы
Название методики iconОтчет по результатам самоаттестации кафедры теории и методики обучения математике в школе
Кафедра теории и методики обучения математике в школе математического факультета мгпу была открыта в 2002 году. Основной деятельностью...
Название методики iconОсвоение методики экспериментального исследования мира на уроках тризформатики в начальной школе
Доклад базируется на «Пермской версии» пропедевтического курса информатики [1–4] (рабочее название курса – «тризформатика») и опыте...
Название методики iconРабочая программа обсуждена на заседании кафедры мпвц «01» сентября...
Название кафедра теории, методики физической культуры и спортивно-оздоровительной рекреации
Название методики iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Назарова Р. З. – декан факультета иностранных языков и лингводидактики, к ф н., профессор кафедры английского языка и методики его...
Название методики icon...
Основания для разработки методики: Постановление Правительства РФ от 23. 12. 2005 г. №803 «о федеральной целевой программе развития...
Название методики iconКурсоваяработ а по дисциплине «Название дисциплины»
«название темы точно в соответствии с утвержденным заданием»
Название методики iconНазвание разработки
Название учебного учреждения: когоау многопрофильный лицей г. Вятские Поляны Кировской области
Название методики iconОдс. 08 Частные методики адаптивной физической культуры
Цель дисциплины: освоить студентами закономерности, основные принципы и особенности методики адаптивной физической культуры в работе...
Название методики iconРеферат Отчет 163 с., 5 рисунков, 30 таблиц, 3 графика, 61 источник
Приватизация, государственная собственность, управление государственной собственностью, способы и методики контроля за приватизацией,...
Название методики iconПрограмма вступительного экзамена утверждена на заседании кафедры...
Составитель: доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и методики дошкольного образования А. В. Антонова
Название методики iconПримерная программа дисциплины «Основы методики преподавания народно-сценического танца»
Изучение теории и методики преподавания народно-сценического танца, использование знаний в исполнении и создании композиций современной...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск