«Актуальные этические, психологические и методологические проблемы врачевания»





Скачать 160.63 Kb.
Название«Актуальные этические, психологические и методологические проблемы врачевания»
Дата публикации26.02.2015
Размер160.63 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Психология > Реферат
ГОУ ВПО «Уральская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»

Кафедра терапии ФПК и ПП

Цикл тематического усовершенствования «Новые технологии диагностики и лечения терапевтических больных»

Реферат
на тему

«Актуальные этические, психологические и методологические проблемы врачевания»

Исполнитель: врач терапевт МУ

«МУЗ ГБ №1 г. Краснотурьинска»

Рыбьякова Серафима Андреевна
Руководитель: д.м.н. А.И. Коряков

Краснотурьинск

2010

СОДЕРЖАНИЕ



ВВЕДЕНИЕ


Все формы общественного сознания (политическое сознание, правосознание, мораль, религия, наука, искус­ство, философия) представляют собой имеющиеся в об­ществе взгляды и теории, возникающие для обслужива­ния деятельности людей. Исходя из представления, что этика - это наука о морали, которая изучает совокуп­ность общечеловеческих представлений о добре и зле, деонтологию в этой системе рассматривают как науку о врачебном долге.

Врачебная деонтология разрабатывает правила поведения врача, основанные на принципах врачебной морали. Как известно, наука о врачеб­ной морали называется врачебной этикой. Мораль (нравственность) - это совокупность правил и обычаев (точнее, норм и принципов), регулирую­щих обязанности людей по отношению друг к дру­гу и к обществу и поддерживаемых силой общест­венного мнения. Врачебная мораль - это совокуп­ность исторически сложившихся нравственных норм и принципов, вытекающих из задач врачеб­ной профессии. В настоящее время врачебную эти­ку и врачебную деонтологию многие считают равнозначными понятиями.

1 ДЕОНТОЛОГИЯ В СОВРЕМЕННОЙ МЕДИЦИНЕ


В своем большинстве литература по деонтологии представляет собой муссирование общеизвестных истин, суть которых сводится почти к библейской догме: люби больного, как своего ближнего, и т. д. Некоторые специалисты по этике счи­тают, что мораль - это нормативная наука и ей присуща устойчивость, как в грамматике и логике, и потому «цель этики - не знания, а поступки». Круг проблем, затрагиваемых в деонтологии, со временем, безусловно, расширяется, что происходит и в лю­бой области знании как результат отражения развития общества. Так, например, на современном этапе обсуж­даются этические аспекты экстракорпорального оплодо­творения, суррогатного материнства, клонирования лю­дей, генетической паспортизации, генной терапии, донорства при трансплантологии, смерти мозга, отноше­нии к ВИЧ-инфицированным и т. д., о которых 100 лет назад не было и речи.

К сожалению, деонтология не может предоставить какую-либо значи­мую определенность по многим вопросам сегодняшнего дня и многовековой давности, например по этическим аспектам абортов, эвтаназии, сокрытия информации, экспериментам в лечении больных и др.

Любая область знаний есть единство теоретической и практической составляющих. В работах по деонтологии первая из них, как правило, преподносится слишком обобщенно и абстрактно, касаясь самых общих сторон врачевания и зачастую весьма далеких от запросов прак­тики. В подавляющем большинстве работ они всегда сопровождаются лейтмотивом и рефреном «врач не имеет права.., врач должен.., врач обязан.., вра­чу необходимо.., от врача требуется...» При этом стиль изложения нередко декларативный, назидательный, с преобладанием сентенций и т. д., а иногда и патетический.

Методологическим дефектом представлений о враче является и отказ от диалектического единства идеально­го и материального. В деонтологии материализм бесслед­но исчезает и остается «бравурный» и утопический идеа­лизм, заключающийся в утопичности многих норм деон­тологии. Например, как лечить одного больного врачам, имеющим существенную разницу в оплате; как врачу (медсестре) лечить убийцу, педофила, алкоголика, хама, курильщика и других лиц, не выполняющих элементар­ных врачебных назначений, и т. д. Часть явлений стано­вится массовой. Так, в РФ смерть от сердечно-сосуди­стых заболеваний в 23% случаев связана с алкоголизмом, годовой «шаг» которого равен 15,1%, а курение как фактор риска стоит на одном из первых мест у всей груп­пы кардиоваскулярных заболеваний, составляющих 83% всех смертей. В целом хронические больные, нуж­дающиеся в наблюдении, в 1/3 случаев не являлись на прием даже после 4 приглашений, 21,7% обследованных не поинтересовались его результатами. До возведе­ния в ранг государственной политики проблемы артери­альной гипертонии (АГ) в РФ лечились регулярно 19,4%, эпизодически - 41,9%, не лечились 38,7% больных АГ, но и современные больные исполняют назначения врачей лишь в 36,7% случаев.

По сути, врачи вынуждены выдерживать натиск всей государственной политики в этих вопросах. Насколько должен быть мощным моральный потенциал каждого врача, чтобы устоять против циничной и безудержной аморальности значительной части общества, предающе­го свое здоровье?

Врачебная деятельность во многом идеализируется, и общество от врача требует абсолютной преданности своему делу и безошибочного и идеального исполнения сво­их профессиональных обязанностей. Одновременно об­щество прикрывается наиболее декларируемым и извест­ным из нравственных качеств врача, сформировавшимся в медицине со времен античной Греции, - бескорысти­ем, т. е. не связывание своего труда с получением вознаграждения.

По своему моральному и материальному статусу в нашей стране врач является государственным служащим. Именно государство жестко регламентирует оплату труда врачей, не связывая ее с качеством и количеством труда, т. е. отчуждает (отбирает) у врача продукт его тру­да. Такое его достаточно низкое и подчиненное положе­ние в иерархии государства на практике резко ограничи­вает реализацию им моральных принципов. Более то­го, такая моральность (на уровне крепостного права) унизительна и естественно порождает у «государевых» слуг соответствующую мораль.

Сохранение здоровья и жизни людей с позиции общества и государства - услуги, в понятиях морали неоценимые, в этом основная трудность (следует признать объективность этого момента) материальной компенсации. Но неоценимость и недооценка деятельности врача - не однозначные понятия.

Поскольку деятельность человека (и врача) состоит из единства его материально-экономических и социаль­но-нравственных (духовных) потребностей (К. Маркс), то врач (благодаря государству) в частности, в значитель­ной степени лишен возможности совершенствовать свои знания, иметь моральное удовлетворение за свой труд.

В специальном исследовании опрос 264 руководителей лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) о поро­ках современной медицины показал, что на первом месте (95%) стоит недостаточность материальной базы ЛПУ, на втором месте (74,5%) - отсутствие стимулов и заинтересованности, а 28% респондентов указали на отсутст­вие социальной, правовой и моральной защищенности врачей. На значимость последнего «элемента» вра­чевания неоднократно указывали многие специалисты.

Суть деонтологии (и одновременно ее основной де­фект) заключается в односторонней моральности, когда врачи себя и свои функции представляют с позиций ав­торитарной фигуры, защищающей больного. Длительная и односторонняя пропаганда достижений медицины приучила целые поколения населения к иждивенческому отношению к своему здоровью, ответственность за кото­рое несут врач и медицина. Это внесло в сознание обывателя извращенный эффект: если нет положитель­ного успеха в конкретном случае, то во всем виноват врач. В основе этих коллизий лежит разрыв в представлениях между тем, что могут медики, и тем, что от них ждут.

Эмпатийное отношение к пациенту (вход в его мир, требующий ответственно­сти, активности, сопереживания и необходимости взять «груз» на себя врачом) приводит к иждивенчест­ву пациентов. Американский философ Р. Витч выделил 4 модели этих взаимоотношений: инже­нерную («холодную» и безликую), пасторскую, колле­гиальную и контрактную.

2 РОЛЬ ЛИЧНОСТИ ВРАЧА


Значение одной из сторон врачевания - понимание врачами психологии больного, его видения «внутренней картины болезни», до сих пор оценено недостаточно. Другая сторона взаимоотношений больного и врача - личность врача и его психология, оказывается чаще представленной абстрактными изысканиями во мно­гом с идеалистической направ­ленностью.

Наиболее четкое представление об особенностях лич­ности врача дано Ф. И. Комаровым и соавт. (1981), который указывает на 9 свойств врача, упоминаемых и в ти­бетской медицине. Врач должен быть профессионально сильным, милосердным, воспитывать в себе стоицизм, сме­лым в принятии решений, оптимистом, пропагандистом медицинских знаний, общественником, научным работником, благоприятным по внешнему виду. Однако сле­дует признать, что любой специалист своего дела (пре­подаватель, воспитатель, инженер, юрист, менеджер и т. д.) для достижения высокого профессионализма в сво­ей области должен обладать всеми этими качествами, включая и такое «специфическое», как милосердие.

Тем не менее врачебная деятельность действительно отличается от других следующими параметрами: этико- правовой навязанностью решений (долг), дефицитом и неоднозначностью информации при нестабильности со­стояния объекта, неустранимостью факторов риска на момент принятия решения, бесповоротностью реализо­ванных решений, а также биологическими и социальны­ми особенностями этих решений в связи с типом лично­сти больного и характером окружающей среды.

Наиболее ценностными врачебными качествами найдены практически взаимоза­меняемые и равнозначные: доброжелательность - 25,9%, тактичность - 24,5%, внимательность - 25,4%. Причинами конфликтов между больными и врача­ми чаще являются качество лечения (24,6%), невнима­ние врача (20,6%), грубость врача (17,7%), его торопли­вость (2,1%).

Врачи причины конфликтов с больными видят в не­возможности и недостаточности условий обследования в 23-26%, в завышенных требованиях больных в 17-22%, в грубости больных в 13-17% случаев, и в целом в из­менении психологии населения с элементами его агрес­сивности, имеющей не всегда медицинскую природу.

По некоторым данным, в Израиле в медицинских уч­реждениях отсеивают 20% абитуриентов по психологи­ческим тестам, в которых, в частности, определяется умение сохранять самообладание в экстремальных ситуа­циях, умение мобилизоваться и брать на себя ответствен­ность. В РФ объективные критерии отбора абитуриентов есть по ряду профессий, но нет в медицинской.

Помимо общих утверждений о низком уровне каче­ства врачебной работы имеются более прицельные исследования по изучению социально-психологического портрета современных врачей и его значения для врачеб­ного процесса.

Так, приверженность (энтузиазм) к своей профессии, оцениваемый по осознанному приходу в медицину, от­мечена у 82,4% врачей, удовлетворены своей настоя­щей работой 80,2% или специальностью 49% врачей.

Безусловно, качество жизни медицинских работни­ков в этих условиях непременно страдает, в том числе и ее психологическая составляющая. При сравнении (по методике ВОЗ- КЖ-100) группы из 97 медицинских ра­ботников с группой представителей иных специально­стей (71 человек) установлено, что качество жизни, не­сомненно, лучше в группе сравнения, в частности по числу положительных эмоций, активности запоминания, личностной самооценке, качеству взаимоотношений с окружающими и т.д. Материальный уровень ниже прожиточного в семье врача - источник «комплекса неполноценности», который в итоге действительно делает врача неполноценным (нет самореализации), что приво­дит к низкому качеству медицинской помощи.

В итоге происходит «вымывание» наиболее ценной части врачебного персонала муниципальных врачебных учреждений в возрасте 40—46 лет и имеющих стаж 15 лет, что дестабилизирует коллектив, структура которого ста­новится нерациональной по всем параметрам, включая ,. пол, возраст и т. д.

Внедрение платных услуг в больницах и в медицине в целом психологически врачами воспринимается неод­нозначно. Отнеслись к этому положительно 17—27% врачей. В то же время «теневые» платежи отметили 23,4% пациентов.

В усредненном психологи­ческом портрете этой категории врачей, имеющих в ос­новном иной вектор взаимоотношений — межврачебный и вневрачебный (но все-таки это были врачи!), отмечены черты агрессивности (53%), спонтанности (33%) или ригидности (29%) поведения, что, по мнению авторов, укла­дывается в пределы нормы. Тем не менее анализ мораль­ной нормативности у них оказался низким и составил 11%.

Конечно, нельзя утверждать, что удовлетворенность качеством медицинской помощи совершенно не зависит от технического обеспечения и высоких технологий, что доказывается, например, использованием телемедицин­ской технологии для создания комфортных условий для работы врача и безопасности пациента. Однако надо помнить, что специализированная хирургическая помощь, как и теле- медицина, осуществляется «живыми» врачами.

3 ОСОБЕННОСТИ ОТНОШЕНИЯ ВРАЧА К ПАЦИЕНТАМ ПОЖИЛОГО ВОРАСТА


Главной составной частью врачебной этики, био­этики и врачебной деонтологии является отноше­ние врача к больному.

По отношению к пациенту преклонного возрас­та остаются в силе все положения врачебной деон­тологии, касающиеся отношения врача к больно­му, прежде всего основные положения биоэтики: принципы «не навреди», «делай благо» («делай доб­ро»), уважение к автономии пациента, а также принцип справедливости, однако все они приобретают некоторые особенности в преломле­нии к пожилым и старым пациентам.

Принцип «прежде всего не навреди» - одно из основополагающих деонтологических требований - уходит своими корнями в глубокую древность.

Гиппократ в своей «Клятве» предостерегает врача от причинения больному «всякого вреда и несправедливости».

В настоящее время это требование не только не потеряло, а наоборот, приобрело еще большую ак­туальность, что связано с использованием в меди­цине широкого арсенала диагностических и лечеб­ных методов, которые могут вызывать серьезные осложнения у больного. В качестве примера можно привести бронхоскопию, лапароскопию, контраст­ное рентгенологическое исследование сердца и со­судов и др. А сколько возможных побочных реак­ций таит в себе применение различных лекарствен­ных средств, вакцин, сывороток и других биологи­ческих препаратов. Подчеркну, что вред больному может быть нанесен также бездействием врача, не­оказанием помощи, в которой пациент нуждается.

Принцип «не навреди» обязывает врача посто­янно думать о том, как обеспечить безопасность больного при выполнении тех или иных диагностических и лечебных процедур, а также при на­значении лекарственных препаратов. Вместе с тем нравственное кредо «не навреди» не должно пре­пятствовать врачу выполнять диагностические ис­следования и лечебные назначения, связанные с определенным риском для здоровья, а иногда и для жизни, если они являются целесообразными с точ­ки зрения современного состояния медицинской науки.

Принцип «не навреди» становится еще более актуальным по отношению к больным преклонно­го возраста. Ведь, помимо обычных требований к определению показаний и противопоказаний к ди­агностическим процедурам и лечебным назначени­ям, надо иметь в виду опасность осложнений при выполнении инвазивных диагностических проце­дур и при фармакотерапии, связанных с частым на­личием у таких больных тяжелых соматических заболеваний, прежде всего сердечно-сосудистой сис­темы. При назначении лекарственных препаратов необходимо учитывать особенности фармакокинетики не только в связи с пожилым и старческим возрастом, но и с частым поражением у этих паци­ентов органов выделения, поэтому лекарственные средства прописывают в меньших дозах, чем боль­ным молодого возраста. Вероятность побочных ре­акций от лекарственной терапии у лиц преклонно­го возраста увеличивается также в связи с необходимостью одновременного лечения нескольких за­болеваний, что требует большего ассортимента лекарственных препаратов. Учитывать все эти особенности - не только профессиональное, но и деонтологическое требование к работе врача.

Принцип «делай благо» является продолжением принципа «не навреди». Биоэтика подчеркивает, что целью врачевания является не просто избега­ние вреда, а обеспечение блага пациента. Этот принцип нацеливает врача на активные действия по предупреждению и лечению заболеваний и предостерегает его от любых действий, не направленных на благо пациента.

Принцип «уважение автономии пациента» означает участие пациента и даже его основная роль в принятии решений, касающихся диагностики и ле­чения заболевания. Для этого больной должен быть достаточно хорошо информирован о своем заболе­вании. Однако больные преклонного возраста не­редко утрачивают способность автономно прини­мать решения, и эту обязанности берет на себя врач. В подобных случаях Н.Н. Петров рекомендовал поступать так: «Делай больному только то, что сделал бы точно в таком случае себе или своему самому близкому человеку». Это соответствует древнему «золотому правилу» нравственности, иду­щему от Библии: «Во всем, как хотите, чтобы дру­гие поступали с Вами, поступайте так и Вы с ни­ми». По возможности рекомендуется советоваться с родственниками больного, а в необходимых случаях обращаться к независимому эксперту, а также проводить консилиумы.

Принцип «справедливости» предполагает отсут­ствие дискриминации каждого больного в доступ­ности и наборе предлагаемых медицинских услуг при данном заболевании, в одинаковом отноше­нии врача к больным независимо от их достоинств и экономического статуса.

Неторопливое и внимательное, сердечное и уважительное отноше­ние к больному - закон для врача при лечении больного любого возраста. Более того, учитывая изменение характера и психологию пожилого че­ловека, к такому больному надо быть еще более внимательным и терпеливым.

Одинаковое отношение к больным независимо от возраста закреплено в Женевской декларации Всемирной медицинской ассоциации: «Я не позво­лю соображениям пола или возраста, болезни или недееспособности, вероисповедания, этической или национальной клановости, партийно-полити­ческой идеологии, расовой принадлежности, сек­суальной ориентации или социального положения встать между исполнением моего долга и моим пациентом...»

По отношению к пациентам преклонного возраста остаются в силе и другие положения врачеб­ной этики: наладить с больным терапевтическое сотрудничество; учитывать психологию больного; быть для каждого больного психотерапевтом (име­ется в виду использование приемов рациональной психотерапии); не допускать нарушений деонтоло­гии при диагностике и лечении; соблюдать деонтологические принципы по отношению к тяжелым и умирающим больным; бороться до конца за здоро­вье и жизнь пациента, при необходимости исполь­зовать право врача на риск; не забывать сомневать­ся у постели больного (но не показывать эти со­мнения больному); соблюдать врачебную тайну; никогда не проводить эвтаназию.

4 МИЛОСЕРДИЕ – ОСНОВА ВРАЧЕВАНИЯ


Если говорить о принципах врачевания, то среди них большую роль играет милосердие, которое всегда было в основе профес­сиональной жизни старого поколения не только русских врачей, но и вообще врачебного сословия. К сожалению, врачевание с годами все больше и больше теряет милосердие как основу отношений врача и больного.

Доверие и таинство - это те важнейшие аспекты психологической совместимости врача и больного, от которых в значительной степени за­висят успехи диагностики и лечения

В системе врачевания необходимо поставить психологию врача, его человеческие качества и характер на второе место после милосердия. А. П. Че­хов так их характеризовал: она (профес­сия врача) «требует самоотвержения, чистоты души и чистоты помыслов. Не всякий способен на это. Надо быть ясным умственно, чистым нравственно и опрятным физически». К сожалению, в современном врачевании важ­нейшее условие успеха - психологический кон­такт больного и врача отошло на задний план. Принцип доверительных и бодрых отношений врача с больным забыт в потоке инструкций, приказов, обязательной меди­цинской писанины, а самое главное, в технитизации всего процесса диагностики и лечения.

Медицина - это такая наука и такая профессия, в которой в отличие от других нельзя слепо рабо­тать по инструкции. Нет ничего более страшного для медицины и для больного, чем врач-статист, превращающий необыкновенный труд в работу по инструкции.

Временные стандарты лечения (определенное вре­мя на прием больных, штатные нормативы в больничных учреждениях), которые ограничивают вра­ча в возможности подробного сбора анамнеза, в общении с больным. Современные стандарты ле­чения нужны, только для финансовых расчетов и посредственных врачей.

И хотя последние десятилетия принесли десятки новых методов диагностики и сотни высокоэффек­тивных лекарств, в основе врачевания остается врач, человек с индивидуальными способностями, зна­ниями, ответственностью.

Сегодня прогресс медицины, с одной стороны, облегчил работу врача, получившего новые возмож­ности диагностики и эффективные консервативные и хирургические методы лечения, но, с другой - ос­ложнил процесс оптимального выбора метода лече­ния с учетом индивидуальных особенностей. Неред­ко в сложных ситуациях требуется аналитическое мышление, напоминающее мышление шахматиста, выбирающего наиболее выигрышный ход. Отличие одно - врач не должен ошибаться в выборе, хотя это бывает в некоторых случаях нелегко.

Прогресс медицины, внедрение стандартов вно­сят в процесс врачевания еще большую ответствен­ность врача за судьбу больного. Суть в том, как врач использует тот или иной метод, как отнесется к предложенному стандарту - равнодушно постро­ит схему диагностики и лечения, повторяя «слепо» официальную версию, или подойдет к ней творче­ски, помня старый принцип - перед тобой не бо­лезнь, а больной. Равнодушие, безразличие могут привести к печальным результатам.

Жизнь и работа вра­ча полны нерешенных вопросов, касающихся и су­ти болезни, и эффективного лечения. Иногда она омрачена горечью бессилия перед неизлечимыми болезнями. Сколько тяжелых часов и дней пережи­вает врач, понимая бесперспективность возможно­го лечения и все же продолжая борьбу за жизнь че­ловека. Этот принцип - бороться до конца, когда, казалось бы, все кончено и уже сделать ничего нельзя, должен определять работу врача.

Врачевание - это не только наука, это еще и ис­кусство. У каждого клинициста существует свой осо­бенный почерк в подходе к больному, который скла­дывается из опыта, знаний. Однако немалую роль играют характерологические особенности, быстрота реакции, вдумчивость, способность к обобщению, сопоставлению. Иногда это просто интуиция, но сложившаяся на основании опыта, причем не толь­ко данного врача, но многих поколений".

И есть еще та сторона медицины, о которой стараются умалчивать и которой не знают ни физики, ни математики, ни инженеры - никто из представителей других наук. Это когда появляются слезы на глазах и в душе, если ты не смог помочь больному и он уходит, оставляя детей, родителей, близких. И это дает силы врачевать, творить, помнить, что ты выбрал этот нелегкий путь борьбы за здоровье и жизнь челове­ка, и ты должен отдать всего себя выполнению это­го долга.

ВЫВОДЫ


Вопросам деонтологии необходимо уделять более достойное место в современной медицине.

Поднять престиж врача, его личности на современном этапе развития медицины

Понимать актуальность особенностей отношения врача к пациентам пожилого возраста.

Необходимо прививать молодому поколению врачей то, что милосердие – это основа врачевания.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ



1 А.С. Димов. Кризис деонтологии: методологические аспекты / А.С. Дымов // Клиническая медицина. 2008. № 12. С. 4-7.

2 А.С. Димов. Роль личности врача в его профессиональной деятельнеости. Часть 1 / А.С. Димов // Клиническая медицина. 2009. №4, с. 71-73.

3 В.Н. Саперов. Деонтологические аспекты отношения врача к пациентам пожилого и старческого возраста / В.Н. Саперов // Клиническая медицина. 2009 №9. С. 62-66

4 Е.И. Чазов. Врачевание в прошлом и настоящем. Что мы приобрели и что теряем? / Е.И. Чазов // Терапевтический архив. 2009 №5,№9 с. 9-14.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Актуальные этические, психологические и методологические проблемы врачевания» icon«Актуальные этические, психологические и методологические проблемы врачевания»
Гоу впо «Уральская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»
«Актуальные этические, психологические и методологические проблемы врачевания» iconПлан лекции. Введение. История развития трансплантации. Проблема...
Тема 11: Этические проблемы трансплантации органов и тканей человека. Этические проблемы ксенотрансплантации
«Актуальные этические, психологические и методологические проблемы врачевания» iconI. Проблемы этики деловых отношений
Психологические и этические основы культуры делового общения. Нравственная социализация личности 4
«Актуальные этические, психологические и методологические проблемы врачевания» iconПрограмма дисциплины актуальные проблемы теоретической и прикладной психологии
Корнилова Т. В., Смирнов С. Д. Методологические основы психологии. Спб: Питер, 2007
«Актуальные этические, психологические и методологические проблемы врачевания» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Психологические проблемы дизотогенеза»
Воронцова Оксана Юрьевна «Психологические проблемы дизонтогенза». – М.: Ноу впо «Институт психоанализа», 28 с
«Актуальные этические, психологические и методологические проблемы врачевания» iconПрограмма дисциплины «Современные тенденции развития медиасистемы»
Актуальные проблемы современности и журналистика: актуальные проблемы мировой цивилизации и журналистика, основные проблемы развития...
«Актуальные этические, психологические и методологические проблемы врачевания» iconРабочая программа дисциплины 050400 опд. Р. 05 Актуальные проблемы...
Дисциплина «Актуальные проблемы социальной истории России» включена в структуру цикла общекультурного блока базового высшего образования...
«Актуальные этические, психологические и методологические проблемы врачевания» icon«Актуальные проблемы административного права»
...
«Актуальные этические, психологические и методологические проблемы врачевания» icon4 Введение 6
...
«Актуальные этические, психологические и методологические проблемы врачевания» iconРабочая программа по курсу: «Актуальные проблемы обществознания:...
Программа по курсу «Актуальные проблемы обществознания» составлена на основе государственного стандарта среднего (полного) общего...
«Актуальные этические, психологические и методологические проблемы врачевания» iconПрограмма дисциплины актуальные проблемы современной науки и журналистика...
Актуальные проблемы современной науки. Современные научные концепции дальнейшего развития человечества
«Актуальные этические, психологические и методологические проблемы врачевания» icon«актуальные проблемы экономики и права» с 2007 года
Алпатова Э. С. Факторы формирования новой институциональной среды в банковском секторе // Актуальные проблемы экономики и права....
«Актуальные этические, психологические и методологические проблемы врачевания» iconПояснительная записка Цели дисциплины: «Актуальные проблемы экономической науки»
«Актуальные проблемы экономической науки» является является специальной дисциплиной отрасли науки и научной специальности при подготовке...
«Актуальные этические, психологические и методологические проблемы врачевания» iconЛ. Г. Егорова актуальные проблемы информационного общества казань 2008
Актуальные проблемы информационного общества: Программа дисциплины и темы дискуссий для студентов отделений и факультетов социологии,...
«Актуальные этические, психологические и методологические проблемы врачевания» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Актуальные проблемы современной социологии»
Целью освоения дисциплины «Актуальные проблемы современной социологии» является получение нового знания о состоянии современного...
«Актуальные этические, психологические и методологические проблемы врачевания» iconПрограмма дисциплины «Актуальные проблемы регулирования трудовых отношений»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030900....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск