Скачать 366.33 Kb.
|
Институт психоанализа Факультет психологии Кафедра клинической психологии Утверждено на заседании кафедры клинической психологии от 23 октября 2009 г. Протокол №1 Зав.кафедрой клинической психологии к.пс.н., профессор О.Ю. Казьмина ____________ Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психологические проблемы дизотогенеза» Автор: Воронцова Оксана Юрьевна Москва 2009 Печатается по решению кафедры клинической психологии НОУ ВПО «Институт психоанализа» Воронцова Оксана Юрьевна «Психологические проблемы дизонтогенза». – М.: НОУ ВПО «Институт психоанализа», 28 с. © НОУ ВПО «Институт психоанализа» 2009 г. © Воронцова Оксана Юрьевна 2009 г. Содержание
Раздел первый. Основные закономерности и параметры оценки дизонтогенеза. Тема 1. Предмет и содержание курса Тема 2. Клинические закономерности дизонтогенеза . Тема 3. Психологические закономерности дизонтогенеза. Тема 4. Психологические методы обследования ребенка с аномальным развитием. Раздел второй. Психологическая характеристика отдельных форм психических расстройств в детском возрасте. Тема 5. Психическое недоразвитие Тема 6. Задержанное психическое развитие·. Тема 7. Дефицитарное психическое развитие. Тема 8. Искаженное психическое развтие. Тема 9. Дисгармоничное психическое развтие. 3. План практических и семинарских занятий по курсу……………….8 · 4. Список литературы……………………………………………………….16 5. Глоссарий …………………………………………………………………..20
1.1 Организационно–методический раздел Цель курса Ознакомление студентов с основными теоретическими и практическими направлениями в диагностике детей с различными видами аномалий развития. Задачи курса
Место курса в профессиональной подготовке выпускника Курс имеет междисциплинарное значение, читается в рамках специализации "Клиническая психология". Требования к усвоению содержания курса Прослушав данный курс студенты должны
1.2 Содержание лекционного курса Раздел первый. Основные закономерности и параметры оценки дизонтогенеза. Тема 1. Предмет и содержание курса. Практическое значение проблемы.Место дисциплины в ряду смежных дисциплин ( психологии нормального детства, дефектологии, детской психиатрии). Основные этапы развития изучения аномалий развития. Тема 2. Клинические закономерности дизонтогенеза. Этиология и патогенез дизонтогений. Генетические и соматические предпосылки психического онтогенеза.Cоотношение биологического и социального в возникновении психических заболеваний в детском возрасте. Влияние возрастного фактора на происхождение и структуру психических нарушений. Мозговые структуры и психическое развитие ребенка.Понятие преморбидной почвы (Г.Е. Сухарева). Уровни нервнопсихического реагирования в детском возрасте (В.В.Ковалев). Тема 3. Психологические закономерности дизонтогенеза. Стадии психического развития и критические возрастные периоды. Первичные и вторичные нарушения (Л.С.Выготский). Роль гетерохронии и ассинхронии в нормальном и патологическом системогенезе ВПФ. Основные симптомы ассинхронии развития ( ретардация, акселерация, патологическая фиксация, временный и стойкий регресс, изоляция). Типы ассинхроний развития. Классификация психического дизонтогенеза. Общее и частное в синдромах дизонтогенеза. Тема 4. Психологические методы обследования ребенка с аномальным развитием Направленное наблюдение, качественный анализ психического развития ребенка. Нейро и патопсихологическое исследования. Экспериментальное обучение, как метод диагностики нарушений развития. Психологические тесты. Схема построения теста Векслера. Границы применения психометрических методов.Игра и рисование как диагностические методы. Роль возрастного фактора в выборе методов психологического исследования. Раздел второй. Психологическая характеристика отдельных форм психических расстройств в детском возрасте. Тема 5. Психическое недоразвитие Клиническая характеристика олигофрении. Этиология. Клинико-патогенетическая классификация. Особенности нейродинамики нервно-психических процессов. Клинико-психологические законы олигофрении (Г.Е. Сухарева). Особенности нарушений познавательных процессов при олигофрении. Степень тяжести умственного дефекта ( идиотия, имбецильность дебильность). Проблема соотношений аффективных и интеллектуальных нарушений при олигофрении. Тема 6. Задержанное психическое развитие. Клиническая характеристика детей с ЗПР. Особенности аффективной сферы детей с ЗПР. Структура интеллектуального дефекта. Дифференциальная диагностика ЗПР и олигофрении, а так же органической деменции. Роль социального фактора в формировании ЗПР. Организация помощи детям с задержкой психического развития. Профилактика вторичных невротических образований возникающих в неблагоприятных условиях воспитания и обучения. Тема 7.Дефицитарное психическое развитие. Клинико-психологическая характеристика детей с сенсорными дефектами. Динамика развития детей с сенсорными дефектами. Взаимоотношение первичных и вторичных нарушений. Влияние на развитие нарушений отдельных компонентов психомоторики. Типы аномального развития двигательной сферы у детей. Клинико психологическая характеристика развития детей с ДЦП. Особенности эмоционально-волевой сферы у детей с ДЦП. Вопросы компенсации. Тема 8. Искаженное психическое развитие. Психологическая характеристика эмоциональных и познавательных процессов при синдроме РАН разного генеза. Тип ассинхронии. Виды коррекции. Нарушения познавательных процессов и психической деятельности у детей с ранней детской шизофренией. Тема 9. Дисгармоничное психическое развитие. Психологическая характеристика отдельных видов психопатий. Роль темперамента, модель «хорошего соответствия» (Томас, и Чесс). Роль неблагоприятных условий воспитания и окружения в формировании психопатической личности. Компенсаторные и псевдокомпенсаторные образования при различных видах психопатий. Виды патохарактерологического развития личности. · 3. План практических и семинарских занятий по курсу Курс включает 26 часов семинарских занятий и 6 часов комбинированного практико-семинарского занятия, проводимого в клинике НЦПЗ РАМН. Практическое занятие № 1. По темам Клинические и психологические закономерности дизонтогенеза . Методы обследования ребенка с аномальным развитием
Роль возрастного фактора в выборе методов психологического исследования. | Методы диагностики развития: а) метод наблюдения б) варианты опросников,. Сочетание опросов с наблюдением; в) клинико-психологические методы исследования. г) психометрические методы. Границы их применения; д) проективные методы (КАТ, метод цветовых предпочтений) Принципы комбинации разных методов.
В качестве домашнего задания студентам предлагается обследование одного самостоятельно найденного ребенка дошкольного возраста (6-7) с подробным заключением и рекомендациями для учителей и родителей. ЛИТЕРАТУРА Основная. Выготский Л.С. Дефект и компенсация // Собр. соч.: В 6т. М.: Педагогика, 1983. Т.5. С.34-48. Выготский Л.С. Диагностика развития и клиника трудного детства // Собр. соч.: В 6т. М.: Педагогика, 1983. Т.5. С.257-322. Гезелл А. Цикл умственного развития // Психология аномального развития ребенка: Хрестоматия: В 2т. / Под ред. В.ВЛебединского, М.К.Бардышевской. М.: Черо; Высш. шк.; Изд-во Моск. ун-та, 2002. Т.1 С.206-248. Давыдовский И.В. Внешние и внутренние факторы в этиологии. Этиология и фактор силы. Приспособительные основы патологии и нозологии человека // Психология аномального развития ребенка: Хрестоматия: В 2т. / Под ред. В.ВЛебединского, М.К.Бардышевской. М.: Черо; Высш. шк.; Изд-во Моск. ун-та, 2002. T.l. С.23—59. 4 Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., Безруких М.М. Психофизиология ребенка. М.: Владос, 2000. С.55—61. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста: Руководство для врачей. М.: Медицина, 1995. С. 13—25. Лебединский В.В. Психофизиологические закономерности нормального и аномального развития // Психология аномального развития ребенка: Хрестоматия: В 2т. / Под ред. В.ВЛебединского, М.К.Бардышевской. М.: Черо; Высш. шк.; Изд-во Моск. ун-та, 2002. Т.1. С. 182—191. Никитина Г.Н. Основные теоретические подходы к изучению функциональной организации развивающегося мозга человека // Психология аномального развития ребенка: Хрестоматия: В 2т. / Под ред. В.ВЛебединского, М.К.Бардышевской. М.: Черо; Высш. шк.; Изд-во Моск. унта, 2002. Т.2. С.7—17. Сухарева ГЕ. Несколько положений о принципах психиатрической диагностики // Психология аномального развития ребенка: Хрестоматия: В 2т. / Под ред. В.ВЛебединского, М.К.Бардышевской. М.: Черо; Высш. шк.; Изд-во Моск. ун-та, 2002. T.l. С.60—82. Дополнительная. Валлон А. Психическое развитие ребенка. М.: Просвещение, 1967.4.1. С.38-48. Ушаков Т.К. Детская психиатрия. М.: Медицина, 1973. С.75—80. Шпиц Р. Три организатора психики // Психология аномального развития ребенка: Хрестоматия: В 2т. / Под ред. В.ВЛебединского, М.КБарды-шевской. М.: Черо; Высш. шк.; Изд-во Моск. ун-та, 2002.T.l. С.358—381. Семинар по теме «Психическое недоразвитие» 1. Клиническая характеристика олигофрении. 2. Особенности нарушений познавательных процессов при олигофрении. 3.Проблема соотношения аффективных и интеллектуальных нарушений при олигофрении. 4.Вторичные невротические образования, возникающие в неблагоприятных условиях воспитания и обучения. Литература Основная Выготский Л. С. Проблема умственной отсталости // Собр. соч.: В 6т. М.: Педагогика, 1983. Т.5. С.231—256. Заззо Р. Групповое исследование умственной отсталости // Психоло- гия аномального развития ребенка: Хрестоматия: В 2т. / Под ред. В.В.Ле- бединского, М.К.Бардышевской. М.: Черо; Высш. шк.; Изд-во Моск. ун- та, 2002. Т.2. С.ЗЗЗ—360. | Занков Л.В. Очерки психологии умственно отсталого ребенка // Пси- хология аномального развития ребенка: Хрестоматия: В 2т. / Под ред. В.ВЛебединского, М.К.Бардышевской. М.: Черо; Высш. шк.; Изд-во Моск. ун-та, 2002. Т.2. С.272—311. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. М.: ИЦ «Академия», 2003. С.34—54. Лурия Р.А. Изменение регулирующей роли речи при патологических состояниях мозга // Психология аномального развития ребенка: Хрес- томатия: В 2т. / Под ред. В.ВЛебединского, М.К.Бардышевской. М.: Черо; Высш.шк., 2002.Т.1.С.542—549. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. М.: Просвещение, 1986. С. 150—191. Сухарева Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста: В Зт. М.: Медицина, 1965. Т.З. С.20-47, 60-71, 174-215. Дополнительная Вайзман Н.Л. Психомоторика детей-олигофренов. М.: Аграф, 1997. 121с. Исаев Д. Н. Дифференциальный диагноз психического недоразвития у детей // Психология аномального развития ребенка: Хрестоматия: В 2т. / Под ред. В.ВЛебединского, М.К.Бардышевской. М.: Черо; Высш. шк.; Изд-во Моск. ун-та, 2002. Т.2. С.368-385. Лебединская К. С, Райская М.М., Грибанова Г.В. Подростки с нарушениями в аффективной сфере. М.: Педагогика, 1988. С. 124—142. Новодворская В.А. Особенности игровой деятельности умственно отсталых детей // Психология аномального развития ребенка: Хрестоматия: В 2т. / Под ред. В.ВЛебединского, М.К.Бардышевской. М.: Черо; Высш. шк.; Изд-во Моск. ун-та, 2002. Т.2. С.361—367. I В Певзнер М.С. Дети-олигофрены. М.: Изд-во АПН СССР, 1959. Современные подходы к болезни Дауна / Под ред. ДЛэйна, Б.Стрэт-форда. М.: Педагогика, 1993. С. 103—250. Семинар по теме «Задержанное психическое развитие» 1.Клиническая характеристика детей с задержкой психического развития. 2.Особенности эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития. 3. Структура интеллектуального дефекта. 4. Дифференциальная диагностика задержки психического развития и олигофрении. 5. Дифференциальная диагностика задержки психического развития и органической деменции. 6.Вторичные психогенные образования, возникающие в неблагоприятных условиях обучения. Литература Основная Лангмейер Й., Матейчек 3. Психическая депривация в детском возрасте. Прага: Авиценум, 1984. С.258—267. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. М.: ИЦ «Академия, 2003. С.54—75." Лебединская К. С, Райская М.М., Грибанова Г. В. Подростки с нарушениями в аффективной сфере. М.: Педагогика, 1988. С.89—124. Лусканова Н.Г. Диагностика интеллектуального развития детей 6—8-летнего возраста (модифицированная методика Векслера) // Практикум по патопсихологии / Под ред. Б.В.Зейгарник, В.В.Николаевой, В.ВЛебединского. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. С. 157—166. Марковская И.Ф. Задержка психического развития. М..: Компенс-центр, 1993. С.13-148. Сухарева Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста: В Зт. М.: Медицина, 1965. Т.З. С.238-279. Дополнительная Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей/Под ред. К. С Лебединской. М.: Педагогика, 1982. Гл.1—3. Лубовский В.И., Переслени Л.И., Шошин П.Б. и др. Обучение детей с задержкой психического развития / Под ред. Т.А.Власовой, В.ИЛубов-ского, Н.АНикашиной. М.: Просвещение, 1981. Гл.1, 5, 6. Раттер М. Помощь трудным детям. М.: Прогресс, 1987. С.313—346. |
Учебно-методический комплекс дисциплины «Психологические проблемы деятельности педагога» Контрольный экземпляр находится на кафедре теории и методики профессионального образования | Учебно-методический комплекс к спецкурсу «Психологические основы управления персоналом» ... | ||
Учебно-методический комплекс к спецкурсу «Психологические основы... ... | Учебно-методический комплекс ростов-на-Дону 2009 Учебно-методический... Учебно-методический комплекс по дисциплине «Адвокатская деятельность и адвокатура» разработан в соответствии с образовательным стандартом... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «проблемы теории государства и права» | Н. П. Мелешко, В. В. Полянский проблемы защиты прав потерпевших учебно–методический... Учебно–методический комплекс по курсу «Проблемы защита прав потерпевших» подготовлены в соответствии с требованиями Государственного... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психофизиология» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Медиапсихология» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Методы оптимальных решений» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных, практических и лабораторных... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Искусствоведение» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «судебная медицина» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Макроэкономика» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,... | ||
Примерная структура, состав и содержание учебно-методического комплекса... Учебно-методический комплекс по дисциплине «Социология рекламной деятельности» составлен в соответствии с требованиями Государственного... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы нейропсихологии» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Анатомия цнс» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психология стресса» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,... |