Скачать 157.36 Kb.
|
Андреев Г.Ю., педагог-психолог гимназии №1 Воробьева О.О. педагог-психолог МКОУ МУК Программа «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с использованием компьютерных технологий» (графический редактор Tux Paint) Пояснительная записка Дошкольное детство является важным периодом в психическом и личностном развитии ребенка. На сегодняшний день проблемы всестороннего развития личности у детей дошкольного возраста являются актуальными в психологическом знании. Высокий уровень интеллектуального развития, творческих способностей, умение самостоятельно познавать и находить новые способы решения задач – все это основные факторы успешного обучения ребенка в школе. Безусловно, творческие способности имеют важное значение в формировании активной самостоятельной деятельности дошкольника. В современных условиях творческая личность становится востребованной обществом на всех ступенях ее развития. Количество изменений в жизни, происходящих за небольшой отрезок времени, настоятельно требуют от человека качеств, позволяющих творчески и продуктивно подходить к любым изменениям. Для того чтобы выжить в ситуации постоянных изменений, чтобы адекватно на них реагировать, человек должен активизировать свой творческий потенциал. Репродуктивный характер традиционно сложившейся системы обучения не позволяет в полной мере сформировать творческие способности ребенка. В последние десятилетия все больший интерес со стороны педагогов вызывают новаторские идеи обучения и воспитания детей. Четко вырисовывается тенденция к поиску средств развития мыслительных способностей, связанных с творческой деятельностью ребенка, разрабатываются и внедряются новые педагогические технологии обучения, направленные на развитие творческого мышления и творческих способностей. Дошкольный возраст характеризуется развитием потребности у ребенка в значимой и оцениваемой деятельности, что положительно сказывается на его стремлении к новым игровым и обучающим видам деятельности. Использование компьютерных технологий в учебно-воспитательном процессе с дошкольниками – это одно из самых новых и актуальных направлений в дошкольной педагогике. Сегодня можно использовать компьютер в целях получения новых знаний и как средство развития творческих способностей ребенка, формирования его личности, обогащения интеллектуальной сферы дошкольника. Также он позволяют расширить возможности педагога, создает базу для приобщения детей к компьютерным обучающим программам. Предлагаемая программа с применением ИКТ предоставляет возможности для творческой деятельности дошкольников. Данная программа открывает новые возможности использования компьютерных технологий для решения важнейших психолого-педагогических задач дошкольного образования. В процессе работы по программе дети учатся анализировать, выделять существенное, рассуждать, делать выводы, находить новые способы решения задач, придумывать оригинальные идеи и т.п. Продуктивная деятельность создает условия для развития индивидуальных творческих способностей, раскрывает личностный потенциал каждого ребенка. Программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста и состоит из 24 занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность одного занятия в среднем 40 минут. Цель программы – знакомство с элементарными знаниями о компьютере и развитие творческих способностей детей дошкольного возраста с использованием информационных технологий. Содержание программы обеспечивает решение ряда психолого-педагогических задач: 1. Формирование основ творческого мышления как ведущего фактора в развитии индивидуальных творческих способностей; 2. Активизация дивергентного мышления, а также овладение способами мышления (анализ, синтез, сравнение, обобщение); 3. Развитие эмоционально-волевой сферы как основы самоконтроля; 4. Развитие навыков и умений работы с персональным компьютером; 5. Развитие мелкой моторики и формирование координации движений глаз. Модули программы: Модуль 1 – обучение компьютерной грамотности. Модуль 2 – развитие творческих способностей. Модуль 3 – диагностика творческих способностей (проводится дважды: перед блоком развитие творческих способностей для выявления у детей способностей к творчеству и на конец цикла занятий с целью определения динамики их развития). Основные организационные формы работы: а) фронтальная работа с группой детей в классе, оснащенном проектором и белым экраном (на экране транслируются какие-либо заготовки, рисунки с целью рассмотрения, обсуждения с дошкольниками и объяснения задания), также во время фронтальной работы проводится познавательная беседа и гимнастика для глаз. б) Индивидуальная работа детей в компьютерном классе с целью формирования практических навыков работы на компьютере и развития творческих способностей. В рамках реализации программы в качестве основных методов обучения выступают: - беседы; - моделирование и анализ заданных ситуаций; - мозговой штурм; - игра «Данетки»; - дидактические и развивающие упражнения; - упражнения творческого характера (рисуночные задания). Методика проведения занятия: Первая часть занятия несет педагогическую нагрузку. Здесь продумываются каждый этап занятия:
Вторая часть занятия проводится непосредственно на компьютере, где дети выполняют основное задание, направленное на развитие творческих способностей и умение воплощать свой замысел. Задания предназначены для развития следующих творческих мыслительных способностей: беглости, гибкости, оригинальности мышления, способности к детальной разработке сюжетов, идей, рисунков. Продолжительность работы ребенка на компьютере обусловлена физиологическими особенностями: не более 20 минут для детей от 6 до 7 лет. В конце занятия подводится итог, осуществляется анализ результата. Благодаря занятиям по развитию творческих способностей детей с использованием компьютерных технологий достигаются следующие результаты: - развивается мелкая моторика, формируется тончайшая координация движений глаз; - дошкольники способны высказывать и придумывать оригинальные идеи и композиции; - развивается воображение и творческие способности, дивергентное мышление; - возрастает интерес к обучению; - повышается возможность творчески использовать свой жизненный опыт. Приобретенные на занятиях способности неординарно мыслить помогут детям в учебе и в жизни при решении проблем. Учебно-тематический план
Модуль 3 – диагностика творческих способностей (проводится дважды: перед блоком развитие творческих способностей для выявления у детей способностей к творчеству и на конец цикла занятий). Примечание: Так как уровень начального развития у всех детей разный, поэтому возможно увеличение количества часов. Содержание программы Модуль 1 – Обучение компьютерной грамотности – 6 часов Тема 1. Знакомство с компьютером. Работа на компьютере мышкой – 1 час Установка контакта. Создание положительного настроя на занятие. Компьютер. Сравнение компьютера и ноутбука. Устройство компьютера: системный блок, монитор, клавиатура, мышка. Компьютер – помощник в получении знаний. Правила работы за компьютером. Работа за компьютером: Игра «Собери компьютер». Учимся работать мышкой. Игра на отработку одинарного щелчка «Поймай животных». Игры на отработку двойного щелчка: «Поймай шарики», Игры на отработку навыка перетягивания: «Сложи игрушки в коробку», «Укрась поляну цветами». Упражнение-игра «Узор» (составление узора по образцу и самостоятельному замыслу). Подведение итогов. Эмоционально-положительная оценка. Тема 2. Знакомство с компьютером. Ввод и вывод информации – 1 час Установка контакта. Создание положительного настроя на занятие. Системный блок – мозг компьютера. Понятия «ввод» и «вывод». Помощники «ввода» и «вывода» информации в мозг компьютера. Работа за компьютером: Закрепление навыков работы мышкой: игра «Перемести в коробку квадратные предметы» (предметы круглой формы, предметы треугольной формы, предметы красного цвета, синего цвета, желтого и зеленого). Тренировочные упражнение по вводу информации при помощи клавиатуры: «Ввод цифр, «Ввод букв». Игры: «Веселый счет», «Буквы», «Читаем сами». Упражнение - игра «Узор» (составление узора по образцу и самостоятельному замыслу). Подведение итогов. Эмоционально-положительная оценка. Тема 3. Меню компьютера. Работа с меню графического редактора Tux Paint. Инструменты: «краска», «кисти», «линии», «ластик» – 1 час Установка контакта. Создание положительного настроя на занятие. Понятие меню. Цепочка связи «кафе – меню - компьютер». Меню компьютера. Знакомство с меню графического редактора Tux Paint. Меню «Инструменты». Инструменты: «краска», «кисти», «ластик», «линии». Работа за компьютером: Учимся работать с инструментом «краска». Упражнение «Рисуем дом». Учимся работать с инструментом «кисти». Упражнение «Такие разные кисточки». Учимся работать с инструментом «линии». Упражнение «Нарисуй при помощи линий квадрат и треугольник». Задание на творчество: «Создать самую красивую ракету» с помощью графического редактора Tux Paint. Подведение итогов. Эмоционально-положительная оценка. Тема 4. Меню компьютера. Работа с меню графического редактора Tux Paint. Инструменты: «форма» и «магия» – 1час Установка контакта. Создание положительного настроя на занятие. Закрепление понятия меню. Задание «Назвать инструменты, при помощи которых нарисованы картины». Знакомство с инструментами «форма», «магия» графического редактора Tux Paint. Работа за компьютером: Учимся работать с инструментом «формы». Упражнения «Рисуем цветные формы», «Рисуем снеговика». Учимся работать с инструментом «магия». Упражнение «Зарисуй снеговика», «Настоящие волшебники». Подведение итогов. Эмоционально-положительная оценка. Тема 5. Меню компьютера. Работа с меню графического редактора Tux Paint. Инструменты: «штампы» и «текст» – 1 час Установка контакта. Создание положительного настроя на занятие. Закрепление понятия «меню компьютера». Цепочка связи «компьютерная программа – меню – полки с товаром в магазине». Понятие штамп. Знакомство с инструментом «штамп», «текст» графического редактора Tux Paint. Работа за компьютером: Учимся работать с инструментом «штамп». Упражнение «Сложи на полку товар», «Подводный мир». Учимся работать с инструментом «текст». Упражнение «Ввод цифр», «Ввод слов». Подведение итогов. Эмоционально-положительная оценка. Тема 6. Проверка знаний и умений по работе с меню «Инструменты» графического редактора Tux Paint - 1 час Установка контакта. Создание положительного настроя на занятие. Закрепление знаний о графическом редакторе Tux Paint. Задание «Что мы знаем о графическом редакторе Tux Paint». Работа за компьютером: Рисунок при помощи графического редактора Tux Paint на свободную тему с использованием разнообразных инструментов. Подведение итогов. Эмоционально-положительная оценка. Модуль 2 – развитие творческих способностей Тема 7. Такие разные открытки – 2 часа Знакомство с дизайном открыток. Рисуем открытку с надписью «Поздравляю!» - 1 час Установка контакта. Создание положительного настроя на занятие. Открытка. Архив открыток: знакомство с дизайном и оформлением открыток. Работа за компьютером: Оформление открыток с надписью «Поздравляю!» в программе Tux Paint с использованием разнообразных инструментов. Подведение итогов. Эмоционально-положительная оценка. Рисуем открытку с надписью «С Новым годом!» - 1 час Установка контакта. Создание положительного настроя на занятие. Архив новогодних открыток: знакомство с дизайном и оформлением новогодних открыток. Отличие новогодних открыток от открыток «С Днем рождения!». Работа за компьютером: Оформление открыток с надписью «С Новым годом!» в программе Tux Paint с использованием разнообразных инструментов. Подведение итогов. Эмоционально-положительная оценка. Тема 8. Учимся думать творчески – 1 час Установка контакта. Создание положительного настроя на занятие. Творческое мышление. Интеллектуальная разминка «Что произойдет, если …» Анализ вопросов и ответов. Работа за компьютером: Рисунок «Человек из геометрических фигур» с использованием инструментов «формы», «линии», «краски» графического редактора Tux Paint. Подведение итогов. Эмоционально-положительная оценка. Тема 9. Смотри, а способов решений много. Вопросы и ответы – 3 часа Вопросы и ответы – 1час Установка контакта. Создание положительного настроя на занятие. Интеллектуальная зарядка: «Вопросы и ответы». Анализ вопросов и ответов. Вопросы с одним вариантом ответа. Вопросы с множеством вариантов ответов. Игра «Данетки». Работа на компьютере: «Рисунок линиями» (поиск вариантов изображения рисунков при соединении 20 точек линиями). Подведение итогов. Эмоционально-положительная оценка. Учимся составлять вопросы и ответы – 1час Установка контакта. Создание положительного настроя на занятие. Актуализация знаний. Составление вопросов имеющих один единственный вариант ответа и вопросов, которые имеют множество вариантов ответа. Рисование на доске: Упражнение «Дорисуй». Работа за компьютером: Творческое рисование на тему «Фабрика по производству тортов» (рисуем торт для мамы, для любимой собаки, на любимый праздник). Подведение итогов. Эмоционально-положительная оценка. Разные способы выполнения задания – 1час Установка контакта. Создание положительного настроя на занятие. Актуализация знаний. Составление вопросов имеющих один единственный вариант ответа и вопросов, которые имеют множество вариантов ответа. Рисование на доске: Упражнение «Дорисуй». Сочинение истории. Упражнение «Есть начало, есть конец, а что в середине истории» (дети должны предложить разные варианты истории). Работа на компьютере: Оформление подарочной коробки к празднику 23 февраля и 8 марта. Подведение итогов. Эмоционально-положительная оценка. Тема 10. Придумываем и фантазируем – 1 час Установка контакта. Создание положительного настроя на занятие. Упражнение на развитие творческого мышления «Придумай рассказ, используя заданный набор слов» (зонт, красивое дерево, группа детей, мост через речку). Работа на компьютере: Используя интересные нестандартные идеи, дети дорисовывают незаконченные изображения и придумывают им название. Подведение итогов. Эмоционально-положительная оценка. Тема 11. Ох уж это настроение – 1 час Установка контакта. Создание положительного настроя на занятие. Настроение. Упражнение «Определи настроение кота». Интеллектуальная зарядка: нахождение причин изменения настроения. Работа на компьютере: Рисуем счастливое, сердитое и печальное лицо. Создаем комикс. Подведение итогов. Эмоционально-положительная оценка. Тема 12. Рисуем символы – 2 часа Рисунки и символы – 1 час Установка контакта. Создание положительного настроя на занятие. Понятие «символ». Отличие символа от рисунка. Рисование на доске: Упражнение «Придумай символ к слову» (набор слов: гроза, лес, снегопад). Работа на компьютере: Придумать для набора слов символы. Превратить символы в рассказ. Набор слов используемых в задании: девочка, читать, книга, под, дерево, улыбаться. Подведение итогов. Эмоционально-положительная оценка. Рисунки и символы. Рисуем символы к словам – 1 час Установка контакта. Создание положительного настроя на занятие. Актуализация знаний по теме «Символы». Упражнение «Составь из слова множество других слов». Расширение словарного запаса. Рисование на доске: Рисование символов из составленных слов. Упражнение «Придумай символ к слову». Работа на компьютере: Придумать для набора слов символы. Превратить символы в рассказ. Набор слов используемых в задании: мальчик, бегать, играть, утро, двор, маленький. Подведение итогов. Эмоционально-положительная оценка. Тема 13. Придумываем значки – 2 часа Экология. Придумываем значки на экологическую тематику – 1 час Установка контакта. Создание положительного настроя на занятие. Понятие «экология». Беседа на экологическую тему. Работа на компьютере: Придумать дизайн значка на экологическую тематику призывающего людей беречь природу. Подведение итогов. Эмоционально-положительная оценка. Придумываем дизайн значков к надписям – 1час Установка контакта. Создание положительного настроя на занятие. Актуализация знаний по теме «Символы» и «Значки». Задание на доске: «Придумай значок к надписи». Используемые надписи для значков: «Все будет хорошо», «Россия», «Божья коровка», «Рыбак», «В первый класс». Работа на компьютере: Создать дизайн трех значков с надписями. Конкурс «Самый лучший значок». Подведение итогов. Эмоционально-положительная оценка. Тема 14. Создаем фирменные знаки – 2часа Фирменный знак. Создаем фирменные знаки для фирм, издательств, фабрик – 1час Установка контакта. Создание положительного настроя на занятие. Расширение словарного запаса знаний. Понятие «фирменный знак». Отличительные особенности фирменных знаков. Работа на доске: Упражнение «Придумай название и фирменный знак для своего детского сада». Работа на компьютере: Создать фирменный знак для книжного издательства, автомобильной фирмы или фабрики по выпуску кукол. Подведение итогов. Эмоционально-положительная оценка. Создаем фирменные знаки для кафе, магазина «Детский мир» – 1 час Установка контакта. Создание положительного настроя на занятие. Расширение словарного запаса (предприниматель, фирма). Разнообразие форм и видов представления фирменных знаков: фирменные знаки в виде букв, слов в виде цифр, в виде картинок, в виде звуков. Работа на компьютере: Придумать и нарисовать фирменный знак для кафе мороженого и для магазина «Детский мир». Подведение итогов. Эмоционально-положительная оценка. Тема 15. Создаем рекламу – 2 часа Оформляем рекламный щит «Электрические лампочки» – 1 час Установка контакта. Создание положительного настроя на занятие. Понятие «реклама». Беседа «Какой должна быть реклама и как ее создать». Образец создания рекламы. Работа на компьютере: Создать рекламный щит с изображением рекламы электрических лампочек. Подведение итогов. Эмоционально-положительная оценка. Оформляем рекламный щит «Смотрите скоро в кинотеатре мультфильм» – 1 час Установка контакта. Создание положительного настроя на занятие. Актуализация знаний по теме «Реклама». Отличительные особенности рекламы на щитах и плакатах. Работа на компьютере: Оформить щит с рекламой мультфильма, который будут показывать в кинотеатре. Подведение итогов. Эмоционально-положительная оценка. Список литературы 1. Гатанов Ю.Б. Курс развития творческого мышления для детей 6-10 лет.- СПб.: Иматон, 1997. 2. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника [Текст]/ О.М. Дьяченко. – М.: Знание, 1986. – 96 с. 3. Королева С.Г. Развитие творческих способностей детей 5-7 лет: диагностика, система занятий [Текст] / С.Г. Королева. – Волгоград: Учитель, 2010. – 114 с. 4. Кравцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника[Текст]/ Е.Е.Кравцова. – М.: Просвещение: Учебная литература, 1996. – 160с. 5. Скворцова В.О. Интеллект + креатив: развитие творческих способностей дошкольников [Текст] / В.О. Скворцова. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 219 с. 6. Тамберг Ю.Г. Развитие творческого мышления ребенка [Текст] / Ю.Г. Тамберг. – СПб.: Речь, 2002. – 176 с. |
Конспект урока по теме: «Графический редактор Tux Paint. Создание рисунка «Осень» Цель: познакомить учащихся со средой графического редактора Tux Paint, отработать навыки работы с инструментами рисования | Конспект урока с использованием эор графический редактор Paint. План-конспект... | ||
Урока: Обобщение изученного материала по теме «Графический редактор Paint» Проверка теоретических знаний и практических умений по изученной теме: “Графический редактор Paint”; совершенствовать навыки работы... | Урок окг для учащихся 6 класса по теме: «Графический документ. Графический редактор» Цель урока: дать понятия «графический документ», «графический редактор», учить создавать электронный графический документ на компьютере... | ||
Темы самообразования педагогов на «Развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность» | Реферат «развитие творческих способностей детей дошкольного возраста... Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «детский сад №10» г. Орла | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста посредством лепки | Доклад из опыта работы к муниципальным педагогическим чтениям музыкальных... На протяжении многих лет наш детский сад работает в направлении изучения народного творчества, воспитания и приобщения детей дошкольного... | ||
Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста... Реферат на тему: «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Использованы компьютерные программы: текстовый редактор Word (2000), редактор формул Ms Equation, графический редактор Paint, сложные... | ||
Конспект группового логопедического занятия по коррекции ффнр у детей... В соответствии с образовательной программой дошкольного образовательного учреждения, на основе анализа уровня развития детей, в целях... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях изобразительной деятельности на основе... | ||
Конспект урока с использованием эор графический редактор Paint. Фио... Необходимое техническое оборудование пк с выходом в сеть Интернет, мультимедийный комплекс | Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Семенихина Т. И. – «Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста». Сборник статей ирот. Москва 2008 г | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: Обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования по направлению "Экологическое развитие детей старшего... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Образовательные: формирование, систематизация и обобщение знаний по теме “Графический редактор Paint. Освоить работу мыши с помощью... |