Примерная программа курса дисциплины «Конфликтология» составлена в соответствии с требованиями (федеральный компонент)





Скачать 169.05 Kb.
НазваниеПримерная программа курса дисциплины «Конфликтология» составлена в соответствии с требованиями (федеральный компонент)
Дата публикации08.03.2015
Размер169.05 Kb.
ТипПримерная программа
100-bal.ru > Психология > Примерная программа
Примерная программа курса дисциплины «Конфликтология» составлена в соответствии с требованиями (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки специалистов по циклу "Общие профессиональные дисциплины" государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования второго поколения по специальности 350400 «Связи с общественностью».

Разработчик программы

О.Н.Барабанов, кандидат исторических наук, доцент кафедры мировых политических процессов МГИМО (У) МИД РФ

Рецензенты:

(Ф.И.О., ученая степень, ученое звание, ВУЗ)

  1. Организационно-методический раздел

    1. Цель курса: дать представление о конфликтологии как науке, а также о существующих в мире научных и практических подходах по решению международных проблем, связанных с урегулированием конфликтных и кризисных ситуаций путем переговоров и посреднических процедур, показать роль специалиста по связям с общественностью в управлении кризисными ситуациями.

    2. Задачи курса - научить студентов

      • анализировать современные конфликты, понимать их природу;

      • критически оценивать различные теоретические школы, занимающиеся анализом и урегулированием конфликтов;

      • уметь применять теоретические знания к анализу конкретных конфликтов.

      • уметь оценивать целесообразность и эффективность использования различных переговорных и посреднических процедур.

      • уметь применять полученные знания в практической работе по связям с общественностью.



    1. Место курса в системе социогуманитарного образования. Данный курс предусмотрен на четвертом году обучения в качестве общей профессиональной дисциплины курса при подготовке специалистов в области связей с общественностью.

    2. Требование к уровню освоения содержания курса. Курс предполагает знакомство студентов с основными теоретическими концепциями, понятийным аппаратом и методами исследования, существующими в конфликтологии. В ходе курса студенты обязаны читать рекомендованную литературу, написать аналитическую справку, сдать зачет. На зачете студенты должны продемонстрировать знание содержания курса, а также умение применять теоретические знания для анализа конкретных конфликтных ситуаций.

II Содержание курса

. Темы и краткое содержание

Тема 1. Введение в курс. Конфликтология, ее предмет и задачи. Сложности определения понятия "конфликт". История становления конфликтологии как науки. Формирование отечественной школы конфликтологии. Мировая наука об урегулировании конфликтов и ведении переговоров. Основные научные направления; исследовательские и учебные центры США, Западной Европы, России.

Тема 2. Природа социального конфликта. Источники и причины возникновения конфликта. Границы конфликта. Позитивные и деструктивные функции конфликта. Предмет и объект конфликта. Участники конфликта: прямые, косвенные, посредники. Процесс и динамика конфликта. Стадии и фазы развития конфликта.

Тема 3. Типы конфликтов. Проблема типологии конфликтов. Возможные классификации конфликтов. Внутриличностный конфликт. Межличностный конфликт. Конфликт в малых социальных группах. Конфликт больших социальных групп. Политический конфликт. Международный конфликт. Онтологический конфликт.

Тема 4. Человеческий фактор в конфликте. Человеческий фактор в конфликте, и особенности его восприятия. Эмоциональный и рациональный фактор в конфликте. Проблема эмоций и психологической совместимости. Психологические особенности личности, влияющие на развитие конфликтов. Типы конфликтных личностей.

Тема 5. Поведение в конфликте. Типичное поведение в конфликтной ситуации. Тест К.Килмена. Односторонние и совместные действия сторон в конфликте. Характеристика основных стилей поведения: конфронтация, избегание, приспособление, компромисс, сотрудничество. Проблема идентичности и конфликт.

Тема 6. Проблема коммуникаций в конфликтных ситуациях. Коммуникации как источник конфликта. Коммуникации как процесс с обратной связью. Механизм искажения информации. Основные функции коммуникаций. "Барьеры" коммуникаций. Процесс принятия решений в условиях конфликтной ситуации (недостаток информации, ограниченность коммуникаций и пр.). Установление каналов коммуникации в конфликте. Виды каналов коммуникации (прямые и непрямые каналы коммуникации, официальные и неофициальные каналы). Проблема выбора каналов коммуникации.

Тема 7. Эскалация и деэскалация конфликта. Основные закономерности эскалации конфликта. Модели эскалации конфликта: агрессивно-оборонительная модель, спиральная модель, модель структурных изменений. "Мертвая точка" и деэскалация конфликта. Проблемы, связанные с урегулированием конфликта на его разных стадиях. Понятия "переговорного пространства", "наилучшей альтернативы обсуждаемому соглашению".

Тема 8. Урегулирование конфликтов. Регулирование и разрешение социальных кризисов и конфликтов: определение основных понятий - регулирование, разрешение, управление, предотвращение, минимизация последствий. Этапы и последовательность оптимального урегулирования конфликтов. Соотношение науки и практики урегулирования конфликтов. Проблемы институционализации конфликтов. Легитимизация конфликтов. Условия легитимности и институциональной процедуры. Структурирование конфликтующих групп. Основные формы регулирования и разрешения конфликтов.

Тема 9. Третья сторона в урегулировании конфликта. Понятия «третья сторона в урегулировании конфликта», “посредничество”, “оказание “добрых услуг”, “наблюдение за ходом переговоров”, “арбитраж”. Основные задачи и средства воздействия третьей стороны. Эволюция роли третьей стороны при урегулировании конфликтов. Трудности и проблемы при осуществлении посреднических услуг. Требования, предъявляемые к посреднику. Многообразие видов посредничества. Принудительные меры со стороны посредника при урегулировании конфликтов.
Тема 10. Переговоры как средство урегулирования конфликтов. Часть 1. Переговоры как научная и практическая проблема. Основные этапы и тенденции в развитии исследований по переговорам. Структура и функции переговоров. Переговорные стратегии (торг, совместный с партнером процесс принятия решения). Тактические приемы на переговорах.

Тема 11. Переговоры как средство урегулирования конфликтов. Часть 2. Стили ведения переговоров. Национальные стили ведения переговоров. Методологические подходы к их исследованию. Личностный стиль переговоров. Особые случаи в ведении переговоров: многосторонние переговоры, переговоры на высшем уровне. Переговоры в условиях неравенства сил.

Тема 12. Проблема предупреждения и предотвращения конфликтов. Условия предотвращения открытых форм конфликта. Предварительные сигналы о зарождении конфликта. Моделирование конфликтов. Превентивная дипломатия как средство урегулирования международных конфликтов.

Тема 13. Информационное противоборство в конфликте. Информационная и психологическая борьба между участниками конфликта. "Психологическая война" как составная часть политического и социального конфликта. "Спецпропаганда" в условиях войны. Принципы организации собственного информационного потока в конфликте. Основные приемы использования СМИ в международном, политическом и социальном конфликте. Самостоятельная роль СМИ в конфликте.

Тема 14. Связи с общественностью в условиях конфликта. Связи с общественностью как средство кризисного регулирования, как средство предотвращения конфликта или минимизации его последствий. Управление кризисными ситуациями как одна из функций специалиста по связям с общественностью. Особенности медиа-планирования в условиях конфликта. Проблемы этики поведения специалиста по связям с общественностью в условиях конфликта.

Тема 15. Конфликты в современном мире. Особенности современных конфликтов и подходов к их урегулированию. Тенденции в развитии конфликтов в конце 20 века. Возрастание этнического и конфессионального фактора в конфликте. Конфликты и формирующаяся политическая система мира. "Фактор CNN". Усиление роли СМИ в современных конфликтах. Задачи специалиста по связям с общественностью в современных конфликтах.

Тема 16. Конфликты в России и СНГ. Конфликты на постсоветском пространстве и проблемы их урегулирования. Специфика международного, политического и социального конфликта на постсоветском пространстве. Характерные черты этих конфликтов. Дискуссии о причинах развития конфликтов на постсоветском пространстве. Особенности урегулирования данных конфликтов. Особенности освещения конфликтов на постсоветском пространстве в СМИ. Накопленный опыт работы по связям с общественностью при урегулировании конфликтов на постсоветском пространстве.

Примерная тематика рефератов, курсовых работ

В ходе курса студенты должны выбрать в собственными профессиональными интересами любой известный международный, политический или социальный конфликт, и на основе полученных знаний и методических приемов проанализировать его. Особое внимание при этом должно быть уделено информационной составляющей данного конфликта и специфике организации связей с общественностью участниками конфликта. Например, могут быть выбраны следующие темы:

        1. Динамика развития конфликта в Косово.

        2. Различные стадии чеченского конфликта.

        3. Ближневосточный конфликт: история и современность.

        4. Миротворческая операция как форма урегулирования международного и политического конфликта.

        5. Политический конфликт в России перед парламентскими выборами 1999 г.

        6. Особенности конфликтов между крупнейшими российскими корпорациями.

        7. Конфликт вокруг приватизации "Связьинвеста" в 1997 г.

        8. Социальный конфликт в современной России (конфликты на Выборгском целлюлозно-бумажном комбинате, Ачинском глиноземном заводе, Московском заводе "Кристалл" и др.).

        9. Конфликт в организации и его информационная составляющая (борьба за лидерство в РАО "ЕЭС" в 1997-98 гг.).

        10. Роль межличностного конфликта в политике и общественной жизни.



Примерный перечень вопросов для самостоятельной работы, к экзамену (зачету)

  1. Конфликтология, ее предмет и задачи. Понятие "конфликт".

  2. Представления о конфликтах в древнем мире, в средние века и в раннее новое время.

  3. Изучение конфликтов в XIX в. Взгляды Гегеля и Маркса на природу конфликтов.

  4. Теория социал-дарвинизма. Ее подход к изучению конфликтов.

  5. Функциональная теория конфликта. Социология конфликта Г.Зиммеля.

  6. Развитие конфликтологических теорий в 1950-70е гг.

  7. Проблемы современного развития научных исследований по конфликтологии за рубежом и в России.

  8. Причины возникновения конфликта.

  9. Конструктивные и деструктивные функции конфликта.

  10. Прямые и косвенные участники конфликта.

  11. Предмет конфликта.

  12. Различные подходы к типологии конфликтов.

  13. Внутриличностный конфликт. Общая характеристика.

  14. Межличностный конфликт. Общая характеристика.

  15. Конфликт в малых социальных группах. Конфликт в организации. Общая характеристика.

  16. Конфликт в больших социальных группах. Общая характеристика.

  17. Политический конфликт. Общая характеристика.

  18. Международный конфликт. Общая характеристика.

  19. Типология международных конфликтов по их интенсивности.

  20. Конфликты с нулевой и ненулевой суммой.

  21. Человеческий фактор в конфликте. Типы конфликтных личностей.

  22. Феномены восприятия в условиях конфликта. Их роль в конфликте и его урегулировании.

  23. Феномены, связанные с принятием решения в кризисной ситуации.

  24. Основные стили поведения в конфликте.

  25. Соперничество (борьба за победу) как стиль поведения в конфликте. Основные тактики соперничества.

  26. Эскалация конфликта. Основные закономерности. Модели эскалации конфликта.

  27. "Мертвая точка" и деэскалация конфликта. Переход к переговорам. Понятия переговорного пространства, "наилучшей альтернативы обсуждаемому соглашению".

  28. Функции третьей стороны в конфликте. Основные задачи посредника.

  29. Различные типы посредников.

  30. Фактор нейтральности и беспристрастности посредника.

  31. Консультативные и директивные роли посредника.

  32. Подготовка к переговорам: проблемы и задачи.

  33. Национальный стиль ведения переговоров. Описания американского, французского, российского и других стилей ведения переговоров.

  34. Личностный стиль ведения переговоров.

  35. Тактические приемы при ведении переговоров.

  36. Специфика многосторонних переговоров.

  37. Структура переговорного процесса.

  38. Проблемы прогнозирования и предотвращения конфликтов.

  39. Информационное противоборство в конфликте. "Психологическая война".

  40. Методы и формы психологического воздействия на соперника в условиях конфликта.

  41. Связи с общественностью в условиях конфликта.

  42. Управление кризисными ситуациями как одна из функций специалиста по связям с общественностью.

  43. Особенности медиапланирования в условиях конфликта.

  44. Проблемы этики поведения специалиста по связям с общественностью в условиях конфликта.

  45. Особенности конфликтов в современном мире

  46. Особенности конфликтов в современной России и СНГ



  1. Распределение часов курса по темам и видам работы.

Распределение часов курса по темам и видам работ.



п/п

Наименование тем и разделов

Всего часов

Аудиторные занятия (час.)

Самостоят работа









Лекции

Семинары




1.

Введение в курс

2

2




2

2.

Природа социального конфликта

8

2

2

4

3.

Типы конфликтов

8

2

2

4

4.

Человеческий фактор в конфликте

8

2

2

4

5.

Поведение в конфликте

8

2

2

4

6.

Проблемы коммуникаций в конфликтных ситуациях

8

2

2

4

7.

Эскалация и деэскалация конфликта

8

2

2

4

8.

Урегулирование конфликтов

8

2

2

4

9.

Третья сторона в урегулировании конфликта

8

2

2

4

10

Переговоры как средства урегулирования конфликтов

8

2

2

4

11.

Проблема предупреждения и предотвращения конфликтов

8

2

2

4

12.

Информационное противоборство в конфликте

8

2

2

4

13.

Связи с общественностью в условиях конфликта

8

2

2

4

14.

Конфликты в современном мире

8

2

2

4

15.

Конфликты в России и СНГ.

8

2

2

4




ИТОГО

116

28

32

58



  1. Форма итогового контроля – Экзамен (зачет)

V. Учебно-методическое обеспечение курса:

1. Литература основная:

Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. М.: ЮНИТИ. 2000.

Громова О.Н. Конфликтология. Курс лекций. М.: ЭКМОС. 2000.

Дмитриев А.В. Конфликтология. М.: Гардарики. 2000.

Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. М.:Аспект-пресс. 1996.

Крысько В.Г. Секреты психологической войны. Мн.: Харвест. 1999.

Лебедева М.М. Политическое урегулирование конфликтов. М.: Аспект-пресс. 1999.

Основы конфликтологии / под ред. В.Н. Кудрявцева. - М.: Юристъ, 1997.

Рубин Дж., Пруйт Д., Ким С.Х. Социальный конфликт: эскалация, тупик, разрешение. М.: ОЛМА-Пресс. 2001.

Юридическая конфликтология / Ред. В.Н. Кудрявцев. М., Институт государства и права, РАН, 1995.

2. Литература дополнительная:

Аверьянов Л.Я. Социальная напряженность. // Социология: что она знает и может. М. 1993.

Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М. 1990.

Александрова Е.В. Социально-трудовые конфликты: пути разрешения. М. 1993.

Андреев В.И. Конфликтология (Искусство спора, ведения переговоров, разрешения конфликтов). М. 1995.

Анискевич А.С. Политический конфликт. Владивосток. 1994.

Анцупов А.Я., Прошанов С.Л. Конфликтология: междисциплинарный подход. М. 1996.

Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциология. - М.: Аспект-Пресс, 1998.

Аршба О.И. Этнополитический конфликт: сущность и технология управления. М. 1996.

Аш А. Введение в теорию конфликта. // Мир политики. Суждения и оценки западных политологов. М. 1992.

Бабосов Е.М. Конфликтология. М. 1997.

Барабанов О.Н. Миротворцы или участники конфликта? // Открытая политика. М. 1998. № 3-4.

Барановский В. Внутренние и внешние конфликты России // Ежегодник СИПРИ 1996. Вооружения, разоружение и международная безопасность. М. 1997. - С. 168-194.

Белкин А.С. Конфликтология: наука гармонии. Екатеринбург. 1995.

Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М. 1996.

Берон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб. 1997.

Бордачев Т. В. «Новый интернационализм» и современное миротворчество. – М. 1998.

Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт. Новосибирск. 1989.

Боттомор Т. Социологическая теория и изучение социального конфликта. // Общественные науки за рубежом. Реферативный журнал. Серия "Философия и социология". 1973. № 1.

Бройнинг Г. Руководство по ведению переговоров. М. 1996.

Бутрос Гали Б. Повестка дня для мира. Превентивная дипломатия, миротворчество и поддержание мира. Доклад Генерального секретаря ООН. Нью-Йорк, 1992.

Василюк Ф.Е. Психология переживания. М. 1984.

Введение в теорию международного конфликта. М. 1996.

Войтова С.А., Зубань Е.Н. Конфликтология. СПб. 1993.

Вольфсон Э.Н. Конфликтология. Кемерово. 1997.

Гиляров Е.М. Конфликтология. М. 1995.

Глухова А.В. Политические конфликты: основания, типология, динамика. М.: УРСС. 2000.

Гришина Н.В. Я и другие: общение в трудовом коллективе. Л. 1990.

Данакин Н.С., Дятченко Л.Я. Технологии сотрудничества и противоборства. Белгород. 1993.

Данакин Н.С. Конфликты и технология их предупреждения. Белгород. 1995.

Дарендорф Р. Конфликт и свобода. // Реферативный журнал. М. 1974.

Дарендорф Р. Современный социальный конфликт. // Иностранная литература. 1993. № 4.

Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта. // Социс. 1994. № 5.

Дмитриев А.В., Кудрявцев В.Н. Введение в общую теорию конфликтов. М. 1998.

Донцов А.И., Полозов Т.А. Проблема конфликта в западной социальной психологии. // Психологический журнал. 1980. Т.1. № 6.

Доронина Н.И. Международный конфликт. - М., 1981.

Дружинин В.В., Конторов Д.С., Конторов М.Д. Введение в теорию конфликта. М. 1989.

Забастовки 1989-1993 гг. в России (социологический аспект). / Под ред. А.К. Зайцева. Калуга. 1996.

Забастовки. Зарубежный и отечественный опыт. / под ред. Ю.Н.Миловидова, А.Н.Крестьянинова. М. 1998.

Загорский Ан.В. Методологические и методические аспекты формирования переговорной концепции и оценки предложений партнера по переговорам // Системный подход: анализ и прогнозирование международных отношений / Под ред. И.Г.Тюлина. - М., 1991. - С. 59-77.

Зайцев А.К. Социальная напряженность на производстве: действующие силы конфликта. - Калуга, 1991.

Запрудский Ю.Г. Социальный конфликт (политологический анализ). Ростов-на-Дону. 1992.

Здравомыслов А.Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве. - М. 1997.

Зеркин Д.П. Основы конфликтологии. Ростов-на-Дону. 1998.

Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. М. 1990.

Иванов В.Н., Смолянский В.Г. Конфликты и конфликтология. М. 1995.

Иванова В.Ф. Социология и психология конфликтов. М. 1997.

Идентичность и конфликт // Под ред. М.Б.Олкотт, В.Тишкова, А.Малашенко. - М. 1997.

Исраэлян В.Л., Лебедева М.М. Переговоры - искусство для всех // Международная жизнь, 1991, N 11, с. 48-55.

Канатаев Ю.А. Психология конфликта. М. 1992.

Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. М. 1989.

Ковачек П., Малиева М. Предупреждение и разрешение конфликтов. М. 1994.

Козер Л.А. Завершение конфликта // Социальный конфликт: современные исследования. М.: ИНИОН, 1991.

Козырев Г.И. Введение в конфликтологию. М. 1999.

Кокошин А.А., Кременюк В.А., Сергеев В.М. Вопросы исследования международных переговоров // Мировая экономика и международные отношения. - 1988. - N 10. - С. 3-13.

Конфликты в СНГ: некоторые вопросы методологии исследования // МЭ и МО, 1994, № 8-9.

Корнелиус Х., Фэйр Ш. Выиграть может каждый. Как разрешать конфликты. М. 1992.

Корэн Л., Гудмэн П. Искусство торговаться или Все о переговорах. М. 1995.

Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. М. 1991.

Кэмпбелл Д. Реалистическая теория группового конфликта. // Психологические механизмы регуляции социального поведения. М. 1979.

Лебедева М.М. Вам предстоят переговоры. - М. 1993.

Лебедева М.М. Вестфальская модель мира и особенности конфликтов на рубеже ХХ1 века. // Космополис, Альманах 1999. – С. 132-137.

Лебедева М.М. Отечественные исследования процесса ведения переговоров: истории развития и перспективы // Вестник МГУ. Сер.18. Социология и политология. – 2000. – N 1. – С.154-165.

Лебедева М.М. Развитие неофициального посредничества в современном мире: тенденции, проблемы, перспективы // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. - 1998, N 3. - С.28-35.

Лебедева М.М., Хрусталев М.А. Основные тенденции в зарубежных исследованиях международных переговоров // Мировая экономика и международные отношения. - 1989. - N 9. - С. 107-111.

Ликсон Ч. Конфликт. Семь шагов к миру. СПб. 1997.

Лоренц К. Агрессия. М. 1994.

Лысенко В.Н. Региональные конфликты в странах СНГ: опыт урегулирования / Полис, 1997. - 1998. - № 2. -С. 147-157.

Мастенбрук В. Переговоры. - Калуга. 1993.

Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации. М. 1996.

Международные и внутренние аспекты регулирования политических и социальных конфликтов в Российской Федерации. М.: МОНФ. 1999.

Морозов Г.И. ООН: опыт миротворчества // МЭ и МО, 1994, № 7.

Модернизация в России и конфликт ценностей. М. 1993.

Нергеш Я. Поле битвы - стол переговоров. М. 1989.

Никитин А.И., Хлестов О.Н., Федоров Ю.Е., Демуренко А.В. Миротворческие операции в СНГ. – М. 1998.

Ничепоренко Л.А. Буржуазная "социология конфликта". М. 1982.

Олейник А.Н. основы конфликтологии. М. 1992.

Паин Э. Чечня и другие конфликты в России // Международная жизнь, 1998, № 9. - С.91-101.

Прикладная конфликтология. Хрестоматия. Минск. 1999.

Растов Ю.Е., Трофимова Р.А. Конфликтология. Барнаул. 1995.

Рубин Дж., Колб Д. Психологические подходы к процессам международных переговоров // Психологический журнал, 1990, N 2, с. 63-73.

Рубин Дж., Салакюз Дж. Фактор силы в международных отношениях // Международная жизнь. - 1990. - N 3. - С.27-38.

Рыбакова М.М. Конфликты и взаимодействие в педагогическом процессе. М. 1991.

Сафьянов В.И. Этика общения: проблема разрешения конфликтов. М. 1997.

Севрюгин В.И. Специальные методы социально-психологического воздействия и влияния на людей. Челябинск. 1996.

Семигин Г.Ю. Политическая стабильность общества. М. 1997.

Семигин Г.Ю. Социальное партнерство в современном мире. М. 1996.

Скотт Дж. Конфликты, пути их преодоления. Киев. 1991.

Солленберг М., Валленстин П. Крупные вооруженные конфликты // Ежегодник СИПРИ 1996. Вооружения, разоружение и международная безопасность. - М. 1997.

Солленберг М., Валленстин П. Глобальная картина крупных вооруженных конфликтов. 1989-1997 гг. // Ежегодник СИПРИ 1998. Вооружения, разоружение и международная безопасность. - М. 1999.

Соловьев А.И. Противоречия согласительных процессов в России. // Полис. 1996. № 5.

Спиллман К.Р., Спиллман К. Образы врага и эскалация конфликта. // Исследование международных конфликтов. 1991. № 3. С. 61-82.

Степанов Е.И. Конфликтология переходного периода. М. 1996.

Сулимова Т.С. Социальная работа и конструктивное разрешение конфликтов. М. 1996.

Тернер Дж. Теория конфликта. // Он же. Структура социологической теории. М. 1985.

Тимофеева Л.Н. Политическая конфликтология. М. 1996.

Федорищева О.П. Некоторые методы разрешения социально-политических конфликтов. Орел. 1995.

Фельдман Д.М. Конфликты в мировой политике. М. 1997.

Фельдман Д.М. Политология конфликта - М. 1998.

Фишер Р., Юри У. Путь к согласию, или переговоры без поражения. М. 1990.

Фишер Р., Эртель Д. Подготовка к переговорам. М. 1996.

Фролов С.Ф. Социология: сотрудничество и конфликты. М. 1997.

Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? // Полис. 1994. № 1.

Хасан Б.И. Психотехника конфликта и конфликтная компетентность. Красноярск. 1996.

Хорни К. Ваши внутренние конфликты. СПб. 1997.

Чумиков А.Н. Управление конфликтами. М. 1995.

Чумиков А.Н. Управление конфликтом и конфликтное управление как новые парадигмы мышления и действия // Социс. 1995. N 3. - с.52-57.

Шейнов В.П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение. М. 1996.

Юри У. Преодолевая "нет". Или переговоры с "трудными" людьми. - М. 1993.

3. Перечень обучающих , контролирующих компьютерных программ, диафильмов. и т.п.

Курс предполагает использование:

  1. Компьютерной базы данных по конфликтам из книги Bloomfield, Lincoln & Moulton, Allen. Managing International Conflicts: From Theory To Policy.- N.Y.: St. Martin’s Press, 1997.

  2. Интернета для поиска информации по современным конфликтам.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Примерная программа курса дисциплины «Конфликтология» составлена в соответствии с требованиями (федеральный компонент) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Государственного стандарта (Федеральный компонент гос, 2004г.)....
Примерная программа курса дисциплины «Конфликтология» составлена в соответствии с требованиями (федеральный компонент) iconРабочая программа курса математики в 7-9 классах (базовый уровень)
Рабочая программа по математике составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного...
Примерная программа курса дисциплины «Конфликтология» составлена в соответствии с требованиями (федеральный компонент) iconМетодические рекомендации по изучению курса примерная тематика рефератов...
Рабочая программа учебной дисциплины «Историческая география Востока» составлена в соответствии с требованиями ооп: 03300062 Культурология...
Примерная программа курса дисциплины «Конфликтология» составлена в соответствии с требованиями (федеральный компонент) iconРабочая программа дисциплины «Конфликтология в профессиональной деятельности»
Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо с учетом рекомендаций Примерной основной образовательной программы...
Примерная программа курса дисциплины «Конфликтология» составлена в соответствии с требованиями (федеральный компонент) iconРабочая программа учебной дисциплины конфликтология
Конфликтология. Пособие по изучению дисциплины и планы семинарских занятий для студентов 5 курса дневного обучения специальности...
Примерная программа курса дисциплины «Конфликтология» составлена в соответствии с требованиями (федеральный компонент) iconПрограмма одобрена на заседании кафедры фонетики английского языка...
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению и профилю подготовки 030300 психология, 040100 социология,...
Примерная программа курса дисциплины «Конфликтология» составлена в соответствии с требованиями (федеральный компонент) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Теория и методика футбола» составлена в соответствии с требованиями (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания...
Примерная программа курса дисциплины «Конфликтология» составлена в соответствии с требованиями (федеральный компонент) iconРабочая учебная программа по дисциплине «Концепции современного естествознания»...
ЕН. Ф. 2 – общие математические и естественнонаучные дисциплины, федеральный компонент
Примерная программа курса дисциплины «Конфликтология» составлена в соответствии с требованиями (федеральный компонент) iconРабочая программа составлена на основе примерной программы по географии «География мира»
Программа данного курса подготовлена в соответствии с образовательным стандартом по географии и полностью реализует федеральный компонент...
Примерная программа курса дисциплины «Конфликтология» составлена в соответствии с требованиями (федеральный компонент) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Примерная программа составлена для 6 класса общеобразовательной средней школы и содержит все темы, которые включены в федеральный...
Примерная программа курса дисциплины «Конфликтология» составлена в соответствии с требованиями (федеральный компонент) iconРабочая программа по литературе для 6 класса составлена в соответствии...
Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденным приказом Минобразования России...
Примерная программа курса дисциплины «Конфликтология» составлена в соответствии с требованиями (федеральный компонент) iconРабочая программа по дисциплине «Физическая культура» (цикл общих...
Рабочая программа: обсуждена и рекомендована к изданию решением кафедры физического воспитания от 26. 09. 2011г
Примерная программа курса дисциплины «Конфликтология» составлена в соответствии с требованиями (федеральный компонент) iconКонспект открытого урока
Федеральный компонент государственный образовательный стандарт основного общего образования по английскому языку;Примерная программа...
Примерная программа курса дисциплины «Конфликтология» составлена в соответствии с требованиями (федеральный компонент) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Пояснительная записка примерная программа составлена для 6 класса общеобразовательной средней школы и содержит все темы, которые...
Примерная программа курса дисциплины «Конфликтология» составлена в соответствии с требованиями (федеральный компонент) iconТема : Библия источник знаний
Федеральный компонент государственный образовательный стандарт основного общего образования по английскому языку;Примерная программа...
Примерная программа курса дисциплины «Конфликтология» составлена в соответствии с требованиями (федеральный компонент) iconКонспект урока по теме «Религиозный состав населения мира»
Федеральный компонент государственный образовательный стандарт основного общего образования по английскому языку;Примерная программа...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск