«Я уроки начинаю делать в 23. 30, когда мама скандал закатит, а до этого играю в куклы»





Скачать 251.04 Kb.
Название«Я уроки начинаю делать в 23. 30, когда мама скандал закатит, а до этого играю в куклы»
Дата публикации11.03.2015
Размер251.04 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Психология > Урок
Тайм–менеджмент для школьников:

методы, приемы, инструменты.
Надежда Болсуновская

(Красноярск)

Педагог-психолог гимназии № 13 г. Красноярска; руководитель сетевого методического объединения психологов образования; руководитель психолого-педагогического направления проекта «Сеть творческих учителей» Microsoft.com.Россия


Однажды мне довелось работать со школьником, который тратил на приготовление уроков 12 часов… Когда я попросила его описать процесс выполнения уроков, ребенок ответил: «Я сперва решу один пример, потом чаю попью, потом еще один решу, потом с кошкой поиграю… Потом опять вернусь к примерам, потом отвлекусь и т.д.».

Такие примеры в разряд единичных, увы, не отнесешь. Наоборот, проблемы, связанные с неумением школьниками управлять своим временем, являются одними из наиболее распространенных. Это отмечают и родители, и дети.

Анализ обращений родителей, беседы со школьниками 2-4 классов в рамках консультаций, уроков психологии показали, что:

  • отдельные школьники до 36 часов в неделю тратят впустую;

  • многие дети сами не садятся за уроки, а многие из тех, кто садится сам, до последнего момента откладывают их выполнение;

  • некоторые школьники любят оттягивать выполнение полезных дел на потом или вообще забывают про их существование;

  • многие дети не знают, чем себя можно занять в свободное время, кроме смотрения телевизора и игры на компьютере;

  • многие дети смотрят телевизор и играют в компьютер по 4-6 часов ежедневно, тратя на это лучшее время;

  • у отдельных школьников процесс выполнения уроков или полезных домашних дел растягивается надолго, потому что они отвлекаются в процессе выполнения работы на посторонние дела;

  • около половины детей признаются, что не планируют свой день;

  • у значительного числа школьников отсутствует режим дня;

  • многие школьники жалуются, что у них мало времени на отдых -основное время занимает приготовление уроков.


Вот, что говорят наши дети по поводу управления временем:

«Свои выходные я провожу так:

Можно спать до одиннадцати, потом телевизор смотреть часами, затем компьютер до ночи».

«…Мой день примерно такой… Утром встаю, ем, смотрю телевизор, гуляю. Потом опять ем, вновь телевизор и вновь прогулка. Затем опять еда, телик и прогулка…»

«А вот это мой учебный день:

Я люблю много гулять, а уроки – к ним я приступаю, когда мама на меня наорет».

«Я всегда тяну время, когда надо делать что–то по дому».

«Меня сильно отвлекает телевизор – я и хочу делать уроки, но не могу от него оторваться».

«Я уроки начинаю делать в 23.30, когда мама скандал закатит, а до этого играю в куклы».

«Я долго настраиваюсь на выполнение чего–либо: вначале чаю попью, с кошкой поиграю, телик посмотрю… А потом уже и за полезные дела…»

«Я делаю уроки иногда по 8 часов до 2.30 ночи».

Эти примеры показывают, что школьники не владеют в достаточной степени умениями управлять временем, что не позволяет им с успехом временем распоряжаться. Вместе с тем, умения тайм-менеджмента являются одними из основных и в обучении в школе, и во взрослой жизни. Когда мы тратим время впустую, мы вместе с ним теряем тот стержень, который позволяет нам конструктивно управлять собственной деятельностью и жизнью в целом – мы как будто растекаемся, подобно сметане по тарелке, вместо того, чтобы мобилизоваться, собраться в комок и начать успешно действовать.

Наш успех во многом зависит от того, как мы распоряжаемся временем, поэтому многие взрослые обращаются к технологиям тайм-менеджмента – технологиям управления временем, чтобы все успевать: и на работе, и в личной жизни. Значимость тайм–менеджмента для взрослых очевидна и неоспорима.

Однако, кажется, что тайм–менеджмент – это задача совсем не детского возраста, что к ней надо обращаться в подростковом, юношеском возрасте, когда ребенок станет более осознанным. Дети, дескать, и без тайм–менеджмента могут обойтись. Но мы видим, что и в младшем школьном возрасте встает вопрос об обучении детей навыкам управления временем в связи с тем, что дети реально нуждаются в подобных навыках – в подростковом возрасте может быть уже поздно учить ребенка планировать время на приготовление уроков, на организацию полезной деятельности, на отдых: ребенок привыкнет к тому образу жизни, который у него был…

Конечно, можно менять привычки и в подростковом возрасте, но легче всего начинать работу над этим с младшего школьного возраста, объявив войну врагам потерянного времени, которые были нами выявлены…

Важно отметить, что вопросы, связанные с управлением временем поднимаются педагогами, когда они с детьми работают над поговорками типа «Сделай дело, гуляй смело», или когда учат уроки с детьми на продленке, или на тематическом родительском собрании. Затрагивают эти моменты и родители, занимаясь воспитанием ребенка в семье, выполняя с ребенком уроки или стараясь приучить его к порядку. Однако вся эта работа по обучению ребенка умениям управления временем протекает стихийно и как бы между прочим, опираясь в большей степени на собственный жизненный опыт родителей и педагогов. Стихийность связана с тем, что в школе отсутствует курс, где бы школьники могли приобрести и обобщить соответствующие навыки, а родители освоить технологии формирования таких умений.

Так и появилась программа «Тайм–менеджмент для малышей», направленная на создание условий для формирования у младших школьников и младших подростков умений конструктивного управления временем.

Задачи:

  1. Формирование у школьников позитивной мотивации на изучение данного курса.

  2. Формирование у школьников представлений о ситуациях, в которых происходит потеря времени, и способах организации времени в таких ситуациях.

  3. Обучение школьников планированию времени в учебный период и в свободное от уроков время.

  4. Организация пространства проживания и проектирования ребенком ситуаций, связанных с конструктивным и неконструктивным управлением временем.

Кроме приобретения специфических навыков, связанных с управлением временем, программа направлена и на формирование у школьников умений работать в команде и проектно мыслить.

Проектируя развивающую программу по тайм–менеджменту, мы сформулировали следующие характеристики, относящиеся к методам, которые позволяют наиболее эффективно добиться поставленных целей.

Так, на наш взгляд методы должны :

  • Быть активными и практикоориентированными – без действий, проживания конкретных ситуаций, проб сложно что-то актуализировать, тем более, если речь идет о совместной деятельности, решении проблем, взаимодействии. Без самостоятельного открытия знаний, способов, проживания ситуаций школьникам трудно будет присвоить знание и сделать его своим.

  • Быть событийными - они должны создавать события - значимые, важные для детей, которые лежат в основе изменений.

  • Быть рефлексивными и одновременно личностно значимыми - без осмысления своих действий, действий других невозможно говорить о каком-либо развитии и изменении. Однако психология человека такова, что нам хочется, чтобы все изменения происходили сами по себе, без затрат и усилий. Поэтому многие упражнения, связанные с рефлексией и необходимостью изменений, не очень-то желанны, если их «давать в лоб». Такие упражнения хорошо идут либо в игровом контексте, либо когда «отступать уже некуда», т.е. когда ребенок осознал необходимость изменений.

  • Ставить ребенка в активную позицию и поощрять ее.

  • Создавать ситуации проектирования дальнейших событий и реализации задуманных проектов – стимулировать саморазвитие.

  • Отвечать потребностям и интересам детей.

Хотелось бы остановиться на использовании активных методов – деятельностного подхода, лежащего с основе всей программы. Данный подход предполагает не простое изложение педагогом, психологом учебного материала (как, увы, бывает и в деятельности педагогов-предметников, и в рамках уроков психологии), а такую организацию работы на уроке, при котором школьники вместе с педагогом выводят (открывают) новое знание. Только такая подача материала позволяет формировать умения учебной деятельности – ведущей деятельности младшего школьника – целеполагание, планирование, самоконтроль, самооценка и т.д. Кроме того, деятельностный подход – это верный путь к формированию учебной мотивации, интереса к учению, которого порой не хватает современным детям.

Этапы реализации деятельностного подхода.

  1. Постановка задачи. Совместное открытие нового начинается с постановки перед школьниками задачи, которую необходимо решить. Причем она ставится не прямо, простым озвучиванием цели урока, а косвенно, когда школьник, выполняя серию заданий, заходит в тупик и нуждается в новом знании для того, чтобы успешно действовать.

  2. Совместное открытие нового знания. Школьники и педагоги ищут пути преодоления затруднения и в результате получают новые знания.

  3. Закрепление и обобщение нового материала в разных формах, которые предполагают активную позицию ребенка.

Деятельностный подход и другие описанные принципы определяют использование нами методов, приемов построения урока, - здесь в отличие от традиционных подходов, на первый план выходят активные методы обучения: проектные методы, групповая дискуссия, анализ ситуаций, ролевые игры и т.д.
Методы и приемы:

  • Погружение

  • Проектная деятельность

  • Мозговой штурм и групповая дискуссия

  • Театрализованная деятельность

  • Игровая деятельность

  • Беседа

  • Эксперимент

  • Групповая совместная деятельность

  • Анализ ситуаций и их изменение

  • Создание историй

Также в программу включены приемы, которые являются специфическими для тайм–менеджмента:

  • анализ количества потерянного времени с помощью календарика- пинарика и листа–хронометража;

  • планирование дня, фиксация в виде плана и его проживание с использованием золотых правил управления времени; ведение ежедневника;

  • оценка выполнения запланированного и фиксация итогов.

Исходя из специфических приемов понятно, что дети в рамках программы знакомятся со следующими инструментами управления времени:

    1. календариком–пинариком,

    2. хронометражем,

    3. планом на день.

I. Рассмотрим основные методы и приемы, используемые в программе.

МЕТОД ПРОЕКТОВ и КОМАНДНАЯ РАБОТА.

Метод проектов предполагает поиск школьниками способов решения проблем, а также их непосредственное решение. В рамках программы школьники создают 2 проекта:

  1. Школьники решают реальную проблему – как помочь школьникам младших классов научиться управлять своим временем. Каждая команда предлагает проект книжки–малышки или газеты, прочитав которую школьникам не захочется терять время впустую. В итоге проекта каждая команда создает свою книгу или газету, которая затем вывешивается в школе для изучения школьниками младших классов. Данный проект является итоговым в ходе изучения курса тайм–менеджмента.

  2. Школьники решают проблемную ситуацию, произошедшую с героем, который тратил время впустую. Дети должны не только, обсудив в команде, предложить решения проблемы, но и представить решение проблемы в виде небольшой сценки, которую разыгрывают участники команды.

Этапы проектной деятельности:

  1. Введение в проектирование. Постановка задач. Объяснение технологий и способов действий. Обсуждение временного регламента. Проговаривание технологий группового взаимодействия.

  2. Самостоятельная проектная работа школьников. По ходу проектной работы психолог выступает в роли тьютора, оказывая поддержку школьникам в проектировании содержания, в организации командной работы.

  3. Презентация итогов проектной работы и дальнейшая трансляция итогов проектов:

    • Команды представляют свои проекты, после чего психолог, представители других команд задают вопросы по содержанию проекта. Затем проектный продукт передается адресатам, если ставилась соответствующая задача.

    • В классе организуется выставка проектных продуктов, созданных детьми. После выставки плакаты, книги, газеты развешиваются по школе, чтобы дети других классов могли с ними ознакомиться.

  4. Подведение итогов проектной деятельности. Здесь обсуждаются вопросы, связанные собственно с содержанием проекта, так и с организацией командного взаимодействия.

Примерные вопросы для обсуждения по поводу командной и проектной работы:

  • Ваши впечатления по поводу работы над проектом: что понравилось, что не понравилось, что было трудно?

  • Была ли полезной работа над проектом?

  • С какими трудностями сталкивались и как их решали?

  • Все ли участники команды работали над проектом?

  • Как была организована работа в команде – кто, какую часть проекта выполнял?

  • Возникали ли разногласия по ходу работы над проектом? Из-за чего они возникали, и как вы их разрешали?

  • Хватило ли вам времени для выполнения проекта? Почему?

  • Остались ли вы довольны работой в команде?

Особое внимание в рамках метода проектов уделяется работе в команде – проектные задания составляются таким образом, что только распределяя обязанности в команде, работая дружно и согласованно, можно достичь цели. Например, команде надо создать книжку–малышку за 40 минут. Если из команды будут работать 2-3 человека, а остальные займут позицию наблюдателей, то времени не хватит, необходимо включать в работу всех, а также грамотно распределять задания с учетом возможностей детей.

Как уже было сказано выше, в качестве одного из проектов школьникам необходимо поставить сценку – выразить через нее решение проблемы. Обращение к ТЕАТРАЛИЗОВАННЫМ проектам не случайно. С одной стороны, такие формы работы очень интересны детям, отсюда дополнительная мотивация на самоизменение. С другой стороны, театрализованные формы позволяют ребенку увидеть свое поведение со стороны, увидеть в гиперболизированной и не очень форме то, к чему приводит потеря времени. В–третьих, они позволяют в целом увидеть систему установок школьников, которая проявляется в спонтанных сценках и ответах. И, наконец, они дают возможность раскрыться каждому ученику, показать себя с новой стороны, попробовать себя в роли креатора и организатора.

В рамках театрализованных проектов школьникам дается не очень много времени на подготовку проекта - 10минут. Лимит времени лишает школьников возможности долго раскачиваться и сразу же заставляет школьников активно действовать, разрабатывая сюжет и его постановку.

Говоря о презентации сценок, книжек, газет, важно обратить особое внимание школьников на умение слушать товарищей, когда те представляют проект. Порой это дается с трудом, потому что школьники в процессе либо бурно продолжают обсуждать свое выступление, либо обсуждают выступление команды. Поэтому важно сразу ставить рамки по поводу слушания товарищей, воспитывая у школьников культуру слушания.

АНАЛИЗ СИТУАЦИЙ И ИХ ИЗМЕНЕНИЕ.

В программе курса предусмотрены задания, предполагающие анализ ситуаций с ошибками с их последующим изменением. В рамках курса предусмотрены 2 типа таких ситуаций для анализа:

1. Ситуации–тексты. Ситуации, представленные в виде текста с ошибками, которые надо найти и исправить. В частности, для анализа детям предлагается один день, проведенный школьниками, и который, как оказывается позднее, потрачен впустую, в нем нарушены все возможные правила управления временем. Школьникам необходимо найти ошибки, а потом их исправить – составить и представить другой день из жизни школьников, в котором время бы не тратилось впустую.

Пример. Карта к групповой работе «Секреты времени».

«Во вторник у Оли с Валерой намечалась контрольная за четверть по русскому языку, поэтому с родителями они договорились, что после школы будут готовиться к контрольной. Уроки у Оли и Валеры закончились в 13.00. 2 часа они шли из школы в соседний дом, а потом час обедали. Затем Оля вспомнила, что начинается ее любимый сериал, и убежала в зал, а Валера уткнулся в компьютерную игру. Вот так они и просидели до 21.00. В 21.00, за час до прихода мамы, дети вспомнили про контрольную и стали искать по квартире учебник русского языка. В 22.00 учебник был найден, и тут пришла мама. До 23.00 мама рассказывала про работу, а в 23.00 спросила про подготовку к контрольной работе. Дети честно рассказали, что ничего не делали. В итоге мама решила их проучить, и они легли спать с невыученными правилами. И в школе получили двойки».

Данная работа используется нами на этапе введения правил управления временем – анализ текста логически подводит школьников к необходимости введения правил времени, чтобы в жизни у людей не получалось как у школьников из ситуации.

Анализ ситуаций происходит в рамках групповой работы школьников. По итогам выполнения анализа, представители команд презентируют найденные ошибки в тексте, а затем предлагают исправленные варианты.

2. Ситуации–сценки. Несколько человек из класса спонтанно или после минимальной подготовки представляют в виде сценок ситуации, в которых люди нерационально используют время, не называя вслух ошибки. Класс определяет и называет ошибки, показанные в сценке, затем представители от класса показывают правильный вариант разрешения ситуации.

СОЗДАНИЕ ИСТОРИЙ.

В ходе курса «Тайм–менеджмент для малышей» мы также обращаемся и к такому виду работ как создание истории.

Так, мы предлагаем школьникам написать авторскую сказку или историю, в которой бы главный герой в начале терял время попусту, а потом изменился.

Смысл данной работы в том, чтобы школьники вместе с героем прожили правильные и неправильные образцы управления временем, в нестандартной форме актуализировали для себя правила управления временем, а также в тексте отреагировали те чувства, которые связаны у них с управлением времени.

Этапы работы:

  1. Введение школьников в создание историй.

  2. Создание текстов детьми в течение одной недели и их фиксация.

  3. Презентация работ и обсуждение заключенных в них идей.

Отдельно хотелось бы остановиться на этапе «Презентация». Индивидуальная презентация собственных продуктов представляет для отдельных детей большую трудность, потому что им кажется, что их творение могут не принять в классе, что все начнут смеяться. Поэтому надо очень индивидуально подходить к каждому выступлению. Если ребенок не хочет выступать, не стоит настаивать, такой учащийся – это нам сигнал, что ему нужна поддержка. Лучше пригласить его индивидуально и обсудить его проблему.

Также важно при презентации не допускать, чтобы дети высказывали неконструктивные реплики, смешки в отношении выступающего товарища, что порой случается в нашей школе. Важно сразу оговаривать вопрос, связанный с адекватным принятием любых работ, какие бы они не были.

Вопросы для обсуждения историй:

  1. Какие правила управления временем нарушил герой?

  2. Что помогло герою перестать тратить время впустую?

  3. Чему учит нас эта история? Какой она таит в себе секрет?


II Теперь рассмотрим специфические инструменты, помогающие управлению временем.
КАЛЕНДАРИК-ПИНАРИК представляет собой табличный календарь, где дополнительно к датам и дням недели проставлено время суток с интервалом в 1 час (см. рисунок).



Идея инструмента

Календарик–пинарик ведет свое название от слова «пинать» в значении «подталкивать». Календарик призван показать ребенку то, сколько времени он тратит впустую, а также мотивировать его на более полезное использование времени. Использование календарика–пинарика в работе со школьниками показало, что количество потерянных часов сокращается. Кроме того, дети отмечают, что стали бережнее относиться ко времени.

Это достигается за счет следующих эффектов:

  • Ребенок наглядно видит, сколько времени он потратил впустую, и это заставляет его задуматься. Получая в конце недели пугающую цифру о потерянных часах, в частности, были случаи, когда 41 час ребенок потратил впустую, которые можно было бы потратить с пользой, у многих детей наступает прорыв, и они начинают по–другому относиться во времени.

  • Ребенок собственноручно отмечает потерянные часы цветом, что дополнительно показывает ребенку, что именно от него зависит количество потраченного впустую времени. Кроме того, здесь срабатывает и желание ребенка «быть идеальным», что выражается в том, что ребенку хочется зачеркнуть как можно меньше квадратиков.

  • Календарик постоянно находится у ребенка перед глазами, ребенок постоянно видит и осознает, что ему надо будет его раскрасить – в данной ситуации календарик выступает своеобразным вынесенным контролем, некой напоминалкой, которая ежеминутно сигнализирует о нежелательности траты времени впустую.

Принцип действия календарика такой. Ежедневно учащийся отмечает то время, которое он потратил впустую, цветным карандашом (ручкой). Фиксация идет по часам. Например, ребенок с 15.00 до 22.00 играл в компьютер, хотя ему было позволено играть в течение часа, а остальное время он должен был учить уроки и убираться по дому. Поэтому диапазон с 16.00 до 22.00 выделяется цветом. Час с 15.00 до 16.00 идет как время отдыха и относится к полезному времени (ребенку в качестве отдыха положен час компьютера в данном примере). При этом, календарик все время находится вместе с ребенком и ставится на самое видное место.

После того, как день прожит, подсчитывается общее количество потраченного впустую времени, и цифра записывается в колонке «Итоги».

По итогам недели подсчитывается общее количество времени, потраченного впустую за неделю.

Этапы работы:

  1. Объяснение психологом назначения инструмента и способа работы с ним.

  2. Самостоятельная работа школьников по ведению каленадриков–пинариков в течение недели.

  3. Индивидуальная мини–консультация психолога по итогам ведения календарика-пинарика.

  4. Совместное групповое (индивидуальное) обсуждение со школьниками заполненных календариков–пинариков и планирование дальнейшей работы с ними.

  5. Самостоятельная работа школьников по дальнейшему ведению кадендариков–пинариков в течение недели.

  6. Индивидуальная мини-консультация психолога по итогам ведения ребенком календарика.

  7. Совместное обсуждение и подведение итогов.

Опыт работы с каленадриком–пинариком в 4-х классах показал, что целесообразно его ведение в течение 2-3 недель. Этого времени достаточно для получения отмеченных выше эффектов. Первая неделя в большей степени носит диагностический характер и позволяет психологу отследить количество потерянного времени у ребенка, хотя и здесь уже пинарик выступает как механизм вынесенного контроля. Вторая и третья неделя - как раз благоприятный период для изменений, особенно, если после первой недели грамотно проведена рефлексия со школьниками.

Формы проведения индивидуальных мини–консультаций:

  • психолог проходит по классу и тихонько говорит ребенку, на что стоит обратить внимание. Это позволяет дать индивидуальную обратную связь ребенку, а также выявить спектр проблем, трудностей, которые потом можно использовать при дискуссии.

  • Также возможна и индивидуальная работа с ребенком после уроков.

Примерные вопросы для обсуждения со школьниками:

  • Расскажите, ваши впечатления от заполнения календарика–пинарика.

  • На что вы впустую тратили время?

  • Было ли ведение календарика полезным? Почему?

  • У многих получились внушительные цифры потерянного времени. Как вы планируете бороться с потерянным временем на этой неделе?

Наряду с календариком-пинариком, для анализа количества потерянного времени и мотивирования ребенка на более рациональное времени также можно использовать прием «Хронометраж».

ХРОНОМЕТРАЖ – это также инструмент для анализа количества потерянного времени.

Хронометраж реализуется в виде 2 последовательных этапов:

1. Фиксация всех событий, которые имели место быть у ребенка от подъема до отбоя. Ребенку предлагается записывать в течение одного–двух дней все мероприятия, которые имели место быть, начиная с подъема и кончая отходом ко сну в той же последовательности, как они происходили. Ребенок просто записывает все, что он делает, или с ним происходит

2.Совместный с ребенком анализ листа зафиксированных событий. В отличие от календарика–пинарика анализ работы с хронометражем позволяет выявить как количество потерянных часов впустую, так и определить, на что конкретно ребенок потратил время.

Вместе с тем, хронометраж более труден для выполнения, и его нецелесообразно проводить более 1-2 раз, потому что интерес падает. Обычно рекомендуется ребенку зафиксировать 2 свои дня – один рабочий день, а другой выходной, т.к. по содержательному наполнению эти дни отличаются.

В целом, хронометраж целесообразнее использовать при индивидуальной работе с ребенком, где возможен детальный анализ. Вместе с тем, в рамках уроков психологии данный прием также эффективен, особенно в плане диагностики сфер, где ребенок теряет время впустую, а также в плане формирования мотивации для более рационального использования времени.

Был случай, когда мальчик принес свой хронометраж выходного дня, где день был поделен на 2 части: до обеда он играл в компьютер, после обеда – телевизор. Ничего полезного в дне просто не было. При обсуждении ребенок сам обнаружил, что он неправильно строил свой выходной день и в последствии стал по-другому планировать свой день.

Когда мы реализуем хронометраж в рамках уроков психологии, то здесь важно добавить еще один этап – «Индивидуальная мини-консультация психолога по итогам хронометража».

Формы проведения мини-консультаций:

  • Психолог проходит по классу и негромко говорит ребенку, на что стоит обратить внимание. Это позволяет дать индивидуальную обратную связь ребенку, а также выявить спектр проблем, трудностей, которые потом можно использовать при дискуссии.

  • Возможен и другой вариант мини–консультации, когда дети сдают свои листки хронометража, а психолог проверяет их и пишет свои пожелания.

  • Также возможна и индивидуальная работа с ребенком после уроков.

Примерные вопросы для обсуждения:

  • Ваши впечатления от хронометража: что понравилось, что не понравилось, что было трудным?

  • Сколько времени вы потратили на просмотр телевизора, игры в компьютер, на приготовление уроков, прогулки?

  • Сколько времени потратили на помощь по дому и учебные дела?

  • Тратили ли вы время впустую?

  • На что вы тратили время впустую?

  • Как вы думаете, в выходной день нужно ли заниматься полезными делами или можно их забросить?

  • Полезным ли было для вас работа с Хронометражем? Если «да», то чем, если «нет», то почему?

  • Планируете ли вы что–либо изменить в планировании по итогам Хронометража?

ПЛАН НА ДЕНЬ

План на день – еще один удобный инструмент в управлении времени, но к которому младшие школьники прибегают нечасто.

Работа со школьниками в рамках планирования дня позволила выявить следующие негативные особенности планирования времени младшими школьниками:

  • К планированию чаще всего прибегают школьники, которые занимаются в разных секциях для того, чтобы успеть все. Школьники, не посещающие дополнительные образовательные учреждения, реже обращаются к планированию.

  • Дети склонны просто наполнять свой день мероприятиями – им больше свойственно просто придумывать мероприятия под время, а не планировать время под заранее продуманные дела.

  • Дети не склонны включать в свой план полезные дела по дому.

Для того, чтобы школьники научились более рационально управлять своим временем, в работе со школьниками нами используется такой инструмент тайм–менеджмента как «План на день»

План на день – инструмент планирования времени и фиксации выполнения запланированных мероприятий.

Работа с планом учит:

  • Планировать время и рационально им управлять.

  • Контролировать и оценивать результаты.

  • Анализировать происходящее, выбирать наиболее важные мероприятия и планировать время для их реализации.

  • Выполнять ту работу, которая является необходимой, но не всегда интересной (например, уборка по дому и т.д.).

Анализируя выявленные особенности планирования и проектируя коррекционно-развивающие действия, мы пришли к следующим этапам организации работы ребенка с планом на день. На наш взгляд, предложенные ниже этапы в максимальной степени позволяют достичь коррекционно-развивающие эффекты.

    1. Осмысление и планирование предстоящих событий

Важно, чтобы работа по планированию дня начиналась с осмысления того, что ребенку предстоит завтра-послезавтра: какие мероприятия предвидятся, какие планы в отношении него у родителей. При этом ребенок должен наметить мероприятия из серии «Учебные дела», «Полезные дела», «Дела из области свободного времени».

Для того, чтобы дети обратили внимание на полезные дела, необходимо, чтобы ребенок включал их в план в обязательном порядке. Желательно сразу ввести для ребенка правило «Съесть лягушку» -делать каждый день дела полезные, но не очень интересные. Таким образом, в плане на день у ребенка должны быть отражены учебные дела, полезные дела и дела из области свободного времени.

Если ребенок работает над преодолением какой–то проблемы или выработки определенного навыка по системе «кнута и пряника», например, ребенок учится хорошо себя вести, то это тоже должно найти отражение в плане на день.

    1. Выявление наиболее важных дел. После того, как ребенок очертил круг мероприятий, важно чтобы он отметил для себя наиболее ВАЖНЫЕ мероприятия, которые необходимо сделать в первую очередь.

    2. Планирование порядка и времени выполнения того или иного дела. Ребенку целесообразно прикинуть порядок и время выполнения намеченного. Важно, чтобы главные дела стояли в плане в числе первых, а не откладывались на потом.

    3. Фиксация планируемых мероприятий и времени их выполнения в плане на день.

    4. Фиксация ребенком факта выполнения и невыполнения мероприятий. В плане есть отдельная колонка, где ребенок фиксирует значком степень выполнения запланированного.

    5. Анализ выполненных и невыполненных мероприятий. Анализ причин невыполнения задуманного и планирование мероприятий по коррекции возникших трудностей.

    6. Составление плана на новый день с учетом возникших трудностей предыдущего дня.




ПЛАН НА ДЕНЬ

время

занятость

отметка о выполнении

8.00-13.00

уроки в школе

+

15.00-16.00

игра на компьютере

+

16.00-18.00

приготовление уроков(!!!)

+

18.00-19.00

мытье посуды(!!!)

-

19.00-20.00

прогулка с братом

-

21.00-22.00

сборка модели

+


Алгоритм введения плана на день в рамках уроков психологии:

  1. Объяснение психологом назначения инструмента и способа работы с ним. Введение алгоритма планирования и золотых правил управления временем.

  2. Самостоятельная работа школьников по ведению планов в течение недели.

  3. Индивидуальная мини-консультация психолога по итогам ведения плана.

  4. Совместное групповое (индивидуальное) обсуждение со школьниками заполненных планов и обсуждение дальнейшей работы с ними.

  5. Самостоятельная работа школьников по дальнейшему ведению планов в течение недели.

  6. Индивидуальная мини–консультация психолога для школьников по итогам ведения плана.

  7. Совместное обсуждение и подведение итогов.

Ведение планов в течение двух недель при регулярном анализе результатов позволяет заложить основы формирования привычки целенаправленного ежедневного планирования своего времени. Конечно, нельзя ожидать, что все дети после этого начнут вести планы на день. Но даже те дети, которые в дальнейшем не будут регулярно фиксировать свои действия, все равно задумаются о том, как они обращаются со временем и сделают для себя определенные выводы –возможно они будут обращаться к планированию во внутреннем плане.

Формы проведения мини-консультаций психолога:

  • Психолог проходит по классу и негромко говорит ребенку, на что стоит обратить внимание. Это позволяет дать индивидуальную обратную связь ребенку, а также выявить спектр проблем, трудностей, которые потом можно использовать при дискуссии.

  • Возможен и другой вариант мини–консультации, когда дети сдают свои листки с планированием, а психолог проверяет их и пишет свои пожелания.

  • Также возможна и индивидуальная работа с ребенком после уроков.

Примерные вопросы для обсуждения со школьниками в рамках рефлексий:

  • Расскажи свои впечатления от работы с планом на день: что понравилось, что не понравилось, что было трудным.

  • Много ли дел ты не успевал делать? Почему?

  • Какие дела ты чаще всего забывал: полезные, учебные, свободные?

  • Была ли полезной для тебя подобная работа с планом? Если «да», то чем? Если «нет», то почему?

  • Что ты планируешь улучшить в себе при работе с планом на следующей неделе?

  • Планируешь ли ты в дальнейшем вести планы или после урока психологии забудешь об этом? Почему?

Некоторые заметки из опыта…

Первоначально школьники демонстрируют достаточно подробные расписанные планы, где отражено все – от подъема до сна, дети расписывают все по часам. Постепенно надо стремиться к тому, чтобы дети фиксировали только самые основные мероприятия.

Также, когда мы начинаем работу с планами, часто школьники спрашивают, а кто мне будет напоминать, что я должен это сделать, да еще и лучше в это время.

Здесь можно порекомендовать школьникам следующие напоминалки:

- СМС–напоминалка и телефонный звонок от родителей,

- мобильная напоминалка, когда мобильник прозвенит и напомнит о том, что надо это сделать,

- метки на руке,

- приклеенные липкие бумажки на самом видном месте – над рабочим столом, на дневник или на холодильник.

Памятка–алгоритм по составлению плана и работы с ним для ребенка:

1. Подумай, какие учебные мероприятия завтрашнего дня являются важными для выполнения. Может быть, у тебя послезавтра контрольная работа и необходимо тщательно к ней подготовиться, или, может быть, художественная школа, про которую нельзя забыть.

2. Спроси у родителей, как ты можешь им помочь завтра или, если у тебя есть фиксированные обязанности по дому, вспомни, что ты должен делать завтра. Может, завтра приезжает любимая бабушка, и к ее приезду необходимо срочно убраться в квартире или помочь маме постряпать торт. Помни про правило «Каждый день есть лягушку», и тогда твои полезные дела не будут накапливаться и откладываться до лучших времен.

3. Подумай, чем бы ты хотел заняться в свободное время. Может, ты хочешь доклеить любимую модель машинки или дочитать книгу?

4. Подумай, в каком порядке ты будешь завтра выполнять намеченные мероприятия. Помни, что ты должен успеть и отдохнуть, и поучиться, и помочь родным. Но все равно каждый день есть наиболее важные мероприятия, которые ты сделаешь в самом начале. Например, если у тебя в школе намечается контрольная работа, понятно, что ты после небольшого отдыха, пусть около телевизора, начнешь подготовку к контрольной, а не останешься смотреть до вечера телевизор

5. Возьми ежедневник и запиши там то, что ты планируешь делать завтра в той последовательности, как это будет происходить. Укажи примерное время, когда ты собираешься это делать. Не забудь, что в план необходимо обязательно включить:

  • Учебные дела,

  • Полезные дела, – помощь по дому

  • Свободное время.

Однако помни, что нельзя спланировать каждую минуту - нужно оставлять в плане время для непредвиденных дел, которые могу возникнуть. Около особо важных дел, поставь восклицательный знак (!!!).

6. После того, как ты выполнил запланированное дело, поставь в плане отметку о выполнении. Если в течение дня ты выполнил запланированное, поставь «+», если не сделал – поставь «-»

7. Вечером посвяти 5 минут своему плану. Посмотри, что ты сделал, а что нет. Понятно, что могут возникнуть непредвиденные обстоятельства, но основные важные дела должны быть выполнены…

Ответь для себя на ряд вопросов:

  • Все ли из запланированного я сделал?

  • Что мне не удалось сделать? Почему?

  • Не удалось выполнить дела из разряда важных или из блока «Отдых»? Или и те и другие…

  • Подумай, как можно исправить ситуацию с невыполненными делами (особенно важными). ПОДСКАЗКА – сделай их вечером, если есть возможность, или обязательно на следующий день.

8. После того, как ты обдумаешь выполненные и невыполненные дела, составь план на новый день, включив в него те дела, которые ты не успел доделать.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Я уроки начинаю делать в 23. 30, когда мама скандал закатит, а до этого играю в куклы» iconМбоудод дмш «Ровесник» Методический доклад: «Игровые технологии на...
Музыкальную школу эти дети должны посетить, как минимум, 4 раза в неделю. Когда делать школьные уроки, а тем более уроки, заданные...
«Я уроки начинаю делать в 23. 30, когда мама скандал закатит, а до этого играю в куклы» iconСредства обучения и воспитания
Игрушки куклы в одежде, куклы-младенцы, автомобили, одежда для кукол, куклы разных рас
«Я уроки начинаю делать в 23. 30, когда мама скандал закатит, а до этого играю в куклы» iconГ. Новосибирск Скоморощенко Любовь Павловна
У меня всегда такое чувство, когда мама рядом. Это, к сожалению, бывает не так часто, как хотелось бы, – мама работает стюардессой,...
«Я уроки начинаю делать в 23. 30, когда мама скандал закатит, а до этого играю в куклы» iconВ стране невыученных уроков. Как делать уроки с п ервоклашкой?
«подстраивают» ребенка под свой график. В результате он приступает к урокам не в период максимальной работоспособности, а когда уже...
«Я уроки начинаю делать в 23. 30, когда мама скандал закатит, а до этого играю в куклы» iconИсследовательская работа Обычаи и обряды моего народа: «Использование...
Тряпичные куклы, выполненные в традициях, сложившихся в народе, это куклы, которые делали с использованием старинных техник и технологий....
«Я уроки начинаю делать в 23. 30, когда мама скандал закатит, а до этого играю в куклы» iconДоклад подготовила учитель математики мбоу антоновской оош галицына Е. А
«Идеальное управление – когда управления нет, а его функции выполняются. Каждый знает, что ему делать. И каждый делает, потому что...
«Я уроки начинаю делать в 23. 30, когда мама скандал закатит, а до этого играю в куклы» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проведение нестандартных уроков: уроки-игры, уроки-дискуссии, уроки-соревнования, уроки с групповыми формами работы, уроки взаимообучения...
«Я уроки начинаю делать в 23. 30, когда мама скандал закатит, а до этого играю в куклы» iconПриемные родители
Но вместо этого в доме всегда были пьяные люди, с которыми пила моя мама. Я помню зимний холодный день, когда за мной приехали какие-то...
«Я уроки начинаю делать в 23. 30, когда мама скандал закатит, а до этого играю в куклы» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Когда у меня спросили кто мой кумир, я, не задумываясь, ответила – это моя мама. Моя мама – это самый светлый, нежный и любимый человек...
«Я уроки начинаю делать в 23. 30, когда мама скандал закатит, а до этого играю в куклы» iconТолмачева Т. В. учитель русского языка и чтения
Возникает живая ситуация общения, когда хочется поделиться информацией, мнениями, впечатлениями. Обычно разговорную минутку провожу...
«Я уроки начинаю делать в 23. 30, когда мама скандал закатит, а до этого играю в куклы» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Общаетесь ли вы со своим ребенком по поводу его безопасности в школе, когда он один дома, на улице или ограничиваетесь простым перечислением...
«Я уроки начинаю делать в 23. 30, когда мама скандал закатит, а до этого играю в куклы» iconБыстро, пока он не настиг. Господи! Надо же успеть взять билеты!...
Девочка из провинции, когда-то приехавшая покорять Москву, теперь — Звезда, чей талант завоевал сердца миллионов зрителей
«Я уроки начинаю делать в 23. 30, когда мама скандал закатит, а до этого играю в куклы» iconПомню свое раннее детство, когда мама меня прогуливала по грани между...
Помню свое раннее детство, когда мама меня прогуливала по грани между полями, напевая детскую песенку на слова стихов татарского...
«Я уроки начинаю делать в 23. 30, когда мама скандал закатит, а до этого играю в куклы» icon"Тряпичная кукла. История тряпичной куклы"
Ребятки, а вы любите играть в куклы? Играя с куклой, мы и не замечаем, как открываем для себя мир, как получаем новые знания от общения...
«Я уроки начинаю делать в 23. 30, когда мама скандал закатит, а до этого играю в куклы» iconГришина Татьяна Владимировна, учитель информатики моу усош №2 идентификатор...
Логического мышления требуют и сочинения по литературе, в которых необходимо последовательно раскрывать тему, правильно делать выводы...
«Я уроки начинаю делать в 23. 30, когда мама скандал закатит, а до этого играю в куклы» iconСоставьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты...
Возможен такой государственный строй, при котором никого не будут принуждать делать то, к чему его не обязывает закон, и не делать...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск