Скачать 251.04 Kb.
|
Тайм–менеджмент для школьников: методы, приемы, инструменты. Надежда Болсуновская (Красноярск) Педагог-психолог гимназии № 13 г. Красноярска; руководитель сетевого методического объединения психологов образования; руководитель психолого-педагогического направления проекта «Сеть творческих учителей» Microsoft.com.Россия Однажды мне довелось работать со школьником, который тратил на приготовление уроков 12 часов… Когда я попросила его описать процесс выполнения уроков, ребенок ответил: «Я сперва решу один пример, потом чаю попью, потом еще один решу, потом с кошкой поиграю… Потом опять вернусь к примерам, потом отвлекусь и т.д.». Такие примеры в разряд единичных, увы, не отнесешь. Наоборот, проблемы, связанные с неумением школьниками управлять своим временем, являются одними из наиболее распространенных. Это отмечают и родители, и дети. Анализ обращений родителей, беседы со школьниками 2-4 классов в рамках консультаций, уроков психологии показали, что:
Вот, что говорят наши дети по поводу управления временем: «Свои выходные я провожу так: Можно спать до одиннадцати, потом телевизор смотреть часами, затем компьютер до ночи». «…Мой день примерно такой… Утром встаю, ем, смотрю телевизор, гуляю. Потом опять ем, вновь телевизор и вновь прогулка. Затем опять еда, телик и прогулка…» «А вот это мой учебный день: Я люблю много гулять, а уроки – к ним я приступаю, когда мама на меня наорет». «Я всегда тяну время, когда надо делать что–то по дому». «Меня сильно отвлекает телевизор – я и хочу делать уроки, но не могу от него оторваться». «Я уроки начинаю делать в 23.30, когда мама скандал закатит, а до этого играю в куклы». «Я долго настраиваюсь на выполнение чего–либо: вначале чаю попью, с кошкой поиграю, телик посмотрю… А потом уже и за полезные дела…» «Я делаю уроки иногда по 8 часов до 2.30 ночи». Эти примеры показывают, что школьники не владеют в достаточной степени умениями управлять временем, что не позволяет им с успехом временем распоряжаться. Вместе с тем, умения тайм-менеджмента являются одними из основных и в обучении в школе, и во взрослой жизни. Когда мы тратим время впустую, мы вместе с ним теряем тот стержень, который позволяет нам конструктивно управлять собственной деятельностью и жизнью в целом – мы как будто растекаемся, подобно сметане по тарелке, вместо того, чтобы мобилизоваться, собраться в комок и начать успешно действовать. Наш успех во многом зависит от того, как мы распоряжаемся временем, поэтому многие взрослые обращаются к технологиям тайм-менеджмента – технологиям управления временем, чтобы все успевать: и на работе, и в личной жизни. Значимость тайм–менеджмента для взрослых очевидна и неоспорима. Однако, кажется, что тайм–менеджмент – это задача совсем не детского возраста, что к ней надо обращаться в подростковом, юношеском возрасте, когда ребенок станет более осознанным. Дети, дескать, и без тайм–менеджмента могут обойтись. Но мы видим, что и в младшем школьном возрасте встает вопрос об обучении детей навыкам управления временем в связи с тем, что дети реально нуждаются в подобных навыках – в подростковом возрасте может быть уже поздно учить ребенка планировать время на приготовление уроков, на организацию полезной деятельности, на отдых: ребенок привыкнет к тому образу жизни, который у него был… Конечно, можно менять привычки и в подростковом возрасте, но легче всего начинать работу над этим с младшего школьного возраста, объявив войну врагам потерянного времени, которые были нами выявлены… Важно отметить, что вопросы, связанные с управлением временем поднимаются педагогами, когда они с детьми работают над поговорками типа «Сделай дело, гуляй смело», или когда учат уроки с детьми на продленке, или на тематическом родительском собрании. Затрагивают эти моменты и родители, занимаясь воспитанием ребенка в семье, выполняя с ребенком уроки или стараясь приучить его к порядку. Однако вся эта работа по обучению ребенка умениям управления временем протекает стихийно и как бы между прочим, опираясь в большей степени на собственный жизненный опыт родителей и педагогов. Стихийность связана с тем, что в школе отсутствует курс, где бы школьники могли приобрести и обобщить соответствующие навыки, а родители освоить технологии формирования таких умений. Так и появилась программа «Тайм–менеджмент для малышей», направленная на создание условий для формирования у младших школьников и младших подростков умений конструктивного управления временем. Задачи:
Кроме приобретения специфических навыков, связанных с управлением временем, программа направлена и на формирование у школьников умений работать в команде и проектно мыслить. Проектируя развивающую программу по тайм–менеджменту, мы сформулировали следующие характеристики, относящиеся к методам, которые позволяют наиболее эффективно добиться поставленных целей. Так, на наш взгляд методы должны :
Хотелось бы остановиться на использовании активных методов – деятельностного подхода, лежащего с основе всей программы. Данный подход предполагает не простое изложение педагогом, психологом учебного материала (как, увы, бывает и в деятельности педагогов-предметников, и в рамках уроков психологии), а такую организацию работы на уроке, при котором школьники вместе с педагогом выводят (открывают) новое знание. Только такая подача материала позволяет формировать умения учебной деятельности – ведущей деятельности младшего школьника – целеполагание, планирование, самоконтроль, самооценка и т.д. Кроме того, деятельностный подход – это верный путь к формированию учебной мотивации, интереса к учению, которого порой не хватает современным детям. Этапы реализации деятельностного подхода.
Деятельностный подход и другие описанные принципы определяют использование нами методов, приемов построения урока, - здесь в отличие от традиционных подходов, на первый план выходят активные методы обучения: проектные методы, групповая дискуссия, анализ ситуаций, ролевые игры и т.д. Методы и приемы:
Также в программу включены приемы, которые являются специфическими для тайм–менеджмента:
Исходя из специфических приемов понятно, что дети в рамках программы знакомятся со следующими инструментами управления времени:
I. Рассмотрим основные методы и приемы, используемые в программе. МЕТОД ПРОЕКТОВ и КОМАНДНАЯ РАБОТА. Метод проектов предполагает поиск школьниками способов решения проблем, а также их непосредственное решение. В рамках программы школьники создают 2 проекта:
Этапы проектной деятельности:
Примерные вопросы для обсуждения по поводу командной и проектной работы:
Особое внимание в рамках метода проектов уделяется работе в команде – проектные задания составляются таким образом, что только распределяя обязанности в команде, работая дружно и согласованно, можно достичь цели. Например, команде надо создать книжку–малышку за 40 минут. Если из команды будут работать 2-3 человека, а остальные займут позицию наблюдателей, то времени не хватит, необходимо включать в работу всех, а также грамотно распределять задания с учетом возможностей детей. Как уже было сказано выше, в качестве одного из проектов школьникам необходимо поставить сценку – выразить через нее решение проблемы. Обращение к ТЕАТРАЛИЗОВАННЫМ проектам не случайно. С одной стороны, такие формы работы очень интересны детям, отсюда дополнительная мотивация на самоизменение. С другой стороны, театрализованные формы позволяют ребенку увидеть свое поведение со стороны, увидеть в гиперболизированной и не очень форме то, к чему приводит потеря времени. В–третьих, они позволяют в целом увидеть систему установок школьников, которая проявляется в спонтанных сценках и ответах. И, наконец, они дают возможность раскрыться каждому ученику, показать себя с новой стороны, попробовать себя в роли креатора и организатора. В рамках театрализованных проектов школьникам дается не очень много времени на подготовку проекта - 10минут. Лимит времени лишает школьников возможности долго раскачиваться и сразу же заставляет школьников активно действовать, разрабатывая сюжет и его постановку. Говоря о презентации сценок, книжек, газет, важно обратить особое внимание школьников на умение слушать товарищей, когда те представляют проект. Порой это дается с трудом, потому что школьники в процессе либо бурно продолжают обсуждать свое выступление, либо обсуждают выступление команды. Поэтому важно сразу ставить рамки по поводу слушания товарищей, воспитывая у школьников культуру слушания. АНАЛИЗ СИТУАЦИЙ И ИХ ИЗМЕНЕНИЕ. В программе курса предусмотрены задания, предполагающие анализ ситуаций с ошибками с их последующим изменением. В рамках курса предусмотрены 2 типа таких ситуаций для анализа: 1. Ситуации–тексты. Ситуации, представленные в виде текста с ошибками, которые надо найти и исправить. В частности, для анализа детям предлагается один день, проведенный школьниками, и который, как оказывается позднее, потрачен впустую, в нем нарушены все возможные правила управления временем. Школьникам необходимо найти ошибки, а потом их исправить – составить и представить другой день из жизни школьников, в котором время бы не тратилось впустую. Пример. Карта к групповой работе «Секреты времени». «Во вторник у Оли с Валерой намечалась контрольная за четверть по русскому языку, поэтому с родителями они договорились, что после школы будут готовиться к контрольной. Уроки у Оли и Валеры закончились в 13.00. 2 часа они шли из школы в соседний дом, а потом час обедали. Затем Оля вспомнила, что начинается ее любимый сериал, и убежала в зал, а Валера уткнулся в компьютерную игру. Вот так они и просидели до 21.00. В 21.00, за час до прихода мамы, дети вспомнили про контрольную и стали искать по квартире учебник русского языка. В 22.00 учебник был найден, и тут пришла мама. До 23.00 мама рассказывала про работу, а в 23.00 спросила про подготовку к контрольной работе. Дети честно рассказали, что ничего не делали. В итоге мама решила их проучить, и они легли спать с невыученными правилами. И в школе получили двойки». Данная работа используется нами на этапе введения правил управления временем – анализ текста логически подводит школьников к необходимости введения правил времени, чтобы в жизни у людей не получалось как у школьников из ситуации. Анализ ситуаций происходит в рамках групповой работы школьников. По итогам выполнения анализа, представители команд презентируют найденные ошибки в тексте, а затем предлагают исправленные варианты. 2. Ситуации–сценки. Несколько человек из класса спонтанно или после минимальной подготовки представляют в виде сценок ситуации, в которых люди нерационально используют время, не называя вслух ошибки. Класс определяет и называет ошибки, показанные в сценке, затем представители от класса показывают правильный вариант разрешения ситуации. СОЗДАНИЕ ИСТОРИЙ. В ходе курса «Тайм–менеджмент для малышей» мы также обращаемся и к такому виду работ как создание истории. Так, мы предлагаем школьникам написать авторскую сказку или историю, в которой бы главный герой в начале терял время попусту, а потом изменился. Смысл данной работы в том, чтобы школьники вместе с героем прожили правильные и неправильные образцы управления временем, в нестандартной форме актуализировали для себя правила управления временем, а также в тексте отреагировали те чувства, которые связаны у них с управлением времени. Этапы работы:
Отдельно хотелось бы остановиться на этапе «Презентация». Индивидуальная презентация собственных продуктов представляет для отдельных детей большую трудность, потому что им кажется, что их творение могут не принять в классе, что все начнут смеяться. Поэтому надо очень индивидуально подходить к каждому выступлению. Если ребенок не хочет выступать, не стоит настаивать, такой учащийся – это нам сигнал, что ему нужна поддержка. Лучше пригласить его индивидуально и обсудить его проблему. Также важно при презентации не допускать, чтобы дети высказывали неконструктивные реплики, смешки в отношении выступающего товарища, что порой случается в нашей школе. Важно сразу оговаривать вопрос, связанный с адекватным принятием любых работ, какие бы они не были. Вопросы для обсуждения историй:
II Теперь рассмотрим специфические инструменты, помогающие управлению временем. КАЛЕНДАРИК-ПИНАРИК представляет собой табличный календарь, где дополнительно к датам и дням недели проставлено время суток с интервалом в 1 час (см. рисунок). Идея инструмента Календарик–пинарик ведет свое название от слова «пинать» в значении «подталкивать». Календарик призван показать ребенку то, сколько времени он тратит впустую, а также мотивировать его на более полезное использование времени. Использование календарика–пинарика в работе со школьниками показало, что количество потерянных часов сокращается. Кроме того, дети отмечают, что стали бережнее относиться ко времени. Это достигается за счет следующих эффектов:
Принцип действия календарика такой. Ежедневно учащийся отмечает то время, которое он потратил впустую, цветным карандашом (ручкой). Фиксация идет по часам. Например, ребенок с 15.00 до 22.00 играл в компьютер, хотя ему было позволено играть в течение часа, а остальное время он должен был учить уроки и убираться по дому. Поэтому диапазон с 16.00 до 22.00 выделяется цветом. Час с 15.00 до 16.00 идет как время отдыха и относится к полезному времени (ребенку в качестве отдыха положен час компьютера в данном примере). При этом, календарик все время находится вместе с ребенком и ставится на самое видное место. После того, как день прожит, подсчитывается общее количество потраченного впустую времени, и цифра записывается в колонке «Итоги». По итогам недели подсчитывается общее количество времени, потраченного впустую за неделю. Этапы работы:
Опыт работы с каленадриком–пинариком в 4-х классах показал, что целесообразно его ведение в течение 2-3 недель. Этого времени достаточно для получения отмеченных выше эффектов. Первая неделя в большей степени носит диагностический характер и позволяет психологу отследить количество потерянного времени у ребенка, хотя и здесь уже пинарик выступает как механизм вынесенного контроля. Вторая и третья неделя - как раз благоприятный период для изменений, особенно, если после первой недели грамотно проведена рефлексия со школьниками. Формы проведения индивидуальных мини–консультаций:
Примерные вопросы для обсуждения со школьниками:
Наряду с календариком-пинариком, для анализа количества потерянного времени и мотивирования ребенка на более рациональное времени также можно использовать прием «Хронометраж». ХРОНОМЕТРАЖ – это также инструмент для анализа количества потерянного времени. Хронометраж реализуется в виде 2 последовательных этапов: 1. Фиксация всех событий, которые имели место быть у ребенка от подъема до отбоя. Ребенку предлагается записывать в течение одного–двух дней все мероприятия, которые имели место быть, начиная с подъема и кончая отходом ко сну в той же последовательности, как они происходили. Ребенок просто записывает все, что он делает, или с ним происходит 2.Совместный с ребенком анализ листа зафиксированных событий. В отличие от календарика–пинарика анализ работы с хронометражем позволяет выявить как количество потерянных часов впустую, так и определить, на что конкретно ребенок потратил время. Вместе с тем, хронометраж более труден для выполнения, и его нецелесообразно проводить более 1-2 раз, потому что интерес падает. Обычно рекомендуется ребенку зафиксировать 2 свои дня – один рабочий день, а другой выходной, т.к. по содержательному наполнению эти дни отличаются. В целом, хронометраж целесообразнее использовать при индивидуальной работе с ребенком, где возможен детальный анализ. Вместе с тем, в рамках уроков психологии данный прием также эффективен, особенно в плане диагностики сфер, где ребенок теряет время впустую, а также в плане формирования мотивации для более рационального использования времени. Был случай, когда мальчик принес свой хронометраж выходного дня, где день был поделен на 2 части: до обеда он играл в компьютер, после обеда – телевизор. Ничего полезного в дне просто не было. При обсуждении ребенок сам обнаружил, что он неправильно строил свой выходной день и в последствии стал по-другому планировать свой день. Когда мы реализуем хронометраж в рамках уроков психологии, то здесь важно добавить еще один этап – «Индивидуальная мини-консультация психолога по итогам хронометража». Формы проведения мини-консультаций:
Примерные вопросы для обсуждения:
ПЛАН НА ДЕНЬ План на день – еще один удобный инструмент в управлении времени, но к которому младшие школьники прибегают нечасто. Работа со школьниками в рамках планирования дня позволила выявить следующие негативные особенности планирования времени младшими школьниками:
Для того, чтобы школьники научились более рационально управлять своим временем, в работе со школьниками нами используется такой инструмент тайм–менеджмента как «План на день» План на день – инструмент планирования времени и фиксации выполнения запланированных мероприятий. Работа с планом учит:
Анализируя выявленные особенности планирования и проектируя коррекционно-развивающие действия, мы пришли к следующим этапам организации работы ребенка с планом на день. На наш взгляд, предложенные ниже этапы в максимальной степени позволяют достичь коррекционно-развивающие эффекты.
Важно, чтобы работа по планированию дня начиналась с осмысления того, что ребенку предстоит завтра-послезавтра: какие мероприятия предвидятся, какие планы в отношении него у родителей. При этом ребенок должен наметить мероприятия из серии «Учебные дела», «Полезные дела», «Дела из области свободного времени». Для того, чтобы дети обратили внимание на полезные дела, необходимо, чтобы ребенок включал их в план в обязательном порядке. Желательно сразу ввести для ребенка правило «Съесть лягушку» -делать каждый день дела полезные, но не очень интересные. Таким образом, в плане на день у ребенка должны быть отражены учебные дела, полезные дела и дела из области свободного времени. Если ребенок работает над преодолением какой–то проблемы или выработки определенного навыка по системе «кнута и пряника», например, ребенок учится хорошо себя вести, то это тоже должно найти отражение в плане на день.
Алгоритм введения плана на день в рамках уроков психологии:
Ведение планов в течение двух недель при регулярном анализе результатов позволяет заложить основы формирования привычки целенаправленного ежедневного планирования своего времени. Конечно, нельзя ожидать, что все дети после этого начнут вести планы на день. Но даже те дети, которые в дальнейшем не будут регулярно фиксировать свои действия, все равно задумаются о том, как они обращаются со временем и сделают для себя определенные выводы –возможно они будут обращаться к планированию во внутреннем плане. Формы проведения мини-консультаций психолога:
Примерные вопросы для обсуждения со школьниками в рамках рефлексий:
Некоторые заметки из опыта… Первоначально школьники демонстрируют достаточно подробные расписанные планы, где отражено все – от подъема до сна, дети расписывают все по часам. Постепенно надо стремиться к тому, чтобы дети фиксировали только самые основные мероприятия. Также, когда мы начинаем работу с планами, часто школьники спрашивают, а кто мне будет напоминать, что я должен это сделать, да еще и лучше в это время. Здесь можно порекомендовать школьникам следующие напоминалки: - СМС–напоминалка и телефонный звонок от родителей, - мобильная напоминалка, когда мобильник прозвенит и напомнит о том, что надо это сделать, - метки на руке, - приклеенные липкие бумажки на самом видном месте – над рабочим столом, на дневник или на холодильник. Памятка–алгоритм по составлению плана и работы с ним для ребенка: 1. Подумай, какие учебные мероприятия завтрашнего дня являются важными для выполнения. Может быть, у тебя послезавтра контрольная работа и необходимо тщательно к ней подготовиться, или, может быть, художественная школа, про которую нельзя забыть. 2. Спроси у родителей, как ты можешь им помочь завтра или, если у тебя есть фиксированные обязанности по дому, вспомни, что ты должен делать завтра. Может, завтра приезжает любимая бабушка, и к ее приезду необходимо срочно убраться в квартире или помочь маме постряпать торт. Помни про правило «Каждый день есть лягушку», и тогда твои полезные дела не будут накапливаться и откладываться до лучших времен. 3. Подумай, чем бы ты хотел заняться в свободное время. Может, ты хочешь доклеить любимую модель машинки или дочитать книгу? 4. Подумай, в каком порядке ты будешь завтра выполнять намеченные мероприятия. Помни, что ты должен успеть и отдохнуть, и поучиться, и помочь родным. Но все равно каждый день есть наиболее важные мероприятия, которые ты сделаешь в самом начале. Например, если у тебя в школе намечается контрольная работа, понятно, что ты после небольшого отдыха, пусть около телевизора, начнешь подготовку к контрольной, а не останешься смотреть до вечера телевизор 5. Возьми ежедневник и запиши там то, что ты планируешь делать завтра в той последовательности, как это будет происходить. Укажи примерное время, когда ты собираешься это делать. Не забудь, что в план необходимо обязательно включить:
Однако помни, что нельзя спланировать каждую минуту - нужно оставлять в плане время для непредвиденных дел, которые могу возникнуть. Около особо важных дел, поставь восклицательный знак (!!!). 6. После того, как ты выполнил запланированное дело, поставь в плане отметку о выполнении. Если в течение дня ты выполнил запланированное, поставь «+», если не сделал – поставь «-» 7. Вечером посвяти 5 минут своему плану. Посмотри, что ты сделал, а что нет. Понятно, что могут возникнуть непредвиденные обстоятельства, но основные важные дела должны быть выполнены… Ответь для себя на ряд вопросов:
8. После того, как ты обдумаешь выполненные и невыполненные дела, составь план на новый день, включив в него те дела, которые ты не успел доделать. |
Мбоудод дмш «Ровесник» Методический доклад: «Игровые технологии на... Музыкальную школу эти дети должны посетить, как минимум, 4 раза в неделю. Когда делать школьные уроки, а тем более уроки, заданные... | Средства обучения и воспитания Игрушки куклы в одежде, куклы-младенцы, автомобили, одежда для кукол, куклы разных рас | ||
Г. Новосибирск Скоморощенко Любовь Павловна У меня всегда такое чувство, когда мама рядом. Это, к сожалению, бывает не так часто, как хотелось бы, – мама работает стюардессой,... | В стране невыученных уроков. Как делать уроки с п ервоклашкой? «подстраивают» ребенка под свой график. В результате он приступает к урокам не в период максимальной работоспособности, а когда уже... | ||
Исследовательская работа Обычаи и обряды моего народа: «Использование... Тряпичные куклы, выполненные в традициях, сложившихся в народе, это куклы, которые делали с использованием старинных техник и технологий.... | Доклад подготовила учитель математики мбоу антоновской оош галицына Е. А «Идеальное управление – когда управления нет, а его функции выполняются. Каждый знает, что ему делать. И каждый делает, потому что... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Проведение нестандартных уроков: уроки-игры, уроки-дискуссии, уроки-соревнования, уроки с групповыми формами работы, уроки взаимообучения... | Приемные родители Но вместо этого в доме всегда были пьяные люди, с которыми пила моя мама. Я помню зимний холодный день, когда за мной приехали какие-то... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Когда у меня спросили кто мой кумир, я, не задумываясь, ответила – это моя мама. Моя мама – это самый светлый, нежный и любимый человек... | Толмачева Т. В. учитель русского языка и чтения Возникает живая ситуация общения, когда хочется поделиться информацией, мнениями, впечатлениями. Обычно разговорную минутку провожу... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Общаетесь ли вы со своим ребенком по поводу его безопасности в школе, когда он один дома, на улице или ограничиваетесь простым перечислением... | Быстро, пока он не настиг. Господи! Надо же успеть взять билеты!... Девочка из провинции, когда-то приехавшая покорять Москву, теперь — Звезда, чей талант завоевал сердца миллионов зрителей | ||
Помню свое раннее детство, когда мама меня прогуливала по грани между... Помню свое раннее детство, когда мама меня прогуливала по грани между полями, напевая детскую песенку на слова стихов татарского... | "Тряпичная кукла. История тряпичной куклы" Ребятки, а вы любите играть в куклы? Играя с куклой, мы и не замечаем, как открываем для себя мир, как получаем новые знания от общения... | ||
Гришина Татьяна Владимировна, учитель информатики моу усош №2 идентификатор... Логического мышления требуют и сочинения по литературе, в которых необходимо последовательно раскрывать тему, правильно делать выводы... | Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты... Возможен такой государственный строй, при котором никого не будут принуждать делать то, к чему его не обязывает закон, и не делать... |