Взаимосвязь игровых и девиантных характеристик общения юношей, использующих жаргон





Скачать 352.23 Kb.
НазваниеВзаимосвязь игровых и девиантных характеристик общения юношей, использующих жаргон
страница1/3
Дата публикации14.03.2015
Размер352.23 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Психология > Автореферат
  1   2   3


На правах рукописи

БЕДРАЕВА Ольга Аслановна


ВЗАИМОСВЯЗЬ ИГРОВЫХ И ДЕВИАНТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБЩЕНИЯ ЮНОШЕЙ, ИСПОЛЬЗУЮЩИХ ЖАРГОН


19.00.06 — юридическая психология
(психологические науки)


АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени
кандидата психологических наук

Ростов-на-Дону

2009
Работа выполнена в Северо-Кавказском научном центре высшей школы ФГОУ ВПО «Южный федеральный университет»

Научный руководитель:

кандидат психологических наук, доцент

Петровский Валерий Николаевич

Официальные оппоненты:

доктор психологических наук, профессор

член-корреспондент РАО

Котова Изабела Борисовна






кандидат психологических наук, доцент

Целиковский Сергей Борисович


Ведущая организация:


Федеральное Государственное Учреждение Высшего профессионального образования

«Академия Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации»











































Защита состоится 28 ноября 2009 года в 12.00 часов на заседании Диссертационного Совета Д 212.208.27 при Южном федеральном университете по адресу: 344038,

г. Ростов-на-Дону, пр. М. Нагибина, 13, ЮФУ, факультет психологии, ауд. 222.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Южного федерального университета по адресу: 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 148.



Автореферат разослан ______ октября 2009 года.

Ученый секретарь диссертационного совета
кандидат педагогических наук, доцент Юшко Г.Н.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. Изменение социальных ценностных ориентаций и отношений в России отразилось в сфере языка, речевого общения: в подъеме одних и угасании других речевых жанров, стилей, актуализации проблем языкового обособления, речевых девиаций, этикета. Современная экспансия юношеского жаргонного общения, т.е. общение юноши посредством жаргона, его лексики, фразеологии, привлекает внимание лингвистов, педагогов, юристов, психологов.

В то же время развитие в современной науке методологии «игрового» подхода, ее экстраполяция на изучение речевого общения, включая жаргонное, создали предпосылку для оценивания жаргонного общения как «игры», либо способного находиться в «игровой фазе», обретать в общении смысл игры, со свойственными ей функциями. Появилась возможность оценить, изучить юношеское жаргонное общение как игру, с ее предметным пониманием в отечественной психологии. При этом, если изучение жаргона - традиционно для социолингвистики, то отечественные психологические исследования жаргонного обще­ния, включая юношеское, значительно менее представлены и особенно в отдельных направлениях, например, психосемантическом. Наблюдается дефицит исследований юношеского жаргонного общения и в аспекте изучения в нем игровых черт (тенденций), их взаимосвязи с этически девиантными, влияния на проявленность, или манифестацию, последних. Понятие «черта» здесь использовано в смысле - «тенденция», а не только как синоним чего-то устоявшегося, характерного.

Обзор исследований дает основания полагать, что изучение указанных черт юношеского жаргонного общения и их взаимосвязи может помочь объяснить современную экспансию жаргонного общения: вскрыть его психологические механизмы, установки, особенности, в том числе, социализации юноши в общении посредством жаргона. Это важно как для открытых групп молодежи, так и в качестве предпосылки исследования взаимосвязи игровых и девиантных черт юношеского жаргонного общения в закрытых группах спецучреждений. В целом важна и сама по себе проблема «интерференции» девиантных потенциалов игры и жаргонного общения. Цель исследования: теоретически обосновать и эмпирически изучить особенности оценки, или понимания, юношеского жаргонного общения как «игры» и связь этой оценки с девиантными тенденциями установок юноши, ведущими к проявленности девиантных черт юношеского жаргонного общения.

Предмет исследования: особенности осмысления юношами жаргонного общения сверстников как «игры» и его влияние на манифестацию девиантных черт в нравственной (ценностно-ориентационной), адресной (выбор адресата) сферах и эмоционально-чувственном тоне юношеского жаргонного общения.

Объект исследования: юноши - учащиеся школ, лицеев, сту­денты младших курсов вузов г.г. Ростова-на-До­ну, Черкесска; возраст обследуемых от 14 до 19 лет. Достижение цели исследования потребовало постановки и дальнейшего решения следующих задач: 1.Теоретически обосновать возможность и эмпирически определить наличие осмысления юношей жаргонного общения сверстников посредством концепта «игра»: идентифицировать феномены «юношеского жаргонного общения» и «игры», по их существенным психосемантическим признакам, опираясь на понимание «игры» в психологии.

2. Определить и обосновать сферы, критерии девиантности, понятие «девиантные черты (тенденции)» юношеского жаргонного общения, операционализировав методически определение последних, представив их в виде конкретных измеряемых показателей.

3. Установить влияние осмысления юношей жаргонного общения как «игры» на возникновение оценочно-установочных предпосылок к более открытой «игровой» манифестации девиантных черт жаргонного общения в сферах его нравственного представления, определения адресата и в эмоционально-чувственном тоне.

4. Разработать и апробировать комплекс конкретных ме­тодов исследования, направленных на психосемантическую и мотивационную идентификацию феноменов «юношеского жаргонного общения» и «игры», выявление девиантных черт юношеского жаргонного общения.

5. С помощью разработанных и модифицированных стандартных методик установить истинность гипотез исследования; для этого применить метод полярной группировки, эксперимент с игровой дискриминацией модельных тестовых ситуаций (аналогов ситуаций юношеского жаргонного общения), а также адекватные полученным данным процедуры математической обработки и анализа результатов исследования. Гипотезы исследования:

1. В юношеских группах игровые и девиант­ные характеристики юношеского жаргонного общения в смысловом отношении, (в т.ч., оценочно-установочном), связаны друг с другом. Юношеское жаргонное общение, имея черты социального отклонения, может осмысливаться юношей как игра, что способствует более открытой «игровой» манифестации девиантных черт жаргонного общения, созданию ее оценочно-установочной предпосылки.

2. Юноша, имея приемлемое для него понятие игры, может атрибутировать его жаргонному общению сверстников; осмысле­ние юношеского жаргонного общения посредством концепта «игра» способствует принятию юношей данного вида общения (идентификации с ним).

3. Оценка юношей жаргонного общения сверстников как иг­ры сопровождается становлением оценочно-установочной предпо­сылки, способствующей расширению круга адресатов, преодоле­нию («ментально») этикета общения, его нравственных, адрес­ных общественных регламентов.

4. Инициирование у юноши понимания жаргонного общения как «игры» путем усиления элементов игровой условности в тестовом материале изучения ЮЖО сопровождается ростом проявленности девиантных черт жаргонного общения в сфере его адресности и эмоционально-чувственном тоне. При этом наблюдается:

а) снижение оценки «затруднения» юноши общаться посредством жаргона с адресатами, ранее социально-этически «запретными» для подобного рода общения, оценивание их как «проблемных», либо «подходящих» для жаргонного общения, то есть, возникновение оценочной установки на социально- неадекватный выбор и расширение круга адресатов юношеского жаргонного общения. б) возрастание у юноши реакций экстрапунитивной агрессии и манипуляций на стимульные изображения ситуаций (из модификации теста Розенцвейга), представленных как модельные аналоги ситуаций ЮЖО. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИе И ТЕОРЕТИЧЕСКИе ПРЕДПОСЫЛКи ИССЛЕДОВАНИЯ составили работы по изучению психологических аспектов жаргонного общения молодежи, его понимания как игры (речевой, коммуникативной…(О.Есперсен, В.М.Жирмунский)); установок личности (А.Г. Асмолов), в т.ч., в юношеском жаргонном общении (функциональных, мотивационных, девиантных); личностного, коммуникативного смысла (А.Н. Леонтьев и др. 1983); игры и ее роли в осознании «нормативного», «ненормативного» («творческого», «девиантного»), «произвольного» в поведении (В.С.Библер, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин,); «отраженной субъектности», «развивающего общения», включая «игровое» (В.А. Петровский и др.); психосеман­тики сознания (Ч. Осгуд, В.Ф.Петренко, А.Г. Шмелев, и др.); теорий речевой деятельности (А.А.Леонтьев) и речевого общения (М. М. Бахтин); проблем юности (идентификационных и проч. И.С. Кон, Э. Эриксон). Использованы представление о «языковом состоянии сознания», результаты изучения игр (коррекционных, развивающих, в т.ч. в психотерапии, включая НЛП, транзактный анализ (Э.Берн)); материалы по психолингвистике (А.Р.Лурия и др.), речевой агрессии (Т.А. Воронцова), юридической (О.Ю. Михайлова, В.Ф. Пирожков, и др.), психологии развития (Дж. Миллер, Т.П. Скрипкина и др.); экзистенциальной, социальной и когнитивной психологии (Д.А. Леонтьев, П.Н. Шихирев, И.П. Шкуратова).

Методы исследования. Исследование было проведено в 2003-2007гг. и включало 2 этапа: пилотажный и основной. Соответс­твенно цели и задачам исследования были выбраны существующие мето­ды, а также разработаны новые, направленные на изучение игровых и девиантных черт ЮЖО и их взаимосвязи. Разработанный автором комплекс методов включает: а) проективные («Незавершенные предложения», модифи­кацию теста Розенцвейга); б) оригинальные тематические наборы шкал семантического дифференциала (СД) оценочного типа; в) разработанные на основе репертуарных тестов, списки номинаций для определения девиантных оценочно-установочных тенденций в сфере адре­сности юношеского жаргонного общения; г) опрос (методика «Осведомленность»); д) определение, ранжи­рование испытуемым мотивов юношеского жаргонного общения; е) анализ дискурса ответа испытуемого в модификации теста Розенцвейга; з) математические методы (таксономии, проверки гипотез с применением непараметрических критериев и др.). НАУЧНАЯ НОВИЗНА. В диссертации исследована проблема: определения и взаимосвязи «игровых» и «девиантных» черт юношеского жаргонного общения, влияния осмысления данной разновидности общения как «игры» на проявленность его этически девиантных тенденций. Впервые проведена оценочно-установочная (психосемантическая, мотивационная) идентификация юношеского жаргонного общения и игры. Получены новые, научно значимые результаты о влиянии осмысления данной разновидности общения как «игры» на проявленность его этически девиантных черт в коррелятивных сферах («нравственной», «адресной») и в эмоционально-чувственном тоне. При этом концепт «игра» представлен в его предметном понимании в психологии и аспекте изучения языковых, речевых, коммуникативно-смысловых игр. Впервые проведено комплексное психологическое исследование общения юношей посредством жаргона, с применением оригинального методического инструментария, восполняющее дефицит отечественных психологических исследований жаргонного общения молодежи, его установок (оценочных, коммуникативных, мотивационных, игровых). Инновационна и психосемантическая направлен­ность исследования юношеского жаргонного общения как речевой коммуникативно-смысловой игры. В настоящей диссертации применительно к осмыслению юношеского жаргонного общения как «игры» критически проблематизируется однозначно позитивная оценка возможностей игры в становлении и развитии социально-ориентированной личности, ее социализации в общении. Рассмотрено возникновение «игровой» установочной предпосылки к девиантному в юношеском жаргонном общении. Это вносит вклад в проблему различения «игровой» девиации (необходимой для развития) от «перерождающейся» в девиантность. В данной работе обозначена проблема «игровой» манифестации девиантных черт юношеского жаргонного общения как эффекта «интерференции» девиационных возможностей игры и жаргонного общения, преобразования игровых девиаций в социально-отклоняющиеся. Представлен также распространенный среди молодежи, но мало изученный за пределами психотерапии, психотехники, феномен «игровой вербальной агрессии», с его провокативной, девиантогенной экспрессией. В диссертации описаны новые конкретные практические результаты. Так, осмысление жаргонного общения как игры сопровождается: а) снижением «затруднения» на общение посредством жаргона для ранее этически «запретных» адресатов; б) противоречивым своеобразием и снижением определенности нравственной характеристики испытуемым ЮЖО; ростом экстрапунитивных реакций агрессии в модельной для ЮЖО ситуации, их выраженностью в его эмоционально-чувственном тоне. Теоретическая и практическая значимость исследования. Данное исследование углубило представ­ление об игровом и девиантном аспектах юношеского жаргонного общения, их взаимосвязи. Теоретически обосновано и эмпирически (на оценочно-установочном уровне) установлено осмысление многими юношами жаргонного общения сверстников как «игры», что позволяет более обоснованно применять методологию познания игры в психологии при изучении юношеского жаргонного общения. Определено соотношение оценок жаргонного общения как «игры» для юношеской группы; установлена идентификация юноши с жаргонным общением сверстников при оценке им данного общения как игры. В исследовании обнаружено влияние осмысления (концептуализации) юношеского жаргонного общения как «игры» на проявленность девиантных тенденций данной разновидности общения. Последние изучены во взаимосвязанных сферах (нравственной, адресной и в его чувственно-эмоциональном тоне). Включение игровых элементов в процедуру оценивания жаргонного общения, также позволило установить более выраженную манифестацию девиантных тенденций в выборе адресата и эмоционально-чувственном тоне юношеского жаргонного общения. Выявлены также особенности его нравственной оценки, различия в ее консистентности для групп юношей, противоположно оценивающих жаргонное общение по критерию «игра - не игра». Результаты диссертационного исследования успешно внедрены в виде учебных, методических материалов, рекомендаций: в практику работы инспекции по делам несовершеннолетних МВД по Карачаево-Черкесской Республике, в учебные курсы по социальной, юридической психологии факультета психологии Карачаево-Черкесского Госпедуниверситета, в спецкурс для слушателей, обучающихся в Учебном Центре МВД по Карачаево-Черкесской Республике. Материалы диссертации представляют конкретный практический интерес для учебных заведений, в которых проводилось исследование (РУЦ РПЛ «СПЕКТР», Черкесский филиал Краснодарской Юридической Академии.) Практическое применение результатов данного диссертаци­онного исследования подтверждено актами о внедрении. Самостоятельную практическую значимость имеет разработанный комплекс методов. В целом или отдельные его процедуры (оригинальные, модификации стандартных) могут быть рекомендованы для изучения жаргонного общения в «открытых» и «закрытых» группах молодежи, например, в закрытых образовательных учреждениях Управления Федеральной Службы Исполнения Наказания. Результаты настоящей диссертации ценны, как основа для разработки методов ранней диагностики, профилактики девиантных тенденций в общении (на установочном этапе их становления), социализации юноши посредством жаргона. Отдельные из результатов представляют интерес для оптимизации судебно-экспертной практики определения девиантных установок личности. Полученные в данном исследовании результаты необходимы для более адекватной оценки и эффективного применения «проблемно-развивающих» игр в личностно-ориентирован­ном подходе для формирования социально ориентированной личности, профилактики девиантных тенденций в социализирующем ее общении. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ: 1. В юношеских группах «игровые» и «девиантные» характеристики юношеского жаргонного общения на оценочно-смысловом установочном уровне связаны друг с другом: юношеское жаргонное общение, имея черты социального отклонения, может осмысливаться юношей как игра, что создает оценочно-установочные предпосылки к более открытой «игровой» манифестации девиантных черт жаргонного общения. 2. Оценка юношей жаргонного общения сверстников как игры влияет на проявленность (манифестацию) девиантных черт в нравственной (ценностно-ориентационной) сфере, что обнаруживается в преодолении («ментально») этикета общения; снижении категоричности в противопоставлении шкал «хорошее - плохое»; своеобразных «включениях» в интеркорреляции нравственных характеристик жаргонного общения противоречивых связей, своеобразии нравственной характеристики жаргонного общения в целом. 3. Осмысление юношей жаргонного общения как «игры» сопровождается ростом проявленности девиантных черт жаргонного общения в сфере его адресности, что обнаруживается как снижение оценки «затруднения» юноши общаться посредством жаргона с адресатами, ранее социально-этически «запретными» для жаргонного общения. 4. Инициирование у юноши понимания жаргонного общения как «игры» сопровождается ростом проявленности девиантных черт в сфере адресности и эмоционально-чувственном тоне общения, способствуя возрастанию реакций экстрапунитивной агрессии и манипуляций. АПРОБАЦИЯ РАБОТЫ. Основные результаты исследования бы­ли представлены на следующих научных конфе­ренциях: «Проблемы семьи и семейной педагогики: теория и прак­тика, история и современность» (Пятигорск, Пятигорский лингвистический университет, 2005), «Алиевские чтения» (Карачаевск, КЧГУ, 2005), «Психология общения - 2006: на пути к энциклопедическому знанию» (Москва, Психологический институт РАО, 2006), IV-ом Всероссийском съезде РПО (Рос­тов-на-Дону, 2007), «Психологическая наука: теоретические и прикладные аспекты исследований» (Карачаевск, КЧГУ, 2007). Отдельные результаты исследования и рекомендации к их применению были обобщены и представлены на научно-методическом совете психологической службы МВД по Карачаево-Черкесcкой Республике (Черкесск, 2007). ПУБЛИКАЦИИ. По теме диссертационного исследования опубликовано 7 научных работ общим объемом 1,6 п.л., среди них 2 статьи в журналах по перечню ВАК Минобразования и науки РФ. СТРУКТУРА И ОБЪЕМ ДИССЕРТАЦИИ. Работа изложена на 153 страницах машинописного текста, иллюстрирована 10 рисунками (графиками и диаграммами) и 8 таблицами. Состоит из введения, трех глав, выводов, списка используемой литературы, включающего 229 источников, и приложения.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Взаимосвязь игровых и девиантных характеристик общения юношей, использующих жаргон iconРабочая программа по дисциплине б психология делового общения
Целью освоения дисциплины является формирование у студентов системы знаний о психологических особенностях, закономерностях процесса...
Взаимосвязь игровых и девиантных характеристик общения юношей, использующих жаргон iconУрок в 6 классе по теме: «Home, sweet home!»
Цель: Формирование произносительных, лексических и грамматических навыков иноязычного общения с использованием игровых ситуаций
Взаимосвязь игровых и девиантных характеристик общения юношей, использующих жаргон iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины сд. В 2 Речевые...
Взаимосвязь «делового общения» и сфер общественной жизни Наука «деловое общение» сформировалась к середине XX века на основе (этических...
Взаимосвязь игровых и девиантных характеристик общения юношей, использующих жаргон iconМетодические рекомендации для студентов заочного обучения по дисциплине «Психология общения»
Ния на современном этапе. Методические основы понимания категории общения. Социально психологическая природа общения. Основные закономерности...
Взаимосвязь игровых и девиантных характеристик общения юношей, использующих жаргон iconРеферат на тему: «Молодежный жаргон. Способы образования молодежного...
«Молодежный жаргон. Способы образования молодежного жаргона. Причины его распространения.»
Взаимосвязь игровых и девиантных характеристик общения юношей, использующих жаргон iconПротокол № от 20 г. Председатель Рабочая программа Наименование дисциплины:...
Взаимосвязь «делового общения» и сфер общественной жизни Наука «деловое общение» сформировалась к середине XX века на основе (этических...
Взаимосвязь игровых и девиантных характеристик общения юношей, использующих жаргон iconПрименение игровых технологий на урок
Применение игровых технологий на уроках биологии как средство активизации познавательной деятельности учащихся
Взаимосвязь игровых и девиантных характеристик общения юношей, использующих жаргон iconВопросы к зачёту
Формы существования русского языка (литературный язык, просторечие, диалекты, жаргон)
Взаимосвязь игровых и девиантных характеристик общения юношей, использующих жаргон iconВопросы для зачета по элективному курсу "Искусство делового общения"
Понятие и структура общения. Роль и значение общения в жизни человека и общества
Взаимосвязь игровых и девиантных характеристик общения юношей, использующих жаргон iconВот только некоторые виды он-лайн угроз, представляющих опасность...
В мире мобильными телефонами пользуются более полутора млрд молодых юношей и девушек. Sms-чаты, игры, социальные сети это далеко...
Взаимосвязь игровых и девиантных характеристик общения юношей, использующих жаргон icon1 Теоретическая глава. Теоретические основы использования игровых технологий в учебном процессе
«Использование игровых технологий в младшем школьном возрасте», заключается в том, что в наше время всё больше внимания в научной...
Взаимосвязь игровых и девиантных характеристик общения юношей, использующих жаргон iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Определение общения. Его стороны и специфика Виды общения Вопрос Структура общения
Взаимосвязь игровых и девиантных характеристик общения юношей, использующих жаргон iconВлияние личностных характеристик на выбор профессии
Теоретические аспекты изучения влияния личностных характеристик на выбор профессии. 5
Взаимосвязь игровых и девиантных характеристик общения юношей, использующих жаргон iconВлияние личностных характеристик на выбор профессии
Теоретические аспекты изучения влияния личностных характеристик на выбор профессии. 5
Взаимосвязь игровых и девиантных характеристик общения юношей, использующих жаргон iconРеферат по курсу «Учебная практика» на тему: «микропроцессор в персональной...
Пэвм в целом. Однако производительность пэвм зависит не только от характеристик микропроцессора, а и от характеристик других устройств...
Взаимосвязь игровых и девиантных характеристик общения юношей, использующих жаргон iconСовременные образовательные технологии: использование игровых технологий...
В последнее время все больше и больше возрастает интерес к изучению английского языка, который признан языком профессионального общения...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск