Скачать 136.17 Kb.
|
Методические рекомендации по изучению дисциплины СД.В.3.2 Речевые стратегии современного общения для студентов, обучающихся по специальности 071401.65 Социально-культурная деятельность
Антошина С.А., кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка, литературы и МП МГГУ 1.3 Пояснительная записка: Курс «Речевые стратегии современного общения» направлен на совершенствование коммуникативных навыков студентов и призван помочь студентам глубже осмыслить конкретные проявления взаимодействия языка и общества, осознать языковые составляющие современной речевой культуры, понять истоки и вектор развития современных речевых процессов. Цель изучения факультативной дисциплины – формирование у студентов теоретических знаний о речевых стратегиях и практических навыков владения ими в разных сферах коммуникации. Задачи курса: - ввести в проблематику современной речевой коммуникации; - систематизировать, углубить, а в некоторых случаях и сформировать навыки использования различных речевых стратегий; - формировать навыки эффективного общения и воздействия на окружающих. Место курса в общей системе подготовки специалиста: Курс «Речевые стратегии современного общения» – учебная дисциплина общегуманитарной направленности, формирующая умение оценивать речевое поведение адресанта и собеседника в разных сферах и ситуациях общения. Курс имеет междисциплинарный характер и тесную связь с такими учебными дисциплинами, как прикладная психология, русский язык, русский язык и культура речи, социолингвистика, психолингвистика, культурология, конфликтология, этика, философия, риторика. Место курса в общей системе подготовки специалиста определяет его значимость и актуальность. Студенты должны знать: - основные понятия изучаемой дисциплины; - компоненты речевой коммуникации и типологию речевых стратегий, обеспечивающих эффективное общение; - принципы и законы межличностного общения и социального взаимодействия; Студенты должны овладеть (уметь):
1.5 Объем дисциплины и виды учебной работы:
1.6 Содержание дисциплины. 1.6.1 Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:
1.6.2 Содержание разделов дисциплины. Введение в курс. К понятию «стратегия» в современной лингвистике. Основные направления в исследовании стратегического характера коммуникации. Проблемы речевого воздействия в аспекте речевых стратегий. Стратегия как реальность речевого общения. Речевые стратегии с точки зрения теории речевой деятельности и когнитивных исследований дискурса. Принципы лингвистического анализа речевых стратегий. Речевая стратегия и речевая тактика. Речевая стратегия и коммуникативные ходы. Типологии речевых стратегий. Функциональная типология речевых стратегий. Основные речевые стратегии: семантические (когнитивные), связанные с воздействием на адресата, его модель мира, систему ценностей, поведение и т.п. Языковые средства реализации стратегий Вспомогательные речевые стратегии, способствующие эффективной организации диалогового взаимодействия и оптимальному воздействию на адресата: прагматические (построение имиджа, формирование эмоционального настроя и т.п.), диалоговые (контроль над темой, контроль над инициативной и т.п.), риторические (привлечь внимание, драматизация, использование риторических техник воздействия и т.п.). Речевые стратегии делового общения. Основные фазы делового общения. Установление контакта с собеседником. Приемы снятия напряжения. Метод прямого подхода и метод «зацепки» в изложении сути дела. Нерефлексивное, активное и эмпативное слушание партнера. Закрытый, информационный, зеркальный, эстафетный, риторический и переломный вопрос. Эффективное ведение дискуссии: принцип равной безопасности, принцип децентрической направленности, принцип адекватности услышанного и понятого. Виды аргументации: фундаментальный метод, метод противоречий, метод сравнения позиций, метод извлечения выводов. Распространенные виды манипуляций в речевом общении: намеренный обман, игра на полномочиях, обещания без гарантий, преуменьшение существующих проблем, демонстрация зависимости. Речевые построения, выдающие ложь. Типы собеседников. Способы внушения собеседнику желаемого поведения и эмоций. Способы нейтрализации воздействия собеседник. Способы завершения деловой беседы. 1.6.3 Темы для самостоятельного изучения.
1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины. 1.7.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу Тема 1. Межличностное и социальное речевое взаимодействие План1. Что такое речь? В чем отличие языка от речи? Каковы функции речи? 2. Раскройте содержание понятия «Речь в межличностном общении и социальном взаимодействии». 3. Чем отличается фатическое речевое поведение от информативного в межличностном взаимодействии? 4. Что такое «эгоречь»? Как она проявляется? 5. Опишите поддерживающий, рефлексивный и эмпатический виды слушания. 6. Что такое речевые стратегии и тактики? Вопросы для коллективного обсуждения
Задания для самостоятельной работы 1. Подготовьте реферативное сообщение на тему «Речь как средство утверждения социального статуса»;2. Подготовьте обзор статьи академика Ю.Д. Апресяна «О состоянии русского языка» (Русская речь. - 1992. - № 2). Литература основная1. Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. проф. В.И. Максимова. – М.: Гардарики, 2003. Стр. 8 – 49. Литература дополнительная
Тема 2. Законы, правила и приемы общения План
Вопросы для коллективного обсуждения
Задания для самостоятельной работы Объясните, какие коммуникативные законы иллюстрируют пословицы: «Плохие вести не лежат на месте», «Недобранка лучше перебранки», «Бранить – себя тешить», «Добрая слава за печкой сидит, а худая по свету бежит». Литература основнаяСтернин И.А., Новочихина М.Е. Культура делового общения. – Центрально-Черноземное книжное издательство, 2001. Литература дополнительная Колтунова М.В. Язык и деловое общение. – М, 2000. Тема 3. Функциональная типология речевых стратегий План
Вопросы для коллективного обсужденияСуществуют ли коммуникативные ходы, которые реализуют только один тип речевой стратегии? Задания для самостоятельной работы Привести примеры использования разных типов стратегий в а) частном разговоре, а) общении с начальником. Литература основнаяИссерс О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. – Омск, 1999. Литература дополнительная
Тема 4. Речевые стратегии делового общения План
Вопросы для коллективного обсужденияКоммуникативная позиция говорящего: понятие и характеристика. Задания для самостоятельной работы Подготовьте информацию о том, какие невербальные сигналы и каким образом повышают эффективность речевого воздействия. Литература основнаяСтернин И.А., Новочихина М.Е. Культура делового общения. – Центрально-Черноземное книжное издательство, 2001. Львов М.Р. Риторика. Культура речи: Учеб.пособие для студ.высш. учеб. заведений, обуч. по пед. спец. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. Стр. 3 – 60. Литература дополнительная
1.8 Учебно-методическое обеспечение дисциплины. 1.8.1 Рекомендуемая литература:
1.10 Примерные зачетные тестовые задания. Задание 1. Максима релевантности предполагает: Ответы:
Задание 2. Что можно увидеть в «Окне Джохари»? Ответы:
Задание 3. Совокупность приемов ведения беседы и линия поведения на определенном этапе в рамках отдельного разговора - это: Ответы:
Задание 4. К способам речевого воздействия не относится:
Задание 5. В аргументации корректным приемом признается: Ответы:
Задание 6. Расположите синонимы в порядке усиления степени признака и действия:
1.Содержание понятия «стратегия» в современной лингвистике. 2. Речевая стратегия и речевая тактика. 3. Речевая стратегия и коммуникативные ходы. 4. Функциональная типология речевых стратегий. 5. Семантические (когнитивные) речевые стратегии. 6. Прагматические речевые стратегии. 7. Диалоговые речевые стратегии. 8. Риторические речевые стратегии. 9. Языковые средства реализации стратегий 10. Основные фазы делового общения. 11. Приемы установления контакта с собеседником. 12. Нерефлексивное, активное и эмпативное слушание партнера. 13. Типы вопросов в деловом общении и их специфика. 14. Принципы эффективного ведение дискуссии. 15. Виды аргументации. 16. Распространенные виды манипуляций в речевом общении. 17. Речевые построения, выдающие ложь. 18. Типы собеседников. 19. Способы внушения собеседнику желаемого поведения и эмоций. 20. Способы нейтрализации воздействия собеседник. 21.Способы завершения деловой беседы. РАЗДЕЛ 4. Словарь терминов (глоссарий). Коммуникативное поведение – Совокупность коммуникативных норм и традиций, устойчиво характеризующих поведение личности, социальной, возрастной, гендерной группы или народа в целом. Рефлексия языковая – Реакция говорящего и слушающего (пишущего и читающего) на использование языковых средств в собственной или чужой речи. Языковая среда – «Духовное пространство, в котором протекает речевая деятельность говорящих» (Д.С. Лихачев). Языковая игра – Осознанное, намеренное нарушение нормы в специальных коммуникативных или художественных целях Речевая способность – Одно из ключевых понятий психолингвистики; многоуровневая иерархически организованная функциональная система, формирующаяся в психике носителя языка в процессе онтогенетического развития. Языковая личность – «Создатель, носитель и пользователь языка» (Ю.Н. Караулов). Код (в речевой коммуникации) – тот язык или его разновидность (диалект, стиль, сленг и т.п.), который используют участники данного коммуникативного акта Коммуникативное намерение (интенция) – желание вступить в общение с другим лицом Контекст (ситуация, дискурс) – обстоятельства, в которых происходит конкретное событие; речь приобретает определенный смысл и может быть понята только в структуре неречевого контекста Речевая деятельность – специализированное употребление речи в процессе взаимодействия между людьми; частный случай деятельности общения Речевая коммуникация – единство информативной и коммуникативной сторон речевой деятельности Речевое общение – процесс установления и поддержания целенаправленного, прямого или опосредованного контакта между людьми при помощи языка Референция – содержание сообщения Речевая (коммуникативная) стратегия – комплекс речевых действий, направленных на достижение коммуникативной цели. Сообщение – процесс и результат порождения речи, то есть текст Социально-ситуативная роль – статусная и ситуативная роль участников общения Информативное речевое поведение – сообщение Межличностная коммуникации – взаимодействие между небольшим числом коммуникантов, которые находятся в пространственной близости и в большей мере доступны друг другу Неподдерживающий стиль поведения – поведение, в результате которого другой человек оценивает себя ниже, ценит себя меньше Поддерживающий стиль поведения – любое поведение, в результате которого другой человек начинает себя больше ценить Релевантность – смысловое соответствие между информационным запросом и полученным сообщением Речь в социальном взаимодействии – речевое поведение людей в социально ориентированном общении; имеет выраженный обслуживающий характер, подчинена неречевой цели, направлена на организацию совместной деятельности людей Речевое поведение – использование языка людьми в предлагаемых обстоятельствах, в многообразии реальных жизненных ситуаций, совокупность речевых поступков. |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. В 1 Культура общения и речевое поведение для студентов, обучающихся по специальности... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методические рекомендации по изучению опд. Ф. 6 Литература для студентов, обучающихся по специальности 071401. 65 Социально-культурная... | ||
Программа курса и методические указания для студентов специальности... «Социально-культурная деятельность» (квалификация «Менеджер социально-культурной деятельности») и направлению подготовки | Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 5 Информационные... Цель курса — формирование у студентов знаний и умений, необходимых для управления информационными системами организации, достижения... | ||
Учебно-методический комплекс специальности 071401 «Социально-культурная деятельность» Учебно-методический комплекс «Информатика» составлен в соответствии с требованиями профессиональной образовательной программой по... | Планы семинарских занятий по предмету «Теория скд» для студентов... Программа курса и методические указания для студентов специальности 071401 «Социально-культурная деятельность» | ||
Методические рекомендации для студента дисциплина «История и теория... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Методические рекомендации по изучению дисциплины «Социально-культурная... Автор: Рыжкова И. В., кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальных наук | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Социально-культурная... Автор: Сапрыкин В. П., кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики, дошкольного и начального образования | Учебно-методический комплекс для студентов очной и заочной форм обучения... Учебно-методический комплекс для студентов очной и заочной форм обучения по специальности 071401 | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины «экономика» Методические рекомендации по изучению дисциплины «экономика» для студентов, обучающихся по специальности «Биология» | Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В 1 Аксиология искусства... О. П. Беспалая, кандидат философских наук, доцент кафедры философии и социологии мгпу | ||
1. общая характеристика специальности 071401 (053100) социально-культурная деятельность Специальность утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации от 24. 01. 2002 №181 | Методические рекомендации по проведению лингвокраеведческой работы в школе Методические рекомендации по изучению дисциплины дс. 6 Лингвистическое краеведение для студентов, обучающихся по специальности 050301.... | ||
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 071401 «Социально-культурная... Программа предусматривает чтение лекций, проведение семинарских занятий. В рамках самостоятельной работы студентов предполагается... | Методические рекомендации по изучению дисциплины «экономика» Методические рекомендации по изучению дисциплины «экономика» для студентов, обучающихся по специальности |