Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. В 2 Речевые стратегии современного общения для студентов, обучающихся по специальности 071401. 65 Социально-культурная деятельность





Скачать 136.17 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по изучению дисциплины сд. В 2 Речевые стратегии современного общения для студентов, обучающихся по специальности 071401. 65 Социально-культурная деятельность
Дата публикации23.06.2013
Размер136.17 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Культура > Методические рекомендации
Методические рекомендации по изучению дисциплины СД.В.3.2 Речевые стратегии современного общения для студентов, обучающихся по специальности 071401.65 Социально-культурная деятельность


    1. Автор программы:

Антошина С.А., кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка, литературы и МП МГГУ
1.3 Пояснительная записка:

Курс «Речевые стратегии современного общения» направлен на совершенствование коммуникативных навыков студентов и призван помочь студентам глубже осмыслить конкретные проявления взаимодействия языка и общества, осознать языковые составляющие современной речевой культуры, понять истоки и вектор развития современных речевых процессов.

Цель изучения факультативной дисциплины – формирование у студентов теоретических знаний о речевых стратегиях и практических навыков владения ими в разных сферах коммуникации.

Задачи курса:

- ввести в проблематику современной речевой коммуникации;

- систематизировать, углубить, а в некоторых случаях и сформировать навыки использования различных речевых стратегий;

- формировать навыки эффективного общения и воздействия на окружающих.

Место курса в общей системе подготовки специалиста:

Курс «Речевые стратегии современного общения» – учебная дисциплина общегуманитарной направленности, формирующая умение оценивать речевое поведение адресанта и собеседника в разных сферах и ситуациях общения. Курс имеет междисциплинарный характер и тесную связь с такими учебными дисциплинами, как прикладная психология, русский язык, русский язык и культура речи, социолингвистика, психолингвистика, культурология, конфликтология, этика, философия, риторика. Место курса в общей системе подготовки специалиста определяет его значимость и актуальность.

Студенты должны знать:

- основные понятия изучаемой дисциплины;

- компоненты речевой коммуникации и типологию речевых стратегий, обеспечивающих эффективное общение;

- принципы и законы межличностного общения и социального взаимодействия;
Студенты должны овладеть (уметь):

  • навыками эффективного речевого поведения в актуальных ситуациях общения;

  • социолингвистическим анализом речевых стратегий и языковых средств, их выражающих;

  • основами научного осмысления актуальных процессов, происходящих в современной речи в связи с социокультурными процессами.


1.5 Объем дисциплины и виды учебной работы:




п/п

Шифр и наименование специальности

Курс

Семестр

Виды учебной деятельности в часах

Вид итогового контроля (форма отчетности)

Трудоемкость

Всего аудит.

ЛК

ПР/

СМ

Сам.

работа

1.

071401 Социально-культурная деятельность

5

9

52

32

20

12

20

зачет


1.6 Содержание дисциплины.

1.6.1 Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:




п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов


Всего аудит.


ЛК


ПР/СМ


Сам. раб.

1.

Введение в курс.

4

2

2

4

2.

Стратегия как реальность речевого общения.

8

6

2

4

3.

Типологии речевых стратегий.


8


6


2


4

4.

Речевые стратегии делового общения.

12

6

6

8

5.

Всего:

32

20

12

20


1.6.2 Содержание разделов дисциплины.
Введение в курс. К понятию «стратегия» в современной лингвистике. Основные направления в исследовании стратегического характера коммуникации. Проблемы речевого воздействия в аспекте речевых стратегий.

Стратегия как реальность речевого общения. Речевые стратегии с точки зрения теории речевой деятельности и когнитивных исследований дискурса. Принципы лингвистического анализа речевых стратегий. Речевая стратегия и речевая тактика. Речевая стратегия и коммуникативные ходы.

Типологии речевых стратегий. Функциональная типология речевых стратегий. Основные речевые стратегии: семантические (когнитивные), связанные с воздействием на адресата, его модель мира, систему ценностей, поведение и т.п. Языковые средства реализации стратегий

Вспомогательные речевые стратегии, способствующие эффективной организации диалогового взаимодействия и оптимальному воздействию на адресата: прагматические (построение имиджа, формирование эмоционального настроя и т.п.), диалоговые (контроль над темой, контроль над инициативной и т.п.), риторические (привлечь внимание, драматизация, использование риторических техник воздействия и т.п.).

Речевые стратегии делового общения. Основные фазы делового общения. Установление контакта с собеседником. Приемы снятия напряжения. Метод прямого подхода и метод «зацепки» в изложении сути дела. Нерефлексивное, активное и эмпативное слушание партнера. Закрытый, информационный, зеркальный, эстафетный, риторический и переломный вопрос. Эффективное ведение дискуссии: принцип равной безопасности, принцип децентрической направленности, принцип адекватности услышанного и понятого. Виды аргументации: фундаментальный метод, метод противоречий, метод сравнения позиций, метод извлечения выводов. Распространенные виды манипуляций в речевом общении: намеренный обман, игра на полномочиях, обещания без гарантий, преуменьшение существующих проблем, демонстрация зависимости. Речевые построения, выдающие ложь. Типы собеседников. Способы внушения собеседнику желаемого поведения и эмоций. Способы нейтрализации воздействия собеседник. Способы завершения деловой беседы.



1.6.3 Темы для самостоятельного изучения.




п/п
Наименование раздела

дисциплины. Тема.

Форма самостоятельной работы

Кол-во

часов

Форма контроля выполнения

самостоятельной работы

1.

Введение в курс.

Реферативный обзор научной статьи.

Социолингвистический аспект изучения речевых стратегий // Культурно-речевая ситуация в современной России. – Екатеринбург, 2000.

4

Выступление на ПЗ

2.

Стратегия как реальность речевого общения.
1. Раскройте содержание принципов социального взаимодействия: а) принципа кооперации; б) принципа вежливости.

2. Напишите конспект на тему «Максимы Грайса»

4

Выступление на ПЗ

3.

Типология речевых стратегий.

Реферативный обзор научной статьи:

Кузнецов И. Проблема жанра и теория коммуникативных стратегий нарратива Электронный ресурс. / И. Кузнецов // Критика и семиотика. Вып. 5. 2002. - С. 61 -70. www.nsu.ru

4

Выступление на ПЗ

4.

Речевые стратегии делового общения.
Подготовка развернутых ответов на вопросы:
1) Как с помощью речевых средств можно демонстрировать социальный статус и регулировать социальные отношения между общающимися? 2) Какие речевые приемы усиливают или ослабляют влиятельность сообщения?

Написание рефератов по тематике курса

8

Обсуждение материалов на ПЗ

Защита рефератов.

5.

Всего:


20





1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

1.7.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу
Тема 1. Межличностное и социальное речевое взаимодействие

План


1. Что такое речь? В чем отличие языка от речи? Каковы функции речи?

2. Раскройте содержание понятия «Речь в межличностном общении и социальном взаимодействии».

3. Чем отличается фатическое речевое поведение от информативного в межличностном взаимодействии?

4. Что такое «эгоречь»? Как она проявляется?

5. Опишите поддерживающий, рефлексивный и эмпатический виды слушания.

6. Что такое речевые стратегии и тактики?

Вопросы для коллективного обсуждения


  1. Почему в начале любого коммуникативного акта от его участников требуется понимание собственной социальной роли и роли партнера?

  2. Раскройте содержание принципа кооперации и принципа вежливости, лежащих в основе социального взаимодействия коммуникантов.

  3. Охарактеризуйте максимы П. Грайса.

Задания для самостоятельной работы

1. Подготовьте реферативное сообщение на тему «Речь как средство утверждения социального статуса»;


2. Подготовьте обзор статьи академика Ю.Д. Апресяна «О состоянии русского языка» (Русская речь. - 1992. - № 2).

Литература основная


1. Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. проф. В.И. Максимова. – М.: Гардарики, 2003. Стр. 8 – 49.

Литература дополнительная

  1. Апресян Ю.Д. О состоянии русского языка // Русская речь. – 1992. - № 2.

  2. Зарецкая Е.Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации. – М., 1999.


Тема 2. Законы, правила и приемы общения

План

  1. Понятия общения и коммуникативного поведения.

  2. Законы общения и правила общения.

  3. Нормативные правила общения и правила речевого воздействия.

  4. Приемы общения.

  5. Содержание коммуникативных законов.

  6. Принципы и правила бесконфликтного общения.

  7. Понятие речевого воздействия.

  8. Эффективное и неэффективное речевое воздействие.

Вопросы для коллективного обсуждения


  1. Каковы условия эффективного речевого воздействия?

  2. Что такое коммуникативная позиция участника общения?

  3. Как связана наука о речевом воздействии с понятием коммуникативной позиции?

Задания для самостоятельной работы

Объясните, какие коммуникативные законы иллюстрируют пословицы: «Плохие вести не лежат на месте», «Недобранка лучше перебранки», «Бранить – себя тешить», «Добрая слава за печкой сидит, а худая по свету бежит».

Литература основная


Стернин И.А., Новочихина М.Е. Культура делового общения. – Центрально-Черноземное книжное издательство, 2001.

Литература дополнительная

Колтунова М.В. Язык и деловое общение. – М, 2000.
Тема 3. Функциональная типология речевых стратегий

План

  1. Основные типы речевых стратегий (семантические, когнитивные).

  2. Прагматические стратегии.

  3. Диалоговые стратегии

  4. Риторические стратегии

  5. Языковые средства реализации стратегий.

Вопросы для коллективного обсуждения


Существуют ли коммуникативные ходы, которые реализуют только один тип речевой стратегии?

Задания для самостоятельной работы

Привести примеры использования разных типов стратегий в а) частном разговоре, а) общении с начальником.

Литература основная


Иссерс О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. – Омск, 1999.

Литература дополнительная

  1. Теория и практика полемики. – Томск, 1989.

  2. Смелкова З.С. Педагогическое общение: Теория и практика учебного диалога на уроках словесности. – М.: Флинта: Наука, 1999. Стр. 10 – 29.


Тема 4. Речевые стратегии делового общения

План

  1. Основные фазы делового общения.

  2. Установление контакта с собеседником. Приемы снятия напряжения.

  3. Типы слушания собеседника.

  4. Принципы эффективного ведение дискуссии.

  5. Виды аргументации. Типология вопросов, используемых в общении.

  6. Распространенные виды манипуляций в речевом общении. Речевые построения, выдающие ложь.

  7. Типы собеседников.

  8. Способы внушения собеседнику желаемого поведения и эмоций.

  9. Способы нейтрализации воздействия собеседник.

  10. Способы завершения деловой беседы.

Вопросы для коллективного обсуждения


Коммуникативная позиция говорящего: понятие и характеристика.

Задания для самостоятельной работы

Подготовьте информацию о том, какие невербальные сигналы и каким образом повышают эффективность речевого воздействия.

Литература основная


Стернин И.А., Новочихина М.Е. Культура делового общения. – Центрально-Черноземное книжное издательство, 2001.

Львов М.Р. Риторика. Культура речи: Учеб.пособие для студ.высш. учеб. заведений, обуч. по пед. спец. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. Стр. 3 – 60.

Литература дополнительная

  1. Пиз А. Язык телодвижений. – Новгород, 1992.

  2. Смелкова З.С. Педагогическое общение: Теория и практика учебного диалога на уроках словесности. – М.: Флинта: Наука, 1999. Стр. 10 – 29.


1.8 Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

1.8.1 Рекомендуемая литература:
  • Основная


  1. Иссерс О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. – Омск, 1999.

  2. Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. проф. В.И. Максимова. – М.: Гардарики, 2003.

  3. Львов М.Р. Риторика. Культура речи: Учеб.пособие для студ.высш. учеб. заведений, обуч. по пед. спец. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. Стр. 3 – 60.

  4. Мальханова И.А. Деловое общение: Учебное пособие. – 3-е изд. – М.: Академический Проект; Трикста, 2004.

  5. Трескова С.И. Социолингвистические проблемы массовой коммуникации. – М., 1989.

  • Дополнительная

  1. Акишина А.Я., Формановская Н.И. Русский речевой этикет. – М., 1994.

  2. Введенская Л.С., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. –Ростов н/Д., 1998.

  3. Вербицкая Л.А. Давайте говорить правильно! – М., 2000.

  4. Зарецкая Е.Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации. – М., 1999.

  5. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. – М., 1987.

  6. Колтунова М.В. Язык и деловое общение: Нормы, риторика, этикет. – М., 2000.

  7. Пиз А. Язык телодвижений. – Новгород, 1992.

  8. Смелкова З.С. Педагогическое общение: Теория и практика учебного диалога на уроках словесности. – М.: Флинта: Наука, 1999.

  9. Современный русский язык: социальная и функциональная дифференциация. – М., 2003.

  10. Стернин И.А., Новочихина М.Е. Культура делового общения. – Центрально-Черноземное книжное издательство, 2001.


1.10 Примерные зачетные тестовые задания.

Задание 1. Максима релевантности предполагает:

Ответы:

  1. говори только правду;

  2. старайся не отклоняться от темы;

  3. не говори лишнего;

  4. говори ясно и понятно.

Задание 2. Что можно увидеть в «Окне Джохари»?

Ответы:

  1. друга;

  2. собеседника;

  3. индивидуальный стиль речевого поведения человека.

Задание 3. Совокупность приемов ведения беседы и линия поведения на определенном этапе в рамках отдельного разговора - это:

Ответы:

  1. речевая тактика;

  2. речевая стратегия.

Задание 4. К способам речевого воздействия не относится:

  1. доказывание;

  2. убеждение;

  3. уговаривание;

  4. внушение;

  5. принуждение;

  6. приказ.

Задание 5. В аргументации корректным приемом признается:

Ответы:

  1. аргументация к существу дела;

  2. аргумент к личности;

  3. аргумент к авторитету;

  4. аргумент к жалости.

Задание 6. Расположите синонимы в порядке усиления степени признака и действия:

  1. Неприятный. Отталкивающий, отвратительный, противный;

  2. Учтивый, деликатный. Обходительный, любезный;

  3. Оцепенеть, остолбенеть, окаменеть, застыть, замереть.




    1. Примерный перечень вопросов к зачету (экзамену).

1.Содержание понятия «стратегия» в современной лингвистике.

2. Речевая стратегия и речевая тактика.

3. Речевая стратегия и коммуникативные ходы.

4. Функциональная типология речевых стратегий.

5. Семантические (когнитивные) речевые стратегии.

6. Прагматические речевые стратегии.

7. Диалоговые речевые стратегии.

8. Риторические речевые стратегии.

9. Языковые средства реализации стратегий

10. Основные фазы делового общения.

11. Приемы установления контакта с собеседником.

12. Нерефлексивное, активное и эмпативное слушание партнера.

13. Типы вопросов в деловом общении и их специфика.

14. Принципы эффективного ведение дискуссии.

15. Виды аргументации.

16. Распространенные виды манипуляций в речевом общении.

17. Речевые построения, выдающие ложь.

18. Типы собеседников.

19. Способы внушения собеседнику желаемого поведения и эмоций.

20. Способы нейтрализации воздействия собеседник.

21.Способы завершения деловой беседы.
РАЗДЕЛ 4. Словарь терминов (глоссарий).
Коммуникативное поведение – Совокупность коммуникативных норм и традиций, устойчиво характеризующих поведение личности, социальной, возрастной, гендерной группы или народа в целом.

Рефлексия языковая – Реакция говорящего и слушающего (пишущего и читающего) на использование языковых средств в собственной или чужой речи.

Языковая среда – «Духовное пространство, в котором протекает речевая деятельность говорящих» (Д.С. Лихачев).

Языковая игра – Осознанное, намеренное нарушение нормы в специальных коммуникативных или художественных целях

Речевая способность – Одно из ключевых понятий психолингвистики; многоуровневая иерархически организованная функциональная система, формирующаяся в психике носителя языка в процессе онтогенетического развития.

Языковая личность – «Создатель, носитель и пользователь языка» (Ю.Н. Караулов).

Код (в речевой коммуникации) – тот язык или его разновидность (диалект, стиль, сленг и т.п.), который используют участники данного коммуникативного акта

Коммуникативное намерение (интенция) – желание вступить в общение с другим лицом

Контекст (ситуация, дискурс) – обстоятельства, в которых происходит конкретное событие; речь приобретает определенный смысл и может быть понята только в структуре неречевого контекста

Речевая деятельность специализированное употребление речи в процессе взаимодействия между людьми; частный случай деятельности общения

Речевая коммуникация – единство информативной и коммуникативной сторон речевой деятельности

Речевое общение процесс установления и поддержания целенаправленного, прямого или опосредованного контакта между людьми при помощи языка

Референция – содержание сообщения

Речевая (коммуникативная) стратегия – комплекс речевых действий, направленных на достижение коммуникативной цели.

Сообщение – процесс и результат порождения речи, то есть текст

Социально-ситуативная роль – статусная и ситуативная роль участников общения

Информативное речевое поведение – сообщение

Межличностная коммуникации – взаимодействие между небольшим числом коммуникантов, которые находятся в пространственной близости и в большей мере доступны друг другу

Неподдерживающий стиль поведения – поведение, в результате которого другой человек оценивает себя ниже, ценит себя меньше

Поддерживающий стиль поведения – любое поведение, в результате которого другой человек начинает себя больше ценить

Релевантность – смысловое соответствие между информационным запросом и полученным сообщением

Речь в социальном взаимодействииречевое поведение людей в социально ориентированном общении; имеет выраженный обслуживающий характер, подчинена неречевой цели, направлена на организацию совместной деятельности людей

Речевое поведение – использование языка людьми в предлагаемых обстоятельствах, в многообразии реальных жизненных ситуаций, совокупность речевых поступков.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. В 2 Речевые стратегии современного общения для студентов, обучающихся по специальности 071401. 65 Социально-культурная деятельность iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. В 1 Культура общения и речевое поведение для студентов, обучающихся по специальности...
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. В 2 Речевые стратегии современного общения для студентов, обучающихся по специальности 071401. 65 Социально-культурная деятельность iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методические рекомендации по изучению опд. Ф. 6 Литература для студентов, обучающихся по специальности 071401. 65 Социально-культурная...
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. В 2 Речевые стратегии современного общения для студентов, обучающихся по специальности 071401. 65 Социально-культурная деятельность iconПрограмма курса и методические указания для студентов специальности...
«Социально-культурная деятельность» (квалификация «Менеджер социально-культурной деятельности») и направлению подготовки
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. В 2 Речевые стратегии современного общения для студентов, обучающихся по специальности 071401. 65 Социально-культурная деятельность iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 5 Информационные...
Цель курса — формирование у студентов знаний и умений, необходимых для управления информационными системами организации, достижения...
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. В 2 Речевые стратегии современного общения для студентов, обучающихся по специальности 071401. 65 Социально-культурная деятельность iconУчебно-методический комплекс специальности 071401 «Социально-культурная деятельность»
Учебно-методический комплекс «Информатика» составлен в соответствии с требованиями профессиональной образовательной программой по...
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. В 2 Речевые стратегии современного общения для студентов, обучающихся по специальности 071401. 65 Социально-культурная деятельность iconПланы семинарских занятий по предмету «Теория скд» для студентов...
Программа курса и методические указания для студентов специальности 071401 «Социально-культурная деятельность»
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. В 2 Речевые стратегии современного общения для студентов, обучающихся по специальности 071401. 65 Социально-культурная деятельность iconМетодические рекомендации для студента дисциплина «История и теория...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. В 2 Речевые стратегии современного общения для студентов, обучающихся по специальности 071401. 65 Социально-культурная деятельность iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Социально-культурная...
Автор: Рыжкова И. В., кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальных наук
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. В 2 Речевые стратегии современного общения для студентов, обучающихся по специальности 071401. 65 Социально-культурная деятельность iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Социально-культурная...
Автор: Сапрыкин В. П., кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики, дошкольного и начального образования
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. В 2 Речевые стратегии современного общения для студентов, обучающихся по специальности 071401. 65 Социально-культурная деятельность iconУчебно-методический комплекс для студентов очной и заочной форм обучения...
Учебно-методический комплекс для студентов очной и заочной форм обучения по специальности 071401
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. В 2 Речевые стратегии современного общения для студентов, обучающихся по специальности 071401. 65 Социально-культурная деятельность iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «экономика»
Методические рекомендации по изучению дисциплины «экономика» для студентов, обучающихся по специальности «Биология»
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. В 2 Речевые стратегии современного общения для студентов, обучающихся по специальности 071401. 65 Социально-культурная деятельность iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. В 1 Аксиология искусства...
О. П. Беспалая, кандидат философских наук, доцент кафедры философии и социологии мгпу
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. В 2 Речевые стратегии современного общения для студентов, обучающихся по специальности 071401. 65 Социально-культурная деятельность icon1. общая характеристика специальности 071401 (053100) социально-культурная деятельность
Специальность утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации от 24. 01. 2002 №181
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. В 2 Речевые стратегии современного общения для студентов, обучающихся по специальности 071401. 65 Социально-культурная деятельность iconМетодические рекомендации по проведению лингвокраеведческой работы в школе
Методические рекомендации по изучению дисциплины дс. 6 Лингвистическое краеведение для студентов, обучающихся по специальности 050301....
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. В 2 Речевые стратегии современного общения для студентов, обучающихся по специальности 071401. 65 Социально-культурная деятельность iconУчебно-методический комплекс для студентов специальности 071401 «Социально-культурная...
Программа предусматривает чтение лекций, проведение семинарских занятий. В рамках самостоятельной работы студентов предполагается...
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. В 2 Речевые стратегии современного общения для студентов, обучающихся по специальности 071401. 65 Социально-культурная деятельность iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «экономика»
Методические рекомендации по изучению дисциплины «экономика» для студентов, обучающихся по специальности


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск