Программа курса История психологии для студентов озо факультета коррекционной педагогики по специальности специальная дошкольная педагогика и психология (032000) Составитель: В. А. Савельев





Скачать 330.49 Kb.
НазваниеПрограмма курса История психологии для студентов озо факультета коррекционной педагогики по специальности специальная дошкольная педагогика и психология (032000) Составитель: В. А. Савельев
страница1/4
Дата публикации29.03.2015
Размер330.49 Kb.
ТипПрограмма курса
100-bal.ru > Психология > Программа курса
  1   2   3   4
Программа курса
История психологии

для студентов ОЗО факультета коррекционной педагогики по специальности специальная дошкольная педагогика и психология (032000)

Составитель: В.А. Савельев


Челябинск

2008


Выписка из государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования



ОПД

ОПД.Ф.00
ОПД.Ф.01


Общепрофессиональные дисциплины

Федеральный компонент
Психология

История психологии. Зарождение психологии как науки. Основные этапы развития психологии. Психологические теории и направления. Основные психологические школы. Постановка и пути решения фундаментальных и практических проблем психологических проблем на разных этапах развития психологии.


1930

1550
250


Учебно-тематический план


п/п



Наименование тем

Кол-во часов

Всего

Лекции

Семинары

Самост. работа

1

История психологии: теоретические и методологические основания

3


1





2

2

Формирование психологии как самостоятельной науки (вторая половина XIX – нач. XX вв.)

5

1

2

2

3

Период “открытого кризиса” в психологии. Формирование основных направлений развития психологии.

5

1




4

4

Классические и современные научные школы психологии в решении фундаментальных и прикладных задач.

3

1




2




Итого:

16

4

2

10


Содержание лекционного курса

Тема 1. История психологии: теоретические и методологические основания
Объект и предмет истории психологии, специфика предметной области истории психологии. Логико-научный, социо-культурный и личностно-биографический подходы в истории психологии.

Место истории психологии в системе психологических дисциплин и ее связь с другими отраслями науки.

Общие закономерности развития психологических знаний. Факторы, определяющие возникновение и развитие научных психологических идей.
Литература:

  1. Ждан А.Н. История психологии: от античности к современности. Введение. М., 1997.

  2. Кольцова В.А. О целостном подходе в историко-психологическом исследовании // Принцип системности в психологических исследованиях. М., 1990. С. 131-137.

  3. Кольцова В.А., Олейник Ю.Н. История психологии: теоретические и методологические проблемы исследований // Современная психология. М., 1999. С. 578-590.

  4. Марцинковская Т.Д. История психология. Гл. 1. М., 2001.

  5. Методологические проблемы историко-психологического исследования. М., 2002.

  6. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История психологии. Гл. 1-3. М., 1994.

  7. Ярошевский М.Г. Психология в XX столетии. Гл. 1, Введение. М., 1974.



Тема 2. Формирование психологии как самостоятельной науки (вторая половина XIX – нач. XX вв.)
Предпосылки выделения психологии как самостоятельной науки (физиология органов чувств и мозга, взаимодействие локализационных и антилокализационных тенденций, развитие учения о рефлексе, концепция Ч. Дарвина и ее влияние на становление научных представлений о психике, накопление психологических идей в пограничных психологии областях: психиатрии, гипнологии, педагогике, медицине и т.д.).

Первые области психологии как самостоятельной науки: психофизиология органов чувств (Г. Гельмгольц), психофизика (Э. Вебер и Г. Фехнер), психометрия (Дондерс). Создание первой экспериментальной лаборатории В. Вундта и начало экспериментального этапа в развитии психологии. Создание первой лаборатории экспериментальной психологии в России В.М. Бехтеревым (1885) и других экспериментальных лабораторий.

Первые программы развития психологии (В. Вундт, И.М. Сеченов, К.Д. Кавелин, Г. Спенсер).
Литература:

  1. Вундт В. Проблемы психологии народа // Преступная толпа. М., 1998.

  2. Гальтон Ф. Наследственность таланта, его законы и последствия. М., 1996.

  3. Ждан А.Н. История психологии: от античности к современности. Раздел 4. МГУ, 1997.

  4. Якунин В.А. История психологии: Учеб. пособие. СПб., 1998

  5. Ярошевский М.Г. История психологии. 3-е изд., перераб., М., 1985.


Тема 3. Период “открытого кризиса” в психологии. Формирование основных направлений развития психологии.
Критика структурализма Вундта со стороны функционализма. У. Джемс и возникновение прагматизма. Основные особенности развития мировой психологии в XX столетии, ее этапы. Ш. Бюллер, Н. Ланге, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн о проявлениях, причинах, смысле кризиса в психологии, путях его преодоления.

Поиски выхода из кризиса. Формирование бихевиоризма, гештальт-психологии, когнитивной психологии, психоанализа, гуманистической психологии.
Литература:


  1. Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса // Выготский Л.С.. Психология. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. – С. 14 – 120.

  2. Ждан А.Н. История психологии: от античности к современности. Раздел 6, гл. 1. М., 1997.

  3. История психологии. Период открытого кризиса (начало 10-х - середина 30-х годов XX в.): Тексты. М., 1992.

  4. Никольская А.А. Возрастная и педагогическая психология дореволюционной России. Дубна, 1995.

  5. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1973.

  6. Шульц Д.П., Шульц С.Э. История современной психологии. СПб., 1998.

  7. Ярошевский М.Г История психологии. М., 1985.



Тема 4. Классические и современные научные школы психологии в решении фундаментальных и прикладных задач.
Изменение понимания предмета и парадигм психологии. Роль ведущих психологических школ в развитии психологического знания. Основные тенденции в развитии современной мировой психологии. Постмодернизм и современная психология (Наративная психология, Трансцендентальная психология, Психология жизненного пути и др.). Перспективы развития психологии как науки.
Литература:

  1. Ждан А.Н. История психологии: от античности к современности. М., 1997. Разд. 8.

  2. Лихи Т. История современной психологии. СПб., 2003.

  3. Смит Н. Современные системы психологии. История. Постулаты. Практика., СПб.; М., 2003.

  4. Ярошевский М.Г., Анцыферова Л.И. Развитие и современное состояние зарубежной психологии. М., 1974.

  5. Кольцова В. А. К вопросу о кризисе современной психологии: аргументы за и против // Психея и Клио (электронный журнал). - №1, 2007. - http://psyhistory.ru/index.php?TMI=1

  6. Психология XXI века: пророчества и прогнозы // http://www.library.by/portalus/modules/psychology/readme.php?subaction=showfull&id=1107688459&archive=1120045907&start_from=&ucat=27&


Темы семинарских занятий
Тема1. Формирование психологии как самостоятельной науки (вторая половина XIX – нач. XX вв.)


  1. Социально-экономические и культурно-исторические условия для становления психологии

  2. Научные открытия и подрыв идеалистической картины мира

- учение Дарвина

- открытие рефлекторной дуги

- френология

- исследования функций головного мозга (Флуранс)

- теория ассоцианизма

  1. Становление экспериментальной психологии. Как отразилось влияние первых школ психологии на развитии науки?

- психофизика (Э.Веберг, Г.Т. Фехнер)

- задачи психологии по В.Вундту

- объективный метод и количественный анализ данных в работах Г. Эббингауза

- дифферинциальная психология и развитие метода тестов

- психология развития

- зоопсихология

- социальная и культурно-историческая психология
Литература для подготовки:


  1. Заблудовский П.Е., Крючок Г.Р., Кузьмин М.К., Левит М.М. История медицины. М.: Медицина, 1981.

  2. История психологии. Период открытого кризиса (начало 10-х - середина 30-х годов XX в.): Тексты. М., 1992.

  3. Кузьмин Е.С., Якунин В.А. Развитие психологии внутри естествознания. Л., 1985.

  4. Никольская А.А. Возрастная и педагогическая психология дореволюционной России. Дубна, 1995

  5. Ярошевский М.Г. История психологии. 3-е изд., перераб., М., 1985.


Самостоятельная работа студентов
1. На основе изучения учебной литературы, монографий и периодики заполнить таблицу.

Отразите в таблице историческую смену идей и школ в развитии психологии.
Развитие психологических учений в XX веке



Название школы, учения. Представители

Ключевые идеи

Критика

Современные последователи

1













2














Отразите в таблице смену научных школ. В графе Ключевые идеи необходимо отметить тезисно ряд положений, которые стали основой для выделения обозначенных авторов в единую психологическую школу. В графе Критика – обозначьте авторов и научные направления в психологии, которые подвергли критике данную школу, а также содержательные положения данной критики. В графе Современные последователи – кто продолжил развивать идеи данной школы или на становление каких исследователей данная школа оказала влияние (если ее идеи не получили прямого продолжения).
2. Составьте схему развития понимания предмета психологии
Отразите в схеме изменение взглядов психологов на предмет их исследований (от максимально расширенного толкования до концентрации на отдельных вопросах) и укажите авторов данной трактовки.

Душа

Античная философия (Платон, Аристотель)
Сознавание (как отождествление психики и сознания)

(Р. Декарт)

Психика

Сознание

Бессознательное

(Фрейд)

Литература:

  1. Марцинковская Т .Д. История психологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.: Издательский центр "Академия", 2001

  2. Петровский А.В. Вопросы истории и теории психологии. 1998

  3. Петровский А.В. Ярошевский М.Г. История и теория психологии в 2-х томах. Т-1 1996

  4. Шульц Д.П.,Шульц С.Э., История современной психологии. С-Петербург, 1998

  5. Эйдемиллер Э., Юстицкис В.. Психология и психотерапия семьи. С-Пб, 1999



Тематика рефератов и курсовых:



  1. Сравнительный анализ особенностей различных форм психологических знаний

  2. Повышение объективности историко-психологического исследования: пути и способы

  3. Мифологическое мышление в психологии: идеи и характеристики

  4. Социокультурные и общенаучные условия развития психологии во второй половине XIX в.

  5. Позитивная философия О. Конта и его понимание задач психологии.

  6. Творчество В. Вундта и его значение для психологии

  7. Творческая биография Сеченова и его вклад в развитие психологии

  8. Основные идеи и положения рефлекторной теории психического И.М. Сеченова

  9. Физиологические открытия И.М. Сеченова и их значение для психологии

  10. Структурализм и функционализм в психологии: идеи и люди

  11. Общенаучная и социо-культурная ситуация возникновения методологического кризиса в психологии конца XIX - начала XX в.

  12. Анализ методологического кризиса в психологии Л.С. Выготским и С.Л. Рубинштейном

  13. Становление, развитие и вклад в психологическую науку представителей психоанализа (А. Адлера, З. Фрейда, К. Юнга и др.)

  14. Влияние идей С.Л. Франкла на становление современной психологии

  15. Вклад С.Л. Рубинштейна в разработку методологических проблем советской психологии

  16. Деятельность А.Р. Лурии в годы войны

  17. Дискуссия о предмете психологии в отечественной науке в 60-е гг. XX в.

  18. Формирование отраслевой структуры психологии в 60-е гг. XX столетия

  19. Вклад Б.Ф. Ломова в развитие психологической науки

  20. Б.Г. Ананьев и его идея комплексного человекознания

  21. К. Хорни и ее вклад в разработку проблем психологии

  22. Вклад Г. Салливана в разработку проблем личности

  23. Э. Фромм и его "гуманистический психоанализ"

  24. Представления о сущности человека в концепции Э. Фромма

  25. Гештальтпсихология: история формирования и ключевые представители направления

  26. Условия формирования и развития гуманистической психологии

  27. Теория потребностей Маслоу и ее историческая судьба

  28. Самоактуализирующаяся личность: история становления понятия в психологии


Вопросы к зачету


  1. Предмет и функции истории психологии.

  2. Источники изучения истории психологии.

  3. Предпосылки выделения психологии как самостоятельной науки.

  4. Психологическая концепция В. Вундта и его вклад в развитие экспериментальной психологии.

  5. Программа развития экспериментальной психологии в России в трудах И.М. Сеченова и его рефлекторная концепция психики.

  6. Деятельность первых экспериментальных психологических лабораторий в России.

  7. А.Ф. Лазурский - основатель отечественной характерологии и экспериментального изучения личности.

  8. Место психоанализа в истории психологии

  9. Особенности рассмотрения проблем социальной детерминации психики в психологической науке в СССР (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн).

  10. Истоки возникновения и программа развития гештальтпсихологии.

  11. Предпосылки выделения гуманистической психологии и научная программа.

  12. Современные психологические школы и их предшественники.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа курса История психологии для студентов озо факультета коррекционной педагогики по специальности специальная дошкольная педагогика и психология (032000) Составитель: В. А. Савельев iconПрограмма курса Общая психология для студентов озо факультета коррекционной...
Выписка из государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования
Программа курса История психологии для студентов озо факультета коррекционной педагогики по специальности специальная дошкольная педагогика и психология (032000) Составитель: В. А. Савельев iconПояснительная записка: к курсу «Психология лиц с нарушением речи»
Программа курса предназначена для студентов III курса (5 семестр) факультета специальной педагогики и психологии, обучающихся по...
Программа курса История психологии для студентов озо факультета коррекционной педагогики по специальности специальная дошкольная педагогика и психология (032000) Составитель: В. А. Савельев iconГосударственный образовательный стандарт
Общая характеристика специальности 032000 специальная дошкольная педагогика и психология
Программа курса История психологии для студентов озо факультета коррекционной педагогики по специальности специальная дошкольная педагогика и психология (032000) Составитель: В. А. Савельев iconУчебно-методический комплекс
Курс по выбору “Психология религии” предназначен для подготовки студентов факультета "Педагогика и психология", обучающихся по специальности...
Программа курса История психологии для студентов озо факультета коррекционной педагогики по специальности специальная дошкольная педагогика и психология (032000) Составитель: В. А. Савельев iconОсновная образовательная программа подготовки специалиста по специальности...
Курс "эвм и информатика в психологии" предназначен для студентов 5 курса факультета писхологии и педагогики
Программа курса История психологии для студентов озо факультета коррекционной педагогики по специальности специальная дошкольная педагогика и психология (032000) Составитель: В. А. Савельев iconПрограмма учебной дисциплины по выбору для специальности 050703 «Дошкольная...
Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета педагогики и психологии (протокол от «29» марта 2012 г. №8)
Программа курса История психологии для студентов озо факультета коррекционной педагогики по специальности специальная дошкольная педагогика и психология (032000) Составитель: В. А. Савельев iconРабочая программа учебной дисциплины по выбору для специальности...
Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета педагогики и психологии(протокол от «29»марта 2012 г. №8)
Программа курса История психологии для студентов озо факультета коррекционной педагогики по специальности специальная дошкольная педагогика и психология (032000) Составитель: В. А. Савельев iconРабочая программа учебной дисциплины федерального компонента для...
Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета педагогики и психологии протокол от 2012 г. №
Программа курса История психологии для студентов озо факультета коррекционной педагогики по специальности специальная дошкольная педагогика и психология (032000) Составитель: В. А. Савельев iconПояснительная записка программа курса «Научная организация труда студентов»
Специальная дошкольная педагогика и психология со специализацией Семейная коррекционная педагогика
Программа курса История психологии для студентов озо факультета коррекционной педагогики по специальности специальная дошкольная педагогика и психология (032000) Составитель: В. А. Савельев iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Методы социологического...
Для студентов специальности 050708. 65 «Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью «Иностранный...
Программа курса История психологии для студентов озо факультета коррекционной педагогики по специальности специальная дошкольная педагогика и психология (032000) Составитель: В. А. Савельев iconПрограмма «Основы генетики» разработана для студентов очной и заочной...
Специальная дошкольная педагогика и психология с доп спец. Специальная психология
Программа курса История психологии для студентов озо факультета коррекционной педагогики по специальности специальная дошкольная педагогика и психология (032000) Составитель: В. А. Савельев iconПояснительная записка: Целями освоения дисциплины являются формирование...
Специальная дошкольная педагогика и психология с доп спец. Специальная психология
Программа курса История психологии для студентов озо факультета коррекционной педагогики по специальности специальная дошкольная педагогика и психология (032000) Составитель: В. А. Савельев iconПрограмма преддипломной практики для студентов V курса, обучающихся...
Тема урока: «Упражнения на правописание звонких и глухих согласных в корне слова, единообразное написание ударных и безударных гласных,...
Программа курса История психологии для студентов озо факультета коррекционной педагогики по специальности специальная дошкольная педагогика и психология (032000) Составитель: В. А. Савельев iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд 2 (сд 4, сд. Ф. 2) «Психология...
«Специальная дошкольная педагогика и психология» с доп спец. Специальная психология
Программа курса История психологии для студентов озо факультета коррекционной педагогики по специальности специальная дошкольная педагогика и психология (032000) Составитель: В. А. Савельев iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. 11 «Психология детей...
Специальная дошкольная педагогика и психология с доп спец. Специальная психология
Программа курса История психологии для студентов озо факультета коррекционной педагогики по специальности специальная дошкольная педагогика и психология (032000) Составитель: В. А. Савельев iconОсновная образовательная программа подготовки специалиста по специальности...
«050703-Дошкольная педагогика и психология» с доп специальностью «Социальная педагогика»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск