Скачать 330.49 Kb.
|
Программа курса История психологии для студентов ОЗО факультета коррекционной педагогики по специальности специальная дошкольная педагогика и психология (032000) Составитель: В.А. Савельев Челябинск 2008 Выписка из государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования
Учебно-тематический план
Содержание лекционного курса Тема 1. История психологии: теоретические и методологические основания Объект и предмет истории психологии, специфика предметной области истории психологии. Логико-научный, социо-культурный и личностно-биографический подходы в истории психологии. Место истории психологии в системе психологических дисциплин и ее связь с другими отраслями науки. Общие закономерности развития психологических знаний. Факторы, определяющие возникновение и развитие научных психологических идей. Литература:
Тема 2. Формирование психологии как самостоятельной науки (вторая половина XIX – нач. XX вв.) Предпосылки выделения психологии как самостоятельной науки (физиология органов чувств и мозга, взаимодействие локализационных и антилокализационных тенденций, развитие учения о рефлексе, концепция Ч. Дарвина и ее влияние на становление научных представлений о психике, накопление психологических идей в пограничных психологии областях: психиатрии, гипнологии, педагогике, медицине и т.д.). Первые области психологии как самостоятельной науки: психофизиология органов чувств (Г. Гельмгольц), психофизика (Э. Вебер и Г. Фехнер), психометрия (Дондерс). Создание первой экспериментальной лаборатории В. Вундта и начало экспериментального этапа в развитии психологии. Создание первой лаборатории экспериментальной психологии в России В.М. Бехтеревым (1885) и других экспериментальных лабораторий. Первые программы развития психологии (В. Вундт, И.М. Сеченов, К.Д. Кавелин, Г. Спенсер). Литература:
Тема 3. Период “открытого кризиса” в психологии. Формирование основных направлений развития психологии. Критика структурализма Вундта со стороны функционализма. У. Джемс и возникновение прагматизма. Основные особенности развития мировой психологии в XX столетии, ее этапы. Ш. Бюллер, Н. Ланге, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн о проявлениях, причинах, смысле кризиса в психологии, путях его преодоления. Поиски выхода из кризиса. Формирование бихевиоризма, гештальт-психологии, когнитивной психологии, психоанализа, гуманистической психологии. Литература:
Тема 4. Классические и современные научные школы психологии в решении фундаментальных и прикладных задач. Изменение понимания предмета и парадигм психологии. Роль ведущих психологических школ в развитии психологического знания. Основные тенденции в развитии современной мировой психологии. Постмодернизм и современная психология (Наративная психология, Трансцендентальная психология, Психология жизненного пути и др.). Перспективы развития психологии как науки. Литература:
Темы семинарских занятий Тема1. Формирование психологии как самостоятельной науки (вторая половина XIX – нач. XX вв.)
- учение Дарвина - открытие рефлекторной дуги - френология - исследования функций головного мозга (Флуранс) - теория ассоцианизма
- психофизика (Э.Веберг, Г.Т. Фехнер) - задачи психологии по В.Вундту - объективный метод и количественный анализ данных в работах Г. Эббингауза - дифферинциальная психология и развитие метода тестов - психология развития - зоопсихология - социальная и культурно-историческая психология Литература для подготовки:
Самостоятельная работа студентов 1. На основе изучения учебной литературы, монографий и периодики заполнить таблицу. Отразите в таблице историческую смену идей и школ в развитии психологии. Развитие психологических учений в XX веке
Отразите в таблице смену научных школ. В графе Ключевые идеи необходимо отметить тезисно ряд положений, которые стали основой для выделения обозначенных авторов в единую психологическую школу. В графе Критика – обозначьте авторов и научные направления в психологии, которые подвергли критике данную школу, а также содержательные положения данной критики. В графе Современные последователи – кто продолжил развивать идеи данной школы или на становление каких исследователей данная школа оказала влияние (если ее идеи не получили прямого продолжения). 2. Составьте схему развития понимания предмета психологии Отразите в схеме изменение взглядов психологов на предмет их исследований (от максимально расширенного толкования до концентрации на отдельных вопросах) и укажите авторов данной трактовки. Душа Античная философия (Платон, Аристотель) Сознавание (как отождествление психики и сознания) (Р. Декарт) Психика Сознание Бессознательное (Фрейд) Литература:
Тематика рефератов и курсовых:
Вопросы к зачету
|
Программа курса Общая психология для студентов озо факультета коррекционной... Выписка из государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования | Пояснительная записка: к курсу «Психология лиц с нарушением речи» Программа курса предназначена для студентов III курса (5 семестр) факультета специальной педагогики и психологии, обучающихся по... | ||
Государственный образовательный стандарт Общая характеристика специальности 032000 специальная дошкольная педагогика и психология | Учебно-методический комплекс Курс по выбору “Психология религии” предназначен для подготовки студентов факультета "Педагогика и психология", обучающихся по специальности... | ||
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности... Курс "эвм и информатика в психологии" предназначен для студентов 5 курса факультета писхологии и педагогики | Программа учебной дисциплины по выбору для специальности 050703 «Дошкольная... Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета педагогики и психологии (протокол от «29» марта 2012 г. №8) | ||
Рабочая программа учебной дисциплины по выбору для специальности... Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета педагогики и психологии(протокол от «29»марта 2012 г. №8) | Рабочая программа учебной дисциплины федерального компонента для... Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета педагогики и психологии протокол от 2012 г. № | ||
Пояснительная записка программа курса «Научная организация труда студентов» Специальная дошкольная педагогика и психология со специализацией Семейная коррекционная педагогика | Методические рекомендации по изучению дисциплины «Методы социологического... Для студентов специальности 050708. 65 «Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью «Иностранный... | ||
Программа «Основы генетики» разработана для студентов очной и заочной... Специальная дошкольная педагогика и психология с доп спец. Специальная психология | Пояснительная записка: Целями освоения дисциплины являются формирование... Специальная дошкольная педагогика и психология с доп спец. Специальная психология | ||
Программа преддипломной практики для студентов V курса, обучающихся... Тема урока: «Упражнения на правописание звонких и глухих согласных в корне слова, единообразное написание ударных и безударных гласных,... | Учебно-методический комплекс дисциплины сд 2 (сд 4, сд. Ф. 2) «Психология... «Специальная дошкольная педагогика и психология» с доп спец. Специальная психология | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 11 «Психология детей... Специальная дошкольная педагогика и психология с доп спец. Специальная психология | Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности... «050703-Дошкольная педагогика и психология» с доп специальностью «Социальная педагогика» |