Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности «050706-Педагогика и психология»





НазваниеОсновная образовательная программа подготовки специалиста по специальности «050706-Педагогика и психология»
страница1/5
Дата публикации06.11.2014
Размер0.95 Mb.
ТипОсновная образовательная программа
100-bal.ru > Психология > Основная образовательная программа
  1   2   3   4   5
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУ ВПО «МГГУ»)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДИЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕН.Р.1.

ИНФОРМАТИКА И ЭВМ В ПСИХОЛОГИИ

Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности
«050706-Педагогика и психология»

(код и наименование специальностей)

Утверждено на заседании кафедры

психологии факультета

педагогики и психологии

(протокол № 1 от 04 сентября 2013 г.)

Зав. кафедрой

________________И.А. Синкевич


2013 г.
РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины.


    1. Автор программы: Т.Д.Барышева — ст.преп. кафедры психологии




    1. Пояснительная записка

Настоящий курс «ЭВМ и информатика в психологии» следует рассматривать как способ повышения компьютерной грамотности студента-психолога для интенсификации труда в его будущей профессиональной деятельности. Информатика - одна из немногих общетехнических дисциплин, развивающая такие практические навыки, которые востребуются напрямую и немедленно, сразу после включения молодого специалиста в профессиональную деятельность. В процессе обучения студенты должны научиться квалифицированно использовать вычислительную технику для учебных, научных, информационных, диагностических, консультационных и просветительских целей. Курс "ЭВМ и информатика в психологии" предназначен для студентов 5 курса факультета писхологии и педагогики.

Основная цель курса: дать студенту- будущему педагогу-психологу - основные сведения по информатике и вычислительной технике, научить использовать пакеты прикладных программ на уровне квалифицированного пользователя в области психологической науки и практики.

Программа дисциплины ориентирована на подготовку студентов психолого-педагогического факультета, специальность «Педагогика и психология».Рабочая программа курса составлена на основе государственного стандарта.

Программа включает лекции по основным понятиям информатики, кибернетики и системного анализа; структуре, характеристикам и видам ЭВМ; представлению данных в ЭВМ; элементам программирования; применению элементов логики в вычислительной технике и программировании; использование Интернет-ресурсов; автоматизации учреждений образования и рабочего места педагога-психолога. На практических занятиях даются навыки применения современных компьютерных технологий в педагогической, возрастной, социальной психологии, психодиагностике и в других отраслях психологической науки и практики.

Задачи данного курса:

  • дать студентам достаточно общее представление о современных вычислительных машинах, их структуре и характеристиках и научить эффективно использовать технические средства и программное обеспечение машин и систем в профессиональной психологической деятельности;

  • дать студентам сведения о современных компьютерных технологиях в приложении к психологии и образованию;

  • дать знания о методах информатизации деятельности психолога, автоматизации психологических и психолого-педагогических исследований, компьютеризации управления в системе образования;

  • научить пользоваться компьютерными приложениями для решения задач психологии и образования, средствами информационной поддержки психодиагностических решений, автоматизированными психолого-технологическими системами.

Структура курса включает следующие разделы:

  1. Основы информатики.

  2. Технические средства информатизации.

  3. Основы программирования.

  4. Основы современных компьютерных технологий.

  5. Методы решения прикладных психолого-педагогических задач на ЭВМ.

  6. Автоматизация управления в прикладной и практической психологии.

Настоящий курс следует рассматривать как закрепление владения информационно-коммуникационными и компьютерными технологиями. Курс имеет межпредметные связи с такими дисциплинами учебного плана, как «Введением в профессию», «Технические и аудиовизуальные технологии обучения», «Математика и информатика», «Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе» и др.

В результате изучения курса студент должен знать:

  1. Современные компьютерные технологии в приложении к решению задач прикладной и практической психологии.

  2. Методические подходы к формализации и структуризации различных типов психологических данных, используемых для формирования решений в ходе консультационно-диагностического и образовательного процессов.

  3. Основные методы распознавания образов, применяемые для анализа психологических данных, области их применения и ограничения.

  4. Структуру психологических диагностических и консультационных знаний, основные модели формирования решений, основанных на знаниях.

  5. Виды, структуру, характеристики психологических информационных систем.

  6. Принципы автоматизации управления учреждениями образования с использованием современных компьютерных технологий.

  7. Подходы к оценке качества психологической помощи в системе образования.

  8. В результате получения практических навыков студент должен уметь:

  9. Провести текстовую и графическую обработку документов с использованием стандартных программных средств ЭВМ.

  10. Пользоваться набором средств общения в сети Интернет.

  11. Разрабатывать структуры и формировать базы данных и знаний для систем поддержки психологических и психодиагностических решений.

  12. Использовать статистические и эвристические алгоритмы диагностики и управления коррекцией психологических функциональных отклонений, оценивать их эффективность.

  13. Использовать компьютерные психолого-технологические системы в процессе профессиональной деятельности.

Курс рассчитан на 40 часов, из них 20 часов лекций и 20 часов практических и лабораторных занятий в компьютерном классе. Все занятия рассчитаны на индивидуальную работу студентов с компьютером.

Формы обучения - решение ситуационных задач с использованием стандартных программных приложений и по выбору кафедры фрагментов специальных программных средств (например, разработок экспертных систем, проведение диагностических сессий). Итоговая аттестация - зачет.



      1. Темы для самостоятельного изучения.






п/п

Наименование раздела дисциплины. Тема

Форма самостоятельной работы

Кол-во час.

Форма контроля выполнения самостоятельной работы




1.Специфика использования информационно-коммуникационных технологий в психологии.

  • рефераты,

  • анализ психологических интернет-сайтов

4

  • защита рефератов,

  • зашита разработанных алгоритмов анализа




2.Сбор, передача и обработка информации.

  • вопросы для самостоятельного изучения,

  • анализ психологических интернет-сайтов

2

  • зашита разработанных алгоритмов анализа




3.Компьютер и его базовое и периферийное оборудование.

  • вопросы для самостоятельного изучения,

  • контрольные работы,

  • рефераты,

  • выполнение практических заданий

2

  • выполнение тестов,

  • проверка контрольных работ,

  • проверка заданий




4.Программное обеспечение компьютеров.

  • вопросы для самостоятельного изучения,

  • рефераты,




4

  • защита рефератов,




5.Основы работы с операционной системой WINDOWS.

  • вопросы для самостоятельного изучения,

  • выполнение практических заданий

2

  • защита рефератов,




6.Настройка операционной системы W

  • вопросы для самостоятельного изучения,

2

  • выполнение тестов,




7.Стандартные приложения W.

  • вопросы для самостоятельного изучения,

  • рефераты,

2

  • защита рефератов,




8.Компьютерные сети. Интернет.

  • вопросы для самостоятельного изучения,

  • анализ психологических интернет-сайтов,

  • выполнение практических заданий

4

  • зашита разработанных алгоритмов анализа




9.Получение информации из Интернета.

  • вопросы для самостоятельного изучения,

  • рефераты,

  • анализ психологических интернет-сайтов

4

  • зашита разработанных алгоритмов анализа




10.Создание простых текстовых документов.

  • контрольные работы,

  • выполнение практических заданий




2

  • выполнение тестов,

  • проверка контрольных работ,




11.Создание комплексных текстовых документов.

  • вопросы для самостоятельного изучения,

  • выполнение практических заданий

4

  • защита рефератов,




12.Электронные таблицы для решения психологических задач.

  • вопросы для самостоятельного изучения,

  • контрольные работы,

  • анализ психологических интернет-сайтов

4

  • выполнение тестов,

  • проверка контрольных работ,




13.Основы проектирования и обработки баз данных в психологии.

  • вопросы для самостоятельного изучения,

  • контрольные работы,

  • анализ психологических интернет-сайтов

2

  • выполнение тестов,

  • проверка контрольных работ,




14.Основы алгоритмизации и программирования.

  • вопросы для самостоятельного изучения,

  • анализ психологических интернет-сайтов

2

  • зашита разработанных алгоритмов анализа







Итого:

40






1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

1.7.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу (планы последовательного проведения занятий: ПР, СМ, ЛБ)

Тема № 1. Предмет и основные понятия информатики.

Вопросы для обсуждения:

1. Информация и ее свойства, обработка информации.

2. Представление информации (графической, звуковой, числовой, текста) в компьютере. Двоичная система исчисления.

3. Информационная деятельность и информационные процессы.

Задание для выполнения:

а). Ознакомиться с классификациями видов представления информации по предлагаемым источникам.

б). Составить описание одного из видов информационных процессов.

В). Подготовить словарь основных понятий по теме.

Литература:

  1. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по пед. спец. / И. Г. Захарова. - 4-е изд., стер. - М. : Академия, 2008.

  2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования : [учеб. пособие для студ. вузов] / Е. С. Полат [и др.] ; под ред. Е.С. Полат. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Академия, 2008.

  3. Осин А. В.Мультимедиа в образовании : контекст информатизации / А. В. Осин. - 2-е изд. - М. : РИТМ, 2005.

  4. Острейковский С.С. Информатика. Учебник для высших учебных заведений. М. 2007.

  5. Симонович С.В. Информатика. Базовый курс. Учебник для вузов. СПб. 2009.

  6. Хроленко А. Т. Современные информационные технологии для гуманитария : практ. руководство [для студентов, аспирантов, преподавателей-филологов] / А. Т. Хроленко, А. В. Денисов. - 2-е изд. - М. : Флинта : Наука, 2008.

Тема № 2. Компьютер и его базовое и периферийное оборудование.

Вопросы для обсуждения:

1. Персональный компьютер. Роль персонального компьютера и информатики в современной профессиональной деятельности.

2. Архитектура персонального компьютера (ПК). Процессор, его назначение и устройство. Материнская плата. Память (RAM, ROM). Внешние устройства ПК. Их назначение. Диски и дисководы (понятие емкости, плотности).

3. Управление дисками (форматирование, защита от записи). Мультимедиа (компакт диски, звуковые платы).

4.Программное обеспечение компьютеров. Прикладные и системные программы. Операционные системы DOS и WINDOWS. Функции операционных систем. Организация и обслуживание файловой структуры.

Задание для выполнения:

а). Работа с файлами и папками (сортировка, копирование, удаление, перенос, переименование).

б). Подготовить словарь основных понятий по теме.

Литература:

  1. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по пед. спец. / И. Г. Захарова. - 4-е изд., стер. - М. : Академия, 2008.

  2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования : [учеб. пособие для студ. вузов] / Е. С. Полат [и др.] ; под ред. Е.С. Полат. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Академия, 2008.

  3. Степанов А. Н. Информатика : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по гуманит. и соц.-экон. направл. и спец. / А. Н. Степанов. - 5-е изд. - СПб. : Питер, 2008.

  4. Острейковский С.С. Информатика. Учебник для высших учебных заведений. М. 2007.

  5. Симонович С.В. Информатика. Базовый курс. Учебник для вузов. СПб. 2009.

  6. Хроленко А. Т. Современные информационные технологии для гуманитария : практ. руководство [для студентов, аспирантов, преподавателей-филологов] / А. Т. Хроленко, А. В. Денисов. - 2-е изд. - М. : Флинта : Наука, 2008.

  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности «050706-Педагогика и психология» iconОсновная образовательная программа подготовки специалиста по специальности...
«050703 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология»
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности «050706-Педагогика и психология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 13, Дпп. Ф. 13, Дс....
«050703 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология»
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности «050706-Педагогика и психология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины дпп. Ф. 13, Дс. 9 Психотерапия...
«050703 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология»
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности «050706-Педагогика и психология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины дпп. Ф. 11, Дс. 7, Сд. 11...
«050703 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология»
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности «050706-Педагогика и психология» iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования подготовки специалиста
Основная образовательная программа (ооп) специалитета, реализуемая вузом по направлению подготовки 050703. 65 Дошкольная педагогика...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности «050706-Педагогика и психология» iconОсновная образовательная программа (ооп) подготовки специалиста,...
Основная образовательная программа (ооп) подготовки специалиста, реализуемая вузом по специальности 050706. 65 (031000 по гос) –...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности «050706-Педагогика и психология» iconОсновная образовательная программа подготовки специалиста по специальности...
Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности «050706-Педагогика и психология» iconОсновная образовательная программа подготовки специалиста по специальности...
Синкевич И. А., кандидат педагогический наук, доцент, зав кафедрой психологии мггу
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности «050706-Педагогика и психология» iconОсновная образовательная программа подготовки специалиста по специальностям...
«Педагогика и методика начального образования» со специализацией «Обучение информатике в начальной школе»
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности «050706-Педагогика и психология» iconОсновная образовательная программа подготовки специалиста по специальности...
Автор программы: Недосека О. Н., канд психол наук, доцент кафедры психологии мггу
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности «050706-Педагогика и психология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины дс. 3, Дс. Ф. 3, Сд. В 2...
А. В. Прялухина, кандидат психологических наук, доцент, зав. Кафедрой социальной работы и психологии Российского государственного...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности «050706-Педагогика и психология» iconОсновная образовательная программа подготовки специалиста по специальности...
Характер развития психолого-педагогических наук обуславливается сегодня ситуацией реального перехода человеческого сообщества в исторически...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности «050706-Педагогика и психология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. Р. 2 Теория личности...
...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности «050706-Педагогика и психология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины  сд. Ф. 9 История психологии...
А. В. Прялухина, кандидат психологических наук, доцент, зав кафедрой социальной работы и психологии Российского государственного...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности «050706-Педагогика и психология» iconОсновная образовательная программа подготовки специалиста по специальности...
«050703-Дошкольная педагогика и психология» с доп специальностью «Социальная педагогика»
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности «050706-Педагогика и психология» iconУчебно-методический комплекс
Курс по выбору “Психология религии” предназначен для подготовки студентов факультета "Педагогика и психология", обучающихся по специальности...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск