Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальностям 050706. 65 «Педагогика и психология»





НазваниеОсновная образовательная программа подготовки специалиста по специальностям 050706. 65 «Педагогика и психология»
страница1/4
Дата публикации22.01.2015
Размер0.52 Mb.
ТипОсновная образовательная программа
100-bal.ru > Психология > Основная образовательная программа
  1   2   3   4
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУ ВПО «МГГУ»)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДИЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
ДПП.Ф.09 ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ
Основная образовательная программа подготовки специалиста

по специальностям


050706.65 «Педагогика и психология»

050716.65 «Специальная психология»

со специализацией «Семейное консультирование»

050715 «Логопедия» со специализацией «семейная коррекционная педагогика»

050708 «Педагогика и методика начального образования» со специализацией «Обучение информатике в начальной школе»


  1. Утверждено на заседании кафедры

  2. психологии

  3. психолого-педагогического института

  4. (протокол № 1 от 01 сентября 2012 г.)

  5. Зав. кафедрой

  6. ________________И.А. Синкевич



2012



1.1. Автор программы:

Иванов А. Н., к. пед. н. , доцент кафедры психологии МГГУ.
1.3. Пояснительная записка
Учебно-методический комплекс (УМК) «История психологии» предназначен для студентов очной формы обучения Мурманского государственного гуманитарного университета, обучающихся по специальностям 05706 «Педагогика и психология», 05706.65 «Педагогика и психология»; 050716.65 «Специальная психология» со специализацией «Семейное консультирование»; 050715 «Логопедия» со специализацией «семейная коррекционная педагогика»; 050708 «Педагогика и методика начального образования» со специализацией «Обучение информатике в начальной школе».

Дисциплина входит в федеральный компонент цикла дисциплин предметной подготовки. Программа курса построена на основе новейших теоретических разработок в области истории психологии и смежных дисциплин в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего образования РФ по истории психологии. История психологии изложена по единой методологической схеме: наряду с исторической последовательностью развития психологических знаний освещены особенности философско-психологических, естественнонаучных и теологических воззрений ведущих европейских и восточных стран, оказавших наибольшее влияние на развитие мировой психологической мысли.

Цель данного УМК состоит в ознакомлении студентов с хронологией развития представлений о психической реальности от Античности до наших дней в зарубежной и отечественной естественных и гуманитарных областях знания. Главными задачами курса являются: 1) познакомить студентов с исторической психологической мыслью, анализ возникновения и дальнейшего развития научных знаний о психике, 2) обозначить основные проблемы истории психологии в контексте будущей профессии студентов; 3) рассмотреть основные принципы, подходы и методы к познанию психического и физического в человеке, культивировать у студентов гуманистические традиции естественнонаучного и философского знания; 4) изучить особенности развития отечественной психологии в контексте исторического пути, пройденного Россией, показать своеобразие русской психологической мысли и взаимовлияние отечественной и мировой психологии.

В учебном и дидактическом отношении изучение истории психологии помогает привести и выстроить знания по психологии в единую, логически стройную систему, позволяет производить анализ современных теорий, так как в определенном смысле “любая теория науки есть свернутая и обобщенная ее история” (В. А. Якунин). В рамках межпредметных знаний программа курса скоординирована с дисциплинами общепрофессионального блока.

Студенты должны знать основные школы и направления современной психологии, их философско-методологические основы, а также эволюцию этих направлений, связно излагать их основные идеи, в русле которых развивалась психология в ХІХ – ХХ веках.

Для подготовки программы курса по истории психологии использовались материалы учебников, учебных пособий, хрестоматий, монографий и научных периодических изданий по данной дисциплине, рекомендованные Министерством Образования РФ, Советом УМО по классическому университетскому образованию и др. Программа разработана с учетом научно-методических работ П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан, Т.Д. Марцинковской, В.А. Якунина, М.Г. Ярошевского, А.С. Лучинина и др.

1.6. Темы для самостоятельного изучения.




п/п

Наименование раздела дисциплины. Тема

Форма самостоятельной работы

Кол-во час.

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

1

Предмет и задачи истории психологии

Чтение, конспектирование

2/-

Опрос, реферат.

2

Теоретико-методологические основания истории психологии

Чтение, составление таблицы

1

Опрос, реферат

3

Зарождение психологии как науки

Чтение, составление таблицы

2/-

Опрос, реферат

4

Психологические воззрения в античную эпоху.

Чтение, составление таблицы

2/-

Опрос, дискуссия, проверочный тест

5

Психология Средних веков.

Чтение, конспектирование

2/-

Опрос, дискуссия

6

Психология Нового времени.

Чтение, конспектирование

2/-

Опрос, реферат, доклады

7

Развитие психологии в эпоху Просвещения.

Чтение, конспектирование

1

Опрос, реферат, дискуссия

8

Становление психологии как самостоятельной науки.

Чтение, конспектирование

2/-

Опрос, реферат

9

Психологические теории и направления

Чтение, конспектирование

1

Опрос, реферат

10

Основные психологические школы ХІХ в.

Чтение, конспектирование,

составление таблицы

1

Опрос, доклады, проверочный тест

11

Новые направления в психологии в ХХ в.

Чтение, конспектирование

1

Опрос, реферат

12

Зарождение отечественной психологии

Чтение, конспектирование

1

Опрос, доклад, обсуждение докладов,

13

Современное состояние психологической науки.

Чтение, конспектирование,

составление таблицы

1

Опрос, реферат

14

Постановка и пути решения фундаментальных психологических проблем личности, деятельности, способностей, общения на разных этапах развития психолгии

Чтение, конспектирование

1

Опрос, реферат

15

Всего:










Примечание:

Вариант 1 для специальности «050301 - Иностранный язык с доп. специальностью», 010501 «Прикладная математика и информатика» , «050403-Культурология с дополнительной специальностью «Иностранный язык», «050203.00-Физика с дополнительной специальностью «Информатика», «050202-Информатика», «050720 - Физическая культура», «050104 - Безопасность жизнедеятельности», «050601-Музыкальное образование со специализацией «Музыкально-компьютерные технологии», 050501 «Профессиональное обучение (дизайн)», 050502 «Технология и предпринимательство»




п/п

Наименование раздела дисциплины. Тема

Форма самостоятельной работы

Кол-во час.

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

1

Предмет и задачи истории психологии

Чтение, конспектирование

-/4/1/6

Опрос, реферат.

2

Теоретико-методологические основания истории психологии

Чтение, составление таблицы

-/4/1/6

Опрос, реферат

3

Зарождение психологии как науки

Чтение, составление таблицы

1/6/1/9

Опрос, реферат

4

Психологические воззрения в античную эпоху.

Чтение, составление таблицы

-/6/1/9

Опрос, дискуссия, проверочный тест

5

Психология Средних веков.

Чтение, конспектирование

1/6/1/9

Опрос, дискуссия

6

Психология Нового времени.

Чтение, конспектирование

1/6/1/9

Опрос, реферат, доклады

7

Развитие психологии в эпоху Просвещения.

Чтение, конспектирование

-/4/1/6

Опрос, реферат, дискуссия

8

Становление психологии как самостоятельной науки.

Чтение, конспектирование

-/4/1/6

Опрос, реферат

9

Психологические теории и направления

Чтение, конспектирование

-/4/1/6

Опрос, реферат

10

Основные психологические школы ХІХ в.

Чтение, конспектирование,

составление таблицы

-/4/1/6

Опрос, доклады, проверочный тест

11

Новые направления в психологии в ХХ в.

Чтение, конспектирование

-/4/1/6

Опрос, реферат

12

Зарождение отечественной психологии

Чтение, конспектирование

-/4/1/6

Опрос, доклад, обсуждение докладов,

13

Современное состояние психологической науки.

Чтение, конспектирование,

составление таблицы

1/4/1/6

Опрос, реферат

14

Постановка и пути решения фундаментальных психологических проблем личности, деятельности, способностей, общения на разных этапах развития психолгии

Чтение, конспектирование

-/8/1/10

Опрос, реферат

15

Всего:




4/68/14/100




Вариант 2 для специальности «050716 - Специальная психология с доп. специальностью «Логопедия», «050716 - Специальная психология»»,«050717 - Специальная дошкольная педагогика и психология», «050711 - Социальная педагогика»
1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

1.7.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу (планы последовательного проведения занятий: ПР, СМ, ЛБ)
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 1

Тема: Предмет и задачи истории психологии.

Вопросы для коллективного обсуждения.

  1. Для чего нужно изучать историю психологии?

  2. Какие существует способы “развертки” историко-психологического знания?

  3. Назовите и раскройте современные методы историко-психологического исследования.

Задание для самостоятельной работы.

Прочитайте, сделайте конспект книги: Якунин В. А. История психологии. — СПб., 2008. Стр. 9-28.

Литература

  1. Дружинин В. Н. Современная психология. — М., 2009. С. 578-588.

  2. Соколова Е. Е. Тринадцать диалогов о психологии. — М., 1997. С. 9-32.

  3. Якунин В. А. История психологии. — СПб., 2008. Стр. 9-28.



ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2

Тема: Теоретико-методологические основания истории психологии.

Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Определите предмет истории психологии, принципы, подходы и парадигмы истории психологии.

  2. Какие существуют методы познания историко-психологической реальности?

  3. Назовите основные факторы и принципы, определяющие развитие психологии.

  4. В чем состоит значение и назначение истории психологии, ее место в системе общественных наук.


Задание для самостоятельной работы:

  1. Обухова Л.Ф. Две парадигмы в исследовании детского развития // Вопросы психологии. – 1996. – № 5. - С. 30 - 38 (конспект).

  2. Составить таблицу «Теоретико-методологическое содержание основных этапов развития психологии». См.: Марцинковская Т.Д. История психологии. – М., 2004. – С.8-10


Литература:

Основная:

  1. Дружинин В. Н. Современная психология. - М., 2009. - С. 578 – 588.

  2. Гальперин П.Я. О предмете психологии. // Вопросы психологии. – 2002. - N 5. - С. 4-13.

  3. Марцинковская Т.Д. История психологии. – М., 2004. – С. 5 – 22.

  4. Ждан А.Н. История психологии как наука // Вестник МГУ. - Сер. 14. Психология. – 1996. - № 4. – С. 7 – 14.

  5. Кольцова В.А. Системный подход и разработка проблем истории отечественной и психологической науки // Психологический журнал. – 2002. - N 2. - С. 6-18.

  6. Месяц С. В. Трактат Аристотеля "О памяти и припоминании" // Космос и Душа. - 2005. - С. 391-406.

  7. Соколова Е. Е, Тринадцать диалогов о психологии. - М., 1997. - С. 9-32

  8. Якунин В. А. История психологии. - СПб., 2008. - С. 9-28

  9. Ярошевский М.Г. История психологии. От античности до середины ХХ века. – М., 1996. – С. 5 - 20

  10. Чеснокова, А. Г. История психологии: вопросы методологии и проблемы преподавания // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2006. - N 1. - С. 3-10.



Дополнительная:

  1. Асмолов А. Г. Назад - к методологии психологии // Вопросы психологии. - 2004. – N 3. - С. 89-90.

  2. Дессуар М. Очерк истории психологии - М. ; Минск, 2002.

  3. Лихи Т. История современной психологии - СПб., 2003.

  4. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. – М., 1997

  5. Ярошевский М.Г. Историческая психология науки. – СПб., 1994

  6. Гальперин П.Я. О предмете психологии. доклад на заседании Московского отделения Общества психологии // Вопросы психологии. – 2002. - N 5. - С. 4-13

  7. Гусельцева М. С. Методологические кризисы и типы рациональности в психологии // Вопросы психологии. - 2006. - N 1. - С. 3-15.

  8. Данилова А. Г. Кросскультурный анализ категориальной структуры ценностных ориентаций на материале исторических текстов // Психологический журнал. - 2005. - Т. 26, N 1. - С. 46-55.

  9. Кривцун О.А. Историческая психология и художественный процесс // Психологический журнал. – 1990. – Т. 11. № 5. – С. 86 – 97

  10. Яновский П.И. О классификации психологических теорий // Психологический журнал. - 1985. - Т. 6, N 4. - С. 3 – 11.


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 3

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальностям 050706. 65 «Педагогика и психология» iconОсновная образовательная программа подготовки специалиста по специальности...
«050703 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология»
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальностям 050706. 65 «Педагогика и психология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины дпп. Ф. 13, Дс. 9 Психотерапия...
«050703 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология»
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальностям 050706. 65 «Педагогика и психология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 13, Дпп. Ф. 13, Дс....
«050703 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология»
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальностям 050706. 65 «Педагогика и психология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины дпп. Ф. 11, Дс. 7, Сд. 11...
«050703 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология»
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальностям 050706. 65 «Педагогика и психология» iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования подготовки специалиста
Основная образовательная программа (ооп) специалитета, реализуемая вузом по направлению подготовки 050703. 65 Дошкольная педагогика...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальностям 050706. 65 «Педагогика и психология» iconОсновная образовательная программа (ооп) подготовки специалиста,...
Основная образовательная программа (ооп) подготовки специалиста, реализуемая вузом по специальности 050706. 65 (031000 по гос) –...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальностям 050706. 65 «Педагогика и психология» iconОсновная образовательная программа подготовки специалиста по специальности...
Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальностям 050706. 65 «Педагогика и психология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 17 Конфликтология...
Синкевич И. А., кандидат педагогических наук, зав кафедрой психологии мгпу, доцент
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальностям 050706. 65 «Педагогика и психология» iconОсновная образовательная программа подготовки специалиста по специальности...
Синкевич И. А., кандидат педагогический наук, доцент, зав кафедрой психологии мггу
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальностям 050706. 65 «Педагогика и психология» iconОсновная образовательная программа подготовки специалиста по специальности...
Автор программы: Недосека О. Н., канд психол наук, доцент кафедры психологии мггу
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальностям 050706. 65 «Педагогика и психология» iconОсновная образовательная программа подготовки специалиста по специальности...
Курс "эвм и информатика в психологии" предназначен для студентов 5 курса факультета писхологии и педагогики
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальностям 050706. 65 «Педагогика и психология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины гсэ. Ф1 Иностранный Язык...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальностям 050706. 65 «Педагогика и психология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины дс. 3, Дс. Ф. 3, Сд. В 2...
А. В. Прялухина, кандидат психологических наук, доцент, зав. Кафедрой социальной работы и психологии Российского государственного...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальностям 050706. 65 «Педагогика и психология» iconОсновная образовательная программа подготовки специалиста по специальности...
Характер развития психолого-педагогических наук обуславливается сегодня ситуацией реального перехода человеческого сообщества в исторически...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальностям 050706. 65 «Педагогика и психология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. Р. 2 Теория личности...
...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальностям 050706. 65 «Педагогика и психология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины  сд. Ф. 9 История психологии...
А. В. Прялухина, кандидат психологических наук, доцент, зав кафедрой социальной работы и психологии Российского государственного...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск