Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 050706 «Педагогика и психология»





НазваниеОсновная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 050706 «Педагогика и психология»
страница1/9
Дата публикации03.05.2015
Размер1.26 Mb.
ТипОсновная образовательная программа
100-bal.ru > Психология > Основная образовательная программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУ ВПО «МГГУ»)


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДИЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
СД. 26, СД.Р

СКАЗКОТЕРАПИЯ

(ШИФР ДИСЦИПЛИНЫ И НАЗВАНИЕ В СООТВЕТСТВИИ СО СТАНДАРТОМ И УЧЕБНЫМ ПЛАНОМ)
Основная образовательная программа подготовки специалиста

по специальности

050706 – «Педагогика и психология»

«050703-Дошкольная педагогика и психология»

(код и наименование специальностей)

Утверждено на заседании

кафедры психологии

Психолого-педагогического

института

(протокол № 1 от 01 сентября 2012г.)
Зав. кафедрой

____________ (Синкевич И.А.)

2012

РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины.





    1. Автор программы:

Синкевич И.А., кандидат педагогический наук, доцент, зав.кафедрой психологии МГГУ

Педченко Ю.Г., старший преподаватель кафедры психологии МГГУ.
1.3. Пояснительная записка
Программа курса разработана в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего образования «Государственные требования к содержанию и уровню подготовки выпускника по специальности 050706 «Педагогика и психология», «050703-Дошкольная педагогика и психология».

Цель курса: познакомить студентов с основами новой психолого-педагогической технологии – комплексной сказкотерапии, направленной на коррекцию обучения и развития и помощь в кризисных ситуациях.

Задачи курса:

  1. Изучить исторические аспекты развития сказкотерапии и видов сказок, а также возможности использования данной психологической техники в современной психологической практике.

  2. Формировать представления о практическом инструментарии сказкотерапевта.

В результате изучения материалов курса студенты должны уметь:

  • давать психологическую интерпретацию различных видов сказок;

  • использовать различные формы работы со сказкой в соответствии с потребностями психологической практики работы с клиентом;

  • проводить диагностическое исследование с помощью проективных сказкотерапевтических методов.

Программа данного курса предполагает интерактивную форму обучения, поддержание обратной связи со студентами, привлечение активных дополнительных методов обучения:

  • метод дедуктивного выведения, в основе которого лежит заранее заданный алгоритм способа выведения гипотезы по опорным положениям, схемам. Поиск решения осуществляется с помощью самостоятельных творческих действий студентов.

  • метод « проб и ошибок», подразумевающий самостоятельный анализ действий студента после выполнения практического задания без предварительного объяснения преподавателя;

  • метод объяснения путем организации получения знания в самостоятельном эвристическом поиске. Специфика метода заключается в постановке вопроса или задачи проблемного характера при отсутствии готового алгоритма ее решения, что позволяет студентам выдвигать всевозможные гипотезы, определять и обосновывать свое решение.


1.6.3 Темы для самостоятельного изучения.



п/п

Наименование раздела, темы

Форма самостоятельной работы

Кол-во часов

Форма контроля выполнения самостоятельной работы



Терапия сказками как древний в человеческой цивилизации способ практической психологии

Конспектирование, вопросы для самостоятельного изучения

1/4

Обсуждение вопросов на семинаре



Понятие комплексной сказкотерапии

Изучение литературы

1/4

Обсуждение на занятиях



Характеристика сказочной терапии

Вопросы для самостоятельного изучения, конспектирование.

1/4

Доклады, проверочные работы



Многообразие сказочных форм. Виды сказок

расширенное конспектирование литературы по теме, изучение литературы

1/8

Обсуждение вопросов



Коцептуальные источники и принципы сказкотерапии.

Участие в дискуссии

1/8

Написание эссе



Направления сказкотерапии, формы работы со сказками.

Вопросы для самостоятельного изучения, конспектирование

1/8

Проверка конспектов



Моделирование тематических занятий.

Создание проекта кейс-заданий

2/8

Презентация кейс-заданий



Постановка сказок.

Вопросы для самостоятельного изучения

Работа в песочнице

2/8

Обсуждение трудных случаев работы с клиентом







Итого:

10/50




1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

1.7.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу (планы последовательного проведения занятий: ПР, СМ, ЛБ)
Практические занятия

Практическое занятие 1.

Тема. Терапия сказками как древний в человеческой цивилизации способ практической психологии

План

  1. Актуальные проблемы психотерапии.

  2. Психотерапия как особый вид межличностного взаимодействия.

  3. Модели психотерапии: меди­цинская, фи­лософская, психологическая, социальная, педагогическая.

  4. Сказкотерапия как один из природосообразных видов передачи социального опыта в процессе филогенеза.

  5. Истоки волшебства.

  6. Исторический аспект исследования сказкотерапии как способа практической психологии.

Задание для самостоятельной работы

Подготовить реферативное сообщение на одну из тем:

  1. Исторические корни сказки.

  2. Тайный смысл и философское значение сказочных сюжетов.

  3. Исторический аспект исследования сказкотерапии в трудах Э.Берна, С.Выготского, Р.Гарднера и др.

  4. Исследование основ сказкотерапии как способа практической психологии в трудах М.-Л.фон Франц и К.-Г.Юнга.

  5. Исследование психологических особенностей сказкотерапии в трудах З.Фрейда.

Методические рекомендации по изучению темы

Внимательно изучить теоретический материал. Рассмотреть актуальные проблемы психотерапии. Охарактеризовать психотерапия как особый вид межличностного взаимодействия. Раскрыть модели психотерапии (меди­цинскую, фи­лософскую, психологическую, социальную, педагогическую). Охарактеризовать сказкотерапию как один из природосообразных видов передачи социального опыта в процессе филогенеза сказки с помощью индивидуального значения образов и символов. Раскрыть исторические корни сказки. Познакомиться со словарем психологических терминов, сделать выписки основных понятий по данной теме. При подготовке к практическому занятию ознакомиться с работами психологов, взгляды которых будут обсуждаться. Проанализировать литературные источники и обратить внимание на их субъективный ха­рактер.

Основная литература

  1. Зинкевич–Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. - СПб., 1998.

  2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М.. Практикум по креативной терапии. - СПб., 2002.

  3. Синкевич И.А. Практикум по психологии художественного творчества: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. - Мурманск: МГПУ, 2009.

  4. Синкевич И.А. Психология и педагогика художественного творчества: Учебное пособие. - Мурманск: МГПУ, 2012.

  5. Синкевич И.А. Психология художественного творчества: Учебное пособие. - Мурманск: МГПУ, 2008.

Дополнительная литература

  1. Адлер А. Понять природу человека. - СПб., 1997.

  2. Аллахвердов А. Сознание как парадокс. - СПб., 2000.

  3. Аллахвердов А. Опыт теоретической психологии. - СПб., 1993.

  4. Защиринская О.В. Сказка в гостях у психологии. - СПб., 2001.



Практическое занятие 2.

Тема. Понятие комплексной сказкотерапии.

План

  1. Предмет и объект сказкотерапии.

  2. Комплексная сказкотерапия как синтез современных психологических технологий в рамках сказочной формы.

  3. Объединение и адаптация психотерапевтических приемов в единый сказочный контекст.

  4. Сказкотерапия в структуре психоэстетотерапии.

  5. Связь сказкотерапии и другими направлениями.

Задание для самостоятельной работы

Подготовить реферативное сообщение на одну из тем:

  1. Связь сказкотерапии с фольклоротерапией.

  2. Связь сказкотерапии с арт-терапией.

  3. Связь сказкотерапии с театральной психотерапией.

  4. Связь сказкотерапии с музыкальной терапией

  5. Связь сказкотерапии с песочной терапией.

Методические рекомендации по изучению темы

Внимательно изучить теоретический материал. Представить предмет и объект сказкотерапии. Охарактеризовать комплексную сказкотерапию как синтез наиболее эффективных современных психологических технологий в рамках сказочной формы. Рассмотреть объединение и адаптация психотерапевтических приемов в единый сказочный контекст как основную задачу сказкотерапии. Исследовать особенности сказкотерапии в структуре психоэстетотерапии. Раскрыть связь сказкотерапии и другими психоэстетотерапевтическими направлениями (фольклоротерапией, арт-терапией, театральной психотерапией, музыкальной терапией, песочной терапией и др.). Познакомиться со словарем психологических терминов, сделать выписки основных понятий по данной теме. При подготовке к практическому занятию ознакомиться с работами психологов, взгляды которых будут обсуждаться. Проанализировать литературные источники и обратить внимание на их субъективный ха­рактер.

Основная литература

  1. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М.. Практикум по сказкотерапии. - СПб., 2002.

  2. Зинкевич–Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. - СПб., 1998.

  3. Синкевич И.А. Психология художественного творчества: Учебное пособие. - Мурманск: МГПУ, 2008.

  4. Синкевич И.А. Практикум по психологии художественного творчества: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. - Мурманск: МГПУ, 2009.

  5. Синкевич И.А. Психология и педагогика художественного творчества: Учебное пособие. - Мурманск: МГПУ, 2012.

Дополнительная литература

  1. Адлер А. Понять природу человека. - СПб., 1997.

  2. Аллахвердов А. Сознание как парадокс. - СПб., 2000.

  3. Аллахвердов А. Опыт теоретической психологии. - СПб., 1993.

  4. Защиринская О.В. Сказка в гостях у психологии. - СПб., 2001.


Практическое занятие 3.

Тема. Характеристика сказочной терапии

План

  1. Возрастные особенности сказочной терапии.

  2. Ценностная структура концепции сказкотерапии.

  3. Ведущие идеи сказкотерапии.

  4. Функции сказкотерапии и их ключевые характеристики: энергоинформационное поле, основная тема, линия главного героя, символическое поле.

  5. Художественные, дидактические, психокоррекционные, психотерапевтические и медитативные сказки.

  6. Современное состояние отечественной сказкотерапии (А.В.Гнездилов, А.Захаров, Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева, Д.Б.Кудзилов, Е.А.Тихонова, О.В.Хухлаева, О.Е.Хухлаев, С.А.Черняева и др.).

Задание для самостоятельной работы

Подготовить реферативное сообщение на одну из тем:

  1. Особенности психологической работы с художественными сказками (народными и авторскими).

  2. Особенности психологической работы с дидактическими сказками.

  3. Особенности работы с психокоррекционными сказками.

  4. Особенности работы с психотерапевтическими сказками.

  5. Особенности психологической работы с медитативными сказками.

Методические рекомендации по изучению темы

Внимательно изучить теоретический материал. Представить возрастные особенности сказочной терапии. Охарактеризовать ценностную структуру концепции сказкотерапии. Рассмотреть ведущие идеи сказкотерапии. Исследовать современное состояние отечественной сказкотерапии (А.В.Гнездилов, А.Захаров, Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева, Д.Б.Кудзилов, Е.А.Тихонова, О.В.Хухлаева, О.Е.Хухлаев, С.А.Черняева и др.). Раскрыть функции сказкотерапии и их ключевые характеристики: энергоинформационное поле, основная тема, линия главного героя, символическое поле. Познакомиться со словарем психологических терминов, сделать выписки основных понятий по данной теме. При подготовке к практическому занятию ознакомиться с работами психологов, взгляды которых будут обсуждаться. Проанализировать литературные источники и обратить внимание на их субъективный ха­рактер.

Основная литература

  1. Зинкевич–Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. - СПб., 1998.

  2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М.. Практикум по креативной терапии. - СПб., 2001.

  3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М.. Практикум по сказкотерапии. - СПб., 2002.

  4. Синкевич И.А. Практикум по психологии художественного творчества: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. - Мурманск: МГПУ, 2009.

  5. Синкевич И.А. Психология и педагогика художественного творчества: Учебное пособие. - Мурманск: МГПУ, 2012.

  6. Синкевич И.А. Психология художественного творчества: Учебное пособие. - Мурманск: МГПУ, 2008.

Дополнительная литература

  1. Адлер А. Понять природу человека. - СПб., 1997.

  2. Аллахвердов А. Сознание как парадокс. - СПб., 2000.

  3. Аллахвердов А. Опыт теоретической психологии. - СПб., 1993.

  4. Защиринская О.В. Сказка в гостях у психологии. - СПб., 2001.


Практическое занятие 4.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 050706 «Педагогика и психология» iconОсновная образовательная программа подготовки специалиста по специальности...
«050703 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология»
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 050706 «Педагогика и психология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 13, Дпп. Ф. 13, Дс....
«050703 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология»
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 050706 «Педагогика и психология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины дпп. Ф. 13, Дс. 9 Психотерапия...
«050703 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология»
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 050706 «Педагогика и психология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины дпп. Ф. 11, Дс. 7, Сд. 11...
«050703 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология»
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 050706 «Педагогика и психология» iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования подготовки специалиста
Основная образовательная программа (ооп) специалитета, реализуемая вузом по направлению подготовки 050703. 65 Дошкольная педагогика...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 050706 «Педагогика и психология» iconОсновная образовательная программа (ооп) подготовки специалиста,...
Основная образовательная программа (ооп) подготовки специалиста, реализуемая вузом по специальности 050706. 65 (031000 по гос) –...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 050706 «Педагогика и психология» iconОсновная образовательная программа подготовки специалиста по специальности...
Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 050706 «Педагогика и психология» iconОсновная образовательная программа подготовки специалиста по специальностям...
«Педагогика и методика начального образования» со специализацией «Обучение информатике в начальной школе»
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 050706 «Педагогика и психология» iconОсновная образовательная программа подготовки специалиста по специальности...
Автор программы: Недосека О. Н., канд психол наук, доцент кафедры психологии мггу
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 050706 «Педагогика и психология» iconОсновная образовательная программа подготовки специалиста по специальности...
Курс "эвм и информатика в психологии" предназначен для студентов 5 курса факультета писхологии и педагогики
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 050706 «Педагогика и психология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины дс. 3, Дс. Ф. 3, Сд. В 2...
А. В. Прялухина, кандидат психологических наук, доцент, зав. Кафедрой социальной работы и психологии Российского государственного...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 050706 «Педагогика и психология» iconОсновная образовательная программа подготовки специалиста по специальности...
Характер развития психолого-педагогических наук обуславливается сегодня ситуацией реального перехода человеческого сообщества в исторически...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 050706 «Педагогика и психология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. Р. 2 Теория личности...
...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 050706 «Педагогика и психология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины  сд. Ф. 9 История психологии...
А. В. Прялухина, кандидат психологических наук, доцент, зав кафедрой социальной работы и психологии Российского государственного...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 050706 «Педагогика и психология» iconОсновная образовательная программа подготовки специалиста по специальности...
«050703-Дошкольная педагогика и психология» с доп специальностью «Социальная педагогика»
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 050706 «Педагогика и психология» iconУчебно-методический комплекс
Курс по выбору “Психология религии” предназначен для подготовки студентов факультета "Педагогика и психология", обучающихся по специальности...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск