Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности «050706-Педагогика и психология»





НазваниеОсновная образовательная программа подготовки специалиста по специальности «050706-Педагогика и психология»
страница1/7
Дата публикации10.11.2014
Размер0.89 Mb.
ТипОсновная образовательная программа
100-bal.ru > Психология > Основная образовательная программа
  1   2   3   4   5   6   7
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУ ВПО «МГГУ»)



  1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДИЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ


ДПП.14, ОПД.В.2.2., ДПП.Ф.14, СД.Ф.14

Основы психологии семьи и семейного консультирования

Основная образовательная программа подготовки специалиста

по специальности
«050706-Педагогика и психология»

«050711-Социальная педагогика»

«040101-Социальная работа»

«050703-Дошкольная педагогика и психология»

  1. Утверждено на заседании

  2. кафедры психологии

  3. Психолого-педагогического

  4. института

  5. (протокол № 1 от 01 сентября 2012г.)



  6. Зав. кафедрой

  7. ____________ (Синкевич И.А.)





  8. 2012



РАЗДЕЛ 1. Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины
Автор программы: Иванов А.Н., канд. пед. наук, доцент


    1. Пояснительная записка

Курс «Основы психологии семьи и семейного консультирования» является общей профессиональной дисциплиной, входящей в программу подготовки специалистов по специальности и рассчитан на студентов, изучающих общие профессиональные, специальные и социально-образовательные дисциплины, определенные Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования.

Целью данного курса является подготовка специалистов в области психологии и педагогики, хорошо знающих основные закономерности семейных отношений и владеющих методами их коррекции.

Общие задачи курса: 1) познакомить студентов с проблемами современной семьи, тенденциями их развития; 2) дать студентам систему научных понятий о семье, браке, супружестве; 3) обучить студентов методам исследования семейно-брачных отношений.

Студенты должны знать основные понятия современного семьеведения, различать обыденный и научный уровни представлений о семье и браке, знать факторы удовлетворенности браком, разбираться в проблемах супружеской совместимости, знать различные классификации супружеских конфликтов, социально-демографические проблемы семьи, а также проблемы социализации детей в семье. Студенты должны знать основные подходы к семейному консультированию, различать понятия семейной консультации и семейной терапии.

Студенты должны уметь самостоятельно анализировать и интерпретировать проблемы семьи, глубинные причины супружеских конфликтов, проводить диагностику супружеских и детско-родительских отношений.

Данная программа является в первую очередь руководством к самостоятельной деятельности как студента, так и преподавателя, и допускает целесообразные изменения при планировании и проведении занятий.
1.6.1. Темы для самостоятельного изучения.




п/п

Наименование раздела дисциплины. Тема

Форма самостоятельной работы

Кол-во час.

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

1

Семья в современном обществе. Структура, функции и динамика развития семьи

вопросы для самостоятельного изучения,

- рефераты.

12/6

защита рефератов.

2

Добрачное поведение и его влияние на брак. Закономерности и формы супружеского взаимодействия.

вопросы для самостоятельного изучения,

- рефераты.

14/6

защита рефератов.

3

Психологическая совместимость супругов. Семейные конфликты и стратегия их разрешения.

вопросы для самостоятельного изучения,

- рефераты.

14/6

защита рефератов.

4

Причины и мотивы разводов. Психологические проблемы повторных браков.

вопросы для самостоятельного изучения,

- рефераты.

14/6

защита рефератов.

5

Взаимоотношения прародительских и супружеских пар Детско-родительские отношения.

вопросы для самостоятельного изучения,

- рефераты.

14/6

защита рефератов.

6

Детско-детские отношения в семье. Влияние родительских установок на формирование индивидуальности ребенка.

вопросы для самостоятельного изучения,

- рефераты.

14/6/4

защита рефератов.

7

Психологическое просвещение родителей, особенности работы с ними в психологическом консультировании.

вопросы для самостоятельного изучения,

- рефераты.

14/6

защита рефератов.

8

Особенности работы с семьей в психологической диагностике. Методы семейной диагностики.

вопросы для самостоятельного изучения,

- рефераты.

14/6

защита рефератов.

9

Современные концепции супружеской терапии. Динамиче-ские, когнитивные, бихевиористические, гуманистические, ценностные и другие подходы.

вопросы для самостоятельного изучения,

- рефераты.

14/6/2

защита рефератов.

10

Техники семейного консультирования и критерии их эффективности. Коммуникационный тренинг.

вопросы для самостоятельного изучения,

- рефераты.

14/6

защита рефератов.




Итого




140/60/54





1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

1.7.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу (планы последовательного проведения занятий: ПР, СМ, ЛБ)
План практических и лабораторных занятий

по курсу “Психология семьи”
Практическое занятие 1-4.

Тема: СЕМЬЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ.

  1. Структура, функции и динамика развития семьи.

  2. История и эволюция семейных отношений.

  3. Добрачное поведение и его влияние на брак.

Литература.

  1. Брачность, рождаемость, семья за три века (сборник статей по ред. А.Г. Вишневского и И.С.Кона) -М.,1979.с. 14-66

  2. Ружже В.Л., Елисеева И.И., Кадибур Т.С. Структура и функции семейных групп -М.,1983.с. 77-83

  3. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства -М.,1976.с.28-90


Практическое занятие 5-8.

Тема: ПРИЧИНЫ И МОТИВЫ РАЗВОДА.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОВТОРНЫХ БРАКОВ
Занятия проходят в форме свободной дискуссии.

Литература.

  1. Мы остаемся вместе.-М.,1977.с. 152-166

  2. С.Кратсхвилл. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний.-М.,1991.с. 273-280; 303-309

  3. Л.Х.Гордон. Ловушки любви. -М.,1993.

  4. С.И. Голод. Стабильность семьи -Л.,1984.с.88-96

  5. К.В. Романов. Об этике супружества -М.,1987.

  6. В.Владин, Д.Капустин. Гармония семейных отношений. -Минск, 1987.с. 282-296


Практическое занятие 9-12.

Тема: СЕМЕЙНЫЕ КОНФЛИКТЫ И СТРАТЕГИЯ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ
Занятие проводится в виде тренинга с элементами психодрамы:

  1. Прием сообщений;

  2. Исключение взаимных обвинений;

  3. Положительное общение и подавление агрессивных чувств;

  4. Приемлемость различий;

  5. Конструктивная ссора.

Литература.

  • С.Кратсхвил Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний -М.,1991.с. 156; 183-211

  • Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий Семейная психотерапия.-Л.,1990.с. 123-127

  • Д.А. Шестаков. Предотвратить семейную драму. -Л., 1981.

  • К.Рудестам. Групповая психотерапия -М.,1990.

  • Д.Киппер Клинические ролевые игры и психодрама -М.,1993.


Практическое занятие 13-16.

Тема: ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ПРАРОДИТЕЛЬСКИХ И СУПРУЖЕСКИХ ПАР.


  1. Совместное проживание супругов с родителями жены.

  2. Совместное проживание супругов с родителями мужа.

  3. Проблемы посещения родителей, живущих отдельно.

Занятия проводятся в форме свободной дискуссии с элементами коммуникационного тренинга.

Литература.

  1. С.Кратсхвил Психотерепия семейно-сексуальных дисгармоний -М.,1991. с.267-271.

  2. В.Владин, Д.Капустин. Гармония семейных отношений -Минск, 1989. С.49-56.

  3. Волков А.Г. Семья -объект демографии -М.,1986.

  4. В.Л. Ружже, И.И. Елисеева, Т.С. Кадибур. Структура и функции семейных групп -М.,1983.

  5. Этика и психология семейной жизни -М.,1984. С.127-131.


Практическое занятие 17-20.

Тема: ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ
Задание: подготовить и провести беседу для воображаемой родительской аудитории. На занятии обсуждаются достоинства и недостатки бесед.

Примерная тематика бесед:

а) Причины и разрешение конфликтов в семье.

б) Подростковая психика и детско-родительские отношения.

в) Психология пола и культура.

г) Родительское предположение и реальное поведение детей.

д) Критические ситуации в семье.

е) Родители глазами подростков.

ж) Ловушки любви.

Литература.

  1. Шестаков Д.А. Предотвратить семейную драму -Л.,1981.

  2. Мадорский Л.Р., Зак А.З. Глазами подростка -М.,1991.

  3. Лисовский В.Т. Любовь и нравственность -Л.,1985.

  4. Каган В.Е. Воспитателю о сексологии -М.,1991.

  5. Колесов Д.В. Беседы о половом воспитании -М.,1986.

  6. Кон И.С. Введение в сексологию. -М.,1989.

  7. Мид М. Культура и мир детства -М.,1988.


Практическое занятие 21-24.

Тема: ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ.


  1. Директивный и недирективные подходы.

  2. Осторожность и доверие.

  3. Логические доводы и эмоции.

  4. Работа с одним из супругов.

  5. Работа с супружеской парой.

Занятие проходит в форме коммуникационного тренинга.

Литература.

  1. С.Кратсхвил Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний.-М.,1991. С.183-309.

  2. Г.С. Абрамова Практикум по психологическому консультированию.-М.,1996.

  3. Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий .Семейная психотерапия -Л.,1990.

  4. В.А. Сысенко. Супружеские конфликты -М.,1983.

  5. А.Н. Обозова Психологические проблемы службы семьи и брака -//Вопросы психологии. 1984, №3.

  6. Л.Я. Гозман, Е.И. Шлягина Психологические проблемы семьи -//Вопросы психологии. 1985, №2.


Практическое занятие 22-30.

Тема: ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКЕ И В ПСИХОТЕРАПИИ


  1. Изучение семьи и диагностика ее нарушений.

  2. Методы психотерапевтической коррекции семейных взаимоотношений.

  3. Семейная психотерапия при психопатиях и акцентуациях характера у подростков.

  4. Семейная психотерапия при алкоголизме.

  5. Семейная психотерапия при неврозах и психосоматических растройствах.

Задание: Подготовить доклады по каждому вопросу.

Литература.

  1. Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий Семейная психотерапия -Л., 1990. С.94-166.

  2. Волкова А.Н., Трапезникова Т.М. Методические приемы диагностики супружеских отношений //Вопросы психологии. 1985, №5.

  3. Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков -Л.,1982.

  4. Смехов В.А. Опыт психологической диагностики и коррекции конфликтного общения в семье //Вопросы психологии. 1985, №4.

  5. Тополянский В.Д., Струковская М.В. Психосоматические расстройства -М.,1986.

  6. Семейная психотерапия при нервных и психических заболеваниях /Под ред. Мягер В.К. и Зачепицкого Р.А. -Л.,1978.


Практическое занятие 30-40.

Тема: ТЕХНИКИ СЕМЕЙНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ.

  1. С.Кратохвил Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний -М.,1991.

  2. Ю.Е. Алешина. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование -М.,1993.

  3. И.Атватер. Я Вас слушаю -М.,1985.

  4. В.Сатир. Как строить себя и свою семью.-М.,1992.

  5. В.К. Мягер, Т.М. Мишина Семейная психотерапия -Л.,1979.

Лабораторное занятие № 1-8


  1. Техники семейного консультирования.


Лабораторное занятие «9-16

1. Коммуникационные тренинги.

Занятия проходят в форме ролевых игр и обсуждения. Предлагаются для разыгрывания ситуации обращения в семейную психологическую консультацию воображаемых клиентов. Студенты пробуют себя в роли психолога.

Литература.

1. Киппер Дэвид Клинические ролевые игры и психодрама.-М.,1983.

  1. Кочарян Г.С., Кочарян А.С. Психотерапия сексуальных расстройств и

супружеских конфликтов -М.,1994.

  1. Харин С.С. Искусство психотренинга. Заверши свой гештальт.-Минск,1988.

  2. Шерман Р., Фредман И. Структурированные техники семейной и супружеской терапии.-М.,1997.


1.8 Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

1.8.1 Рекомендуемая литература

  • основная

  1. Андреева Т. В. Семейная психология. – Спб., 2004.

  2. Брачность, рождаемость, семья за три века (Сборник статей под ред. Вишневского А.Г., Кона И.С.) -М.,1979

  3. Васильев К. Любовь -М.,1982.

  4. Волкова А.Н., Трапезникова Т.М. Методические приемы диагностики супружеских отношений //Вопросы психологии.1985, №5.

  5. Гозман Л.Я. Динамика эмоциональных отношений -М.,1987.

  6. Дружинин В.И. Психология семьи. - Екатеринбург. 2000.

  7. Мид М. Культура и мир детства -М.,1988.

  8. Семья в психологической консультации / Под ред. А.А. Бодапева, ВВ. Столина. -М.. 1989.

  9. Сысенко В.А. Супружеские конфликты.-М.,1983.

  10. Фромм Э. Искусство любви -Минск, 1990.

  11. Шерман Р., Фредман И. Структурированные техники семейной и супружеской терапии -М.,1997.

  12. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений: Курс лекций. - М. 2000.

  13. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия -Л.,1990.

  14. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства -М.,1976.




  • дополнительная

Тема 1

  1. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. - М., 1996.

  2. Бестужев-Лада И.В. Семья вчера, сегодня, завтра.. - М, 1979.

  3. Гозман Л.Я., Алешина Ю.Е. Социально-психологические исследования семьи: проблемы и перспективы // Психологический журнал. - 1991. - №4.

  4. Гребенников И.В. Основы семейной жизни. -М., 1991.

  5. Гуггенбюль-Крейг А. Брак умер-да здравствует брак!-СПб., 1997.

  6. Докинз Р. Эгоистичный ген. - М, 1993.

  7. Дольник В.Р. Вышли мы все из природы: Беседы о поведении человека в компании птиц и зверей. - М, 1996.

  8. Елизаров В.В. Перспективы исследования семьи. -М., 1987.

  9. Ковалев СВ. Психология современной семьи. -М, 1988.

  10. Семья и время (статьи по социологии семьи) // Вестник МГУ. Социология и политология. (Сер. 18). - 1996. -№3. -С. 60-88.

  11. СмелзерН. Семья //Социология. -М., 1994. - С , 390-426.

  12. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. - М., 1

  13. Бойко В.В. Малодетная семья: Социально-психологическое исследование. - М., 1980.

  14. Волков А.Г. Семья -объект демографии. -М., 1986.

  15. Голод СИ. Моногамная семья: кризис или эволюция? (Социологический анализ) // Социально-политический журнал. - 1995. -№6. -С. 74 - 87.

  16. Голод СИ. Стабильность семьи: социологический и демографический аспекты. -Л., 1984.

  17. Ланин Б. Жизнь в антиутопии: Государство или семья? // Общественные науки и современность. - 1995. - №3.

  18. Семья: Книга для чтения: В2кн.-М., 1991.

  19. Харчев А.Г. Брак и семья в СССР. -М., 1979.

  20. Брачность. рождаемость, семья за три века: Сб. статей / Пол ред. А.Г. Вишневско­го. И.С. Кона. - М, 1979.

  21. Домострой // Памятники литературы Древней Руси. Середина XVI века. - М., 1985.-С. 85-93.

  22. Жирнова Г. В. Брак и свадьба русских горожан в прошлом и настоящем. - М., 1980.

  23. Зидер Р. Социальная история семьи в Западной и Центральной Европе (конец XVll-ХХ вв.). - М„ 1997.

  24. История проституции. - СПб., 1994.

  25. Кон И.С. Лунный свет на заре. Лики и маски однополой любви. - М, 1998.

  26. Костомаров Н. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI и XVII столетиях. -М., 1992.

  27. Курильски-Ожвен Ш. Русская культурная модель семьи и эволюция нормативного регулирования семьи // Общественные науки и современность. - 1995. - №5.

  28. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре.-М, 1995.

  29. Русский православный обряд венчания. - М. 1996.

  30. Семенов Ю.И. Происхождение брака и семьи. -М., 1974.

  31. Фрэзер Дж. Фольклор в Ветхом Завете. - М., 1989.

  32. Человек в кругу семьи: Очерки по истории частной жизни в Европе до начала Нового времени. -М., 1996.

  33. Швейгер-Лерхенфельд А.Ф. Женщина, ее жизнь, нравы и общественное положе­ние у всех народов земного шара. - М., 1988.

  34. Эволюция семьи и семейная политика в СССР. - М., 1992.


Темы 2 и 3

  1. Витек К. Проблемы супружеского благополучия. - М., 1988.

  2. Кроник А.А., Кроник Е.А. В главных ролях: Вы, Мы, Он, Я. Психология значимых отношений. - М., 1989.

  3. Кирьянова О.Г. Американская женщина вчера и сегодня. Иллюзии на продажу. -М„ 1988.

  4. Кирьянова О.Г. Кризис американской семьи. - М, 1984.

  5. Сатир В. Как строить себя и свою семью. - М., 1992.

  6. ФилюковаЛ.Ф. Современная молодая семья. -М, 1993.

  7. Харчев А.Г., Мацковский М.С. Современная семья и ее проблемы: Социально-демографическое исследование. - М., 1978.

  8. Шапиро А.З. Психолого-гуманистические проблемы позитивности-негативности внутрисемейных отношений // Вопросы психологии. - 1994. -№4. - С. 45-46.

  9. Алешина Ю.Е. Полоролевая дифференциация как комплексный показатель отношений супругов // Вестник МГУ. Психология. (Сер. 14). - 1989. - №2. -С. 44-53.

  10. Алешина Ю.Е., Волович А.С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщи­ны // Вопросы психологии. - 1991. -№4. -С. 74-82.

  11. Антонюк Е. В. Представления супругов о распределении ролей и становление ролевой структуры семьи. - М., 1992.

  12. Берн Шон. Гендерная психология. -СПб., 2001.

  13. Елизаров А.Н. К проблеме основного интегрирующего фактора семьи // Вестник МГУ. Психология. (Сер. 14).- 1996. -№1. - С. 42-49.

  14. Пол. Тендер. Культура. Немецкие и русские исследования. - М., 1999.

  15. Попова Л.В. Проблемы самореализации одаренных женщин // Вопросы психологии. - 1996. - №2.

  16. Ружже В.Л., Елисеева И.И., Кадибур Т.С. Структура и функции семейных групп.-М., 1983.


Темы 4, 5, 6

  1. Алешина Ю.Е. Цикл развития семьи: исследования и проблемы // Вестник МГУ. Психология. (Сер. 14). - 1987. - №2.

  2. Балл Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности // Вопросы психологии. - 1989. -№1. -С. 92-101.

  3. Гурко Т.А. Влияние добрачного поведения на стабильность молодой семьи // Социологические исследования. - 1993. -С. 58-74.

  4. Калмыкова Е.С. Психологические проблемы первых лет супружеской жизни // Вопросы психологии. - 1983. - №3. - С. 83-89.

  5. Меньшутин В.В. Помощь молодой семье. - М., 1987.

  6. Стрелков Ю.К. Психология жизненных кризисов и значимых событий // Психологический журнал. - 1993. - Т. 14. -№5. -С. 141-142.

  7. Шапиро Б.Ю. От знакомства к браку. - М., 1990.

  8. Юнг. К.Г. Брак как психологическое отношение // Конфликты детской души. -М., 1995.

  9. Агеев B.C. Психологические и социальные факторы полоролевых стерео­типов // Вопросы психологии. - 1987. - №2.

  10. Аргайл М. Психология счастья. - М., 1990.

  11. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотноше­ний; Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. - М., 1988.

  12. Владин В., Капустин Д. Гармония семейных отношений. - Минск, 1988.

  13. Дымнова Т.И. Зависимость характеристик супружеской семьи от родительской /У Вопросы психологии. - 1998. -№2. -С. 45-56.

  14. Елизаров А.Н. Роль духовных ценностных ориентации в процессе интеграции семьи // Вестник МГУ. Психология. (Сер. 14). - 1997. - №3.

  15. Каган В.Г. Воспитателю о сексологии, - М. 1991.

  16. Кон И.С. Введение в сексологию. - М, 1989.

  17. Кочарян Г.С., Кочарян АС. Психотерапия сексуальных расстройств и супруже­ских конфликтов. - М., 1994.

  18. Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний. - М, 1991.

  19. Либих С.С. К проблеме гармонизации отношений в супружеской жизни. - Л., 1982.

  20. Либих С.С. , Фридкин В.И. Сексуальные дисгармонии. -Ташкент, 1990.

  21. Обозов Н.Н., Обозова А.Ы. Три подхода к исследованию межличностной совместимости // Вопросы психологии. - 1984. - №2. - С. 98-101.

  22. Олейник Ю.Н. Исследование уровней совместимости в молодой семье // Психологический журнал. - 1986. -№2.

  23. Янкова А., Ачилова Е.Ф. . Лосева O.K. Мужчина и женщина в семье. - М, 1983

  24. Аккерман Д. Любовь в истории. - М., 1995.

  25. Андреева О.Я., Дергач И.Ф. Диалекты любви: Семейные .проблемы глазами психолога и журналиста. - Минск, 1987.

  26. Аронсон 3. Симпатия, любовь и сенситивность // Общественное животное. -М., 1999.-С. 362-419.

  27. Афанасьев А. Синтаксис любви (типология личности: прогноз парных отно­шений). - М., 1997.

  28. Бердяев Н.А. Размышления об Эросе // Эрос и личность. - М., 1989.

  29. Берн Э. Секс в человеческой любви. - М., 1990.

  30. Василев К. Любовь. -М., 1982.

  31. Васильченко Г.С, Решетняк Ю.А. Любовь, брак, сексуальное партнерство. -М., 1980,

  32. Вейнингер О. Пол и характер.-М., 1991.

  33. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. - М., 1987.

  34. Гордон Л.Х. Ловушки любви. - М., 1993.

  35. Джонсон Р. Мы. Источник и предназначение романтической любви. - М., 1978.

  36. Куприянчик Л.Л. Психология любви. - М., 1993.

  37. Майерс Д. Влечение и близость // Социальная психология. - СПб., 1997. -С. 532-584.

  38. Махов B.C. Стремясь к любви неуловимой... -М., 1993.

  39. Мир и эрос: Антология философских текстов о любви. - М., 1991.

  40. Мей Р. Любовь и воля. -М., 1997.

  41. Пинт А. Люблю - ненавижу. - М.. 2000.

  42. Рейнуотер Дж. Это в ваших силах. Как стать собственным психотерапевтом. -М„ 1992.

  43. Розин В., Шапинская Р. Природа любви. Понимание и изображение любви и сексуальности в разных культурах, в работах философов, в искусстве. - М., 1993.

  44. Русский Эрос, или Философия любви в России. - М., 1991.

  45. Фромм Э. Искусство любви. (Исследование природы любви). - М., 1991.

  46. Цельмер 3. Искусство быть вместе. - М., 1994,

  47. Шопенгауэр А. Метафизика половой любви // Мир как воля и представление. - Минск, 1999. -С. 673-716. -Т. 2.


Темы 7, 8

  1. Атватер И. Я вас слушаю. - М., 1988.

  2. Волкова А.Н. Опыт исследования супружеской неверности // Вопросы психо­логии. - 1989. - №2. - С. 98-102.

  3. Гасин Э.А. Психология прощения // Вопросы психологии. - 1999. ~№>4.

  4. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. - М., 1989.

  5. Корнелиус X., Фейр Ш. Выиграть может каждый. Как разрешать конфликты. -М., 1992.

  6. Красовский В.П. Анализ брачных отношений (самооценка и требования к партнеру) // Вопросы психологии. - 1993. - №5. - С. 56-59.

  7. Навайтис Г.А. Муж, жена и... психолог. - М.; Воронеж, 1995.

  8. Навайтис Г.А. Опыт психологического консультирования супружеских конфликтов//Психологический журнал. - 1983. — №3.- С. 70-72.

  9. Сысенко В.А. Супружеские конфликты. - М., 1993.

  10. Шестаков Д.А. Предотвратить семейную драму. - М, 1981.

  11. Шмелев А. Г. Острые углы семейного крута. - М., 1986.

  12. ЭнрайтР. Духовное развитие прошения. - М., 1991.


Тема 9

  1. Кент М. Стратегия развода: О чем вам не расскажет ваш адвокат. - СПб., 1993.

  2. Лидина А. Чтобы не осталась женщина одинокой. - М., 1995.

  3. Лофас Ж., Сова Д. Повторный брак: дети и родители. - СПб., 1996.

  4. Мы остаемся вместе: Дискуссия о причинах разводов. - М., 1977.

  5. Навайтис Г. Тайны семейного (не) счастья. - М., 1998.

  6. Нартова-Бочавер С.К., Несмеянова М.И., Малярова Н.В., Мухортова Е.А. Чей я - мамин или папин? - М., 1995.

  7. Развожусь... но жизнь продолжается (руководство для женщин, испытываю­щих трудности в семейной жизни). - Ростов на/Д, 1995.

  8. Фархтдинов Я.Ф. Судебное рассмотрение дел о расторжении брака (некото­рые вопросы теории и практики). - Казань, 1978.


Тема 10

  1. Батуев А.С. Возникновение психики в дородовой период: краткий обзор современных исследований // Психологический журнал. - 2000. - №6. -С. 51-55.

  2. Батуев А.С.. Кащавцев А.Г., Соболева М.В. Зрительное предпочтение как проявление привязанности у детей первого года жизни // Вопросы психо­логии. - 1996. - №4. - С. 127-1

  3. Бертин А. Воспитание в утробе матери, или рассказ об упущенных возможно­стях.-М., 1988

  4. Брутман В.И., Варга А.Я., Сидорова В.Ю.. Хамитова И.Ю. Семейные факторы девиантного материнства // Семейная психология и семейная терапия. - 1999. -№3.-С. 14-5.

  5. Брутман В.И., Варга А,Я., Хамитова И.Ю. Влияние семейных факторов на формирование девиантного поведения матери // Психологический журнал. -2000. - №2. - С. 79-88.

  6. Брутман В.И., Панкратова М.Г., Ениколопов С.Н. Некоторые результаты обследования женщин, отказавшихся от своих новорожденных детей // Вопро­сы психологии. - 1997. - №5, - С. 31-36.

  7. Брутман В.И., Радионова М.С. Формирование привязанности матери к ребенку в период беременности // Вопросы психологии. - 1997. - №6. - С. 38-47.

  8. Колпакова М.10. Особенности психологической работы с матерями-«отказницами» // Московский психотерапевтический журнал. - 1999. - №!. -С. 127-154.

  9. Копыл О.А., Баз Л.Л,, Баженова О.В. Готовность к материнству: выделение факторов, условий психологического риска для будущего развития ребенка // Синапс. - 1993. - №4. - С. 35-42.

  10. Курило Л.Ф. Право родиться // Человек. - 1995. - №4.

  11. Лангмейер И., Матейчик 3. Психическая депривация в раннем возрасте. -Прага, 1948.

  12. Лосева В., Луньков А. Страхи вокруг беременности // Психологическая консультация. - 1998. -№1.-С. 21-34.

  13. Марконе М.Д. Девятимесячный сон. Сны в период беременности. - М., 1993.

  14. Мухамедрахимов Р.Ж. Взаимодействие и привязанность матерей и младенцев групп риска //Вопросы психологии. - 1998. -№2. -С. 18-33.

  15. Отец в современной семье. - Вильнюс, 1988.

  16. Сергиенко Е.А. Антиципация в раннем онтогенезе человека. -М., 1992.

  17. Филиппова М.Г. Психология материнства и ранний онтогенез: Учебное пособие. -М., 1999.

  18. Авдеева Н.Н., Хаймовская Н.А. Зависимость типа привязанности ребенка ко
    взрослому от особенностей его взаимодействия в семье // Психологический
    журнал.- 1999.-№!.-С. 39.

  19. Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов. - Ростов на/Д, 1998.

  20. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. - М, 1985.

  21. Александрова Т. А. Родительский дом. - М., 1987.

  22. Бардиан A.M. Воспитание детей в семье.-М., 1972.

  23. ВинникотД.В. Маленькие дети и их матери. - М., 1998.

  24. Винникот Д.В. Разговор с родителями. - М., 1994.

  25. Воспитание с любовью и логикой. - М., 1995.

  26. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? - М., 1996.

  27. Дальто Ф. На стороне ребенка. - СПб., 1997.

  28. Дальто Ф. На стороне подростка. - СПб., 1997.

  29. Джайнотт X. Родители и дети. - М., 1986.

  30. Добсон Д. Непослушный ребенок. -М, 1992.

  31. Дрейкурс 3., Золц В. Счастье вашего ребенка. - М., 1986.

  32. Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. -М. 1999.

  33. Керш П.К, Семейный контекст: удовлетворенность супружеством, родитель­ский стиль и речевое поведение с детьми // Вопросы психологии. - 1990. -Hsi.-C. 103-109.

  34. Кон И.С. Ребенок и общество. - М., 1988.

  35. Корчак Я, Воспитание личности: Книга для учителя. - М., 1992.

  36. Корчак Я. Как любить ребенка: Книга о воспитании. - М., 1990.

  37. Кэмпбелл Р. Как на самом деле любить детей. - М., 1990.

  38. Леви В. Нестандартный ребенок. - М., 1988.

  39. Мадорский Л.Р., Зак А.З. Глазами подростков. -М., 1991.

  40. Маленкова Л.И. Педагоги, родители, дети. - М., 1994.

  41. Мид М. Культура и мир детства: Избранные произведения. - М., 1988.

  42. Муравьева О.С. Как воспитывали русского дворянина. - М., 1995.

  43. Нельсен Д., Лот Л.. Стефен Г. Воспитание без наказания. - Минск, 1997.

  44. Одаренные дети / Общ. ред. Г.В. Бурменской и В.М. Слуцкого. - М., 1991.

  45. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. - СПб., 2000.

  46. Популярная психология для родителей / Под ред. А.С. Спиваковской. - СПб., 1997,

  47. Преловская И.С. Взрослые дети. -М., 1981.

  48. Пухова Т.Н. Развитие представлений о семейных отношениях у детей // Вопросы психологии. - 1996. -№2. - С. 14-23.

  49. Снайдер Ди. Курс выживания для подростков. - Ростов на/Д, 1991.

  50. Спок Б. Разговор с матерью: Кника о воспитании. - М., 1990.

  51. Скиннер Р., Клииз Д. Семья и как в ней уцелеть. - М., 1995.

  52. Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. - М., 1987.

  53. Петровский В.А., Виноградова A.M., Кларина Л.М. и др. Учимся общаться с ребенком: Руководство для воспитателя дет. сада. - М., 1993.

  54. Фромм А. Азбука для родителей. -Л., 1991.

  55. Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей: Концепции, направления и перспекти­вы: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей. — М., 1993.

  56. Шлепки и розги (по материалам иностранной печати) // Семья и школа - 1998. — №3. — С. 24-25.

  57. Юзефович Г.Я., Соколова В.Н. Отцы и дети в меняющемся мире.- М., 1991.

  58. БеличеваС.А. Основы превентивной психологии. -М., 1993.

  59. Буянов М.И. Беседы о детской психиатрии: Книга для учителя. - М., 1996.

  60. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки дет. психиатра: Кн. для учителей и родителей. - М., 1988.

  61. Гарбузов В.И. Нервные дети: Советы врача.-Л., 1990.

  62. Гарбузов В.И. Практическая психотерапия, или как вернуть ребенку и подро­стку уверенность в себе, истинное достоинство и здоровье. - СПб., 1994.

  63. Добрович А. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. - М., 1987.

  64. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. - М., 1986.

  65. Захаров А.И, 11сихотерапия неврозов у детей и подростков. - Л.. 1982.

  66. Захаров А.И. Ребенок до рождения и психотерапия последствий психических травм.-СПб.. 1998.

  67. Иванченко С. Насилие в семье. Психология семейного конфликта // Семья и школа.- 1998-№2.-С. 10-П.

  68. Ильина СВ. Влияние пережитого в детстве насилия на возникновение лично­стных расстройств // Вопросы психологии. - 1998. - №6. - С. 65-74.

  69. Медведева И., Шишова Т. Эбьюз нерушимый // Юность. - 1995. - №5-6.

  70. Прихожан A.M., Толстых Н.Н. Дети без семьи. - М.. 1990.

  71. Никольская И.М. Грановская P.M. Психологическая защита для детей. - СПб., 2000.

  72. Оклендер В. Окна в мир ребенка: Руководство по детской психотерапии. - М., 1997.

  73. Ратгер М. Помощь трудным детям. - М., 1987.

  74. Торохтий B.C. Психология социальной работы с семьей. - М., 1996.

  75. Черепанова Е. Насилие? В семье? (Заметки психолога) // Семья и школа. -1995. -№3.- С. 20-22.

  76. Экман П. Почему дети лгут. - М., 1993.


Электронные образовательные ресурсы (ЭОР):

  1. Педагогическая библиотека.

  2. http://elibrary.ru/defaultx.asp – Научная электронная библиотека

  3. http://www.ed.gov.ru – Официальный сайт Министерства образования и науки

  4. http://sites.google.com/site/nechaevsite/ – Педагогическая психология Сайт Н.Н. Нечаева

  5. http://lib.vspu.ac.ru/index.html – Фундаментальная библиотека ВГПУ

  6. www.//flogiston.ru


Научные учреждения и общества психологов

htpp://www.ipras.ru/ - Институт психологии РАН

htpp://www.pirao.ru/ - Институт психологии РАО

htpp://www.rpo.rsu.ru -Российское психологическое общество

www.rospsy.ruФедерация психологов образования России

htpp://spbpo.ru — Санкт-Петербургское психологическое общество

htpp://psy.samara.ru — Самарское общество психологов

htpp://www.bekhterev.org — Психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева (Санкт-Петербург)

htpp://www.psychoanalysis.ru — Психоаналитическая ассоциация Российской Фе­дерация

htpp://www.oppl.kub.ru — Общероссийская профессиональная психотерапевтиче­ская лига

htpp://www.centr-ro.ru — Международная ассоциация развивающего обучения
Высшие учебные заведения и факультеты психологии:

htpp://www.psy.msu.ru-факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова

htpp://www.psy.pu.ru/-факультет психологии Санкт-Петербургского государствен­ного университета

htpp://mgppu.ru- Московский городской психолого-педагогический университет

htpp://psychol.ru- Институт практической психологии и психоанализа

htpp://www.nsu.ru/psych/- Центр психологии Новосибирского государственного университета

htpp://www.umn.edu- факультет психологии Миннесотского университета (США)

htpp://www.harvard.edu/Harvard Psychology- факультет психологии Гарвардского университета (США)

htpp://www.stanford.edu- факультет психологии Стэнфордского университета (Ве­ликобритания)

htpp://www.strath.ac.uk/psychology- факультет психологии Стратклайдского уни­верситета (Великобритания)

htpp://www.rnd.runnet.ru/ - факультет психологии Ростовского государственного университета

htpp://www.kcn.ru/tat_ru/unuversitet/F17/main.ruh.tml — факультет психологии Ка­занского государственного университета

htpp://www.flogiston.ru — факультет психологии МГУ
Учреждения дополнительного психологического образования:

htpp://imaton.ru — Институт практической психологии «Иматон»

htpp://www.igisp.ru — Институт групповой и семейной психологии и психо­терапии

htpp://www.ipd.ru — Институт развития личности

htpp://www.gestalt.ru — Московский Гештальт Институт

htpp://www.psyinst.ru — Институт психотерапии и клинической психологии
Психологические журналы и периодика:

htpp://www.voppsy.ru - «Вопросы психологии»

htpp://www.psyedu.ru - «Психологическая наука и образование»

htpp://magazine.mospsy.ru - «Московский психологический журнал»

htpp://psychol.ras.ru/ippp_pfr/journal/ -Журнал практической психологии и психо­анализа

htpp://oedipus.ru/ - Вестник психоанализа

htpp://www.psy-gazeta.ru/ - «Психологическая газета»

psy.1september.ru — еженедельник «Школьный психолог»

htpp://gazetamim.ru — Психологическая газета «Мы и мир»

htpp://www.apa.org/journals — журналы Американской психологической ассоциа­ции

htpp://www.psychol.ras.ru/08.shtml — Психологический журнал

htpp://www.psy.msu.ru/science/vestnik/index.html — Вестник Московского универси­тета. Серия 14. Психология

htpp://www.courier.com.ru — Курьер образования

htpp://www.vlad-sadovsk.chat.ru/article.htm — Психологический вестник
Психологические сайты:

htpp://www.childpsy.ru - «Детский психолог». Материалы по возрастной психоло­гии, психологической службе системы образования. Новости. Тесты.

htpp://psi.webzone.ru — психологический словарь

htpp://azps.ru — А.Я. Психология. Новости, объявления о тренингах и семинарах. Психологический словарь. Хрестоматия. Тесты и материалы к ним.

htpp://www.psyonline.ru - «Психотерапия и консультирование». Консультации пси­холога. Книги и статьи. Психологические тесты.

htpp://www.narrative.narod.ru — нарративная психология и психотерапия

htpp://psychology.net.ru — Мир психологии. Разделы новости, объявления о тре­нингах и семинарах, психологические тесты, публикации, форум, персоналии, психологические консультации

htpp://psychology-online.net- материалы по психологии: книги, психологические тесты, фотографии и иллюстративный материал, биографии психологов

htpp://www.psycho.ru- «Психология и бизнес on-line». Библиотека, тесты и про­граммы, новости, объявления о тренингах и семинарах, программных продуктах для психологического обследования.
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности «050706-Педагогика и психология» iconОсновная образовательная программа подготовки специалиста по специальности...
«050703 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология»
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности «050706-Педагогика и психология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 13, Дпп. Ф. 13, Дс....
«050703 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология»
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности «050706-Педагогика и психология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины дпп. Ф. 13, Дс. 9 Психотерапия...
«050703 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология»
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности «050706-Педагогика и психология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины дпп. Ф. 11, Дс. 7, Сд. 11...
«050703 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология»
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности «050706-Педагогика и психология» iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования подготовки специалиста
Основная образовательная программа (ооп) специалитета, реализуемая вузом по направлению подготовки 050703. 65 Дошкольная педагогика...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности «050706-Педагогика и психология» iconОсновная образовательная программа (ооп) подготовки специалиста,...
Основная образовательная программа (ооп) подготовки специалиста, реализуемая вузом по специальности 050706. 65 (031000 по гос) –...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности «050706-Педагогика и психология» iconОсновная образовательная программа подготовки специалиста по специальности...
Синкевич И. А., кандидат педагогический наук, доцент, зав кафедрой психологии мггу
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности «050706-Педагогика и психология» iconОсновная образовательная программа подготовки специалиста по специальностям...
«Педагогика и методика начального образования» со специализацией «Обучение информатике в начальной школе»
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности «050706-Педагогика и психология» iconОсновная образовательная программа подготовки специалиста по специальности...
Автор программы: Недосека О. Н., канд психол наук, доцент кафедры психологии мггу
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности «050706-Педагогика и психология» iconОсновная образовательная программа подготовки специалиста по специальности...
Курс "эвм и информатика в психологии" предназначен для студентов 5 курса факультета писхологии и педагогики
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности «050706-Педагогика и психология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины дс. 3, Дс. Ф. 3, Сд. В 2...
А. В. Прялухина, кандидат психологических наук, доцент, зав. Кафедрой социальной работы и психологии Российского государственного...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности «050706-Педагогика и психология» iconОсновная образовательная программа подготовки специалиста по специальности...
Характер развития психолого-педагогических наук обуславливается сегодня ситуацией реального перехода человеческого сообщества в исторически...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности «050706-Педагогика и психология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. Р. 2 Теория личности...
...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности «050706-Педагогика и психология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины  сд. Ф. 9 История психологии...
А. В. Прялухина, кандидат психологических наук, доцент, зав кафедрой социальной работы и психологии Российского государственного...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности «050706-Педагогика и психология» iconОсновная образовательная программа подготовки специалиста по специальности...
«050703-Дошкольная педагогика и психология» с доп специальностью «Социальная педагогика»
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности «050706-Педагогика и психология» iconУчебно-методический комплекс
Курс по выбору “Психология религии” предназначен для подготовки студентов факультета "Педагогика и психология", обучающихся по специальности...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск