Скачать 137.69 Kb.
|
Министерство общего и профессионального образования РФ Алтайский государственный технический университетим. И.И. Ползунова Бийский технологический институт Е.В. Разгоняева ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА Программа курса для студентов технического вуза Барнаул 1999УДК 15Е.В. Разгоняева. Психология и педагогика: Программа курса для студентов технического вуза. – Алт. гос. техн. ун-т им. И.И. Ползунова, БТИ. – Бийск: Изд-во Алт. гос. техн. ун-та. – 1999 г. – 12 с. Программа курса «Психология и педагогика» представляет собой авторскую разработку и рекомендуется для использования студентами всех специальностей технического вуза. Программа разработана в соответствии с « Государственными требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки высшей школы по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины». Рассмотрено и одобрено на заседании кафедры гуманитарных наук. Протокол № 16 от 18.05.98 г. Рецензент: к пс. наук, доцент ИПК НГУ Первушина О.М. В настоящее время учебная дисциплина "Психология и педагогика" является составной частью профессиональной подготовки любого специалиста. В современном обществе все сферы общественно-полезной деятельности связаны с взаимодействием человека с человеком, поэтому нарастает значимость психолого-педагогических знаний. Сегодня профессиональный успех во многом определяется не только знаниями в области деятельности, но и психолого-педагогической компетентностью. Важной особенностью такой компетентности является не просто глубина и широта теоретических знаний, но и возможность их практического применения. Данная программа разработана в соответствии с "Государственными требованиями (Федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки высшей школы по циклу "Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины." Основной целью курса является психолого-педагогическая подготовка студентов технического вуза. Достижение цели реализуется через решение следующих задач:
Сложность построения курса обусловлена необходимостью в короткий период времени дать логически стройное представление о психологической и педагогической области знания, решая при этом практические задачи. В связи с этим курс предусматривает не только аудиторные занятия (лекции, семинары), но и самостоятельную работу студентов (написание рефератов, докладов, научно-исследовательская работа). Процесс усвоения знания во многом зависит от уровня первичной осведомленности. Психолого-педагогические знания известны каждому по его повседневному опыту и по тем знаниям, которые сложились в процессе изучения других общественных дисциплин. Поэтому изучение данного курса предполагает опору на имеющиеся знания и взаимосвязь с такими дисциплинами, как история, философия, социология, культурология. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПО КУРСУ В ЦЕЛОМ 1. Годфруа Ж. Что такое психология? В 2-х томах. - М., 1996. 2. Общая психология./ Cост. Е.И. Рогов. - М., 1995. 3. Общая психология. /Под ред. А.В. Петровского. - М., 1996. 4. Психологический словарь. / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Ме-щерякова. - М., 1998. 5. Психология и педагогика./ Cост. и отв. ред. А.А. Радугин. - М., 1996. 6. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов-на-Дону, 1996. 7. Харламов И.Ф. Педагогика. - М., 1997. ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕРоль психолого-педагогической подготовки в деятельности современного специалиста. История развития психолого-педагогических знаний. Предмет психологии. Общее понятие о психике и ее развитии. Сознание и бессознательное в структуре психики. Физиологические основы и классификация психических явлений. Структура современной психологии. Предмет педагогики. Отрасли педагогической науки. Базовые категории педагогики. Методы исследования в педагогике и психологии. ЛИТЕРАТУРА
3. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. Введение в психологию активности. - М.,1989. 4. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1982. 5. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М., 1981. 6. Петровский А.В. История советской психологии. - М., 1967. 7. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии: Хрестоматия с комментариями по курсу "Введение в психологию." - М., 1997. 8. Хомская Е.Д. О методологических проблемах современной психологии //Вопросы психологии, 1997. - № 3. 9. Юнг К.Г. Психология бессознательного. - М., 1997. 10. Юнг К.Г. Сознание и бессознательное. - М., 1997. 11. Ярошевский М.Г. Психология в 20-м столетии. - М., 1974. 12. Ярошевский М.Г. История психологии. - М., 1985. ТЕМА 2. ПОНЯТИЕ О ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ЗНАНИЙ Понятие о личности в психологии. Современные теории личности. Психологическая структура личности. Формирование и развитие личности. Понятие о личности в педагогике. Личность как предмет воспитания. Всесторонне и гармонично развитая личность - идеал современной педагогики. Средства и методы педагогического воздействия на личность. ЛИТЕРАТУРА
8. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1982. 9. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектив- ности.- Ростов-на-Дону, 1996. 11. Практическая психология для преподавателей. - М., 1997. 12. Рувинский Л.И. Самовоспитание личности. - М., 1984. 13. Толстых А. Возрасты жизни. - М., 1988. 14. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - СПб., 1997. 15. Ярошевский М.Г. История психологии. - М., 1985. ТЕМА 3. ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ Понятие о способностях. Виды способностей. Структура способностей. Взаимосвязь задатков и способностей. Развитие способностей у человека. Понятие о темпераменте. Типы темпераментов и их психологическая характеристика. Физиологические основы темперамента. Темперамент и личность. Влияние темперамента на индивидуальный стиль деятельности. Развитие темперамента. Общее представление о характере. Структура характера. Типология характера. Личность и характер. Формирование и развитие характера. ЛИТЕРАТУРА
7. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. - М.,1996. ТЕМА 4. ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ Представление об эмоциональной сфере личности. Эмоции и чувства: общее и различное в понятиях. Виды эмоций и чувств и их значение в жизни человека. Эмоциональные состояния личности: настроение, аффект, стресс, фрустрация. Развитие эмоциональной сферы человека. Воля и ее основные признаки. Структура воли. Значение воли в жизни человека. Волевые качества личности. Развитие воли у человека. ЛИТЕРАТУРА
М., 1984.
ТЕМА 5. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И МОТИВАЦИЯПонятие о деятельности в психологии. Структура деятельности. Мотивация деятельности. Общее строение мотивационной сферы. Направленность, потребности, цели, интересы, идеалы. Мотивация и личность. Основные виды деятельности: игра, учение, труд. Их строение и особенности. ЛИТЕРАТУРА
5. Лук А.Н. Мышление и творчество. - М., 1976. 6. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. - М.,1996 7. Чирков В.И. Самодетерминация и внутренняя мотивация поведения человека // Вопросы психологии, 1996 - № 3. ТЕМА 6. ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИОбщее представление о познавательной сфере личности. Понятие о познавательных процессах, их месте и роли в психике человека. Целостность и взаимосвязь психических процессов. Понятие, виды, свойства ощущений. Закономерности ощущений. Понятие, виды, свойства восприятия. Взаимосвязь ощущений и восприятий. Понятие о памяти. Функции, свойства и виды памяти. Мнеми-ческие процессы и процесс переработки информации. Индивидуальные различия памяти у людей. Приемы развития памяти. Понятие о мышлении. Виды и свойства мышления. Основные категории мышления. Индивидуальные особенности мыслительной деятельности. Развитие творческого мышления у человека. Мышление и речь. Понятие о воображении, его функциях и видах. Воображение и творчество. Приемы творческого воображения. Развитие воображения у человека. Понятие о внимании, его функциях и видах. Свойства внимания. Особенности внимания, как психического процесса. Индивидуальные особенности внимания. Развитие внимания у человека. ЛИТЕРАТУРА
11. Лук А.Н. Мышление и творчество. - М., 1976. 12. Слобин Д., Грин Дж. Психолингвистика. - М., 1976. 13. Тихомиров О.К. Психология мышления. - М., 1988. 14. Фейгенберг И.М. Видеть - предвидеть – действовать: Психологические этюды. - М., 1986. 15. Хоффман И. Активная память: экспериментальные исследования и теории человеческой памяти. - М., 1986. 16. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления./ Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и др. - М., 1981. ТЕМА 7. ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ Общее понятие о группе. Классификация групп. Структура группы. Динамика группы. Групповая деятельность, ее закономерности. Эффективность групповой деятельности. Проблема коллектива в психологии. Психологическая сущность, основные признаки коллектива и условия его развития. Межличностные отношения в группах и коллективах. Классификация отношений. Руководство и лидерство в группе. Социально-психологический климат группы. Методы изучения межличностных отношений в группе. Понятие об общении. Общение как коммуникация, интеракция и социальная перцепция. Виды общения. Роль общения в психическом развитии человека. Техника и приемы общения. Тренинг общения. Конфликты и их природа. Типология конфликтов. Причины, динамика и разрешение конфликтов. Стили поведения в конфликте. Приобретение опыта тактичного поведения. ЛИТЕРАТУРА
ТЕМА 8. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ Социальная среда, ее воспитательные и образовательные функции. Понятие о социализации. Влияние общественного и семейного воспитания на формирование личности. Роль социального окружения в воспитании. Понятие о самовоспитании и саморазвитии личности. Воспитательная система школы. Современные психологические теории обучения и воспитания. Проблемное и программированное обучение. Дифференциация и интеграция обучения. Преподавание как творческий процесс ( на опыте педагогов-новаторов). ЛИТЕРАТУРА
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА "ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА"
Разгоняева Екатерина Васильевна ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКАПрограмма курса для студентов технического вуза Подписано в печать Формат 60 х 84 1/16 Усл.п.л. 0,75 . Уч.- изд.л.0,69. Печать - множительно-копировальный аппарат «RISO TR 1510». Тираж 50 экз. Заказ 99-5 Издательство Алтайского государственного технического университета им. И.И. Ползунова, 656099, г. Барнаул, пр. Ленина, 46 Оригинал-макет подготовлен ВЦ БТИ АлтГТУ им. И.И. Ползунова Отпечатано на ВЦ БТИ АлтГТУ им. И.И. Ползунова 659305 г. Бийск, ул. Трофимова, 29. |
Рабочая программа учебной дисциплины психология и педагогика для специальности Программа дисциплины разработана для студентов технического вуза, в чью профессиональную деятельность Психология и Педагогика войдут... | Рабочая программа учебной дисциплины Программа дисциплины разработана для студентов технического вуза, в чью профессиональную деятельность Психология и Педагогика войдут... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа дисциплины разработана для студентов технического вуза, в чью профессиональную деятельность Психология и Педагогика войдут... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа дисциплины разработана для студентов технического вуза, в чью профессиональную деятельность Психология и Педагогика войдут... | ||
Учебно-методический комплекс Курс по выбору “Психология религии” предназначен для подготовки студентов факультета "Педагогика и психология", обучающихся по специальности... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методическое пособие для выполнения контрольной работы по курсу «Психология и педагогика» составлено старшим преподавателем Л. В.... | ||
Методические указания по курсу «Психология и педагогика» Тема 9: развитие и социализация Методические указания предназначены для студентов всех факультетов при изучении курса «Психология и педагогика» | Рабочая программа дисциплины «Педагогика и психология» Содержание: умк по дисциплине «Педагогика и психология» для студентов направления подготовки 01. 03. 01 «Математика», общий профиль,... | ||
Рабочая программа дисциплины «Педагогика и психология» Содержание: умк по дисциплине «Педагогика и психология» для студентов направления подготовки 06. 03. 01 «Биология», общий профиль,... | Пояснительная записка программа курса «Научная организация труда студентов» Специальная дошкольная педагогика и психология со специализацией Семейная коррекционная педагогика | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методические рекомендации представляют собой основу современного изучения дисциплины «Психология и педагогика» для студентов медицинского... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учебно-методический комплекс предназначен для студентов специальности 030900 «Дошкольная педагогика и психология» педагогического... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методические рекомендации представляют собой основу современного изучения дисциплины «Психология и педагогика» для студентов медицинского... | С древнейших времен до XVIII века Хрестоматия по истории России предназначена для студентов первого курса всех форм обучения и всех специальностей технического вуза... | ||
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности... «050703 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология» | Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 13, Дпп. Ф. 13, Дс.... «050703 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология» |