Психология и педагогика программа курса для студентов технического вуза





Скачать 137.69 Kb.
НазваниеПсихология и педагогика программа курса для студентов технического вуза
Дата публикации11.04.2015
Размер137.69 Kb.
ТипПрограмма курса
100-bal.ru > Психология > Программа курса


Министерство общего и профессионального образования РФ

Алтайский государственный технический университет


им. И.И. Ползунова

Бийский технологический институт

Е.В. Разгоняева


ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА
Программа курса для студентов технического вуза


Барнаул 1999




УДК 15



Е.В. Разгоняева. Психология и педагогика: Программа курса для студентов технического вуза. – Алт. гос. техн. ун-т им. И.И. Ползунова, БТИ. – Бийск: Изд-во Алт. гос. техн. ун-та. – 1999 г. – 12 с.
Программа курса «Психология и педагогика» представляет собой авторскую разработку и рекомендуется для использования студентами всех специальностей технического вуза. Программа разработана в соответствии с « Государственными требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки высшей школы по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины».

Рассмотрено и одобрено

на заседании кафедры

гуманитарных наук.

Протокол № 16 от 18.05.98 г.
Рецензент: к пс. наук, доцент ИПК НГУ

Первушина О.М.

В настоящее время учебная дисциплина "Психология и педагогика" является составной частью профессиональной подготовки любого специалиста. В современном обществе все сферы общественно-полезной деятельности связаны с взаимодействием человека с человеком, поэтому нарастает значимость психолого-педагогических знаний. Сегодня профессиональный успех во многом определяется не только знаниями в области деятельности, но и психолого-педагогической компетентностью. Важной особенностью такой компетентности является не просто глубина и широта теоретических знаний, но и возможность их практического применения.

Данная программа разработана в соответствии с "Государственными требованиями (Федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки высшей школы по циклу "Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины." Основной целью курса является психолого-педагогическая подготовка студентов технического вуза. Достижение цели реализуется через решение следующих задач:

  • дать студентам сведения о природе психики, основных психических функциях и их физиологических механизмах, соотношении природных и социальных факторов в становлении психики;

  • выработать представление о сущности сознания, его взаимоотношении с бессознательным, роли сознания и самосознания в поведении, общении, деятельности людей и формировании личности;

  • познакомить с закономерностями психической деятельности отдельного человека и группы людей, методах изучения личности и социальной общности;

  • формировать умение использовать полученные знания на практике;

  • воспитывать адекватное представление о собственной психической деятельности;

  • познакомить с формами, средствами и методами педагогической деятельности;

  • выработать элементарные навыки педагогической деятельности.

Сложность построения курса обусловлена необходимостью в короткий период времени дать логически стройное представление о психологической и педагогической области знания, решая при этом практические задачи. В связи с этим курс предусматривает не только аудиторные занятия (лекции, семинары), но и самостоятельную работу студентов (написание рефератов, докладов, научно-исследовательская

работа).

Процесс усвоения знания во многом зависит от уровня первичной осведомленности. Психолого-педагогические знания известны каждому по его повседневному опыту и по тем знаниям, которые сложились в процессе изучения других общественных дисциплин. Поэтому изучение данного курса предполагает опору на имеющиеся знания и взаимосвязь с такими дисциплинами, как история, философия, социология, культурология.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПО КУРСУ В ЦЕЛОМ
1. Годфруа Ж. Что такое психология? В 2-х томах. - М., 1996.

2. Общая психология./ Cост. Е.И. Рогов. - М., 1995.

3. Общая психология. /Под ред. А.В. Петровского. - М., 1996.

4. Психологический словарь. / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Ме-щерякова. - М., 1998.

5. Психология и педагогика./ Cост. и отв. ред. А.А. Радугин. - М., 1996.

6. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов-на-Дону, 1996.

7. Харламов И.Ф. Педагогика. - М., 1997.


ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ



Роль психолого-педагогической подготовки в деятельности современного специалиста.

История развития психолого-педагогических знаний.

Предмет психологии. Общее понятие о психике и ее развитии. Сознание и бессознательное в структуре психики. Физиологические основы и классификация психических явлений. Структура современной психологии.

Предмет педагогики. Отрасли педагогической науки. Базовые категории педагогики.

Методы исследования в педагогике и психологии.

ЛИТЕРАТУРА





  1. Анастази А. Психологическое тестирование. В 2-х кн. М., 1982.

  2. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. - СПб., 1997.

3. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. Введение в психологию активности. - М.,1989.

4. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1982.

5. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М., 1981.

6. Петровский А.В. История советской психологии. - М., 1967.

7. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии: Хрестоматия с комментариями по курсу "Введение в психологию." - М., 1997.

8. Хомская Е.Д. О методологических проблемах современной психологии //Вопросы психологии, 1997. - № 3.

9. Юнг К.Г. Психология бессознательного. - М., 1997.

10. Юнг К.Г. Сознание и бессознательное. - М., 1997.

11. Ярошевский М.Г. Психология в 20-м столетии. - М., 1974.

12. Ярошевский М.Г. История психологии. - М., 1985.

ТЕМА 2. ПОНЯТИЕ О ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ЗНАНИЙ
Понятие о личности в психологии. Современные теории личности. Психологическая структура личности. Формирование и развитие личности.

Понятие о личности в педагогике. Личность как предмет воспитания. Всесторонне и гармонично развитая личность - идеал современной педагогики. Средства и методы педагогического воздействия на личность.

ЛИТЕРАТУРА





  1. Абульханова - Славская К.А. Деятельность и психология личности. - М., 1980.

  2. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. - М.,1976.

  3. Батуев А.С., Соколова Л.В. О соотношении биологического и социального в природе человека// Вопросы психологии, 1994 - № 1.

  4. Бернс Р.В. Я-концепция и воспитание. - М., 1996

  5. Кон И.С. Открытие “я”. - М., 1978.

  6. Коссов Б.Б. Личность: актуальные проблемы системного подхода// Вопросы психологии, 1997 - № 6

  7. Курс практической психологии, или как научиться работать и добиваться успеха/ Сост. Р.Р.Кашапов. - Ижевск, 1996.

8. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1982.

9. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектив-

ности.- Ростов-на-Дону, 1996.

11. Практическая психология для преподавателей. - М., 1997.

12. Рувинский Л.И. Самовоспитание личности. - М., 1984.

13. Толстых А. Возрасты жизни. - М., 1988.

14. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - СПб., 1997.

15. Ярошевский М.Г. История психологии. - М., 1985.

ТЕМА 3. ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ
Понятие о способностях. Виды способностей. Структура способностей. Взаимосвязь задатков и способностей. Развитие способностей у человека.

Понятие о темпераменте. Типы темпераментов и их психологическая характеристика. Физиологические основы темперамента. Темперамент и личность. Влияние темперамента на индивидуальный стиль деятельности. Развитие темперамента.

Общее представление о характере. Структура характера. Типология характера. Личность и характер. Формирование и развитие характера.

ЛИТЕРАТУРА





  1. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. - СПб., 1997.

  2. Делакур Ж.Б. Большой словарь характеров. - Ростов-на-Дону, 1992

  3. Дьяченко О.М. Проблема развития способностей: до и после Л.С.Выготского// Вопросы психологии, 1996 - № 5.

  4. Лук А.Н. Мышление и творчество. - М., 1976.

  5. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. - М., 1986.

  6. Пекелис В. Твои возможности, человек! - М., 1984.

7. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. - М.,1996.
ТЕМА 4. ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ
Представление об эмоциональной сфере личности. Эмоции и чувства: общее и различное в понятиях. Виды эмоций и чувств и их значение в жизни человека. Эмоциональные состояния личности: настроение, аффект, стресс, фрустрация. Развитие эмоциональной сферы человека.

Воля и ее основные признаки. Структура воли. Значение воли в жизни человека. Волевые качества личности. Развитие воли у человека.

ЛИТЕРАТУРА





  1. Василюк Ф.Е. Психология переживания. - М., 1984.

  2. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явления, - М., 1976.

  3. Грановская Р.М. Элементы практической психологии - СПб., 1997.

  4. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. - М., 1977.

  5. Лук А.Н. Эмоции и личность. - М., 1982.

  6. Никифоров А.С. Эмоции в нашей жизни. - М., 1974.

  7. Психология эмоций. Тексты / Под ред. В.К. Вилюнаса и др. –

М., 1984.

  1. Рувинский Л.И. Самовоспитание личности. - М., 1984.


ТЕМА 5. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И МОТИВАЦИЯ



Понятие о деятельности в психологии. Структура деятельности. Мотивация деятельности. Общее строение мотивационной сферы. Направленность, потребности, цели, интересы, идеалы. Мотивация и личность.

Основные виды деятельности: игра, учение, труд. Их строение и особенности.

ЛИТЕРАТУРА





  1. Абульханова - Славская К.А. Деятельность и психология личности. - М., 1980.

  2. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. - М.,1976.

  3. Курс практической психологии, или как научиться работать и добиваться успеха/ Сост. Р.Р.Кашапов. - Ижевск, 1996

  4. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1982.

5. Лук А.Н. Мышление и творчество. - М., 1976.

6. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. - М.,1996

7. Чирков В.И. Самодетерминация и внутренняя мотивация поведения человека // Вопросы психологии, 1996 - № 3.


ТЕМА 6. ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ



Общее представление о познавательной сфере личности. Понятие о познавательных процессах, их месте и роли в психике человека. Целостность и взаимосвязь психических процессов.

Понятие, виды, свойства ощущений. Закономерности ощущений.

Понятие, виды, свойства восприятия. Взаимосвязь ощущений и восприятий.

Понятие о памяти. Функции, свойства и виды памяти. Мнеми-ческие процессы и процесс переработки информации. Индивидуальные различия памяти у людей. Приемы развития памяти.

Понятие о мышлении. Виды и свойства мышления. Основные категории мышления. Индивидуальные особенности мыслительной деятельности. Развитие творческого мышления у человека. Мышление и речь.

Понятие о воображении, его функциях и видах. Воображение и творчество. Приемы творческого воображения. Развитие воображения у человека.

Понятие о внимании, его функциях и видах. Свойства внимания. Особенности внимания, как психического процесса. Индивидуальные особенности внимания. Развитие внимания у человека.
ЛИТЕРАТУРА


  1. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. - М., 1980.

  2. Баррет С. Тайны мозга. Как развивать свои умственные способности. - СПб., 1997.

  3. Видинеев Н.В. Природа интеллектуальных способностей человека. - М., 1989.

  4. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. - СПб., 1997.

  5. Жданов Д. У истоков мышления. - М., 1969.

  6. Казаков В.Г., Кондратьева Л.Л. Психология. - М., 1989.

  7. Коул М., Скибнер С. Культура и мышление. Психологический очерк. - М., 1977.

  8. Крутецкий В.А. Психология. - М., 1980.

  9. Лезер Ф. Тренировка памяти. - М., 1979.

  10. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975.

11. Лук А.Н. Мышление и творчество. - М., 1976.

12. Слобин Д., Грин Дж. Психолингвистика. - М., 1976.

13. Тихомиров О.К. Психология мышления. - М., 1988.

14. Фейгенберг И.М. Видеть - предвидеть – действовать: Психологические этюды. - М., 1986.

15. Хоффман И. Активная память: экспериментальные исследования и теории человеческой памяти. - М., 1986.

16. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления./ Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и др. - М., 1981.

ТЕМА 7. ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Общее понятие о группе. Классификация групп. Структура группы. Динамика группы. Групповая деятельность, ее закономерности. Эффективность групповой деятельности.

Проблема коллектива в психологии. Психологическая сущность, основные признаки коллектива и условия его развития.

Межличностные отношения в группах и коллективах. Классификация отношений. Руководство и лидерство в группе. Социально-психологический климат группы. Методы изучения межличностных отношений в группе.

Понятие об общении. Общение как коммуникация, интеракция и социальная перцепция. Виды общения. Роль общения в психическом развитии человека. Техника и приемы общения. Тренинг общения.

Конфликты и их природа. Типология конфликтов. Причины, динамика и разрешение конфликтов. Стили поведения в конфликте. Приобретение опыта тактичного поведения.
ЛИТЕРАТУРА


  1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 1996.

  2. Бойко В.В. и др. Социально-психологический климат коллектива и личность. - М., 1983.

  3. Войскунский А.Е. Я говорю, мы говорим... Очерки о человеческом общении. - М., 1982.

  4. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. - СПб.,1997.

  5. Добрович А.Д. Общение: наука и искусство. - М., 1996.

  6. Донцов А.И. Психология коллектива. - М., 1984.

  7. Курбатов В.И. Стратегия делового успеха. - Ростов-на-Дону, 1996.

  8. Ликсон Ч. Конфликт. - СПб., 1997.

  9. Ночевник М.Н. Человеческое общение. - М., 1988.

  10. Мелибруда Е. Я-ты-мы. Психологические возможности улучшения общения. - М., 1986.

  11. Михеев В.Социально-психологические аспекты управления. Стиль и метод работы руководителя. - М., 1975.

  12. Майерс Д. Социальная психология. - СПб., 1997.

  13. Психология личности и малых групп. - Л., 1977.

  14. Практическая психология для преподавателей. - М., 1997.

  15. Регуляция социально-психологического климата трудового коллектива/ Под ред. Б.Д. Парыгина. - М., 1986.

  16. Руденский Е.В. Основы психотехнологии общения менеджера. - Новосибирск, 1997.

  17. Современная зарубежная социальная психология. Тексты./ Под ред. Г.М. Андреевой и др. - М., 1984.

  18. Социальная психология. Краткий очерк/ Под ред. Г.П. Предвечного и др. - М., 1975.

  19. Тихомиров О.К. Психология мышления. - М., 1984.

  20. Фишер Р., Эртель Д. Подготовка к переговорам. - М., 1996.

  21. Хрестоматия по социальной психологии. - М., 1995.

  22. Шуванов В.И. Социальная психология менеджмента. - М., 1997.



ТЕМА 8. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ

И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Социальная среда, ее воспитательные и образовательные функции.

Понятие о социализации. Влияние общественного и семейного воспитания на формирование личности. Роль социального окружения в воспитании. Понятие о самовоспитании и саморазвитии личности. Воспитательная система школы. Современные психологические теории обучения и воспитания. Проблемное и программированное обучение. Дифференциация и интеграция обучения. Преподавание как творческий процесс ( на опыте педагогов-новаторов).

ЛИТЕРАТУРА


  1. Безрукова В.С. Педагогика. - М., 1996.

  2. Инновационные процессы в педагогической практике и образовании.- Барнаул -Томск, 1997.

  3. Лаврентьева Н.Б. Практикум по педагогике. - Барнаул, 1996.


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА

"ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА"




Наименование темы

К-во Лекции Семи-

часов нары






3.
4.
5.

6.

7.

8.


Введение

Понятие о личности в психолого-педагогической системе знаний

Индивидуально-психологические

Особенности личности

Эмоционально-волевая сфера личности

Деятельность и мотивация

Познавательная сфера личности

Основы социальной психологии

Социально-педагогические и психологические основы организации воспитательной и образовательной среды


2 2 4

2 2 4

2 6 8
2 2

2 2 4

2 10 12

4 10 14

4 4





Итого:

18 34 52



Разгоняева Екатерина Васильевна

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА




Программа курса для студентов технического вуза

Подписано в печать Формат 60 х 84 1/16

Усл.п.л. 0,75 . Уч.- изд.л.0,69.

Печать - множительно-копировальный аппарат

«RISO TR 1510».


Тираж 50 экз. Заказ 99-5

Издательство Алтайского государственного

технического университета им. И.И. Ползунова,

656099, г. Барнаул, пр. Ленина, 46
Оригинал-макет подготовлен ВЦ БТИ АлтГТУ

им. И.И. Ползунова

Отпечатано на ВЦ БТИ АлтГТУ

им. И.И. Ползунова

659305 г. Бийск, ул. Трофимова, 29.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Психология и педагогика программа курса для студентов технического вуза iconРабочая программа учебной дисциплины психология и педагогика для специальности
Программа дисциплины разработана для студентов технического вуза, в чью профессиональную деятельность Психология и Педагогика войдут...
Психология и педагогика программа курса для студентов технического вуза iconРабочая программа учебной дисциплины
Программа дисциплины разработана для студентов технического вуза, в чью профессиональную деятельность Психология и Педагогика войдут...
Психология и педагогика программа курса для студентов технического вуза iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа дисциплины разработана для студентов технического вуза, в чью профессиональную деятельность Психология и Педагогика войдут...
Психология и педагогика программа курса для студентов технического вуза iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа дисциплины разработана для студентов технического вуза, в чью профессиональную деятельность Психология и Педагогика войдут...
Психология и педагогика программа курса для студентов технического вуза iconУчебно-методический комплекс
Курс по выбору “Психология религии” предназначен для подготовки студентов факультета "Педагогика и психология", обучающихся по специальности...
Психология и педагогика программа курса для студентов технического вуза iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методическое пособие для выполнения контрольной работы по курсу «Психология и педагогика» составлено старшим преподавателем Л. В....
Психология и педагогика программа курса для студентов технического вуза iconМетодические указания по курсу «Психология и педагогика» Тема 9: развитие и социализация
Методические указания предназначены для студентов всех факультетов при изучении курса «Психология и педагогика»
Психология и педагогика программа курса для студентов технического вуза iconРабочая программа дисциплины «Педагогика и психология»
Содержание: умк по дисциплине «Педагогика и психология» для студентов направления подготовки 01. 03. 01 «Математика», общий профиль,...
Психология и педагогика программа курса для студентов технического вуза iconРабочая программа дисциплины «Педагогика и психология»
Содержание: умк по дисциплине «Педагогика и психология» для студентов направления подготовки 06. 03. 01 «Биология», общий профиль,...
Психология и педагогика программа курса для студентов технического вуза iconПояснительная записка программа курса «Научная организация труда студентов»
Специальная дошкольная педагогика и психология со специализацией Семейная коррекционная педагогика
Психология и педагогика программа курса для студентов технического вуза iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методические рекомендации представляют собой основу современного изучения дисциплины «Психология и педагогика» для студентов медицинского...
Психология и педагогика программа курса для студентов технического вуза iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов специальности 030900 «Дошкольная педагогика и психология» педагогического...
Психология и педагогика программа курса для студентов технического вуза iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методические рекомендации представляют собой основу современного изучения дисциплины «Психология и педагогика» для студентов медицинского...
Психология и педагогика программа курса для студентов технического вуза iconС древнейших времен до XVIII века
Хрестоматия по истории России предназначена для студентов первого курса всех форм обучения и всех специальностей технического вуза...
Психология и педагогика программа курса для студентов технического вуза iconОсновная образовательная программа подготовки специалиста по специальности...
«050703 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология»
Психология и педагогика программа курса для студентов технического вуза iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 13, Дпп. Ф. 13, Дс....
«050703 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск