Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 220.23 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации26.10.2013
Размер220.23 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Психология > Методические рекомендации
Дисциплина: «Психология и педагогика»

Методические рекомендации

Методические рекомендации представляют собой основу современного изучения дисциплины «Психология и педагогика» для студентов медицинского вуза специальности (060103) - педиатрия.

Содержание и объем в часах семинарских занятий.(24/48)

  1. В процессе работы на семинарских занятиях пользоваться учебно-методическим пособием для студентов медицинских вузов: «Практикум по психологии» Омск 2011г.

Психологические знания занимают важное место в структуре профессиональной подготовки студентов медицинских вузов. Взаимодействие с пациентами в процессе врачебной практики невозможно без знания закономерностей психического развития, возрастной динамики психических процессов, без учета индивидуальных особенностей детей. Будущий педиатр должен уметь самостоятельно анализировать и объяснять те явления, с которыми ежедневно будет встречаться врач в клинике.

3.1. Предмет и задачи психологии как науки.(2)

Вопросы для обсуждения на занятии:

  1. Выделите специфику предмета психологии, сравнив его с предметами анатомии, естествознания, физиологии и другими уже известными вам науками о человеке.

  2. Разграничить житейские и научные знания в психологии по параметрам: природа появления, предмет, задачи, законы, методы исследования, категории.

  3. Определить роль психологических знаний в профессиональной деятельности врача педиатра.

Методические рекомендации к занятию

Место психологии и педагогики в системе наук о человеке. Связь психологии и педагогики с другими отраслями научных знаний и их использование в профессиональной подготовке и деятельности специалиста педиатра. Закономерности развития психолого-педагогического знания. Особенности психолого-педагогического обеспечения основных направлений деятельности специалиста педиатра. Задачи современной психологии.

Обыденное и научное познание в психологии. Взаимосвязь основных понятий психологии и педагогики. Отрасли современной психологии. Характеристика основных психолого-педагогических знаний, умений, навыков, необходимых для формирования профессионально-значимых качеств личности, повышения уровня профессионально-психологической подготовленности специалиста педиатра.

Выделить предмет и задачи психологии; осознать взаимосвязь между отраслями психологии и разделами возрастной; овладеть смыслом понятия «детство».

Рекомендуемая литература:

1. Мирошниченко И.В. Общая психология. Конспект лекций А-Приор, 2007 [Электронный ресурс]. Режим доступа :// www.knigafund.ru/books/53201

2. Столяренко Л.Д. Психология. – СПб. : Лидер, 2008 .

3. Творогова Н. Д. Психология. Лекции [Текст] : учебное пособие для студентов мед. вузов. М: Медицинское информационное агентство, 2011.
3.2. Классификация методов исследования в психологии.(2)

Вопросы для обсуждения на занятии:

  1. Охарактеризовать методологические подходы современной психологии, ее принципы и методы исследования психики.

  2. Рассмотреть методы науки и выделить отличия методов психологии от методов естественных и гуманитарных наук, взаимосвязь методологии и методов психологии.

  3. Охарактеризовать методы психологии по следующей схеме: определение метода, его особенности и отличия от других методов психологии, достоинства и недостатки. Особенности применения методов психологии в медицинской практике (заполнение таблицы).

Методические рекомендации к занятию

Методология и методы психологических исследований. Основные категории и методы исследования в психологии и педагогике. Особенности применения методов психологии в профессиональной деятельности. Виды и характеристика основных методов изучения личности: наблюдение, анкетирование, беседа, эксперимент, тестирование, проективные техники.

Рекомендуемая литература:

1. Мирошниченко И.В. Общая психология. Конспект лекций А-Приор, 2007 [Электронный ресурс]. Режим доступа :// www.knigafund.ru/books/53201

2. Столяренко Л.Д. Психология. – СПб. : Лидер, 2008 .

3. Творогова Н. Д. Психология. Лекции [Текст] : учебное пособие для студентов мед. вузов. М: Медицинское информационное агентство, 2011.


    1. Понятие о психике. Возникновение и развитие психики в процессе эволюции. (2)

Вопросы для обсуждения на занятии:

  1. Определить современное понимание психики, дать определение психическим процессам, психическим состояниям и психическим свойствам.

  2. Сравнить психику человека и животных.

  3. Объяснить соотношение сознания и неосознаваемого в психике человека. В чем специфика психики человека?

Методические рекомендации к занятию

Развитие психики человека и животных Сознание человека. Основные формы проявления психики и их взаимосвязь. Психические явления: процессы, свойства, состояния. Особенности психического отражения. Психика и сознание. Свойства и функции сознания. Самосознание.

На основе выделенных особенностей психики и поведения животных определите основные отличия от них психики человека.

Рекомендуемая литература:

1. Мирошниченко И.В. Общая психология. Конспект лекций А-Приор, 2007 [Электронный ресурс]. Режим доступа :// www.knigafund.ru/books/53201

2. Столяренко Л.Д. Психология. – СПб. : Лидер, 2008 .

3. Творогова Н. Д. Психология. Лекции [Текст] : учебное пособие для студентов мед. вузов. М: Медицинское информационное агентство, 2011.

    1. Основные направления в психологии.(4)

Вопросы для обсуждения на занятии:

  1. Раскрыть основные современные школы в психологии

  2. Охарактеризовать поведенческое направление в психологии

  3. Дать характеристику гуманистическому (экзистенциальному) направлению в психологии

  4. Основные достижения современной отечественной психологии

Методические рекомендации к занятию:

Психоанализ З. Фрейда, индивидуальная психология А. Адлера, теория базальной тревоги К. Хорни.

Поведенческое направление в психологии: бихевиоризм Дж. Уотсона, теория оперантного научения Б. Скиннера, необихевиоризм Э. Толмена.

Гуманистическое (экзистенциальное) направление в психологии: теория самоактуализации А. Маслоу, феноменологическая теория К. Роджерса.

Гештальтпсихология. Основные достижения современной отечественной психологии. Деятельностный подход.

Рекомендуемая литература:

1. Мирошниченко И.В. Общая психология. Конспект лекций А-Приор, 2007 [Электронный ресурс]. Режим доступа :// www.knigafund.ru/books/53201

2. Столяренко Л.Д. Психология. – СПб. : Лидер, 2008 .

3. Творогова Н. Д. Психология. Лекции [Текст] : учебное пособие для студентов мед. вузов. М: Медицинское информационное агентство, 2011.
3.5. Познавательные психические процессы: ощущение и восприятие.(2)

Вопросы для обсуждения на занятии:

  1. Выявить отличия и взаимосвязь простых форм отражения действительности: ощущений и восприятия

  2. Определить, почему ощущение и восприятие называются сенсорно-перцептивными процессами. Функции сенсорно-перцептивных процессов.

  3. Рассмотреть особенности и виды ощущений как отражения действительности в ее отдельных свойствах, а восприятия как целостного образа категориальность, избирательность, структурность.

  4. Концепции исследования ощущения и восприятия.

Методические рекомендации к занятию:

Сенсорно-перцептивные процессы. Ощущение. Виды и свойства ощущений. Понятие чувствительности. Абсолютный и относительный пороги чувствительности. Адаптация, сенсибилизация, синестезия, модальность, пороги ощущений. Измерение ощущений. Основной психофизический закон. Характеристика восприятия и его особенности. Перцепция и апперцепция. Целостность, константность, предметность, категориальность, избирательность, структурность восприятия. Обратить внимание на отличие свойств, у ощущения это модальность, чувствительность и пороги чувствительности, адаптация, сенсибилизация, синестезия, а у восприятия - целостность, константность, предметность. Восприятие времени, движения, пространства. Методики исследования ощущения, восприятия. Значение ощущения и восприятия в профессиональной деятельности.

Рекомендуемая литература:

1. Мирошниченко И.В. Общая психология. Конспект лекций А-Приор, 2007 [Электронный ресурс]. Режим доступа :// www.knigafund.ru/books/53201

2. Столяренко Л.Д. Психология. – СПб. : Лидер, 2008 .

3. Творогова Н. Д. Психология. Лекции [Текст] : учебное пособие для студентов мед. вузов. М: Медицинское информационное агентство, 2011.
3.6. Познавательные психические процессы: внимание, память.(3)

Вопросы для обсуждения на занятии:

  1. Охарактеризовать виды памяти и определите условия их развития.

  2. Раскрыть содержание механизмов и закономерностей функционирования процессов запоминания, сохранения, воспроизведения и забывания информации.

  3. Дать определение понятию «внимание». Охарактеризовать виды внимания.

  4. Охарактеризовать свойства внимания: устойчивость, концентрацию, распределение, переключение, объем.

Методические рекомендации к занятию:

Память, ее социально-историческая природа, ее виды, типы, качества. Процессы памяти. Запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание информации. Теории, механизмы и законы памяти. Формирование и развитие памяти. Индивидуальные различия памяти. Мнемотехнические приемы. Внимание. Виды, свойства и функции внимания. Условия, поддерживающие произвольное и непроизвольное внимание. Развитие внимания. Методики изучения памяти, внимания. Значение памяти и внимания в профессиональной деятельности.

Рекомендуемая литература:

1. Мирошниченко И.В. Общая психология. Конспект лекций А-Приор, 2007 [Электронный ресурс]. Режим доступа :// www.knigafund.ru/books/53201

2. Столяренко Л.Д. Психология. – СПб. : Лидер, 2008 .

3. Творогова Н. Д. Психология. Лекции [Текст] : учебное пособие для студентов мед. вузов. М: Медицинское информационное агентство, 2011.


    1. Мышление и речь.(3)

Вопросы для обсуждения на занятии:

  1. Дать определение понятию «мышление» и охарактеризовать виды мышления.

  2. Охарактеризовать индивидуальные особенности мышления: широта и глубина ума, последовательность, гибкость, самостоятельность и критичность.

  3. Определить сущность речи, ее значение в жизни человека, обратившись к ее функциям. При этом выясните различия в понимании речи и языка.

  4. Охарактеризовать взаимосвязь мышления и речи.

Методические рекомендации к занятию:

Природа и виды мышления (наглядно-действенное, наглядно-образное и понятийное; теоретическое и эмпирическое, конвергентное и дивергентное). Мыслительные операции как основные механизмы мышления. Мышление как решение задач. Гипотеза об анализе через синтез как основном механизме мышления. Мышление и речь. Развития мышления. Логические формы мышления. Индивидуальные особенности мышления. Понятие клинического мышления. Методики изучения мышления. Значение развития мышления в профессиональной деятельности.

Рекомендуемая литература:

1. Мирошниченко И.В. Общая психология. Конспект лекций А-Приор, 2007 [Электронный ресурс]. Режим доступа :// www.knigafund.ru/books/53201

2. Столяренко Л.Д. Психология. – СПб. : Лидер, 2008 .

3. Творогова Н. Д. Психология. Лекции [Текст] : учебное пособие для студентов мед. вузов. М: Медицинское информационное агентство, 2011.


    1. Эмоционально-волевая сфера личности.(4)

Вопросы для обсуждения на занятии:

  1. Определить психологическую природу эмоций, обратив внимание на их зависимость от потребностей.

  2. Различия в понятиях «эмоции» и «чувства» личности.

  3. Виды и характеристики чувств.

  4. Эмоционально-волевая регуляция и её значение в профессиональной деятельности специалиста медико - профилактического профиля.

Методические рекомендации к занятию:

Эмоционально-волевая сфера личности. Психофизиологическая природа эмоций и воли. Виды и функции эмоций и чувств, особенности проявления.

Определение эмоций. Функции эмоций. Формы переживания эмоций. Эмоции и чувства. Виды чувств. Устойчивость, предметность, полярность (амбивалетность) как важнейшие содержательно-динамические характеристики чувств. Понятие о воле, волевом усилии, волевом действии и волевой регуляции поведения (саморегуляции). Функции воли. Структура и механизмы волевого действия. Волевые качества личности: целеустремленность, решительность, настойчивость, самообладание, дисциплинированность, самостоятельность, ответственность и др. Патология воли. Характеристика воли и требования к волевым качествам специалиста педиатра, условия их развития. Особенности регуляции эмоционально-волевой сферы личности.

Рекомендуемая литература:

1. Мирошниченко И.В. Общая психология. Конспект лекций А-Приор, 2007 [Электронный ресурс]. Режим доступа :// www.knigafund.ru/books/53201

2. Столяренко Л.Д. Психология. – СПб. : Лидер, 2008 .

3. Творогова Н. Д. Психология. Лекции [Текст] : учебное пособие для студентов мед. вузов. М: Медицинское информационное агентство, 2011.


    1. Личность, индивид, индивидуальность, субъект. Структура личности в отечественной психологии. (4)

Вопросы для обсуждения на занятии:

  1. Определить биологическое и социальное в личности человека. Охарактеризовать границы понятия «личность».

  2. Рассмотреть подходы отечественных ученых к изучению личности (Б. Г. Ананьев, В.Н. Мясищев, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн.).

  3. Самооценка, уровень притязаний в формировании личности.

  4. Личностные особенности специалиста педиатра.

Методические рекомендации к занятию

Выделить различные теории психического развития; получить представление о биогенетической и социогенетической концепциях. Понятие личности в психологии как социального качества индивида, приобретенного им в труде и общении. Соотношение биологического и социального в личности. Факторы, обусловливающие ее формирование. Социализация личности и ее институты.

Психологическая структура личности как совокупность социально и природно обусловленных признаков, определенным образом организованных, взаимодействующих и взаимовлияющих. Ценностные ориентации, мотивы, направленность как основная характеристика личности и влияние ее компонентов на профессиональную деятельность. Личность как субъект и объект деятельности специалиста педиатра.

Рекомендуемая литература:

1. Мирошниченко И.В. Общая психология. Конспект лекций А-Приор, 2007 [Электронный ресурс]. Режим доступа :// www.knigafund.ru/books/53201

2. Столяренко Л.Д. Психология. – СПб. : Лидер, 2008 .

3. Творогова Н. Д. Психология. Лекции [Текст] : учебное пособие для студентов мед. вузов. М: Медицинское информационное агентство, 2011.

3.10. Темперамент, характер, способности.(2)

Вопросы для обсуждения на занятии:

  1. Определить место и значение темперамента в иерархии индивидуальных свойств. Выяснить его зависимость от конституции организма (морфологических, биохимических, физиологических свойств).

  2. Охарактеризовать основания деления характера людей на определенные типы.

  3. Охарактеризуйте понятие «способности».

  4. Характерологические особенности специалиста педиатрического факультета.

Методические рекомендации к занятию

Понятие о темпераменте. Физиологические основы темперамента. Тип высшей нервной деятельности и темперамент. Современные подходы к психологической характеристике типов темперамента. Типы темпераментов и их психологическая характеристика. Индивидуальный стиль деятельности.

Характер человека и его формирование. Характер и личность. Черты характера, состав и пути формирования. Взаимосвязь темперамента и характера, социальная обусловленность характера. Комплексность проявлений характера (актуализация волевых, эмоциональных и интеллектуальных процессов в чертах характера). Прогностическая функция характера. Акцентуации характера как результат усиления отдельных его черт. Характер и внешность человека. Выделить характерологические особенности специалиста педиатрического факультета.

Рекомендуемая литература:

1. Мирошниченко И.В. Общая психология. Конспект лекций А-Приор, 2007 [Электронный ресурс]. Режим доступа :// www.knigafund.ru/books/53201

2. Столяренко Л.Д. Психология. – СПб. : Лидер, 2008 .

3. Творогова Н. Д. Психология. Лекции [Текст] : учебное пособие для студентов мед. вузов. М: Медицинское информационное агентство, 2011.

3.11. Психология развития. Психические функции в онтогенезе. Психические функции в младенческом и раннем возрасте (2).

Вопросы для обсуждения на занятии:

    1. Раскрыть показатели кризиса новорожденности социальную ситуацию развития в младенческом возрасте.

    2. Кризис одного года, его причины и психологический смысл.

    3. Охарактеризовать социальную ситуацию развития ребёнка раннего детства, ведущую деятельность, сенсорное развитие, развитие речи, внимание, память, мышление, воображение, развитие эмоционально - волевой сферы ребенка раненного возраста (заполнение таблицы).

    4. Раскрыть симптомы кризиса трёх лет.

Методические рекомендации к занятию

Выделить роль деятельности в психическом развитии человека, раскрыть сущность понятий: ведущий вид деятельности, социальная ситуация развития, кризис, новообразования. Определить особенности психического развития ребенка в периоды младенчества и раннего детства, уметь выделять основные психологические новообразования этих периодов. Раскрыть сущность кризиса одного года, трёх лет и уметь выделять влияние кризиса на психическое развитие ребенка раннего возраста, сравнивать кризисы одного года и трех лет.

Обозначить содержание педагогического воздействия врача на ребёнка данного возраста исходя из его возрастных особенностей.

Рекомендуемая литература:

1. Мирошниченко И.В. Общая психология. Конспект лекций А-Приор, 2007 [Электронный ресурс]. Режим доступа :// www.knigafund.ru/books/53201

2. Столяренко Л.Д. Психология. – СПб. : Лидер, 2008 .

3. Творогова Н. Д. Психология. Лекции [Текст] : учебное пособие для студентов мед. вузов. М: Медицинское информационное агентство, 2011.
3.12. Развитие психических функций в период дошкольного детства (2)

Вопросы для обсуждения на занятии:

1. Рассмотреть особенности развития познавательной сферы ребенка дошкольного возраста

2. Охарактеризовать развитие личности в дошкольном возрасте: развитие Я-концепции, самооценки, особенности формирования нравственных чувств (гордость, стыд, чувство вины), эстетических чувств, познавательных интересов. Развитие вили и произвольности управления поведением.

3. Раскрыть особенности кризиса семи лет.

Методические рекомендации к занятию

Охарактеризовать психическое развитие ребенка дошкольного возраста, осознать роль игры в психическом развитии ребенка, научиться анализировать социальную ситуацию развития дошкольника. Охарактеризовать познавательную сферу ребенка дошкольного возраста, научиться различать этапы развития познавательных процессов, анализировать особенности развития речи дошкольника. Осознать особенности развития личности дошкольника, обратить внимание на возникновения самосознания в форме адекватной оценки собственных личностных качеств и развитие на этой основе других сторон личности, понять особенности эмоционально-волевой сферы и уметь применять полученные знания на практике.

Раскрыть сущность кризиса семи лет и показать его влияние на психическое развитие ребенка дошкольного возраста, получить представление об основных психологических новообразованиях психического развития в дошкольном возрасте.

Обозначить содержание педагогического воздействия врача на ребёнка данного возраста исходя из его возрастных особенностей.

Рекомендуемая литература:

1. Мирошниченко И.В. Общая психология. Конспект лекций А-Приор, 2007 [Электронный ресурс]. Режим доступа :// www.knigafund.ru/books/53201

2. Столяренко Л.Д. Психология. – СПб. : Лидер, 2008 .

3. Творогова Н. Д. Психология. Лекции [Текст] : учебное пособие для студентов мед. вузов. М: Медицинское информационное агентство, 2011.

3.13. Психические функции ребенка младшего школьного возраста (2).

Вопросы для обсуждения на занятии

1. Охарактеризуйте психологическую перестройку, связанную с началом обучения в школе, особенности учебной деятельности в младшем школьном возрасте. Причины дезадаптации в школе.

2. Развитие мотивов учения. Особенности познавательных процессов младшего школьника: мышления, внимания, памяти.

3. Проанализируйте развитие личности младшего школьника, основные психологические новообразования: рефлексия, анализ, планирование.

Методические рекомендации к занятию

Раскрыть сущность понятия психологической готовности к школьному обучению, научиться делать характеристику интеллектуальной, личностной и волевой готовности и применять полученные знания для определения уровня готовности к школе. Раскрыть особенности социальной ситуации развития в младшем школьном возрасте, характеризовать учебную деятельность как ведущий тип деятельности в младшем школьном возрасте, осознать структуру учебной деятельности и показать связь учебной деятельности и психического развития ребенка.

Выделить познавательную сферу ребенка младшего школьного возраста, понять сущность произвольности и осознанности познавательных процессов в младшем школьном возрасте и уметь применять полученные знания на практике. Выделить особенности развития личности младшего школьника, уметь определять характер общения младшего школьника; должен обратить внимание на формирование моральных качеств личности, появление социальных мотивов поведения и уметь применять полученные знания на практике.

Обозначить содержание педагогического воздействия врача на ребёнка данного возраста исходя из его возрастных особенностей.

Рекомендуемая литература:

1. Мирошниченко И.В. Общая психология. Конспект лекций А-Приор, 2007 [Электронный ресурс]. Режим доступа :// www.knigafund.ru/books/53201

2. Столяренко Л.Д. Психология. – СПб. : Лидер, 2008 .

3. Творогова Н. Д. Психология. Лекции [Текст] : учебное пособие для студентов мед. вузов. М: Медицинское информационное агентство, 2011.

3.14. Развитие психических функций в пубертатный период. (2)

Вопросы для обсуждения на занятии

1. Раскройте проблему кризисов подросткового возраста, роль гетерохронности органического, полового и социального развития в возникновении подросткового кризиса (Л.С. Выготский).

2. Роль общения со сверстниками в психическом развитии подростка. Особенности внимания и памяти, формирование личности, развитие воли, формирование направленности личности, характера.

3. Типы акцентуации личности в подростковом возрасте. Предпосылки перехода к юношескому возрасту.

Методические рекомендации к занятию

Выделить особенности социальной ситуации развития в подростковом возрасте, научиться связывать анатомо-физиологическую перестройку организма с психическим развитием в подростковом возрасте, осознать изменение характера взаимодействия со взрослыми и использовать полученные знания на практике.

Раскрыть сущность интимно-личностного общения со сверстниками как ведущего вида деятельности в подростковом возрасте, дать представление о влиянии ведущего вида деятельности на психическое развитие подростка, о подростковой субкультуре и психологических проблемах общения подростка со сверстниками.

Охарактеризовать учебную деятельность в подростковом возрасте, понять изменение учебной мотивации, анализировать качественные изменения в познавательной сфере подростка, а именно, произвольный характер психической деятельности и использовать полученные результаты на практике.

Осознать взаимосвязь личностного и интеллектуального развития подростка, получить представление о чувстве взрослости как новой специфической форме общественного сознания подростка, научиться выделять его основные формы проявления, уделить особое внимание на особенности становления самосознания, самоконтроля, самоуправления, раскрыть сущность понятия «акцентуация характера» и его влияние на поведение подростка и применять полученные знания на практике.

Обозначить содержание педагогического воздействия врача на ребёнка данного возраста исходя из его возрастных особенностей.

Рекомендуемая литература:

1. Мирошниченко И.В. Общая психология. Конспект лекций А-Приор, 2007 [Электронный ресурс]. Режим доступа :// www.knigafund.ru/books/53201

2. Столяренко Л.Д. Психология. – СПб. : Лидер, 2008 .

3. Творогова Н. Д. Психология. Лекции [Текст] : учебное пособие для студентов мед. вузов. М: Медицинское информационное агентство, 2011.
3.15. Психические функции в период взрослости (2).

Вопросы для обсуждения на занятии

    1. Возрастная периодизация фаз развития взрослого человека. Критерии «зрелой личности».

    2. Задачи развития: осознание себя во взрослом статусе и принятие социальной ответственности, прав и обязанностей, поиск и выбор друга и вступление в брак, формирование отцовской и материнской позиции, воспитание детей, формирование образа и стиля жизни, круга общения.

    3. Переход к зрелости (около 40 лет). Основные задачи развития: сохранение супружеских отношений, воспитание детей,

    4. Психические функции в период геронтогенеза.

Методические рекомендации к занятию

Выделить особенности профессионального, личностного и социального развития в период молодости, раскрыть сущность кризиса молодости и его влияние на развитие в период молодости, выделить основные задачи развития в период молодости.

Выделить представление о когнитивном развитии в различные периоды взрослости, профессиональном цикле взрослого человека, уметь рассматривать семью как важный контекст развития взрослых, раскрыть особенности возрастных кризисов в различные периоды взрослости. Определить сущность критического этапа в жизни человека – выход на пенсию, выделять основные психологические изменения в личности и деятельности человека позднего возраста.

Обозначить содержание педагогического воздействия (взаимодействия) врача на человека данного возраста исходя из его возрастных особенностей.

Рекомендуемая литература:

1. Мирошниченко И.В. Общая психология. Конспект лекций А-Приор, 2007 [Электронный ресурс]. Режим доступа :// www.knigafund.ru/books/53201

2. Столяренко Л.Д. Психология. – СПб. : Лидер, 2008 .

3. Творогова Н. Д. Психология. Лекции [Текст] : учебное пособие для студентов мед. вузов. М: Медицинское информационное агентство, 2011.
3.16. Психология общения.(4)

Вопросы для обсуждения на занятии:

  1. Психологическая сущность общения: коммуникативная, интерактивная и перцептивная сторона. Отличия общения от простого взаимодействия.

  2. Коммуникация, вербальная и невербальная.

  3. Обмен информацией в коммуникативном процессе.

  4. Виды взаимодействия при общении.

  5. Стили взаимодействия.

  6. Взаимодействие, как организация совместной деятельности.

  7. Социальная перцепция (в профессиональной деятельности).

  8. Определить роль общения в психическом развитии человека, усвоить особенности общения на различных этапах онтогенеза (по Лисиной М.И.), научиться делать характеристику основных видов общения.

Методические рекомендации к занятию

Понятие общения в психологии. Виды общения: контактное и опосредованное техническими средствами; профессиональное, дружеское и деловое; ролевое; вербальное и невербальное. Основные функции общения: перцептивная, коммуникативная и интерактивная. Реализация перцептивной, коммуникативной и интерактивной функций общения в профессиональной деятельности.

Осознать роль общения в психическом развитии человека, усвоить особенности общения на различных этапах онтогенеза (по Лисиной М.И.): четыре формы общения: ситуативно-личностное; ситуативно-деловое; внеситуативно-познавательное; внеситуативно-личностное, научиться делать характеристику основных видов общения.

Рекомендуемая литература:

1. Мирошниченко И.В. Общая психология. Конспект лекций А-Приор, 2007 [Электронный ресурс]. Режим доступа :// www.knigafund.ru/books/53201

2. Столяренко Л.Д. Психология. – СПб. : Лидер, 2008 .

3. Творогова Н. Д. Психология. Лекции [Текст] : учебное пособие для студентов мед. вузов. М: Медицинское информационное агентство, 2011.
3.17. Психология конфликта.(2)

Вопросы для обсуждения на занятии:

  1. Конфликты и их природа.

  2. Типология конфликтов.

  3. Причины, динамика и разрешение конфликтов.

  4. Стили поведения в конфликте.

  5. Приобретение опыта тактичного поведения в конфликтной ситуации.

Методические рекомендации к занятию

Понятие о конфликтной ситуации и конфликта. Сущность, структура и классификация конфликтов. Объект и предмет конфликта. Природа конфликта и причины их возникновения. Пути предупреждения конфликтов. Модели поведения в конфликтных ситуациях. Конфликт и агрессивность. Динамика конфликтного взаимодействия. Влияние конфликтов на развитие личности. Функции конфликтов. Способы разрешения конфликтов. Компромисс как сложный способ разрешения конфликта. Психологические аспекты деятельности врача в ситуациях конфликтов.

Рекомендуемая литература:

1. Мирошниченко И.В. Общая психология. Конспект лекций А-Приор, 2007 [Электронный ресурс]. Режим доступа :// www.knigafund.ru/books/53201

2. Столяренко Л.Д. Психология. – СПб. : Лидер, 2008 .

3. Творогова Н. Д. Психология. Лекции [Текст] : учебное пособие для студентов мед. вузов. М: Медицинское информационное агентство, 2011.

    1. Психология управления..(4)

Вопросы для обсуждения на занятии:

  1. Раскройте предмет психологии управления.

  2. Охарактеризуйте основные теории лидерства в малых группах.

  3. Опишите групповые процессы в профессиональной группе и их предложите способы их регуляции.

Методические рекомендации к занятию:

Лидерство в системе управления и руководства. Организационное управление. Организационное руководство: стили руководства, психологические типы руководителей. Организационное лидерство. Основные теории лидерства в малых группах. Психология группы: классификация групп, ролевая структура группы, особенности поведения людей в группе; психология толпы и др. Понятие роли в группе. Групповые процессы в профессиональной группе и их регуляция.

Рекомендуемая литература:

1. Мирошниченко И.В. Общая психология. Конспект лекций А-Приор, 2007 [Электронный ресурс]. Режим доступа :// www.knigafund.ru/books/53201

2. Столяренко Л.Д. Психология. – СПб. : Лидер, 2008 .

3. Творогова Н. Д. Психология. Лекции [Текст] : учебное пособие для студентов мед. вузов. М: Медицинское информационное агентство, 2011.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск