Скачать 220.23 Kb.
|
Дисциплина: «Психология и педагогика» Методические рекомендации Методические рекомендации представляют собой основу современного изучения дисциплины «Психология и педагогика» для студентов медицинского вуза специальности (060103) - педиатрия. Содержание и объем в часах семинарских занятий.(24/48)
Психологические знания занимают важное место в структуре профессиональной подготовки студентов медицинских вузов. Взаимодействие с пациентами в процессе врачебной практики невозможно без знания закономерностей психического развития, возрастной динамики психических процессов, без учета индивидуальных особенностей детей. Будущий педиатр должен уметь самостоятельно анализировать и объяснять те явления, с которыми ежедневно будет встречаться врач в клинике. 3.1. Предмет и задачи психологии как науки.(2) Вопросы для обсуждения на занятии:
Методические рекомендации к занятию Место психологии и педагогики в системе наук о человеке. Связь психологии и педагогики с другими отраслями научных знаний и их использование в профессиональной подготовке и деятельности специалиста педиатра. Закономерности развития психолого-педагогического знания. Особенности психолого-педагогического обеспечения основных направлений деятельности специалиста педиатра. Задачи современной психологии. Обыденное и научное познание в психологии. Взаимосвязь основных понятий психологии и педагогики. Отрасли современной психологии. Характеристика основных психолого-педагогических знаний, умений, навыков, необходимых для формирования профессионально-значимых качеств личности, повышения уровня профессионально-психологической подготовленности специалиста педиатра. Выделить предмет и задачи психологии; осознать взаимосвязь между отраслями психологии и разделами возрастной; овладеть смыслом понятия «детство». Рекомендуемая литература: 1. Мирошниченко И.В. Общая психология. Конспект лекций А-Приор, 2007 [Электронный ресурс]. Режим доступа :// www.knigafund.ru/books/53201 2. Столяренко Л.Д. Психология. – СПб. : Лидер, 2008 . 3. Творогова Н. Д. Психология. Лекции [Текст] : учебное пособие для студентов мед. вузов. М: Медицинское информационное агентство, 2011. 3.2. Классификация методов исследования в психологии.(2) Вопросы для обсуждения на занятии:
Методические рекомендации к занятию Методология и методы психологических исследований. Основные категории и методы исследования в психологии и педагогике. Особенности применения методов психологии в профессиональной деятельности. Виды и характеристика основных методов изучения личности: наблюдение, анкетирование, беседа, эксперимент, тестирование, проективные техники. Рекомендуемая литература: 1. Мирошниченко И.В. Общая психология. Конспект лекций А-Приор, 2007 [Электронный ресурс]. Режим доступа :// www.knigafund.ru/books/53201 2. Столяренко Л.Д. Психология. – СПб. : Лидер, 2008 . 3. Творогова Н. Д. Психология. Лекции [Текст] : учебное пособие для студентов мед. вузов. М: Медицинское информационное агентство, 2011.
Вопросы для обсуждения на занятии:
Методические рекомендации к занятию Развитие психики человека и животных Сознание человека. Основные формы проявления психики и их взаимосвязь. Психические явления: процессы, свойства, состояния. Особенности психического отражения. Психика и сознание. Свойства и функции сознания. Самосознание. На основе выделенных особенностей психики и поведения животных определите основные отличия от них психики человека. Рекомендуемая литература: 1. Мирошниченко И.В. Общая психология. Конспект лекций А-Приор, 2007 [Электронный ресурс]. Режим доступа :// www.knigafund.ru/books/53201 2. Столяренко Л.Д. Психология. – СПб. : Лидер, 2008 . 3. Творогова Н. Д. Психология. Лекции [Текст] : учебное пособие для студентов мед. вузов. М: Медицинское информационное агентство, 2011.
Вопросы для обсуждения на занятии:
Методические рекомендации к занятию: Психоанализ З. Фрейда, индивидуальная психология А. Адлера, теория базальной тревоги К. Хорни. Поведенческое направление в психологии: бихевиоризм Дж. Уотсона, теория оперантного научения Б. Скиннера, необихевиоризм Э. Толмена. Гуманистическое (экзистенциальное) направление в психологии: теория самоактуализации А. Маслоу, феноменологическая теория К. Роджерса. Гештальтпсихология. Основные достижения современной отечественной психологии. Деятельностный подход. Рекомендуемая литература: 1. Мирошниченко И.В. Общая психология. Конспект лекций А-Приор, 2007 [Электронный ресурс]. Режим доступа :// www.knigafund.ru/books/53201 2. Столяренко Л.Д. Психология. – СПб. : Лидер, 2008 . 3. Творогова Н. Д. Психология. Лекции [Текст] : учебное пособие для студентов мед. вузов. М: Медицинское информационное агентство, 2011. 3.5. Познавательные психические процессы: ощущение и восприятие.(2) Вопросы для обсуждения на занятии:
Методические рекомендации к занятию: Сенсорно-перцептивные процессы. Ощущение. Виды и свойства ощущений. Понятие чувствительности. Абсолютный и относительный пороги чувствительности. Адаптация, сенсибилизация, синестезия, модальность, пороги ощущений. Измерение ощущений. Основной психофизический закон. Характеристика восприятия и его особенности. Перцепция и апперцепция. Целостность, константность, предметность, категориальность, избирательность, структурность восприятия. Обратить внимание на отличие свойств, у ощущения это модальность, чувствительность и пороги чувствительности, адаптация, сенсибилизация, синестезия, а у восприятия - целостность, константность, предметность. Восприятие времени, движения, пространства. Методики исследования ощущения, восприятия. Значение ощущения и восприятия в профессиональной деятельности. Рекомендуемая литература: 1. Мирошниченко И.В. Общая психология. Конспект лекций А-Приор, 2007 [Электронный ресурс]. Режим доступа :// www.knigafund.ru/books/53201 2. Столяренко Л.Д. Психология. – СПб. : Лидер, 2008 . 3. Творогова Н. Д. Психология. Лекции [Текст] : учебное пособие для студентов мед. вузов. М: Медицинское информационное агентство, 2011. 3.6. Познавательные психические процессы: внимание, память.(3) Вопросы для обсуждения на занятии:
Методические рекомендации к занятию: Память, ее социально-историческая природа, ее виды, типы, качества. Процессы памяти. Запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание информации. Теории, механизмы и законы памяти. Формирование и развитие памяти. Индивидуальные различия памяти. Мнемотехнические приемы. Внимание. Виды, свойства и функции внимания. Условия, поддерживающие произвольное и непроизвольное внимание. Развитие внимания. Методики изучения памяти, внимания. Значение памяти и внимания в профессиональной деятельности. Рекомендуемая литература: 1. Мирошниченко И.В. Общая психология. Конспект лекций А-Приор, 2007 [Электронный ресурс]. Режим доступа :// www.knigafund.ru/books/53201 2. Столяренко Л.Д. Психология. – СПб. : Лидер, 2008 . 3. Творогова Н. Д. Психология. Лекции [Текст] : учебное пособие для студентов мед. вузов. М: Медицинское информационное агентство, 2011.
Вопросы для обсуждения на занятии:
Методические рекомендации к занятию: Природа и виды мышления (наглядно-действенное, наглядно-образное и понятийное; теоретическое и эмпирическое, конвергентное и дивергентное). Мыслительные операции как основные механизмы мышления. Мышление как решение задач. Гипотеза об анализе через синтез как основном механизме мышления. Мышление и речь. Развития мышления. Логические формы мышления. Индивидуальные особенности мышления. Понятие клинического мышления. Методики изучения мышления. Значение развития мышления в профессиональной деятельности. Рекомендуемая литература: 1. Мирошниченко И.В. Общая психология. Конспект лекций А-Приор, 2007 [Электронный ресурс]. Режим доступа :// www.knigafund.ru/books/53201 2. Столяренко Л.Д. Психология. – СПб. : Лидер, 2008 . 3. Творогова Н. Д. Психология. Лекции [Текст] : учебное пособие для студентов мед. вузов. М: Медицинское информационное агентство, 2011.
Вопросы для обсуждения на занятии:
Методические рекомендации к занятию: Эмоционально-волевая сфера личности. Психофизиологическая природа эмоций и воли. Виды и функции эмоций и чувств, особенности проявления. Определение эмоций. Функции эмоций. Формы переживания эмоций. Эмоции и чувства. Виды чувств. Устойчивость, предметность, полярность (амбивалетность) как важнейшие содержательно-динамические характеристики чувств. Понятие о воле, волевом усилии, волевом действии и волевой регуляции поведения (саморегуляции). Функции воли. Структура и механизмы волевого действия. Волевые качества личности: целеустремленность, решительность, настойчивость, самообладание, дисциплинированность, самостоятельность, ответственность и др. Патология воли. Характеристика воли и требования к волевым качествам специалиста педиатра, условия их развития. Особенности регуляции эмоционально-волевой сферы личности. Рекомендуемая литература: 1. Мирошниченко И.В. Общая психология. Конспект лекций А-Приор, 2007 [Электронный ресурс]. Режим доступа :// www.knigafund.ru/books/53201 2. Столяренко Л.Д. Психология. – СПб. : Лидер, 2008 . 3. Творогова Н. Д. Психология. Лекции [Текст] : учебное пособие для студентов мед. вузов. М: Медицинское информационное агентство, 2011.
Вопросы для обсуждения на занятии:
Методические рекомендации к занятию Выделить различные теории психического развития; получить представление о биогенетической и социогенетической концепциях. Понятие личности в психологии как социального качества индивида, приобретенного им в труде и общении. Соотношение биологического и социального в личности. Факторы, обусловливающие ее формирование. Социализация личности и ее институты. Психологическая структура личности как совокупность социально и природно обусловленных признаков, определенным образом организованных, взаимодействующих и взаимовлияющих. Ценностные ориентации, мотивы, направленность как основная характеристика личности и влияние ее компонентов на профессиональную деятельность. Личность как субъект и объект деятельности специалиста педиатра. Рекомендуемая литература: 1. Мирошниченко И.В. Общая психология. Конспект лекций А-Приор, 2007 [Электронный ресурс]. Режим доступа :// www.knigafund.ru/books/53201 2. Столяренко Л.Д. Психология. – СПб. : Лидер, 2008 . 3. Творогова Н. Д. Психология. Лекции [Текст] : учебное пособие для студентов мед. вузов. М: Медицинское информационное агентство, 2011. 3.10. Темперамент, характер, способности.(2) Вопросы для обсуждения на занятии:
Методические рекомендации к занятию Понятие о темпераменте. Физиологические основы темперамента. Тип высшей нервной деятельности и темперамент. Современные подходы к психологической характеристике типов темперамента. Типы темпераментов и их психологическая характеристика. Индивидуальный стиль деятельности. Характер человека и его формирование. Характер и личность. Черты характера, состав и пути формирования. Взаимосвязь темперамента и характера, социальная обусловленность характера. Комплексность проявлений характера (актуализация волевых, эмоциональных и интеллектуальных процессов в чертах характера). Прогностическая функция характера. Акцентуации характера как результат усиления отдельных его черт. Характер и внешность человека. Выделить характерологические особенности специалиста педиатрического факультета. Рекомендуемая литература: 1. Мирошниченко И.В. Общая психология. Конспект лекций А-Приор, 2007 [Электронный ресурс]. Режим доступа :// www.knigafund.ru/books/53201 2. Столяренко Л.Д. Психология. – СПб. : Лидер, 2008 . 3. Творогова Н. Д. Психология. Лекции [Текст] : учебное пособие для студентов мед. вузов. М: Медицинское информационное агентство, 2011. 3.11. Психология развития. Психические функции в онтогенезе. Психические функции в младенческом и раннем возрасте (2). Вопросы для обсуждения на занятии:
Методические рекомендации к занятию Выделить роль деятельности в психическом развитии человека, раскрыть сущность понятий: ведущий вид деятельности, социальная ситуация развития, кризис, новообразования. Определить особенности психического развития ребенка в периоды младенчества и раннего детства, уметь выделять основные психологические новообразования этих периодов. Раскрыть сущность кризиса одного года, трёх лет и уметь выделять влияние кризиса на психическое развитие ребенка раннего возраста, сравнивать кризисы одного года и трех лет. Обозначить содержание педагогического воздействия врача на ребёнка данного возраста исходя из его возрастных особенностей. Рекомендуемая литература: 1. Мирошниченко И.В. Общая психология. Конспект лекций А-Приор, 2007 [Электронный ресурс]. Режим доступа :// www.knigafund.ru/books/53201 2. Столяренко Л.Д. Психология. – СПб. : Лидер, 2008 . 3. Творогова Н. Д. Психология. Лекции [Текст] : учебное пособие для студентов мед. вузов. М: Медицинское информационное агентство, 2011. 3.12. Развитие психических функций в период дошкольного детства (2) Вопросы для обсуждения на занятии: 1. Рассмотреть особенности развития познавательной сферы ребенка дошкольного возраста 2. Охарактеризовать развитие личности в дошкольном возрасте: развитие Я-концепции, самооценки, особенности формирования нравственных чувств (гордость, стыд, чувство вины), эстетических чувств, познавательных интересов. Развитие вили и произвольности управления поведением. 3. Раскрыть особенности кризиса семи лет. Методические рекомендации к занятию Охарактеризовать психическое развитие ребенка дошкольного возраста, осознать роль игры в психическом развитии ребенка, научиться анализировать социальную ситуацию развития дошкольника. Охарактеризовать познавательную сферу ребенка дошкольного возраста, научиться различать этапы развития познавательных процессов, анализировать особенности развития речи дошкольника. Осознать особенности развития личности дошкольника, обратить внимание на возникновения самосознания в форме адекватной оценки собственных личностных качеств и развитие на этой основе других сторон личности, понять особенности эмоционально-волевой сферы и уметь применять полученные знания на практике. Раскрыть сущность кризиса семи лет и показать его влияние на психическое развитие ребенка дошкольного возраста, получить представление об основных психологических новообразованиях психического развития в дошкольном возрасте. Обозначить содержание педагогического воздействия врача на ребёнка данного возраста исходя из его возрастных особенностей. Рекомендуемая литература: 1. Мирошниченко И.В. Общая психология. Конспект лекций А-Приор, 2007 [Электронный ресурс]. Режим доступа :// www.knigafund.ru/books/53201 2. Столяренко Л.Д. Психология. – СПб. : Лидер, 2008 . 3. Творогова Н. Д. Психология. Лекции [Текст] : учебное пособие для студентов мед. вузов. М: Медицинское информационное агентство, 2011. 3.13. Психические функции ребенка младшего школьного возраста (2). Вопросы для обсуждения на занятии 1. Охарактеризуйте психологическую перестройку, связанную с началом обучения в школе, особенности учебной деятельности в младшем школьном возрасте. Причины дезадаптации в школе. 2. Развитие мотивов учения. Особенности познавательных процессов младшего школьника: мышления, внимания, памяти. 3. Проанализируйте развитие личности младшего школьника, основные психологические новообразования: рефлексия, анализ, планирование. Методические рекомендации к занятию Раскрыть сущность понятия психологической готовности к школьному обучению, научиться делать характеристику интеллектуальной, личностной и волевой готовности и применять полученные знания для определения уровня готовности к школе. Раскрыть особенности социальной ситуации развития в младшем школьном возрасте, характеризовать учебную деятельность как ведущий тип деятельности в младшем школьном возрасте, осознать структуру учебной деятельности и показать связь учебной деятельности и психического развития ребенка. Выделить познавательную сферу ребенка младшего школьного возраста, понять сущность произвольности и осознанности познавательных процессов в младшем школьном возрасте и уметь применять полученные знания на практике. Выделить особенности развития личности младшего школьника, уметь определять характер общения младшего школьника; должен обратить внимание на формирование моральных качеств личности, появление социальных мотивов поведения и уметь применять полученные знания на практике. Обозначить содержание педагогического воздействия врача на ребёнка данного возраста исходя из его возрастных особенностей. Рекомендуемая литература: 1. Мирошниченко И.В. Общая психология. Конспект лекций А-Приор, 2007 [Электронный ресурс]. Режим доступа :// www.knigafund.ru/books/53201 2. Столяренко Л.Д. Психология. – СПб. : Лидер, 2008 . 3. Творогова Н. Д. Психология. Лекции [Текст] : учебное пособие для студентов мед. вузов. М: Медицинское информационное агентство, 2011. 3.14. Развитие психических функций в пубертатный период. (2) Вопросы для обсуждения на занятии 1. Раскройте проблему кризисов подросткового возраста, роль гетерохронности органического, полового и социального развития в возникновении подросткового кризиса (Л.С. Выготский). 2. Роль общения со сверстниками в психическом развитии подростка. Особенности внимания и памяти, формирование личности, развитие воли, формирование направленности личности, характера. 3. Типы акцентуации личности в подростковом возрасте. Предпосылки перехода к юношескому возрасту. Методические рекомендации к занятию Выделить особенности социальной ситуации развития в подростковом возрасте, научиться связывать анатомо-физиологическую перестройку организма с психическим развитием в подростковом возрасте, осознать изменение характера взаимодействия со взрослыми и использовать полученные знания на практике. Раскрыть сущность интимно-личностного общения со сверстниками как ведущего вида деятельности в подростковом возрасте, дать представление о влиянии ведущего вида деятельности на психическое развитие подростка, о подростковой субкультуре и психологических проблемах общения подростка со сверстниками. Охарактеризовать учебную деятельность в подростковом возрасте, понять изменение учебной мотивации, анализировать качественные изменения в познавательной сфере подростка, а именно, произвольный характер психической деятельности и использовать полученные результаты на практике. Осознать взаимосвязь личностного и интеллектуального развития подростка, получить представление о чувстве взрослости как новой специфической форме общественного сознания подростка, научиться выделять его основные формы проявления, уделить особое внимание на особенности становления самосознания, самоконтроля, самоуправления, раскрыть сущность понятия «акцентуация характера» и его влияние на поведение подростка и применять полученные знания на практике. Обозначить содержание педагогического воздействия врача на ребёнка данного возраста исходя из его возрастных особенностей. Рекомендуемая литература: 1. Мирошниченко И.В. Общая психология. Конспект лекций А-Приор, 2007 [Электронный ресурс]. Режим доступа :// www.knigafund.ru/books/53201 2. Столяренко Л.Д. Психология. – СПб. : Лидер, 2008 . 3. Творогова Н. Д. Психология. Лекции [Текст] : учебное пособие для студентов мед. вузов. М: Медицинское информационное агентство, 2011. 3.15. Психические функции в период взрослости (2). Вопросы для обсуждения на занятии
Методические рекомендации к занятию Выделить особенности профессионального, личностного и социального развития в период молодости, раскрыть сущность кризиса молодости и его влияние на развитие в период молодости, выделить основные задачи развития в период молодости. Выделить представление о когнитивном развитии в различные периоды взрослости, профессиональном цикле взрослого человека, уметь рассматривать семью как важный контекст развития взрослых, раскрыть особенности возрастных кризисов в различные периоды взрослости. Определить сущность критического этапа в жизни человека – выход на пенсию, выделять основные психологические изменения в личности и деятельности человека позднего возраста. Обозначить содержание педагогического воздействия (взаимодействия) врача на человека данного возраста исходя из его возрастных особенностей. Рекомендуемая литература: 1. Мирошниченко И.В. Общая психология. Конспект лекций А-Приор, 2007 [Электронный ресурс]. Режим доступа :// www.knigafund.ru/books/53201 2. Столяренко Л.Д. Психология. – СПб. : Лидер, 2008 . 3. Творогова Н. Д. Психология. Лекции [Текст] : учебное пособие для студентов мед. вузов. М: Медицинское информационное агентство, 2011. 3.16. Психология общения.(4) Вопросы для обсуждения на занятии:
Методические рекомендации к занятию Понятие общения в психологии. Виды общения: контактное и опосредованное техническими средствами; профессиональное, дружеское и деловое; ролевое; вербальное и невербальное. Основные функции общения: перцептивная, коммуникативная и интерактивная. Реализация перцептивной, коммуникативной и интерактивной функций общения в профессиональной деятельности. Осознать роль общения в психическом развитии человека, усвоить особенности общения на различных этапах онтогенеза (по Лисиной М.И.): четыре формы общения: ситуативно-личностное; ситуативно-деловое; внеситуативно-познавательное; внеситуативно-личностное, научиться делать характеристику основных видов общения. Рекомендуемая литература: 1. Мирошниченко И.В. Общая психология. Конспект лекций А-Приор, 2007 [Электронный ресурс]. Режим доступа :// www.knigafund.ru/books/53201 2. Столяренко Л.Д. Психология. – СПб. : Лидер, 2008 . 3. Творогова Н. Д. Психология. Лекции [Текст] : учебное пособие для студентов мед. вузов. М: Медицинское информационное агентство, 2011. 3.17. Психология конфликта.(2) Вопросы для обсуждения на занятии:
Методические рекомендации к занятию Понятие о конфликтной ситуации и конфликта. Сущность, структура и классификация конфликтов. Объект и предмет конфликта. Природа конфликта и причины их возникновения. Пути предупреждения конфликтов. Модели поведения в конфликтных ситуациях. Конфликт и агрессивность. Динамика конфликтного взаимодействия. Влияние конфликтов на развитие личности. Функции конфликтов. Способы разрешения конфликтов. Компромисс как сложный способ разрешения конфликта. Психологические аспекты деятельности врача в ситуациях конфликтов. Рекомендуемая литература: 1. Мирошниченко И.В. Общая психология. Конспект лекций А-Приор, 2007 [Электронный ресурс]. Режим доступа :// www.knigafund.ru/books/53201 2. Столяренко Л.Д. Психология. – СПб. : Лидер, 2008 . 3. Творогова Н. Д. Психология. Лекции [Текст] : учебное пособие для студентов мед. вузов. М: Медицинское информационное агентство, 2011.
Вопросы для обсуждения на занятии:
Методические рекомендации к занятию: Лидерство в системе управления и руководства. Организационное управление. Организационное руководство: стили руководства, психологические типы руководителей. Организационное лидерство. Основные теории лидерства в малых группах. Психология группы: классификация групп, ролевая структура группы, особенности поведения людей в группе; психология толпы и др. Понятие роли в группе. Групповые процессы в профессиональной группе и их регуляция. Рекомендуемая литература: 1. Мирошниченко И.В. Общая психология. Конспект лекций А-Приор, 2007 [Электронный ресурс]. Режим доступа :// www.knigafund.ru/books/53201 2. Столяренко Л.Д. Психология. – СПб. : Лидер, 2008 . 3. Творогова Н. Д. Психология. Лекции [Текст] : учебное пособие для студентов мед. вузов. М: Медицинское информационное агентство, 2011. |