Скачать 199.97 Kb.
|
ПЕРВОЕ ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ РОССИИ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «НАЦИОНАЛЬНЫЙ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ УНИВЕРСИТЕТ «ГОРНЫЙ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА» Направление подготовки: 022000 Экология и природопользование Профиль подготовки: «Природопользование» Квалификация (степень) выпускника: бакалавр Форма обучения: очная Составители: _____________ доцент Зобнина Л.Я. Программа является приложением к учебному плану в соответствии с ФГОС-2009 САНКТ-ПЕТЕРБУРГ 2012 1.Цели и задачи дисциплины: целью и задачей дисциплины является формирование у студентов представления о психологии и педагогике как науках о закономерностях и механизмах личностного и профессионального развития человека, о сущностях и закономерностях формирования его индивидуальности. Курс должен заложить основы психологической и педагогической компетентности, необходимой будущему бакалавру для профессионального и личностного развития. Для реализации этих задач теоретические и практические занятия имеют цель:
2. Место дисциплины в структуре ООП: Дисциплина «Психология и педагогика» относятся к циклу гуманитарных, социальных и экономических дисциплин, ее освоение базируется на программе полной средней школы, учебных программ «Отечественная история», «Этика и нормы морали», прослушанных в первом семестре вуза. В дальнейшем процессе обучения знания, умения и навыки по психологии и педагогике используются при изучении курсов «Философия», «Политология и социология», «Основы менеджмента», «Безопасность жизнедеятельности» и др. 3. Требования к результатам освоения дисциплины: Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: - владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию, систематизации информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК – 1); - логически верно, аргументированно и ясно строить свою устную и письменную речь (ОК – 2); - быть готовым к кооперации с коллегами, работе коллективе (ОК- 3); - способностью находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность (ОК – 4); - умением использовать в своей деятельности нормативные правовые документы (ОК – 5); - стремлением к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК – 8); - умением критически оценивать свои личностные качества. Намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК – 7); - осознанием социальной значимости своей будущей профессии, иметь высокую мотивацию к выполнению профессиональной деятельности (ОК – 8); - способностью использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, ориентироваться в базовых положениях экономической теории, особенностях рыночной экономики (ОК – 9); - способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК – 11). В результате изучения дисциплины студент должен: Знать: - в чем заключается сущность психики, какова роль биологических и социальных факторов в формировании и развитии личности; - характеристики основных психических процессов и явлений, их свойства и функции; - как строятся межличностные взаимоотношения в производственном коллективе; - закономерности развития и научения человека; - основные подходы к обучению и воспитанию. Уметь: - анализировать ситуации межличностного общения; - составлять психологическую характеристику личности и группы. Владеть: - навыками использования доступных психологических методов для решения задач, связанных с профессиональной деятельностью. 4. Объем дисциплины и виды учебной работы Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы.
5. Содержание дисциплины 5.1. Содержание разделов дисциплины Раздел 1. Роль психологических знаний в деятельности инженера Тема 1. Психология как отрасль знаний Предмет, структура, методы и задачи психологии. Психология как наука. Понятие психики как отражения объективной реальности. Возникновение психики. Понятия раздражимости и чувствительности. Психика и основные виды психических явлений: психические процессы, состояния и свойства. Отрасли психологии. Связь психологии с другими отраслями знаний. Основные методы психологии: наблюдение, беседа, анкета, эксперимент, тестирование, изучение продукта деятельности. Психология и общественная практика. Система психологической службы. Консультирование и вопросы психологической коррекции. Роль психологических знаний в профессиональной деятельности. Раздел II. Психические процессы Тема 2. Психические познавательные процессы Ощущения. Виды ощущений. Классификация ощущений (экстеро- и интероцептивные ощущения). Характеристики ощущений: абсолютная и дифференцированная чувствительность, модальность, адаптация. Тренировка и пороги чувствительности. Влияние деятельности на развитие ощущений. Компенсаторные возможности развития ощущений. Развитие ощущений при наличии дефектов анализаторных систем. Восприятие. Характеристики перцептивного образа: целостность, предметность, константность , обобщенность. Иллюзии восприятия. Представления. Характеристики вторичного образа: бледность, фрагментарность, панорамность, обобщенность. Образы воображения и образы памяти. Приемы воображения: агглютинация, схематизация и др. Мышление. Исследование мышления в логике и психологии. Основные логические формы мышления: суждение, понятие, умозаключение. Виды мышления: наглядно – действенное, наглядно – образное и вербально – логическое. Мышление как процесс решения задач. Взаимосвязь мышления и эмоций. Внимание. Функции внимания. Характеристики внимания: распределение, концентрация, устойчивость, переключение и объем. Методы тренировки внимания. Память. Классификации памяти по ведущему анализатору, по материалу запоминания, по временным характеристикам. Информационная теория памяти. Мнемотехника. Методы тренировки памяти. Тема 3. Эмоционально-волевая сфера. Понятие об эмоциях. Сигнальная и регулятивная функции эмоций. Основные характеристики эмоций: модальность, знак, эмоциональная экспрессия. Круг Шлосберга. Аффект, чувства, настроение. Эмоциональные черты личности. Воля. Структура сложного волевого действия. Условия формирования волевого усилия: необходимость выбора в ситуации противоречивости мотивов. Проблема свободы воли. Волевые качества личности. Раздел III. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ ИНДИВИД, ЛИЧНОСТЬ, ИНДИВИДУАЛЬНОСТ Ь Тема 4. Психология личности Сущность понятия личности. Структура личности в разных психологических теориях. Факторный подход и теория черт. Биологически и социально обусловленные подструктуры личности. Формирование личности. Основные этапы развития личности. Понятие о кризисном развитии личности. Направленность личности. Темперамент и характер. Способности. Общие и специальные способности. Потребности и мотивы, Мотивация и мотивировка. Детерминанты поведения в представлениях разных научных школ. Пирамида Маслоу. Мотивация агрессии и аффилиации. Формирование мотивации. Мотивационные тренинги. Современные психологические теории личности. Методы исследования личности. Раздел IV. ПСИХОЛОГИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО КОЛЛЕКТИВА Тема 5. Психология производственного коллектива Социальные группы и их классификация. Социально-психологические параметры группы. Уровни и критерии развития группы. Коллектив как высший уровень развития малой группы. Роль и статус. Групповые нормы, ценности. Понятие групповой сплоченности. Конформность. Конформизм и нонконформизм. Руководство и лидерство. Социально-психологические методы воздействия на человека. Основные социально-психологические теории. Социометрия и референтометрия. Тема 6.Проблемы психологии общения Общение. Три стороны общения: коммуникативная, интерактивная и перцептивная. Условия общения: дистанция, взаимное расположение. Вербальные и невербальные средства общения. Структура процесса общения. Деловое общение. Уровни общения и типы собеседников. Психологические барьеры общения. Рекомендации к построению делового общения. Понятие социальной перцепции. Функции межгруппового и межличностного восприятия. Основные механизмы межгруппового восприятия: стереотипизация, внутригрупповой фаворитизм, физиогномическая редукция. Основные механизмы межличностного восприятия: идентификация, социально-психологическая рефлексия, эмпатия. Тема 7. Социально-психологическая сущность конфликта Понятие конфликта. Классификация конфликтов. Природа конфликта и его динамика. Функциональные и дисфункциональные последствия конфликтов. Управление конфликтной ситуацией. Практика работы по предупреждению, профилактике и преодолению межгрупповых, межличностных и внутригрупповых конфликтов. Поведение в конфликтных ситуациях. Понятие фрустрации. Классификация поведенческих реакций в ситуации фрустрации. Раздел V. ПЕДАГОГИКА Тема 8. Предмет и задачи педагогики Педагогика как культура. О единстве педагогической науки и практики. Базовые категории и педагогики: развитие, воспитание, обучение, образование. Связь между теориями развития и воспитания. Основные теории научения и обучения. Связь педагогики с другими науками. Методы обучения. Активные методы обучения: ситуационные задачи, деловые игры, ролевые игры, метод «мозгового штурма». Тема 9. Процесс обучения Понятие о дидактике. Основные категории дидактики: принципы обучения, содержание образования, методы и формы организации обучения. Компоненты педагогического процесса: целевой, стимулирующее-мотивационный, содержательный, контрольно-результативный, оценочно-результативный. Понятие педагогического взаимодействия и его особенности в процессе обучения и воспитания. Педагогические стили и их влияние на формирование личностных черт и успешность обучения. 5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами:
5.3. Разделы дисциплин и виды занятий:
6. Лабораторный практикум: Не предусмотрен. 7. Практические занятия (семинары):
8. Примерная тематика курсовых проектов (работ): Не предусмотрено. Примерная тематика рефератов: Психология
Педагогика
9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины: а) основная литература: 1. Андреева Г.М. Психология социального познания. М.: Аспект-Пресс, 2006. 303с. 2. Кричевский Р.Л. Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб,: Питер. 2008. 318с. 3. Психология. (под ред. Крылова А.А.) СПб: Питер, 2008. 584с. 4. Психология деловых конфликтов. Хрестоматия. /Ред. Райгородский Д.Я./ Самара:Бахрах-М, 2007. 768с. 5. Психология лидерства. Учебное пособие. М.: Статут, 2007. 448с. б) дополнительная литература: 1. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект-Пресс, 2003. 373с. 2. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 2002. 368с. 3. Квинн В. Прикладная психология. СПб.: Питер, 2000.560с. 4. Майерс Д. Социальная психология в модулях. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. 512с. 5. Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 2005. 688с. 6. Мироненко И.А. Современные теории в психологии личности. Изд. Михайлова, 2003. 224с. 7. Московичи С. Социальная психология. СПб.: Питер, 2007. 592с. 8. Психология самосознания. Хрестоматия. /Ред. Райгородский Д.Я./ Самара: Барах-М, 2007. 672с. 9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2002. 720с. 10. Социальная психология. Хрестоматия. М.: Аспект-Пресс, 2003. 435с. 11. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. 358с. 12. Фромм Э. Иметь или быть. М.: «АСК», 1990. 400с. 13. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер, 1999. 608с. 14. Хьюстон М. Введение в социальную психологию. Европейский подход. Учебник для студентов вузов. М.: Юнити-Диана, 2004. 622с. 15. Чалдини Р. Психология влияния. СПб.: Питер, 2009. 288с. в) программное обеспечение: Операционные системы для персональных компьютеров MS-DOS, Windows, Linux. г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы: Библиотека Гумер [сайт]. Большая коллекция книг по гуманитарным и естественным наукам. Раздел: библиотека по психологии – история науки, теории личности, практикумы. URL http: //www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/_Index.php (дата обращения 14.10.2012) Электронная библиотека по психологии и смежным наукам [сайт]. URL: http://flogiston.ru/library (дата обращения 14.10.2012) Психологическая библиотека [сайт]. URL: http://www.psychol-ok.ru/library.html (дата обращения 14.10.2012) Публичная электронная библиотека [сайт]. Сайт содержит более 1500 книг по различным областям знания: гуманитарным и естественнонаучным. URL: http://lib.walla.ru/ (дата обращения 14.10.2012) Интернет-библиотека образовательных изданий [сайт], в которой собраны электронные учебники, справочные и учебные пособия. URL: http://www.iqlib.ru/ (дата обращения 14.10.2012) Университетская библиотека [сайт]. На сайте представлена учебная литература по гуманитарным дисциплинам. URL: http://www.biblioclub.ru/ (дата обращения 14.10.2012) Электронная библиотека учебников[сайт]. Коллекция учебной литературы по социально-экономическим и гуманитарным дисциплинам. URL: http://studentam.net/ (дата обращения 14.10.2012) 10. Материально-техническое обеспечение дисциплины: Средства мультимедиа, бланковые методики, специализированные стенды, выполненные на кафедре социологии и психологии. Лекционные занятия проходят в специализированных аудиториях, оснащенных мультимедийным оборудованием. (ауд 6310 на 69 мест и ауд. 6204 на 155 мест). 11. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины: Основой изучения курса является представление о структуре психологии, понятие о психических явлениях и методах психологии (первая лекция). Изучение характеристик психических процессов (2 раздел) является базой для рассмотрения проблемы способностей (3 раздел) и теорий личности. Для понимания закономерностей психологии общения разрешения конфликтных ситуаций (4 раздел) необходимы знания о характеристиках личности (3 раздел). Все предшествующие разделы необходимы для освоения материала по педагогике (5 раздел). В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки реализации компетентностного подхода предусматривается широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков, знаний и умений обучающихся. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивной форме, определяется главной целью программы, ее содержанием, особенностями контингента обучающихся. Самостоятельная работа студентов должна быть направлена на решение следующих задач: формирование навыков критического, исследовательского отношения к предъявляемой аргументации, развитие способности понимания психологических аспектов различных социально и личностно значимых проблем; развитие и совершенствование способностей к диалогу, к дискуссии, к формированию логически аргументированного обоснования собственной позиции по тому, или другому вопросу; развитие и совершенствование творческих способностей при самостоятельном изучении психологических проблем. Студенты выполняют задания, самостоятельно обращаясь к учебной, справочной и оригинальной психологической литературе. Проверка выполнения заданий осуществляется как с помощью индивидуальных устных выступлений на практических занятиях, так и в ходе коллективного обсуждения проблем, возможно так же использование письменных самостоятельных работ или тестов. Для развития и совершенствования коммуникативных способностей студентов организуются специальные учебные занятия в виде диспутов, при подготовке к которым студенты могут заранее распределяться по группам, отстаивающим ту или иную позицию по обсуждаемой проблеме. Одним из важных видов самостоятельной работы студентов является написание творческой работы по заданной либо согласованной с преподавателем теме. Творческая работа (эссе, реферат, презентация) представляет собой оригинальное произведение объемом примерно 16 –20 страниц текста (или слайдов), посвященное какой либо проблеме курса психологии или педагогики. Большое место в ней должно быть уделено аргументированному изложению своей точки зрения, критической оценке рассматриваемого материала и проблематики, что должно способствовать раскрытию творческих и аналитических способностей студентов. В качестве оценочных средств на протяжении семестра используются тестовые методики, опросники, оценка выступлений студентов с докладами и сообщениями на практических занятиях, их активности при обсуждении изучаемых проблем. Итоговым испытанием является зачет, проводимый, как правило, в устной форме. Разработчики: доцент Л.Я. Зобнина |
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 13, Дпп. Ф. 13, Дс.... «050703 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология» | Учебно-методический комплекс дисциплины дпп. Ф. 13, Дс. 9 Психотерапия... «050703 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология» | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины дпп. Ф. 11, Дс. 7, Сд. 11... «050703 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология» | Рабочая программа дисциплины «Психология и педагогика» Целью освоения дисциплины «Психология и педагогика» является формирование систематизированных научных знаний по психологии и педагогике,... | ||
Рабочая программа дисциплины «Психология и педагогика» Целью освоения дисциплины «Психология и педагогика» является формирование систематизированных научных знаний по психологии и педагогике,... | Рабочая программа дисциплины «Педагогика и психология» Содержание: умк по дисциплине «Педагогика и психология» для студентов направления подготовки 01. 03. 01 «Математика», общий профиль,... | ||
Рабочая программа дисциплины «Педагогика и психология» Содержание: умк по дисциплине «Педагогика и психология» для студентов направления подготовки 06. 03. 01 «Биология», общий профиль,... | Рабочая программа учебной дисциплины психология и педагогика для специальности Программа дисциплины разработана для студентов технического вуза, в чью профессиональную деятельность Психология и Педагогика войдут... | ||
Учебно-методический комплекс Курс по выбору “Психология религии” предназначен для подготовки студентов факультета "Педагогика и психология", обучающихся по специальности... | Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности... «050703 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология» | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 1, Дс. 1 Введение... «050703. 00 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология» | Учебно-методический комплекс дисциплины Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология» | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 11. 4 Теория... «050703. 65 – Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью Педагогика и психология» | Программа учебной дисциплины «Психодиагностика» для специальности... Изучается на специальности «Педагогика – психология» на дневном отделении в 6 и 7 семестрах, на заочном отделении – в 5, 6, 7 семестрах.... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. Ф1 Иностранный Язык... Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Рабочая программа дисциплины в. Од. 4 Детская литература Профессиональный... «Русский язык и культура речи», «Психология развития», «Дошкольная педагогика». «Детская литература» является основой для дальнейшего... |