Учебно-методический комплекс по нейропсихологии детского возраста Согласовано





НазваниеУчебно-методический комплекс по нейропсихологии детского возраста Согласовано
страница1/9
Дата публикации17.04.2015
Размер1.18 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Психология > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования
«ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ государственный ГУМАНИТАРНЫЙ университет»
Кафедра психологии
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

по нейропсихологии детского возраста
Согласовано на заседании Утверждено

кафедры психологии. зав. кафедрой
Протокол № ____ от ____________ Е.Н. Ткач

Специальность:

« психология» 020400(030301.65)

Курс 3

Семестры 6

2008

СОДЕРЖАНИЕ
АННОТАЦИЯ ………………………………………………………….. 3
Программа учебной дисциплины

  1. Задачи изучения дисциплины …………………………………………. 7

  2. Выписка дидактических единиц дисциплины из образовательного стандарта специальности ………………………………………………. 7

  3. Содержание дисциплины, структурированное по видам учебной работы с указанием объема ……………………………………………. 8

  4. Тематическое планирование на дневном и заочном отделении ...… 8

  5. Краткое содержание каждой темы …….……………………………………………………………………...14

  6. Перечень учебной литературы ……………………………………….. 18


Учебно-методические рекомендации к

программе учебной дисциплины

  1. Преамбула к учебно-методическим рекомендациям ……………….. 22

  2. Методические рекомендации к лабораторным занятиям ……………….....……………………………………………………….. 23

  3. Перечень тем рефератов и докладов …………………………………. 45

  4. Требования к оформлению рефератов и докладов …………………. 45

  5. Список рекомендуемой литературы для докладов и рефератов …... 46

  6. Задания для самостоятельной работы ……………………………… 50

  7. Аттестационные тестовые задания на основе дидактических единиц дисциплины из образовательного стандарта специалиста …..…….. 51

  8. Перечень вопросов к экзамену………………………………….…… 60

  9. Перечень вопросов к написанию контрольной работы…………… 61


Рабочая программа дисциплины

  1. Тематическое планирование на учебный год на дневном отделении ……………………………………………………………….…………. 64

  2. Тематическое планирование на учебный год на заочном отделении ………..…………………………………………………………………. 67

  3. Уточненный список литературы ……………………………………... 70


АННОТАЦИЯ

Нейропсихология детского возраста - отрасль клинической психологии занимающаяся исследованием и анализом взаимосвязи формирования психических функций, когни­тивной сферы ребенка и созревания нервной системы, а также изучает специфику расстройств психических функций при органических повреждениях и других нарушениях работы мозга в детском возрасте.

1. Цель учебной дисциплины: Расширение представлений, полученных студентами в курсах «Нейропсихология», «Неврология», «Психология аномального развития», «Клиническая нейропсихология», в отноше­нии детского возраста. Ознакомление студентов с основными тео­ретическими положениями отечественной и зарубежной нейро­психологии детского возраста, с принципами и методами нейропсихологического обследования детей в отечественной и зарубеж­ной нейропсихологии, с нейропсихологическим подходом к оцен­ке нормального формирования психических функций в онтогенезе; описание нарушений и отклонений в развитии психических функ­ций при локальных повреждениях мозга и иных расстройствах орга­нического генеза.

2. Взаимосвязь дисциплины с другими дисциплинами учебного плана специальности. Нейропсихология детского возраста базируется на дисциплинах морфологического ряда, в частности, «Анатомия центральной нервной системы», «Физиология центральной нервной системы», «Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем», а также «Психогенетике»; активно интегрирует с «Основами нейропсихологии», «патопсихологией», «Психологией аномального развития», «Детская психиатрия», и наконец, является фундаментом для «»Психологии реабилитации и восстановления возрастных психических функций», «Базовых теорий и методов психотерапии».

3. Ожидаемые результаты освоения учебной дисциплины.

В логике компетентностного подхода в результате выполнения учебных и профессиональных задач в ходе освоения данной дисциплины студенты должны ознакомиться:

- с описанием закономерностей развития мозга и психики детей;

- характеристикой нарушений и отклонений в развитии психи­ческих функций у детей при патологии центральной нервной сис­темы;

- с обоснованием возможностей нейропсихологического подхода к анализу индивидуальных различий в формировании когнитив­ной сферы ребенка;

- с основными принципами и методами нейропсихологической диагностики, профилактикой и коррекцией нару­шений психических функций у детей.

Знания и умения, полученные студентами в результате усвоения данного курса, станут основой для дальнейшей теоретической и клинической работы:

- с детьми и подростками, с нормальным формированием психических функций в онтогенезе;

- с детьми и подростками, страдающими эндогенными психическими заболеваниями;

- с детьми и подростками, страдающими экзогенно-обусловленными психическими заболеваниями;

- при нейропсихологических дисфункциях у психически здоровых детей в результате соматических заболеваний, в том числе при соматоформных расстройствах;

- при экстремальных обстоятельствах жизни и деятельности (адаптация к новым средовым факторам, левшество, амбидекстрия, билингвизм).

Курс завершается проведением экзамена.

Программа отражает современное состояние теории и практики нейропсихологии детского возраста, учитывает достижения ряда смежных дисциплин и требований действующего ГОС ВПО.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования
«ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ государственный ГУМАНИТАРНЫЙ университет»
Кафедра Психологи


Утверждаю”

зав. кафедрой Е.Н. Ткач

_____________________________
“______” ______________ 200__ г.
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

по нейропсихологии детского возраста


Специальность:

« психология» 020400(030301.65)

Курс 3

Семестры 6

2008

Разработчик:

доктор психологических наук,

Профессор (МГУ им. М.В. Ломоносова) ___________ Ю.В. Микадзе

Составитель

кандидат медицинских наук,

доцент кафедры

психологии __________________ С.И. Ивашкина

РАССМОТРЕНА и ОДОБРЕНА на заседании кафедры психологии “_____” ______________ 200__ г. протокол № ____

1. ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

В процессе усвоения учебного материала дисциплины решаются разноспектральные задачи, формирующие современное естественнонаучное мировоззрение, профессиональное становление студентов и включают ознакомление будущих специалистов в области психологии с основными теоретическими положе­ниями отечественной и зарубежной нейропсихологии детского возраста, с принципами и методами нейропсихологического об­следования детей в отечественной и зарубежной нейропсихоло­гии; описание нарушений и отклонений в развитии психических фун­кций при локальных повреждениях мозга и иных расстройствах органического генеза, а также изучение нейропсихологического подхода к оценке нормального формирования психических функций в онтогенезе. Кроме того, в ходе изучения дисциплины осуществляется ознакомление с основными принципами различных видов профилактики и коррекции наруше­ний психических функций у детей, и наконец, решаются педагогические задачи по воспитанию студентов в духе гражданственности и подготовке к активному участию в жизни общества.

2. ВЫПИСКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ ДИСЦИПЛИНЫ ИЗ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА СПЕЦИАЛИСТА



Нейропсихология детского возраста

1

Нейропсихология детского возраста как наука о формировании мозговой организации психических процессов.

2

Нейробиологические основы синтеза.

3

Три функциональных блока мозга.

4

Нейропсихологические закономерности онтогенеза психической деятельности.

5

Проблема становления подкорково-корковых функциональных отношений.

6

Проблема становления межполушарных функциональных отношений.

7

Нейропсихологический подход к типологии онтогенеза.

8

Прикладные аспекты нейропсихологической работы в детской популяции.

3. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ, СТРУКТУРИРОВАННОЕ ПО ВИДАМ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ С УКАЗАНИЕМ ИХ ОБЪЕМА



Вид учебной работы

Объем в часах по формам обучения

ДО

ОЗО

1

Общая трудоемкость

72

72

2

Аудиторные занятия

36

8

3

Лекции

18

4

4

Семинары/практические работы

-

-

5

Лабораторные работы

18

4

6

Самостоятельная работа

36

64

7

Вид итогового контроля:

экзамен

экзамен



  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Дневное отделение



Наименование темы в соответствии с дидактической единицей стандарта

Всего часов

Лек-ции

лабо

раторные

Самост. работа

Продукт самост. работы




Раздел I. Теоретические основы нейропсихологии детского возраста.

8

4




4




1.

Методологические предпосылки и основные понятия тео­рии системной динамической локализации высших психических фун­кций в приложении к нейропсихологии детского возраста.

4

2




2

Доклад с мультимедийной презентацией

2.

Теория функциональных систем и системогенеза.

4

2




2

Доклад с мультимедийной презентацией




Раздел II. Эмпирический базис нейропсихологии детского возраста.

12

2

0

6




3.

Морфо - и функциогенез мозга.


4




-

2

Схемы проводящих путей, доклад с мультимедийной презентацией, списки литературы

4.

Формирование структурно-функциональной организации мозга как базиса развития ВПФ.

4




-

2

Реферат, доклад с мультимедийной презентацией, списки литературы

5.

Особенности генеза психических функций.


4

2




2

Реферат, доклад с мультимедийной презентацией, списки литературы




Раздел III. Клиническая нейропсихология детского возраста. На­рушения высших психических функций в детском возрасте в резуль­тате органических повреждений мозга.

12

6

0

6




6.

Особенности поражения нервной системы и исследования нарушений психических функций в детском возрасте.


4

2




2

Альбом н/пс методик, схема протокола обследования, схема заключения нейропсихологического обследования

7.

Нарушения перцептивных функций при органических по­вреждениях мозга.


4

2




2

Схемы проводящих путей, Альбом н/пс методик, Доклад с мультимедийной презентацией.

8.

Нарушения психических функций и поведения при эпи­лепсии.


4

2




2

Альбом н/пс методик, Доклад с мультимедийной презентацией,




Раздел IV. Клиническая нейропсихология детского возраста. Про­лонгированные нарушения психических функций в детском возрасте.

10

4

0

6




9.

Характеристика резидуальных состояний органического генеза.

4

2




2

Мультимедийная презентация, списки литературы

10.

Нарушения психического развития.


3

1




2

Мультимедийная презентация, списки литературы

11.

Нарушения поведения.


3

1




2

Видео материалы, протокол обследования клиента, заключение нейропсихологического обследования




Раздел V. Дифференциальная нейропсихология детского возраста. Индивидуальные особенности психического развития в детском воз­расте.

6

2

0

4




12.

Общая характеристика нейропсихологического подхода к проблеме индивидуальных различий в психическом развитии детей.

3

1

-

2

протокол обследования клиента, заключение нейропсихологического обследования

13.

Нейропсихологический синдромный анализ индивидуаль­ных различий в психическом развитии.

3

1

-

2

протокол обследования клиента, заключение нейропсихологического обследования




Раздел VI. Нейропсихологическая диагностика, профилак­тика и коррекция нарушений психических функций в детском возрасте.


28




18

10




14.

Методы нейропсихологического обследования высших пси­хических функций в детском возрасте: демонстрация комплексного нейропсихологического обследования. Специфика исследования гнозиса в различных модальностях, оптико - пространственного анализа, праксиса, речи, письма и чтения, памяти, внимания, мышления у детей дошкольного и школьного возрастов.

26

-

18

8

протокол обследования клиента, заключение нейропсихологического обследования

15.

Основные подходы к коррекционной работе в нейропсихо­логии детского возраста.

4

2

-

2

Просмотр видеоматериалов, Мультимедийная презентация, списки литературы




Итого

72

18

18

36




  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс по нейропсихологии детского возраста Согласовано iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Основы нейропсихологии»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,...
Учебно-методический комплекс по нейропсихологии детского возраста Согласовано iconУчебно-методический комплекс по основам нейропсихологии Специальность
Выписка дидактических единиц дисциплины из образовательного стандарта специальности
Учебно-методический комплекс по нейропсихологии детского возраста Согласовано iconУчебно-методический комплекс по основам нейропсихологии Специальность
Выписка дидактических единиц дисциплины из образовательного стандарта специальности
Учебно-методический комплекс по нейропсихологии детского возраста Согласовано iconСтоматология детского возраста
Рабочая программа по стоматологии детского возраста составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом по специальности:...
Учебно-методический комплекс по нейропсихологии детского возраста Согласовано iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Основы педиатрии и гигиены...
Введение данной дисциплины обусловлено тем, что необходимым условием успешной организации учебно-воспитательного процесса является...
Учебно-методический комплекс по нейропсихологии детского возраста Согласовано iconУчебно-методический комплекс Для специальности: 032401 Реклама Согласовано...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Социология рекламной деятельности» составлен в соответствии с требованиями Государственного...
Учебно-методический комплекс по нейропсихологии детского возраста Согласовано iconУчебно-методический комплекс Для студентов специальности: 030501 юриспруденция Согласовано
Учебно-методический комплекс «Таможенное право» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта...
Учебно-методический комплекс по нейропсихологии детского возраста Согласовано iconУчебно-методический комплекс Для специальности: 030501 «Юриспруденция»...
Учебно-методический комплекс гражданское процессуальное право (гражданский процесс) составлен в соответствии с требованиями Государственного...
Учебно-методический комплекс по нейропсихологии детского возраста Согласовано iconУчебно-методический комплекс Для специальности: 080505 Управление...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Социология и психология управления» составлен в соответствии с требованиями Государственного...
Учебно-методический комплекс по нейропсихологии детского возраста Согласовано iconУчебно-методический комплекс для специальности 030602 «Связи с общественностью»...
Учебно-методический комплекс «Религиоведение» составлен в соответствие с требованиями Государственного образовательного стандарта...
Учебно-методический комплекс по нейропсихологии детского возраста Согласовано iconУчебно-методический комплекс Для специальности: 080102 Мировая экономика...
Учебно-методический комплекс «Международные валютно-кредитные отношения» составлен в соответствии с требованиями Государственного...
Учебно-методический комплекс по нейропсихологии детского возраста Согласовано iconУчебно-методический комплекс Для специальности 080102 Мировая экономика...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Международная торговля» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Учебно-методический комплекс по нейропсихологии детского возраста Согласовано iconУчебно-методический комплекс Для студентов специальности 080102 Мировая Экономика
Согласовано: Рекомендовано кафедрой: Учебно-методическое управление ргтэу протокол №
Учебно-методический комплекс по нейропсихологии детского возраста Согласовано iconУчебно-методический комплекс Для студентов специальности 080115 Таможенное дело
Согласовано: Рекомендовано кафедрой: Учебно-методическое управление ргтэу протокол №
Учебно-методический комплекс по нейропсихологии детского возраста Согласовано iconУчебно-методический комплекс Для студентов специальности 080102 Мировая Экономика
Согласовано: Рекомендовано кафедрой: Учебно-методическое управление ргтэу протокол №
Учебно-методический комплекс по нейропсихологии детского возраста Согласовано iconУчебно-методический комплекс Для специальности: 080115 Таможенное...
Учебно-методический комплекс «Итоговая государственная аттестация» составлен в соответствии с гос впо по специальности 080115 Таможенное...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск