Скачать 3.82 Mb.
|
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра философии Одобрено УМС факультета социальных технологий Протокол №___________ «______»________________2011___ г. Председатель________________________ РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ Учебно-методический комплекс для специальности 030602 - «Связи с общественностью» Согласовано: Рекомендовано кафедрой: Учебно-метод. управление РГТЭУ Протокол №____________ «____»__________________20___ г. «____»___________20___ г. ______________________________ Зав. кафедрой___________ Москва 2011 Автор-составитель: доктор философских наук, профессор Лощилин А.Н. Учебно-методический комплекс «Религиоведение» составлен в соответствие с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по дисциплине по специальности 030602 – «Связи с общественностью». Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общепрофессиональных дисциплин и является обязательной для изучения. СОДЕРЖАНИЕ
курса «Религиоведение»……………………………………..…….….8
Очная форма обучения…………………………………….…..…11 6. Содержание курса..................................................................................12 7.Темы семинарских занятий………………………………………...….29 8.Задания для самостоятельной работы студентов………..………...245 9.Темы рефератов и методические указания ………………...……...246 по их выполнению.......................................................................... 246
11.1. Литература…………………………………………………….....250 11.2. Методическое обеспечение дисциплины……............................257 11.3. Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины…………………………………………………………….257
Комплексная учебная дисциплина Религиоведение включает в себя ряд разделов, из которых наиболее значимыми являются: история религии, социология религии, психология религии, феноменология религии. Научный анализ, объективность, историзм, опора на реальные факты, применение диалектического подхода к изучению феномена религии. Основные принципы и специфические методы исследования. Религия представляет собой один из важнейших пластов культуры, без знания которого невозможно претендовать на звание культурного и образованного человека. Программа курса адресована студентам, выбравшим специальность «Связи с общественностью» и излагает тот общий объём знаний, с которым должны быть знакомы студенты после прослушивания соответствующего лекционного курса, работы на семинарских занятиях и чтения рекомендованной литературы. Религии занимает значительное место в жизни общества, во многом определяя лицо культуры, её ценности, сам ход истории. Не случайно программа курса уделяет большое внимание этическим аспектам древних, национальных и мировых религий и их влиянию на жизнь человека и общества. Многонациональность и поликонфессиональность народов Российской Федерации ставят перед преподавателями религиоведения одну из важнейших и актуальных задач - формирование у студентов этнической и конфессиональной толерантности, формирование способности понимать культуру других народов, как и собственное духовное наследие. Эта способность особо актуальна в настоящее время. В современную эпоху глобализации представляется актуальным рассмотрение тенденции усиления взаимосвязей между различными религиями, как в плане экуменического движения, так и формирования всемирных религиозных сект. Важным является анализ феномена религиозного ренессанса в мусульманских странах и России; понятия, природы и последствий этнорелигиозных конфликтов. При этом важно изучать то общее, что есть у всех религий и то, что отличает одну конфессию от другой. Собственно лекционный курс может строиться преподавателем по разным методическим схемам. Творческий подход лектора к изложению материала может выражаться как в отборе рассматриваемых в лекциях проблем, так и в использовании фактических данных из разных регионов мира. Программа ориентирует на обеспечение диалектического единства религиоведения и смежных дисциплин, комплексного подхода к изучению курса. Оптимальным вариантом представляется сочетание историко-хронологического и культурно-географического подходов, базирующемся на системном подходе к изучению религиозных конфессий регионов. Предполагается, что теоретические знания и практические навыки будут даны на основе данной программы суммой трех дидактических форм: лекциями, семинарами, самостоятельным изучением рекомендуемой литературы и просмотра документальных фильмов. Данный курс учит совмещать толерантность с принципиальностью. Похоже, что этот урок сегодня нужнее всего. Для эпохи великой смены культурных канонов - а такова наша эпоха - это защита от эксцессов. Учебная программа, планы семинарских занятий, рекомендованная литература, тематика рефератов и примерные вопросы к зачету и экзамену по курсу «Религиоведение» составлены в соответствии с требованиями Государственного стандарта высшего профессионального образования. К каждой теме с целью более эффективного проведения семинарских занятий и зачетов прилагаются: методические рекомендации, список учебной, исследовательской и справочной литературы по курсу и контрольные вопросы по каждой теме. Контрольные вопросы и задания предполагают понимание и сознательное воспроизведение информации, умение обобщать и оценивать научные данные. Цель религиоведения - серьёзный анализ всей совокупности проблем происхождения, сущности и функций религии, её места в обществе, истории, культуре, её объективной роли на протяжении тысячелетий и в современном мире. Задачи религиоведения: сбор информации о религии как объекте исследования; систематическая интерпретация собранного материала с целью выявления его значения; объяснение сущности и происхождения религии; исследование её влияния на другие сферы общественной жизни, на сознание и поведение человека, описание различных религий, их сопоставление и классификация1.
Студенты должны овладеть знаниями в области религиоведения и выработать навыки интеллектуальной деятельности, которые позволят им всесторонне подходить к анализу и разрешению проблем будущей профессиональной деятельности, исходя из накопленного исторического опыта человечества, выработанных методологических принципов и обращенности к духовным ценностям человеческой личности. Задачи дисциплины заключаются в том, чтобы дать студентам всесторонние знания о генезисе религии, отношении ее к мифологии, о развитии ее предмета, функций, категориального аппарата, о соотношении научной, религиозной и мифологической картин мира; об историческом развитии религиоведческих концепций, основных этапах, специфике философских учений. Показать своеобразие философии, ее место в историческом развитии духовной культуры. Дать понимание взаимоотношения материального и духовного, биологического и социального начал в человеке, отношения человека к природе, обществу и другим людям и специфики глобальных проблем современности. Развить у студентов самостоятельность мышления при решении проблем формирования личности, ее свободы и ответственности за сохранение жизни, природы, культуры, нравственных и правовых норм общежития. Сформировать навыки методологических подходов при столкновении с многообразием представлений о формах человеческого знания, соотношении знания и заблуждений, знания и веры, рационального и иррационального, сознательного и бессознательного в человеческой деятельности. Способствовать приобретению студентами практических навыков понимания роли науки в развитии цивилизации, взаимодействия науки и техники и связанные с ними социальные и этические проблемы, ценности научной рациональности и ее исторических типов, умению использовать знание структуры, форм и методов научного познания. Привить студентам навыки использования философских принципов и категориального аппарата в анализе научных и социально-политических проблем современности. Дисциплина «Религиоведение» закладывает мировоззренческие основы культуры мышления студента. Исходя из этих соображений, она должна открывать цикл социальных и управленческих дисциплин. Вместе с тем религиоведение предполагает умение студента осуществлять рефлексию, анализировать обобщенную научную и религиозную куртины мира, что предполагает определенные навыки интеллектуальной деятельности и знакомство с содержательными аспектами научных теорий. Поэтому изучению религиоведения должны предшествовать такие дисциплины как «Логика», «История», «Современные концепции естествознания», «Теология», «Философия религии», «Психология религии», «Социология религии». Рекомендуется изучение курса «Релиоведение» на 2 или 3 курсах при очной форме обучения. 3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины Студент должен знать историю становления религиоведения, так как смысл и значение религиоведческих проблем раскрывается полностью в генезисе их исторического развития; уметь вычленять логику становления различных конфессий и их влияние на социально-духовные процессы в обществе; понимать смысл религии как квинтэссенции духовной жизни мыслящего человечества; знать особенности культа и обрядности современных религий, понимать смысл их мировоззренческих функции; знать основные концепции бытия, социальной структуры и динамики общества; развития человеческой личности и пути ее спасения. Студент должен владеть навыками культуры философского, культурологического и религиоведческого мышления, целенаправленно использовать богатый арсенал философских методов и процедур научно-теоретической деятельности; уметь производить конкретно-исторический анализ социальных процессов; решать свои непосредственные профессиональные задачи с учетом концепций самоценности человеческой личности; видеть перспективу развития человечества и пути разрешения конфликтных ситуаций.
в преподавании курса « Религиоведения». При изучении курса преподаватели широко используют инновационные технологии. Среди них пользуются большой популярностью такие формы, как выделение оппонентов выступающим студентам – метод учебной работы, вырабатывающий у оппонентов способность критической оценки выступления студента, а у выступающего навыки четкого формулирования ответов на критические замечания. Данный метод способствует выработке у студентов полемических навыков. Эта форма работы будет использоваться при назначении выступающих на семинарских занятиях с докладами (планируется эта форма занятий в тех случаях, когда преподаватель поручает студенту выступит с докладом по сложной теме семинарского занятия); проведение «круглых столов» по религиоведческим проблемам, наиболее созвучным нашему времени. Это один из наиболее эффективных способов для обсуждения острых, сложных и актуальных философских вопросов (Тема 1, 8). Для проведения « круглых столов» по некоторым темам: «Структура современных религий», «Возникновение религии», «Диалог и сотрудничество верующих и неверующих – основа формирования светского характера Российского государства»; вхождения в дух эпохи – метод культурологического моделирования той эпохи, в которой то или иное религиозное направление. Этот метод рекомендуется использовать при изучении тем: «Христианство», «Ислам»; дискуссии – форма учебной работы, в рамках которой студенты высказывают свою оценку основных направлений с точки зрения отнесения их к софийному, эпистемному образу религиоведения. Эта форма работы наиболее эффективна при изучении темы «Исторические типы религиоведения», «Возникновение христианства»; создание кроссвордов, способствующих лучшему освоению религиоведческого глоссария; подчеркивание гуманистической направленности религиоведческой мысли; «деловые игры» - метод имитации, когда студенты делятся на две подгруппы с исходными заданиями по отстаиванию своей философской или мировоззренческой позиции. Эта форма работы рекомендуется при изучении тем: «Православие», «Нетрадиционные религии»; тестирование - контроль знаний с помощью тестов. Эта форма контроля рекомендуется по всем темам курса.
5.1.Объем дисциплины и виды учебной работы
5.2 Распределение часов по темам и и видам учебной работы Очная форма обучения
|
Учебно-методический комплекс Для специальности: 030602 «Связи с общественностью» Учебно-методический комплекс «Психология массовых коммуникаций» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного... | Учебно-методический комплекс Для специальности 030602 «Связи с общественностью» Учебно-методический комплекс «Основы теории коммуникации» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного... | ||
Учебно-методический комплекс Для специальности: 030602 Связи с общественностью Учебно-методический комплекс «Имиджелогия» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего... | Учебно-методический комплекс Для специальностей: 030602 «Связи с общественностью» Учебно-методический комплекс «Медиапланирование» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта... | ||
Учебно-методический комплекс для направления 040200 «Социология»... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Учебно-методический комплекс Для специальности: 030602 «Связи с общественностью» Савицкий Д. В., кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и аудита | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Искусство и литература»... Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Учебно-методический комплекс Для студентов специальности 080102 Мировая Экономика Согласовано: Рекомендовано кафедрой: Учебно-методическое управление ргтэу протокол № | ||
Учебно-методический комплекс Для студентов специальности 080115 Таможенное дело Согласовано: Рекомендовано кафедрой: Учебно-методическое управление ргтэу протокол № | Учебно-методический комплекс Для студентов специальности 080102 Мировая Экономика Согласовано: Рекомендовано кафедрой: Учебно-методическое управление ргтэу протокол № | ||
Учебно-методический комплекс по специальности: 030602. 65 Связи с общественностью Калининград Целью курса является предоставление как теоретических, так и практических знаний в сфере конфликтологии | Учебно-методический комплекс Для специальности: 030501 «Юриспруденция»... Учебно-методический комплекс гражданское процессуальное право (гражданский процесс) составлен в соответствии с требованиями Государственного... | ||
Учебно-методический комплекс Для специальности: 080102 Мировая экономика... Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины | Учебно-методический комплекс Для специальности: 032401 Реклама Согласовано... Учебно-методический комплекс по дисциплине «Социология рекламной деятельности» составлен в соответствии с требованиями Государственного... | ||
Учебно-методический комплекс Для специальности: 080102 Мировая экономика... Учебно-методический комплекс «Международные валютно-кредитные отношения» составлен в соответствии с требованиями Государственного... | Учебно-методический комплекс Для специальности 080102 Мировая экономика... Учебно-методический комплекс по дисциплине «Международная торговля» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного... |