Смысловые установки как компонент профессиональных диспозиций студентов-психологов





Скачать 274.11 Kb.
НазваниеСмысловые установки как компонент профессиональных диспозиций студентов-психологов
страница1/4
Дата публикации26.04.2015
Размер274.11 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Психология > Автореферат
  1   2   3   4

На правах рукописи

__________________

САВЧЕНКО Наталья Алексеевна

СМЫСЛОВЫЕ УСТАНОВКИ КАК КОМПОНЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДИСПОЗИЦИЙ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ

Специальность 19.00.01 – «Общая психология,

психология личности, история психологии»

(психологические науки)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата психологических наук

Ростов-на-Дону

2008

Работа выполнена на кафедре общей психологии

факультета психологии Южного федерального университета


Научный руководитель - доктор психологических наук, профессор

Абакумова Ирина Владимировна


Официальные оппоненты: доктор психологических наук, профессор

Котова Изабелла Борисовна;


кандидат психологических наук, старший преподаватель

Бузакина Юлия Юрьевна

Ведущая организация - Государственное образовательное

учреждение высшего профессионального образования «Таганрогский государственный педагогический институт»

Защита состоится «21» июня 2008 года в 9-00 на заседании диссертационного совета Д-212.208.04 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата психологических наук при Южном федеральном университете по адресу: 344038, г. Ростов-на-Дону, пр. М. Нагибина, 13, факультет психологии, ауд. 222.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Южного федерального университета по адресу: 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 148.
Автореферат разослан 16 мая 2008 г.

Ученый секретарь


диссертационного совета

кандидат психологических наук,

доцент Тащёва А.И.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИИ

Актуальность темы исследования. Можно проследить историю становления интереса к исследованию смысловой реальности личности от изучения непосредственных, единичных структур, изменчивых и вплетенных в реальную деятельность (личностные смыслы) к исследованию самых устойчивых образований, венчающих всю жизнедеятельность личности (смысл жизни, ценности, смысложизненная концепция). При этом можно говорить о достаточно широком исследовании таких структур, как мотив, ценность, смысл жизни, личностный смысл и недостаточном исследовании промежуточного звена смысловой сферы в виде латентных структур, к которым, в частности, относятся смысловые диспозиции, и динамического звена, представленного смысловыми установками. В связи с этим в теоретическом аспекте само понятие смысловой установки еще не раскрыло всех своих граней.

В настоящий момент в науке можно выделить два подхода к пониманию сущности смысловой установки: 1) как формы выражения личностного смысла в виде готовности к совершению определенной деятельности в целом [Асмолов А.Г., 2002]; 2) как одной из составляющих исполнительных механизмов деятельности [Леонтьев Д.А., 2003]. Данные подходы раскрывают различные аспекты функционирования установки. Смысловую установку можно рассматривать не просто как ситуативный фактор и не только как структуру, регулирующую актуальную деятельность, но как структуру, которая обладает возможностью выходить из контекста актуальной деятельности и оказывать влияние на целостное развитие личности, выступая одним из его факторов. Данный факт важен в юношеском возрасте, когда осуществляется активное становление смысловой сферы личности. Смысловые установки, будучи регуляторными структурами личности, являются одним из факторов успешного становления профессионала. Неадекватные установки могут оказать существенное негативное влияние на дальнейшее профессиональное становление личности.

Значение установок в развитии личности показывают многие авторы [Асмолов А.Г., 2002; Леонтьев Д.А., 2003; Узнадзе Д.Н., 1966]; в том числе указывая на тот факт, что смысловая установка отвечает за избирательность профессионального развития [Алимов А.А., 2006; Дарвиш О.Б., 2007]. В связи с этим в последнее время появляется интерес к исследованию смысловых установок студентов: изучается динамика смысловых установок студентов в процессе обучения, особенности взаимосвязи установок с целостной смысловой сферой личности [Алимов А.А., 2006; Сладкомедова М.А., 2007; Пестриков Д.В., 2007]. Тем не менее, специфика, дифференциация, качественный аспект функционирования смысловых установок студентов-психологов в рамках учебной деятельности исследованы еще не достаточно целостно.

Актуальность темы исследования обусловлена запросом реальной практики на квалифицированных специалистов, необходимостью прогнозирования и планирования эффективного профессионального развития. Выявление специфики смысловых установок, вносящих вклад в формирование общей магистральной линии не только профессионального, но и личностного развития, и своевременная их коррекция являются одним из источников оптимального развития личности.

Недостаточная разработанность данной темы в рамках общей психологии предопределили тему, объект, предмет, цели и задачи настоящего диссертационного исследования.

Цель исследования заключается в изучении особенностей смысловых установок студентов-психологов как компонента профессиональных диспозиций

Предмет исследования: смысловая сфера студентов-психологов

Объектом исследования выступили студенты-психологи Южного федерального университета (ЮФУ) и Таганрогского института управления и экономики (ТИУиЭ) в количестве 93 человек в возрасте от 18 до 22 лет

Гипотезы исследования:

1. Смысловые установки студентов-психологов являются существенным фактором, определяющим их отношение к профессии «Психолог».

2. Смысловые установки существенно влияют на представления студентов-психологов о специфике самореализации в дальнейшей профессиональной деятельности.

3. Смысловые установки, влияющие на представления о дальнейшей самореализации в профессии, зависят от уровня их сформированности.

4. Сформированные смысловые установки имеют различные содержательные компоненты.

Задачи исследования:

Теоретические задачи:

1. Рассмотреть методологические и теоретические подходы к исследованию смысловой сферы личности, изучить основные теоретико-методологические подходы к проблемам смысловых установок и диспозиций личности.

2. Рассмотреть понятие профессиональной диспозиции, определить ее особенности и структуру.

3. Рассмотреть историю исследования установок личности, определить современное состояние проблемы смысловых установок.

4. Рассмотреть понятие профессионального представления как компонента смысловых установок личности.

Методические задачи:

5. Определить методические подходы к исследованию смысловых установок как компонента профессиональных диспозиций.

6. Разработать диагностический пакет методик для исследования смысловых установок как компонента профессиональных диспозиций студентов-психологов в процессе их обучения по специальности «Психолог».

7. Разработать и апробировать анкету и проективную методику «Диагностика профессиональных предпочтений сюжетно-ролевого киноматериала», выявляющих уровни сформированности установок.

Эмпирические задачи:

8. Эмпирически изучить и проанализировать различные уровни сформированности установок по отношению к профессии «Психолог».

9. Выявить формы и особенности проявления сформированных установок.

10. Показать особенности связи различных уровней сформированности смысловых установок с различными компонентами смысловой сферы личности.

11. Апробировать авторскую методику «Диагностика профессиональных предпочтений сюжетно-ролевого киноматериала».

Методологическими и теоретическими предпосылками исследования являются:

1. Общепсихологические теории, открывающие особенности становление современной теории смысла, смыслообразования (И.В. Абакумова, А.Г. Асмолов, Б.С. Братусь, Ф.Е. Василюк, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.И. Слободчиков, В.В. Столин и др.).

2. Теории крупнейших представителей отечественной и западной гуманистической и экзистенциальной психологии, раскрывающие особенности смысловой сферы личности (А.Ю. Агафонов, А.Г. Асмолов, Б.С. Братусь, Дж. Бьюдженталь, Д.А. Леонтьев, Р. Мэй, В. Франкл и др.).

3. Отечественные и западные теории, рассматривающие особенности установок и диспозиций, описывающие их значение и роль в регуляции деятельности личности (А.Г. Асмолов, Р. Кеттел, Д.А. Леонтьев, В.Н. Мясищев, Г. Олпорт, Д.Н. Узнадзе, В.А. Ядов и др.).

4. Теоретические и практические исследования особенностей профессиональных представлений (Г.М. Белокрылова, В.Д. Брагина, А.И. Донцов, Т.А. Казанцева, Н.Л. Кирт, Г.Ю. Любимова, В.Н. Обносов, Ю.Н. Олейник, Е.А. Семенова, И.Б. Терешкина и др.).

Методы исследования:

Одну из групп составили методы, относящиеся к самому процессу исследования: сравнительный анализ идей и концепций, тестирование, анкетирование. Другую группу составили методы обработки данных: количественные – статистические методы (t – критерий Стьюдента) и качественные – контент-анализ данных, аналитическое сравнение. Для компьютерной обработки эмпирически полученных данных использовались стандартные статистические методы и программы: «Microsoft Excel 7.0» и «STATISTIKA Stat Soft 6.0».

Методический инструментарий:

1. Для исследования уровня сформированности и специфики смысловых установок была разработана анкета и авторская методика «Диагностика профессиональных предпочтений сюжетно-ролевого киноматериала».

2. Для исследования особенностей сформированных смысловых установок применялась методика предельных смыслов (МПС), разработанная Д.А. Леонтьевым.

3. Для исследования особенностей связи смысловых установок с компонентами смысловой сферы личности были применены методики: «Тест смысложизненных ориентаций» (модификация Д.А. Леонтьева), «Самоактуализация личности» (модификация Н.Ф. Калины), «Изучение мотивов учебной деятельности» (модификация А.А. Реана и В.А. Якунина), «Направленность личности» (В. Смейкала и М. Кучера).

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Смысловые установки определяют направленность и избирательное отношение к тем компонентам профессиональной подготовки, которые соответствуют представлениям студентов о своей будущей профессиональной деятельности.

2. Смысловые установки, задавая определенную направленность учебной деятельности, формируют обобщенную модель будущей профессиональной деятельности.

3. Смысловые установки, влияющие на представления о дальнейшей самореализации в профессии, зависят от уровня их сформированности: уровня ситуативной, условно сформированной и сформированной установки.

4. Модель профессиональной диспозиции как формы смысловой диспозиции включает в себя: содержательно-смысловой (отношение к профессии и ее компонентам), динамический (связь с мотивами деятельности) и поведенческий компонент (смысловая установка).

5. Сформированные смысловые установки имеют различные содержательные компоненты, заключающие в себя устойчивое отношение к будущей профессиональной деятельности и ее компонентам.

6. Сформированные смысловые установки, различающиеся в содержательном компоненте, могут реализовываться в виде диспозиционных сценариев, определяющих особенности профессиональной самореализации: содержательного и операционального. Содержательный сценарий предполагает стремление к развитию профессиональных качеств, а операциональный сценарий определяет стремление к развитию технической стороны будущей профессиональной деятельности.

Научная новизна работы:

1. Описано понятие профессиональной диспозиции как элемента выстраивания профессиональной стратегии;

2. Выделены характеристики смысловой установки различного уровня сформированности;

3. Установлена взаимосвязь различных уровней сформированности установки с компонентами смысловой сферы личности;

4. Описаны различные диспозиционные сценарии профессиональной самореализации студентов-психологов.

Теоретическая значимость исследования заключается:

1. В определении понятия профессиональной диспозиции как формы смысловой диспозиции и элемента выстраивания профессиональной стратегии;

2. В выделении уровней сформированности смысловой установки и проявления сформированных установок;
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Смысловые установки как компонент профессиональных диспозиций студентов-психологов iconУстановки россиян относительно сбережений и кредитов
В этой связи особое значение приобретает то, как воспринимаются людьми смыслы и значения денег как социального объекта, а также их...
Смысловые установки как компонент профессиональных диспозиций студентов-психологов iconА. А. Дорибидонтова, М. Г. Макарченко Профессионально-ориентированные...
Абитуриенты профессиональных училищ (ПУ) обладают важными особенностями, которые оказывают влияние на изучение ими как общеобразовательных,...
Смысловые установки как компонент профессиональных диспозиций студентов-психологов iconОрганизация и методика проведения профессиональных проб
Методические рекомендации для школьных психологов, классных руководителей, учителей-предметников, социальных педагогов
Смысловые установки как компонент профессиональных диспозиций студентов-психологов iconРазработка урока музыки п о программе «Музыка» Г. С. Ригиной По системе...
Личностные: формирование основ социальных компетенции (включая ценностно-смысловые установки моральные нормы),опыт социальных и межличностных...
Смысловые установки как компонент профессиональных диспозиций студентов-психологов iconРуководство по новой методике психо­логической диагностики личности...
Работа выполнена при поддержке ргнф, проект 06-06-00449а «Структура и диагностика личностного потенциала»
Смысловые установки как компонент профессиональных диспозиций студентов-психологов iconТема урока «Смысловые отношения между предложениями и последовательность предложений в тексте»
Обучать соблюдать порядок следования предложений в тексте, обосновывать смысловые отношения от предложения к предложению, различать...
Смысловые установки как компонент профессиональных диспозиций студентов-психологов iconФакультет психологии утверждаю
Программа предназначена для студентов-психологов мпси (бакалавриат)
Смысловые установки как компонент профессиональных диспозиций студентов-психологов iconБюллетень как информационное средство самообразования учителя
России к постиндустриальному этапу развития, необходимых для развития профессиональных компетенций студентов
Смысловые установки как компонент профессиональных диспозиций студентов-психологов iconТема Политика, как социальное явление. Политика как компонент структуры...
Минаков В. Б. Политология. Методические указания к семинарским занятиям для студентов всех специальностей очной формы обучения. Тюмень:...
Смысловые установки как компонент профессиональных диспозиций студентов-психологов iconДоклад о работе гмо педагогов психологов за 2010-2011 учебный год...
В состав гмо педагогов – психолог с начала учебного года входило 8 педагогов – психологов, на конец года осталось 7
Смысловые установки как компонент профессиональных диспозиций студентов-психологов iconРасчет цикла парогазовой установки
Кпд реальных машин. Программа позволяет исследовать влияние различных параметров на энергетическую эффективность парогазовой установки....
Смысловые установки как компонент профессиональных диспозиций студентов-психологов iconМосковский энергетический институт (технический университет) институт...
Профиль(и) подготовки: Техника и физика низких температур, Теплофизика, Атомные электростанции и установки, Термоядерные реакторы...
Смысловые установки как компонент профессиональных диспозиций студентов-психологов iconПрограмма разработана для тех, в чью деятельность психология творчества...
Цель. Программа разработана для тех, в чью деятельность психология творчества войдет как одна из профессиональных дисциплин, которая...
Смысловые установки как компонент профессиональных диспозиций студентов-психологов iconРабочая программа для студентов очной формы обучения направления 030300. 62 «Психология»
Программа предназначена для студентов Тюмгу и разработана в соответствии с гос, учебным планом института для студентов высшего профессионального...
Смысловые установки как компонент профессиональных диспозиций студентов-психологов iconУчебно-методическое пособие для студентов до, во и озо биолого-почвенного...
Целью изучения дисциплины является формирование у студентов взгляда на животный мир как обязательный компонент биосферы, от состояния...
Смысловые установки как компонент профессиональных диспозиций студентов-психологов iconПрезентация «Полигон профессиональных предпочтений» исводная таблица...
Классный час «Дороги, которые мы выбираем» проводится в 11 классе как итоговый после диагностического изучения профессиональных предпочтений...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск