Бюллетень как информационное средство самообразования учителя





Скачать 116.35 Kb.
НазваниеБюллетень как информационное средство самообразования учителя
Дата публикации13.10.2013
Размер116.35 Kb.
ТипБюллетень
100-bal.ru > Информатика > Бюллетень
Районный фестиваль

педагогического мастерства творчески работающих коллективов

Ярмарка методических идей - 2010

«Методический бюллетень как информационное средство самообразования учителя»

Подготовила: учитель русского языка и литературы МОУ-СОШ п.Колос Марксовского района Аксёнова Ю.И.

г.Маркс – 2010

Методический бюллетень как информационное средство самообразования учителя.
Рождение новой школы - длительный, трудный, сложный путь. Процесс обновления требует реконструкции и совершенствования не только содержания обучения, но и методической работы. Необходимо создать все условия для роста профессионального мастерства учителя. Мастерство учителя формируется через постоянную, систематическую, профессиональную учебу на местах. Кроме того, системная и комплексная деятельность по повышению квалификации тесно связана с учебно-воспитательным процессом, и учитель имеет возможность на практике осваивать современные методики, формы и виды развивающего обучения.

Методическая работа по повышению профессионализма учителя - важнейшее звено в системе непрерывного образования учителя.

Невозможно представить себе успешное функционирование школы без хорошо организованного просвещения педагогов в самом учебном заведении.

Большое значение в деятельности педагогического коллектива может сыграть такая форма просвещения педагогов как методический бюллетень. Методический бюллетень выпускается один раз в триместр или в четверть. Он должен включать материалы, содержание которых поможет педагогу повысить свое профессиональное мастерство, познакомит учителей с достижениями педагогической науки, достижениями педагогического коллектива.

В выпуске методического бюллетеня школы должны быть заинтересованы

не только педагоги, но и администрация школы, так как материалы

методического бюллетеня могут помочь оперативно познакомить учителей с самыми важными и интересными материалами, столь необходимыми каждому педагогу в организации урока.
Методический бюллетень - это вести с урока, анализ его коллегами. В нем указываются цели, задачи урока, учебная и методическая темы, формы, методы и приемы, использованные учителем, эффективность урока. Учителя отмечают, что запомнилось и понравилось, благодарят своего коллегу. Методические бюллетени вывешиваются на педагогическом совете, к ним обращаются выступающие. Такой прием побуждает учителей работать над собой, им не безразлично внимание администрации и коллег: если работой интересуются, говорят о ней, то чувство ответственности за порученное дело повышается. Даже работающий без особого энтузиазма не хочет отставать от коллег и стремится показать, на что он способен.

Мы первый раз решили обратиться к выпуску методического бюллетеня при подготовке педагогического совета «Инновационные технологии в учебно-воспитательном процессе» в феврале 2010 года. На предложение заместителя директора по УВР выпустить бюллетень на эту тему откликнулись два учителя – руководитель МО учителей гуманитарного цикла Москвичева И.И. и учитель начальных классов Слободских Л.В. Изучив литературу по выпуску методических бюллетеней, поработав с коллегами, они представили на педсовет своё видение новых педагогических технологий в учебном и воспитательном процессе. ( показ бюллетеней).

Всему педагогическому коллективу понравилась эта форма методической работы: можно обратиться не один раз к интересующим рубрикам ( в отличие от компьютерных презентаций), прочитать мнение коллег о той или иной проблеме. Здесь же, на педсовете, внесли предложение в следующем методическом бюллетене предусмотреть кармашки «Обратите внимание: это интересно», в которые любой желающий мог бы положить материал из собственного опыта работы по данной теме.
Возможные разделы методического бюллетеня:

- федеральные, региональные и муниципальные нормативные документы в сфере образования;

- достижения педагогической науки, инновации в образовании;

- информация (практические материалы) об актуальном педагогическом опыте в своем образовательном учреждении;

- методический калейдоскоп (конспекты лучших уроков, внеклассных мероприятий, дидактические материалы, методические рекомендации и т. д.);

- оперативная информация;

- памятки и рекомендации для учителей и учащихся.
Методический бюллетень помещается на видном месте. В нашей школе готовится к открытию методический кабинет, и методический бюллетень займет в нем центральное место.

В конце этого учебного года мы планируем провести рейтинг оценки роли методического бюллетеня в просвещении педагогов школы. Каждое методическое объединение должно предложить материалы для методических бюллетеней на новый учебный год.

Интересной формой презентации деятельности методических объединений школы является их представление на страницах методического бюллетеня. Такой тематический бюллетень помогает активизировать дельность педагогического коллектива, заставляет проанализировать свою деятельность, нацеливает педагогов на прогнозирование своего труда.
Презентация методического объединения педагогов в методическом бюллетене у нас будет выглядеть так:

1. состав методического объединения (в этой рубрике должны быть представлены все педагоги, которые входят в данное методическое объединение, их стаж, образование, время поступления на работу в данную

школу, краткий анализ их деятельности, достижения каждого педагога за время работы в данной школе, поощрения и награды);

2. исследования, касающиеся рейтинга предметов, преподаваемых данными педагогами, среди учащихся и родителей;

3. материалы интересных уроков и внеклассных мероприятий по данным предметам;

4. достижения педагогов данного методического объединения в школе, районе;

5. материалы методических недель и дней;

6. материалы методического объединения, отражающие работу МО рамках методической темы;

7.материалы, демонстрирующие работу творческих и проблемных групп;

8.проблемы, над которыми работает методическое объединение.
Такой выпуск методического бюллетеня позволит педагогам по-иному взглянуть на своих коллег, способствует развитию способности к переосмыслению собственной деятельности, развивает потребность в творческом взаимообмене.
Безусловно, методический бюллетень будет востребован тогда, когда педагог сможет с его помощью многое узнать и получить рекомендации, которые будут способствовать повышению результативности школьного урока, внеклассного мероприятия, повышению профессионального мастерства учителя.

Приложение

Методический бюллетень

« Категории неуспевающих детей и методы работы с неуспевающими детьми».


Исследование состава неуспеваемости и обоснование средств ее предупреждения требуют использования 2-х терминов:
1. "неуспеваемость";
2. "отставание".
Под неуспеваемостью понимается несоответствие подготовки учащихся требованиям содержания образования, фиксируемое по истечении какого-либо значительного отрезка процесса обучения (например: цепочки уроков, посвященных изучению одной темы или раздела курса, учебной четверти, полугодия, года).
В основе отставания в учении лежит расхождение требований, предъявляемых к познавательной деятельности школьников, с реально достигнутыми ими уровнем умственного развития и их потенциальными возможностями.
Первым предупреждением неуспеваемости является диагностика. Ею занимаются психолог (диагностическая карта класса), медицинский работник (состояние здоровья детей), педагоги, классные руководители, социальный педагог (изучение социума семьи).Второе звено – планирование методической работы в школе с учетом результатов диагностики. Третье звено – продуманная система воспитательной работы, ориентированной на формирование дружного, любознательного, трудолюбивого классного и школьного коллектива.

Мастерство педагога играет большую роль в преодолении неуспеваемости , оно заключается в том, чтобы знакомое показать в новом аспекте, повернуть новой стороной к учащимся. Особенно это важно в тех предметах, где требуется тренировка умений и навыков. Одним из средств здесь является установление межпредметных связей, показ того, как данное умение, данное действие связано с ранее усвоенным и чем отличается. Интерес возникает и тогда, когда устанавливаются межпредметные связи.

Влияет на создание положительного отношения к учению и степень самостоятельности на уроках. Все школьники – от мала до велика - стремятся к самостоятельности, загораются, когда им предстоит что-то сделать самим. Вот почему так повышает интерес к учению самостоятельный выбор учащихся средств, способов действия.

На эмоциональный настрой учащихся влияет понимание ими хода учебного процесса. Интересно, когда понятно – что, как и для чего. Когда последовательность и задачи действий не мотивированы для учащихся, не может быть и единства деятельности учителя и учащегося.

Мотивация деятельности и поведения в школьном возрасте имеет свои особенности. На вопрос: “Что любят дети, чего они хотят?” - С. Шацкий ответил так:

1. У детей сильно развит инстинкт общительности, они легко знакомятся друг с другом – игры, рассказы, неугомонная болтовня служат признаками этого инстинкта.

2. Дети – настойчивые исследователи по природе, отсюда их легко возбуждающееся любопытство, бесчисленное количество вопросов, стремление все трогать, пробовать,

3. Детям необходимо проявлять себя, говорить о себе, о своих впечатлениях. Отсюда постоянное выдвигание своего “я” и огромное развитие фантазии и воображения – это инстинкт детского творчества.

4. Дети любят созидать, устраивать что-то, дополняя недостающее воображением.

5. Громадную роль в формировании детского характера играет инстинкт подражательности.

Нужно понять: важно не только то, чего желаем мы сами, но и то, чего хочет ученик. Не пытайтесь его ломать и переделывать: он не виноват в своих желаниях. Задача педагога – сменить направленность устремлений, если они не совпадают с педагогическими целями. Необходимо учить детей страстно чего-то желать, пусть это будут даже те желания, которые не совсем согласуются с педагогическими намерениями.

Главное, чтобы они возникали и вы могли бы опираться на них. Подталкивайте ваших питомцев к нормальным человеческим желаниям, тогда можно будет подобрать конкретные и определенные стимулы для мобилизации усилий.

Учитывайте интересы и склонности. Понять - значит простить, гласит библейская мудрость. Кому же понять школьника как не учителю? Нет школьников ничем не интересующихся. Но мы так и не научились учитывать интересы школьника. В трудных случаях необходимо идти от формы к содержанию, от эмоций к логике – тогда появится больше шансов заинтересовать учеников целями. «Драматизируйте свои идеи, -советует Д.Карнеги,- подавайте их ярко, эффектно».

Говорите о том, что интересует ваших учеников, точнее, с этого начинайте. Проявляйте интерес, уважение к их увлечениям. Помните: ваша цель – переориентировать интересы школьников на воспитательные и дидактические цели. Среднего человека интересует его собственное имя гораздо больше, чем все остальные, вместе взятые, обобщает Д.Карнеги. Используйте эту страсть в своих целях: пишите крупными буквами на доске, стендах имена чем-то отличившихся ребят.

Находите возможность помочь школьникам в осуществлении их намерений.

Не упрекайте за невыполненное обещание. Лучше ободрите и помогите принять реальное, выполнимое решение. А если намерение сложное, научите, как приблизиться к его осуществлению.

Поощряйте желание добиться признания. Не следует пренебрегать этим стимулом, если он оказывает на учебный процесс благоприятное воздействие. Как заразить этим желанием учащихся, потерявших надежду “ выйти в люди”, страдающих заниженной самооценкой? Тут приходится аппелировать к самым различным эмоционально-волевым сферам и находить нестандартные решения. Знайте, что у 75% школьников повышенная тревожность. Они ждут вашего одобрения, сочувствия, а не новых замечаний и порицаний. Признавайте достоинства. Вызывайте у учащегося энтузиазм и развивайте все лучшее, что есть в человеке, авансируйте положительные сдвиги. Одобряйте успехи. “Образно выражаясь, похлапывание по спине за хорошо выполненную работу неизменно стимулирует учащегося усердно трудиться” - пишет американский педагог А. Дреер.

Значение интереса, потребности в знаниях очень велико для достижения доступности в обучении. Причем важно вызвать интерес к самому объекту изучения, к самой деятельности учения. Важнейшее условие создания благоприятной атмосферы на уроке – заинтересованность учащихся в предмете изучения, в деятельности учения. Разрыв между значимостью учебного материала и потребностью учащихся в ознакомлении с ним создает психологические барьеры.

Работа с неуспевающими детьми может осуществляться как на уроке, так и вне урока (дополнительные занятия).
На уроке для неуспевающих учащихся рекомендуются карточки с индивидуальными заданиями, рекомендуется давать им больше времени для обдумывания ответа у доски, большое внимание уделяется работе с временными группами (предлагается выделить 3 группы: слабые; средние; сильные; на тех или иных этапах урока организуется самостоятельная работа по группам и учащиеся выполняют задания разной степени трудности), при этом переход из одной группы в другую не запрещается.
На дополнительных занятиях можно предоставлять учащимся право спрашивать своих товарищей, проверять самостоятельные работы друг друга, объяснять задания тому, кто еще не понял.
Также одним из приемов работы с неуспевающими учащимися может быть социоигровой стиль обучения, разработанный А.П.Ершовой и В.М. Букатовым. На таком уроке "сценки" могут разыгрываться и по поводу нового сложного определения, формулы или личного мнения об изучаемом литературном произведении, подготавливаются и исполняются такие "сценки" небольшими группами учеников тут же, на уроке, без долгих репетиций и особой подготовки.

Американский автор Холингсворс дал образное сравнение всей массы детей со стаей птиц, летящих на юг осенью: в середине сплошная туча птиц, впереди и сзади сплошная масса редеет. То же и школьники. Больше среди них, как принято говорить, “нормальных”. Граница между нормой и исключительностью условна. Не секрет, что среди разных заболеваний у современных детей наблюдаются психические расстройства – 15-20%. При этом в 2 из 5 случаев наблюдается у детей тревога и депрессии. В подростковом возрасте важнейшим становится процесс становления самооценки – процесс когнитивный. Только благодаря повторяющейся самооценке у ребенка складывается отношение к собственной личности. (Кулаков С.А. “На приеме у психолога –подросток”) . В книге “Личность школьника” Кулагина И.Ю предлагает разделить неуспеваемость на раннюю и позднюю. Ранняя неуспеваемость отмечается с 1 класса. Причины могут быть разные – педагогическая запущенность, недостаточная подготовка к школе, ЗПР, личностные особенности. Поздняя неуспеваемость – в средних классах. Причины – изменение мотивации, перелом в отношении к учению, переход в среднее звено совпадает с подростковым возрастом, заболевание и т.д. Доктор мед. наук Колбанов В.С. назвал этот период - “эффект горного ущелья”, который указывает на резкое падение результатов обучения в 5-6-7 классах, а затем повышающейся успеваемостью. В западной терминологии есть термин “выученная беспомощность”, когда ребенок не может справиться самостоятельно с проблемой в силу штампа “плохого, не справляющимся ученика”. Зимняя И.А. разделила педагогическую деятельность на 5 видов - от непродуктивной до высшей. Приведем пример высшей педагогической деятельности: педагог владеет стратегиями превращения своего предмета в средство формирования личности учащегося, его потребностей в самообразовании, самооценки, развитии. Там же приводятся примеры педагогических умений. Приведем некоторые из них.

-“кого учить” - изучать состояние отдельных функций учащихся, их РУВ, выделять зону ближайшего развития, строить индивидуальные программы.

- “как учить” - использовать индивидуальный и дифференцированный подход, сравнивать педагогические ситуации, комбинировать их, определять причины неуспеваемости учащегося. Народная мудрость гласит: “Кто не горит, а тлеет, зажечь никого не может”. Кроме того, не обладая эмпатией (умение ставить себя на место другого), педагог не может иметь устойчивые профессиональные позиции системы отношений: к ученику, к себе, к коллегам. Педагогические затруднения связаны с недостаточной рефлексией и низкой критичностью по отношению к себе, когда учитель не видит причины в самом себе, мешающие ему понять ученика и влиять на него, не умеет связать проблемы у ученика с собственной работой.

Памятка для учителей-предметников,

работающих с неуспевающими и слабоуспевающими учениками

№ п/п

Фамилия, имя ученика

Класс

По каким предметам не успевает

Причины, которые привели к плохой успеваемости


Какие средства (дидактические, воспитательные, учебные, внеклассные, дополнительные занятия) используют в работе с учеником

Какие изменения наблюдаются. Есть ли результаты работы

1





















Методический бюллетень: «Методы обучения и воспитания»,

«Виды поурочного контроля», «Как учить школьников учиться»


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Бюллетень как информационное средство самообразования учителя iconСамообразования
«Дискуссионные уроки по истории и обществознанию как средство формирования мировоззрения старшеклассников»
Бюллетень как информационное средство самообразования учителя iconУчебник «English viii»
Иностранный язык стал в полной мере осознаваться как средство общения, средство взаимопонимания и взаимодействия людей, средство...
Бюллетень как информационное средство самообразования учителя iconРабочая программа по немецкому языку
Иностранный язык стал в полной мере осознаваться как средство общения, средство взаимопонимания и взаимодействия людей, средство...
Бюллетень как информационное средство самообразования учителя iconПлан самообразования учителя мбоу сош с. Подольск димухаметовой майсары разитовны должность
Тема самообразования: «Внедрение фгос второго поколения на уроках русского языка и литературы»
Бюллетень как информационное средство самообразования учителя iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Иностранный язык стал в полной мере осознаваться как средство общения, средство взаимопонимания и взаимодействия людей, средство...
Бюллетень как информационное средство самообразования учителя iconПрограмма по английскому языку для 8 класса (экстерн) Учебник «English viii»
Иностранный язык стал в полной мере осознаваться как средство общения, средство взаимопонимания и взаимодействия людей, средство...
Бюллетень как информационное средство самообразования учителя icon6. Учебник английского языка для 10-11класса, авт. Кузовлев В. П....
Иностранный язык стал осознаваться как средство общения, средство взаимопонимания и взаимодействия людей, средство приобщения к иной...
Бюллетень как информационное средство самообразования учителя iconЗадачам на дискретных структурах. Математика нужна не как метод расчета,...
Общество 21в. – общество информационное. Центр тяжести в решении задач переместился от задач вычислительной математики к задачам...
Бюллетень как информационное средство самообразования учителя iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Иностранный язык стал в полной мере осознаваться как средство общения, средство взаимопонимания и как важное средство для развития...
Бюллетень как информационное средство самообразования учителя iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Иностранный язык стал в полной мере осознаваться как средство общения, средство взаимопонимания и как важное средство для развития...
Бюллетень как информационное средство самообразования учителя iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Иностранный язык стал в полной мере осознаваться как средство общения, средство взаимопонимания и как важное средство для развития...
Бюллетень как информационное средство самообразования учителя iconАнализ учебно воспитательной работы школы за 2012 2013 учебный год
«Единое информационное пространство школы как средство социализации личности» решая поставленные задачи
Бюллетень как информационное средство самообразования учителя iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методическое объединение в 2011-2012 учебном году работало над темой «Инновационные технологии как средство самообразования, самореализации,...
Бюллетень как информационное средство самообразования учителя iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Информационное пространство учителя как фактор повышения качества образования». В стажировке приняли участие учителя химии и заместители...
Бюллетень как информационное средство самообразования учителя iconСамостоятельная работа на уроках биологии как средство развития познавательной...
Обучение предполагает активную деятельность, как учителя, так и учеников. Как бы не старался учитель, если школьники не работают...
Бюллетень как информационное средство самообразования учителя iconВыступление учителя нач классов: Нетылевой И. В. Мбоу сош№9 им. М....
Урок, возвышающий ребенка до осмысления истины, способствует движению к счастью. Знания ценностны лишь как средство постижения тайн...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск