Учебно-методический комплекс дисциплины «психогенетика»





Скачать 219.28 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины «психогенетика»
Дата публикации01.05.2015
Размер219.28 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Психология > Учебно-методический комплекс
Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования Московской области

«Международный университет природы, общества и человека «Дубна»
Филиал «Угреша»


Кафедра психологии
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

«ПСИХОГЕНЕТИКА»

Для специальности 030301 Психология

Дзержинский, 2011 г.

УМК разработан Соловьевой Ольгой Васильевной, к. псих. Н., доц.

(ученая степень, ученое звание, фамилия, имя, отчество разработчиков)
Протокол заседания кафедры психологии

(название кафедры)

№ _____ от «____» ________________ 200__ г.
Заведующий кафедрой _______________ /_________________________ /

(подпись) (фамилия, имя, отчество)

СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания выпускающей1 кафедры психологии

(название кафедры_

№ _____ от «____» ________________ 200__ г.
Заведующий выпускающей кафедрой _____________ /_________________ /

(подпись) (фамилия, имя, отчество)


Заведующий выпускающей кафедры

Университета «Дубна» _________________/ _доц. Сахарова Н.А._ /

(подпись) (фамилия, имя, отчество)

Директор филиала ___________/Б.М. Балоян/

(подпись)

«____» ________________ 200__ г.
Проректор по учебной работе ___________________/к.х.н., доцент С.В. Моржухина/
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московской области

«Международный университет природы, общества и человека «Дубна»

Филиал «Угреша»

Кафедра « »
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе

__________________ С.В. Моржухина
«_____»___________2010 г.


П Р О Г Р А М М А Д И С Ц И П Л И Н Ы
« Психогенетика»
по направлению 030301 Психология


Форма обучения: очная,заочная
Уровень подготовки: специалист

Курс (семестр): _ 3 (6)

г. Дзержинский , 2011 г.
Автор программы:

к.п.н., доцент кафедры «_Психологии_» Соловьева Ольга Васильевна_________________

(ученая степень, ученое звание, фамилия, имя, отчество разработчика, подпись)
Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и учебным планом по специальности

030300 Психология
Программа рассмотрена на заседании кафедры «_Психологии_____________________»

(название кафедры)

Протокол заседания № _____ от «____» ________________ 2010 г.
Заведующий кафедрой ________________ / __________________________ /

СОГЛАСОВАНО
Заведующий выпускающей кафедрой _______________ / ______________________ /
Заведующий выпускающей кафедры

Университета «Дубна» _________________/ _____________________ /

(подпись) (фамилия, имя, отчество)
Рецензент: _____________________________________________________________

(ученая степень, ученое звание, Ф.И.О., место работы, должность)

Директор филиала ____________________ /д.т.н., профессор Б.М. Балоян /

(подпись) (ученое звание, степень) (Ф.И.О)

«____» _________ 20__ г.


Зав. библиотекой ___________________ /Зиберева О.А. /
Выписка из ГОС ВПО

(для программ, составленных по дисциплинам федерального компонента ГОС ВПО).

№ Гос. регистрации


Индекс

Наименование дисциплин и их основные разделы


Всего часов

ОПД.Ф.07

Психогенетика


60




Основные положения современной дифференциальной психологии и генетики, необходимые для профессионального понимания психологических данных; методы психогенетики и их разрешающая способность; результаты исследований наследственных и средовых детерминант в изменчивости психологических и психофизиологических признаков в индивидуальном развитии и некоторых формах дизонтогенеза; место психогенетики в системе психологических знаний.






Дисциплина относится к блоку общепрофессиональных дисциплин ОПД.Ф.07 В курсе дается анализ современных теоретических воззрений на взаимосвязь генетических и средовых факторов и их роль в формировании и развитии психики человека и животных. Описывается влияние генетических факторов на формирование психических отклонений и девиаций поведения. Особое внимание уделено описанию классических экспериментов на животных и исследований близнецовых пар.

1. Цели и задачи дисциплины:

Цели:

  • обеспечить фундаментальную подготовку высокоспециализированных специалистов, обладающих глубокими и разносторонними знаниями о генетических факторах психического развития и особенностях развития индивидов с различными генетическими отклонениями;

  • ознакомить с современными методами психогенетического исследования; предоставить необходимые знания для научно-исследовательской и научно-педагогической работы.


Задачи:

  • дать будущему специалисту-психологу необходимые фундаментальные знания о влиянии генетических и средовых факторов на психическое развитие;

  • ознакомить с принципами исследования психической регуляции и деятельности детей и взрослых с различными генетическими отклонениями, с современным состоянием знаний в области психогенетики.

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины: в результате изучения курса студенты должны знать основные положения современной дифференциальной психологии и генетики, необходимые для профессионального понимания психологических данных, результаты исследований наследственных и средовых детерминант в изменчивости психологических и психофизиологических признаков в индивидуальном развитии и некоторых формах дизонтогенеза Студенты должны уметь применять полученные знания в практической деятельности.

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

(для очной формы обучения)

Таблица 1


Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

6










Общая трудоемкость дисциплины

60

60











Аудиторные занятия

34

34










Лекции

17

17










Практические занятия (ПЗ)
















Семинары (С)

17

17










Лабораторные работы (ЛР)

















Самостоятельная работа

26

26










Подготовка к зачету

5

5










Подготовка к скминарам

11

11










Реферат (эссе)

10

10










Контрольная работа

















Вид итогового контроля (зачет, экзамен)

Зачет















3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

(для заочной формы обучения)


Вид учебной работы

Всего часов

Курс

5

Общая трудоемкость дисциплины

60




Аудиторные занятия







Лекции

8




Практические занятия (ПЗ)







Семинары (С)







Лабораторные работы (ЛР)







Самостоятельная работа

52




Чтение дополнительной литературы

44




Подготовка к лекциям

8




Вид итогового контроля (зачет, экзамен)




зачет



4. Разделы (темы) дисциплины и виды занятий

(для очной формы обучения)

Таблица 2


№ раздела

Содержание учебного материала

(дидактические единицы),

обобщенные требования к знаниям и умениям

Лекции

ПЗ (С)

ЛР

СРС

Раздел 1.

Основные положения современной дифференциальной психологии и генетики. Место психогенетики в системе психологических знаний.


2

2




2

Раздел 2.

Методы психогенетики и их разрешающая способность.


2










Раздел 3.

Результаты исследований наследственных и средовых детерминант в изменчивости психологических и психофизиологических признаков.

Темы лекций:

Генетический анализ поведения животных.

Генетика психофизиологических и физиологических показателей.

Психогенетика сенсорных способностей и двигательных функций.

Психогенетические исследования интеллекта.

2

3
2
2

3

4
6




4

4
4

Раздел 4.

Результаты исследований наследственных и средовых детерминант в индивидуальном развитии и некоторых формах дизонтогенеза

Темы лекций:

Генетика психических расстройств. Хромосомные аберрации.

Психогенетика аномального и девиантного поведения

2
2

2




4

Итого:




17

17




14



4.1 Разделы (темы) дисциплины и виды занятий

(для заочной формы обучения)

Таблица 2


№ раздела

Содержание учебного материала

(дидактические единицы),

обобщенные требования к знаниям и умениям

Лекции

ПЗ (С)

ЛР

СРС

Раздел 1.

Основные положения современной дифференциальной психологии и генетики. Место психогенетики в системе психологических знаний.


1







8

Раздел 2.

Методы психогенетики и их разрешающая способность.


1







4

Раздел 3.

Результаты исследований наследственных и средовых детерминант в изменчивости психологических и психофизиологических признаков.

Темы лекций:

Генетический анализ поведения животных.

Генетика психофизиологических и физиологических показателей.

Психогенетика сенсорных способностей и двигательных функций.

Психогенетические исследования интеллекта.

2







20

Раздел 4.

Результаты исследований наследственных и средовых детерминант в индивидуальном развитии и некоторых формах дизонтогенеза

Темы лекций:

Генетика психических расстройств. Хромосомные аберрации.

Психогенетика аномального и девиантного поведения

4







20

Итого:

















5. Содержание лекционного курса

Таблица 3

№ п/п

Содержание лекции

Тема 1.

Основные положения современной дифференциальной психологии и генетики. Место психогенетики в системе психологических знаний.
Наследственность и изменчивость. Хромосомная теория наследственности. Законы наследования. Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом. Цитоплазматическая наследственность. Закон Харди-Вайнберга.

Тема 2.

Методы психогенетики и их разрешающая способность.
Понятие наследуемости, различия наследуемости и наследственности. Близнецовый метод – расчет конкордантности и дискордантности признаков в близнецовых парах. Монозиготные и дизиготные близнецы. Метод приемных детей. Генеалогический анализ.

Тема 3.

. Генетический анализ поведения животных
Сходство геномов. Сходство поведения. Генетика поведения насекомых. Классические психогенетические эксперименты на насекомых. Генетика поведения млекопитающих. Исследование патологических форм поведения. Классические эксперименты на крысах.

Тема 4.

Психогенетические исследования интеллекта.
Общий или генеральный фактор когнитивных способностей. Альтернативные воззрения на интеллект. Различия в коэффициенте интеллекта между группами людей. Наследуемость интеллекта. Изменения наследуемости коэффициента интеллекта с возрастом. Воздействия среды и коэффициент интеллекта. Психогенетика одаренности. Эмергенез. Импрессинг.

Тема 5.

Психогенетика сенсорных способностей и двигательных функций.
Психогенетика двигательных функций. Психогенетика сенсорных способностей. Психогенетика темперамента. Наследуемость основных свойств личности. Генетическая обусловленность дальтонизма. Генетическая обусловленность дефектов восприятия

Тема 6.

Генетика психофизиологических и физиологических показателей.
Электроэнцефалограмма. Вызванные потенциалы мозга человека. Наследуемость так называемого времени наследования. Наследование времени реакции. Взаимосвязь времени наблюдения и коэффициента интеллекта.

Тема 7.

Генетика психических расстройств. Хромосомные аберрации.
Хромосомные аберрации и поведение человека. Олигофрения: синдром Дауна,синдром Шерешевского – Тернера, синдром Клайнфельтера. Олигофрения и генные мутации: фенилкетонурия, гомоцистинурия, синдром ломкой Х-хромосомы. Аутизм. Болезнь Альцгеймера. Маниакально-депрессивные психозы. Шизофрения.

Тема 8.

Психогенетика аномального и девиантного поведения.
Психогенетика преступности. Психогенетика алкоголизма. Наследуемость алкоголизма разных типов. Влияние генетики на пристрастие к табакокурению. Взаимодействие «генотип – среда» в развитии гомосексуальности. Генные мутации, вызывающие высокую агрессивность.


6. Тематика практических занятий (семинаров)

Таблица 4а

№ п/п

№ раздела (темы)

Виды и содержание практической работы

ПЗ № 1.

1

Вопросы для обсуждения:

  1. Хромосомная теория наследственности.

  2. Ассортативность браков.

  3. Цитоплазматическая наследственность.




ПЗ № 2.


4

Вопросы для обсуждения:

  1. Генетика МДП – биполярная депрессия.

  2. Генетика МДП – униполярная депрессия.

  3. Генетика шизофрении.

  4. Шизоидное расстройство личности.

Шизотипическое расстройство личности

ПЗ № 3.

3

Вопросы для обсуждения:

  1. Ансомия и ее причины.

  2. Мутации сенсорной слуховой системы.

  3. Особенности наследования дальтонизма.

  4. Наследуемость основных свойств личности




ПЗ № 4.

3

Вопросы для обсуждения:

  1. Модели интеллекта.

  2. Диагностика интеллекта.

  3. Вклад генетических и средовых факторов в вербальные и невербальные интеллектуальные способности.

Коллоквиум:

  1. Психогенетика одаренности.

  2. Концепция врожденного таланта.

  3. Явление эмрегенеза.

  4. Влияние среды на интеллект.




ПЗ № 5.

4

Контрольная работа:

  1. Влияние хромосомных мутаций на формирование предрасположенности к преступному поведению.

  2. Особенности наследуемости алкоголизма.






8. Виды самостоятельной работы студентов

Таблица 5

№ п/п

Вид работы, литературные источники

1.

Подготовка к семинару по вопросам:

  1. Хромосомная теория наследственности.

  2. Ассортативность браков.

  3. Цитоплазматическая наследственность.

Малых С.Б., Егорова М.С., Мешкова Т.А. Психогенетика/ учебник для ВУЗов – М., 2008г. Глава 2


4.

Подготовка к семинару по вопросам:

  1. Генетика МДП – биполярная депрессия.

  2. Генетика МДП – униполярная депрессия.

  3. Генетика шизофрении.

  4. Шизоидное расстройство личности.

  5. Шизотипическое расстройство личности


Александров А.А Психогенетика – СПб., 2007г Глава 6


3.

Подготовка к семинару по вопросам:

  1. Ансомия и ее причины.

  2. Мутации сенсорной слуховой системы.

  3. Особенности наследования дальтонизма.

  4. Наследуемость основных свойств личности

Равич-Щербо И.В. Психогенетика/ учебник для ВУЗов – М., 2008г. Главы 6,7


3.

Подготовка реферата по одной из тем:

  1. Влияние среды на интеллект.

  2. Психогенетика одаренности.

  3. Концепция врожденного таланта.

  4. Явление эмрегенеза.




  1. Малых С.Б., Егорова М.С., Мешкова Т.А. Психогенетика/ учебник для ВУЗов – М., 2008г. 408 с.

  2. Равич-Щербо И.В. Психогенетика/ учебник для ВУЗов – М., 2008г. 447 с.

  3. Равич-Щербо И.В., Марбтина Т.М., Григоренко Е.Л. Психогенетика/ учебник для ВУЗов – М., 2008г. 450 с.

  4. Эфроимсон В.П. Загадка гениальности. – М., 1991г.

  5. Эфроимсон В.П. Генетика этики и эстетики. – СПб., 1995г.


Подготовка к семинару по вопросам:

    1. Модели интеллекта.

    2. Диагностика интеллекта.

    3. Вклад генетических и средовых факторов в вербальные и невербальные интеллектуальные способности.

Александров А.А Психогенетика – СПб., 2007г Глава 8



4.


Подготовка к семинару по вопросам:

  1. Влияние хромосомных мутаций на формирование предрасположенности к преступному поведению.

  2. Особенности наследуемости алкоголизма.


Александров А.А Психогенетика – СПб., 2007г Глава 9





9. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
Базовый учебник

Александров А.А Психогенетика – СПб., 2007г
Основная литература


  1. Малых С.Б., Егорова М.С., Мешкова Т.А. Психогенетика/ учебник для ВУЗов – М., 2008г. 408 с.

  2. Равич-Щербо И.В. Психогенетика/ учебник для ВУЗов – М., 2008г. 447 с.

  3. Равич-Щербо И.В., Марбтина Т.М., Григоренко Е.Л. Психогенетика/ учебник для ВУЗов – М., 2008г. 450 с.


Дополнительная литература


  1. Дубинин Н.П. Общая генетика – М., 2006г.

  2. Зенков Л.З. Клиническая электроэнцефалография – Таганрог, 1996 г.

  3. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. – Л., 1998. – 450с.

  4. Москаленко В.Д. Генетические основы алкогользависимого поведения человека// Успехи современной генетики – вып. 17 – М., 20091 с. 48-71

  5. Русалов В.М. Биологические свойства индивидуально-психологических различий. - М., 2010. – 503с.

  6. Теплов Б.М. Избранные труды: в 2 т. – М., 2005. – 850с.

  7. Фогель Ф. Матульски А. генетика человека: в 3 т. – М., 2006г.

  8. Эфроимсон В.П. Загадка гениальности. – М., 2008 г.

  9. Эфроимсон В.П. Генетика этики и эстетики. – СПб., 2005г.

  10. Эфроимсон В.П. Блюмина М.Г. Генетика олигофрений, психозов, эпилепсий. – М., 1978г.



11. Формы контроля и оценочные средства для текущего контроля успеваемости и итоговой аттестации по итогам освоения дисциплины.

Текущий контроль

Выступления на семинаре
Промежуточный контроль

Тестовые задания
Итоговый контроль

Зачет в конце 6 семестра обучения.
Методика формирования результирующей оценки. Результирующая оценка, позволяющая студенту успешно сдать зачет определяется по совокупности следующих параметров: наличие двух рефератов, участие в коллоквиуме, правильное решение не менее 70% тестовых заданий, регулярное активное участие в семинарах, полный ответ на вопрос на зачете.


Тестовые задания


  1. Дайте определение понятиям:

    • Наследственность

    • Изменчивость

    • Генотип

    • Фенотип.

  2. Понятие общего (генерального) фактора интеллекта было введено:

    • Векслером

    • Спирменом

    • Гилфордом

    • Терстоуном

  3. Перечислите виды изменчивости;

  4. В чем заключается эффект Флинна?

  5. Сформулируйте закон Харди-Вайнберга и перечислите условия его выполнения;

2

  1. Коэффициент наследуемости рассчитывается по формуле: H = V / V

g p

Объясните смысл каждого из компонентов формулы.


  1. Опишите различия вариантов близнецового метода исследования:

  • Классический вариант;

  • Метод разлученных близнецов;

  • Метод контрольного близнеца.

  1. Опишите основные симптомы аутизма. Опишите особенности наследования аутизма;

  2. Сформулируйте первый закон Менделя;

  3. Опишите основные симптомы маниакально-депрессивного психоза. Опишите особенности наследования маниакально-депрессивного психоза;

  4. Какие средовые и генетические факторы оказывают влияние на формирование преступного поведения?

  5. Эмергенез – это…..

  6. Перечислите известные Вам генетические факторы риска алкоголизма.

  7. Приведите данные наследуемости свойств темперамента по методике Г. Айзенка;

  8. Приведите данные наследуемости коэффициента интеллекта;

  9. Расположите факторы «Большой пятерки» по убывающей с точки зрения оценки наследуемости:

    • Экстраверсия

    • Способность к согласию

    • Добросовестность

    • Нейротицизм

    • Откровенность, прямота

  10. Коэффициент наследуемости максимального потребления кислорода составляет:

    • 0.91

    • 0.79

    • 0.53

    • 0.67

Какую роль играет данный показатель в успешности спортивной

деятельности?

  1. Понятия «время наблюдения» и «время реакции» отражают скорость переработки информации в нервной системе. В чем состоит различие данных понятий?

  2. Опишите основные симптомы болезни Альцгеймера. Опишите особенности наследования болезни Альцгеймера;

  3. Импрессинг – это…

  4. Перечислите известные Вам средовые факторы, оказывающие влияние на развитие интеллекта.


Перечень вопросов, выносимых на зачет

  1. Предмет психогенетики. Междисциплинарные связи психогенетики.

  2. Основные методы, применяемые в психогенетике.

  3. Наследственность и изменчивость. Хромосомная теория наследственности.

  4. Законы наследования.

  5. Закон Харди – Вайнберга.

  6. Генетический анализ поведения насекомых.

  7. Генетический анализ поведения млекопитающих.

  8. Генетика психических расстройств: олигофрения.

  9. Генетика психических расстройств: аутизм.

  10. Генетика психических расстройств: болезнь Альцгеймера.

  11. Генетика психических расстройств: маниакально-депрессивный психоз.

  12. Генетика психических расстройств: шизофрения.

  13. Психогенетика аномального и девиантного поведения.

  14. Психогенетика сенсорных способностей.

  15. Психогенетика свойств личности.

  16. Генетика психофизиологических и физиологических показателей.

  17. Наследуемость интеллекта.

  18. Психогенетика одаренности.

  19. Влияние наследственности на развитие вербального и невербального интеллекта.

  20. Концепция врожденного таланта.


Тематика рефератов, эссе,

  1. Влияние среды на интеллект.

  2. Психогенетика одаренности.

  3. Концепция врожденного таланта.

  4. Явление эмрегенеза.


Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

(включаются в программу по усмотрению разработчиков)
Методические рекомендации преподавателю:

Рекомендуются активные формы обучения, такие как дискуссии, совместные обсуждения. На практических занятиях рекомендовано изучение и обсуждение методик психологической диагностики людей с особенностями протекания психического развития. Рекомендовано использование презентаций.

Методические рекомендации студентам:

При освоении материала курса, подготовки к семинарским занятиям, написании контрольных и курсовой работ приветствуется использование ресурсов Интернета, посещение библиотеки вуза, библиотек Москвы и изучение других специализированных источников.


1 если УМК разрабатывается обучающей кафедрой


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины «психогенетика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «психогенетика»
Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры клинической и специальной психологии
Учебно-методический комплекс дисциплины «психогенетика» iconУчебно-методический комплекс ддп. Р. 01 Психогенетика
Показать современное состояние и перспективные направления психогенетических исследований
Учебно-методический комплекс дисциплины «психогенетика» iconПсихогенетика
Обновлённый учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой «Психологии» и утверждён учебно методического совета по...
Учебно-методический комплекс дисциплины «психогенетика» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «психогенетика»
Распределение часов по дисциплине для очного и очно-заочного обучения
Учебно-методический комплекс дисциплины «психогенетика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины красноярск 2012 пояснительная...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психодиагностика» для студентов заочной формы обучения (3,5 года обучения) по специальности...
Учебно-методический комплекс дисциплины «психогенетика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность 100110. 65...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информационная культура» состоит из следующих элементов
Учебно-методический комплекс дисциплины «психогенетика» iconПсихология
Плотникова М. В. Психогенетика: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов специальности 020400 «Психология»....
Учебно-методический комплекс дисциплины «психогенетика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050706. 65 «Педагогика и психология»
Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 5-го заочного отделения...
Учебно-методический комплекс дисциплины «психогенетика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность : 040101. 65...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информатика» для студентов очной формы обучения по специальности 040101. 65 социальная...
Учебно-методический комплекс дисциплины «психогенетика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины по выбору направление 050700. 62 «Педагогика»
Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины по выбору (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 4-го курса...
Учебно-методический комплекс дисциплины «психогенетика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс дисциплины «психогенетика» iconПояснительная записка Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд)...
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен к п н., доцентом Грасс Т. П., д э н., профессором Е. В. Щербенко
Учебно-методический комплекс дисциплины «психогенетика» iconПояснительная записка Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд)...
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен к п н., доцентом Грасс Т. П., д э н., профессором Е. В. Щербенко
Учебно-методический комплекс дисциплины «психогенетика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов
Учебно-методический комплекс дисциплины «психогенетика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов
Учебно-методический комплекс дисциплины «психогенетика» iconУчебно-методический комплекс «дисциплины»
Учебно-методический комплекс «дисциплины» физическая культура составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск