Скачать 236.07 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Томский государственный педагогический университет» (ТГПУ) «УТВЕРЖДАЮ» Декан факультета ________________ Н.К. Грицкевич « _______ » _____________________________ 2010 г. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДДП.Р.01 Психогенетика (указывается наименование и шифр дисциплины в соответствии с ГОС и учебным планом)
Цель дисциплины – познакомить студентов с основными вопросами психогенетики. Задачи дисциплины:
5. Обозначить этические, социальные и юридические проблемы современных молекулярно-генетических исследований психологических признаков.
Студент должен знать:
Студент должен владеть:
Студент должен уметь:
4.1. Разделы дисциплины и виды занятий
Раздел 1. Предмет и задачи психогенетики. История психогенетики. Психогенетика как наука, объединяющая психологию и генетику. Предмет и задачи психогенетики. Психогенетика и генетика поведения. Психогенетика в системе психологических знаний. Зарождение психогенетики. Особенности развития психогенетики в России и за рубежом. Современное состояние психогенетики в мире: международные ассоциации, журналы, конгрессы и др. Основные исследовательские программы. Практическое занятие (в форме семинара): История развития и современное состояние психогенетики Рассматриваемые вопросы:
Раздел 2. Основные понятия современной генетикиНаследственность и изменчивость – основные свойства живого. Генотип и фенотип. Норма реакции и диапазон реакции. Типы средовых влияний и их относительная роль. Типология генотип-средовых эффектов, способы их оценки. Цитологические основы наследственности. Основные компоненты эукариотической клетки, ее строение и функции. Жизненный цикл клетки. Химический состав и структурная организация хроматина ядра. Структура хроматина на разных фазах клеточного цикла. Строение и типы хромосом делящихся клеток. Кариотип человека. Аутосомы и половые хромосомы. Гомологичные и негомологичные хромосомы. Гаплоидный и диплоидный наборы хромосом. Современные методы анализа хромосом. Основные способы передачи информации – митоз и мейоз: сущность и патология.Биохимические основы наследственности. Строение молекул ДНК и РНК. Универсальность, индивидуальная специфичность и особенности структуры ДНК. Репликация ДНК. Химическая структура и синтез белков. Генетический код, его свойства: триплетность, непрерывность, неперекрываемость, вырожденность и универсальность. Определение термина «ген». Классификация генов (структурные, регуляторные, прыгающие). Свойства гена: аллельность, дискретность, дозированность, специфичность и стабильность. Поле действия гена. Время действия гена. Наследование признаков. Понятие о признаке. Количественные и качественные, доминантные и рецессивные, моногенные и полигенные признаки. Моногенное и полигенное наследование признаков. Практическое занятие (в форме семинара): Организация наследственного материала Рассматриваемые вопросы:
Практическое занятие: Передача наследственной информации Решение задач по молекулярной биологии. Практическое занятие: Наследование признаков Решение задач. Раздел 3. Методы психогенетики Человек как объект генетических исследований: невозможность произвольного экспериментирования, позднее наступление репродуктивного периода, малое число потомков. Метод близнецов и его разновидности. Начало близнецовых исследований – работа Ф. Гальтона «История близнецов как критерийсоотносительной роли природы и воспитания (1875). Работы Х. Сименса (1925, 1927) и оформление научного «метода близнецов». Биология близнецовости: частота многоплодной беременности в разных популяциях и ее динамика. Условия переноса данных, полученных методом близнецов, на популяцию одиночнорожденных. Основная схема метода близнецов, его разновидности: метод контрольного близнеца; метод близнецовых семей; метод разлученных близнецов; метод близнецовой пары; лонгитюдное близнецовое исследование. Генетические и общепсихологические задачи, решаемые этими вариантами метода. Популяционный метод. Определение популяции, изолята, дема. Популяции в состоянии покоя (закон Харди-Вайнберга). Эволюционирующие популяции. Факторы, влияющие на изменение частот аллелей в популяции (мутации, миграции, случайный дрейф генов, естественный отбор, подстановка генов). Примеры популяционных исследований психологических признаков и неправомерность генетической интерпретации популяционных различий (Фогель, Мотульски, 1990). Генеалогический метод. Основная схема метода, построение родословных, принятая символика. Генограмма. Примеры родословных. Метод приемных детей. Основная схема метода, история возникновения, современные программы. Исследование семей, имеющих и биологических, и приемных детей. Ограничения метода: психологические и юридические. Статистические методы психогенетики, область применения и разрешающая способность. Структурное моделирование в психогенетике. Практическое занятие: Методы психогенетики Рассматриваемые вопросы:
Практическое занятие: Генетика популяции Решение задач. Раздел 4. Исследование психофизиологических характеристик в психогенетике Исследование генетической детерминации электроэнцефалограммы (ЭЭГ). Электроэнцефалография как метод исследования. Составляющие ЭЭГ, их функциональное значение. ЭЭГ состояния покоя, при различных функциональных нагрузках и во время сна. Различия генотип-средовых соотношений в ЭЭГ разных зон мозга, в разных параметрах ЭЭГ и в разном возрасте. Типы ЭЭГ и их наследуемость. Исследование генетической детерминации вызванных потенциалов (ВП). Вызванные потенциалы как метод изучения функциональной активности мозга. Описание и способы анализа вызванных потенциалов. Генетические и средовые детерминанты в изменчивости разных параметров ВП. Сенсорные ВП. ВП, связанные с движением. Возрастные изменения ВП. Исследование генетической детерминации свойств нервной системы (СНС). Взгляды И.П. Павлова на врожденность СНС (исследования животных). Концепция Б.М. Теплова – В.Д. Небылицына о СНС человека, ее отличия от представлений И.П. Павлова. Близнецовые исследования СНС, неоднозначность полученных результатов. Роль наследственности и среды в формировании функциональной асимметрии мозга (ФАМ). Современные представления о ФАМ. Развитие ФАМ в онтогенезе. Роль наследственности и среды в формировании ФАМ. Практическое занятие (в форме семинара): Исследование психофизиологических характеристик в психогенетике Рассматриваемые вопросы:
Раздел 5. Исследование психологических характеристик в психогенетике Психогенетика интеллекта. Понятие интеллекта в психогенетике. Факторно-аналитический метод выделения характеристик интеллектуальной сферы. Психометрические теории интеллекта. Непсихометрические подходы к исследованию роли генотипа и среды в когнитивной сфере. Психогенетика темперамента. Современные представления о структуре темперамента. Критерии свойств темперамента. Исследование генетической детерминации свойств темперамента за рубежом: Нью-Йоркское лонгитюдное исследование, Гарвардское исследование, Луизвильское близнецовое исследование. Исследование темперамента в отечественной психологии. Индивидуально-психологические особенности личности. Исследование роли генотипа и среды с помощью критериальных опросников (Миннесотский многофакторный личностный опросник, Калифорнийский психологический опросник). Факторно-аналитический подход к исследованию личности. «Биологические» свойства личности по Г. Айзенку. Свойства личности, выделяемые в теории черт (16-ти факторный опросник Р. Кеттела, 5-ти факторная модель Дж. Лоэлина). Практическое занятие (в форме семинара): Исследование психологических характеристик в психогенетике Рассматриваемые вопросы:
Раздел 6. Психогенетика индивидуального развития человека Основные модели индивидуального развития. Проблема биологического созревания и психического развития. Наследственность как фактор, типизирующий и индивидуализирующий преемственность и гетерохронность развития. Смена механизмов реализации психических функций и динамика генотип-средовых соотношений в онтогенезе. Возрастная динамика генотип-средовых соотношений как основа для возрастной периодизации и для выделения сензитивных периодов развития. Практическое занятие (в форме семинара): Исследование психологических характеристик в психогенетике Рассматриваемые вопросы:
Раздел 7. Генетика психических расстройств и девиантного поведения Психический дизонтогенез, его варианты. Психогенетические исследования психического дизонтогенеза. Генетика аутизма. Генетика маниакально-депрессивных психозов. Генетика депрессии. Генетика шизофрении. Генетика девиантного поведения. Практическое занятие (в форме семинара): Генетика психических расстройств и девиантного поведения Рассматриваемые вопросы:
5. Лабораторный практикум Не предусмотрен. 6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины 6.1. Рекомендуемая литература а) основная литература:
б) дополнительная литература:
6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины Для обеспечения данной дисциплины необходимы: - учебные тексты, предлагаемые студентам в ходе занятия; - учебные пособия и учебники, научные статьи, словари и энциклопедии; - вопросы, проблемные ситуации и учебные задачи; - графические средства представления информации (графики, рисунки, опорные конспекты); - наглядные пособия и таблицы. 7. Материально-техническое обеспечение дисциплины По дидактическим функциям, используемые в учебном процессе технические средства обучения, разделяют на две группы: 1) информационные; 2) контролирующие. Информационные технические средства служат для введения учебной информации, ее адекватной и доступной презентации. Такие средства обеспечивают необходимую связь вербального и образного мышления и более глубокое усвоение учебного материала, особенно, когда реальная демонстрация изучаемых объектов невозможна. К информационным техническим средствам относят: а) видеоаппаратуру (телевизор, видеокамеру, видеомагнитофон и др.); б) аудиоаппаратуру (магнитофоны); в) проекционную аппаратуру; г) интерактивная доска. Контролирующие технические средства служат для проверки уровня усвоения полученных знаний. К таким средствам можно отнести: а) контрольно-измерительные материалы (КИМ); б) компьютерный класс, обеспечивающий возможность использования КИМа.
Данная дисциплина изучается в 4 семестре и опирается на базисные знания по общей генетике и общей психологии. В ходе освоения дисциплины предполагается формирование у студентов теоретических знаний по основным разделам психогенетики и базовых практических навыков проведения и анализа результатов психогенетических исследований. Одним из условий, обеспечивающих эффективное усвоение знаний, является выполнение основных принципов обучения: 1. Принцип научности требует, чтобы изучаемый учебный материал соответствовал современным достижениям научной и практической психологии, не противоречил объективным научным фактам, теориями, закономерностям. 2. Принцип системности предполагает, что учебный материал изучается в определенной последовательности и логике, которые дают системное представление об учебной дисциплине. При этом показывается взаимосвязь разных психологических теорий, понятий и закономерностей друг с другом. 3. Принцип единства рационального и эмоционального. В соответствии с этим принципом обучение может быть эффективным только в том случае, когда студенты осознают цели обучения, необходимость изучения данного предмета, его личностную или профессиональную значимость, проявляют осознанный интерес к знаниям. 4. Принцип доступности заключается в необходимости соотнесения содержания и методов обучения с типом студентов, их образовательными намерениями, возрастными особенностями, уровнем их развития. В соответствии с этим принципом, необходимо переходить от простого к сложному, от легкого к трудному, от известного к неизвестному. 5. Принцип наглядности заключается в использовании органов чувств и образов при обучении. 6. Принцип активности в обучении заключается в том, что эффективное усвоение знаний студентами происходит только в том случае, когда они проявляют самостоятельную активность в обучении 7. Принцип связи изучения психогенетики с жизнью, с практикой. Он заключается в том, что психогенетические понятия и закономерности должны поясняться и иллюстрироваться не только научными исследованиями, но и примерами из реальной жизни, с которой сталкиваются учащиеся. Среди активных методов обучения наиболее интересными для использования в учебном процессе являются три группы методов: 1) программированного обучения, 2) проблемного обучения, 3) интерактивного (коммуникативного) обучения. Методы программированного обучения предполагают перестройку традиционного обучения за счет уточнения и операционализации целей, задач, способов решения, форм поощрения и контроля применительно к предметному содержанию знаний. Методы проблемного обучения позволяют акцентировать внимание не на аспектах структурирования объективного знания, а ситуации, в которых оказывается личность обучаемого. Методы интерактивного обучения обратиться к способам управления процессом усвоения знаний посредством организации человеческих взаимодействий и отношений. Лекционное предоставление материала предусматривало проведение различных видов лекций: - лекция в виде групповой дискуссии; - лекция – провокация; - лекция в виде пресс- конференции; Практические занятия предусматривают решение ситуационных задач, проработку лекционного материала и анализ проблемного материала. Методы контроля:
При изучении дисциплины предполагается базовое изучение первоисточников лучших отечественных и зарубежных ученых (см. список рекомендованной литературы). В процессе изучения учебного курса важное место отводится самостоятельной подготовке. Цели организации самостоятельной работы:
Этапы организации самостоятельной работы студентов:
Виды самостоятельной работы:
Итоги самостоятельной работы студентов:
8.2.1. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы
Итоговая аттестация качества усвоения знаний предполагает проведение зачета в форме теста, включающего 20 вопросов: 1. Наука, изучающая роль наследственности в формировании психических и психофизиологических свойств человека: А) психопатология; Б) психогенетика; В) психофизиология. 2. Основоположник психогенетики: А) Ф. Гальтон; Б) Ч. Дарвин; В) Г. Мендель. 3. Тождественны ли понятия «генетика поведения» и «психогенетика»: А) да; Б) нет; В) затрудняюсь ответить. 4. В каком из научных центров 1920-1930-х годах велись исследования близнецов? А) Бюро по евгенике; Б) Медико-генетический институт им. Горького; В) Психологический институт РАО. 5. Степень соотношения наследственности и изменчивости определяет понятие: А) наследование; Б) наследуемость: В) сверхдоминирование. 6. Для большинства психологических признаков характерно: А) моногенное наследование; Б) полигенное наследование: В) затрудняюсь ответить. 7. Основной вклад в генотипическую дисперсию вносит: А) аддитивный тип взаимодействия генов; Б) эпистатическое взаимодействие генов; В) доминантный тип взаимодействия генов. 8. Генотипическая дисперсия признака - это: А) изменчивость признака, связанная с изменчивостью генотипа; Б) изменчивость, связанная с дисперсией средовых воздействий; В) затрудняюсь ответить. 9. Фенотипическая дисперсия признака - это: А) изменчивость признака, связанная с изменчивостью генотипа; Б) изменчивость, связанная с дисперсией средовых воздействий; В) затрудняюсь ответить. 10. Коэффициент наследуемости может принимать значения: А) от 0 до 1; Б) от 0 до 10: В) от 0 до 100. 11. Правильно ли утверждение, что признак, обладающий высоким коэффициентом наследуемости, нечувствителен к средовым воздействиям: А) да; Б) нет; В) затрудняюсь ответить. 12. Закон Харди-Вайнберга применяется для расчета частот генов и генотипов: А) в малых популяциях; Б) в больших популяциях: В) в популяциях средней величины. 13. Метод психогенетики, основанный на исследовании фенотипов монозиготных и дизиготных близнецов – это: А) генеалогический; Б) близнецовый; В) семейный.
А) человек, с которого начинается сбор о семье; Б) человек, имеющий признак, по которому собираются генеалогические данные; В) родоначальник семьи. 15. Понятие генерального интеллекта было введено: А) Т. Морганом; Б) Ч. Спирменом; В) Г. Оллпортом. 16. Психобиологическую модель темперамента создали: А) М. Ротбарт и Д.Дерриберри; Б) Б.М. Теплов и В.Д. Небылицын; В) Ф. Гальтон и В. Штерн. 17. Психологи Гарвардского и Йельского университетов считают основным параметром темперамента: А) социабельность; Б) заторможенность; В) эмоциональность. 18. Совокупность генов гаплоидного набора хромосом называют: А) геном; Б) генотип; В) генофонд. 19. Место, которое занимает ген в хромосоме: А) центромера; Б) синофриз; В) локус. 20. Количество аутосом в соматических клетках человека: А) 46; Б) 44; В) 42. УМК составил: к.б.н., доцент кафедры психологии развития личности __________ Е.В. Гребенникова (подпись) УМК дисциплины утвержден на заседании кафедры психологии развития личности протокол № ___ от «___» __________ 20__ г. Зав. кафедрой: д.м.н., профессор _______________ М.М. Аксенов (подпись) УМК дисциплины одобрен методической комиссией факультета ФПСОР ТГПУ. Председатель методической комиссии ФПСОР, к.пс.н., доцент кафедры психолого-педагогического образования ______________ Н.А. Буравлева (подпись) Согласовано: Декан ФПСОР _______________ Н.К. Грицкевич (подпись) |
Учебно-методический комплекс дисциплины «психогенетика» Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры клинической и специальной психологии | Учебно-методический комплекс дисциплины «психогенетика» Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московской области | ||
Психогенетика Обновлённый учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой «Психологии» и утверждён учебно методического совета по... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «психогенетика» Распределение часов по дисциплине для очного и очно-заочного обучения | ||
Психология Плотникова М. В. Психогенетика: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов специальности 020400 «Психология».... | Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Плотникова М. В. Психогенетика: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов очной формы обучения направления... | ||
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Плотникова М. В. Психогенетика: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов заочной формы обучения специальности... | Учебно-методический комплекс анатомия цнс учебно-методический комплекс... Анатомия центральной нервной системы: Учебно-методический комплекс / Автор-составитель: Романчук А. Ю., Калининград, 2010 | ||
Учебно-методический комплекс обсужден на заседании кафедры графического... Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Учебно-методический комплекс по дисциплине Компьютерная графика ... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине Иностранные языки ... | Учебно-методический комплекс по дисциплине Инженерная геология ... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине Иностранные языки ... | Учебно-методический комплекс по дисциплине Материаловедение ... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине Электроника ... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Деньги, кредит, банки» Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой «Банковское дело» и утвержден Учебно-методическим советом (протокол... |