Скачать 69.49 Kb.
|
Материалы XIV Международной конференции молодых ученых «Человек в мире. Мир в человеке: актуальные проблемы философии, социологии, политологии и психологии». Пермь, 2011 УДК 159 КОГНИТИВНЫЕ СТИЛИ И ПРОЦЕСС ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ Латыпова Регина Р. Пермский государственный национальный исследовательский университет, 614990, г. Пермь, ул. Букирева, 15; E-mail: regina-star_90mail.ru В работе показано, что поленезависимые креативны как группа в целом. В частности, об этом свидетельствует разный уровень развития невербальной креативности у студентов ПГУ и ПГИИК. При этом была выявлена значимая связь между показателями вербальной оригинальности и вербальной уникальности, что, возможно, обусловлено профессиональной направленностью обучения студентов ПГУ и ПГИК. Творческое мышление – один из интереснейших феноменов, выделяющих человека из мира животных. Уже в начале жизни у человека проявляется настоятельная потребность самовыражения через творчество, человек учится мыслить творчески, хотя способность к такому мышлению не является необходимой для выживания. Творческое осмысление является одним из способов активного познания мира, и именно оно делает возможным прогресс, как отдельного индивида, так и человечества в целом. Систематические психологические исследования творчества позволили разработать различные теоретические подходы к изучению данного феномена, накопить большой теоретический и эмпирический материал. Актуальность работы заключается в том, что, не смотря на столь долгое внимание к проблеме, не все ее аспекты до конца раскрыты, поэтому исследования в этой области продолжаются. Сегодня большинство исследователей делают акцент на разных составляющий процесса креативности, либо, ставя во главу угла одну составляющую, которая признаётся центральной (Дж. Гилфорд, Е.П. Торренс, Ф.Баррон и др.), либо выстраивая сложную систему взаимодействующих процессов (Г. Айзенк, Д. Фельдман и др.) [1]. Таким образом, новизна данной работы заключается в том, что эмпирических данных, подтверждающих наличие взаимосвязи креативности и поленезависимого когнитивного стиля, в проанализированной нами литературе нет. В целом, в психологии существует как минимум три основных подхода к проблеме творческого мышления. Они могут быть сформулированы следующим образом:
В данной работе мы будем придерживаться подхода Дж. Гилфорда, т.е. рассматривать креативность как процесс творческого дивергентного мышления. Понятия «креативности» и «творческое мышление» рассматриваются нами как синонимы. Остальные подходы мы учитываем при организации исследования и попытаемся экспериментально установить взаимосвязь творческого мышления и когнитивного стиля личности.В настоящей работе приводится обзор различных концепций и подходов к изучению творческого мышления и когнитивных стилей, рассматриваются отличительные особенности креативной личности. Анализ литературы и различных точек зрения на проблему творческого мышления и когнитивных стилей, позволил нам сделать вывод, о том, что:
Значительное место в отечественной и зарубежной психологии отводится рассмотрению когнитивных стилей деятельности, интенсивное изучение которых началось западными психологами в 1960-х гг. (Г. Уиткин, 1967 и др.) и несколько позже — отечественными (В. А. Колга, 1976; Е. Т. Соколова, 1976; М. А. Холодная, 1998, 2002, и др.) [4], [7]. Объектом работы является творческое мышление. Предмет – когнитивный стиль полезависимость -поленезависимость и его связь с процессом творческого мышления. Цель данного исследования – изучить особенности связи творческого мышления с когнитивными стилями: полезависимость – поленезависимость (на материале студентов Пермского государственного университета и Пермского государственного института искусств и культуры). Основываясь на положении Г. Уиткина о том, что «поленезависимые лица более креативны как группа в целом» [7] нами были сформулированы следующие гипотезы:
В исследовании приняли участие 60 чел., из них 30 студентов 1-3 курсов ПГУ, специальностей: «психология», «клиническая психология», «социология»; 30 студентов 1-3 курсов ПГИИК, специальностей: «режиссура театральных представлений», «художественная живопись», «актёры драмы». Выборка состояла из 40 женщин и 20 мужчин. Возрастной диапазон участников исследования – от 18 до 22 лет. Каждый участник получал индивидуальный пакет методик. К исследованию испытуемые приглашались с учетом положительного отношения, на основе добровольного участия. Полученные эмпирические данные были обработаны с использованием статических процедур в программе «Statistica for Windows, Version 6». Были использованы следующие методы:
В результате проведения исследования и статистической обработки данных были получены следующие результаты:
Таким образом, гипотеза в том виде в каком она была сформулирована нами не нашла подтверждения. В ходе исследования обнаружились интересные взаимосвязи между компонентами модели креативности теста вербальной креативности С. Медника (адаптация А. Н. Воронина, взрослый вариант) и когнитивным стилем тест «Фигуры Готтшальдта» [6]. А именно:
Библиографический список
COGNITIVE STYLES AND CREATIVE THINKING PROCESS Regina R. Latypova Perm State National Research University, 15, Bukirev str., Perm, 614990, Russia This paper describes field-free creativity as a whole group. This is confirmed by the fact of different levels of creativity among students PSU and PGIIK. This research shows that there is a significant dependence between verbal originality and verbal uniqueness. This is probably because of professional orientation of PSU and PGIIK. Рецензия-рекомендация на статью Латыповой Р. Р. «Когнитивные стили и процесс творческого мышления» Работа Р. Латыповой посвящена актуальному для психологии способностей и одаренности вопросу взаимосвязи когнитивного стиля личности и процесса творческого мышления. Обнаруженные в ходе исследования данные относительно взаимосвязи между компонентами вербальной креативности и когнитивным стилем дают основание предполагать , что по уровню вербальной креативности субъекта можно судить об особенностях его когнитивного стиля. Однако данное предположение остается на сегодняшний день эмпирически не установленным фактом, а исследование Латыповой Р. открывает перспективы изучения указанной взаимосвязи. Считаем, что полученные автором результаты представляют интерес для когнитивного направления в современной психологии, а статья может быть рекомендована к публикации. Доцент каф. общей и клинической психологии, к.психол.н. Бергфельд А.Ю. |
Когнитивные стили как регуляторы мировосприятия личности К настоящему времени описано около двух десятков когнитивных стилей, выявленных независимо друг от друга психологами разных научных... | Методическая разработка классного часа на тему: «Новогодний квн» Цели: Способствовать развитию творческого мышления, творческого воображения, прививать умение весело отдыхать | ||
План Введение: Психология. Мышление. История представлений о мышлении. Операции мышления Современные исследования творческого мышления в отечественной и зарубежной психологии | Тема: когнитивные копинг-стратегии в зависимости от позитивного мышления... А1 «На судьбу человека влияет то, под каким зодиакальным созвездием он родился». Данное утверждение является примером | ||
Дистанционный конкурс методических идей учителей русского языка и... Многие проблемы, источником которых являются когнитивные затруднения учащихся, могут быть решены, если сделать процессы мышления... | Программа спецкурса «Коммуникативное управление» Цель курса – исследовать когнитивные, психологические, социальные, языковые средства и механизмы, позволяющие влиять на сознание,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Лебедева А. В. Содержание и структура творческого потенциала личности. В статье раскрыто содержание и структуру творческого потенциала... | Доклад на тему «Уроки с элементами проблемных ситуаций, направленные... Ся максимально использовать данные психологии о тесной взаимосвязи процессов обучения (учения), познания, исследования и мышления.... | ||
Таблицы (стиль Таб-заг) Набор статьи следует выполнять непосредственно в данном шаблоне, используя стили (стили – не изменять!) | 3. Кафедра иностранного языка Развитие творческого мышления учащихся как средство мотивации к изучению иностранных языков | ||
Конспект урока-презентации по английскому языку с применением технологии... План-конспект урока-презентации по английскому языку с применением технологии развития творческого мышления в 9 классе на тему “Healthy... | Урок защиты знаний по теме: «Причастие» Развивающая: развитие у детей творческого воображения, пространственного мышления, внимания, памяти | ||
Стили в интерьере Рабочая программа по учебной дисциплине «Стили в интерьере» составлена в соответствии с требованиями ооп: 072500. 62 «Дизайн» на... | Лекция №3. Функциональные стили русского языка (продолжение) Стили художественной литературы Котюрова М. П. Лингвистическое выражение связности речи в научном стиле (сравнительно с художественным) : Автореферат диссертации... | ||
Формирование творческого мышления учащихся при изучении биологии «Бегишевская средняя общеобразовательная школа имени Мансура Хасановича Хасанова» | Технология «Одуванчик из салфетки» ... |