Скачать 46.56 Kb.
|
КОГНИТИВНЫЕ СТИЛИ КАК РЕГУЛЯТОРЫ МИРОВОСПРИЯТИЯ ЛИЧНОСТИ И.П. Шкуратова Ростовский государственный университет shkuratov@rnd.runnet.ru В середине прошлого века западная психология обогатилась понятием когнитивного стиля, под которым имеются в виду стабильные индивидуально-своеобразные способы приема и переработки информации. Предпосылкой к возникновению исследований когнитивного стиля послужили работы представителей направления “Новый взгляд”, доказавших перспективность личностного подхода к изучению познавательных процессов и побудивших к поиску индивидуальных характеристик, влияющих на их протекание. К настоящему времени описано около двух десятков когнитивных стилей, выявленных независимо друг от друга психологами разных научных направлений (Г.Виткин, Р.Гарднер, Дж.Каган и др.). Как показали многочисленные исследования зарубежных и отечественных авторов, когнитивные стили во многом определяют отражение как внешней информации (поступающей из предметного и межличностного миров), так и внутренней (связанной с самоощущением и Я-концепцией личности) (2,3). Можно предположить, что их основная функция состоит в индивидуальной настройке протекания когнитивных процессов, причем каждый когнитивный стиль отвечает за определенный аспект процесса принятия решений. Большая часть когнитивных стилей (когнитивная сложность, понятийная дифференцированность, сглаживание-заострение и др.) связана со степенью аналитичности-синтетичности восприятия объектов или, иначе говоря, с жесткостью критерия при оценке сходства или различий между объектами. Вся обработка поступающей к человеку информации базируется на механизмах сличения объектов и определения степени сходства между ними. Если индивид имеет устойчивую тенденцию пренебрегать различиями между объектами, что характерно для лиц с низкой когнитивной сложностью или низкой понятийной дифференцированностью, мир видится ему более однородным и простым. С одной стороны, это дает ему преимущество в установлении общности между классами объектов. Например, такие люди легче идентифицируют себя с разными людьми из их окружения (3). Но, с другой стороны, они же проигрывают в нечувствительности к менее очевидным различиям или к изменениям объекта. Наоборот, лица с высокой когнитивной сложностью и высокой понятийной дифференцированностью имеют более сложную картину мира, основанную на большем количестве различительных признаков, но они являются жертвами избыточной информации, а также демонстрируют неспособность к синтезу своих представлений. Импульсивность-рефлективность определяет скорость принятия решения и учет разных альтернатив. Импульсивными принято считать тех, кто принимает решения быстро и с большим количеством ошибок, а рефлективными - тех, кто придерживается противоположной стратегии. Этот стиль также является устойчивым личностным образованием, проявляющим себя в разных видах деятельности, определяющим, в первую очередь, ее быстроту и качество (1). Полезависимость-поленезависимость, выявленная Г.Виткиным, отвечает за разграничение между пространством Я и внешним миром и выбор преимущественной ориентации при принятии решений на других людей или на себя (5). Поленезависимые люди имеют более структурированную систему представлений об окружающем мире, которую они с успехом применяют в предметной деятельности. Но они менее успешны в коммуникативной деятельности, поскольку мало интересуются чужими мнениями и оценками, а также склонны к дистанциированию от других людей. Полезависимые люди нуждаются в посторонней помощи в процессе принятия решений, так как больше полагаются на чужие мнения и оценки. Эти различия прослеживаются от детского возраста до старости и накладывают отпечаток на все виды деятельности. Лица, имеющие крайнюю степень выраженности любого из когнитивных стилей менее адаптивны, чем те, кто располагается в среднем диапазоне. Самыми адаптивными являются люди с мобильным когнитивным стилем, т.е. умеющие произвольно менять настройки своего когнитивного аппарата, исходя из требований ситуации. Нами высказывалось предположение о том, что формирование когнитивного стиля (на примере полезависимости-поленезависимости) проходит три стадии: а) стиль не выражен и нет явного предпочтения одной из двух стратегий поведения; б) стиль ярко выражен и укоренен; в) стиль мобилен. Благодаря личностной и интеллектуальной зрелости, человек получает на определенном этапе своего развития возможность совмещать в себе умение действовать по-разному в зависимости от требований ситуации, сохраняя некоторое тяготение к одному из полюсов. Мобильность, согласно нашему предположению, является свидетельством высокой зрелости когнитивных структур личности (4). Природа когнитивных стилей не до конца изучена. Есть свидетельства их связи с межполушарной асимметрией, уровнем интеллекта, свойствами темперамента и с мотивацией личности (3). В то же время есть все основания считать когнитивные стили образованием, которое формируется прижизненно под влиянием социокультурных факторов (5). Например, эмпирически доказано, что полезависимость более характерна для женщин, а также для детей, чьи родители осуществляют избыточный контроль над их поведением (3,5). Когнитивный стиль, как и другие стилевые образования личности, выполняет следующие функции: 1. адаптационную, состоящую в приспособлении индивидуальности к требованиям данной деятельности и социальной среды; 2. компенсаторную, поскольку его формирование строится с опорой на сильные стороны индивидуальности и с учетом слабых сторон; 3. системообразующую, позволяющую, с одной стороны, формироваться стилю на основе многих ранее сложившихся характеристик индивидуальности, с другой стороны, влиять на многие аспекты поведения человека; 4. самовыражения, состоящую в возможности индивидуальности выразить себя через уникальный способ выполнения деятельности или через манеру поведения. Последняя функция связана с мало изученной проблемой влияния когнитивных стилей на вариативность реального поведения человека в сфере общения (например, на его самораскрытие и самопредъявление). Есть все основания ожидать, что дифференцированность объектов (партнеров по общению) на сенсорном входе приведет к дифференцированности поведенческих реакций на выходе. Изучение когнитивных стилей как детерминант поведения человека представляется нам очень перспективным, поскольку их исследование выводит на фундаментальные проблемы мировосприятия человека. Литература:
Witkin H., Goodenough D. Cognitive style: essence and origins. N.Y. 1982. 135 p |
когнитивные стили и процесс творческого мышления Материалы XIV международной конференции молодых ученых «Человек в мире. Мир в человеке: актуальные проблемы философии, социологии,... | Изучение регулятора света на базе транзистора Но регуляторы яркости света помогают настроить свет так, чтобы не яркий, не тусклый свет не могли навредить. Регуляторы яркости света... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока : сформировать представление о личности Ф. И. Тютчева, особенностях мировосприятия поэта | Лингвопрагматические и когнитивные аспекты репрезентации языковой... Учебно-методический комплекс по «Психологии и педагогике» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного... | ||
Таблицы (стиль Таб-заг) Набор статьи следует выполнять непосредственно в данном шаблоне, используя стили (стили – не изменять!) | Образовательная программа дополнительного образования научно-технической... Очень важно для развития личности ребенка в имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами... | ||
Тазиева Е. М. Культура речи: Учеб пособие / Новосиб гос ун-т. Новосибирск, 2009. 2- е изд «Письмо. История письма, развитие и совершенствование русского алфавита», «Литературный язык и нелитературные формы национального... | Стили в интерьере Рабочая программа по учебной дисциплине «Стили в интерьере» составлена в соответствии с требованиями ооп: 072500. 62 «Дизайн» на... | ||
Учебный курс «Самосовершенствование личности» Познай себя (самопознание) Человек как индивид и как личность. Физическое и психическое содержание человека. Сознание – основная характеристика человеческой... | Лекция №3. Функциональные стили русского языка (продолжение) Стили художественной литературы Котюрова М. П. Лингвистическое выражение связности речи в научном стиле (сравнительно с художественным) : Автореферат диссертации... | ||
Ушк как способ формирования и измерения профессиональной компетенции Данные изменения касаются, в том числе, и требований, предъявляемых к личности педагога как творческой личности, конкурентоспособному... | Конспект урока " Русский литературный язык и его стили". (9 класс)... Цель: научить различать стили литературного языка, развивать устную и письменную речь учащихся, воспитать любовь и уважение к русскому... | ||
Л. С. Выготский и а. Р. Лурия как когнитивные психологи: проблема... Начало когнитивной революции в психологии и смежных науках, к которой подталкивали и разработка вычислительных машин и создание трансформационной... | Урока Тема урока Разговорный и книжные стили речи Обучающая: формировать понятие разговорного и книжных стилей речи, познакомить с отличительными признаками книжной речи, научить... | ||
Конкурс методических разработок по теме «Педагогическое мастерство... В коррекционных классах уровень речевого развития еще ниже, поэтому таким детям трудно освоить такие понятия, как основная мысль... | Рецензия на книгу Р. К. Потапова и В. В. Потапов «Язык, речь, личность», 491 стр Фонема как единица языка, звук как единица речи. Фонологические школы. Методы фонологического анализа. Морфонология. Интонация и... |