План введение Основной принцип человеческого общения Личность и группа. Проблема взаимоотношений





Скачать 161.29 Kb.
НазваниеПлан введение Основной принцип человеческого общения Личность и группа. Проблема взаимоотношений
Дата публикации04.05.2015
Размер161.29 Kb.
ТипЛитература
100-bal.ru > Психология > Литература
ТЕМА: ЛИЧНОСТЬ И КОЛЛЕКТИВ

ПЛАН

Введение


1. Основной принцип человеческого общения

2. Личность и группа. Проблема взаимоотношений

3. Проблема общности в социальной психологии

4. Проблемы социальной психологии

5. Понятие единства развития личности и психики чело­века

6. Понятие и структура малых групп в психологии

7. Типы конфликтов и их характеристика

8. Детский коллектив

Литература
ВВЕДЕНИЕ

Цель данного реферата — в экстремально-малом объ­еме попытаться изложить характерные явления, возникаю­щие во взаимоотношениях личности и коллектива. В виду огромного объема темы было решено после краткой теоре­тической информации привести анализ двух наиболее рас­пространенных примеров из жизни человека, в которых от­ношения личности и коллектива играют важнейшую роль.

Реферат логически состоит из трех частей; первая —это выдержки из классической теории психологии. Здесь вво­дятся основные понятия и определения, с которыми опери­рует психология при определении личности, общества и их взаимоотношений. Особое внимание уделено понятию ма­лых групп как наиболее часто встречающейся форме кол­лектива.

Вторая часть посвящена формированию детского коллек­тива и развитию в нем ребенка — формирующейся личнос­ти. Этот тип коллектива взят не случайно, на этом уровне происходит активное познание ребенком окружающей среды, складываются первые взаимоотношения со сверстни­ками, формируется собственное понятие “коллектив”, осоз­нание собственного “Я” и положение собственной личнос­ти в коллективе.

1. ОСНОВНОЙ ПРИНЦИП ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ

Отношения в группах по мере их превращения в коллек­тивы закономерно изменяются. Сначала они бывают отно­сительно безразличными (люди, не знающие или слабо зна­ющие друг друга, не могут определенно относиться друг к другу), затем могут становиться конфликтными, а при бла­гоприятных условиях превращаться в коллективистские. Все это обычно происходит за сравнительно короткое время, в течение которого индивиды, составляющие группу, не могут измениться как личности. У каждого человека есть свои по­ложительные и отрицательные черты, свои особые досто­инства и недостатки. То, какой своей стороной, положитель­ной или отрицательной, он выступит во взаимоотношениях с людьми, зависит от этихлюдей и социального окружения, от особенностей группы, в которую он включен в данный момент времени.

Согласно интеракционистской теории, личность, будучи внутренне относительно устойчивой в своих базовых свойствах, внешне может проявлять себя по-разному в зависимости от складывающихся обстоятельств. Замечена закономерность:

чем ближе по уровню своего развития группа находится к кол­лективу, тем более благоприятные условия она создает для проявления лучших сторон в личности и торможения того, что в ней есть худшего.И напротив, чем дальше группа по уровню своего развития отличается от коллектива и чем больше она находится к корпорации, тем большие возможности она пре­доставляет для проявления в системе взаимоотношений худ­ших сторон личности с одновременным торможением луч­ших личностных устремлений.
2. ЛИЧНОСТЬ И ГРУППА. ПРОБЛЕМА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

В самом общем виде развитие личности можно пред­ставить как процесс ее вхождения в новую социальную среду и интеграции в ней. Этапы развития личности в от­носительно стабильной общности называются фазами раз­вития личности: 1. Фаза становления личности предпола­гает активное усвоение действующих в общности норм и овладение соответствующими формами и средствами де­ятельности. Принеся с собой в новую группу все, что со­ставляет его индивидуальность, субъект не может осу­ществить потребность проявить себя как личность рань­ше, чем освоит действующие в группе нормы (нравствен­ные, учебные, производственные) и овладеет теми приема­ми и средствами деятельности, которыми владеют другие члены группы. 2. Порождается обостряющимися противо­речиями между достигнутым результатом адаптации — тем, что субъект стал таким, “как все”, в группе, и не удовлет­воряемой на первом этапе потребностью индивида в мак­симальной персонализации. На этой фазе нарастает по­иск средств и способов для обозначения своей индивиду­альности, ее фиксации. З.Детерминируется противоречия­ми между сложившимися на предыдущей фазе стремле­нием субъекта быть идеально представленным в других своими особенностями и значимыми для него отличиями — с одной стороны, и потребностью общности принять, одобрить и культивировать лишь те демонстрируемые им индивидуальные особенности, которые ей импонируют, со­ответствуют ее ценностям, стандартам, способствуют ус­пеху совместной деятельности — с другой.

3. ПРОБЛЕМА ОБЩНОСТИ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Для индивида, входящего в группу, осознание принад­лежности к ней осуществляется прежде всего через при-

нятие этих характеристик, т.е. через осознание факта не­которой психической общности с другими членами дан­ной социальной группы. Можно сказать, что “граница” группы воспринимается как граница этой психической об­щности. Главной, чисто психологической характеристи­кой группы является наличие так называемого “мы-чув-ства”. Это означает, что универсальным принципом пси­хического оформления общности является различение для индивидов, входящих в группу некоторого образо­вания “мы”, в отличие от другого образования “они”. “Мы-чувство” выражает потребность дифференцировать одну общность от другой и является своеобразным ин­дикатором осознания принадлежности к некоторой груп­пе. Специфика социально-психологического анализа группы именно здесь и проявляется: рассматриваются выделенные средствами социологии реальные соци­альные группы, но в них, далее, определяются те их чер­ты, которые в совокупности делают группу психологичес­кой общностью, т.е. позволяют каждому ее члену иден­тифицировать себя с группой.

4. ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Социальная психология пользуется определением лич­ности, которое дает общая психология, выясняет, каким об­разом, т.е. прежде всего в каких конкретных группах, лич­ность, с одной стороны, усваивает социальные влияния и, с другой стороны, каким образом, в каких конкретных груп­пах она реализует свою социальную сущность. Отличие такого подхода от социологического заключается в том, что она выявляет, каким образом сформировались эти соци­ально-типические черты, почему в одних условиях форми­рования личности они проявились в полной мере, а в дру­гих возникли какие-то иные социально-типические черты вопреки принадлежности личности к определенной соци­альной группе. В большей мере, чем в социологическом подходе, здесь принимаются в расчет такие регуляторы поведения и деятельности личности, как вся система меж­личностных отношений, внутри которой наряду с их дея-тельностной опосредованностью изучается и их эмоцио­нальная регуляция. От общепсихологического отличается тем, что социальная сихология рассматривает поведение и деяюльность “социально-детерминированной личности” в конкретных реальных социальных группах, индивидуаль­ный вклад каждой личности в деятельность группы, причи­ны, от которых зависит величина этого вклада в общую деятельность. Для социальной психологии главным ори­ентиром в исследовании личности является взаимоотно­шение личности с группой.

5. ПОНЯТИЕ ЕДИНСТВА РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ И ПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА

В жизни конкретного человека как индивида, отдельно­го представителя человеческой общности его личность и психика представлены в неразрывном единстве. Индивид обладает психикой, но в то же время индивид выступает как личность, являясь субъектом межчеловеческих, обще­ственных по своей природе отношений. Детерминантой развития личности является деятельностно-опосредство-ванный тип взаимоотношений, которые складываются у человека с наиболее значимой для него группой (группа­ми) в этот период. Эти взаимоотношения опосредствуются содержанием и характером деятельностей, которые зада­ет эта референтная группа, и общения, которое в ней скла­дывается. Исходя из этого можно сделать вывод, что раз­витие группы выступает как фактор развития личности в группе. В соответствии с концепцией персонализации ин­дивид характеризуется потребностью быть личностью, т.е. оказаться и оставаться в максимальной степени представ­ленным значимыми для него качествами в жизнедеятель­ности других людей, осуществлять своею деятельностью преобразования их смысловой сферы, и способностью быть личностью, т.е. совокупностью индивидуальных осо-

бенностей и средств, позволяющих совершать деяния, обеспечивающие удовлетворение потребности быть лич­ностью.

6. ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА МАЛЫХ ГРУПП

В ПСИХОЛОГИИ

Малая группа — это немногочисленные по составу объединения людей, члены которого имеют общую цель и находятся друг с другом в непосредственных личных контактах. Малую группу характеризует психологическая и поведенческая общность ее членов, которая выделяет и обособляет ее, придает ее относительную социально-психологическую автономию, отличает данную группу от остальных. Малые группы могут быть разными по коли­чественному составу: от 2-3 до 30-40 человек; различны­ми по структуре отношений, существующих между их чле­нами; неодинаковыми по индивидуальному составу, ха­рактеру ценностей, норм и правил, которых придержива­ются их члены, межличностным отношениям, целям и содержанию деятельности. Условными или номинальны­ми называются группы, которые объединяют людей, не входящих в состав ни одной малой группы. В противопо­ложность им выделяются реальные группы. Они представ­ляют собой действительно существующие объединения людей, полностью отвечающие определению малой груп­пы. Естественными называют такие группы, которые скла­дываются сами по себе, независимо от желания экспери­ментатора. Они возникают и существуют исходя из потреб­ностей общества или включенных в эти группы людей. Ес­тественные группы бывают формальными и неформаль­ными.Формальные создаются и существуют лишь в рам­ках официально признанных организаций/Также все ес­тественные группы можно разделить на слаборазви тые и высокоразвитые.Слаборазвитые малые группы харак­теризуются тем, что в них нет достаточной психологичес­кой общности, налаженных деловых и личных отношений,

сложившейся структуры взаимодействия, четкого распре­деления обязанностей, признанных лидеоов, эффективной совместной работы.

7. ТИПЫ КОНФЛИКТОВ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА

По направленности конфликты делятся на “горизонталь­ные”, “вертикальные” и “смешанные”. К “горизонтальным” относятся такие конфликты, в которых не задействованы лица, находящиеся в подчинении друг другу. К “вертикаль­ным” конфликтам относятся те из них, в которых участвуют лица, находящиеся в подчинении один у другого. В смешан­ных конфликтах представлены и “вертикальные” и “гори­зонтальные” составляющие. По значению для организации конфликты делятся на конструктивные и деструктивные. Кон­структивным конфликт бывает тогда, когда оппоненты не выходят за рамки этических норм, деловых отношений и разумных аргументов. Неконструктивный конфликт возни­кает в двух случаях: когда одна из сторон упорно и жестко настаивает на своей позиции и не желает учитывать инте­ресы другой стороны; когда один из оппонентов прибегает к нравственно осуждаемым методам борьбы, стремится пси­хологически подавить партнера, дискредитируя и унижая его. По характеру причин конфликты делятся на объективные и субъективные. Первые порождены объективными причина­ми, вторые — субъективными.

8. ДЕТСКИЙ КОЛЛЕКТИВ

Развитый детский коллектив представляет собой необхо­димое условие самоутверждения личности. Ему присущи об­щность целей и адекватность мотивов предметно-практичес­кой совместной деятельности, направленной на пользу об­щества, забота об общем результате, определенные органи­зация и характер общения, широкая система коллективных связей. Наиболее развитые формы взаимоотношений де­тей создаются в процессе целенаправленной организации их социально-одобряемой деятельности: учебной, органи­зационно-общественной, трудовой, художественной, спортивной и др. При этом придание основным типам дея­тельности детей определенной целевой направленности, социальной значимости позволяет не только формировать отношения детей внутри возрастных групп, но и строить их на единой основе. Сочетание взаимоответственности, с од­ной стороны, а с другой — необходимости проявления са­мостоятельности в организации и осуществления просоци-альной деятельности обеспечивает условия для развития подлинной самостоятельности. Максимальное развитие са­модеятельности детей выступает определяющим признаком развитого детского коллектива.

Социально признаваемая деятельность как средство формирования детского коллектива и определенных отно­шений его членов может быть реализована в том случае, если она соответствующим образом организована.

Это должна быть такая организация, при которой:

а) дети разных возрастов выполняют отдельные части общей задачи, т.е. осуществляется возрастное разделение;

б) значимые цели этой деятельности имеют как обще­ственный, так и личностный смысл;

в) обеспечивается равноправная, инициативно-творчес­кая позиция каждого ребенка (от планирования дел до оцен­ки ее результатов);

г) осуществляется непрерывность и усложнение совмес­тной деятельности, причем не только в плане собственно деятельности, но, главное, с позиции ее активного участни­ка, действующего вначале для “контактного” коллектива, потом для общешкольного, а затем для района, города, об­щества;

д) деятельность эта направлена на благо другим людям, обществу. Именно в развитых формах социально одобряе­мой деятельности формируется умение ребенка учитывать интересы, позицию другого человека и соответственно это­му ориентироваться в своем поведении.

Как инструмент воспитании детский коллектив организу­ется взрослым. При этом важное значение приобретает воп­рос о соотношении: 1) потребности детей в общении и 2) задач, поставленных перед этим коллективом. Практи­чески в любом организованном детском объединении реаль­но существует определенное сочетание данных двух фак­торов. Однако наиболее широкие возможности их взаимо­действия создаются в условиях сформированного детского коллектива. Активно включая детей в решение социально важных задач, такой коллектив обеспечивает многообраз­ные формы общения, обусловливает возможности разви­тия индивида как личности. Психолого-педагогическая за­дача при этом заключается в том, чтобы детский коллектив не воспринимался лишь как форма целесообразности, что­бы в глазах детей воспитательная функция коллектива от­ступала на второй план перед его социально полезной фун­кцией. Иначе его воспитательное воздействие нивелирует­ся, заменяясь влиянием так называемых неофициальных, неформальных детских объединений.

Детский коллектив, существующий в современной обще­образовательной школе представляет собой многоплановую систему, внутри которой дети могут быть членами объеди­нений, разных по характеру и длительности существования.

Важную роль играет характер взаимоотношений, которые складываются между детьми в изменяющейся структуре по­стоянных и временных объединений, что проводит всех школьников через положение руководителей и исполнителей, формируя умения командовать товарищами и подчиняться товарищу, создавая развернутую сеть разнообразных связей, отношений.

Особое место в креплении межколлективных связей за­нимает целенаправленное создание временных объедине­ний, позволяющих организовать деятельность детей в не­больших группах, которым поручается выполнение кратко­временных дел. Психологическое своеобразие этих групп состоит в том, что школьник в таком объединении, насчиты­вающем обычно всего несколько детей, постоянно находит­ся под воздействием общественного мнения товарищей и не может уклониться от принятых норм поведения. Кроме того, детям легче осуществлять самостоятельное руковод­ство небольшим числом сверстников. Но главное состоит в том, что только в небольших группах каждый ребенок мо­жет определить для себя такое положение в совместной работе, при котором он способен приложить все свои зна­ния, силы и способности, т.е. возникает возможность для каждого выделить свою роль в общей деятельности, в наи­большей степени адекватную его индивидуальным склон­ностям.

К числу важных моментов в организации детского кол­лектива относится разновозрастное построение контактных объединений школьников. Разновозрастный состав детских коллективов нивелирует обычно существующую в объеди­нении сверстников тенденцию замыкаться в кругу группо­вых интересов. Ребенок испытывает влияние каждой такой группы и, занимая в ней определенное место, в то же время сам воздействует на окружающих, оптимизируя собствен­ное развитие.

Но этот путь реализуется лишь в многоплановой систе­ме детского коллектива школы в целом, где в сложных струк­турных связях находятся контактные коллективы, разные по длительности существования, объему и содержанию дея­тельности.

В общешкольном коллективе складывается совершенно особая психологическая ситуация. Наличие для детей раз­ных возрастов и занятых разными видами деятельности об­щих интересов: общешкольные дела, взаимоотношения клас­сов, фупп, бригад, штабов, кружков—создает возможности для установления между детьми развернутых типов отноше­ний.

В частности, общешкольный коллектив обеспечивает единство, дружбу, товарищество старших и младших школьников.

Ежегодно обновляясь, общешкольный коллектив сохра­няет в то же время свои законы, обычаи, традиции и требо­вания. В этом отношении он является постоянно действую­щей силой, помогающей создавать, стабилизировать, раз­вивать интересы контактных коллективов. Чем больше вы­ражены коллективные начала в общешкольном коллективе, тем прочнее спаяны контактные объединения детей; чем значимее, обширнее общая цель, зримее ее общественный характер, тем прочнее связи всех детских коллективов в их общей иерархии.

Целенаправленная организация разветвленного детско­го коллектива обеспечивает наиболее благоприятные пси­хологические условия формирования коллективистских ка­честв личности каждого ребенка.

Коллективизм составляет одно из определяющих отноше­ний личности в ее конкретной деятельности — творческое отношение к общественной делу, выражая потребность в деле, необходимом другим людям. Такую потребность нельзя сформировать в замкнутом коллективе, акцентированном лишь на достижении своих целей, что таит опасность разви­тия групповщины. Нередко дети, проявляя внутри своего кол­лектива отношения товарищества, взаимопомощи, ответ­ственности, не демонстрируют качеств коллективиста за пре­делами своего коллектива.

В чем причина слабой сформированности коллективист­ских качеств? В качестве одной из наиболее серьезных при­чин этого можно указать излишнюю замкнутость ребенка в коллективе.

Формирование коллектива класса, ученической бригады, несомненно, способствует воспитанию у детей определен­ных отношений к своему коллективу, внутри коллектива. Однако даже товарищеские отношения, отношения деловой независимости все же сами по себе не идентичны коллекти­вистским качествам личности отдельных детей, составляю­щих коллектив.

Коллективизм не может основываться лишь на делах сво­его коллектива, потому что быть коллективистом — значит болеть не только за дела своего коллектива. Главное в кол­лективизме—общественная ориентация деятельности, твор­ческое отношение к любому другому человеку как к цели, а не как к средству деятельности.

Поэтому формирование подлинно коллективистских ка-

честв личности предполагает “абстрагирование” от дел и целей конкретного коллектива, связь этих дел и целей с бо­лее широкими задачами других коллективов, образующих общество, именно на этом пути у подростка, юноши форми­руется личная ответственность за общие дела. В этом пла­не показательны данные, полученные в исследовании по выявлению условий формирования коллективистских ка­честв личности детей подросткового возраста.

Возникает, однако, вопрос о степени сформированное™ коллекти вистских качеств личности детей. Для выяснения этого был проведен дополнительный эксперимент. Смысл его состоял в косвенной проверке того, как поведет себя каж­дый подросток в ситуации выбора между личной и социаль­но значимой целью. Оказалось, что те дети, которые дли­тельно действовали в многоплановом коллективе, ориенти­руясь не на конкретные, хотя общественно важные цели контактных коллективов, а на общее, общественно значи­мое дело, обладают достаточно устойчивыми коллективис­тским качествами. Деятельность, выполняемая для обще­ства, была для них важна потому, что это было связано с определением своего места в обществе, с формированием самосознания.

Следовательно, задача взрослых заключается в такой организации просоциальной деятельности в условиях детс­кого коллектива, которая обеспечивает ответственное отно­шение детей к общему делу в широком плане. Именно в этом случае происходит становление личности ребенка, для которого общественное дело — потребность.

Поэтому необходимо, развивая самоуправление детско­го коллектива, формировать отношения детей не только к цепи данного коллектива (при сохранении ее конкретной зна­чимости), но и к общему делу вообще.

Полученные данные убеждают в необходимости одновре­менного включения детей в специально организованную “скользящую сеть” различных коллективов:

а) учебных, трудовых, организационно-общественных, ху­дожественных, спортивных, игровых;

б) постоянных, сезонных, временных;

в) одно- и разновозрастных;

г) малочисленных и многочисленных.

Такая подвижная сеть многоплановых коллективов при условии соподчинения социально значимых целей деятель­ности всех коллективов и подчинения решению общей за­дачи не позволяет ребенку замкнуться в кругу близких това­рищей.

Она непрерывно включает малый коллектив в большой, группы детей одного возраста в разновозрастный коллек­тив, создавая переплетение взаимозависимостей, разры­вая рамки своего конкретного, “нашего” коллектива, выво­дя детей в целом на общество. Причем это не формаль­ный разрыв, когда ребенок участвует “то там, то тут”, а система, которая, с одной стороны, способствует форми­рованию непосредственно-личностного общения детей в коллективе, а с другой — обеспечивает осознание ребен­ком его включенности не только в данный коллектив, но и в общество.

В частности, большое число коллективов, в состав кото­рых ребенок одновременно входит, не дает ему возможнос­ти стать в известную оппозицию, а скользящие формы раз-нопланового коллектива эту возможность исключают, созда­вая условия для разнообразного общения, общения в чис­том виде, для построения отношений дружбы, сотрудниче­ства, общих взглядов, интересов детей.

Итак, формирование личности человека-коллективиста требует организации системы многопланового детского кол­лектива, системы, а не конгломерата классов, групп, кружков, бригад и пр. При этом важно направленное включение каждо­го ребенка в развернутую социально одобряемую деятель­ность в системе именно такого специально заданного много­планового коллектива при соподчиненное™ целей каждого кон­кретного коллектива решению общих социально значимых за­дач. Необходимо подчеркнуть, что воспитание детей в коллек­тиве, основу которого составляет система просоциальной деятельности, — это не один из ряда важных воспитатель­ных принципов, а особый, качественно своеобразный под­ход к формированию растущего человека как личности.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

План введение Основной принцип человеческого общения Личность и группа. Проблема взаимоотношений iconУрок – как главная форма эффективного педагогического общения в современной школе
В статье рассматривается проблема выстраивания взаимоотношений между обучающимися и педагогами на уроке, проводится анализ исследования...
План введение Основной принцип человеческого общения Личность и группа. Проблема взаимоотношений iconТема 7: Личность в системе межличностного общения. План
Образовательное учреждение: мкоу «Шайковская средняя общеобразовательная школа №2» Кировского р-на Калужской обл
План введение Основной принцип человеческого общения Личность и группа. Проблема взаимоотношений iconДисциплина: «Психология общения» (зачет) Группа: 2зэ темы рефератов
Структура: титульный лист, содержание, введение, основная часть, заключение, список литературы, словарь терминов, персоналии
План введение Основной принцип человеческого общения Личность и группа. Проблема взаимоотношений iconДисциплина: «Психология общения» (зачет) Группа: 2зэ темы рефератов
Структура: титульный лист, содержание, введение, основная часть, заключение, список литературы, словарь терминов, персоналии
План введение Основной принцип человеческого общения Личность и группа. Проблема взаимоотношений iconТематический план «Разговорные темы» Темы Кол-во часов Форма
Семья, родственные отношения, проблема взаимоотношений между поколениями. Описание жилища. Описание типичного жилища в России, Германии,...
План введение Основной принцип человеческого общения Личность и группа. Проблема взаимоотношений iconА. С. Бикеева ребёнок + взрослый. Рецепты общения, понимания, прощения
И чтобы дорогие вам люди из этого подтекста услышали ласковый шёпот благородства вашей души и в очередной раз окунуться в роскошь...
План введение Основной принцип человеческого общения Личность и группа. Проблема взаимоотношений iconРеферат на тему: Психологическая
Личность спортсмена проявляется в процессе социальных взаимоотношений и характеризуется прежде всего ценностью нравственных норм...
План введение Основной принцип человеческого общения Личность и группа. Проблема взаимоотношений icon«Формирование коммуникативных умений как средство развития речевой...
Компетентность не возникает на пустом месте, она формируется. Основу её формирования составляет опыт человеческого общения. Основными...
План введение Основной принцип человеческого общения Личность и группа. Проблема взаимоотношений iconТема: «Проблема взаимоотношений человека и животного в рассказе А. П. Чехова «Каштанка»
Повторение основных смысловых составляющих темы «Человек и животные в разных литературных жанрах»
План введение Основной принцип человеческого общения Личность и группа. Проблема взаимоотношений iconСтатья написана на основе рефератов, представленных студентами первого...
Введение в специальность ' (группа 8650 приема 1985 года). Рефераты написаны почти 30 лет назад, но, на мой взгляд, представляют...
План введение Основной принцип человеческого общения Личность и группа. Проблема взаимоотношений iconПримерный план реферата Назначение устройства и принцип его построения...
Вч устройства, служащие для построения фар (делители мощности, коммутаторы, фазовращатели)
План введение Основной принцип человеческого общения Личность и группа. Проблема взаимоотношений iconПлан-конспект урока литературы по теме: «Проблема национального характера...
План- конспект внеклассного занятия учителя- логопеда моу сош №13 Догадаевой Т. М
План введение Основной принцип человеческого общения Личность и группа. Проблема взаимоотношений iconСодержание Введение Место социальной психологии в системе научного...
Рабочая программа составлена на основании рабочего учебного плана по фгос, утвержденного ученым советом юргту (нпи) протоколом №4...
План введение Основной принцип человеческого общения Личность и группа. Проблема взаимоотношений iconМетодические рекомендации для студентов заочного обучения по дисциплине «Психология общения»
Ния на современном этапе. Методические основы понимания категории общения. Социально психологическая природа общения. Основные закономерности...
План введение Основной принцип человеческого общения Личность и группа. Проблема взаимоотношений iconТематическая группа «Части человеческого тела» иеё отражение в двуязычных...
V значение жестов, связанных с прикосновением рук к различным частям лица 34
План введение Основной принцип человеческого общения Личность и группа. Проблема взаимоотношений iconДокладов, рефератов, эссе по дисциплине «Клиническая психология»
Рефераты должны иметь план, оглавление, введение в тему, раскрытие основной темы, заключение, список используемой литературы


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск