Скачать 154.48 Kb.
|
Тема 7: Личность в системе межличностного общения. План:
Общение — сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным вербальными и невербальными актами. Общение — это многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями современной деятельности Социально-ориентированное (лекция, доклад, ораторская речь, телевыступление) Личностно-ориентированное (деловое или личное взаимоотношение) Содержание общения — информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа другому. Это могут быть сведения о внутреннем (эмоциональном и т.д.) состоянии субъекта, об обстановке во внешней среде. Разнообразно содержание информации в том случае, если субъекты общения - люди. Цель общения - отвечает на вопрос «Ради чего существо вступает в акт общения?». Здесь имеет место тот же принцип, что уже упоминался в пункте о содержании общения. У животных цели общения не выходят обычно за рамки актуальных для них биологических потребностей. У человека же эти цели могут быть весьма и весьма разнообразными и являть собой средства удовлетворения социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических и многих других потребностей. Средства общения - способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного существа к другому. Кодирование информации — это ее передача. Информация между людьми передается с помощью органов чувств, речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и хранения информации. Процесс общения (коммуникации).
Структура общения. К структуре общения можно подойти по-разному, в данном случае будет охарактеризована структура путем выделения в общении трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной. Вербальные и невербальные средства общения Общение, будучи сложным социально-психологическим процессом взаимопонимания между людьми, осуществляется по следующим основным каналам: речевой (вербальный — от латинского слова устный, словесный) и неречевой (невербальный) каналы общения. Речь как средство общения одновременно выступает и как источник информации, и как способ воздействия на собеседника. В структуру речевого общения входят: 1. Значение и смысл слов, фраз («Разум человека проявляется в ясности его речи»). Играет важную роль точность употребления слова, его выразительность и доступность, правильность построения фразы и ее доходчивость, правильность произношения звуков, слов, выразительность и смысл интонации. 2. Речевые звуковые явления: темп речи (быстрый, средний, замедленный), модуляция высоты голоса (плавная, резкая), тональность голоса (высокая, низкая), ритм (равномерный, прерывистый), тембр (раскатистый, хриплый, скрипучий), интонация, дикция речи. Наблюдения показывают, что наиболее привлекательной в общении является плавная, спокойная, размеренная манера речи. 3. Выразительные качества голоса: характерные специфические звуки, возникающие при общении: смех, хмыкание, плач, шепот, вздохи и др.; разделительные звуки - это кашель; нулевые звуки -паузы, а также звуки назализации - «хм-хм», «э-э-э» и др. Для адекватного понимания речевого сообщения участники коммуникации стараются различными способами обозначить социальные отношения, в структуре которых предполагается развернуть общение. Кроме прямых представлений, когда называются наиболее значимые для общения социальные роли собеседников, существуют косвенные - социально-символические — средства демонстрации социального статуса и ролевых репертуаров обучающихся. К числу таких средств можно отнести: - Выбор формы обращения. Форма обращения выявляет социальную иерархию, а при равенстве социальных статусов выражает личное отношение к партнеру. Меняя формы обращения, можно подчеркнуть формальность или неформальность отношений, задать социальную дистанцию. Сравним обращения: «дамы и господа», «товарищи», «друзья», «эй ты, голубчик», «милейший». Сходную функцию могут выполнять и выбранные формы приветствий или прощаний, например: «здравствуйте», «здорово, ребята», «приветствую вас», «салют», «пока», «всего хорошего» и т. д. В русском языке гражданский статус человека четко обозначается обращением: «Иван Петрович», «товарищ Иванов», «гражданин Иванов». Последнее подразумевает, что человек потерял или может потерять свой статус свободного гражданина страны. — Намеренная имитация произношения. Замечено, что мы «приспосабливаем» наш язык, произношение к языку партнера в том случае, если он нам нравится. Так, родители часто подстраивают свой язык под «детскую речь» при разговоре с малышом. С другой стороны, когда мы хотим отделиться от другого человека или группы, мы можем подчеркнуть различия в нашей речи. - Выбор стиля речевого поведения. Выделяют высокий и низкий, влиятельный и невлиятельный стили. Для высокого стиля характерны подчеркнуто правильное употребление слов и строение, предложений; он воспринимается как официальный, более формальный, дистанцированный. Для низкого стиля характерны разговорная речь, насыщенная жаргонными словами, использование сленга; он воспринимается как неформальный, дружеский. Те, кто говорят влиятельно, используют высказывания, сама структура которых как бы направляет действие адресата. Например, фраза «Давайте пообедаем сегодня вечером» звучит более влиятельно, чем «Не согласились ли бы вы со мной пообедать?». Исследователи в области коммуникации выделяют несколько форм так называемых невлиятельных сообщений: 1) уклончивые фразы, отражающие субъективность: «Я думаю», «Я предполагаю» и т. п.; 2) нерешительность, лингвистическое «заикание» (использование разъединяющих междометий типа «э», «гм», «вы знаете», «ну»): «Гм, могли бы вы уделить мне минутку вашего времени?»; «Ну, мы могли бы попытаться»; «Я хочу, э-э, если вы позволите, предложить...»; 3) вежливые формы — «Простите...»; «Извините...»; «Будьте любезны»; 4) вопросы-концовки: «Мы уже можем начать, как вы считаете?»; «Здесь жарко, правда?»; 5) интенсивные слова: «великолепно», «замечательно», «удивительно». Невербальные средства общения изучают следующие науки: 1. Кинестика изучает внешние проявления человеческих чувств и эмоций; мимика изучает движение мышц лица, жестика исследует жестовые движения отдельных частей тела, пантомимика изучает моторику всего тела позы, осанку, поклоны, походку. 2. Таксика изучает прикосновение в ситуации общения: рукопожатие, поцелуи, дотрагивание, поглаживание, отталкивание и пр. 3. Проксемика исследует расположение людей в пространстве при общении. Выделяют следующие зоны дистанции в человеческом контакте: — интимная зона (15-45 см) — в эту зону допускаются лишь близкие, хорошо знакомые люди; для этой зоны характерны доверительность, негромкий голос в общении, тактильный контакт, прикосновение. Исследования показывают, что нарушение интимной зоны влечет определенные физиологические изменения в организме: учащение биения сердца, повышенное выделения адреналина, прилив крови к голове и пр. Преждевременное вторжение в интимную зону в процессе общения всегда воспринимается собеседником как покушение на его неприкосновенность; — личная, или персональная зона (45-120 см) для обыденной беседы с друзьями и коллегами предполагает только визуально-зрительный контакт меледу партнерами, поддерживающими разговор; — социальная зона (120-400 см) обычно соблюдается во время официальных встреч в кабинетах, преподавательских и других служебных помещениях, как правило, е теми, кого не очень знают; — публичная зона (свыше 400 см) подразумевает общение с большой группой людей — в лекционной аудитории, на митинге и пр. Мимика — движения мышц лица, отражающие внутреннее эмоциональное состояние - способна дать истинную информацию о том, что переживает человек. Мимические выражения несут более 70% информации, т. е. глаза, взгляд, лицо человека способны сказать больше, чем произнесенные слова. Так, замечено, что человек пытается скрыть свою информацию (или лжет), если его глаза встречаются с глазами партнера менее 1/3 времени разговора. По своей специфике взгляд может быть: деловым, когда он фиксируется в районе лба собеседника, это предполагает создание серьезной атмосферы.делового партнерства; светским, когда взгляд опускается ниже уровня глаз собеседника (до уровня губ) — это способствует созданию атмосферы светского непринужденного общения; интимным, когда взгляд направлен не в глаза собеседника, а ниже лица - на другие части тела до уровня груди. Жесты при общении несут много информации; в языке жестов, как и в речевом, есть слова, предложения. Богатейший «алфавит» жестов можно разбить на шесть групп: 1. Жесты-иллюстраторы - это жесты сообщения: указатели («указывающий перст»), пиктографы, т.е. образные картины изображения («вот такого размера и конфигурации»); кинетографы - движения телом; жесты-«биты» (жесты-<ютмашки»); идеографы, т. е. своеобразные движения руками, соединяющие воображаемые предметы. 2. Жесты-регуляторы - это жесты, выражающие отношение говорящего к чему-либо. К ним относят улыбку, кивок, направление взгляда, целенаправленные движения руками. 3. Жесты-эмблемы - это своеобразные заменители слов или фраз в общении. Например, сжатые руки на манер рукопожатия на уровне руки означают во многих случаях - «здравствуйте», а поднятые над головой - «до свидания». 4. Жесты-адаптеры - это специфические привычки человека, связанные с движениями рук. Это могут быть: а) почесывания, подергивания отдельных частей тела; б) касания, пошлепывания партнера; в) поглаживание, перебирание отдельных предметов, находящихся под рукой (карандаш, пуговица и т. п.). 5. Жесты-аффекторы - жесты, выражающие через движения тела и мышцы лица определенные эмоции. Существуют и микрожесты: движения глаз, покраснение щек, увеличенное количество миганий в минуту, подергивания губ и пр. При общении часто возникают следующие виды жестов: — жесты оценки — почесывание подбородка; вытягивание указательного пальца вдоль щеки; вставание и прохаживание и др. (человек оценивает информацию); - жесты уверенности - соединение пальцев в купол пирамида; раскачивание на стуле; - жесты нервозности и неуверенности - переплетенные пальцы рук; пощипывание ладони; постукивание по столу пальцами; трогание спинки стула перед тем, как на него сесть и др.; — жесты самоконтроля - руки заведены за спину, одна при этом сжимает другую; поза человека, сидящего на стуле и вцепившегося руками в подлокотник и др.; — жесты ожидания — потирание ладоней; медленное вытирание влажных ладоней о ткань; - жесты отрицания - сложенные руки на груди; отклоненный назад корпус; скрещенные руки; дотрагивание де кончика коса и др.; - жесты расположения - прикладывание руки к груди; прерывистое прикосновение к собеседнику и др.; - жесты доминирования — жесты, связанные с выставлением больших пальцев напоказ, резкие взмахи сверху вниз и др.;
Рассказывают такой случай. Произошел он лет 15-20 назад. Во время переговоров о закупке товаров потенциальный продавец вел постоянное фотографирование участников. По истечении некоторого времени продавец стал настаивать на той граничной цене, выше которой покупатель не мог согласиться и которая, естественно, составляла коммерческую тайну. Попытки стороны покупателя уменьшить цену ни к чему не привели. Договор был подписан. Каково же было удивление участников переговоров, закупивших партию товара, когда после подписания соглашения им были вручены альбомы с фотографиями и подписями внизу, каким предложениям соответствовала какая реакция! По выражению лиц, жестам легко определялась граничная цена. Итак, с одной стороны, во время деловых встреч, бесед, переговоров, необходимо контролировать движения и мимику, с другой -уметь интерпретировать реакции партнера. Процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная составная часть общения и составляет то, что называют перцепцией. Поскольку человек вступает в общение всегда как личность, постольку он и другим человеком-партнером по общению также воспринимается как личность. В процесс общения включены как минимум два человека, и каждый из них является активным субъектом. Одним из самых простых способов понимания другого человека является уподобление (идентификация) себя ему. Это, разумеется, не единственный способ, но в реальных ситуациях взаимодействия люди пользуются таким приемом, когда предположение о внутреннем состоянии партнера строится на основе попытки поставить себя на его место. Установлена тесная связь между идентификацией и другим близким по содержанию явлением - эмпатией. Эмпатия — способность эмоционально воспринять другого человека, проникнуть в его внутренний мир, принять его со всеми его мыслями и чувствами. Способность к эмоциональному отражению у разных людей неодинакова. Процесс понимания друг друга «осложняется» явлением рефлексии. Под рефлексией здесь понимается осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Обратная связь в общении — это сообщение, адресованное другому человеку, о том, как я его воспринимаю, что чувствую в связи с нашими отношениями, какие чувства вызывает у меня его поведение. Умение слушать - это составная и не менее важная, чем говорение, часть общения. 2. Под конфликтом в психологии понимают столкновение несовместимых, противоположно направленных тенденций в сознании человека, в межличностных или межгрупповых отношениях, связанное с острыми негативными переживаниями. Внутриличностные конфликты выступают следствием и порождением амбивалентных стремлений субъекта, личности. Эти конфликты могут возникать в связи с разными обстоятельствами, но чаще всего при наличии противоречий личности: а) между уровнем ее информированности о своих возможностях, обстановке в социальной и профессиональной среде, о других обстоятельствах и событиях и реальным уровнем информации обо всем этом; б) между потребностями и возможностями личностного развития человека; в) противоречия, связанные с уровнем психического здоровья человека; г) между уровнем развития человека, его потребностями, интересами и возрастной нормой и т.д. Под межличностным конфликтом понимается процесс разрешения возникающих между людьми противоречий по вопросам личной или служебной жизни и деятельности, происходящий в форме взаимного противодействия сторон и сопровождающийся отрицательными эмоциональными состояниями. Межличностный конфликт — это наиболее острый способ разрешения значимых противоречий социального взаимодействия (А. Я. Анцупов). Конфликт как социально-психологический феномен включает в себя следующие элементы: предмет конфликта — проблема, по поводу которой он возникает; конфликтную ситуацию, в которой выражаются характер и степень противоречия; участников конфликта, преследующих свои цели и стремящихся эти цели реализовать через конфликт; повод к столкновению сторон; инцидент как действия сторон по взаимному противостоянию в тех или иных формах; средства и способы их использования конфликтующими сторонами; условия, в которых возникает и протекает конфликт. При анализе конкретного конфликта необходимо выявить все эти элементы и их характеристики, а также его инициаторов, причины. Конфликтная ситуация — это ситуация, которую хотя бы один] из партнеров по общению воспринимает как угрожающую, ограничивающую его возможности, ущемляющую его личное достоинство, честъ и т. п. Выделяют следующие виды конфликтных ситуаций.
2. Внутриличностные и межличностные.
Эмоциональная конфликтная ситуация возникает, когда ущемляются, задеваются глубинные личностные основы: ценности, позиции человека, его честь, достоинство и т.п.; При возникновении межличностных конфликтных ситуаций, а затем и конфликта каждая из его сторон имеет вполне определенный социальный и социально-психологический статус, ранг. Эти ранги могут быть неодинаковы (начальник — подчиненный, старший — младший, отец — сын и т.п.), что объективно создает преимущества одной из сторон. При неправильном поведении личности в конфликтных отношениях (например, нарушение этических и правовых норм и т.п.) человек может утрачивать свои преимущества и даже уступать их более слабой по рангу стороне. По своим последствиям конфликты могут быть конструктивными, ведущими к оздоровлению ситуации, снятию барьеров и других трудностей в развитии ситуации и т.п., и деструктивными, имеющими разрушительный, негативный характер для социальной среды и участвующих в конфликте людей. Конфликт как социально-психологический феномен в своем развитии проходит несколько этапов и стадий. Первый этап — предконфликт, имеющий три стадии:1) конфликтная ситуация носит внутриличностный характер и внешне не выражается: стадия возникновения конфликтной ситуации и скрытой формы конфликтных отношений; 2) противоречие начинает проявляться и внешне: недомолвки, неуместные шутки, колкости в адрес партнера по общению, игнорирование его в разных формах и т. п.; 3) противоречие между людьми обостряется и становится внешне отчетливо выраженным. Второй этап — собственно конфликт, когда происходит столкновение сторон и реализуется стремление каждой из них разрешить ситуацию по своему сценарию, сообразуясь со своими потребностями, интересами, целями. Третий этап — послеконфликтная ситуация, которая может оказаться неблагоприятной как для одной, так и для обеих сторон. В таком случае это может стать основой для дальнейшего нарастания конфликтных отношений, новым витком конфликтного взаимодействия и возникновением постстрессовых психических состояний с негативными последствиями. В.И.Андреев предлагает следующую классификацию конфликтов: по степени остроты: недовольство, разногласие, противодействие, раздор, вражда; по предметно-деятельностному признаку: управленческие, педагогические, производственные, экономические, творческие, политические и др.; степени вовлечения людей: межличностные, межгрупповые, межгосударственные, межпартийные и др. Причины конфликтных отношений многообразны, и их можно свести в две группы: объективные и субъективные. Объективные причины конфликтных отношений: 1) интересы людей объективно различаются и потому могут приводить к столкновению;2) недостаток значимых для людей материальных и других благ; 3) слабая материально-техническая и другая обеспеченность деятельности; 4) объективно имеющая место в обществе тенденция к нарастанию социальной напряженности и, как следствие, повышение невротизма, агрессивности, конфликтности людей; 5) недостаточная продуманность, разноплановость, размытость правовых норм и др. Субъективные (психологические) причины конфликтных отношений: 1) причины, связанные с действиями и поведением третьей стороны: руководителей, родителей, детей (в супружеских конфликтах); 2) причины, находящиеся в самих участниках конфликтных отношений. Основные причины конфликтных отношений, находящиеся в самих участниках таких отношений: 1) особенности субъективного восприятия ситуации как конфликтной, хотя реально она таковой не является; 2) несовместимость людей, которая может быть: • социальной (в том числе и на религиозной, этнической основе); • психологической: например, в зависимости от темперамента люди могут оказаться несовместимыми: холерик с холериком, холерик и меланхолик. Несовместимость людей может быть связана с большим различием, противоположностью их ценностно-смысловых оценочных суждений, позиций. Частным случаем психологической несовместимости выступает социально-психологическая. Например, два деловых лидера при решении общих задач несовместимы, а лидеры эмоциональный и деловой совместимы; • психофизиологической: например, у одних на тот или иной запах духов аллергическая реакция, а другим эти запахи нравятся; • функциональной, связанной с различным уровнем подготовленности, физических возможностей людей при решении ими совместных задач, с различными показателями здоровья; 3) наличие в коллективе так называемых перманентно-конфликтных личностей. Основные типы таких людей: демонстративный (стремится постоянно быть на виду, впереди, лучше других), ригидный (шаблонная, стереотипная личность), эмоционально-лабильный (неуравновешенная, импульсивная личность), ригористический (рассматривает человека лишь как средство решения задач, своим отношением к людям способствует разрушению социума пропорционально своему социальному статусу), сверхточная, сверхпедантичная личность (характеризуется повышенными требованиями к себе и другим, от чего создает вокруг себя поле психического напряжения), личность с чрезмерно завышенными притязаниями (самооценкой), человек с «Я»-родительской доминантой в его «Я»-сознании, человек с доминантным конкурирующим стилем поведения в конфликтных обстоятельствах и др.; 4) несоответствие и даже противоположность индивидуальных и групповых ценностей, позиций, ожиданий; . 5) низкая культура общения, использование в общении так называемых пересекающихся и негативно скрытых трансакций, отсутствие аттракции, создание персонифицированных и других барьеров в общении; 6) общее снижение психологической защищенности людей. Повышение неустойчивости их психики и использование ими неадекватных форм психологической защиты и др. Очевидно, что разрешение конфликтных отношений может осуществляться несколькими способами, которые будут иметь и разные психологические последствия: 1) полная победа одной стороны над другой; 2) компромисс, взаимные уступки, что маложелательно для сторон; 3) взаимная интеграция позиций сторон, взаимное принятие, внутреннее согласие с общим решением, в котором исполняются основные желания сторон. В целом лучший способ разрешения конфликтных отношений — их недопущение вообще. |
Семинар подходы к определению межличностного общения различия между... Кандидат философских наук «Гносеологический анализ взаимосвязи теории и эксперимента в физике», 1978 | Методические рекомендации для студентов заочного обучения по дисциплине «Психология общения» Ния на современном этапе. Методические основы понимания категории общения. Социально психологическая природа общения. Основные закономерности... | ||
«Формирование коммуникативных умений как средство развития речевой... Компетентность не возникает на пустом месте, она формируется. Основу её формирования составляет опыт человеческого общения. Основными... | 4. Личность и общество в правовой системе России. Тема Правосознание... Тема Историко-культурные и геополитические основы российской правовой системы. Тема Правовая система общества: понятие и характеристика.... | ||
Практическая работа в парах, направленная на применение выявленных правил толерантного общения Данная методическая разработка не затрагивает вопросов этнической толерантности как таковой. Одним из направлений является выстраивание... | Шарль Перро Цели и задачи урока Развивающие: развитие мышления, внимания, воображения, памяти, навыков межличностного общения | ||
Содержание практических занятий Раздел I. Технология межличностного общения «Пермский край, земля Уральская», литературно-музыкальная композиция по сказам П. П. Бажова | Программы дополнительного образования ано «Региональный учебный центр профсоюзов» ... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: проработка социальной сферы – межличностного общения, получение навыков конструктивного взаимодействия друг с другом | Критерии оценки портфолио социального педагога, аттестующегося на категорию Положительная динамика достижений обучающихся в области правовой культуры, гражданского самосознания, межличностного общения (освоение... | ||
Программа духовно-нравственного воспитания учащихся I. Введение Гипертрофия эгоизма, культа индивидуализма становятся более привычными в сфере межличностного общения, ценности прошлых лет сменились... | План введение Основной принцип человеческого общения Личность и группа. Проблема взаимоотношений В виду огромного объема темы было решено после краткой теоретической информации привести анализ двух наиболее распространенных... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины «иностранный язык» Главная цель обучения иностранным языкам – формирование иноязычной коммуникативной компетенции будущего специалиста, позволяющей... | Рабочая программа учебной дисциплины «иностранный язык профессиональной коммуникации» Главная цель обучения иностранным языкам – формирование иноязычной коммуникативной компетенции будущего специалиста, позволяющей... | ||
Креативный подход при обучении чтению на иностранном языке в старших классах Современный учитель должен учитывать влияние креативности на факторы становления личности старшеклассника, повышения мотивации обучения... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учебник “Deutsch,7Klasse “ – состоит из 6 самостоятельных разделов, каждый раздел включает в себя информационно-тематические блоки,... |