Семинар подходы к определению межличностного общения различия между интерактивной и коммуникативной моделями межличностного общения





Скачать 57.43 Kb.
НазваниеСеминар подходы к определению межличностного общения различия между интерактивной и коммуникативной моделями межличностного общения
Дата публикации23.06.2013
Размер57.43 Kb.
ТипЛитература
100-bal.ru > Психология > Литература
Межличностное общение в молодежной среде

Семинар 1.

ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ

  1. Различия между интерактивной и коммуникативной моделями межличностного общения.

  2. Ролевая парадигма и драматургический подход к объяснению межличностного общения.

  3. Когнитивные модели межличностного общения.

  4. Модель межличностного общения в гуманистической психологии.

  5. «Трехсторонняя» модель общения.

  6. Личностный подход к общению.

  7. Развитие представлений о диалогической природе общения в работах отечественных психологов.

  8. Представление об общении как многоуровневой, иерархической системе

Литература

  1. Бодалев А.А. Психология общения. - М., 1996. - С. 129-138.

  2. Бодалев А.А., Ковалев Г.А. Теоретические и прикладные проблемы психологии общения в трудах В.Н. Мясищева. // Психологические исследования общения. - М.: Наука, 1985. - С.25-38.

  3. Берн Э. Игры, в которые играют люди. - М., 1988. - С.3-25.

  4. Вацлавик П., Бивин Дж., Джонсон Д. Прагматика человеческих коммуникаций. – М.: «Апрель-пресс», «Эксмо–пресс», 2000. - С.43-46.

  5. Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. – М.: изд-во Канон-пресс-Ц, 2000. - С.5-45.

  6. Куницина В.Н., Казаринова Н.В. Погольша В.М. Межличностное общение. - С-Петербург: изд-во «Питер», 2001. – Гл 1.- С. 12-29.

  7. Коган М.С., Эткинд А.М. Общение как ценность // Вопросы психологии –1988. - №4.

  8. Ломов Б.Ф. Проблема общения в психологии. // Проблема общения в психологии. - М.: Наука - С. 3-24.

  9. Панферов В.Н. Классификация функций человека как субъекта общения // Психологический журнал. - 1987. - №4.

Межличностное общение в молодежной среде

Семинар 2.

Современные исследования возрастных особенностей общения молодежи

Для подготовки к данному семинарскому занятию студенты самостоятельно подбирают статьи из журналов «Вопросы психологии», «Психологический журнал», «Социс» и др. Проблематика выступлений:

  • общение как ведущий вид деятельности;

  • общение и обособление;

  • особенности общения со сверстниками (возрастной аспект);

  • общение молодежи со взрослыми (функции, роли);

  • дружба старших и младших;

  • общение с противоположным полом и т.д.

Для ориентации в проблеме необходимо руководствоваться материалом лекции №2, не дублируя озвученный материал, подобрать в качестве иллюстрации отдельных тезисов лекции научные статьи. При выборе статьи желательно делать упор на конкретные исследования (количественные показатели, методы, выводы) в рамках рассматриваемой темы. Ссылки на источники обязательны! Для проработки вопроса можно использовать и Интернет-источники (например, базу данных библиотеки ПГУ http://lib.pomorsu.ru/elzh.htm), которые в большей степени отвечают требованиям научности, ссылка и название сайта также обязательны.

Практическое занятие 3. Коммуникация в молодежной среде

Данное практическое занятие будет посвящено просмотру и обсуждению телепередач и отрывков из художественных фильмов с точки зрения проблем и специфики коммуникации в современной молодежной среде.

Межличностное общение в молодежной среде

Практическое занятие 4. Молодежный сленг.

Для подготовки к практическому занятию студентам необходимо подобрать или составить несколько «словарей» молодежного сленга: школьного, музыкального, компьютерного, наркоманов, театрального и т.д.

Варианты задания:

  1. «зашифровать» послание на сленге, задача студентов – расшифровать сообщение, перевести на литературную лексику;

  2. студенты с разными сленговыми словарями «зашифровывают» одно сообщение; затем сравнивается полученный результат;

  3. выстроить диалог представителей с разными сленговыми словарями;

  4. выстроить диалог взрослого с нормальной литературной лексикой и представителей с разными сленговыми словарями.

Семинарско-практическое занятие 5. Этикетные формулы общения молодежи

Теоретические вопросы:

  1. Этикет как церемониал и ритуал взаимодействия: основные понятия, плюсы и минусы

  2. Основные этикетные формулы (приветствие, прощание, благодарности, извинения и т.д.)

  3. Этикет школьной (студенческой) жизни. Кодекс поведения.

Практическое задание:

Подготовить аудио-, фото-, видеоматериалы с примерами этикетных формул (неформального) общения молодежи.

Межличностное общение в молодежной среде

Семинарско-практическое занятие 6.

Личностные особенности общения

Теоретические вопросы:

  1. Подросток и внешность: молодежная одежда, пирсинг, татуировки (можно по отдельности)

  2. Застенчивость подростков

  3. Уверенность в себе и общение: проблемы подростков и юношей

  4. Когнитивная сложность и общение: проблемы подростков и юношей

Практическое задание:

  • Тест «Застенчивость»

  • Опросник «Индекс жизненного стиля» (психологические защиты личности

Семинар 7.

Трудности межличностного общения молодежи

Теоретические вопросы:

  1. Понятие затрудненного общения

  2. Этно-социокультурная область затруднений

  3. Статусно-ролевая позиция затруднений

  4. Возрастная область затруднений

  5. Область индивидуально-психологических затруднений

  6. Принципы выхода из ситуаций затрудненного общения


Литература

  1. Зимняя И.А. Педагогическая психология // http://www.syntone.ru/library/books/content/3318.html?current_book_page=23

  2. Лабунская В. А. Психология затрудненного общения // http://nehudlit.ru/books/detail8848.html

Практическое задание: диагностика трудностей в общении:

«Шкала принятия других» Фейя;  «Шкала доброжелательного отношения» Кэмпбелла
  «Шкала доверия» Розенберга;   «Шкала враждебности» Кука-Медлей
  «Шкала манипулятивного отношения» Банта
  Модифицированный вариант «Опросника межличностных отношений» Шутца (ОМО)

Межличностное общение в молодежной среде

Семинарско-практическое занятие 8.

Деструктивное общение молодежи

Теоретические вопросы:

  1. Деструктивное общение (вранье, обман, ложь) в молодежной коммуникации

  2. Психология лжи: как распознать ложь в общении.

  3. Деструктивное общение в системе «ребенок-взрослый»

Литература: Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. - СПб, Питер, 2001.

Практическое задание:

  • диагностика деструктивности в общении: «Часто ли ты врешь?»

  • анализ телефильма «Обмани меня».

Семинарско-практическое занятие 9.

Конфликтные ситуации общения и способы их разрешения

Теоретические вопросы:

  1. Причины конфликтов молодежи (подростков) с родителями

  2. Причины конфликтов молодежи (подростков) с учителями

  3. Причины конфликтов молодежи (подростков) со сверстниками

Практическое задание:

  • анализ конфликтных ситуаций;

  • тест на оценку конфликтности личности;

  • упражнения по снятию агрессии, активного слушания, направленные на снижение напряженности конфликтных ситуаций.

Баталова И.В.Программа тренинга конфликтной компетентности подростка // Классный руководитель». 2006- № 4.

Межличностное общение в молодежной среде

Практическое занятие 10.

Успешное молодежное общение и способы его совершенствования

Практическое занятие будет проходить в форме тренинга «Развитие коммуникативных навыков у подростков» (техники ведения партнёрской беседы, техники для выявления скрытых мотивов и интересов партнёров, техники активного слушания, техники налаживания контакта, активные методы повышение коммуникативной компетентности). Приветствуется подбор и подготовка упражнений самими студентами, их отработка в тренинговом кругу.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Семинар подходы к определению межличностного общения различия между интерактивной и коммуникативной моделями межличностного общения iconМетодические рекомендации для студентов заочного обучения по дисциплине «Психология общения»
Ния на современном этапе. Методические основы понимания категории общения. Социально психологическая природа общения. Основные закономерности...
Семинар подходы к определению межличностного общения различия между интерактивной и коммуникативной моделями межличностного общения icon«Формирование коммуникативных умений как средство развития речевой...
Компетентность не возникает на пустом месте, она формируется. Основу её формирования составляет опыт человеческого общения. Основными...
Семинар подходы к определению межличностного общения различия между интерактивной и коммуникативной моделями межличностного общения iconПрограммы дополнительного образования ано «Региональный учебный центр профсоюзов»
...
Семинар подходы к определению межличностного общения различия между интерактивной и коммуникативной моделями межличностного общения iconПрактическая работа в парах, направленная на применение выявленных правил толерантного общения
Данная методическая разработка не затрагивает вопросов этнической толерантности как таковой. Одним из направлений является выстраивание...
Семинар подходы к определению межличностного общения различия между интерактивной и коммуникативной моделями межличностного общения iconРабочая программа учебной дисциплины «иностранный язык»
Главная цель обучения иностранным языкам – формирование иноязычной коммуникативной компетенции будущего специалиста, позволяющей...
Семинар подходы к определению межличностного общения различия между интерактивной и коммуникативной моделями межличностного общения iconРабочая программа учебной дисциплины «иностранный язык профессиональной коммуникации»
Главная цель обучения иностранным языкам – формирование иноязычной коммуникативной компетенции будущего специалиста, позволяющей...
Семинар подходы к определению межличностного общения различия между интерактивной и коммуникативной моделями межличностного общения iconШарль Перро Цели и задачи урока
Развивающие: развитие мышления, внимания, воображения, памяти, навыков межличностного общения
Семинар подходы к определению межличностного общения различия между интерактивной и коммуникативной моделями межличностного общения iconСодержание практических занятий Раздел I. Технология межличностного общения
«Пермский край, земля Уральская», литературно-музыкальная композиция по сказам П. П. Бажова
Семинар подходы к определению межличностного общения различия между интерактивной и коммуникативной моделями межличностного общения iconТема 7: Личность в системе межличностного общения. План
Образовательное учреждение: мкоу «Шайковская средняя общеобразовательная школа №2» Кировского р-на Калужской обл
Семинар подходы к определению межличностного общения различия между интерактивной и коммуникативной моделями межличностного общения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: проработка социальной сферы – межличностного общения, получение навыков конструктивного взаимодействия друг с другом
Семинар подходы к определению межличностного общения различия между интерактивной и коммуникативной моделями межличностного общения iconКритерии оценки портфолио социального педагога, аттестующегося на категорию
Положительная динамика достижений обучающихся в области правовой культуры, гражданского самосознания, межличностного общения (освоение...
Семинар подходы к определению межличностного общения различия между интерактивной и коммуникативной моделями межличностного общения iconПрограмма духовно-нравственного воспитания учащихся I. Введение
Гипертрофия эгоизма, культа индивидуализма становятся более привычными в сфере межличностного общения, ценности прошлых лет сменились...
Семинар подходы к определению межличностного общения различия между интерактивной и коммуникативной моделями межличностного общения iconКреативный подход при обучении чтению на иностранном языке в старших классах
Современный учитель должен учитывать влияние креативности на факторы становления личности старшеклассника, повышения мотивации обучения...
Семинар подходы к определению межличностного общения различия между интерактивной и коммуникативной моделями межличностного общения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учебник “Deutsch,7Klasse “ – состоит из 6 самостоятельных разделов, каждый раздел включает в себя информационно-тематические блоки,...
Семинар подходы к определению межличностного общения различия между интерактивной и коммуникативной моделями межличностного общения iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по иностранному языку
Ь экзамена – определить уровень развития у студентов коммуникативной компетенции. Под коммуникативной компетенцией понимается умение...
Семинар подходы к определению межличностного общения различия между интерактивной и коммуникативной моделями межличностного общения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Знать, что язык является средством общения; различия между языком и речью, между речью устной и письменной


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск