Практическая работа в парах, направленная на применение выявленных правил толерантного общения





Скачать 132.94 Kb.
НазваниеПрактическая работа в парах, направленная на применение выявленных правил толерантного общения
Дата публикации24.06.2014
Размер132.94 Kb.
ТипПрактическая работа
100-bal.ru > Математика > Практическая работа
Быкова Анна Владимировна,

заместитель директора по воспитательной работе

МБОУ СОШ № 26 Октябрьского района

победитель городского этапа конкурса
Секреты успешного общения

или Толерантность на каждый день

внеклассное мероприятие для учащихся 5-7 классов
Особенности организации обучения

Данная методическая разработка не затрагивает вопросов этнической толерантности как таковой. Одним из направлений является выстраивание учащимися успешного межличностного общения, реализующего принципы толерантности.

Общение является ведущим видом деятельности подростков. Именно нравственным основам повседневного общения необходимо уделять внимание в процессе воспитания современных подростков.

Проблема культуры общения – одна из самых острых в школе, да и в обществе в целом. Прекрасно понимая, что мы все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, мы не всегда ведем себя корректно и адекватно.

Уважительное отношение, гармонизация отношений в классе, воспитание толерантности способствуют развитию сотрудничества. Важно научить ребенка, с одной стороны, принимать другого как значимого и ценного, а с другой стороны – критически относиться к своим собственным взглядам.

Общение – это искусство, и овладеть им можно только в процессе активной, целенаправленной деятельности.

Таким образом, основным направлением деятельности по формированию толерантных установок и профилактике экстремизма является моделирование речевых ситуаций.

Под моделированием речевых ситуаций понимается активный метод обучения, направленный на создание, представление (разыгрывание) и анализ ситуаций общения, воссоздающих реальную жизненную действительность.

Виды деятельности учащихся в ходе мероприятия:

  • анализ текста,

  • формулирование правил,

  • анализ понятия «толерантность»,

  • практическая работа в парах, направленная на применение выявленных правил толерантного общения,

  • моделирование речевой ситуации (взаимодействие с партнёром в процессе общения, анализ своего речевого поведения с позиции толерантного общения).

В многообразных речевых ситуациях, под влиянием целенаправленного педагогического воздействия у ребёнка развивается нравственное мышление. Вместе с ним и с его помощью, на основе нравственных чувств, сознания и воли формируются нравственные качества личности.

Таким образом, процесс нравственного воспитания должен состоять из системы педагогически обоснованных и управляемых речевых ситуаций, заставляющих учащихся активно думать, принимать этические решения, направлять волю и действовать. Этого требует ведущий принцип воспитания – воспитание в деятельности.

Планируемые результаты освоения

обучающимися содержания мероприятия

В процессе анализа речевой ситуации и самоанализа своего поведения происходит формирование активной жизненной позиции, саморазвитие, самовоспитание, формирование нравственного мышления, мировоззрения, поведения подростков.

Ребята учатся рассуждать, искать пути активного преодоления препятствий в процессе собственного развития; учатся эффективному общению.

Подростки проявляют себя рефлексирующими, активными, ответственными, решительными, способными к эмпатии.

Следует отметить, что организация речевых ситуаций с нравственным содержанием направлена не только на формирование нравственных качеств, но и способствует развитию коммуникативных навыков учащихся.

Итог мероприятия предполагает самооценку учащихся, исходя из поставленных задач. Самооценка производится с помощью создания смайликов, отражающих степень удовлетворённости учащимися решением поставленных задач.

Основное содержание

Секреты успешного общения: умей слушать, почувствуй своего собеседника, найди достоинства собеседника, соблюдай чистоту речи.

Золотое правило общения, которое можно назвать и золотым правилом толерантности: относись к людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе.

Толерантностьготовность и способность без протеста воспринимать личность (англ.)

– уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов (фр.)

– терпение, выносливость, готовность к примирению (персид.)

– прощение, снисхождение, мягкость к другим (араб.)

– терпимость, способность, умение мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей (рус.)

Толерантные отношения между людьми являются главным секретом успешного общения, и если мы будем к другим терпимыми, принимающими, понимающими, то конфликты и неудачи в общении станут редкими.

Почувствовать своего собеседника мы можем, внимательно слушая, наблюдая за интонацией и мимикой.

Даже если человек вам не очень приятен и к общению с ним вы не склонны, найдите его достоинства, положительные качества, это положит начало вашим толерантным отношениям.

Следите за своей речью и все тёмные, грязные, острые слова выбрасывайте. Пусть ваша речь состоит только из красивых цветных слов.

Станет ли цветок успешного общения волшебным, зависит только от нас, ведь эти секреты только инструменты для того, чтобы сделать общение успешным. Наша задача – научиться этими инструментами пользоваться.

Использование открытых нами секретов в жизни поможет сделать повседневное общение с друзьями, родителями успешным, позволит нам строить отношения, основанные на доверии, уважении, взаимопонимании.

Рекомендации по использованию методов,

средств и технологий учебного процесса

Основой для обучения учащихся толерантному поведению является моделирование речевых ситуаций, которое состоит из нескольких этапов:

Этап подготовки заключается в создании мотивации для организации речевой ситуации. Происходит распределение ролей. Даются целевые установки, определяются условия (компоненты: кто, кому, о чём, зачем, почему, как, где, когда?) ситуации.

Этап проведения. Разыгрывание ситуации, наблюдение за поведением учащихся, её осмысление, подготовка вопросов участникам ситуации.

Этап анализа и оценки. Общее обсуждение и анализ компонентов ситуации. Учащимся предлагается предоставить объяснение правильного и ошибочного морального поведения, оценить поступки героев ситуации, разобраться во взаимосвязях моральных качеств и облике человека. Участники ситуации проводят самоанализ, объясняют способ своего поведения, отвечают на вопросы одноклассников. Учащиеся аргументируют выбор способа своего поведения. Возможен розыгрыш альтернативных ситуаций.

Особенно важен момент аргументации способа поведения, так как именно при ответе на вопросы о причинах своего поведения подросток раскрывает уровень нравственного развития.

Заключительный этап. В конце занятия подводятся общие итоги, выводы. Учащиеся получают практические творческие задания по теме занятия.
Содержание внеклассного мероприятия

Когда в товарищах согласья нет

На лад их дело не пойдёт

И выйдет из него не дело, только мука…

(И.А. Крылов)

Цель: формировать культуру толерантных отношений, научить участников конкретным приемам, позволяющим развить у себя качества толерантной личности.

Задачи:

  1. Создать условия для формулирования учащимися правил (секретов) общения.

  2. Создать условия для формирования умения эффективно взаимодействовать с партнёром в процессе общения.

  3. Создать условия для формирования культуры общения.

  4. Создать условия для развития у учащихся коммуникативных навыков.

  5. Создать условия для развития у учащихся способности осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм.

  6. Создать условия для развития способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты.

  7. Создать условия для развития умения анализировать своё речевое поведение (производить посткоммуникативную рефлексию) с позиции толерантного поведения.

Оборудование: мультимедийная установка, маркеры, цветная бумага в форме лепестков.

Ход мероприятия

Вводное слово учителя. Работа с эпиграфом. Как понимаете слова басни?

В жизни мы часто сталкиваемся с различными проблемами в общении. Очень важно учиться эффективному общению, разобраться в том, что плохо, а что хорошо, что помогает, а что мешает нашей коммуникации.

Постановка проблемы. Как сделать наше общение успешным? Эту проблему постараемся решить на сегодняшнем уроке.

Постановка учебных задач. Ученики обращаются к теме урока, ставят задачи:

– сформулировать правила (раскрыть секреты успешного общения);

– уметь применять правила в общении согласно моральным принципам.

Работа по решению первой задачи урока (в группах). Сегодня мы как настоящие исследователи попытаемся раскрыть секреты общения, сформулировать правила, следуя которым мы сможем сделать наше общение успешным. Работа у нас будет проходить в четырёх лабораториях, в которых будем растить лепестки волшебного цветка.

Каждое правило – лепесток волшебного цветка. Нам предстоит создать цветок успешного общения.

Перед вами волшебные тексты. Волшебные они потому, что в них зашифрован один из секретов успешного общения.

Ученики работают по алгоритму:

– читают текст

– определяют основную мысль

– формулируют правила в группах

– оформляют лепесток

Текст 1.

Я слышал, ты был на свадьбе Панкратия с Альбиной.

Никогда не бывало у меня такого неудачного плавания, как в этот раз.

Что ты говоришь? Так много собралось народу!

И никогда жизнь моя не стоила дешевле.

Смотри, что делает богатство! Ко мне на свадьбу пришло всего несколько человек.

Едва мы вышли в море, налетел страшный вихрь.

Планируемый вывод: умей слушать.

Как же нужно правильно слушать? (не перебивать, наиболее частая помеха слушанию – это наша привычка оценивать, судить, не дослушав или не разобравшись в том, что нам рассказывают, или наше желание выразить немедленно свое мнение).

Текст 2.

Не так давно учёные считали, что чем больше человек знает и умеет, тем большего он добьётся в жизни.

Как утверждают современные учёные, необходимо, чтобы человек обладал способностью понимать окружающих, чувствовать их настроение, сопереживать им. Обладая способностью понимать, чувствовать и сопереживать, человек сможет поддерживать гармоничные отношения с миром, а значит, сможет добиться успеха в этом мире.

Планируемый вывод: почувствуй своего собеседника

А что делать, если человек, с которым необходимо общаться, тебе неприятен?

Текст 3. Выдающийся президент Америки Авраам Линкольн не только не избегал неприятных людей, но и отвечал на неприязнь по отношению к себе тёплым и человеческим отношением.

В разгар предвыборной борьбы за президентский пост ему пришлось столкнуться с очень мстительным, решительным и влиятельным противником Чарльзом Совордом. Не смотря на это, Линкольн победил и, неожиданно для всех, пригласил Соворда занять один из ключевых постов в своей администрации.

Линкольн сумел разглядеть в Соворде незаурядные качества личности и превратил ненависть в дружбу.

Планируемый вывод: найди достоинства собеседника.

Текст 4. Известный учёный Иван Белявский выдвинул предположение о том, что каждое произнесенное человеком слово несет в себе энергетический заряд, воздействующий на него.

Многолетние наблюдения показали, что у людей, использующих бранные слова, очень быстро появлялись возрастные изменения и различные заболевания. У людей, которые не использовали таких слов, наоборот, общее состояние организма было моложе их официального возраста.

Планируемый вывод: соблюдай чистоту речи

Результаты работы каждой группы выносятся на общее обсуждение.

Каждая группа закрепляет на доске свой лепесток с правилом (данный цветок также может быть выведен на слайд).

Если подумать, то все эти секреты мы можем объединить в одно универсальное правило. Вспомним золотое правило морали, о котором упоминали на уроках ОРКиСЭ, риторики, обществознания:

Относись к людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе.

Это правило также можно назвать золотым правилом толерантности. Давайте вспомним, что это такое (учащиеся вспоминают различные определения толерантности, которые можно вывести на слайд).

Толерантность

Готовность и способность без протеста воспринимать личность (англ.)

Уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов (фр.)

Терпение, выносливость, готовность к примирению (персид.)

Прощение, снисхождение, мягкость к другим (араб.)

Оказывается, что толерантные отношения между людьми являются главным секретом успешного общения, и если мы будем к другим такими же терпимыми, принимающими, понимающими как к себе, то конфликты и неудачи в общении станут невозможными.

Экспериментальный этап (в парах).

Итак, в наших научных лабораториях нам удалось вырастить цветок успешного общения. Все настоящие учёные проверяют полученные результаты, проводя эксперименты. Давайте проведём ряд экспериментов и проверим, как работают раскрытые нами секреты.

Упражнение «Угадай эмоцию» (все упражнения выполняются в парах).

Вслушиваясь в интонацию одноклассника, который произносит фразу: «Проворонила ворона воронёнка» в определённом эмоциональном состоянии, нужно определить данное эмоциональное состояние собеседника (варианты эмоций на доске: радость, грусть, равнодушие, раздражение, гордость).

Анализ упражнения:

Кому удалось почувствовать эмоциональное состояние собеседника?

Как смогли его определить?

Какое правило нужно было выполнять, чтобы справиться с заданием? (Почувствуй своего собеседника).

А как вам удалось почувствовать собеседника? Что вы делали для этого?

Вывод: почувствовать своего собеседника мы можем, внимательно слушая, наблюдая за интонацией и мимикой.

Упражнение «Найди 3 плюса».

В парах ребята говорят друг другу по 3 плюса, которые видят друг в друге. Это могут быть и качества личности, и характеристики внешности.

Какое правило нужно было выполнять, чтобы справиться с заданием? (Найди достоинства собеседника).

Вывод: даже если человек вам не очень приятен и к общению с ним вы не склонны, найдите его достоинства, положительные качества, это положит начало вашим толерантным отношениям.

Упражнение «Раскрась слово»

Ребята вытягивают слово «милый» или «мерзкий», им предлагается раскрасить кружок тем цветом, с которым ассоциируется данное слово.

Справа на доске вывешиваются кружки к слову «милый», слева – «мерзкий».

Какое правило подтвердил этот эксперимент? (Соблюдай чистоту речи).

Вывод. Смотрите на каждое слово и все тёмные, грязные, острые слова выбрасывайте. Пусть ваша речь состоит только из красивых цветных слов.

Работа по решению второй задачи урока (моделирование речевой ситуации).

Давайте проверим, помогут ли нам секреты успешного общения в жизни. Ваша задача представить, что ситуация происходит на самом деле, и разрешить её, используя открытые нами секреты.

Работа в парах.

Ситуация

Собеседник 1. Одноклассник взял диск с вашей любимой игрой. Получив диск обратно, вы обнаружили, что он сильно поцарапан. Что скажете однокласснику?

Собеседник 2. Вы взяли у одноклассника диск, но случайно его поцарапали. Что скажете однокласснику?

Ситуация разыгрывается в парах всеми учащимися. На аудиторию можно представить две пары: которой удалось избежать ссоры, и которой это не удалось.

Анализ ситуаций с точки зрения соблюдения правил (секретов) общения:

  • Какие правила удалось применить?

  • Что получилось / не получилось?

  • Что вызвало затруднение?

  • Удалось ли быть толерантным?

  • Почему вы поступили именно так?


Подведение итогов.

Какие секреты успешного общения мы раскрыли?

Какой секрет является главным?

Как помогут нам эти секреты?

Мы вырастили цветок успешного общения. Станет ли этот цветок волшебным, зависит только от нас, ведь эти секреты только инструменты для того, чтобы сделать общение успешным. Наша задача – научиться этими инструментами пользоваться.

Для того, чтобы общение было успешным, в его основе должны быть принципы толерантного отношения собеседников друг к другу.

Использование открытых нами секретов в жизни поможет сделать повседневное общение с друзьями, родителями успешным, позволит нам строить отношения, основанные на доверии, уважении, взаимопонимании.

Самооценка. Давайте оценим то, как вам удалось справиться с поставленными задачами. Перед вами лежат кружочки, из которых нужно сделать смайлик.

На слайде варианты смайликов:


Учащиеся проводят самооценку.
Домашнее задание. Мы с вами сформулировали только несколько правил успешного общения. На самом деле их гораздо больше. Обсудите их с друзьями, родителями и добавьте в наш цветок новые лепестки. Проведите эксперименты в жизни. Будет ли меняться успех ваших отношений, вашего общения, если использовать знание открытых нами сегодня секретов?

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Практическая работа в парах, направленная на применение выявленных правил толерантного общения iconРабочая программа по дисциплине ф этика делового общения
Задача учебного курса – на основе знания основных норм и правил делового этикета выработать у студентов навыки позитивного общения...
Практическая работа в парах, направленная на применение выявленных правил толерантного общения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Формы работы учащихся: фронтальная, практическая, работа в парах, самостоятельная
Практическая работа в парах, направленная на применение выявленных правил толерантного общения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проблемный диалог, групповая работа, работа в парах, самостоятельная работа, работа с учебником, фронтальная работа, использование...
Практическая работа в парах, направленная на применение выявленных правил толерантного общения iconУчебнику Т. Е. Демидовой, С. А. Козловой, А. П. Тонких. Тема: «Число и цифра 6»
Формы организации познавательной деятельности: групповая работа, фронтальная работа, работа в парах, индивидуальная работа
Практическая работа в парах, направленная на применение выявленных правил толерантного общения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Формы работы: наблюдение; моделирование; исследование; творческая работа; индивидуальная работа; фронтальная работа; работа в парах;...
Практическая работа в парах, направленная на применение выявленных правил толерантного общения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Виды деятельности: беседа, самостоятельная работа обучающихся, работа в парах, работа с иллюстративным материалом, участие в учебной...
Практическая работа в парах, направленная на применение выявленных правил толерантного общения iconРабочая программа по дисциплине В. В деловой этикет
Задача учебного курса – на основе знания основных норм и правил делового этикета выработать у студентов навыки позитивного общения...
Практическая работа в парах, направленная на применение выявленных правил толерантного общения iconУрока: практическая работа
Практическая работа №6 – обучение построению табличных информационных моделей и графов систем в среде ms word 2007
Практическая работа в парах, направленная на применение выявленных правил толерантного общения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Формы работы учащихся: индивидуальная работа, коллективная работа на интерактивной доске, работа в парах
Практическая работа в парах, направленная на применение выявленных правил толерантного общения iconПрограмма «дорожная азбука» По данным статистики каждый год в России...
Цель: пропаганда Правил дорожного движения среди детей, применение на практике знаний правил, знаков, регулирования движения через...
Практическая работа в парах, направленная на применение выявленных правил толерантного общения iconПрактическая работа «Выращивание кристаллов медного купороса и хлорида...
А во-вторых, в результате деятельности проекта будет создана презентация «Кристаллы и их применение» и выращенные кристаллы медного...
Практическая работа в парах, направленная на применение выявленных правил толерантного общения iconДепартамент Образования города Москвы Московская городская научно-практическая...
Нейронные сети. Их применение, роль и значимость в современной и будущей экономике
Практическая работа в парах, направленная на применение выявленных правил толерантного общения iconСложные существительные. Соединительные гласные -о-, -е
Используемые технологии: проблемно-поисковый метод, групповая работа, работа в парах
Практическая работа в парах, направленная на применение выявленных правил толерантного общения iconПравила и нормы общения в коллективе. Усвоение правил и норм общения....
Общение как категория психологии, как одна и важнейших фаз формирования личности младшего школьника
Практическая работа в парах, направленная на применение выявленных правил толерантного общения iconПрактическая работа № Особенности питания и обслуживания иностранных...
Практическая работа № Встреча гостей, прием и выполнение заказов. Предварительная сервировка стола
Практическая работа в парах, направленная на применение выявленных правил толерантного общения iconТурнир знатоков тема: «правила дорожного движения»
Цель: пропаганда Правил дорожного движения среди детей, применение на практике знаний правил, знаков, регулирования движения через...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск