Сложные существительные. Соединительные гласные -о-, -е





Скачать 80.59 Kb.
НазваниеСложные существительные. Соединительные гласные -о-, -е
Дата публикации06.09.2014
Размер80.59 Kb.
ТипПлан урока
100-bal.ru > Литература > План урока
Тема:

Сложные существительные. Соединительные гласные -о-, -е-.

Цели:

  1. поставить задачу конструирования и использования нового способа действия;

  2. сконструировать способ выбора соединительных гласных букв О, Е при написании сложных слов;

  3. зафиксировать способ в модели.

Задачи:

  1. развивать речь, коммуникативные умения, умение сравнивать и анализировать, навыки сотрудничества;

  2. закрепить знания о строении слова, морфемах, повторить способы проверки орфограмм слабых позиций.

Вид урока: урок анализа и решения частных задач, моделирование.

Используемые технологии: проблемно-поисковый метод, групповая работа, работа в парах.

Оборудование:

  1. слайдовая презентация;

  2. записи на доске;

  3. листы формата А-3, маркеры по количеству групп;

  4. карточки со словами для морфемного разбора (индивидуальные);

  5. карточки со словами для фронтальной работы.

Планируемые достижения учащихся на уроке:

  1. «открытие» способа проверки орфограммы слабой позиции в интерфиксах;

  2. умение пользоваться специальным правилом для проверки орфограммы слабой позиции в интерфиксах.


План урока

I. Организация класса.

II. Создание ситуации успеха.

  1. Актуализация знаний.

  2. Создание ситуации интеллектуального конфликта.

V. Постановка учебной задачи.

VI. Анализ условий решения задачи.

VII. Составление алгоритма. Моделирование.

VIII. Первичное закрепление.

  1. Итоговая рефлексия.

  2. Домашнее задание






Этап урока

Содержание работы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.

Организация класса

У.: Ребята, посмотрите на таблицу. Как она называется?
Д.: Таблица частей речи.

У.: Какой части речи был посвящён предыдущий урок?

Д.: Имени существительному.

У.: Дома я просила вас написать рефлексивное сочинение от имени существительного. Давайте послушаем, что у вас получилось.

Д.:

Фронтальная беседа

Фронтальная беседа

II.

Создание ситуации успеха.

У.: Вы можете назвать точное число имён существительных в русском языке?

Д.: Люди придумывают их постоянно.

У.: Какие способы образования новых слов вы знаете?

Д.: С помощью значимых частей слова, заимствования…

У.: Способов образования новых слов достаточно много. Давайте построим модели к известным вам способам образования слов с помощью значимых частей.
Дети работают в парах.
У.: А теперь я предлагаю вам объединиться в группы и выбрать основные способы словообразования.
Дети прикрепляют на доску листы с моделями.

Учитель помогает выделить основные известные детям способы словообразования.

Проблемный диалог

Инд. работа

Работа в парах

Взаимопроверка

Работа в группах

Проблемный диалог

Наблюдение

Организация проверки групповой работы

III.

Создание ситуации интеллектуального конфликта.



У.: Вы хорошо умеете выполнять разбор слова по составу?

Д.: Да.

У.: Давайте проверим. Но сначала посмотрите, что записано на доске?

Д.: Это алгоритм разбора слова по составу, но он перепутан.

У.: Давайте восстановим порядок.
Дети располагают записи в нужном порядке.
Алгоритм

  1. Измени слово и выдели окончание.

  2. Выдели основу.

  3. Подбери родственные слова и выдели корень.

  4. Выдели приставки и суффиксы, если они есть.


У.: Теперь разберите слова на карточках по составу. Я предлагаю вести работу в паре. Каждый объясняет разбор слова по очереди.
Двое работают у доски.
У.: Все ли слова образованы с помощью наших моделей?

Д.: Одно слово является словоизменением.

У.: Все ли части слов вам удалось обозначить?

Д.: В сложном слове не обозначена соединительная гласная.

У.: Почему?

Д.: Мы не знаем, как её обозначать.

У.: У нас возникла проблема. Как её зафиксировать на модели?

Д.:

У.: Какую задачу нам необходимо решить?

Д.: Выяснить, как выделять соединительную гласную при разборе.

У.: Почему приставка, корень, суффикс и окончание получили название «значимые»?

Д.: Они выполняют определённую работу.

У.: Подумайте, есть ли работа у соединительной гласной?

Д.: Она выполняет работу – связывает корни, значит, она – значимая часть слова.

У.: А, может быть, её работа совпадает с работой уже известных нам частей слова, и мы можем воспользоваться их значком?

Д.: Её работа отличается и от работы приставки, и суффикса, поэтому их значок не подойдёт. Нужен новый.

У.: Как вы думаете, нам надо придумать этот значок?

Д.: Скорее всего он уже существует, просто мы с ним ещё не встречались.

У.: Вы совершенно правы. Я познакомлю вас с этим значком.

Мы можем убирать вопрос из модели? Мы решили проблему?

Д.: Да.

Проблемный диалог

Моделирование


Проблемный диалог

Наблюдение




Физкультминутка «Шум водопада»










IV.

Постановка учебной задачи.


У.: Какие звуки помогли нам отдохнуть?

Д.: Звуки водопада.

У.: Давайте запишем слово водопад с пропусками.
Дети работают в тетрадях,

один ученик у доски.
В..д..па..
У.: Объясните орфограммы.

Д.:

У.: Почему на месте соединительной гласной остался пропуск?

Д.: Мы не знаем, как проверять орфограмму соединительной гласной в сложных словах.

У.: Значит, мы рано убрали вопрос из модели? Мы решили одну проблему, но у нас появилась новая. Какую проблему теперь предстоит решить?

Д.: Каким правилом регулируется выбор соединительной гласной.
В модели снова ставится вопрос.


Инд. Работа

Проблемный диалог

Наблюдение

Проблемный диалог

V.

Анализ условий решения задачи.


У.: К какой группе орфограмм отнесём соединительную гласную?

Д.: Орфограммы слабой позиции.

У.: Какие способы проверки орфограмм слабой позиции знаете?

Д.: По сильной позиции, по специальному правилу, по словарю.

У.: Можно ли проверить данную орфограмму по сильной позиции?

Д.: Не получается.

У.: Давайте обратимся к словарям, может, они нам помогут.

Д.: В нашем словаре нет сложных слов.

У.: К какому выводу пришли?

Д.: Необходимо найти специальное правило.

У.: Вам достаточно одного слова, чтобы разобраться с правилом?

Д.: Нет, одного слова мало.

У.: Тогда нам поможет упражнение 94 стр. 77 в учебнике. Составьте план работы с упражнением.

Д.: Сначала карандашом выберем среди слов сложные, затем запишем их в два столбика по соединительной гласной.

У.: Первый этап я предлагаю вам выполнить самостоятельно, а затем проверим.
Дети работают самостоятельно, фронтальная проверка.
У.: Теперь вы готовы к выводу правила. Эту работу я предлагаю вам провести в группах.

Какова ваша задача?

Д,: Выяснить правило выбора соединительной гласной в сложных словах.

Работа в группах.


Проблемный диалог

Инд. Работа

Работа в парах

Группировка

Работа в группах

Проблемный диалог

Наблюдение

Организация работы в парах, группах

VI.

Составление алгоритма. Моделирование.


У.: Обсуждение закончено. Вы пришли к единому мнению? Выслушаем мнения групп.

Д.:

У.: Давайте сверим наши выводы с выводами учебника. Правило стр. 77.

Д.:

У.: Мы решили проблему правописания соединительной гласной в сложных словах?

Д.: Да.

У.: Можем зачёркивать вопрос?

Д.: Да.

У.: Осталось зафиксировать новый способ в модели. Эту работу, как обычно, делаем в группах.
Работа в группах по созданию модели. Листы вывешиваются на доску.

С помощью учителя дети вносят коррективы и составляют окончательную модель.


Защита проекта

Организация защиты проектов

VII.

Первичное закрепление.

У.: Давайте проверим, как работает наша модель.

Отгадки на мои загадки записывайте в тетрадь.
Самостоятельная работа.

Один ученик у доски.

Фронтальная проверка по эталону.







VIII.

Итоговая рефлексия.

У.: С какой тайной русского языка познакомились?

Зачем понадобилась новая модель?

Сумеете узнать сложные слова?

Чьи выводы особенно помогли нам сегодня на уроке?

Оцените свои знания в рефлексивном листе:

  1. Мне было интересно …

  2. Мы сегодня разобрались …

  3. Я сегодня понял(а), что …

  4. Мне было трудно …

  5. Завтра на уроке я хочу …







IX.

Домашнее задание.

Домашнее задание: упр. 95, стр.77.










Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Сложные существительные. Соединительные гласные -о-, -е iconТема: Сложные слова
Закрепить знание правило написания сложных слов; умение правильно записывать сложные слова, используя соединительные гласные о, е;...
Сложные существительные. Соединительные гласные -о-, -е iconУрок русского языка в 3 классе на тему: «Запоминаем соединительные гласные о и е»
Оборудование: рисунок с игрой в слова, раздаточный материал: карточки с заданиями; учебник по русскому языку: С. И. Иванов, А. О....
Сложные существительные. Соединительные гласные -о-, -е iconУрок русского языка. 3 класс Тема: Соединительные гласные в сложных словах. Цели урока
Если взять 2 корня, то всегда ли этого достаточно, чтобы появилось новое сложное слово?
Сложные существительные. Соединительные гласные -о-, -е iconУрок-игра тема: соединительные гласныеоие в сложных словах
Среди, способов образования слов в русском языке есть такие способы, при которых образуются сложные слова. Назовите их
Сложные существительные. Соединительные гласные -о-, -е iconТема. Соединительные гласные
Оборудование: схема-карта для каждого учащегося, карточки с заданиями, модель урока, представленная на доске, разноцветные специальные...
Сложные существительные. Соединительные гласные -о-, -е iconТема урока: Соединительные гласные о, е в сложных словах
Оборудование: схема – карта на каждого уч – ся, карточки с заданиями, модель урока на доске, разноцветные специальные карточки для...
Сложные существительные. Соединительные гласные -о-, -е iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Оборудование урока: слайды: №1Имена существительные. №2 Морфологические признаки существительных. №3 Не с существительными. №4 Правописание...
Сложные существительные. Соединительные гласные -о-, -е iconYI. Ответьте письменно на следующие вопросы: Welche Jahreszeit ist die kalteste ?
Числительные количественные и порядковые. 12. Отрицания nicht, kein. 13. Предлоги, употребляемые с дательным (dativ), винительном...
Сложные существительные. Соединительные гласные -о-, -е iconУрок 1 lesson 1
Имя существительное (The Noun). Общие сведения. Простые имена существительные. Производные имена существительные
Сложные существительные. Соединительные гласные -о-, -е iconУрок 1 lesson 1
Имя существительное (The Noun). Общие сведения. Простые имена существительные. Производные имена существительные
Сложные существительные. Соединительные гласные -о-, -е iconMan Неопределенное местоимение man не имеет соответствующего местоимения...
Сложные существительные образуются путем словосложения двух или нескольких слов, соединяемых друг с другом либо непосредственно,...
Сложные существительные. Соединительные гласные -о-, -е icon23. Значение индексов и их классификация
«промежуточные комплексы, более сложные, чем элементы, но менее сложные, чем сама система»
Сложные существительные. Соединительные гласные -о-, -е iconШизофрения – мифы и реальность
«промежуточные комплексы, более сложные, чем элементы, но менее сложные, чем сама система»
Сложные существительные. Соединительные гласные -о-, -е iconТема «Сложные эфиры»
Сложные эфиры — производные кислот, у которых атом водорода в карбоксильной группе замещен на углеводородный радикал
Сложные существительные. Соединительные гласные -о-, -е iconЛекция 11 теории экономического роста
«промежуточные комплексы, более сложные, чем элементы, но менее сложные, чем сама система»
Сложные существительные. Соединительные гласные -о-, -е iconУрок По курсу «Обществознание» Тест
«промежуточные комплексы, более сложные, чем элементы, но менее сложные, чем сама система»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск