Тема. Соединительные гласные





Скачать 74.89 Kb.
НазваниеТема. Соединительные гласные
Дата публикации06.09.2014
Размер74.89 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Астрономия > Документы
Тема. Соединительные гласные -о-, -е-
в сложных словах


Цели:

– создать условия для исследовательской деятельности учащихся при объяснении нового материала;

– через составленный алгоритм учить детей правильно писать соединительные гласные -о-, -е- в сложных словах, то есть решать учебную задачу;

– развивать интеллектуальные умения (анализировать, обобщать, систематизировать), а также практические навыки (работать с алгоритмами, опорами-схемами);

– развивать память, внимание, речь учащихся;

– создавать эмоционально-ценностное отношение к предмету;

– воспитывать доверительные отношения, чувство взаимопомощи, поддержки, патриотизма.

Оборудование: схема-карта для каждого учащегося, карточки с заданиями, модель урока, представленная на доске, разноцветные специальные карточки для учащихся.

Ход урока

I. Актуализация опорных знаний.

1. Работа с эпиграфом урока.

На доске написан эпиграф к уроку: «Российскому патриоту любой подвиг в охоту».

– Как вы понимаете пословицу?

– Кого можно назвать патриотом? (Тот, кто любит свое отечество, предан своему народу, родине.)

– О каком подвиге идет речь? (Защита родины, труд, знание истории, культуры, народных традиций.)

– Сегодня очень много говорят о том, что каждый человек должен быть патриотом. Ведь тогда его страна становится могучей, крепкой. Но родина – это не только страна. Что еще можно назвать родиной? (Город, дом.)

– Сегодня на уроке мы поговорим и о родине, и о труде, и о доме. Работа предстоит серьезная, и поэтому настроение обязательно должно быть хорошее, рабочее и у вас, и у меня.

2. Моделирование урока.

Учитель. Сегодня урок-исследование. Вот модель нашего урока.



Научиться исследовать – значит самостоятельно узнавать новое. Я вам буду помогать. В течение урока вы будете сами оценивать свою работу на маршрутных листах.

Отлично Сомневаюсь Не получается





3. Определение настроения учащихся на работу.

II. Актуализация новых знаний.

1. Минутка чистописания.

Учитель. Зачем этот этап? (Чтобы исследовать новое, нужно вспомнить, что мы уже знаем.)

Домик

Домработница

Домище

Дом

– Что можно сказать? (Однокоренные существительные, мужского и женского рода, в единственном числе, одушевленное и неодушевленные, нарицательные.)

– Какое слово лишнее? (Домработница.)

– Почему? (Так как сложное, состоит из двух основ.)

Учитель предлагает ученику выйти к доске, выделить основы.

– Зачитайте значение слова «сложный». Какое понятие относится к нашей теме? (Состоящий из несколько элементов, частей.)

– Сложные слова будут в центре нашего внимания и сегодня.

– С чего начинается работа в тетради? (Минутка чистописания.)

– Почему? (Тренируем руку, правильно и красиво пишем.)

– Догадайтесь, что будем писать на минутке чистописания: это сочетание букв, которое образует общий корень в этих родственных словах.

– Списать однокоренные слова. Разобрать их по составу.

– Оцените свою работу на этом этапе (закрепить, проанализировать).

2. Постановка проблемы.

– Какое задание можно предложить?



– Составьте другие сложные слова с этим же корнем, соединяя только основы.

В ы в о д - п р о б л е м а.

– Всегда ли достаточно только две основы, чтобы получились сложные слова?

– Какова цель урока? (Узнать, как нужно соединить две основы, чтобы получилось сложное слово.)

– Как решать эту проблему? (Провести наблюдение-исследование.)

– Оцените, насколько хорошо вы поняли цель урока.

Если проблема ясна – в путь.

3. «Открытие».

– Отгадайте и запишите слова, которые мы будем исследовать.

1) Есть у нас в квартире робот,

У него огромный хобот,

Любит робот чистоту

И гудит, как лайнер «ТУ».

Он охотно пыль глотает,

Не болеет, не чихает. (Пылесос.)

2) Стоит толстячок,

Подбоченивши бочок,

Шипит и кипит,

Всем пить чай велит. (Самовар.)

3) Он отлично варит кашу,

У него особый дар.

Кто нас кормит кашей с маслом?

Ну конечно, … . (Кашевар.)

4) Снова солнце печет сильно,

Снова солнечный денек.

Назовите сложным словом:

«Печет солнце» – … . (Солнцепек.)

Н а б л ю д е н и е з а с л о в а м и.

– Расскажите, как вы исследовали слова. (Подбор однокоренных.)

– Какой вывод можно сделать?

– Что соединяет основы?

– Чтобы получились сложные слова, нужны...



– Когда пишется О? Е?

– Давайте отдохнем, а потом составим алгоритм наших действий для определения соединительных гласных в сложных словах.

4. Физкультминутка.

5. Создание алгоритма правописания сложных слов с соединительными гласными.

– Итак, что мы планировали сделать? (Составить алгоритм.)

– Работаем в парах. Этапы распределяем по порядку.

– Проверяем.

– С чего начнем? Какой итог будет первым? Что делать затем?

Все «шаги» вывешиваем на карточках.

__________ ….? __________

__________ ….? __________
____ О _____ _____ Е _____ _____ Е _____
– Сформулируйте правило: когда пишется соединительная гласная о, когда е.

Правило.

– Вернемся к словам, которые создали проблему в начале урока. Объясните их написание.

– Проверим, как вы поняли основное правило урока.

– Почему мы использовали слова, связанные с нашим домом? (Это малая Родина.)

– Предлагаю совершить путешествие по нашей Родине в разные уголки страны, туда, где люди совершают наш трудовой подвиг.

6. Работа в группах.

– Выберите, в какую отрасль вы бы хотели отправиться.

1) Животноводство.

2) Растениеводство.

3) Градостроение.

4) Земледелие.

5) Приборостроение.

6) Машиностроение.

З а д а н и я д л я г р у п п:

1. Выписать сложные слова. Выделить основы, подчеркнуть соединительные гласные.

пастух скотовод

свинопас животновод

поросенок коневод

птицевод конюх

птичник овцевод

пчеловод барашек

2. Записать одним словом:

1) Человек, который разводит цветы.



2) Человек, который выращивает, разводит овощи.



3) Человек, который выращивает, разводит чайные кусты.



4) Человек, который выращивает, разводит сады.



5) Человек, который выращивает, разводит картофель.



6) Хранилище овощей.



7) Уборка хлопка.



3. Соединить рисунки с названием, вписать соединительную гласную.

САМ..ВАР

СТАЛ..ВАР

ГРАД..СТРОИТЕЛЬ

МНОГ..ЭТАЖКА

ГРУЗ..ПЕРЕВОЗКИ

БЕТОН..МЕШАЛКА

4. Соединить рисунки с названием. Вписать соединительную гласную.

ХЛЕБ..РОБ

ХЛЕБ..УБОРКА

СЕН..КОС

ЗЕМЛ..ПАШЕЦ

ЗЕМЛ..ДЕЛЕЦ

ЗЕРН..ВОЗ

5. Составить сложные слова.

мыш..ловка стекл..рез

зуб..чистка коф..молка

дыр..кол огн..тушитель

6. Вписать в клетки название транспортного средства, пользуясь рисунком.



бензовоз паровоз

вертолёт молоковоз

самолёт электровоз

пароход луноход

Представитель каждой группы выходит к доске, определяет соединительную гласную в словах своей группы.

– Оцените себя: как вы поняли основное правило урока.

7. Самостоятельная работа. (Разноуровневые задания.)

– Сможете ли вы самостоятельно применить правило? Проверим.

– Выбрать уровень и показать соответствующий сигнал.

I у р о в е н ь.

Скал..лаз, камн..пад, вод..лаз, солнц..пек, мор..ход.

Списать, вставив соединительную гласную. Выделить основу, корень.

II у р о в е н ь.

Составить и записать сложные слова с основой хлеб, снег, лист, лес.

III у р о в е н ь.

Придумать по два слова с соединительными гласными -о-, -е-. Составить и записать предложения с этими словами.

– Оцените свою работу.

III. Итог урока.

– Какова была цель урока? Мы ее достигли? Воспроизведите по алгоритму правило.

– Что вам понравилось на уроке? Что было трудно?

– Вспомните эпиграф урока. Почему на уроке использовались слова, связанные с домом, профессией, трудом людей? (Дом – это маленькая родина, труд – это тоже подвиг.)

– Оцените свою работу на уроке (на листах и у доски).

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема. Соединительные гласные iconУрок русского языка. 3 класс Тема: Соединительные гласные в сложных словах. Цели урока
Если взять 2 корня, то всегда ли этого достаточно, чтобы появилось новое сложное слово?
Тема. Соединительные гласные iconТема урока: Соединительные гласные о, е в сложных словах
Оборудование: схема – карта на каждого уч – ся, карточки с заданиями, модель урока на доске, разноцветные специальные карточки для...
Тема. Соединительные гласные iconТема: Сложные слова
Закрепить знание правило написания сложных слов; умение правильно записывать сложные слова, используя соединительные гласные о, е;...
Тема. Соединительные гласные iconСложные существительные. Соединительные гласные -о-, -е
Используемые технологии: проблемно-поисковый метод, групповая работа, работа в парах
Тема. Соединительные гласные iconУрок русского языка в 3 классе на тему: «Запоминаем соединительные гласные о и е»
Оборудование: рисунок с игрой в слова, раздаточный материал: карточки с заданиями; учебник по русскому языку: С. И. Иванов, А. О....
Тема. Соединительные гласные iconТема: Гласные и согласные звуки и буквы.
Задачи: Закреплять знания и умения учащихся различать гласные и согласные звуки и буквы
Тема. Соединительные гласные iconТема урока: Соединительные и краевые швы
Ознакомить учащихся с понятием, видами назначением соединительных и краевых швов
Тема. Соединительные гласные iconУрок-игра тема: соединительные гласныеоие в сложных словах
Среди, способов образования слов в русском языке есть такие способы, при которых образуются сложные слова. Назовите их
Тема. Соединительные гласные iconТема: «Гласные звуки»
Закона Российской Федерации «Об образовании» (редакция от 1 декабря 2007 г. №309-фз)
Тема. Соединительные гласные iconТема: Безударные гласные. Закрепление.
Оборудование: разно уровневые карточки, памятка правописание безударных гласных, презентация
Тема. Соединительные гласные iconУрок русского языка 5 класс
Тема урока: Путешествие Незнайки в страну Орфографии ( "Безударные гласные в корнях слов")
Тема. Соединительные гласные iconТема урока: «Безударные гласные в корне слова»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Тема. Соединительные гласные iconТема «Ударные и безударные гласные» Цель: учащиеся научатся правильно...
Тема урока: «Упражнения на правописание звонких и глухих согласных в корне слова, единообразное написание ударных и безударных гласных,...
Тема. Соединительные гласные iconУрок русского языка в 6 классе. Соединительные гласныеоиев сложных...
Компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, карточки-модели звуков (гласный, согласный); предметы, в названии которых...
Тема. Соединительные гласные iconТема: Закрепление изученного
Закреплять умение выделять гласные звуки в речи, определять ударение в словах, составлять схему слова и предложения
Тема. Соединительные гласные iconТема. Гласные и согласные звуки. Слогообразующая роль гласных звуков
Мбоу сош №2 им. А. М. Мирзагитова с. Кандры муниципального района Туймазинский район рб


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск