О зависти и гордости





Скачать 324.03 Kb.
НазваниеО зависти и гордости
страница1/3
Дата публикации21.08.2013
Размер324.03 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Психология > Документы
  1   2   3




Орлов Юрий Михайлович, психолог, доктор психологических наук, кандидат философских наук, профессор Московской медицинской академии им. И.М.Сеченова, академик Международной академии информатизации ООН. Консультирующий психолог. Создатель теории и практики Саногенного Мышления (СГМ), автор книг Восхождение к индивидуальности 1991 г., Половое развитие и воспитание 1993 год, более 30 брошюр изданных 1996-99 годах.

В брошюре описано психологическое строение зависти гордости. Читатель узнает структуру и последовательность бессознательных умственных операции, порождающих переживание зависти и гордости. Получение знания об этом облегчает интроспекцию этой эмоции и возможность его контроля. Книга окажется полезной для изучающих саногенное мышление.
О зависти и гордости
Пожалуй, среди эмоций, движущих революциями, преступлениями, борьбой за власть, явно или скрыто стимулирующих войны, которые причиняют большие страдания людям, зависть является главной. Зависть является той аффективной основой, которая раскручивает маховик большинства общественных движений. Зависть является изнанкой гордости. Ее можно определить как ущемление человеческой гордости. Для того, чтобы начать войну нужно убедить народ в том, что другой народ или страна ущемляет его национальную гордость. Революция невозможна без зависти. Когда экономисты выводят закон о том, что сила социального напряжения зависит от величины разрыва в доходах 10 процентов самых богатых людей и 10 процентов самых бедных, то этот закон является косвенным описанием количества зависти, которое переживают люди данного общества и эта зависть преобразуется во вражду и ненависть, ведущую к социальным потрясениям.

О зависти думали многие мыслители и пытались дать ей определение. Даль в своем словаре определяет зависть как досаду по чужому добру, нежелания добра другому, а одному себе. Здесь зависть понимается как некое эгоистическое чувство собственности. Бекон описывает не зависть саму по себе, а подчеркивает то агрессивное чувство, которое возникает из надежды сравнять себя с ближним в своих достоинствах, нанося ущерб его благополучию. Здесь выделяется акт сравнения себя с другим человеком, ожидание превосходства, а также агрессия, направленная против того, кто превосходит завидующего. Декарт отмечает, что зависть - порок, огорчающий как обладателя его, так и других. Спиноза рассматривает зависть как вид ненависти. Он не обращает внимания на то, что ненависть скорее порождается завистью, а не является сама таковой. Под родом ненависти предполагается некая сущность, которая вызывает именно этот вид ненависти. Ларошфуко обращает внимание на то, что «зависть еще непримиримее, чем ненависть». Для этого мыслителя эти две эмоции однопорядковые и он ставит их рядом, а на самом деле сама непримиримость проистекает от зависти. И.Кант, описывая проявления зависти в поступках человека, постулирует существование черной зависти, проявляющейся в виде неприязни. Черная зависть при этом выступает как мотив поступка, враждебно! о к завидуемому.

К.Маркс - выдающийся профессионал по научному и идеологическому стимулированию зависти в обществе - не давал определения зависти, а показывал ее проявления, утверждая, например, что мой дом, вполне удобный и обеспечивающий полноту жизни моей и членов моей семьи, скукоживается до размеров жалкой лачуги, если рядом будет построен дворец.

Социологи и социальные психологи рассматривают зависть как состояние человека, возникающее в ситуации социального сравнения. Представитель одной из крупнейшей и авторитетной школы дифференциальной теории эмоции К.Изард, (К.Изард. «Эмоции человека, М., «МГУ»,1980»), претендующей на всестороннее рассмотрение эмоций, зависть даже не рассматривает.

В отечественной психологии, пожалуй, первую попытку систематического рассмотрения понятия зависти сделал недавно К.Муздыбаев (К.Муздыбаев. Психология зависти. Психологический журнал, №6,1997), который написал пространную статью «О психологии зависти»!. Он описывает психологическую структуру зависти, к сожалению, не обсуждая вопроса о том, как контролировать эту эмоцию.

Я пишу эту книгу не по философии истории или социальной жизни человека, а по психологии зависти, с целью научить человека изнутри контролировать это свирепое и опасное чувство. Для этого мне придется описать саму зависть. Я должен ответить на вопрос, какие умственные действия, протекающие бессознательно и автоматически вырабатывающие это чувство. Именно знание этих умственных автоматизмов позволяет человеку осознать то, как возникает эта эмоция в нем. Зная это, он может легко научиться контролировать эту эмоцию. Я также опишу, каким образом зависть связана с другими эмоциями. Это позволит человеку, например, за враждой или неприязнью у смотреть за ними их подлинный глубинный источник - зависть.

Трудности в овладении завистью состоят в том, что это чувство считается низменным и люди научились скрывать его. «Часто ли вы испытываете зависть к этому человеку?» - спрашиваю я у клиента. «Нет, - отвечает он. - Мне он противен и я его презираю». Поэтому перед психологом часто встает необходимость обнаружения этой эмоции, скрытой за другими социально приемлемыми переживаниями, такими как гнев, страх, обида, оскорбление. Но это нужно уметь не только психологу, но и любому человеку, претендующему не быть игрушкой своих эмоций. Ситуация осложняется тем, что зависть способна порождать любые иные переживания и часто человек, страдающий от зависти, может говорить о своей обидчивости или гневливости. Люди скрывают зависть, но не стесняются переживаний гордости и чувства превосходства. Поскольку эти обе эмоции устроены одинаково и различаются только ситуациями, то для знающего человека отчетливым индикатором наличия зависти свидетельствует часто переживаемая гордость и особенно ущемленная гордость по различным поводам. Читая эту книгу дальше, читатель может убедиться в сходстве строения эмоций зависти и гордости.

Рассмотрим связь вражды и зависти. Даже непосвященному в глубины психологии, очевидно, что зависть порождает гнев и агрессию против завидуемого. От зависти мы не только глупеем, но становимся злыми. Человек, в отличие от животных, устроен странно и реагирует внешне бессмысленно. Животные, стремясь устранить боль, как правило, зализывают рану, врачуют больное место. В тех же случаях, когда локализация боли неопределенна, животные или впадают в неподвижность, оцепенение или становятся агрессивными и посредством гнева ослабляют свое страдание. Человек же по началу поступает сходным образом, когда больное место можно точно определить. Когда у него болит бок, он обращается к врачу, с помощью которого и происходит «зализывание боли». Иначе он ведет себя, когда невозможна точная локализации боли, например, при обиде или зависти. Желая устранить собственную боль от зависти, он отказывается «зализывать свою душевную рану», по причине того, что не всегда умеет это делать. Он немедленно нападает ил другою. Иногда он «зализывает рану» психически, умственно.

Так называемые механизмы психической защиты оказывают только временное и локальное действие. Зависть имеет обыкновение возвращаться в неподходящей ситуации и терзает душу завистника. Тогда человек направляет свой гнев против того, кому он завидует и стремится причинить ему боль. Выбор жертвы при этом может быть разным, в зависимости от жизненных обстоятельств человека, но, как правило, он направлен на объект зависти, на завидуемого, как мы далее будем называть этот объект.

Накопление энергии гнева неприятно и напряжение ищет разрешения. Когда в какой-то мере удается утолить гнев, то человек на время успокаивается, пока не обнаружится снова, что уже другой человек превосходит его в чем-либо. Тогда начинается новый цикл: стараясь уменьшить свою боль от зависти, человек снова причиняют боль тому, кому он сейчас завидует. Человек уподобляется странному зверю, который вместо того, чтобы зализывать свою рану, кусает другого. Эта странная система борьбы с болью зависти у человека сложилась в процессе духовной эволюции людей, так как она оказалась выгодной для общества в целом, правда, в ущерб каждому члену в отдельности. Она иногда смягчается в случаях так называемой «белой зависти», или наличия конъюнктивных чувств между людьми, которые выступает как фактор, стимулирующий конструктивную активность. Сила любви, кроме всего прочего, состоит в ее способности нейтрализовать зависть. Если вы любите человека, который вас превосходит в чем-либо, вы начинаете еще больше любить его, восхищаясь им. Поэтому любовь является средством против зависти. Но она работает плохо: того, кого мы любим, тому не завидуем, а того, кому завидуем - не любим. Но бывает так, что зависть подавляет любовь.

В лице зависти культура создала совершеннейший инструмент стимулирования и принуждения людей к активности. Это выгодно обществу. Зависть и гордость возникли в процессе тысячелетней духовной эволюции человека. Общества, в которых зависть и гордость были правильно использованы, имели больше шансов на выживание. Тех же племена, где эти эмоции не могли быть конструктивно использованы культурой - остались или на стадии дикости, или вымерли.

Но любой плюс имеет и минусы. Зависть не только принуждает к активности, но может придать ей плохое направление, увеличивая напряженность и конфликты в обществе. Неисчислимо число преступлений, которые совершаются из зависти. Вместе с тем неисчислимы достижения и успехи, стимулируемые ущемленной гордостью, направленной на изживание зависти.

Человек может благополучно существовать в культуре только в результате развития способности контролировать свою гордость и зависть, управлять ими. Однако чаще всего бывает так, что гордость и зависть управляют людьми, а не наоборот. Если под свободой понимать то, что человек сам собою управляет, то достижение им подлинной свободы невозможно, пока поведение этого человека управляется не им самим, а его эмоциями. Приобретение свободы от тирании зависти и гордости возможно только на пути саморегуляции.

Рецепт свободы до глупости прост. Чтобы не завидовать, нужно перестать гордиться, ибо зависть питается гордостью. Чтобы не гордиться, надо перестать завидовать, ибо гордость поддерживается и питается завистью тех, кто тебе завидует. Для большинства людей эти простые требования невыполнимы. Большинство даже не знает, что существуют такие точно сформулированные требования к тому, чтобы стать благополучным.

Эти требования становится выполнимыми, если человек сможет приобрести ясные представления о зависти и гордости, будет знать как устроены эти эмоции. Для этого нужно научиться видеть в себе те умственные операции, в результате которых нашим умом вырабатывается зависть и гордость. Для этого нужно сделать эти умственные операции объектом умозрения, научиться этому.

Способность к интроспекции не является врожденной. Она развивается в упражнениях самосозерцания и приобретения навыков анализа собственных эмоций. В чтении этой книги мы узнаем как правильно нужно думать о своей зависти и своей гордости, чтобы их легко контролировать. Здесь возникают большие трудности.

Восхождение к свободе состоит не только в управлении и контроле зависти и гордости, но и других эмоций, которые мы рассматриваем в других книгах.

Когда вы не переживаете зависть, то нечего в себе усматривать. Когда же человек переживает эмоцию, то она берет управление на себя и подчиняет своим целям ум, чувства и волю переживающего. Человек оказывается «не в своем уме», так как управляется не самосознанием или даже не другим человеком, а некой информационной структурой, которую мы будем именовать эмоцией. В том и другом случае он не в состоянии наблюдать эмоцию. Способность усматривать в себе эмоцию, а не только ее переживать, требует- приобретения навыков саногенного мышления, которым можно научиться.

Для саногенного мышления требуется приобрести умение, когда мы отчетливо различаем психическую структуру эмоции от того, как она переживается. Об этом я написал книгу< Применительно к зависти мы должны различать переживание зависти от того умственного поведения, результатом которого является переживание зависти. Понять поведение означает осознать ее цель, план или программу этого поведения, а также обстоятельства, в которых это поведение запускается. Чтобы осознать психический механизм собственной зависти человеку нужно осознать структуру умственного поведения, порождающего переживание зависти и гордости. Причем эта программа запускается типичной ситуацией, когда происходит социальное сравнение моих результатов активности с результатами другого человека. Эта программа реализуется в строгой последовательности умственных актов, выполняемых автоматически и ведущих, в данном случае, к переживанию зависти. Кто бы ни завидовал, структура программы зависти остается неизменной, что открывает легкие возможности осознавать внутреннюю структуру своей зависти. Уверяю вас, после прочтения книги и обдумывания ее содержания ваша зависть и гордость не смогут так легко изнутри управлять вами, как это было раньше.

Поскольку зависть и гордость есть, и для чего-то существуют, то важно понять социальную функцию этих эмоции. Важно также понять, в каких ситуациях эта функция бывает полезной или вредной для человека и его окружения.
Функции зависти и гордости

Если зависть существует, то для чего? Кому она служит? Каковы ее функции?

Подобные вопросы могут возникать у каждого, стоит ему философски отнестись к жизни. Он найдет, что при зависти возникает неприятное переживание, которое переходит в неприязнь к завидуемому. При гордости же он испытывает приятное чувство от того, что кто-то завидует ему. Поскольку это приятно, люди хотят, чтобы им завидовали. Такое желание стимулирует чувство превосходства над другими. Существует, строгая взаимосвязь переживаний. Если мы не выносим тех, кому завидуем, то нам становятся приятными те, кто нам завидует. Наша гордость наслаждается тем, что многие мне завидуют. Гордость подпитывается завистью других ко мне, чем больше у них зависти к моему превосходству в чем-либо, тем выше моя гордость. Ради удовольствия гордости мы повышаем напряжение наших отношений, хотя это порождает неприязнь к гордящемуся.

Итак, гордость и зависть связаны между собой. Здравый смысл подсказывает: чтобы не завидовать, нужно перестать гордиться, ведь не всегда у тебя будут дела обстоять лучше, чем у других. Чаще бывает наоборот, от гордости других по отношению ко мне, к моим достоинствам, которых у меня маловато по сравнению с этими гордецами, моя зависть растет. Такова диалектика.

Если начать разглядывать зависть внимательнее, то видно, что она легко переходит во вражду, которая облекается в рационализаторское морализирование, когда я, например, успех другого человека объясняю тем, что он достиг его с помощью плохих средств. Тогда я пытаюсь врачевать свою зависть признанием того, что я - хороший, хотя у меня дела обстоят хуже, чем у другого. Но эти мысли не защищают меня от вражды к счастливцу и я нахожу в себе склонность радоваться, когда у завидуемого бывают неудачи. Чтобы сильнее почувствовать удовольствие от неприятностей другого человека, мне хочется поговорить об этом с другими людьми. Желание злословить по поводу этого поддерживается злорадством. Для моей ущемленной гордости - большая радость поговорить о неудачах завидуемого.

Но не лучше обстоит дело, когда моя гордость не ущемлена, а удовлетворяется и в сей час у меня дела обстоят лучше чем у других. Посмотрите на свое окружение в этот момент. Важно знать, что при этом происходит: гордясь, человек стимулирует зависть других и сам активно поддерживает вражду завидующих. Пассивно гордясь, я невольно окружаю себя враждой.

Но я могу гордиться и активно. Для получения большего удовольствия от своего превосходства я подталкиваю завидуемого к неудаче, содействуя неприятностям, уготованным для него обстоятельствами. Здесь я уже действую во зло, злодействую. А потом удивляюсь как много вокруг меня вражды и неприязни!

Это похоже на болезнь характера. Выбирая линию жизни самоутверждения через гордость, я теряю покой. Мое настроение становится весьма неустойчивым. У меня оно портится без всякой причины. Я озираюсь и вижу, что у меня все благополучно, но тогда почему у меня плохое настроение? Ах, да! Вот причина. Я неожиданно узнал о том, что у того человека, о котором я подумал, все благополучно, он имеет успех и счастлив. Оказывается, для моего благополучия нужно, чтобы у него не было благополучия! Где-то внутри гнездится мысль, что мое настроение может на время улучшиться, если о неучтенных доходах этого человека узнают в налоговой полиции. Мне трудно признать существование в себе описанных выше низменных наклонностей. Во мне включается адвокат Дьявола, который доказывает мне, что все это я делаю ради блага этого человека, которого следует наставить на путь истинный, иначе он плохо кончит. "На самом деле, • включается адвокат Дьявола, - ведь если сегодня я его не выведу на чистую воду, он завтра утаит еще больше доходов, чем сегодня. Я его спасаю от тюрьмы! Лучше его спасти, своевременно остановив". На жаргоне психологов этот адвокат именуется "механизмы психической защиты", которые оправдывают плохие поступки благими намерениями. Я становлюсь инструментом зависти.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

О зависти и гордости iconКонспекта: Владимир Кучерявенко
Зависть портит отношения и вредит здоровью. Сегодня мы поговорим о разрушительном действии зависти на основании примеров, помещенных...
О зависти и гордости iconПрофессия дальнего действия
Служить учителем непросто, но очень ответственно и почетно. Не каждому дано воспитывать на собственном примере благородство и великодушие,...
О зависти и гордости iconЕсли тяжеловес ставит новый мировой рекорд в поднятии тяжестей, вы ему завидуете?
Начните перечислять все, что вы знаете и чему можно позавидовать: вы заметите, что чем ближе к вашей работе, специальности, жизни,...
О зависти и гордости iconПрограмма «лицей» На основе культурно-исторических традиций воспитывать...
На основе культурно-исторических традиций воспитывать в детях любовь и чувство гордости за право учиться в «Лицеи №31»,развивать...
О зависти и гордости iconПраздник Белых Журавлей
Цель: Воспитание патриотических чувств, гордости за свою Родину, русский народ
О зависти и гордости iconНовости Повод для гордости
Федеральный портал "Российское образование" Каталог образовательных Интернет ресурсов
О зависти и гордости iconТематическое планирование курса биологии 9 класс
Личностные— Воспитание у учащихся чувства гордости за российскую биологическую науку
О зависти и гордости iconУрок 1 Сентября «Семья и семейные ценности»
Воспитание у учащихся чувства любви и уважения к родителям, гордости за свою семью
О зависти и гордости iconУрока: Мая малая родина
Воспитание любви к родному краю; привитие чувства патриотизма, гордости за свою Родину
О зависти и гордости iconЧто такое пятый класс?
Цели: формирование дружного коллектива и учебной мотивации, гордости за принадлежность к своей школе и классу
О зависти и гордости icon«Урок семейных ценностей»
Воспитание чувств, любви и гордости за свою семью, уважения к родителям, развитие интереса к истории своей семьи
О зависти и гордости iconУрок «жены декабристов»
Сибирь; показать глубину и красоту человеческой души; способствовать воспитанию у учащихся чувства национальной гордости за лучших...
О зависти и гордости iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Воспитывать чувство гордости и патриотизма, на примере успехов и достижений российских спортсменов
О зависти и гордости iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Воспитание в подрастающем поколении уважения к истории города и гордости за родное Отечество
О зависти и гордости iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Развивать чувство благодарности и гордости за защитников Отечества на примере подвига Р. Русанова
О зависти и гордости iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Воспитательные – воспитание любви и патриотизма к Родине, гордости за красоты природы России


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск