Серия: «Библиотечка профконсультанта» формирование профессионального самоопределения старшеклассников (Методическое пособие)





НазваниеСерия: «Библиотечка профконсультанта» формирование профессионального самоопределения старшеклассников (Методическое пособие)
страница1/5
Дата публикации22.08.2013
Размер0.53 Mb.
ТипМетодическое пособие
100-bal.ru > Психология > Методическое пособие
  1   2   3   4   5


СЕРИЯ:

«Библиотечка профконсультанта»
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

(Методическое пособие)


Данное пособие предназначено для специалистов-профконсультантов службы занятости, практических психологов, педагогов, а также для работников других сфер, оказывающих профориентационные услуги населению.

СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Особенности профессионального самоопределения

старшеклассников в современный период…………………………………………5

Глава 2. Профконсультация как индивидуально ориентированная

помощь в профессиональном самоопределении…………………………………..11

Глава 3. Тренинг профессионального

самоопределения старшеклассников……………………………………………….19

Рекомендуемая литература…………………………………………………………..41

Глава 1. Особенности профессионального самоопределения старшеклассников в современный период
Специфика оказания психологической помощи старшеклассникам по проблемам профессионального самоопределения и профессионального выбора в современный период определяется нестабильностью ситуации в стране, необходимостью освоения нового социально-экономического опыта.

С одной стороны, появившиеся в связи с переходом к рыночной экономике новые профессии не имеют еще корней в профессиональной культуре нашего общества. С другой стороны, происходит болезненный процесс ломки стереотипов традиционных форм профессионализации, которые также претерпевают изменения в современных условиях (Митина Л.М., 1998, 2002).

Можно выделить некоторые особенности профессионального выбора и профессионального самоопределения молодежи.

Во-первых, образ профессии, как когнитивное и эмоциональное образование, в определенной мере меняет систему общих ориентиров в общественном и индивидуальном сознании людей. Раньше идеальный образ профессионала во многом был связан с образом конкретных людей и их профессиональной «биографией», их определенными профессиональными ценностями. Часто это был собирательный образ профессионала, который складывался годами, нередко это был образ конкретного человека, на которого равнялась молодежь. Выбирая ту или иную профессию, молодой человек идентифицировал себя с героем – производственником, знаменитым летчиком или шахтером, врачом, актером и т.д. Конец XX и начало XXI века отмечены заменой «идеального образа профессионала» на «идеальный образ жизни» («европейский», «американский», «богемный» и др.). Неопределенность ценностных представлений о самой профессии смещает ориентиры на выбор предпочитаемого, желаемого образа жизни с помощью профессии. Таким образом, профессия уже выступает как средство для достижения этого образа жизни, а не как существенная часть самого образа жизни (Митина Л.М.).

Во-вторых, мир профессий чрезвычайно динамичен и изменчив. Ежегодно появляется около 500 новых профессий. Вместе с тем многие профессии сегодня «живут» лишь 5 – 15 лет, а затем либо «умирают», либо меняются до неузнаваемости. Особенностью современного мира профессий является то, что на смену монопрофессионализму приходит полипрофессионализм. Это значит, что человеку, чтобы быть успешным в быстро меняющемся мире, надо стремиться овладевать не одной единственной профессией, а несколькими смежными профессиями.

В-третьих, сам человек не есть нечто застывшее и «намертво» связанное с профессией. В течение жизни может появиться желание или необходимость изменить профессию или квалификацию. А для этого необходимо быть готовым к тому, что знаний и умений, полученных в период обучения, не хватит на все время трудовой жизни. Человеку в течение жизни не раз придется переучиваться, заниматься самообразованием, самовоспитанием.

Становление профессионала предусматривает гибкость личности, высокий уровень обучаемости определенному виду деятельности, способность к ее конструированию и совершенствованию.

В-четвертых, для современного динамически развивающегося общества «узкий» специалист (т.е. специалист, работающий в определенной области знаний) становится обузой. Сегодня востребован компетентный профессионал, способный интегрировать знания, рождающий новый продукт собственной деятельности, творчески решающий проблемы, гибкий, готовый к самоизменению и самосовершенствованию.

В-пятых, в современных условиях сам процесс профессионального самоопределения старшеклассников затруднен. Это связано с рядом важных обстоятельств. Из-за отсутствия ясного образа будущего, перспектив развития страны и общества в целом, отсутствия нормативно-ценностной системы в обществе старшеклассник не может сделать точный прогноз своего будущего, у него отсутствует сам предмет самоопределения. Многие исследователи отмечают также, что современные старшеклассники психологически не готовы к профессиональному самоопределению ко времени окончания средней школы, некоторые исследователи считают, что профессиональное самоопределение возможно лишь в юношеском возрасте.

В связи с вышесказанным, современные старшеклассники нуждаются в психологической профконсультационной помощи.

Главной целью профконсультационной помощи следует считать формирование субъекта профессионального самоопределения.

Что же следует понимать под профессиональным самоопределением?

«Профессиональное самоопределение - это не создание пределов развитию человека, не впадение в профессиональную ограниченность, а поиск возможностей беспредельного развития. Это не однократное деяние, а длительный процесс, связанный с разными целями и имеющий разное содержание на разных возрастных этапах» (Климов Е.А.).

Сущностью профессионального самоопределения является самостоятельное и осознанное нахождение смыслов выбираемой или уже выполняемой работы и всей жизнедеятельности в конкретной культурно-исторической (социально-экономической) ситуации, а также нахождение смысла в самом процессе самоопределения.

Профессиональное самоопределение - процесс многомерный, многоступенчатый, который можно рассматривать под разными углами действия:

- серия задач, которые ставит общество перед личностью;

- процесс поэтапного принятия решения, т. е. человек формирует баланс между собственными предпочтениями, интересами и потребностями общества;

- процесс формирования личности профессионала, его индивидуального стиля, оценки деятельности.

Е.А. Климов выделяет следующие факторы, влияющие на определение профессионального пути старшеклассников:

1. Осознание ценностно-честного общественно полезного труда.

2. Общая ориентировка в мире профессионального труда (макроинформационная основа самоопределения).

3. Общая ориентировка в социально-экономической ситуации в стране и прогнозирование перспектив её изменения (учёт конкретной социально-экономической ситуации и прогнозирование престижности выбираемого труда).

4. Осознание необходимости профессиональной подготовки для полноценного самоопределения и самореализации.

5. Вычленение профессиональной дальнейшей цели (мечты) и её согласование с другими жизненными важнейшими целями (досуговыми, семейными, личностными).

6. Выделение ближних и профессиональных ближайших целей как этапов и путей в дальнейшей цели.

7. Знание о выбираемых целях: профессиях и специальностях, соответствующим профессиональным учебным заведениям и местах трудоустройства (макроинформационная основа самоопределения).

8. Представление об основных внешних препятствиях на пути к выделенным целям.
9. Знание путей и способов преодоления внешних препятствий.

10. Представления о внутренних препятствиях (недостатках), осложняющих достижение профессиональных целей, а также знание своих достоинств, способствующих реализации личных планов и перспектив (самопознание как важная основа самоопределения).

11. Знание путей и способов преодоления внутренних недостатков (и оптимальное использование достоинств), способствующих подготовке к самостоятельному и осознанному выбору и будущей профессиональной деятельности.

12. Наличие системы резервных вариантов выбора на случай неудачи по основному варианту самоопределения.

1З. Начало практической реализации профессиональной личной перспективы и постоянное совершенствование (корректировка) намеченных планов по принципу «обратной связи».

Профессиональное самоопределение - это длительный процесс, в течение которого личность определяет собственные особенности, способности и возможности, соотносящиеся с выбираемой профессиональной сферой, требованиями данной профессии и общества. На основании результатов данного сравнительного анализа человек определяет для себя приоритетные цели и задачи, этапы их достижений, и таким образом, формирует свою жизненную профессиональную перспективу. При этом решение задачи профессионального самоопределения проходит через разрешение противоречий между желаниями и способностями личности и требованиями профессиональной сферы и ожиданиями общества. Пряжников Н. С. выделяет следующие структуры профессионального самоопределения:

1. Представления человека о выбираемой профессии, об особенностях рынка труда и рынка образовательных услуг.

2. Намерения в отношении возможностей самореализации внутри
профессиональной сферы в конкретных социальных условиях.

З. Осознание личностью своего "Я" (самосознание), отношение с окружающим миром (мировоззрение), своего жизненного опыта, самого процесса контроля над собой.

Таким образом, главная цель профессионального самоопределения старшеклассников заключается в постепенном формировании у оптантов внутренней готовности к осознанию и самостоятельному построению, корректировки и реализации перспектив своего профессионального, жизненного и личностного развития, готовности старшеклассников рассматривать себя развивающимися во времени и самостоятельно находить личностно-значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности. Результатом профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте является «относительно определенный, положительно эмоционально окрашенный и реалистичный план, как минимум ближайших шагов (и сейчас, и в дальнейшем) своего профессионального будущего в соответствии с важнейшими общечеловеческими ценностными представлениями и социальными нормами» (Климов. Е. А).

В отечественной психологии и педагогике накоплен богатый опыт в области теории профессионального самоопределения, который во мно­гом предопределил современные подходы к данной проблеме. Особенно­стью всех этих исследований является все более усиливающееся внима­ние к личностным аспектам профессионального самоопределения.

Е.А. Климов считает, что обдумывание жизненного и, в частно­сти профессионального, трудового пути это есть непременно и некоторое уменьшение неопределенности представлений о будущем. Но уменьше­ние неопределенности не следует понимать как воздвижение некоторых оград, заборов, препятствующих дальнейшему развитию. Оставляя в сто­роне некоторые возможности выбора, человек в то же время обретает но­вые, недоступные ранее возможности профессионального развития. Сле­довательно «самоопределение» не просто как «самоограничение», не как некое добровольное впадение в профессиональную ограниченность, а как важное проявление психического развития, как активный поиск возможностей развития. «Профессиональное самоопределение», в пони­мании Е.А. Климова, это деятельность человека, принимающая то или иное содержание в зависимости от этапа его развития как субъекта труда. Интересными представляются также работы зарубежных исследовате­лей в области профессионального самоопределения, психологии труда и роли профконсультанта. Американские исследователи показали, что удачно выбранная профессия повышает самоуважение и позитивное представление человека о себе, сокращает частоту физических и психи­ческих проблем, связанных со здоровьем и усиливает удовлетворенность жизнью.

Все это позволяет сделать вывод о неразрывной связи профессиональ­ного самоопределения с самореализацией человека в других важных сфе­рах жизни.

Какую личность считать самоопределившейся?

В нормативном плане это — социально созревшая, устойчивая личность, способная адекватно понимать и осуществлять свои права и обязанности.

С субъективной точки зрения самоопределение характеризуется осо­знанием себя в качестве члена общества и конкретизируется в новой об­щественно значимой позиции. Оно возникает тогда, когда человек стоит перед необходимостью решать проблему своего будущего. Самоопреде­ление отличается от простого прогнозирования своей будущей жизни, от мечтаний, связанных с будущим. Оно основывается на уже устойчиво сложившихся интересах и стремлениях субъекта, предполагает учет сво­их возможностей и внешних обстоятельств, оно опирается на формирую­щееся мировоззрение подростка и связано с выбором профессии.

В психологическом плане самоопределившаяся личность — это субъ­ект, осознавший, что он хочет (цели, жизненные планы, идеалы), что он есть (свои личностные и физические свойства), что он может (свои воз­можности, склонности, дарования), что от него хочет или ждет коллек­тив, общество, — это субъект, готовый функционировать в системе обще­ственных отношений.

По мнению Е.А. Климова, «профессиональное самоопределение, понимаемое как одно из важнейших проявлений субъекта деятельнос­ти, может рассматриваться по крайней мере на двух взаимосвязанных, но различимых уровнях: гностическом (в форме перестройки созна­ния, включая самосознание) и практическом (в форме реальных изме­нений социального статуса, места человека в системе межлюдских отношений)».

Личностное самоопределение является более широким понятием, но это не означает, что профессиональное самоопределение целиком включается в личностное.

Профессиональное самоопределение по сравнению с личностным предполагает часто более конкретную деятельность, определяемую спе­цифическим предметом, условиями, средствами труда, а также специфи­кой межличностных отношений и ответственности за данную работу, что связано с самим определением профессии как ограниченного вида дея­тельности. Реально помощь человеку в профессиональном самоопреде­лении осуществляется более целенаправленно (различными учебными заведениями и специалистами), тогда как помощь в личностном самооп­ределении проходит достаточно хаотично, так как «научить быть личнос­тью» намного сложнее.

Глава 2. Профконсультация как индивидуально ориентированная помощь в профессиональном самоопределении

Главная (идеальная) цель профконсультационной помощи старшеклассникам в профессиональном самоопределении – постепенно формировать у них внутреннюю готовность самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего развития (профессионального, жизненного и личностного). Идеальной данная цель названа потому, что достичь ее удается очень редко, но идеалы существуют не для того, чтобы их достичь, а для того, чтобы указывать направления своих стремлений. Постепенное формирование означает, что быстро такие сложные вопросы не решаются (профконсультация «за один присест» - это профанация). Профконсультация предполагает не только традиционное планирование своих профессиональных перспектив, но и своевременную корректировку своих планов, что предполагает формирование способности совершать новые профессиональные выборы. Реализация профессиональных перспектив предполагает хотя бы моральное воодушевление клиента для первых шагов на пути к своим целям, а также первоначальный контроль за успешностью этих шагов. Профессиональное развитие должно обязательно рассматриваться в контексте всей жизни и в контексте личностного становления.

Если старшеклассник проявляет стремление стать настоящим субъектом построения своей профессиональной перспективы, то возникает вопрос: каким образом помочь ему занять активную позицию?

Активная позиция самоопределяющегося человека предполагает: 1) готовность увидеть проблему самоопределения; 2) попытки самостоятельно ее решить; 3) готовность самому обратиться за помощью к профконсультанту; 4) готовность выполнять определенные требования взаимодействия с профконсультантом; 5) готовность самостоятельно совершать определенные действия за рамками профконсультации (по рекомендации профконсультанта); 6) готовность взглянуть на свою жизненную ситуацию несколько по-другому, что требует определенного мужества; 7) готовность пойти на определенные внутренние компромиссы как при работе с профконсультантом, так и при самостоятельном достижении конкретных профессиональных целей.

К сожалению, далеко не все клиенты готовы к такой позиции и тогда возникает необходимость «активизировать» их. Общая схема такой активизации:

  1. Установление эмоционально-доверительных отношений (психологического контакта) с клиентом.

  2. Совместное уточнение проблемы клиента, связанной с профессиональным самоопределением.

  3. Совместное решение проблемы клиента.

  4. Совместное подведение итогов работы.

  5. Своевременное снижение активности самого профконсультанта с тем, чтобы дать возможность самому клиенту решать свои проблемы.

Суть активизации заключается не столько в том, чтобы «очаровать» или даже заинтересовать клиента, но и в том, чтобы вооружить клиента средствами для самостоятельного решения своих проблем. При этом на первых порах профконсультант больше выступает как инициатор активности. Он демонстрирует в присутствии клиента способ решения проблемы (или рассуждает на сложные темы), но именно для того, чтобы тут же предложить использовать это средство самому клиенту. Таким образом, клиент постепенно приобщается к решению своих проблем. Активность «передается» клиенту. Схема активизации: изначальная активность профконсультанта – активизация клиента в совместной деятельности с профконсультантом – активность самого клиента (при несколько ослабевающей инициативе профконсультанта).

Можно выделить следующие основные группы задач при оказании помощи старшеклассникам в профессиональном самоопределении:

1) информационно-справочнные, просветительские; 2) диагностические (в идеале – помощь в самопознании); 3) морально-эмоциональная поддержка клиента; 4) помощь в выборе, в принятии решения (Пряжников Н.С.).

Каждая из этих задач может быть реализована разными стратегиями взаимодействия профконсультанта с клиентом: 1) проблема решается «вместо» клиента (клиент занимает пассивную позицию и еще не является «субъектом» выбора; 2) проблема решается «вместе» (совместно) с клиентом (клиент является частичным субъектом); 3) постепенное формирование у клиента готовности самостоятельно решать свои проблемы (клиент становится подлинным субъектом).

Выбор той или иной стратегии зависит от ряда факторов: от особенностей самого клиента (вида его запроса, уровня развития рефлексии, его мотивации), от особенностей самого профконсультанта (уровня владения техниками и методиками профконсультационной помощи, уровнем его профессионализма, его мотивацией, особенностями Я-концепции); от внешних обстоятельств (количество времени, наличие необходимых материальных ресурсов и др.).

В работе психолога-профконсультатнта важное место занимает индивидуальная работа с подростками и старшеклассниками. Индивидуальные профконсультации являются не только дополнением к групповым формам и методам работы, но и их естественным продолжением. Иногда психологи жалуются, что школьники не идут к ним на консультации. Мы рекомендуем на групповых занятиях (или в работе с классом) проводить тесты и опросники не столько для объективной диагностики, сколько для мотивации школьников на индивидуальное обсуждение полученных результатов. При этом следует помнить, что индивидуальная профконсультация – дело добровольное.

В целом можно выделить следующие основные варианты организации взаимоотношений психолога-профконсультанта с клиентом в консультационном процессе:

1. Диагностико-рекомендательную консультацию, основанную на предварительной профдиагностике клиента и последующей выдаче ему рекомендации о пригодности или о непригодности его к профессии.

2. «Свободную беседу», когда важные вопросы самоопределения обсуждаются в свободном стиле и можно перескакивать с одной на другую, близкую тему. Часто это создает некоторый логический хаос, и нужно постараться не потерять главную логическую нить, смысловую суть разговора. Поскольку клиент обычно не в состоянии отследить логику такого разговора, то инициативу приходится брать психологу-профконсультанту. Но тогда консультант становится инициатором беседы, а клиент неизбежно занимает позицию ведомого, он сам обычно соглашается на это с большим удовольствием (ведь он пришел получить квалифицированную помощь и с радостью наблюдает за действиями консультанта), но это все-таки позиция наблюдателя или слушателя, но не субъекта самоопределения.

3. Подлинный диалог, взаимодействие, сотрудничество с клиентом. Реально достаточно сложно организовать такое взаимодействие и нередко для этого требуется провести специальную подготовительную работу (к тому же у клиента должна быть сформирована потребность в диалоге, а также готовность участвовать в совместной работе с психологом).

Можно рекомендовать следующие этапы классической индивидуальной профконсультации:

  1. Установление контакта с клиентом.

  2. Уточнение запроса клиента или его формулирование (важно выяснить, что знает клиент о мире профессий, что знает о себе, чего хочет, сформировал ли личный профессиональный план).

  3. Диагностический этап. Можно использовать различные методики в зависимости от уровня запроса клиента: ДДО, опросник Голланда, ОПГ, методика профессиональной направленности, опросник профессиональных предпочтений, личностные опросники, проективные методики, активизирующие методики Н.С. Пряжникова.

  4. Рекомендации клиенту (рекомендации о выборе конкретной профессии или группы профессий, о выборе образовательной траектории, о выборе образа жизни).

Е.А.Климов выделил следующие основные действия профконсультанта:

1. Рассмотреть медицинское состояние оптанта (если оно в целом удовлетворительное, выполнить действие 2, если неудовлетворительное – выполнить действие 2а).

2. Провести по специальной программе вводную лекцию или беседу.

2а. Порекомендовать медицинскую профконсультацию.

3. Выявить у оптанта профессиональные мотивы.

4. Выявить конкретные профессиональные интересы (если интересы имеются, выполнить действие 5, а если нет – выполнить действие 5а, далее -5б).

5. Обратиться к соответствующей справочной литературе.

5а. Найти по справочнику профессии, пользующиеся спросом.

5б. Расширить у оптанта знание профессий.

6.Определить соответствие мотивов оптанта с потребностями в выявленных профессиях со стороны общества (если соответствие высокое – перейти к действию 7, если нет – к 7а, 7б).

7. Выявить в классе группы по интересам.

7а. Найти в справочнике сведения о неизвестных оптанту профессиях.

7б. Сделать заключение о целесообразности перехода либо к пункту 5б, либо к 11а и осуществить этот переход.

8. Определить специфику требований выделенных профессий к работнику (если требования повышенные, перейти к действию 9, если нет – к 9а).

9. Наметить педагогическую программу для дальнейшей работы с подростком и перейти к пункту 11.

10. Провести психодиагностическое обследование (если оптант соответствует особым требованиям профессии, перейти к пунктам 9 и 11, если нет – к 11а).

11. Повысить уверенность оптанта в правильности сделанного выбора.

11а. Наметить программу по бесконфликтной переориентации оптанта на более подходящую профессию (или область деятельности).

12.Убедиться в положительном эффекте проведенной работы (если все нормально, перейти к пунктам 3 и 4, а если нет – наметить более углубленную научно-практическую профориентационную работу с данным человеком).

Наибольшую эффективность имеют групповые профконсультации.

Работа с группой более эффективна, чем индивидуальные бесе­ды, поскольку при групповом консультировании включается в дей­ствие еще один, дополнительный механизм. В группах клиенты являются активными участниками, ко­торых поощряют рассматривать себя как субъектов собственных изменений». В группе не только консультант влияет на клиента и побуждает его к самопознанию и саморазвитию, но и каждый член группы влияет на остальных и в то же время испы­тывает на себе влияние других. Непосредственное и открытое об­щение с равными себе ведет к увеличению эффекта консультирова­ния в группе по сравнению с индивидуальной консультацией.

Консультант отказывается от позиции внешнего на­блюдателя, проводящего изучение клиента и дающего на этой основе заключения и рекомендации. Роль консультанта, по внеш­нему впечатлению, становится более пассивной, поскольку он с помощью специальных техник побуждает клиентов к макси­мально активной работе.

Групповое консультирование данного типа носит обучающий характер, поэтому консультанту целесообразнее оставаться на позициях специалиста, профессионала, а не равного партнера. При этом поведение его ни в коем случае не должно быть дирек­тивным. Позицию консультанта можно выразить словами: «Я — специалист и просто более взрослый и более опытный в умении понимать себя и окружающий мир. Моя задача — не просто пе­редать вам имеющиеся у меня знания и навыки, а сделать все, чтобы вы сейчас научились и попробовали самостоятельно узна­вать и понимать себя и окружающее». Внимание ведущих груп­пы направляется на взаимодействие ее членов при выполнении техник и на ход групповой дискуссии. По структурированности своей программы и целям ведущих групповая профконсультация приближается к группам тренинга умений. Как отмечает К. Рудестам, пла­нированию карьеры, принятию решений, коммуникативным уме­ниям и тренингу уверенности в себе обучаются именно на груп­пах тренинга жизненных умений.

В ходе групповой профконсультации происходит тренинг не только уже имеющихся умений и актуализация знаний (например, по планированию или принятию решений), но и формирование новых. В групповой профконсультации реализу­ется принцип образовательного вмешательства, при котором пси­холог-консультант берет на себя функции обучения членов груп­пы. Понимание нового затем закрепляется или тренируется в ходе групповой дискуссии или выполнения техник. Без подобного осоз­нания себя с учетом полученных новых знаний эффект от рабо­ты группы будет неполным.

Основы планирования и проведения конкретных профориентационных занятий и консультаций

Каждый психолог-профконсультант в той или иной мере должен уметь планировать свою работу. Основные советы:

  1. Понять цель работы: определить цель-максимум и цель-минимум в работе с данным классом, группой или в данной школе (психологическом центре).

  2. Выделить перечень основных проблем и приоритетных направлений работы (с учетом специфики группы).

  3. Расписать все занятия по дням и часам.

  4. Распределить все темы (проблемы) по дням (по принципу: от общеориентирующих проблем к более конкретным).

  5. Составить перечень практических методик, иллюстрирующих теоретические вопросы (желательно, чтобы по времени они занимали даже большую часть – это важно для работы со школьниками).

  6. Распланировать практические занятия по дням, соотнеся их с теоретическими проблемами (важен принцип чередования: немного теории – практика, немного теории – практика).

  7. Подобрать разные методики: тесты, опросники, анкеты, игры, игровые упражнения, разбор ситуаций, дискуссионные формы работы (использовать принцип разнообразия: кому-то больше нравится работать с текстами, кому-то больше играть).

  8. Рассчитать все по времени.

  9. Подобрать несколько теоретических проблем и практических методик «про запас» (некоторые методики в данном классе «не пойдут» или если они «пройдут» слишком быстро и останется свободное время, которое нечем заполнить).

  10. Составить небольшие конспекты для всего курса занятий.

Далее. Постараться подобрать некоторые методики так, чтобы учащиеся могли обсудить результаты со своими родителями. Рекомендуется также чаще использовать со школьниками активизирующие формы работы: игры, дискуссии, обсуждение ситуаций, но при этом не превращать занятия в сплошную игру, так как даже детям это может надоесть или они станут воспринимать ваши занятия как сплошное развлечение. Игровые методы вполне могут занимать в работе со старшеклассниками 25 – 30 % общего времени занятий. Не нужно увлекаться сложным и обширным материалом. Пусть вопросов будет меньше, но они будут понятными и значимыми для подростков. И именно эти вопросы следует разбирать более подробно. Сложные ценностно-смысловые вопросы обсуждать следует ненавязчиво, обязательно включая их в более обширный и этически нейтральный материал, чтобы не вызывать недоумения у некоторых учащихся и администраторов. Например, на вопрос: «А чем это Вы там занимаетесь на уроках?», психолог, который «осмеливается» касаться ценностно-нравственных вопросов самоопределения (возможно, самых важных для полноценного развития подростка), может сказать с простоватым выражением лица: «Занимаемся, чем положено. Исследуем память, внимание, интеллект, рассказываем о профессиях и играем в занимательные игры. Но о нравственности и совести мы лишь немного поговорили как бы нечаянно. А так у нас программа правильная, такая, как положено».

Основные правила при подготовке и проведении конкретных занятий и профконсультаций могут быть следующими:

  1. Определить цель данного занятия (консультации): цель для учащихся (внешняя, в виде доступных для понимания инструкций) и цель для себя (внутренняя).

  2. Подобрать методики и теоретический материал в соответствии с целью.

  3. Спланировать все занятие по времени (по минутам), при этом желательно вначале как-то заинтриговать учащихся (подобрать соответствующие методики или вопросы для обсуждения), далее предложить что-то серьезное, ближе к концу опять больше интриги.

  4. Не обязательно стремиться к полной определенности (использовать «эффект незавершенного действия»).

  5. Важно сделать занятие целостным и логически завершенным (в соответствии с внешней целью, т.е. формальная инструкция методики или цель занятия должна быть выполнена).

  6. Желательно подобрать резервные темы для обсуждения или резервные методики (на случай, если вдруг учащиеся не захотят играть).

  7. Подбирать только те методики, которыми психолог владеет, учитывая общий уровень готовности работать с методиками самих учащихся.

  8. При планировании группового занятия помнить, что часто его естественным продолжением является индивидуальная профконсультация (для желающих), т.е. все проблемы в классе не решаются.

  9. Поддерживать дисциплину с помощью высокой динамики проведения занятия (чтобы даже отвлекаться не успевали); повышенного внимания к лидерам класса (чаще давать им «особые» задания, просить чем-то помочь, предлагать главные игровые роли в сложных играх и т.п.); введения необычных правил (например, можно громко смеяться и даже «ржать», но только стоя и др.); прекращения данной формы работы (например, игры) и перехода к устному изложению материала или письменной работе, если дисциплина не удовлетворительна (особенно при проведении игровых занятий); использования вербальных и главное, невербальных средств воздействия (естественно, если психолог ими владеет).

  10. Постараться самостоятельно освоить сложные методики: вначале провести методику на себе (разобраться со всеми процедурными тонкостями); затем на близком человеке (прочувствовать всю процедуру); только после этого на подростках (сначала на тех, у кого простые проблемы, и лишь потом на тех, у кого сложные проблемы или недостаточно доверительные отношения); перед использованием сложной методики составить краткую шпаргалку с основными этапами и конкретными действиями (дословные планы выступлений своих занятий не рекомендуется делать даже начинающим психологам, особенно в работе со школьниками).


  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Серия: «Библиотечка профконсультанта» формирование профессионального самоопределения старшеклассников (Методическое пособие) iconРуководитель мо профессионального цикла
Методическая тема: «Социально-педагогические условия профессионального самоопределения старшеклассников»
Серия: «Библиотечка профконсультанта» формирование профессионального самоопределения старшеклассников (Методическое пособие) iconУчебно-методическое пособие по дисциплине «формирование здорового образа жизни у детей»
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 1-3 курсов педиатрического факультета кгму
Серия: «Библиотечка профконсультанта» формирование профессионального самоопределения старшеклассников (Методическое пособие) iconМетоды профессионального самоопределения Модифицированный тест Голланда1
Учебно-методический комплекс по «Экономической теории» Ч. 1 «Основы экономической теории»: учебно методическое пособие. – Иркутск:...
Серия: «Библиотечка профконсультанта» формирование профессионального самоопределения старшеклассников (Методическое пособие) iconРабочая программа педагога попова Алексея Владимировича элективный...
Институт профессионального самоопределения молодёжи рао определяет этот процесс как «…формирование личностью своего отношения к профессионально-трудовой...
Серия: «Библиотечка профконсультанта» формирование профессионального самоопределения старшеклассников (Методическое пособие) iconМетодическое пособие подготовлено в соответствии с «Типовым положением...
Оформление выпускных квалификационных работ : учебно-методическое пособие / Ю. А. Веряева, С. И. Жилин, А. В. Максимов. – Барнаул...
Серия: «Библиотечка профконсультанта» формирование профессионального самоопределения старшеклассников (Методическое пособие) iconСборник задач по теории вероятностей : учебно-методическое пособие...
Цель: создание условий для проявления индивидуальности каждого ребёнка в процессе личностного самоопределения в системе внеурочной...
Серия: «Библиотечка профконсультанта» формирование профессионального самоопределения старшеклассников (Методическое пособие) iconМетодическое пособие самара 2010 Центр профессионального образования Самарской области
Методическое пособие предназначено для педагогических работников образовательных учреждений всех типов: заместителей директора по...
Серия: «Библиотечка профконсультанта» формирование профессионального самоопределения старшеклассников (Методическое пособие) iconМетодическое пособие по дисциплине «Статистика» для специальности...
Данное методическое пособие предназначены для студентов и преподавателей колледжей, реализующих Государственный образовательный стандарт...
Серия: «Библиотечка профконсультанта» формирование профессионального самоопределения старшеклассников (Методическое пособие) iconПроекта
Формирование профессионального самоопределения обучающихся 9-х классов в урочной и внеурочной деятельности по предмету биология
Серия: «Библиотечка профконсультанта» формирование профессионального самоопределения старшеклассников (Методическое пособие) iconМетодическое пособие по дисциплине «Логика»
Учебное методическое пособие по дисциплине «Логика» составлено для студентов юридической и экономической специальностей дневного...
Серия: «Библиотечка профконсультанта» формирование профессионального самоопределения старшеклассников (Методическое пособие) iconУчебно-методическое пособие экологическое право
Учебно-методическое пособие по дисциплине «Экологическое право» разработано в соответствии с требованиями Федерального государственного...
Серия: «Библиотечка профконсультанта» формирование профессионального самоопределения старшеклассников (Методическое пособие) iconУчебно-методическое пособие / О. Н. Углицких, И. И. Глотова, Е. П....
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов, обучающихся по направлению подготовки 080300. 68 «Финансы и кредит» очной...
Серия: «Библиотечка профконсультанта» формирование профессионального самоопределения старшеклассников (Методическое пособие) iconПрограмма психологической поддержки профессионального самоопределения...
Натальи Ефимовой. «Чем раньше начнется личностное и профессиональное развитие, тем в большей степени можно прогнозировать психологическое...
Серия: «Библиотечка профконсультанта» формирование профессионального самоопределения старшеклассников (Методическое пособие) iconУчебно-методическое пособие по курсу «Рентгенографический анализ» Казань, 2010
Методическое пособие предназначено для студентов и аспирантов геологического факультета
Серия: «Библиотечка профконсультанта» формирование профессионального самоопределения старшеклассников (Методическое пособие) iconИнформационные технологии в музее (методическое пособие)
Методическое пособие для бакалавров музеологов, обучающихся по направлению 030300 и студентов гуманитарных отделений
Серия: «Библиотечка профконсультанта» формирование профессионального самоопределения старшеклассников (Методическое пособие) iconМетодические рекомендации для самостоятельной работы студентов педвуза...
Методическое пособие предназначено для студентов младших курсов педагогических вузов и может быть полезным для старшеклассников,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск