Методическое пособие подготовлено в соответствии с «Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования Российской Федерации»





НазваниеМетодическое пособие подготовлено в соответствии с «Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования Российской Федерации»
страница1/5
Дата публикации27.09.2014
Размер0.57 Mb.
ТипМетодическое пособие
100-bal.ru > Математика > Методическое пособие
  1   2   3   4   5


Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Алтайский государственный университет»

Математический факультет

Кафедра информатики
Ю. А. Веряева, С. И. Жилин, А. В. Максимов

ОСОБЕННОСТИ ОФОРМЛЕНИЯ
ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ
И КУРСОВЫХ РАБОТ
ДЛЯ СПЕЦИАЛИЗИРУЮЩИХСЯ
ПО КАФЕДРЕ ИНФОРМАТИКИ


Барнаул, 2010

УДК

ББК


Веряева, Ю.А.

Оформление выпускных квалификационных работ : учебно-методическое пособие / Ю.А. Веряева, С.И. Жилин, А.В. Максимов. – Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2010. – 25 с.

Рецензент:

Н.М. Оскорбин, доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой теоретической кибернетики и прикладной математики
В пособии представлены материалы по выполнению и оформлению курсовых и дипломных работ.

Издание предназначено для студентов, бакалавров и магистров математического факультета.
Блок-схемы, оформление кода, математические формулы,

… Типичные ошибки в тексте и пунктуации
© Алтайский государственный университет, оформление, 2010

© Ю.А. Веряева, С.И. Жилин, А.В. Максимов, составление, 2010

Методическое пособие подготовлено в соответствии с «Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования Российской Федерации» и «Методическими рекомендациями по организации итоговой государственной аттестации в Алтайском государственном университете», ГОСТами.


Материалы пособия предназначены для студентов, бакалавров и магистров математического факультета; устанавливают общие и специальные требования к содержанию и оформлению, к срокам и порядку выполнения и представления, рецензирования и защиты выпускных квалификационных работ.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Выпускные квалификационные работы выполняются в форме:

– выпускной квалификационной работы бакалавра;

– выпускной квалификационной работы специалиста – дипломной работы (или проекта);

– выпускной квалификационной работы магистра – магистерской диссертации.

Написание и защита выпускной квалификационной работы (далее ВКР) является заключительным этапом подготовки студента по выбранной специальности (направлению).

Подготовка ВКР может состоять из нескольких этапов:

1. Выбор темы и обоснование ее актуальности.

2. Составление библиографии, ознакомление с законодательными актами, нормативными документами и другими источниками, относящимися к теме работы.

3. Сбор фактического материала в статистических органах, на предприятиях различных форм собственности, в рыночных структурах и других организациях.

4. Обработка и анализ полученной информации с применением современных методов.

5. Формулировка выводов и выработка рекомендаций.

6. Оформление ВКР в соответствии с установленными требованиями.

Курсовая работа – это самостоятельная учебная научно-методическая работа студентов университетов, педагогических, экономических, юридических, культуры и искусства и других вузов, выполняемая под руководством преподавателя по общенаучным и специальным предметам учебного плана.

Цель курсовой работы – развитие у студентов навыков самостоятельной работы, овладение методами современных научных исследований, углубленное изучение какого-либо вопроса, темы, раздела учебной дисциплины (включая изучение литературы и источников).

Дипломная работа – это один из видов выпускной квалификационной работы – самостоятельная творческая работа студентов, обучающихся по программам подготовки специалистов, выполняемая ими на последнем, выпускном курсе.

Дипломная работа имеет своей основной целью выяснение подготовленности выпускника к самостоятельной работе в научно-исследовательских организациях, производственных, государственных, общественных структурах и других сферах деятельности в соответствии с полученной специальностью.

Выпускная квалификационная работа бакалавра должна представлять собой самостоятельное и логически завершенное теоретическое или экспериментальное исследование, связанное с разработкой теоретических вопросов, с экспериментальными исследованиями или с решением задач прикладного характера (проектированием элементов приборов и систем), являющихся, как правило, частью научно-исследовательских работ, выполняемых выпускающей кафедрой.

Выпускная работа бакалавра выполняется на базе теоретических знаний и практических навыков, полученных студентом в период обучения (4 года). При этом она должна быть преимущественно ориентирована на знания, полученные в процессе изучения дисциплин общепрофессионального цикла и специальных дисциплин.

Магистерская диссертация представляет собой квалификационную работу, содержащую совокупность результатов и научных положений, выдвигаемых автором для публичной защиты, имеющую внутреннее единство, свидетельствующую о личном вкладе и способности автора проводить самостоятельные научные исследования, используя теоретические знания и полученные навыки.

Магистерская диссертация является законченным научным исследованием. Содержание работы могут составлять результаты теоретических и экспериментальных исследований, разработка новых методических приемов и методик к решению научных проблем, их теоретическое обоснование. Работа не может иметь чисто обзорный или компилятивный характер.
СТРУКТУРА РАБОТЫ

Написание выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации, дипломной работы, выпускной работы бакалавра) – это заключительный этап подготовки специалиста, который позволяет оценить знания и умения выпускника во всех изучаемых областях, полученные им теоретические и практические навыки. Основой выпускной работы должно выступать научное исследование, которое наряду с практической частью (разработкой компьютерных программ, баз данных и т.д.) должно включать и аналитическую часть, выполненную общенаучными методами (литературный обзор, сравнение и оценка аналогов, теоретический анализ, системный анализ, функциональный анализ, методы сравнения и обобщения).

Выпускная квалификационная работа должна иметь следующую структуру:

– титульный лист;

– реферат;

– содержание;

– список используемых сокращений;

– введение;

– основная часть;

– заключение;

– библиографический список;

– приложения.

Ниже каждый раздел работы охарактеризован более подробно.

Выпускная квалификационная работа должна сопровождаться отзывом научного руководителя и рецензией на работу.

Титульный лист оформляется согласно ГОСТу и утвержденной кафедрой (факультетом) формы. Пример оформления приведен в приложениях 1 и 2.

Краткий реферат работы оформляется как краткое точное изложение содержания выпускной квалификационной работы, включающее основные фактические сведения и выводы, без дополнительной интерпретации или критических замечаний автора. Реферат должен содержать: сведения об объеме, количестве иллюстраций, таблиц; сведения о количестве используемых источников; перечень ключевых слов (515 слов или словосочетаний, приведенных в именительном падеже, в наибольшей мере характеризующих содержание работы, список этих слов должен позволять найти нужный документ); текст реферата.

Текст реферата должен отражать:

– объект исследования;

– цель работы;

– метод исследования и использованную аппаратуру;

– полученные результаты, их новизну;

– основные конструктивные, технологические и технико-эксплуатационные характеристики;

– степень внедрения;

– степень апробации работы;

– область применения;

– экономическую эффективность или значимость работы;

– дополнительные сведения об особенностях выполнения или оформления работы.

Если работа не содержит сведений по какой-либо из структурных частей реферата, то в тексте реферата она опускается, при этом последовательность изложения остается.

В тексте реферата следует употреблять синтаксические конструкции, свойственные языку научных и технических документов, избегать сложных грамматических конструкций. Необходимо применять стандартизованную терминологию. Следует избегать употребления малораспространенных терминов или разъяснять их при первом упоминании в тексте. В тексте реферата следует применять значимые слова из текста исходного документа для обеспечения автоматизированного поиска.

Содержание включает введение, наименование всех глав, параграфов, разделов, подразделов, пунктов и подпунктов (если они имеют наименование), заключение, список используемых источников и литературы, приложения с указанием номера страниц, на которых размещается начало материала главы (параграфа и т. п.). При этом знак § не ставится.

Перечень используемых сокращений указывается, если в работе используются аббревиатуры и специфические сокращения, а также новые символы, обозначения и т.п. Их перечень должен быть представлен в работе в виде отдельного списка. Перечень должен располагаться в алфавитном порядке и столбцом, в котором слева приводят сокращения, справа – его расшифровку. Сокращения включаются в перечень, если в работе они повторяются не менее трех раз. В противном случае перечень не составляют, а их расшифровку приводят в тексте при первом упоминании.

Если в работе принята специфическая терминология, а также употребляется мало распространенные, новые символы, обозначения и т.п., то их перечень должен быть представлен в работе в виде отдельного списка с новой страницы вслед за списком сокращений под заголовком «Термины, используемые в данной работе».

Во введении дается общая характеристика дипломной работы, проводится обоснование актуальности выбранной темы, указываются проблема, цель, задачи, практическая значимость, предмет и объект исследования, описывается информационная база, описываются методы исследования. В среднем объем введения может варьироваться от 2 до 5 страниц.

Основная часть. Первая глава, как правило, носит теоретико-методологический характер. Здесь можно рассмотреть историю вопроса, показать степень его изученности на основе обзора соответствующей отечественной и зарубежной литературы. В первой главе должны быть раскрыты понятия и сущность изучаемого явления или процесса, уточнены формулировки и т. д. Кроме того, в первой главе можно остановиться на тенденциях развития тех или иных процессов изучаемого исследования.

Для наглядности в первой главе (допускается и в других главах) могут быть включены таблицы и графики.

По объему первая глава, как правило, не должна превышать 30-40% всей работы.

Вторая глава, как правило, посвящается изложению теоретического аппарата для решения поставленных задач, с применением его для достижения поставленной цели. Назначение второй главы — дать теорию вопроса в общем виде с модификацией, приближающей ее к задачам исследования. Здесь конструируются структурные, функциональные и прочие модели предметной области, излагаются методы и алгоритмы решения поставленных задач, описываются авторские версии стандартных подходов и т. п. Весь материал второй главы в совокупности должен обеспечить ответ на вопрос как, каким способом может быть решена поставленная задача.

По объему вторая глава, как правило, не должна превышать 50% всей работы.

В третьей главе описывается решение конкретной задачи со всеми обоснованными и разработанными методиками, моделями, условиями, зависимостями и т. п. Здесь приводится структура и описание разработанного программного обеспечения, или чего-то иного, что является результатом всей работы. Обсуждению и оценке результатов следует посвятить отдельный параграф. Оценка результатов работы должна быть качественной и количественной с представлением графической информации, табличных данных, диаграмм. Сравнение с известными решениями следует проводить по всем аспектам, в том числе и по эффективности. Следует указать на возможность обобщений, дальнейшего развития методов и идей, использования результатов работы в смежных областях, но с соблюдением необходимой корректности. Расчеты, выполненные с применением вычислительной техники, а также таблицы и графики больших размеров, как правило, выносятся в приложения.

По объему третья глава, как правило, не должна превышать 20% всей работы.

Заключение должно включать в себя подведение итогов работы. Формулируются основные выводы по результатам исследований. Приводятся сведения об апробации. Указываются предприятия, где внедрены результаты работы, и где еще они могут быть использованы. Могут быть указаны перспективы дальнейшей разработки темы. Примерный объем заключения — от 2 до 5 страниц.

Библиографический список. После заключения дается список использованных источников и литературы. Список включает в себя нормативно-правовые акты, специальную научную и учебную литературу, статьи периодики, электронные ресурсы, другие использованные материалы, и должен быть организован в соответствии с едиными требованиями библиографического описания произведений печати. Примеры оформления ссылок на различные источники приведены в приложении 3.

Приложения оформляются как продолжение работы на последующих ее страницах. Нумерация листов приложения продолжает нумерацию основной части работы. Каждое приложение следует начинать с нового листа, в правом верхнем углу которого пишется слово «ПРИЛОЖЕНИЕ» и номер, обозначенный арабской цифрой (без знака №). Ниже приводится содержательный заголовок приложения. Примеры оформления приведены в приложении 4.

Рецензия подготавливается рецензентом, назначенным кафедрой, из числа преподавателей других вузов или кафедр.

Отзыв научного руководителя подготавливается научным руководителем работы.

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ РАБОТЫ

Технические требования

Исходя из здравого смысла и предыдущего опыта защиты выпускных работ, можно констатировать, что объем дипломной работы, как правило, составляет от 30 до 50 страниц текста, курсовой работы – от 15 до 25 страниц.

Каждый раздел работы должен начинаться с новой страницы.

Текст работы должен быть выполнен с применением печатающих устройств на бумаге форматом А4 с полями: левое – 30 мм, правое – 10 мм, верхнее – 20 мм, нижнее – 25 мм. При этом основной текст работы форматируется по ширине; межстрочный интервал – полуторный, размер шрифта для текста 14 пт, для формул – 16 пт; отступ красной строки – 1,25 см; номер страницы – внизу с выравниванием по правому краю.

Номер страницы не ставится на титульном листе, листе с рефератом и на листе с содержанием. При оформлении таблиц размера шрифта должен быть уменьшен до 12 пт. Каждый абзац должен начинаться с красной строки без интервалов до и после абзаца.

В качестве маркера списков используется символ «–» (тире – в MS Word это сочетание клавиш Ctrl+- на цифровой клавиатуре), которое должно отделяться от текста элемента списка на величину неразделяемого пробела (сочетание клавиш Ctrl+Shift+пробел в MS Word).

Следует также помнить, что хотя при создании списков MS Word автоматически создает абзацы с абзацными выступами, в отечественной письменности они отсутствуют. Такие выступы в начале абзаца должны быть переформатированы в отступы. Недопустимо заменять символ тире символом дефис (дефис используется как знак переноса слов, либо связывает два слова без пробела), который используется в качестве символа переноса слов и в качестве разделителя в сложных словах. Недопустимо также использовать в качестве маркера списка любой другой символ кроме тире. В случае, если внутри основного списка имеются вложенные списки, внешний либо внутренний список не должен иметь маркера.

Таблица 1

Примеры правильного и неправильного
форматирования списков


Правильно

Классификация измерений:

по способу получения измерения:

– прямые, когда физическая величина непосредственно связывается с ее мерой;

– косвенные – по результатам прямых измерений;

по характеру изменения измеряемой величины:

– статические, которые не изменяются на протяжении времени измерения;

– динамические, связанные с такими величинами, которые в процессе измерений меняются.



Неправильно

Классификация измерений:

  • по способу получения измерения:

  • прямые, когда физическая величина непосредственно связывается с ее мерой;

  • косвенные – по результатам прямых измерений величин;

  • по характеру изменения измеряемой величины:

  • статические, которые не изменяются на протяжении времени измерения;

  • динамические, связанные с такими величинами, которые в процессе измерений меняются.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическое пособие подготовлено в соответствии с «Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования Российской Федерации» iconИнистерство образования и науки российской федерации
Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации,...
Методическое пособие подготовлено в соответствии с «Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования Российской Федерации» iconМетодические требования к оформлению учебно-исследовательских
«Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования Российской Федерации», утвержденным Постановлением...
Методическое пособие подготовлено в соответствии с «Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования Российской Федерации» iconУтверждены
Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Типовым положением...
Методическое пособие подготовлено в соответствии с «Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования Российской Федерации» iconИтоги и задачи по очно-заочной форме обучения в Объединенном учебно-методическом...
ФЗ«Об образовании», Постановлением Правительства Российской Федерации о 03. 2001года №160 «Типовым положением об образовательном...
Методическое пособие подготовлено в соответствии с «Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования Российской Федерации» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Введение школьной формы осуществляется в соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012 г. Фз (ст....
Методическое пособие подготовлено в соответствии с «Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования Российской Федерации» iconОбразовательная программа, которая является нормативно управленческим...
Мбоу «сош №57» осуществляет свою деятельность на основании Концепции и Программы развития школы, которая разработана в соответствии...
Методическое пособие подготовлено в соответствии с «Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования Российской Федерации» iconФедеральное государственное образовательное бюджетное учреждение...
Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении,...
Методическое пособие подготовлено в соответствии с «Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования Российской Федерации» iconПоложение о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации...
Федеральным Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273-фз; Типовым положением об образовательном...
Методическое пособие подготовлено в соответствии с «Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования Российской Федерации» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Введение школьной формы осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»; Конвенцией о...
Методическое пособие подготовлено в соответствии с «Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования Российской Федерации» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Настоящее положение разработано в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012г. №273-фз;...
Методическое пособие подготовлено в соответствии с «Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования Российской Федерации» iconО формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и...
«Рекомендациями субъектам РФ по подготовке к реализации фз «Закон об образовании в Российской Федерации», Типовым положением об образовательном...
Методическое пособие подготовлено в соответствии с «Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования Российской Федерации» iconГ. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 20А, тел. (495) 336-68-66
Настоящие Правила разработаны в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Конвенцией о правах ребенка, Законом «Об образовании...
Методическое пособие подготовлено в соответствии с «Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования Российской Федерации» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Введение школьной формы осуществляется в соответствии с законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года...
Методическое пособие подготовлено в соответствии с «Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования Российской Федерации» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Законом РФ «Об образовании», Типовым положением об образовательном учреждении». Общеобразовательное учреждение несет в установленном...
Методическое пособие подготовлено в соответствии с «Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования Российской Федерации» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Настоящие Правила разработаны в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Конвенцией о правах ребенка, Законом Российской...
Методическое пособие подготовлено в соответствии с «Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования Российской Федерации» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В 2012-2013 учебном году деятельность школы руководствовалась Законом РФ «Об образовании», комплексным проектом образования модернизации...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск