Министерство общего и профессионального образования
Свердловской области
ГБОУ СПО СО «Алапаевский профессионально–педагогический колледж»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.02. ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ
для реализации программы среднего профессионального
образования базовой подготовки по специальности СПО
_050141 «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»__
2014 г. Рекомендована
научно-методическим
советом ГБОУ СПО СО «АППК»
Протокол № _______
от «__»________201__г.
Руководитель научно–методического совета:
________________ Т.Ф. Файзулина Программа обсуждена и одобрена на
заседании предметно-методического
объединения преподавателей психологии, педагогики, методики Протокол № ________
от «__» _______201__г. Руководитель ПМО:
______________ Составитель:
______________ М.В. Кучерова Разработана на основе рекомендаций Минобрнауки России по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в ОУ НПО и СПО
(от 29 мая 2007г., № 03 – 1180) и примерных учебных программ ФГАУ «ФИРО» (2008г.)
Заместитель директора
по учебной работе:
________________ Т.Д. Кабакова
СОДЕРЖАНИЕ
| 1
| ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 2
| СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 3
| УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 4
| КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
_Психология общения_ 1.1. Область применения программы.
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 050141 «Физическая культура» в ГБОУ СПО СО «Алапаевский профессионально–педагогический колледж» 1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина _Психология общения_ относится к общему гуманитарному и социально-экономическому циклу. 1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;
использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
взаимосвязь общения и деятельности;
цели, функции, виды и уровни общения;
роли и ролевые ожидания в общении;
виды социальных взаимодействий;
механизмы взаимопонимания в общении;
техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;
этические принципы общения;
источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов
Изучение дисциплины будет способствовать формированию следующих компетенций:
Код
| Наименование результата обучения
| ОК 1.
| Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
| ОК 2.
| Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
| ОК 3.
| Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
| ОК 4.
| Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
| ОК 5.
| Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
| ОК 6.
| Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с коллегами и социальными партнерами.
| ОК 7.
| Ставить цели, мотивировать деятельность занимающихся физической культурой и спортом, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество учебно-тренировочного процесса и организации физкультурно-спортивных мероприятий и занятий.
| ОК 8.
| Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
| ОК 9.
| Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания и смены технологий.
| ОК 10.
| Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья занимающихся.
| ОК 11.
| Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм, ее регулирующих.
| ОК 13.
| Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
| ПК 1.1.
| Определять цели и задачи, планировать учебно-тренировочные занятия.
| ПК 1.2.
| Проводить учебно-тренировочные занятия.
| ПК 1.3.
| Руководить соревновательной деятельностью спортсменов.
| ПК 1.4.
| Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты деятельности спортсменов на учебно-тренировочных занятиях и соревнованиях.
| ПК 2.1.
| Определять цели, задачи и планировать физкультурно-спортивные мероприятия и занятия с различными возрастными группами населения.
| ПК 2.2.
| Мотивировать население различных возрастных групп к участию в физкультурно-спортивной деятельности.
| ПК 2.4.
| Осуществлять педагогический контроль в процессе проведения физкультурно-спортивных мероприятий и занятий.
| ПК 2.5.
| Организовывать обустройство и эксплуатацию спортивных сооружений и мест занятий физической культурой и спортом.
| ПК 3.1.
| Разрабатывать методическое обеспечение организации учебно-тренировочного процесса и руководства соревновательной деятельностью спортсменов в избранном виде спорта.
| ПК 3.2.
| Разрабатывать методическое обеспечение организации и проведения физкультурно-спортивных занятий с различными возрастными группами населения.
| ПК 3.3.
| Систематизировать педагогический опыт в области физической культуры и спорта на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
| ПК 3.4.
| Оформлять методические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.
|
1.4. Количество часов на освоение программы учебной
дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки обучающегося 69 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 51 час, из них практического обучения 40 часов; самостоятельной работы обучающегося 18 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ _Психология общения_ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
| Объем часов
| Максимальная учебная нагрузка (всего)
| 69
| Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
| 51
| в том числе:
|
| практические занятия
| 40
| Самостоятельная работа обучающегося (всего)
| 23
| в том числе:
|
| домашняя работа
| 10
| подготовка практико-ориентированных работ
| 8
| Форма итоговой аттестации
| Дифференцированный зачет
|
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем
| Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся
| Объем часов
| Номера занятий
| Уровень освоения
| 1
| 2
| 3
|
| 4
| Раздел 1.
| Введение в учебную дисциплину
|
|
|
|
| Содержание учебного материала. Назначение учебной дисциплины «Психология общения». Основные понятия. Требования к изучаемой дисциплине. Роль общения в профессиональной деятельности человека. Коммуникативный тренинг: «Снежный ком», «Японская машинка», «Интервью».
| 2
| 1
| Ознакомительный
|
| Самостоятельная работа обучающихся. Используя профессиограмму своей специальности, опишите роль и место общения в структуре деятельности. Рефлексия коммуникативного тренинга. Выявите влияние индивидуальных различий на особенности коммуникаций в группе.
| 2
|
| Продуктивный
| Раздел 2.
| Введение в теорию и практику общения
|
|
|
| Тема 2.1.
| Функции и виды общения.
| 2
| 2
| Ознакомительный
|
| Содержание учебного материала. Функции общения — системные свойства, детерминирующие специфику проявления общения. Шесть функций общения: прагматическая, формирования и развития, подтверждения, объединения-разъединения людей, организации и поддержания межличностных отношений, внутриличностная. Виды общения как типологические составляющие, позволяющие правильно оценить сущность общения, содержание и полноту проявления. Межличностное и массовое общение. Межперсональное и ролевое общение. Доверительное и конфликтное общение. Доверительность — существенный признак всех видов общения. Общение личное и деловое. Прямое и опосредованное общение. Императивное, манипулятивное, монологическое и диалогическое общение.
|
|
|
| Тема 2.2.
| Стороны общения
| 2
| 3
| Ознакомительный
|
| Содержание учебного материала. Общение как восприятие людьми друг друга (перцептивная сторона общения). Понятие социальной перцепции. Факторы, оказывающие влияние на восприятие. Искажения в процессе восприятия. Психологические механизмы восприятия. Влияние имиджа на восприятие человека. Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения). Типы взаимодействия: кооперация и конкуренция. Позиции взаимодействия в русле трансактного анализа. Ориентация на понимание и ориентация на контроль. Взаимодействие как организация совместной деятельности. Общение как обмен информацией (информационно-коммуникативная сторона общения). Основные элементы коммуникации. Вербальная коммуникация. Коммуникативные барьеры. Невербальная коммуникация. Методы развития коммуникативных способностей. Виды, правила и техники слушания. Толерантность как средство повышения эффективности общения.
|
|
|
|
| Практические занятия
|
|
|
|
| 1
| Обсуждение и принятие правил внутригрупповой работы: Общение по принципу «Здесь и теперь», Принцип персонификации, Принцип активности, Принцип доверительного общения, Принцип конфиденциальности, Принцип не нанесения ущерба. Упражнение «Портрет группы». Упражнение, направленное на групповое взаимодействие: «Мужик на базаре», рефлексия.
| 2
| 4
| Репродуктивный
Продуктивный
|
| 2
| «Определение качеств, важных для межличностного общения», упражнения на снятие агрессии. «Этапы общения», «Разминка», «Мячики», рефлексия.
| 2
| 5
| Продуктивный
|
| 3
| Самодиагностика по теме «Общение». Диагностический инструментарий: «Коммуникативные и организаторские способности». «Ваш стиль делового общения». «Ваши эмпатические способности». Самоанализ результатов тестирования. Составление плана действий по коррекции результатов, мешающих эффективному общению.
| 2
| 6
| Продуктивный
|
| 4
| Упражнение «Невербальная передача предмета», упражнение «Дискуссия», упражнение «Крокодильчик», упражнение «Живые руки», упражнение «Синхронизация». Рефлексия.
| 2
| 7
| Продуктивный
|
| 5
| Самодиагностика: «Уровень владения невербальными компонентами в процессе делового общения». Анализ самодиагностики. Особенности рефлексивного и нерефлексивного слушания.
| 2
| 8
| Продуктивный
|
| 6
| Упражнение «Шеренга». Упражнение «Покажи пальцем». Упражнение «Передача фигуры». Упражнение «Преодоление препятствий». Упражнение «Глухой телефон». Упражнение «Мы с тобой похожи». Рефлексия.
| 2
| 9
| Продуктивный
|
| 7
| Упражнение «Ролевая игра». Упражнение «Разминка». Упражнение «Психологическая задача». Упражнение «Послушаем тишину». Рефлексия.
| 2
| 10
| Продуктивный
|
| 8
| Толерантность и ее значение в развитии коммуникационных способностей. Самодиагностика: «Коммуникативная толерантность». Анализ диагностики.
| 2
| 11
| Продуктивный
|
| 9
| Проанализировать значение для человека вербального и невербального общения. Последствия рассогласования указанных видов общения. Составить схему коммуникативного процесса. Проанализировать феномен педагогического общения по данной схеме. Привести примеры коммуникативных барьеров в общении, указать их возможные причины и пути преодоления. Проанализировать коммуникативные барьеры, возникающие в процессе общения студентов первого курса, молодого специалиста и тренера-совместителя.. Проанализировать значение обратной связи в процессе коммуникации, построить схему эффективной обратной связи.
| 2
| 12
| Продуктивный
|
| 10
| Решение психолого-педагогических задач. Задание по подгруппам.
Проанализировать свой опыт обучения в колледже и выделить механизмы социальной перцепции, используемые студентами наиболее часто.
Проанализировать свой опыт обучения в колледже и выделить феномены межличностного восприятия, имеющие место в процессе общения студентов с преподавателями и между собой.
Проанализировать свой опыт обучения в колледже и выделить социальные установки, оптимизирующие и дезорганизующие учебную деятельность студентов.
Проанализировать свой опыт обучения в колледже и выделить социальные стереотипы, используемые студентами, интерпретировать их значение для учебной деятельности.
| 2
| 13
| Репродуктивный
продуктивный
|
| Самостоятельная работа обучающихся. Определите специальности, в которых императивный тип общения используется эффективно. Опишите сферы человеческих отношений, где применение императива невозможно. Дайте характеристику диалогическому общению. Сформулируйте причины возникновения манипуляций в межличностном общении. Определите особенности коммуникации, ее роль и функции в зависимости от психологических теорий, в которых она рассматривается. Сформулируйте преимущества и негативные последствия смешения межличностного и ролевого общения.
Подготовьте доклады и выступления по теме: «Общение – основа человеческого бытия». Охарактеризуйте свою профессиональную деятельность. Рассмотрите взаимосвязь деятельности и общения. Определите с какими закономерностями и ошибками каузальной атрибуции Вы сталкиваетесь в повседневной жизни? Каково значение стереотипа в профессиональной деятельности? Назовите факторы, влияющие на восприятие и понимание людей. Определите роль восприятия в развитии межличностного общения. Опишите типичные искажения при восприятии друг друга, с которыми Вы можете встретиться в своей профессиональной деятельности. Определите, есть ли связь между внешним видом человека и его успехом в профессиональной деятельности? (если да, то докажите на конкретных примерах).
Почему деловую беседу нельзя проводить спонтанно? Ответ обоснуйте. Раскройте сущность каждой формы вопросов (закрытые, открытые, риторические, радикальные и др.), задаваемых в ходе беседы. Определите значение аргументов для принятия решения. Аргументируйте, почему начальный этап беседы определяет ее успешность.
Подготовьте самопрезентацию (не более 5 минут). Какую роль самопрезентация играет при организации публичного выступления?
| 10
|
| Репродуктивный
Продуктивный
| Раздел 3.
| Конфликты. Способы их предупреждения и разрешения
|
|
|
|
| Содержание учебного материал. Понятие конфликта и его структура. Причины, функции и типы конфликтов. Структура конфликта: конфликтная ситуация, инцидент, конфликтные действия. Динамика конфликта Невербальное проявление конфликта. Стратегии поведения в конфликте: соперничество, компромисс, избегание, приспособление, сотрудничество. Методы диагностики конфликтности.
| 2
| 14
| Ознакомительный
Репродуктивный
|
| Практические занятия
|
|
|
|
| 1
| Самодиагностика: тест: «Твоя конфликтность»; «Стратегии поведения в конфликтах К. Томаса. Анализ своего поведения на основании результатов диагностики.
| 2
| 15
| Продуктивный
|
| 2
| Анализ производственных конфликтов и составление алгоритма выхода из конфликтной ситуации. Решение психолого-педагогических задач и ситуаций.
| 2
| 16
| Продуктивный
|
| 3
| Упражнение «Нетрадиционное приветствие». Упражнение «Строительство дороги». Упражнение «Мячики». Упражнение «Кто есть кто». Упражнение «Определение сильных сторон каждого». Упражнение «Бабушки, охотники, львы». Рефлексия.
| 2
| 17
| Продуктивный
|
| 4
| Принятие правил обратной связи и восприятия информации о себе. Упражнение «Горячий стул». Повторная самооценка качеств, важных для межличностного общения участников группы.
| 2
| 18
| Продуктивный
|
| 5
| Эмоциональное реагирование в конфликтах и саморегуляция. Профилактика конфликтов. Схема исследования конфликтов. Межличностные стили разрешения конфликтов. Урегулирование конфликтов в личностно-эмоциональной сфере. Решение психолого-педагогических задач.
| 2
| 19
| Ознакомительный
Продуктивный
|
| 6
| Методики и стратегические средства разрешения конфликтных ситуаций. Преодоление конфликтов посредством общения. Решение психолого-педагогических задач.
| 2
| 20
| Ознакомительный
Продуктивный
|
| 7
| Привести конкретные примеры различных видов групп в зависимости от характера межличностных отношений в них.
Привести примеры феноменов группового воздействия. Сформулировать психолого-педагогические рекомендации по оптимизации социально-психологического климата в группе учащихся определенной спортивной секции во время учебного занятия. Предложить варианты диагностики степени психологической совместимости членов определенной группы. Сформулировать рекомендации по развитию различных видов совместимости.
| 2
| 21
| Репродуктивный
Продуктивный
|
| Самостоятельная работа обучающихся. Вспомните и проанализируйте сказки, художественные произведения (литература, кинофильмы), в которых рассматриваются примеры различных стратегий поведения в конфликтах. Предложите пути коррекции в данных конфликтных ситуациях.
Определите роль руководителя в разрешении конфликтов. Подготовьте сообщения на темы: «Роль негативных эмоций в общении человека», «Толерантное поведение приходит на смену конфликтам»
| 4
|
| Репродуктивный
Продуктивный
| Раздел 4.
| Общие сведения об этической культуре
|
|
|
|
| Содержание учебного материала
|
|
|
| Тема 4.1.
| Культура устной речи. Правильность, ясность и точность речи. соблюдение норм общепринятого литературного произношения. Грамматические приемы оживления речи. Обращение. Вопросно-ответный прием. Повторения. Стилизация речи. Синонимы, антонимы, парафразы. Художественная выразительность устной речи. Эпитеты. Сравнения. Метафоры.
| 2
| 22
| Ознакомительный
Репродуктивный
| Тема 4.2.
| Основные нормы и правила поведения в типовых ситуациях межличностного общении. Классификация основных коммуникативных ситуаций в деловой и бытовой обстановке. Обусловленность этикета совокупностью традиций и привычек народа. Сущность и особенности речевого поведения человека. официальная и фамильярная лексика. Общепринятые способы привлечения внимания. Обращение к незнакомым и знакомым людям. Основные формы приветствий. Речевой этикет в ситуациях знакомства. Поздравления. Пожелания. Приглашение. Благодарность. Одобрение. Комплимент и ответ на комплимент. Основные варианты извинений. Вежливые формы отказа от приглашения. Традиционные форма прощания. Тактика поведения человека в ситуациях: улица, общественный транспорт, театр, храм. Правила подбора и вручения подарка.
| 2
| 23
| Ознакомительный
Репродуктивный
|
| Практические занятия
|
|
|
|
| 1
| Понятийно-терминологическая игра. Уяснение и значение каждого принципа педагогической морали в деятельности учителя физической культуры. Усвоение особенностей реализации принципов и этических категорий в педагогической деятельности.
| 2
| 24
| Репродуктивный
Продуктивный
|
| 2
| Уточнение и обобщение имеющиеся у студентов представлений о педагогическом такте, понимание и оценка основных категорий педагогического такта. Умение анализировать конкретные нравственно-этические задачи и ситуации, высказывать собственные суждения. Структура морали в спортивной этике, ее особенность. Специфика формирования морального сознания в условиях спортивной деятельности. Значимость и необходимость нравственного воспитания юных спортсменов на учебно-тренировочных занятиях. Нравственно-этические возможности спорта и физической культуры. Роль тренера в нравственно-этическом воспитании спортсменов.
| 3
| 25, 26
| Репродуктивный
Продуктивный
|
| Самостоятельная работа обучающихся. Рассмотрите значение нравственных норм в современной туристической деятельности. Обоснуйте «золотое правило» нравственности. Сформулируйте принципы делового этикета и докажите их значение в профессиональной сфере.
| 2
|
| Репродуктивный
Продуктивный
|
| Итого
| 69
|
|
|
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
__Психология общения___ 3.1. Минимальное материально-техническое обеспечение реализация программы дисциплины: наличие учебного кабинета «Психология», оборудованного: УМК учебной дисциплины (учебники, учебно-методические рекомендации, видеофильмы и т.п.) Технические средства обучения: телевизор, DVD, видеокамера, компьютер, проектор, магнитофон. 3.2. Информационное обеспечение обучения.
Основные источники:
Волкова А.И. Психология общения (учебное пособие для ссузов) – Ростов на Дону.: Издательство «Феникс», 2006. – 448с.
Столяренко Л.Д. Психология делового общения и управления (учебник для ссузов) – Ростов на Дону.: Издательство «Феникс», 2009. – 409с.
Сухов А.Н. Социальная психология (учебное пособие для ссузов) - М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 240с.
Шеламова Г.М. Деловая культура и психология общения (учебное пособие для среднего профессионального образования) – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 178с.
Дополнительные источники:
Битянова М.Р. Социальная психология (учебное пособие) – СПб.: Издательский дом Питер, 2010. - 368с.
Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений – СПб.: Издательский дом Питер, 2010. – 576с.
Канке А.А., Кошевая И.П. Профессиональная этика и психология делового общения (учебное пособие для ссузов) – М.: Форум, 2009. – 304с.
Курбатов В.И. Конфликтология – Ростов на Дону.: Издательство «Феникс», 2009. – 448с.
Руденко А.М., Самыгин С.И. Деловое общение (учебное пособие) – М.: КноРус, 2010. – 440с.
Шеламова Г.М. Этикет делового общения. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 187с.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
__Психология общения__ 4.1. Формы оценивания
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины «Психология общения» осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, выполнения контрольных работ, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Итоговым контролем освоения обучающимися дисциплины «Психология общения» является дифференцированный зачет.
Результаты обучения
| Формы оценивания
| Должен уметь:
|
| - применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;
| практические занятия, тренинг, моделирование ситуации общения, игровой метод
| - использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения.
| практические занятия, тренинг, моделирование ситуации общения, игровой метод
| Должен знать:
|
| - взаимосвязь общения и деятельности;
| моделирование ситуации общения, тренинг, творческий проект;
| - цели, функции, виды и уровни общения;
| фронтальный и индивидуальный опрос, анализ результатов проведенного психолого-педагогического обследования
| - роли и ролевые ожидания в общении;
| моделирование ситуации общения
| - виды социальных взаимодействий;
| фронтальный и индивидуальный опрос
| - механизмы взаимопонимания в общении;
| решение психолого-педагогических задач, анализ проблемы, составление педагогических рекомендаций
| - техники и приемы общения, правила
слушания, ведения беседы, убеждения;
| фронтальный и индивидуальный опрос, анализ результатов проведенного психолого-педагогического обследования, анализ психолого-педагогических ситуаций
| - этические принципы общения;
| решение психолого-педагогических задач, моделирование ситуации общения
| - источники, причины, виды и способы
разрешения конфликтов.
| фронтальный и индивидуальный опрос, терминологический зачет, анализ результатов проведенного психолого-педагогического обследования
| |