Мггу имени М. А. Шолохова





Скачать 131.77 Kb.
НазваниеМггу имени М. А. Шолохова
Дата публикации05.03.2016
Размер131.77 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Психология > Документы
Московский государственный гуманитарный университет

имени М.А.Шолохова

(МГГУ имени М.А.Шолохова)
УДК 378

Код ГРНТИ 14.35.07

РЕФЕРАТ
по проекту № 3.1.1/5014 «Разработка научно-методического обеспечения формирования магистерских примерных основных образовательных программ по направлению «Специальное (дефектологическое) образование»

аналитической ведомственной целевой программы “Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2010 годы)”

Мероприятие 3. «Проведение прикладных научных исследований в области образования, молодежной и социальной политики в области образования»
Раздел 3.1. «Научно-методическое обеспечение совершенствования структуры и содержания профессионального образования. Научно-методическое обеспечение совершенствования структуры и содержания общего и дополнительного образования»
Подраздел: 3.1.1. «Научно-методическое обеспечение совершенствования структуры и содержания профессионального образования»

Вид отчета: итоговый (2-й этап)
Руководитель проекта: Т.Б.Филичева, доктор педагогических наук, профессор

Москва, 2009

177 стр.,2 рисунков, 5 таблиц, 2 раздела, 239 источников.

Вид профессиональной деятельности, компетенция, направление подготовки, объект профессиональной деятельности, основная образовательная программа магистратуры (магистерская программа), профиль, результаты обучения, учебный цикл, дети с психофизическими нарушениями, образовательное пространство, инновационные технологии, новые организационные формы, учебно-методический комплекс, повышение квалификации педагогических кадров.
В настоящей образовательной программе используются следующие сокращения:


ВПО

– высшее профессиональное образование;

ИК

– инструментальные компетенции;

ОНК

– общенаучные компетенции;

ООП

– основная образовательная программа;

ПК

– профессиональные компетенции;

СЛК

– социально-личностные и общекультурные компетенции;

УЦ ООП

– учебный цикл основной образовательной программы;

ФГОС ВПО

– федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования.

ПК ППД

– профессиональные компетенции в области проектно-педагогической деятельности;

ПК КРД

- профессиональные компетенции в области коррекционно-развивающей деятельности;

ПК ДКД

- профессиональные компетенции в области диагностико-консультативной деятельности;

ПК НИД

– профессиональные компетенции в области научно-исследовательской деятельности;

ПК ПД

– профессиональные компетенции в области преподавательской деятельности;

ПК СПД

– профессиональные компетенции в области социально-педагогической деятельности;

ПК КПД

– профессиональные компетенции в области культурно-просветительской деятельности;

ПК ОУД
ОВЗ

– профессиональные компетенции в области организационно-управленческой деятельности;

– ограниченные возможности здоровья.



Актуальность исследования обусловлена острейшей потребностью вузовской подготовки специалистов в области специального (дефектологического) образования в разработке магистерских программ «Обучение и воспитание детей с комплексными нарушениями развития», «Психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии» и методических разработок по данному направлению.

Объектом исследования в данной работе является программное и методическое обеспечение формирования магистерских примерных основных образовательных программ «Обучение и воспитание детей с комплексными нарушениями развития», «Психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии» по направлению «Специальное (дефектологическое) образование»

Предмет исследования представлен алгоритмом и содержанием магистерских программ «Обучение и воспитание детей с комплексными нарушениями развития», «Психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии», обеспечивающих специальные образовательные условия, эффективность обучения, воспитания и социальную адаптацию детей и подростков с отклонениями в развитии.
Цель исследования: разработка научно-методического обеспечения формирования магистерских примерных основных образовательных программ «Обучение и воспитание детей с комплексными нарушениями развития», «Психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии» по направлению «Специальное (дефектологическое) образование»



Задачи исследования:

  1. Осуществить анализ медицинской, педагогической и психологической литературы по проблеме исследования; определить содержание понятий «комплексные нарушения развития», «множественные нарушения развития», «сложный дефект», «осложненный дефект», «психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с отклонениями в развитии», «психологические типы родителей», «уровни деформации внутрисемейных взаимоотношений», «дисгармоничные модели воспитания детей с отклонениями в развитии».

  2. Разработать теоретико-методологическое обоснование основных магистерских программ «Обучение и воспитание детей с комплексными нарушениями развития», «Психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии» по направлению «Специальное (дефектологическое) образование».

  3. Разработать алгоритм и содержание магистерских программ «Обучение и воспитание детей с комплексными нарушениями развития», «Психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии».

  4. Описать цели и задачи дисциплин, требования к уровню освоения, виды учебной работы.

  5. Представить разделы дисциплин, их тематическое планирование, а также учебно-методическое обеспечение, включая списки литературы и материально-техническое обеспечение.

  6. Подготовить научно-методические материалы, включающие учебно-методические комплексы основных магистерских программ «Обучение и воспитание детей с комплексными нарушениями развития», «Психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии» по направлению «Специальное (дефектологическое) образование», к печати.


В процессе работы были использованы такие методы исследования:

  • теоретический анализ литературных источников, нормативных документов образования, здравоохранения и социальной защиты;

  • анализ перечня вузовских образовательных программ по направлению «Специальное (дефектологическое) образование»;

  • педагогическое проектирование;

  • опытно-экспериментальная работа, включающая диагностические, консультативные и психокоррекционные мероприятия в рамках коррекционно-образовательной работы и психолого-педагогического сопровождения семей воспитанников, обучающихся в специальных коррекционных образовательных учреждениях.


Полученные научные результаты:

  • проанализирована специальная литература по проблеме исследования, позволяющая определить актуальность и значимость новых разрабатываемых магистерских программ по направлению «Специальное (дефектологическое) образование»;

  • проведен скрининг-анализ потребностей в получении специальностей по новым магистерским программам предполагаемых абитуриентов МГГУ им. М.А.Шолохова;

  • разработано теоретико-методологическое обоснование основных магистерских программ «Обучение и воспитание детей с комплексными нарушениями развития», «Психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии» по направлению «Специальное (дефектологическое) образование»;

  • разработаны алгоритм и содержание магистерских программ «Обучение и воспитание детей с комплексными нарушениями развития», «Психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии»;

  • описаны цели и задачи магистерских программ «Обучение и воспитание детей с комплексными нарушениями развития», «Психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии», требования к уровню освоения, виды учебной работы;

  • представлены разделы магистерских программ «Обучение и воспитание детей с комплексными нарушениями развития», «Психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии», их тематическое планирование, а также учебно-методическое обеспечение, включая списки литературы и материально-техническое обеспечение;

  • подготовлены научно-методические материалы, включающие учебно-методические комплексы основных магистерских программ «Обучение и воспитание детей с комплексными нарушениями развития», «Психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии» по направлению «Специальное (дефектологическое) образование», к печати.


Опытно-экспериментальная работа велась на базе следующих специальных учреждений:

-специальная (коррекционная) образовательная школа – интернат VI вида для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата г. Москвы №20;

-специальная (коррекционная) образовательная школа – интернат VI вида для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата г. Москвы № 44;

-центр психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с ДЦП «Раменки»;

-детская психоневрологическая больница №18;

-детский сад компенсирующего вида № 908;

-центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения;

-специальная (коррекционная) образовательная школа-интернат VIII вида №102;
Этапы исполнения работ:

1.Аналитический этап: июль-август 2009 – изучение специальной психолого-медико-педагогической литературы.

2. Скрининг-диагностический этап: сентябрь 2009 - определение потребностей будущих абитуриентов в получении квалификации «магистр специального (дефектологического) образования» в соответствии с разработанным новым перечнем магистерских программ.

3.Опытно-экспериментальный этап октябрь-ноябрь 2009 – разработка теоретико-методологического обоснования, алгоритма и содержания основных магистерских программ «Обучение и воспитание детей с комплексными нарушениями развития», «Психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии» по направлению «Специальное (дефектологическое) образование», подготовка научно-методических материалов.

4.Заключительный этап: декабрь 2009 – подготовка отчета.

По проблеме исследования подготовлены методические пособия, монографии и статьи:

  1. М.В. Жигорева. О проблемах психолого-педагогической помощи детям с комплексными нарушениями развития./ Коррекционная педагогика: теория практика, 2008,- №5 (23)

  2. М.В.Жигорева, Н.Д.Ситдикова, Л.Ю. Дроздова. Опыт реализации интеграционного подхода к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями развития./ Коррекционная педагогика: теория практика, 2008, - №6 (24)

  3. М.В.Жигорева. Комплексная модель сопровождения развития дошкольников со сложными нарушениями. Монография, М., РИЦ МГГУ им. М.А.Шолохова, 2009.-145с.

  4. М.В.Жигорева. Психолого-педагогическое изучение развития детей с комплексными нарушениями. Монография, М., РИЦ МГГУ им. М.А.Шолохова, 2009.-155с.

  5. М.В.Жигорева. Индивидуализация оценки возможностей развития детей с комплексными нарушениями / Коррекционная педагогика: теория и практика, 2009, -№4(34), - С.15 -20

  6. М.В.Жигорева. Модульная система коррекционной психолого-педагогической помощи детям с комплексными нарушениями развития / Коррекционная педагогика: теория и практика, 2009, - №5(35), С.5 -12

  7. Т.Н.Волковская. К вопросу о классификационной системе в логопсихологии // Культурно-историческая психология. 2009, - №1, – С.14-28

  8. Т.Н.Волковская. Психологическое консультирование в системе психолого-педагогической помощи детям с недостатками речи // Культурно-историческая психология.2009, - №2 , – С.3-18

  9. Т.Н.Волковская. Проблема становления понятийного аппарата логопсихологии // Материалы международного теоретико-методологического семинара «Специальная педагогика и специальная психология: современные проблемы теории, истории, методологии», М.: – 2009, - с.49-57.

  10. Т.Н.Волковская. Логопсихология в системе смежных дисциплин / Специальная психология.2009, -№3(21), - С.5-10.

  11. Т.Н.Волковская. Теоретико-методологические и методические основы логопсихологии. Монография.М.: Изд-во «Образование», 2009, - 272 с.

  12. Г.А Ковалева. К вопросу оптимизации содержания профессиональной подготовки логопеда // Материалы международного теоретико-методологического семинара «Специальная педагогика и специальная психология: современные проблемы теории, истории, методологии», М. – 2009, - с.65-69

  13. И.Ю.Левченко. Психологическое изучение детей раннего, дошкольного и младшего школьного возраста. Монография, М., РИЦ МГГУ им. М.А.Шолохова, 2008.-138с.

  14. И.Ю.Левченко, О.Г.Приходько, А.А.Гусейнова. Детский церебральный паралич: коррекционно-развивающая работа с дошкольниками.- М.: Книголюб, 2008.-176 с.

  15. И.Ю.Левченко, О.Г.Приходько, В.В.Ткачева. Детский церебральный паралич: дошкольный возраст. – М.: Издательство «Коррекционная педагогика», 2008.-157 с.

  16. И.Ю.Левченко, В.В.Ткачева. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии: Метод. пособие.-М.:Просвещение,2008.-239с.

  17. И.Ю.Левченко, О.Г.Приходько, А.А.Гусейнова. Современные проблемы организации обучения и воспитания детей с церебральными параличами. Коррекционная педагогика: теория практика, 2008, 3 (21)

  18. И.Ю.Левченко, Г.А.Бутко, Т.Ю.Ортина. Психолого-медико-педагогический консилиум в детском саду для детей с задержкой психического развития / «Специальная психология.-№2(20).- 2009.- С.11-18.

  19. В.В.Ткачева. Семья ребенка с отклонениями в развитии: Диагностика и консультирование.- М.: Книголюб, 2008.- 144 с.

  20. В.В.Ткачева. Психолого-педагогическое сопровождение современной семьи: Монография, М., РИЦ МГГУ им. М.А.Шолохова, 2008.-131с.

  21. В.В.Ткачева. Психолого-медико-социальное сопровождение семьи проблемного ребенка / Коррекционная педагогика: теория и практика, 2008,

  22. В.В.Ткачева. Особенности диагностической работы с семьями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии/ Коррекционная педагогика: теория практика, 2008, 5 (27).

  23. В.В.Ткачева. Психологические особенности родителей, имеющих детей с деским церебральным параличом / Специальная психология.2009. - №1(19), - С.53-62.

  24. В.В.Ткачева, А.Е.Соболева. Экспериментальное изучение особенностей высших психических функций младших школьников с задержкой психического развития неорганического генеза.2009. -№5(35) - С.13-25.

  25. В.В.Ткачева. Система психолого-педагогической помощи семье ребенка с отклонениями в развитии./ Другое детство. Сборник научных статей.- М.: МГППУ, 2009.- С. 167-180.

  26. В.В.Ткачева. Психологическая помощь семье ребенка с отклонениями в развитии как актуальное направление современной специальной психологии./ Другое детство. Сборник тезисов участников Второй Всероссийской научно-практической конференции по психологии развития.- М.: МГППУ, 2009.-С. 233-236

  27. В.В.Ткачева. Актуальные проблемы психологической помощи семье ребенка с СДВГ и нарушениями поведения/ Актуальные аспекты сближения образовательных учреждений и семей в воспитании детей с проблемами в здоровье. Материалы IY Международной конференции дефектологов. IY часть. –М.: ЗОУО, 2009, -С.64-68.


Участие в научных форумах:

-участие в работе Международной конференции «Проблемный ребенок в современном социокультурном пространстве образования и семьи», Н.Новгород, 3 ноября 2009:

  • выступление д.пс.н., профессора И.Ю.Левченко на пленарном заседании с докладом «Современные проблемы подготовки специалиста для специального и инклюзивного образования»

  • выступление д.пс.н., профессора В.В.Ткачевой на пленарном заседании с докладом «Психолого-педагогическое сопровождение семьи проблемного ребенка».

-участие в работе Y Международной конференции дефектологов «Формирование установок и норм толерантного поведения – залог успешной инклюзии детей с ограниченными возможностями», Москва, 25-26 ноября 2009:

  • выступление д.пс.н., профессора И.Ю.Левченко с докладом «Направления социальной и психолого-педагогической работы по оптимизации отношения общества к детям с двигательными нарушениями»;

  • выступление д.пс.н., профессора В.В.Ткачевой с докладом «Психолого-педагогическое сопровождение семьи как одно из направлений оптимизации отношения социума к лицам с двигательными нарушениями»;

-участие в работе Второй Всероссийской научно-практической конференции по психологии развития «Другое детство», Москва, 25-27 ноября 2009:

  • выступление д.пс.н., профессора В.В.Ткачевой с докладом « Психолого-педагогическая поддержка семей и матерей».

-участие в Городской межвузовской научно-практической конференции с международным участием «Равные возможности – новые перспективы», г. Москва, 30 ноября -1 декабря 2009 г:

  • выступление д.пс.н., профессора И.Ю.Левченко на пленарном заседании с докладом «К проблеме профессиональной готовности педагогов к обучению детей с двигательными нарушениями в условиях интеграции».

  • выступление к.пс.н., доцента Т.Н.Волковской «Психологическая коррекция в системе психолого-педагогической помощи лицам с недостатками речи».


Награды, премии, сертификаты, дипломы за участие в научных форумах

  • д.пс.н., профессор В.В.Ткачева награждена Дипломом I степени за подготовку и издание учебного пособия «Технологии психологической помощи семьям детей с отклонениями в развитии», М.: Издательство "Астрель", 2007, 318 с.

  • получены сертификаты за участие в Международном научно-практическом семинаре «Современные аспекты подготовки кадров системы специального образования в Германии и России» д.пс.н., профессором И.Ю.Левченко, д.пс.н., профессором В.В.Ткачевой, к.пс.н., доцентом Т.Н.Волковской, к.п.н., доцентом М.В.Жигоревой;

  • получен сертификат за участие во Второй всероссийской научно-практической конференции по психологии развития «Другое детство» д.пс.н., профессором В.В.Ткачевой.

В ходе выполнения исследования:

  • представлен аналитический обзор по исследуемым проблемам проекта;

  • разработано теоретико-методологическое обоснование основных магистерских программ «Обучение и воспитание детей с комплексными нарушениями развития», «Психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии» по направлению «Специальное (дефектологическое) образование»;

  • разработаны алгоритм и содержание магистерских программ «Обучение и воспитание детей с комплексными нарушениями развития», «Психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии»;

  • функционирует электронный сайт «www.helpyourchild.ru», в котором представлены материалы для специалистов и родителей по проблемам детей с отклонениями в развитии;

  • защищена докторская диссертация М.В.Жигоревой «Инновационные подходы психолого-педагогической помощи дошкольникам с комплексными нарушениями развития»;

  • защищена кандидатская диссертация Т.И.Кузьминой «Динамика формирования Я-концепции у лиц с легкой степенью умственной отсталости» (научный руководитель д.пс.н., профессор И.Ю.Левченко);

  • защищена кандидатская диссертация А.Е.Соболевой «Коррекция высших психических функций младших школьников с задержкой психического развития средствами игровой деятельности» (научный руководитель д.пс.н., профессор В.В.Ткачева).

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Мггу имени М. А. Шолохова iconСб избранных лекций / отв ред. Н. А. Костикова. М. Риц мггу им. М....
Медиа : сб избранных лекций / отв ред. Н. А. Костикова. М. Риц мггу им. М. А. Шолохова, 2010. 198 с. Посвящается 10-летию факультета...
Мггу имени М. А. Шолохова iconПрограмма и методические материалы одобрены на заседании кафедры...

Мггу имени М. А. Шолохова iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «28»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования мггу им. М. А. Шолохова
Мггу имени М. А. Шолохова iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «28»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования мггу им. М. А. Шолохова
Мггу имени М. А. Шолохова iconРешение заседания кафедры Протокол №8 «30»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования мггу им. М. А. Шолохова
Мггу имени М. А. Шолохова iconБродовская Е. В. (Москва, мггу им. М. А. Шолохова)
Политическая жизнь и властные отношения. Роль и место политики в жизни современных обществ. Социальные функции политики
Мггу имени М. А. Шолохова iconПрограмма дисциплины Для направления «Экономика» (программа подготовки бакалавров)
Т. М. Воителева, доктор пед наук, профессор Московского государственного гуманитарного университета (мггу) им. М. А. Шолохова
Мггу имени М. А. Шолохова iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Мглу — Н. Е. Веракса; доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ заведующая кафедрой эстетического воспитания...
Мггу имени М. А. Шолохова iconГоувпо мггу учебно-методический комплекс дисциплины
Лисицына Т. Н., к п н., доцент кафедры английского языка и английской филологии (мггу)
Мггу имени М. А. Шолохова iconПримерная программа проведения музейной практики студентов исторического...
Музейная практика, проводимая со студентами на историческом факультете является составной частью учебного процесса
Мггу имени М. А. Шолохова iconГоувпо мггу учебно-методический комплекс дисциплины
Автор программы: Наумлюк М. В., кандидат филологических наук, доцент кафедры рялимп мггу
Мггу имени М. А. Шолохова iconКритерии оценок вступительных испытаний по экологии для поступающих...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов заочного отделения биолого-почвенного факультета, обучающихся по специальности...
Мггу имени М. А. Шолохова iconПроблема сопряжения исторической памяти и политической воли в контексте...
История и политика в современном мире. Материалы международной научной конференции (мггу им. М. А. Шолохова, 24-25 сентября 2010...
Мггу имени М. А. Шолохова iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Абашева, Д. В. Древнерусская литература (X-XVII века) : учебно-методический комплекс дисциплины : специальности «Русский язык и литература»,...
Мггу имени М. А. Шолохова iconПрограмма дисциплины основы банковского дела
Анализ финансово-хозяйственной деятельности является частью основной профессиональной образовательной программы Уфимского филиала...
Мггу имени М. А. Шолохова iconГоувпо мггу учебно-методический комплекс дисциплины
Автор программы: кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка, литературы и методики их преподавания гоувпо мггу наумлюк...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск