Решение заседания кафедры Протокол №8 «30»





НазваниеРешение заседания кафедры Протокол №8 «30»
страница1/12
Дата публикации22.02.2015
Размер1.16 Mb.
ТипРешение
100-bal.ru > История > Решение
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования МГГУ им. М. А. Шолохова

Учебно – методический комплекс

по модулю Б3.В6 Основы археологии

Факультет: Исторический

Направление: 050100 – Педагогическое образование

Кафедра: Зарубежной истории

Москва – 2012

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования МГГУ им. М. А. Шолохова

Утверждаю: зав. кафедрой

___Зарубежной истории__

__проф. И.Г. Жиряков_

Решение заседания

кафедры Протокол № _8_

«_30_» __августа___2012 г.

I. Программа модуля «Основы археологии»

Направление: 050100 – Педагогическое образование

Профиль: Историческое образование

Составители: __ доц. Коптелов Б.В.. ____

Москва-2012

Пояснительная записка

Предмет «Основы археологии» является обязательной дисциплиной в системе обучения студентов 1 курса очного отделения исторического факультета по направлению социально-экономическое образование. И относится к дисциплинам гуманитарного цикла. Обязательный минимум программы по подготовке студентов по данной учебной дисциплине включает: получение конкретных знаний в области археологии, овладение навыками научного исследования и представления о его процедуре, формирование у будущих специалистов исторического мышления. Изучение археологии позволяет понять органическое единство прошлого и настоящего, разобраться в законах исторического процесса и фундаментальных проблемах мировой истории.

Цели и задачи дисциплины

- Цель курса по дисциплине «Основы археологии» - теоретическая и практическая подготовка студентов исторического факультета МГГУ им. Шолохова к преподаванию истории в средней общеобразовательной школе на основе использования данных археологии, к организации и проведению археологических раскопок с участием школьников.

- задачи курса определяются выработкой необходимых знаний в области археологии для повышения эффективности преподавания истории в средней школе; овладением будущими учителями теоретическими и практическими навыками ведения археологических исследований с учащимися средних общеобразовательных школ.

Требования к уровню освоения содержания

дисциплины «Основы археологии»

Студент, изучивший дисциплину

должен знать:

• основы учебной дисциплины в объёме, предлагаемом учебниками, рекомендованными Государственным комитетом Российской Федерации по высшему образованию.

• основные направления и перспективы развития археологии в системе образования и исторической науки.

• школьные программы и учебники;

• средства обучения и их дидактические возможности;

• требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов археологии

уметь:

• решать типовые задачи профессиональной деятельности,

• использовать полученные навыки в ведении археологической разведки и археологических раскопок

владеть навыками

• профессиональной деятельности учителя истории в учебно–воспитательной деятельности;

• в осуществлении процесса обучения в соответствии с образовательной программой

• в планировании и проведении учебных занятий с учётом специфики учебного плана;

• в использовании современных приёмов, методов и средств обучения, включая технические, информационные и компьютерные технологии;

• в применении новейших способов оценки результатов обучения;

• в воспитании учащихся в духе уважения к своей истории, патриотизма, нравственных ценностей

• в реализации личностно–ориентированного подхода в обучении с целью создания у школьников мотивации к учебе.

• в рациональной организации учебного процесса с целью укрепления и сохранения здоровья школьников;

• в планировании самостоятельной работы и внеурочной деятельности учащихся;

• в ведении школьной и классной документации;

• выполнения функций классного руководителя;

Объем в ЗЕ: ___3__

Время изучения:

Очная форма обучения. Курс__1___семестр_____2___________

Заочная форма обучения. Курс 1____семестр____1_________

Взаимосвязь с другими модулями:

Необходимым условием обучения данному ОМ является успешное освоение модулей:

__1. История древнего мира __________________________________________ __2. История средних веков_________________________________________________

Данный модуль является базой для изучения следующих ОМ:

__1. История древнего мира ___________________________________

2. История средних веков

3. Культура древнего мира

Групповая принадлежность ОМ: профессиональный ОМ.

Кластерная принадлежность ОМ: мировоззренческий ОМ.

Модуль направлен на формирование следующих компетенций:

1. Готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения. ПК Пед (И) Б-05-М-01.

2. Способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии. ПК Пед(И)Б-05-М-02.

3. Способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса. ПК Пед(И)Б-05-М-03.

Модуль направлен на решение следующих профессиональных задач:

1. Организация обучения и воспитания в сфере образования с использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и отражающих специфику предметной области. Ф01ПО (И) Б-03/001.

2. Использование возможностей образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с применением информационных технологий. Ф01ПО(И)Б-03/002.

3. Осуществление профессионального самообразования и личностного роста, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры. Ф01ПО (И) Б-03/003.

4. Преподавание исторических и обществоведческих дисциплин в средней общеобразовательной школе, лицее и гимназии. Ф02ПО (И) Б-03/001.

5. Подготовка учебно-методической документации по историческим и обществоведческим курсам. Ф02ПО(И)Б-03/002.

Формы освоения ОМ (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля):

Инновационные формы учебной работы:

1. Метод анализа ситуаций (кейс-метод).

2. Технология с применением метода проектов.

3. Тренинговая технология.

4. Рефлексивная технология.

Активные методы обучения:

1. Групповой тренинг.

2. Решение ситуационных задач.

3. Деловая игра.

4. Электронная викторина.

Формы контекстного обучения:

1. Лекция как форма контекстного обучения.

2. Деловая игра как форма контекстного обучения.

Формы контрольных и учебных заданий: (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля):

1 уровень сложности: __Тесты с закрытой (с однозначным выбором ответа) формой задания; тесты с заданиями на установление последовательности; письменный опрос.

2 уровень сложности: __Имитационное упражнение, реферирование, конспектирование, аннотирование.

3 уровень сложности: __Курсовая работа, эссе, проект.

Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы:

30/70% - мировоззренческий кластер

Технологическая карта образовательного модуля

Компетенции

(шифр) Тема Лекции (групповая работа) Семинарские занятия (групповая, звеньевая работа) Практические занятия *

(групповая, звеньевая работа) Самостоятель работа (индивидуальная работа) Контроль

Компетенция 1

Тема

1. Предмет и задачи археологии.

Конспекты, презентации

Задания 1 и 2 уровня сложности (1 уровень сложности – тесты с закрытой (с однозначным выбором ответа) формой задания; тесты с заданиями на установление последовательности; письменный опрос; 2 уровень сложности – имитационное упражнение, реферирование, конспектирование, аннотирование).

Задания 2 и 3 уровня сложности (2 уровень сложности – имитационное упражнение, реферирование, конспектирование, аннотирование; 3 уровень сложности – курсовая работа, эссе, проект).

Рабочая тетрадь

Зачёт, экзамен, самостоятельная работа

Компетенция 2

Конспекты, презентации Задания 1 и 2 уровня сложности. Задания 2 и 3 уровня сложности Рабочая тетрадь Зачёт, экзамен, самостоятельная работа

Компетенция 3

Конспекты, презентации Задания 1 и 2 уровня сложности. Задания 2 и 3 уровня сложности Рабочая тетрадь Зачёт, экзамен, самостоятельная работа

Компетенция 1

Тема 2.

Археология палеолита

Конспекты, презентации

Задания 1 и 2 уровня сложности.

Задания 2 и 3 уровня сложности

Рабочая тетрадь

Зачёт, экзамен, самостоятельная работа

Компетенция 2

Конспекты, презентации Задания 1 и 2 уровня сложности. Задания 2 и 3 уровня сложности Рабочая тетрадь Зачёт, экзамен, самостоятельная работа

Компетенция 1

Тема 3.

Археология мезолита

Конспекты, презентации

Задания 1 и 2 уровня сложности.

Задания 2 и 3 уровня сложности

Рабочая тетрадь

Зачёт, экзамен, самостоятельная работа

Компетенция 2

Конспекты, презентации Задания 1 и 2 уровня сложности. Задания 2 и 3 уровня сложности Рабочая тетрадь Зачёт, экзамен, самостоятельная работа

Компетенция 2

Тема 4.

Археология неолита Конспекты, презентации Задания 1 и 2 уровня сложности. Задания 2 и 3 уровня сложности Рабочая тетрадь Зачёт, экзамен, самостоятельная работа

Компетенция 2

Тема 5.

Археология энеолита Конспекты, презентации Задания 1 и 2 уровня сложности. Задания 2 и 3 уровня сложности Рабочая тетрадь Зачёт, экзамен, самостоятельная работа

Компетенция 3

Тема 6.

Ранний железый век Конспекты, презентации Задания 1 и 2 уровня сложности. Задания 2 и 3 уровня сложности Рабочая тетрадь Зачёт, экзамен, самостоятельная работа

Компетенция 3

Тема 7.

Древние славяне Конспекты, презентации Задания 1 и 2 уровня сложности. Задания 2 и 3 уровня сложности Рабочая тетрадь Зачёт, экзамен, самостоятельная работа

Компеенция 3 Тема 7.

Археологические памятники Древиерусского государства Конспекты, презентации Задания 1 и 2 уровня сложности. Задания 2 и 3 уровня сложности Рабочая тетрадь Зачёт, экзамен, самостоятельная работа

Объём дисциплины и виды учебной работы

по формам обучения

Очное отделение

Факультет /

/ специаль-

ность Название

дисциплины Отделе-

ние Вид учебной

работы Количество часов Семестр

Ауди-

торные Самост.

работа

Историче-

ский /

054401 «История» Основы археология

Очное Лекции 16 2

Практические /

семинарские 20

Лабораторные –

Консультации

Курсовые /

рефераты –

Контрольные

работы –

Итоговый

контроль-

зачёт, экзамен зачёт,

экзамен

Общий объём час.

по дисциплине 36 36

Заочное отделение

Факультет /

/ специаль-

ность Название

дисциплины Отделе-

ние Вид учебной

работы Количество часов Семестр

Ауди-

торные Самост.

работа

Историче-

ский /

054401 «История» Основы археология

Очное Лекции 8 1

Практические /

семинарские 6

Лабораторные –

Консультации

Курсовые /

рефераты –

Контрольные

работы –

Итоговый

контроль-

зачёт, экзамен зачёт,

экзамен

Общий объём час.

по дисциплине 14 98

Содержание модуля / дисциплины

Разделы модуля / дисциплины и виды занятий

Очная форма обучения

№ п/п Наименование раздела ОМ/ УД Лекции Практические занятия Семинары … Самостоятельная работа

1. Предмет и задачи археологии. 2 2 4

2. Археология палеолита 2 4 6

3. Археология мезолита 2 4 4

4. Археология неолита 2 2 6

5. Археология энеолита 2 2 4

.6. Ранний железный век. 2 2 4

7. Древние славяне 2 2 4

8. Археология памятников древнерусского государства 2 2 4

Итого: 16 20 36

Заочная форма обучения

№ п/п Наименование раздела ОМ/ УД Лекции Практические занятия Семинары … Самостоятельная работа

1. Предмет и задачи археологии. 2 1 10

Археология палеолита 2 2 30

3. Археология мезолита и неолита 2 1 40

4. Археология энеолита и раннего железного века 2 2 18

Итого: 8 6 98

Содержание разделов ОМ / УД

Очное отделение

№ п/п Наименование раздела ОМ/ УД Содержание раздела Тематический план лекционных занятий

1. Предмет и задачи археологии. Вводная лекция. 1.Археологические источники. 2.Типы археологических памятников.

3.Археология, её роль и место в общей системе исторической науки.

4. Реконструкция исторического прошлого – главная задача археологии.

5.Отличие исторических источников от археологических. 6.Основные типы археологических памятников.

7. Культурный слой в археологии.

8.Сохранность археологического материала

2. Археология палеолита Археология каменного века 1.Периодизация палеолита. 2.Возникновение и развитие техники обработки камня в нижнем палеолите.

3. Первые каменные орудия труда.

4. Основные формы хозяйственной деятельности человека в период раннего палеолита. 5.Отличие культуры позднего палеолита от предшествующего периода.

6. Искусство верхнего палеолита.

3. Археология мезолита Археология каменного века 1.Хронологические рамки мезолита.

2. Появление принципиальных изменений в технике изготовления каменных орудий труда.

3. Изобретение лука и стрел. 4.Постепенный переход к производящим видам хозяйственной деятельности: земледелию и скотоводству.

5. Зарождение примитивного судостроения.

4. Археология неолита Археология каменного века 1.Хронологические рамки неолита.

2. Появление новых способов обработки камня.

3. Изобретение производства глиняной керамики.

4. Появление ткачества.

5. Археологический материал о развитии примитивного ткацкого производства.

5. Археология энеолита Археология энеолита и бронзового века. 1.Археологический материал об изменениях в материальном производстве с наступлением эпохи палеометалла.

2. Археологические памятники Трипольской культуры. 3.Историческое значение появления искусственного сплава – бронзы.

6. Археология раннего железного века. Археология железного века 1.История изучения археологических памятников раннего железного века.

2. Культуры раннего железного века – скифо-сибирского мира.

3. Археологические культуры сарматов и савроматов.

4. Археологические памятники раннего железного века в пределах европейской части России.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Решение заседания кафедры Протокол №8 «30» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 15
Охватывает период от а 0 до 18 месяцев
Решение заседания кафедры Протокол №8 «30» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «30»
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры Протокол №8 «30» iconРешение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический...

Решение заседания кафедры Протокол №8 «30» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «27»
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры Протокол №8 «30» iconРешение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический...

Решение заседания кафедры Протокол №8 «30» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «03»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры Протокол №8 «30» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «03»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры Протокол №8 «30» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «03»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры Протокол №8 «30» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «28»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры Протокол №8 «30» iconРешение заседания кафедры Протокол №9 «29»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры Протокол №8 «30» iconРешение заседания кафедры Протокол №9 «29»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры Протокол №8 «30» iconРешение заседания кафедры Протокол №9 «29»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры Протокол №8 «30» iconРешение заседания кафедры Протокол №9 «28»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры Протокол №8 «30» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «03»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры Протокол №8 «30» iconРешение заседания кафедры Протокол №9 «29»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры Протокол №8 «30» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «03»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск