Скачать 1.16 Mb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования МГГУ им. М. А. Шолохова Учебно – методический комплекс по модулю Б3.В6 Основы археологии Факультет: Исторический Направление: 050100 – Педагогическое образование Кафедра: Зарубежной истории Москва – 2012 Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования МГГУ им. М. А. Шолохова Утверждаю: зав. кафедрой ___Зарубежной истории__ __проф. И.Г. Жиряков_ Решение заседания кафедры Протокол № _8_ «_30_» __августа___2012 г. I. Программа модуля «Основы археологии» Направление: 050100 – Педагогическое образование Профиль: Историческое образование Составители: __ доц. Коптелов Б.В.. ____ Москва-2012 Пояснительная записка Предмет «Основы археологии» является обязательной дисциплиной в системе обучения студентов 1 курса очного отделения исторического факультета по направлению социально-экономическое образование. И относится к дисциплинам гуманитарного цикла. Обязательный минимум программы по подготовке студентов по данной учебной дисциплине включает: получение конкретных знаний в области археологии, овладение навыками научного исследования и представления о его процедуре, формирование у будущих специалистов исторического мышления. Изучение археологии позволяет понять органическое единство прошлого и настоящего, разобраться в законах исторического процесса и фундаментальных проблемах мировой истории. Цели и задачи дисциплины - Цель курса по дисциплине «Основы археологии» - теоретическая и практическая подготовка студентов исторического факультета МГГУ им. Шолохова к преподаванию истории в средней общеобразовательной школе на основе использования данных археологии, к организации и проведению археологических раскопок с участием школьников. - задачи курса определяются выработкой необходимых знаний в области археологии для повышения эффективности преподавания истории в средней школе; овладением будущими учителями теоретическими и практическими навыками ведения археологических исследований с учащимися средних общеобразовательных школ. Требования к уровню освоения содержания дисциплины «Основы археологии» Студент, изучивший дисциплину должен знать: • основы учебной дисциплины в объёме, предлагаемом учебниками, рекомендованными Государственным комитетом Российской Федерации по высшему образованию. • основные направления и перспективы развития археологии в системе образования и исторической науки. • школьные программы и учебники; • средства обучения и их дидактические возможности; • требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов археологии уметь: • решать типовые задачи профессиональной деятельности, • использовать полученные навыки в ведении археологической разведки и археологических раскопок владеть навыками • профессиональной деятельности учителя истории в учебно–воспитательной деятельности; • в осуществлении процесса обучения в соответствии с образовательной программой • в планировании и проведении учебных занятий с учётом специфики учебного плана; • в использовании современных приёмов, методов и средств обучения, включая технические, информационные и компьютерные технологии; • в применении новейших способов оценки результатов обучения; • в воспитании учащихся в духе уважения к своей истории, патриотизма, нравственных ценностей • в реализации личностно–ориентированного подхода в обучении с целью создания у школьников мотивации к учебе. • в рациональной организации учебного процесса с целью укрепления и сохранения здоровья школьников; • в планировании самостоятельной работы и внеурочной деятельности учащихся; • в ведении школьной и классной документации; • выполнения функций классного руководителя; Объем в ЗЕ: ___3__ Время изучения: Очная форма обучения. Курс__1___семестр_____2___________ Заочная форма обучения. Курс 1____семестр____1_________ Взаимосвязь с другими модулями: Необходимым условием обучения данному ОМ является успешное освоение модулей: __1. История древнего мира __________________________________________ __2. История средних веков_________________________________________________ Данный модуль является базой для изучения следующих ОМ: __1. История древнего мира ___________________________________ 2. История средних веков 3. Культура древнего мира Групповая принадлежность ОМ: профессиональный ОМ. Кластерная принадлежность ОМ: мировоззренческий ОМ. Модуль направлен на формирование следующих компетенций: 1. Готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения. ПК Пед (И) Б-05-М-01. 2. Способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии. ПК Пед(И)Б-05-М-02. 3. Способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса. ПК Пед(И)Б-05-М-03. Модуль направлен на решение следующих профессиональных задач: 1. Организация обучения и воспитания в сфере образования с использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и отражающих специфику предметной области. Ф01ПО (И) Б-03/001. 2. Использование возможностей образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с применением информационных технологий. Ф01ПО(И)Б-03/002. 3. Осуществление профессионального самообразования и личностного роста, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры. Ф01ПО (И) Б-03/003. 4. Преподавание исторических и обществоведческих дисциплин в средней общеобразовательной школе, лицее и гимназии. Ф02ПО (И) Б-03/001. 5. Подготовка учебно-методической документации по историческим и обществоведческим курсам. Ф02ПО(И)Б-03/002. Формы освоения ОМ (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля): Инновационные формы учебной работы: 1. Метод анализа ситуаций (кейс-метод). 2. Технология с применением метода проектов. 3. Тренинговая технология. 4. Рефлексивная технология. Активные методы обучения: 1. Групповой тренинг. 2. Решение ситуационных задач. 3. Деловая игра. 4. Электронная викторина. Формы контекстного обучения: 1. Лекция как форма контекстного обучения. 2. Деловая игра как форма контекстного обучения. Формы контрольных и учебных заданий: (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля): 1 уровень сложности: __Тесты с закрытой (с однозначным выбором ответа) формой задания; тесты с заданиями на установление последовательности; письменный опрос. 2 уровень сложности: __Имитационное упражнение, реферирование, конспектирование, аннотирование. 3 уровень сложности: __Курсовая работа, эссе, проект. Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы: 30/70% - мировоззренческий кластер Технологическая карта образовательного модуля Компетенции (шифр) Тема Лекции (групповая работа) Семинарские занятия (групповая, звеньевая работа) Практические занятия * (групповая, звеньевая работа) Самостоятель работа (индивидуальная работа) Контроль Компетенция 1 Тема 1. Предмет и задачи археологии. Конспекты, презентации Задания 1 и 2 уровня сложности (1 уровень сложности – тесты с закрытой (с однозначным выбором ответа) формой задания; тесты с заданиями на установление последовательности; письменный опрос; 2 уровень сложности – имитационное упражнение, реферирование, конспектирование, аннотирование). Задания 2 и 3 уровня сложности (2 уровень сложности – имитационное упражнение, реферирование, конспектирование, аннотирование; 3 уровень сложности – курсовая работа, эссе, проект). Рабочая тетрадь Зачёт, экзамен, самостоятельная работа Компетенция 2 Конспекты, презентации Задания 1 и 2 уровня сложности. Задания 2 и 3 уровня сложности Рабочая тетрадь Зачёт, экзамен, самостоятельная работа Компетенция 3 Конспекты, презентации Задания 1 и 2 уровня сложности. Задания 2 и 3 уровня сложности Рабочая тетрадь Зачёт, экзамен, самостоятельная работа Компетенция 1 Тема 2. Археология палеолита Конспекты, презентации Задания 1 и 2 уровня сложности. Задания 2 и 3 уровня сложности Рабочая тетрадь Зачёт, экзамен, самостоятельная работа Компетенция 2 Конспекты, презентации Задания 1 и 2 уровня сложности. Задания 2 и 3 уровня сложности Рабочая тетрадь Зачёт, экзамен, самостоятельная работа Компетенция 1 Тема 3. Археология мезолита Конспекты, презентации Задания 1 и 2 уровня сложности. Задания 2 и 3 уровня сложности Рабочая тетрадь Зачёт, экзамен, самостоятельная работа Компетенция 2 Конспекты, презентации Задания 1 и 2 уровня сложности. Задания 2 и 3 уровня сложности Рабочая тетрадь Зачёт, экзамен, самостоятельная работа Компетенция 2 Тема 4. Археология неолита Конспекты, презентации Задания 1 и 2 уровня сложности. Задания 2 и 3 уровня сложности Рабочая тетрадь Зачёт, экзамен, самостоятельная работа Компетенция 2 Тема 5. Археология энеолита Конспекты, презентации Задания 1 и 2 уровня сложности. Задания 2 и 3 уровня сложности Рабочая тетрадь Зачёт, экзамен, самостоятельная работа Компетенция 3 Тема 6. Ранний железый век Конспекты, презентации Задания 1 и 2 уровня сложности. Задания 2 и 3 уровня сложности Рабочая тетрадь Зачёт, экзамен, самостоятельная работа Компетенция 3 Тема 7. Древние славяне Конспекты, презентации Задания 1 и 2 уровня сложности. Задания 2 и 3 уровня сложности Рабочая тетрадь Зачёт, экзамен, самостоятельная работа Компеенция 3 Тема 7. Археологические памятники Древиерусского государства Конспекты, презентации Задания 1 и 2 уровня сложности. Задания 2 и 3 уровня сложности Рабочая тетрадь Зачёт, экзамен, самостоятельная работа Объём дисциплины и виды учебной работы по формам обучения Очное отделение Факультет / / специаль- ность Название дисциплины Отделе- ние Вид учебной работы Количество часов Семестр Ауди- торные Самост. работа Историче- ский / 054401 «История» Основы археология Очное Лекции 16 2 Практические / семинарские 20 Лабораторные – Консультации Курсовые / рефераты – Контрольные работы – Итоговый контроль- зачёт, экзамен зачёт, экзамен Общий объём час. по дисциплине 36 36 Заочное отделение Факультет / / специаль- ность Название дисциплины Отделе- ние Вид учебной работы Количество часов Семестр Ауди- торные Самост. работа Историче- ский / 054401 «История» Основы археология Очное Лекции 8 1 Практические / семинарские 6 Лабораторные – Консультации Курсовые / рефераты – Контрольные работы – Итоговый контроль- зачёт, экзамен зачёт, экзамен Общий объём час. по дисциплине 14 98 Содержание модуля / дисциплины Разделы модуля / дисциплины и виды занятий Очная форма обучения № п/п Наименование раздела ОМ/ УД Лекции Практические занятия Семинары … Самостоятельная работа 1. Предмет и задачи археологии. 2 2 4 2. Археология палеолита 2 4 6 3. Археология мезолита 2 4 4 4. Археология неолита 2 2 6 5. Археология энеолита 2 2 4 .6. Ранний железный век. 2 2 4 7. Древние славяне 2 2 4 8. Археология памятников древнерусского государства 2 2 4 Итого: 16 20 36 Заочная форма обучения № п/п Наименование раздела ОМ/ УД Лекции Практические занятия Семинары … Самостоятельная работа 1. Предмет и задачи археологии. 2 1 10 Археология палеолита 2 2 30 3. Археология мезолита и неолита 2 1 40 4. Археология энеолита и раннего железного века 2 2 18 Итого: 8 6 98 Содержание разделов ОМ / УД Очное отделение № п/п Наименование раздела ОМ/ УД Содержание раздела Тематический план лекционных занятий 1. Предмет и задачи археологии. Вводная лекция. 1.Археологические источники. 2.Типы археологических памятников. 3.Археология, её роль и место в общей системе исторической науки. 4. Реконструкция исторического прошлого – главная задача археологии. 5.Отличие исторических источников от археологических. 6.Основные типы археологических памятников. 7. Культурный слой в археологии. 8.Сохранность археологического материала 2. Археология палеолита Археология каменного века 1.Периодизация палеолита. 2.Возникновение и развитие техники обработки камня в нижнем палеолите. 3. Первые каменные орудия труда. 4. Основные формы хозяйственной деятельности человека в период раннего палеолита. 5.Отличие культуры позднего палеолита от предшествующего периода. 6. Искусство верхнего палеолита. 3. Археология мезолита Археология каменного века 1.Хронологические рамки мезолита. 2. Появление принципиальных изменений в технике изготовления каменных орудий труда. 3. Изобретение лука и стрел. 4.Постепенный переход к производящим видам хозяйственной деятельности: земледелию и скотоводству. 5. Зарождение примитивного судостроения. 4. Археология неолита Археология каменного века 1.Хронологические рамки неолита. 2. Появление новых способов обработки камня. 3. Изобретение производства глиняной керамики. 4. Появление ткачества. 5. Археологический материал о развитии примитивного ткацкого производства. 5. Археология энеолита Археология энеолита и бронзового века. 1.Археологический материал об изменениях в материальном производстве с наступлением эпохи палеометалла. 2. Археологические памятники Трипольской культуры. 3.Историческое значение появления искусственного сплава – бронзы. 6. Археология раннего железного века. Археология железного века 1.История изучения археологических памятников раннего железного века. 2. Культуры раннего железного века – скифо-сибирского мира. 3. Археологические культуры сарматов и савроматов. 4. Археологические памятники раннего железного века в пределах европейской части России. |
Решение заседания кафедры Протокол №1 15 Охватывает период от а 0 до 18 месяцев | Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Решение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический... | Решение заседания кафедры Протокол №1 «27» Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Решение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический... | Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Решение заседания кафедры Протокол №1 «28» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Решение заседания кафедры Протокол №9 «29» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Решение заседания кафедры Протокол №9 «29» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Решение заседания кафедры Протокол №9 «29» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Решение заседания кафедры Протокол №9 «28» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Решение заседания кафедры Протокол №9 «29» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |