Скачать 0.76 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. М. А. ШОЛОХОВА Д. В. Абашева ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (Х-XVII века) Учебно-методический комплекс дисциплины Специальности «Русский язык и литература» «Журналистика» Москва2010 ББК 83. 3 (2 Рос= Рус) 3 Я 73А 136 Абашева, Д. В. Древнерусская литература (X-XVII века) : учебно-методический комплекс дисциплины : специальности «Русский язык и литература», «Журналистика» / Д. В. Абашева. – Москва : МГГУ им. М. А. Шолохова, 2010. – 78 с. Печатается по решению ученого совета Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова Рецензенты: Шевцова Л. И. – д-р филол. наук, проф. кафедры литературы Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова; Джанумов С. А. – д-р филол. наук, проф. кафедры литературы Московского городского педагогического универcитета. В работе даны методические рекомендации для студентов факультета русской филологии и журналистики (очной и заочной форм обучения) по изучению древней русской литературы. Цель работы – помочь студентам постичь великое наследие литературы Древней Руси, организовать самостоятельную работу. В учебно-методическом комплексе дисциплины содержится программа курса, представлены планы практических занятий, тематика докладов, рефератов и курсовых работ. © Абашева Д. В., 2010 © Московский государственный гуманитарный университет им. М. А. Шолохова, 2010 СОДЕРЖАНИЕ Цели и задачи дисциплины …………………………………………........4 Требования к уровню освоения содержания дисциплины………...........4 Объем дисциплины и виды учебной работы…………………………….6 Содержание дисциплины………………………………………………….7 Разделы дисциплины и виды занятий ……………………………........7 Содержание разделов дисциплины…………………………………….9 Учебно-методическое обеспечение дисциплины………………………14 Материально-техническое обеспечение дисциплины…………….........51 Содержание итогового и промежуточного контроля…………………..52 Перечень заданий для самостоятельной работы. Литература к ним………………………………………………………52 Примерный перечень вопросов к экзамену по курсу «Древняя русская литература» ………………………………………..67 Тематика рефератов, курсовых работ………………………………...69 Тексты для заучивания наизусть……………………………………...70 Список произведений для текстуального изучения………………....71 Примерные вопросы и задания для контрольных работ по древней русской литературе…………………………………….....72 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины………………………………….73 Рейтинговая оценка деятельности студента…………………………….74
Целью преподавания курса «Древнерусская литература» является уяснение своеобразия литературного процесса средневековья, выявление особенностей и ценностных ориентиров древней русской литературы, в ее взаимосвязи с фольклором и литературой нового времени (XVIII-XX вв.), что помогает раскрыть и специфику предмета, который предстоит преподавать будущим учителям. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
3) выявить этико-эстетические и религиозно-философские корни древней русской литературы; раскрыть величие гуманитарной и гуманистической культуры России;
Студент, изучивший курс «Древнерусская литература», должен знать: а) периодизацию древней русской литературы, эволюцию основных жанров, их поэтику на примерах конкретных текстов литературных произведений X-XVII вв., документальные источники, характеризующие эпоху, памятники материальной и духовной культуры этого периода; б) исследования литературоведов, историков, искусствоведов, философов по проблемам, изучаемым в курсе, сведения вспомогательных наук (палеографии, источниковедения, текстологии, библиографии); в) работы методического характера, связанные с преподаванием русской литературы X-XVII вв. в средних учебных заведениях, учебники и учебные пособия по древней русской литературе для школы и вуза. Должен уметь: а) выявить специфику произведений древнерусской литературы, выбрать тему для самостоятельного рассуждения по древней русской литературе; б) подобрать к ней литературу; в) подготовить рефераты по избранной проблеме и выступить в аудитории; г) вести диалог по анализу художественного текста и выразительно его читать д) используя разнообразные методы, приемы и средства обучения, подготовить материалы к уроку по любому периоду древней русской литературы. Должен владеть: основными теоретическими проблемами, поднятыми в курсе, и навыками анализа произведений древней русской литературы в контексте эволюции ее жанровой системы. Учебно-методический комплекс имеет личностную направленность: будет подспорьем для студента в его индивидуальном постижении курса. Согласно новым стандартам на первое место в современном литературном образовании поставлено изучение литературы как искусства слова, система заданий ориентирует студентов на освоение наиболее значительных достижений литературоведения, критической мысли в области древнерусской литературы и поэтики самих произведений. Учтено и то, что по сложившейся вузовской традиции, изучение предмета происходит на 1-ом курсе в течение одного семестра (II семестр), когда студенты еще только начинают изучение многих смежных наук (философии, истории, этики, языкознания, фольклористики, истории искусства, западноевропейской литературы и т.д.), важных для более глубокого постижения предмета. Учтены возможности курса и для развития навыков самостоятельной научной работы студентов, что нашло отражение и в семинарских заданиях, и в темах для самостоятельных исследований.
Для специальности «Журналистика» Для студентов дневного отделения
Для студентов заочного отделения
4. Содержание дисциплины 4.1. Разделы дисциплины и виды занятий
|