Скачать 221.24 Kb.
|
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования МГГУ им. М.А. Шолохова Утверждаю зав.кафедрой _________Юрьев А.И.__ ___________(ФИО) Решение заседания кафедры Протокол № _1_ «__28_» _августа_2013 г. Программа модуля Б.3.КВ.5 «Тенденции развития светского и церковного образования в России (XVIII-XIX вв.)» Направление: 050100 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Профиль: ИСТОРИЯ Составитель: КОПОТЬ Е.М., старший преподаватель Москва-2013 1. Пояснительная записка Основные цели и задачи курса Цель: формирование у студентов целостного представления о развитии светского и церковного образования в России XVIII – XIX вв., выработка умения рассматривать исторические события в их причинно-следственной связи. Задачи: - проследить этапы развития светского и церковного образования в России; - определить внешние и внутренние факторы и причины, влияющие на направление правительственной политики в области образования в разные периоды; - проанализировать цели и задачи государства в сфере развития светского и церковного образования на различных этапах отечественной истории; - выявить идеологическую составляющую содержания образования; - дать оценку последствиям правительственной политики в области образования Объем в ЗЕ: 2 Время изучения: курс___2_________семестр___4______________ Взаимосвязь с другими модулями: Необходимым условием обучения данному ОМ является успешное освоение модулей: Основы источниковедения История России Государство и церковь в X-XVIII вв. Методика обучения истории Данный модуль является базой для изучения следующих ОМ: Методика обучения истории Цензура и общество в России XIX в. История развития российского образования XIX-XXI вв. История отечественной культуры Основы историографии Групповая принадлежность ОМ: профессиональный ОМ Кластерная принадлежность ОМ: мировоззренческий ОМ Модуль направлен на формирование следующих компетенций: - Имеет представление об основных этапах развития мировой и отечественной культуры, взаимосвязи современной культуры с культурными явлениями прошлого; ОК.1.3.2. - Способен понимать и учитывать в своей профессиональной деятельности этические нормы и этический кодекс, представленный в современном обществе. ПК Пед(И)Б-05-Н-04 Модуль направлен на решение следующих профессиональных задач: - Сформировать у студентов целостное представление об основных этапах развития мировой и отечественной культуры; - Сформировать у студентов представление о взаимосвязи современной культуры с культурными явлениями прошлого; - Способствовать формированию у студентов способности понимать и учитывать в своей профессиональной деятельности этические нормы и этический кодекс, представленный в современном обществе. Формы освоения ОМ : контекстная лекция, семинар, самостоятельная работа Формы контрольных и учебных заданий: (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля): 1 уровень сложности: Тесты с закрытой (с однозначным и многозначным выбором ответа) и открытой формой задания; тесты на соответствие; тесты с заданиями на группировку информации; тесты с заданиями на исключение лишнего; тесты перекрёстного выбора. 2 уровень сложности: конспектирование, реферирование, выступление круглом столе, экспертная оценка 3 уровень сложности: эссе, проект Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы: (ненужное удалить) 70/30 % - мировоззренческий кластер Технологическая карта образовательного модуля
2. Объем модуля и виды учебной работы
3. Содержание модуля/ дисциплины 3.1. Разделы модуля/ дисциплины и виды занятий
3.2. Содержание разделов ОМ/ УД
Основные понятия Академия. Университет. Церковно-приходская школа. Земская школа. Уездное училище. Гимназия. Епархия. Архиерейская школа. Духовная Академия. Университетский устав. Устав гимназий и училищ. Циркуляр. Комиссия духовных училищ. Святейший Синод. Министерство народного просвещения.
Факультет ИСТОРИЧЕСКИЙ Календарно-тематическое планирование по модулю «Тенденции развития светского и церковного образования в России (XVIII-XIX вв.)» Форма обучения ОЧНАЯ Курс 2
График самостоятельной работы студентов очной формы обучения Факультет ИСТОРИЧЕСКИЙ Специальность/ направление: ИСТОРИЯ/ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Курс 2
1. Народное образование в России в первой половине XIX в. 2. Московский Университет в воспоминаниях современников XIX в. 3. Сословный вопрос в российских университетах в XIX в. 4. Женское воспитание и образование в России XVIII-XIX вв. 5. Земство и народное образование в России во второй половине XIX в. 6. Церковные школы в российской провинции в XIX в.: проблемы становления и развития. 7. Женские образовательные учреждения Священного Синода (1842-1882 гг.) 8. Христианское просвещение и духовное образование в России во второй половине XIX в. 9. К.П. Победоносцев и школьная реформа. 10. Направления деятельности Министерства народного просвещения в первой половине XIX в. 11. Направление деятельности Министерства народного просвещения во второй половине XIXв. 12. Освещение правительственной политики в российской прессе во второй половине XIX в. 13. Русские университеты на грани двух эпох. От России крепостной к России капиталистической. 14. Университеты в России и устав 1884 г. 15. Педагогические течения в начале XX века. 16. Реформы в области образования Александра II. 17. Реакционные тенденции в политике правительства в области образования во второй половине XIX в. 18. Развитие методики преподавания как науки в XIX в. 19. Возникновение и этапы развития российской церковно-исторической школы. 20. Духовные академии в системе высшего образования в России. 21. Педагогические взгляды и деятельность Н. Ф. Бунакова. 22. Народная школа в педагогическом наследии Л.Н. Толстого. 23. В.Г. Белинский как педагог. 24. Педагогические взгляды А. Герцена и Н. Огарева. 4. Тематика ВКР. 1. Формирование в России светской и церковной систем образования. 2. Реформы Екатерины II в области образования и воспитания. 3. Деятели российского Просвещения. 4. Высшее богословское образование в России. 5. Духовные академии в России (Московская, Киевская, Санкт-Петербургская духовные академии). 6. Светское и церковное образование в России в первой четверти XIX в. 7. Реформа образования при Николае I. 8. Католическое и протестантское образование. 9. Правительственная политика в области образования в 60-е гг. XIX в. 10. Женское высшее образование XIX в. 11. Развитие методики преподавания как науки в XIX в. 13. Женские образовательные учреждения Священного Синода. 14. Эпоха реакции в области образования в 70-е – 80-е гг. XIX в. 15. Правительственная политика в области церковного образования (деятельность Обер-Прокурора Св. Синода К.П. Победоносцева). 5. Учебно-методическое и информационное обеспечение модуля/ дисциплины а) основная литература Хрестоматия по истории школы и педагогики в России (до ВОСР). М.,1986. 432 с. Джуринский А.Н. История педагогики. М.: Владос, 2010. 432 с. Джуринский А.Н. Педагогика России. История и современность. М.: Канон+РООИ "Реабилитация", 2011. История отечественного образования 9-19 век / Под общ.ред. Д.М. Забродина. М.:Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2003. 207 с. Солдатенков А.Д. История образования и педагогической мысли. М.:РИЦ «Альфа»,2003.- 447 с. Торосян В.Г. История образования и педагогической мысли. М.:ВЛАДОС-ПРЕСС,2003.- 352 с. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России: Учеб. пособие / Под ред. З.И.Васильевой.- М.: Академия, 2005. 432 с. Дивногорцева С. Ю. Становление и развитие православной педагогической культуры в России. М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2012. б) дополнительная литература Зубков И.В. Российское учительство. Повседневная жизнь преподавателей земских школ, гимназий и реальных училищ. 1870-1916. М., 2010. Лещинский В., Мозгарев Л., Неделина С., Седова Е., Краткий справочник по курсу «История образования и педагогической мысли».http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/leschin/04.php История педагогики в России: Хрестоматия/сост. С.Ф. Егоров - 2-е изд., М., «Академия», 2000 История педагогики и образования п/р А.И. Пискунова, М., «Сфера», 2001 Белинский В. Г. Избранные педагогические сочинения. - М. , 1982. Бим-Бад Б. М. Педагогические течения в начале XX века. - М, 1998. Бунаков Н. Ф. Избранные педагогические сочинения. - М. , 1953. Ганелин Ш. И. Очерки по истории средней школы в России второй половины XIX в. - М. , 1954. Герцен А. И. , Огарев Н. П. О воспитании и образовании. - М, 1990. Гессен С. И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию. — М, 1993. Джуринский А. Н. История педагогики: Учеб. пособ. - М. , 2000. Добролюбов Н. А. Избранные педагогические сочинения, - М. , 1986. Егоров С. Ф. Теория образования в педагогике России нач. XX в. М. , 1987. Заварзина Л. Э. Исторические очерки русской педагогики: Философско-исторический аспект. Воронеж, 1998. Заварзина Л. Э. Педагогика: Исторические портреты. Воронеж, 1997. Зеньковский В. В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М. , 1993. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в. : Учеб. пособ. / Под ред. А. И. Пискунова. М. , 2001. Каптерев П. Ф. Избранные педагогические сочинения. М. , 1982. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. 2-я половина XIX в. / Под ред. А. И. Пискунова. - М. , 1976. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Конец XIX - нач. XX в. / Отв. Ред. Э. Д. Днепров. - М. , 1991. Пирогов Н. И. Избранные педагогические сочинения. М. , 1985. Розанов В. В. Сумерки просвещения. -М. , 1990. Свободное воспитание: Хрестоматия / Сост. Г. Б. Корнетов. М.,1995. Смирнов В. З. Реформа начальной и средней школы в 60-х гг. XIX в. -М. , 1954. Соловьев а В. Д. Педагогические взгляды и деятельность Н. Ф. Бунакова. - М. , 1960. Толстой Л. Н. Педагогические сочинения. - М. , 1989. Ушинский К. Д. Педагогические сочинения в 2-х томах. - М. , 1974. Фрадкин Ф. А. , Плохова М. Г. , Осовский Е. Г. Лекции по истории отечественной педагогики. - М. , 1995. Шаталов А. А. Проблема народной школы в педагогике Л. Н. Толстого. М. , 1995. в) информационное обеспечение (Интернет- ресурсы, программные средства, мультимедиа технологии) 1. Федеральный портал «Российское образование» - http://www.edu.ru – Разнообразные информационные ресурсы федеральной системы образования. 2. Российский общеобразовательный портал - http://www.school.edu.ru - 3. Журнал Вестник образования» - http://www.vestnik.edu.ru. 4. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов - http://www.school-collection.edu.ru. 5. Портал Российская версия международного проекта «Сеть творческих учителей» - http://it-n.ru- содержит ресурсы, необходимые педагогам-предметникам, включая историков, классным руководителям, администрации образовательных учреждений. 6. http://schoolart.narod.ru/ - Педагогика школьного творчества: сайт учителя истории и права. Авторское пособие по истории Российского государства, методические материалы для учителя истории. Подборка исторических источников по истории Руси, России, СССР. Сценарии школьных праздников, школьные песни. Ссылки на образовательные конкурсы on-line, образовательные программы. Обзор новостей сайта. 7. www.pish.ru – сайт журнала «Преподавание истории в школе», в котором наряду с методическими разработками по преподаванию истории России ХХ-ХХI вв. публикуются также аналитические статьи по истории образования в России, вопросам методики и методологии преподавания истории. |
Решение заседания кафедры Протокол №1 15 Охватывает период от а 0 до 18 месяцев | Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Решение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический... | Решение заседания кафедры Протокол №1 «27» Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Решение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический... | Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Решение заседания кафедры Протокол №1 «28» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Решение заседания кафедры Протокол №9 «29» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Решение заседания кафедры Протокол №9 «29» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Решение заседания кафедры Протокол №9 «29» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Решение заседания кафедры Протокол №9 «28» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Решение заседания кафедры Протокол №9 «29» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |