Скачать 168.87 Kb.
|
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации Государственный университет –Высшая школа экономики Факультет Психологии Программа дисциплиныОбщая психология (3 курс)для направления 030300.62 «Психология» подготовки бакалавра Авторы программы: А.Н. Поддьяков, В.Я. Романов, И.А. Яксина Рекомендовано секцией УМС Одобрена на заседании «Психология» кафедры общей и экспериментальной психологии Председатель Зав. кафедрой ___________ Штроо В.А ___________ Болотова А. К. «___» _________ 200 г. «___» __________ 2008 г. Утверждена УС факультета психологии Ученый секретарь _____________________ «__»___________200 г. Москва 2008
Дисциплина «Экспериментальная психология» относится к федеральному компоненту. Образовательный минимум определяется УС и УМС факультета психологии ГУ-ВШЭ. I.Пояснительная запискаАвторы программы: доктор психологических наук А.Н. Поддьяков кандидат психол. наук Романов В.Я. кандидат психологических наук Яксина И.А. Аннотация: Курс «Общая психология» читается в течение трех лет. На третьем курсе студенты проходят разделы «Память и внимание» (1 и 2 модули) и «Мышление и речь» (3 модуль). По каждому из разделов проводится отдельный итоговый контроль. Программа курса включает лекционные и семинарские занятия, а также сдачу эссе и реферата. Объем программы – 216 часов. Формы контроля:
Тематический план
Форма итогового контроля: раздел «Память и внимание» - экзамен раздел «Мышление и речь» - зачет. Методика формирования результирующей оценки промежуточного контроля:
При получении результирующей оценки учитываются: оценка за работу на семинарских занятиях Oсем, оценка за реферат Ореф, оценка за экзамен Оэкз.
После округления Оср = 7 Поскольку контроль является рубежным, в ведомость и зачетную книжку студента выставляется две оценки: например, "хорошо" (7).
При получении результирующей оценки учитываются: оценка за работу на семинарских занятиях Oсем, оценка за контрольную работу Оэссе и оценка за оценка за зачет Озач.
После округления Оср = 7
Базовые учебники: Содержание программы РАЗДЕЛ IV. ПАМЯТЬ И ВНИМАНИЕ Тема 1. Общие представления о памяти человека Феноменология памяти. Круг явлений и проявлений памяти. Феноменальная память человека. Болезненные проявления: патологии, аномалии, нарушения, ошибки памяти. Аспекты изучения памяти. Содержание, связи и определения памяти. Виды, уровни, типы и свойства памяти Основные функции, процессы памяти. Описание феноменальной памяти (по А.Р.Лурия); Тема 2. Память как репродукция прошлого. Исследования памяти в ассоцианизме и бихевиоризме Исследования памяти в ассоцианизме и бихевиоризме. Память как репродукция прошлого. Основные факты, закономерности и законы памяти в классической психологии сознания и бихевиоризме. (Г. Эббингауз, Дж.Уотсон). Явление и виды ассоциаций. Методы исследования памяти в классической психологии. Законы памяти, кривая забывания Эббингауза, эффект «края», феномен реминисценции. Критический анализ ассоцианизма и бихевиоризма. Тема 3. Репродуктивное и конструктивное запоминание. Репродуктивное и конструктивное запоминание. Основные методы и результаты исследования Ф. Бартлетта. Понятие «схема», виды, основные характеристики, функции и свойства схем. Тема 4. Теории и модели экспериментальных исследований памяти в когнитивной психологии. Исследования памяти в когнитивной психологии. Теория двойственности памяти Д. Норманна и Н.Во. Экспериментальные, функциональные и клинические данные, подтверждающие теорию двойственности памяти. Позиционные кривые, эффекты «первичности», «недавности». Трехкомпонентная модель памяти Аткинсона и Шиффрина. Системы памяти. Характеристики иконической и эхоической памяти: форма, объем и длительность хранения информации в сенсорном регистре. Эксперименты Сперлинга. Основные характеристики кратковременной памяти, компонентные и контролируемые процессы в кратковременной памяти. Эксперименты М. и Л. Питерсонов, С. Стернберга, Д.Нормана и Н.Во, Познера. Структура долговременной памяти, исследования Э.Тульвинга. Виды и функции схем. Подход к исследованию памяти с точки зрения уровней обработки информации. Исследования П.И.Зинченко, А.А.Смирнова, Ф.Крэйка и Р. Локхарта. Тема 5. Память и мотивация Психоанализ, исследования в гештальтпсихологии, деятельностный и конструктивный подходы Исследование мотивационно обусловленного забывания в психоанализе. Исследования мотивационно обусловленного запоминания в школе К.Левина, эффект Зейгарник, коэффициент Зейгарник. Тема 6. Проблема развития памяти. Развитие памяти в филогенезе. Генетическая концепция П.П.Блонского. Развитие памяти в онтогенезе. Социальная сущность и функции памяти. П.Жанэ, Л.С. Выготский. Память как высшая психическая функция. Культурно-историческая теория Л.С.Выготского. Результаты исследования А.Н.Леонтьева: "параллелограмм" развития памяти; закономерности непроизвольного и произвольного запоминания: исследования П.И.Зинченко, А.А.Смирнова, З.М.Истоминой. Тема 7. Феноменология, виды и свойства внимания Явления внимания и невнимания. Виды рассеянности, феномен «time-gap». Ошибки рассеянности. Эффекты и критерии наличия внимания. Виды, функции, свойства внимания: направленность, интенсивность, объем, площадь настройки, устойчивость, длительность, концентрация, колебания, сдвиги, отвлечение внимания, проблема распределения и переключения внимания, гибкость внимания: аккомодация и инерция внимания. Их основные характеристики. Тема 8. Проблемы психологии внимания. Теории внимания в классической и отечественной психологии Внимание и сознание.Феноменология внимания в работах В.Вундта, Э.Б.Титченера, У.Джеймса, Н.К.Ланге, Т.Рибо. Внимание как контроль.( П.Я.Гальперин).Развитие внимания (Н.Ф.Добрынин, Л.С.Выготский) Исследования внимания как высшей психической функции; «параллелограмм развития внимания». Тема 9. Проблемы психологии внимания. Теории и модели внимания в когнитивной психологии. Внимание как селекция. Основные эксперименты К.Черри и их результаты. Модель селективности внимания Д.Бродбента. Исследования Н.Моррея, Э.Трейсман. Внимание и ресурсы. Понятие политики распределения ресурсов и модель распределения умственного усилия Д. Канемана. Критика представлений о пределе способности центральной переработки информации, основные положения конструктивной теории внимания У.Найссера. Внимание как перцептивное действие, представление о внутренних когнитивных структрах (схемах) и перцептивном цикле У.Найссера. Основные методы исследования и их результаты. РАЗДЕЛ V. МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ Тема 1. Мышление как высшая ступень познавательной активности личности. Сравнительная характеристика чувственного познания и мышления. Мышление как рациональная ступень познания. Мышление как опережающее отражение, предвидение и прогностическая деятельность. Мышление как процесс отражения связей и зависимостей предметов и объектов окружающей действительности. Общее понятие о человеческом мышлении. Обобщенный, опосредованный и абстрактный характер процессов мышления Проблемность содержания человеческой деятельности - источник мышления. Культурно-историческая природа мышления. Формально-логическая трактовка мышления, ее компетенция и ограничения. Общее, необходимое и существенное в процессах мышления. Дедуктивные и индуктивные способы отражения действительности и построения мыслительного процесса. Понятия, суждения и умозаключения как основные единицы мышления. Тема 2. Содержание и характеристика мыслительных процессов. Единство аналитико-синтетического процесса мышления. Операции мышления. Сравнение. Выделение. Абстрагирование. Обобщение. Анализ. Синтез. Группировка. Классификация. Структурирование, Схематизация. Категоризация. Перекодирование. Аналогия. Сравнение. Систематизация. Анализ процесса мышления в условиях решения задачи. Осознание цели. Создание проблемной ситуации. Постановка задачи. Зоны поиска вариантов решения задачи. Создание гипотез. Подбор альтернативных решений. Выбор средств решения задачи. Проверка гипотез. Рефлексия результатов. Практическая деятельность - основа человеческого мышления. Виды мыслительной деятельности и критерии их классификации. Наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое (по генезу). Теоретическое (абстрактно-теоретическое) и опытно-практическое (эмпирическое) мышление – по типу познания. Вербальное и инструментальное мышление. Творческое, креативное и эвристическое мышление. Рациональное и интуитивное мышление. Практическое (действенное) мышление. Решение комплексных задач. Системное ("сетевое") мышление. Тема 3. Специфика эмпирического и теоретического мышления. Мышление как предмет экспериментального исследования. Мышление как процесс переработки информации. Информационная и психологическая теории мышления. Мышление как процесс: методы выявления первичных данных и проблема их интерпретации. Мышление как процесс в школе С.Л.Рубинштейна. Выделение стадий процесса решения мыслительных задач в различных экспериментальных школах. Природа теоретических понятий. Рефлексивность мышления. Идеализация как форма духовной деятельности. Мышление и фантазии. Моделирование - средство теоретического мышления. Феномен аутистического мышления. Мышление как творческий процесс. Мышление как способ присвоения и развития творческого опыта человечества. Пути восхождения от абстрактного к конкретному. Проблемная (творческая) задача и проблемная ситуация. Этапы решения творческой задачи. Анализ через синтез как психологический механизм мышления. Проблема интуиции. Творческий поиск как преобразование альтернатив. Интеллектуальная инициатива. Целеобразование в мыслительном процессе. Мотивационно-эмоциональные компоненты мышления. Индивидуальные особенности мышления. Мышление и общение: специфика поиска при совместном решении творческих задач. Мышление и эвристическое программирование (проблема "искусственного интеллекта"). Тема 4. Развитие мышления в онтогенезе.Познание и Сознание. Проблема «первобытного мышления».Развитие мышления в онтогенезе. Исследования наглядно-действенного и наглядно-образного мышления (Ж. Пиаже, Л. С. Выготский, Дж. Брунер, Н.Н.Поддьяков). Общая характеристика развития интеллекта по Ж. Пиаже. Сенсомоторный и понятийный интеллект. Развитие мышления в обучении. Переход от наглядно-действенного к наглядно – образному мышлению у дошкольников. Сравнительная характеристика исполнительных и познавательных действий (по Н.Н. Поддьякову). Прием наводящей задачи и результаты его использования в опытах Я. А. Пономарева и К. А. Абульхановой. Методы поиска новых идей и решений (метод проб и ошибок, метод контрольных вопросов, мозговой штурм, синектика, метод фокальных объектов, морфологический анализ, метод "ТРИЗ"). Тема 5. Проблема интеллектуального развития и одаренности. Социальная детерминация мышления. Помощь и противодействие интеллектуальной и творческой деятельности других субъектов как два типа социальной детерминации приобретения опыта, обучения и развития. Социокультурная парадигма в изучении одаренности. Исследование творчества и одаренности в процессуально деятельностной парадигме. Динамическая теория одаренности. Интеллектуальная одаренность как проявление организации индивидуального ментального опыта. Диагностика и развитие одаренных детей и подростков. Обзор современных представлений о развитии творческих способностей. Модель обогащенного школьного обучения. Творческая активность интеллектуально одаренных детей как прогноз их достижений. Специфика умственной одаренности. Одаренность и способности. Уровень интеллектуального развития. Методы измерения интеллекта. Методика Д.Векслера. Взрослый и детский вариант измерения интеллекта. Модель структуры интеллекта Дж. Гилфорда. Одаренность и способности. Возрастной подход к феноменам детской одаренности. Основные современные концепции творчества и одаренности. Тема 6. Мышление и речь. Психология речи. Единство мышления и речи. Язык и речь. Языковое сознание. Языковые нормы. и языковые категории. Речь как продукт социального развития. Речь и общение. Физиологические основы речи. Вторая сигнальная система и речь. Речевые зоны коры. Патология речевого высказывания. Проблема понимания. Декодирование, понимания сообщения. Патология понимания речи. Исследования речи по А.Р.Лурия. Определение и виды речи по С.Л Рубинштейну и Л.С.Выготскому. Внешняя и внутренняя речь. их генезис. Устная и письменная речь. их характеристика и психологические особенности. Монологическая и диалогическая речь. Функции речи по С.Л.Рубинштейну. Коммуникативная, экспрессивная, сигнификативная и номинативная функции речи и их содержание. Тема 7. Развитие речи. Эволюция логико-грамматических структур высказывания. Процесс кодирования речевого высказывания от мысли к развернутой речи. Виды речевого высказывания: устная и письменная речь. Аффективная речь. Феномен и коэффициент эгоцентрической речи по Ж. Пиаже. Функции и развитие эгоцентрической речи у детей. Опыты и выводы Л. С. Выготского. Нарушения речи и их последствия. Сенсорная афазия. Алексия. Моторная афазия. Алексия, аграфия и их коррекция в детском возрасте. Современные исследования по психологии речи. Психосемантика и психолингвистика. II.Учебно-методическое обеспечение дисциплиныРаздел IV. Память и внимание Основная литература:
Дополнительная литература:
Раздел IV. Мышление и речь Основная:
Дополнительная:
Вопросы для оценки качества освоения дисциплин
|
Оглавление общие положения «Высшая школа экономики» и «Положения об организации и проведении практики студентов в Национальном исследовательском университете... | Правила приема в аспирантуру национального исследовательского университета... Правилам приёма в аспирантуру Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» в 2011 году | ||
Правила приема в аспирантуру национального исследовательского университета... Правилам приёма в аспирантуру Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» в 2012 году | Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Тюменской области «Тюменская государственная академия мировой экономики, управления и права» | ||
Московский государственный институт международных отношений (университет) мид россии Мва, обучающихся по специальностям «Стратегический менеджмент» и «Финансы» / Е. В. Савицкая; Гос ун-т – Высшая школа экономики, Высшая... | Высшая Школа Экономики Факультет социологии Московская Высшая Школа... Широкие возможности выбора курсов по областям: экономическая социология, методика социологических исследований, общая социология... | ||
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального... Мва, обучающихся по специальностям «Стратегический менеджмент» и «Финансы» / Е. В. Савицкая; Гос ун-т – Высшая школа экономики, Высшая... | Высшая школа экономики факультет Экономики Утверждена на заседании Методические указания разработаны зав методическим кабинетом кафедры финансового менеджмента взфэи зенгер О. Ф., под редакцией д... | ||
Правила приема в аспирантуру национального исследовательского университета... Правила приема в аспирантуру национального исследовательского университета «высшая школа экономики» в 2013 году | Государственный университет- высшая школа экономики Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №76 | ||
Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики... Самуэльсон П. А, Нордхауз В. Д. Экономика: Пер с англ. – М.: «Издательство бином», 1997 | Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики... «Креативное письмо» универсальная разновозрастная технология для развития письменной речи | ||
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное... Программа предназначена для сдачи вступительного экзамена по всеобщей истории в аспирантуру по всеобщей истории Национального исследовательского... | Нижегородский филиал Федерального государственного автономного образовательного... Анооспо «Оренбургский колледж менеджмента, туризма и гостиничного сервиса» (техникум) | ||
Государственный университет- высшая школа экономики «Регионоведение» и первого курса по направлению «Мировая экономика» факультета Мировой экономики и мировой политики. Задача этого... | Учебно-методическое пособие для слушателей программы mba, обучающихся... Мва, обучающихся по специальностям «Стратегический менеджмент» и «Финансы» / Е. В. Савицкая; Гос ун-т – Высшая школа экономики, Высшая... |