Скачать 322.69 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Дальневосточный федеральный университет» (ДВФУ) Филиал двфу В Г. ПЕТРОПАВЛОВСК-кАМЧАТСКИЙ
УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ Психология и педагогикаСпециальность 140104.65 " Промышленная теплоэнергетика" Форма подготовки (очная/заочная)курс _1/1__семестр __2/___ лекции __16/12_ (час.) практические занятия___16/4__час. лабораторные работы______час. всего часов аудиторной нагрузки____32/16___ (час.) самостоятельная работа ___103/119______ (час.) контрольные работы (количество) курсовой проект_________ зачет___2 семестр /1 курс_____ Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (209 тех/дс от 27.03.2000 г.). Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден на заседании Методической комиссии ___ протокол № 9________от_____«01» __09__2011__г. Зам. председателя Методической комиссии ___________Т.И. Горева 01.09.2011 г. Составитель (ли):___к.и.н., доцент Князькина Т.А.______________________________ Психология и педагогика Психология: предмет. Объект и методы психологии. Место психологии в системе наук. История развития психологического знания и основные направления в психологии. Индивид, личность, субъект, индивидуальность. Психика и организм. Психика, поведение и деятельность. Основные функции психики. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза. Мозг и психика. Структура психики. Соотношение сознания и бессознательного. Основные психические процессы. Структура сознания. Познавательные процессы. Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение. Мышление и интеллект. Творчество. Внимание. Мнемонические процессы. Эмоции и чувства. Психическая регуляция поведения и деятельности. Общение и речь. Психология личности. Межличностные отношения. Психология малых групп. Межгрупповые отношения и взаимодействия. Педагогика: объект, предмет, задачи, функции, методы педагогики. Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача. Образование как общечеловеческая ценность. Образование как социокультурный феномен и педагогический процесс. Образовательная система России. Цели, содержание, структура непрерывного образования, единство образования и самообразования. Педагогический процесс. Образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения. Воспитание в педагогическом процессе. Общие формы организации учебной деятельности. Урок, лекция, семинарские, практические и лабораторные занятия, диспут, конференция, зачет, экзамен, факультативные занятия, консультация. Методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности. Управление образовательными системами. ВведениеВ современных условиях одной из центральных задач, стоящих перед высшей школой, является выпуск специалистов с уровнем подготовки, позволяющим выдерживать жесткую конкуренцию на рынке труда. Психолого-педагогическая культура специалиста с высшим образованием включает в себя понимание и учет закономерностей и особенностей функционирования человека в обществе. Ясна необходимость формирования психолого-педагогической культуры специалиста, включающей в себя ответственность в отношении, как к человеку, так и к природе, частью которой является сам человек. Без психолого-педагогических знаний также невозможно профессиональное самосовершенствование будущего специалиста. Знание психолого-педагогических особенностей личности и коллектива позволяет на практике успешнее разрешать конфликтные ситуации, которые могут возникать особенно на стадии адаптации и просто способствовать созданию благоприятного социально-психологического климата в коллективе. Дисциплина «Психология и педагогика» позволит молодому специалисту овладеть арсеналом основных исследовательских методик и практических навыков, которые окажут ему большую помощь в организации профессиональной деятельности.
Цель:
Задачи:
Начальными требованиями к освоению дисциплины является знание курса философии, истории и социологии, а также естественнонаучных дисциплин.
В результате теоретического изучения дисциплины студент должен знать: предмет и методы психологии, место психологии в системе наук, историю развития психологического знания, природу психики человека, его сознание, познавательные процессы и развитие личности, ее индивидуально-психологические особенности и природу человеческих взаимоотношений; а также предмет и методы педагогики, значение образования как педагогического процесса, воспитание вообще и семейное воспитание, личность в процессе образования и воспитания. В результате практического изучения дисциплины студент должен уметь: ориентироваться в справочном материале, решать психологические и педагогические задачи, применять полученные знания на практике.
Очная форма обучения
Тема 1 Психология: предмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук. История развития психологического знания и основные направления в психологии – 2/2 часа Предмет психологии. Задачи психологии на современном этапе развития общества и человека. Специфика психологического знания. Психологическое знание в историческом контексте. Основные проблемы психологии на современном этапе. Система и основные направления психологии. Связь психологии с другими отраслями науки. Основные категории психологии. Зарубежная и отечественная психология. Тема 2 Понятие психики и психического. Структура психики. Развитие психики в онтогенезе. Сознание и бессознательная сфера психики – 1 часа / Психика и организм. Психика, поведение и деятельность. Основные функции психики. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза. Мозг и психика. Структура психики. Соотношение сознания и бессознательного. Основные психические процессы. Структура сознания. Тема 3 Познавательная сфера человека. Характеристика основных познавательных процессов – 2/2- час Ощущения и восприятие, как основа познания. Познавательные процессы. Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение. Мышление и интеллект. Творчество. Внимание. Мнемические процессы. Основные приемы мнемотехники. Взаимосвязь памяти и мышления. Внимание и его основные параметры. Особенности и факторы развития внимания в онтогенезе. Внимание и способности человека к обучению. Роль внимания в профессиональной деятельности. Воображение, его виды и основные функции. Закономерности и факторы развития воображения в онтогенезе. Роль воображения в жизни и профессиональной деятельности людей. Мышление, его виды, структура и роль в жизни человека. Основные этапы, закономерности и факторы развития мышления в онтогенезе. Понятие творческого мышления и его роль в деятельности человека. Проблемы мыслительной активности. Нарушения мышления и их причины. Понятие интеллекта и его основные функции и составляющие. Речь, ее функции и закономерности развития в онтогенезе. Тема 4 Эмоционально-волевая и потребностно-мотивационная сфера человека. Развитие эмоций, воли и потребностей в онтогенезе. Психологические основы саморегуляции 1/- час Понятие и функции эмоций. Основные теории эмоций. Понятие эмоциональных комплексов. Чувства, их виды и роль в жизни человека. Развитие эмоциональной сферы человека в онтогенезе. Понятие воли. Структура волевого действия. Карта волевых качеств человека. Развитие воли в онтогенезе. Волевые параметры личности в структуре человеческой деятельности. Потребности и мотивы в жизни человека. Структура и виды человеческих потребностей. Специфика человеческой мотивации. Факторы развития потребностей и мотивов человека. Понятие саморегуляции. Роль саморегуляции в жизни и деятельности человека. Методы и техники саморегуляции. Тема 5 Психология личности. Теории личности. Развитие личности в онтогенезе - 1/- час Основные понятия, определяющие человека. Индивид, личность, субъект, индивидуальность. Классическая психоаналитическая модель личности. Личность в концепциях аналитической и индивидуальной психологии. Гуманистическая и экзистенциальная психология личности. Отечественные концепции личности. Ключевые этапы и факторы развития личности в онтогенезе. Тема 6 Понятие темперамента, характера, акцентуации. Возможности их диагностики - 1/- час Темперамент и основные теории темперамента. Характер и темперамент. Источники и факторы формирования человеческого характера. Структура характера. Понятие акцентуации и типология акцентуаций. Понятие патологии характера. Визуальная диагностика характерологических особенностей человека. Тема 7 Человеческое поведение и его основные факторы. Характеристика основных типов поведения 2/2- часа Понятие поведения. Специфика человеческого поведения. Основные факторы поведения. Формирование поведенческих моделей в онтогенезе. Типология поведения. Агрессивное поведение. Психология конформного поведения. Тема 8 Общение, как вид человеческой деятельности. Психологические основы и механизмы общения. Основные проблемы общения - 1/- час Общение и коммуникация. Понятие и специфика человеческого общения. Функции общения в жизни человека и общества. Формирование коммуникативных способностей в онтогенезе. Психологические механизмы общения. Закономерности социальной перцепции. Факторы формирования первого впечатления. Уровни передачи информации и их специфика. Интерактивная сторона общения. Психология манипуляции. Психологические технологии общения. Тема 9 Межличностное взаимодействие и межличностные отношения. Психологическая структура, механизмы и проблемы - 1/- час Эмоции и чувства. Психическая регуляция поведения и деятельности. Общение и речь. Психология личности. Межличностные отношения. Типология взаимодействия в различных психологических концепциях. Структура и закономерности межличностных отношений. Понятие конфликта. Источники и факторы конфликтного взаимодействия. Структура, динамика и возможности снятия конфликтов. Психопрофилактика конфликтов. Технологии конструктивного спора. Психологические основы «подачи» и «принятия» критики. Тема 10 Психология групп – 1час/2- часа Понятие группы в психологии. Классификация групп. Психология малых групп. Характеристики и функции малой группы. Межгрупповые отношения и взаимодействия Динамика формирования и развития групп. Понятие группового конфликта. Факторы сплоченности социальной группы. Понятие психологической совместимости и психологического климата группы. Закономерности поведения человека в группе. Тема 11 Педагогика, как наука. Педагогика в системе наук. Основные категории педагогики. Образование, как социокультурный процесс – 2/ 2 часа Педагогика: объект, предмет, задачи, функции, методы педагогики. Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача. История педагогического знания и педагогических технологий. Предмет, цели, задачи и основные проблемы современной педагогики. Место и роль педагогики среди других наук и в жизненной практике. Основные понятие педагогики: обучение, воспитание, образование. Образование как общечеловеческая ценность. Образование как социокультурный феномен и педагогический процесс. Образовательная система России. Цели, содержание, структура непрерывного образования, единство образования и самообразования. . Тема 12. Научение, учение, обучение. Понятие учебной деятельности, ее структура и динамика. Психологические основы педагогической деятельности – 1/2 часа. Педагогический процесс. Образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения. Основные процессы усвоения человеком нового опыта и знаний. Научение, его специфика и виды. Особенности учения человека. Обучение, его свойства и характеристики. Понятие учебной деятельности и факторы ее определяющие. Динамика учебной деятельности и ее диагностика. Учебная деятельность в структуре целостной деятельности человека. Связь учебной и профессиональной деятельности. Специфика и структура педагогической деятельности. Факторы успешности педагогической деятельности. Понятие педагогических способностей и особенности их формирования. Основные психологические противоречия педагогической деятельности. 6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины 6.1 Основная литература
6.2 Дополнительная литература
6.3 Электронные образовательные ресурсы
5.3. Содержание практических (семинарских) занятий Очная форма обучения
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Дальневосточный федеральный университет» (ДВФУ) Филиал двфу В Г. ПЕТРОПАВЛОВСК-кАМЧАТСКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ |
Учебно-методический комплекс дисциплины дпп. Ф. 13, Дс. 9 Психотерапия... «050703 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология» | Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 13, Дпп. Ф. 13, Дс.... «050703 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология» | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины дпп. Ф. 11, Дс. 7, Сд. 11... «050703 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология» | Учебно-методический комплекс дисциплины специальность 050703. 65... Пояснительная записка учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Детская литература» для студентов заочной формы обучения по... | ||
Учебно-методический комплекс Курс по выбору “Психология религии” предназначен для подготовки студентов факультета "Педагогика и психология", обучающихся по специальности... | Учебно-методический комплекс дисциплины Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология» | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 1, Дс. 1 Введение... «050703. 00 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология» | Учебно-методический комплекс дисциплины управление образовательными... Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050706. 65 «Педагогика и психология» Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 5-го заочного отделения... | Учебно-методический комплекс дисциплины красноярск 2012 пояснительная... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психодиагностика» для студентов заочной формы обучения (3,5 года обучения) по специальности... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «Психология и педагогика» Учебно-методический комплекс составлен на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Учебно-методический комплекс дисциплины «психология и педагогика» Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность 050706. 65 «Педагогика и психология» Протокол согласования рабочей программы дисциплины «психология делового общениЯ» с другими дисциплинами специальности | Учебно-методический комплекс дисциплины сд 2 (сд 4, сд. Ф. 2) «Психология... «Специальная дошкольная педагогика и психология» с доп спец. Специальная психология | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 11 «Психология детей... Специальная дошкольная педагогика и психология с доп спец. Специальная психология | Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. Ф1 Иностранный Язык... Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования |