Методические рекомендации по изучению дисциплины дв здоровьесберегающие технологии в образовании





Скачать 369.59 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по изучению дисциплины дв здоровьесберегающие технологии в образовании
страница1/4
Дата публикации23.09.2013
Размер369.59 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Психология > Методические рекомендации
  1   2   3   4
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУ ВПО «МГГУ»)


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ


Б3. ДВ.3. 1.
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ:

050400.62. Психолого-педагогическое образование

Профиль: психология образования

очная форма обучения

Утверждено на заседании кафедры

педагогики

Психолого-педагогического института

протокол № 1 от 25.09. 2012 г.
Зав. кафедрой_______ Н.А.Рычкова


Автор программы: Алябьева Нина Владимировна, канд. пед. наук, доцент кафедры педагогики ППИ МГГУ
Цели освоения дисциплины
В последнее десятилетие отмечаются негативные тенденции в динамике показателей состояния здоровья детей дошкольного возраста. В связи с этим воспитание и обучение ребенка должны рассматриваться во взаимосвязи с точки зрения реализации здоровьесберегающих технологий обучения, формирования у дошкольников устойчивой работоспособности и предупреждения утомления в процессе обучения.

Организация жизнедеятельности ребенка в дошкольном образовательном учреждении предусматривает не только реализацию педагогической работы, но и осуществление целенаправленной деятельности, обеспечивающей условия для сохранения и укрепления здоровья дошкольников.

Цель дисциплины содействие формированию у бакалавров общекультурных и профессиональных компетенций в области проектирования применения здоровьесберегающих технологий в различных социальных сферах (путем формирования культуры здоровья, создания оптимальных условий обучения, использования физических упражнений, а также современных психологических средств воздействия на личность).


Задачи изучения дисциплины::


  • Ознакомить студентов с основами здоровьесберегающих технологий в социальной сфере.

  • Создать представление о технологиях, методах и приемах здоровьесбережения в образовании.

  • Сформировать умения и навыки применять полученные теоретические знания в практике профессиональной деятельности.

  • Способствовать самопознанию, саморазвитию и саморегуляции будущих бакалавров.

В конце курса - презентация приобретённых знаний и навыков в теоретической и практической работе – защита проекта по здоровьесбережению детей.
Место дисциплины в структуре ООП ВПО
Курс «Здоровьесберегающие технологии в образовании» являясь составной частью общей культурной и профессиональной подготовки студента, свои образовательные функции он осуществляет в целенаправленном педагогическом процессе, включающем базовые знания о здоровье, о технологиях в учебно-воспитательном процессе. Дисциплина относится к вариативной части общенаучного цикла. Для изучения данной дисциплины необходимы знания, умения и компетенции, полученные студентами при изучении таких дисциплин как: педагогика и психология, теория и методика физической культуры, физиология, валеология.

Содержание учебно-методического комплекса дисциплины определяется требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра по циклу «Общие гуманитарные и научные дисциплины», утвержденному Государственным комитетом РФ по высшему образованию и науки.

Здоровьесберегающие технологии в образовании включает в себя практический и контрольный учебные разделы, а как учебная дисциплина изучается в соответствии с государственным стандартом высшего профессионального образования. Данный курс позволяет выявить особенности профессионально-педагогической деятельности педагога, познать себя через практические занятия.

В лекционном курсе рассматриваются основные понятия и аспекты здоровьесберегающих технологий в образовании, теоретические вопросы формирования, сохранения и укрепления здоровья развивающейся личности.

Практические занятия организуются для более глубокого изучения некоторых тем курса, обучения студентов грамотному анализу проведения различных оздоровительных мероприятий с детьми дошкольного возраста.

В процессе практических занятий студенты совершенствуют свое умение отбирать доступные по содержанию и средствам оздоровительные методики. Студенты выполняют творческие задания по написанию рефератов, докладов, аннотаций и рецензий, готовят презентацию на одну из предложенных тем по курсу.
В процессе изучения курса студенты должны: уметь планировать деятельность детей дошкольного возраста и свою собственную по здоровьесбережению и здоровьесозиданию; овладеть практическими умениями и навыками, процедурами тренинга и оценки, методами психолого-педагогической диагностики детей, способами самооценки, приемами развития педагогической техники в данной области.

Связь с другими дисциплинами: «Дошкольная педагогика», «Детская психология», «Педагогическая валеология», «Методики дошкольного образования»», «Психолого-педагогический практикум», «Теория и технологии физического воспитания и развития ребёнка», «Физическая культура» и др.

Результатом образования по завершении курса должно быть создание устойчивой мотивации и потребности к здоровому, продуктивному стилю жизни, приобретения личного опыта творческого использования валеологических средств и методов физического воспитания, достижение установленного уровня готовности к профессиональной деятельности.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

а) общекультурные компетенции (ОК)

Способностью и готовностью к:

  • способен разрешать проблемные ситуации (ОК-10);

  • способен формировать навыки здорового образа жизни и безопасной образовательной среды с учётом требования гигиены и охраны труда; владеет основными методами защиты работников, обучающихся от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК -11).


б) профессиональные компетенции (ПК):

  • обладать высоким уровнем знаний в области пропаганды физической культуры и спорта среди населения (новейшими теориями, интерпретациями, методами и технологиями (ОПК – 12).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

- основные научные направления, концепции, источники знания в области здоровьесберегающих технологий;

- основные понятия и категории здоровьесберегающих технологий;
- инновационные образовательные технологии в области дошкольного
образования.
Уметь:

- самостоятельно приобретать и определять новые знания, в том числе в смежных областях знаний;

- оперировать основными теоретическими знаниями в области здоровьесберегающих технологий в образовании;

- выбирать адекватные теории и технологии для решения научных проблем здоровьесбережения;

Владеть:

- актуальными средствами, методами, технологиями профессиональной деятельности в сфере дошкольного образования:

- поиском необходимой психолого-педагогической информации; навыками взаимодействия с различными категориями воспитуемых в социально-педагогических ситуациях;

- системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья; приобретенным опытом оздоровления для достижения жизненных и профессиональных целей;

- методикой изученных оздоровительных систем и уметь их реализовывать на практике
Темы для самостоятельного изучения


№п/п

Наименование разделадисциплины(модуля)


Форма самостоятельной

работы

Кол-во

часов

Форма контроля

выполнения

самостоятельной

работы

1 раздел. Основные аспекты Здоровьесбережения

26




1.

Предмет и задачи науки о здоровье. Исторические аспекты и современные подходы к проблеме здоровья.

Вопросы для самостоятельного изучения,

доклад

8

Опрос

2.

. Культура здоровья как неотъемлемая часть общей и педагогической культуры..

Вопросы для самостоятельного изучения

8

Выполнение тестов

3.

Гигиена, здоровый образ жизни как условие здоровьесберегающей жизнедеятельности. Санитарно-педагогические требования к образовательным учреждениям

Вопросы для самостоятельного изучения

10

Защита индивидуальной программы

2 раздел Основные направления и содержание здоровьесберегающей жизнедеятельности в разные возрастные периоды.

26




1

Идея приоритетности здоровья в условиях модернизации образования. Факторы риска возникновения заболеваний

Реферат-конспект по теме «Здоровьесбережение в разные возрастные периоды»

8

Проверка рефератов

2

Здоровьесберегающая педагогическая деятельность: принципы, сущность, ценностные ориентации.

Реферат-обзор по литературным источникам по данной теме

8

Защита рефератов

3

Компетентностный подход к пониманию сущности здоровья. Мир детства: понятие и современные проблемы.

Вопросы для самостоятельного изучения

10

Выполнение в группе (проверка)

3 раздел. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе


28




1

Валеологическая компетентность и культура здоровья в профессиональной педагогической деятельности

Вопросы для самостоятельного изучения

8

Опрос

2

Гуманизация образования как ведущий принцип здоровьесберегающей педагогики.

Доклад по теме

6

Выступление с докладом

3

Валеологический мониторинг образовательного процесса; проектирование и организация здоровьесберегающей образовательной среды.

Реферат- обзор научных работ по проектированию и организации здоровьесберегающей среды

6

Защита рефератов

4.

Профессиональное здоровье педагога и прогнозирование развития стратегии здоровья в условиях модернизации образования.

Оформление мультимедийных презентаций по пройденным темам

8

Защита презентация




Всего часов




80





Интерактивные формы занятий:


№ раздела (темы)

Формы

Здоровьесберегающая педагогическая деятельность: принципы, сущность, ценностные ориентации.

Работа в группах (совместная деятельность студентов для достижения результата, единой цели.

Профессиональное здоровье педагога и прогнозирование развития стратегии здоровья в условиях модернизации образования.

Дискуссия - цель, которой - выяснение и сопоставление различных точек зрения на состояние здоровья подрастающего поколения. Примеры из практической работы в ДОУ.


Методические рекомендации по организации изучения

дисциплины (модуля)
Тематика и планы аудиторной работы студентов:
Практическое занятие № 1.
Тема: Культура здоровья как неотъемлемая часть общей и педагогической культуры.

План.

    1. Общая характеристика здорового образа жизни.

    2. Влияние социальных факторов на здоровьесбережение ребенка.

    3. Факторы, неблагополучно влияющие на здоровьесбережение подрастающего поколения.

    4. Современные подходы и принципы здоровьесбережения детей.

    5. Личностно-развивающие, педагогические технологии в формировании здорового образа жизни на разных этапах развития ребенка.


Вопросы для коллективного обсуждения:


      1. Компоненты ЗОЖ: питание, двигательная активность, дыхание.

      2. Состояние здоровья подрастающего поколения в Российской Федерации.

      3. Здоровьесберегающий потенциал различных социальных сред.

      4. Технологии здоровьесбережения детей и их классификации, проблема эффективности технологий.

      5. Значение культуры и воспитания для формирования здорового образа жизни.


Задания для самостоятельной работы:
- Сделайте анализ раздела технологии оздоровления детей (см. Журналы: Дошкольное воспитание, Валеология, Теория и практика физической культуры, Ребёнок в детском саду, Обруч и др.

Автор, год выпуска, для какой категории лиц предназначена статья, книга;

- выявите, применяемые в ДОУ (группе) оздоровительные методики и дайте им краткую характеристику.
Литература основная


    1. Анохина, И. А. Инновационная деятельность по оздоровлению дошкольников / И.А. Анохина // Инструктор по физической культуре дошкольного образовательного учреждения. - 2009. - № 1. - С. 86-99.

    2. Верхорубова, О.В. Формирование культуры здоровья у дошкольников в процессе физического воспитания /О. В. Верхорубова // Начальная школа плюс До и После. - 2011. - № 7. - С. 81-84.

    3. Вершанская, В. Как мы решаем на практике проблемы физического воспитания и оздоровления детей /В. Вершанская // Дошкольное воспитание 2011.- №4. – С. 53-55.

    4. Воронцова, О. М. Как сделать физкультуру интересной? / О.М. Воронцова // Инструктор по физической культуре дошкольного образовательного учреждения. - 2009. - № 3. - С. 104-113.

    5. Гриценко Л.И. Теория и практика обучения: Учеб. пособ. для вузов.-М.:Академия, 2008.

    6. Грядкина, Т.С. Здоровьесберегающее и здоровьеформирующее физическое воспитание в дошкольных образовательных учреждениях /Т.С. Грядкина //Дошкольная педагогика.- 2008.- № 2.

    7. Гунн, Г.В. Здоровье детей – категория педагогическая /Г.В.Гунн //Дошкольная педагогика.- 2009.- № 1.

    8. Здоровьесберегающая система дошкольного образовательного учреждения : модели программ, рекомендации, разработки занятий / авт.-сост. М. А. Павлова, М. В. Лысогорская. - Волгоград: Учитель, 2009. - 186 с. - (Руководителю ДОУ). - На обл.: Здоровьесберегающая система ДОУ).

    9. Кузнецова, А. Как организовать работу в физкультурном зале /А. Кузнецова //Дошкольное воспитание.- 2011.- № 3 – С. 27- 30.

    10. Кузьменко, М. В. Образно-игровая ритмическая гимнастика на занятиях по физической культуре / М. В. Кузьменко // Инструктор по физической культуре дошкольного образовательного учреждения. - 2009. - № 2. - С. 30-43.

    11. Кузьмичёва, Е.И. О проблемах дошкольного образования /Е.И. Кузьмичёва //Управление ДОУ.- 2009.- № 2.

    12. Митяева, А. М.   Здоровый образ жизни : учеб. пособие для студ. вузов / А. М. Митяева. - М.: Академия, 2008. – 139 с. - (Высшее профессиональное образование. Педагогика здоровья). - Библиогр.: с. 134-138.

    13. Митяева, А. М.   Здоровьесберегающие педагогические технологии : учеб. пособие для студ. вузов / А. М. Митяева. - М.: Академия, 2008. - 192, [с. - (Высшее профессиональное образование. Педагогика здоровья).

    14. Туманян Г. С.   Здоровый образ жизни и физическое совершенствование : учеб. пособие для студ. вузов / Г. С. Туманян. - М. : Академия, 2006. – 332с.


Литература дополнительная



  1. Панфилова, А. П.   Инновационные педагогические технологии : активное обучение : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. "Педагогика и психология", "Педагогика" / А. П. Панфилова. - М. : Академия, 2009. - 192 с. : табл. - (Высшее профессиональное образование. Педагогические специальности).

  2. Педагогические технологии: Учеб. пособие для ст-тов пед. специальностей /под ред. В.С.Кукушина.- Серия пед. образование.- М.:ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Изд. центр «МарТ», 2004.- 336 с. (Серия «Педагогическое образование».

  3. Рапопорт, И., Кучма В. Состояние здоровья современных детей дошкольного возраста /И. Рапопорт, В. Кучма //Здоровье дошкольника.- 2008.- № 6.

  4. Смирнова, Е. Детский сад: оценка предметно-развивающей среды /Е. Смирнова //Дошкольное воспитание.- 2010.- № 4.

  5. Трайнев В. А.   Интенсивные педагогические игровые технологии в гуманитарном образовании (методология и практика) / В. А. Трайнев, И. В. Трайнев; Ун-т информатики и управления. - М.: Дашков и К, 2007. - 282 с.

  6. Туманян Г. С.   Здоровый образ жизни и физическое совершенствование : учеб. пособие для студ. вузов / Г. С. Туманян. - М.: Академия, 2006. – 332 с. - (Высшее профессиональное образование).

  7. Фрайфельд, И. В. Организация физкультурно-оздоровительных занятий для обеспечения эмоционального благополучия младших дошкольников / И. В. Фрайфельд, А. Е. Терентьев //Теория и практика физической культуры. - 2010. - № 3. - С. 58-61.


Практическое занятие 2.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по изучению дисциплины дв здоровьесберегающие технологии в образовании iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины Москва 2008
Информационные технологии: Методические рекомендации по изучению дисциплины / Сост. М. Н. Машкин. М.: Вгна, 2008. –16 с
Методические рекомендации по изучению дисциплины дв здоровьесберегающие технологии в образовании iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Обеспечение прав...
Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения
Методические рекомендации по изучению дисциплины дв здоровьесберегающие технологии в образовании iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Обеспечение прав...
Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения
Методические рекомендации по изучению дисциплины дв здоровьесберегающие технологии в образовании iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Административная...
Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения
Методические рекомендации по изучению дисциплины дв здоровьесберегающие технологии в образовании iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины опд. В 1, сд. В...
«050703-Дошкольная педагогика и психология». В данном комплексе представлены программа курса, методические рекомендации по изучению...
Методические рекомендации по изучению дисциплины дв здоровьесберегающие технологии в образовании iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «экономика»
Методические рекомендации по изучению дисциплины «экономика» для студентов, обучающихся по специальности «Биология»
Методические рекомендации по изучению дисциплины дв здоровьесберегающие технологии в образовании iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины в. 2 Основы нейропсихологии...
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины Б. 3В2 Основы нейропсихологии
Методические рекомендации по изучению дисциплины дв здоровьесберегающие технологии в образовании iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «экономика»
Методические рекомендации по изучению дисциплины «экономика» для студентов, обучающихся по специальности
Методические рекомендации по изучению дисциплины дв здоровьесберегающие технологии в образовании iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины и задания для курсовой...
Лапутина, О. А. Организация производства и предпринимательства в апк: методические рекомендации по изучению дисциплины и задания...
Методические рекомендации по изучению дисциплины дв здоровьесберегающие технологии в образовании iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Методические рекомендации по изучению дисциплины дв здоровьесберегающие технологии в образовании iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины Рекомендовано объединенной...
Методические рекомендации предназначены для студентов ннгу, обучающихся по направлению «Менеджмент»
Методические рекомендации по изучению дисциплины дв здоровьесберегающие технологии в образовании iconМетодические рекомендации по изучению темы: «Телекоммуникационные...
Методические рекомендации по изучению темы: «Телекоммуникационные технологии» в курсе «Информатика и икт» (профильный уровень) 4
Методические рекомендации по изучению дисциплины дв здоровьесберегающие технологии в образовании iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины и задания для контрольной...
Лапутина, О. А. Маркетинг: методические рекомендации по изучению дисциплины и задания для контрольной работы / О. А. Лапутина. Хф...
Методические рекомендации по изучению дисциплины дв здоровьесберегающие технологии в образовании iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины и задания для контрольной...
Лапутина, О. А. Менеджмент: методические рекомендации по изучению дисциплины и задания для контрольной работы / О. А. Лапутина. Хф...
Методические рекомендации по изучению дисциплины дв здоровьесберегающие технологии в образовании iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «методика преподавания...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «методика преподавания теологии»
Методические рекомендации по изучению дисциплины дв здоровьесберегающие технологии в образовании iconМетодические рекомендации по проведению лингвокраеведческой работы в школе
Методические рекомендации по изучению дисциплины дс. 6 Лингвистическое краеведение для студентов, обучающихся по специальности 050301....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск