Скачать 54.18 Kb.
|
Тренинг толерантности конспект Тренинг толерантности Цель: формирование у обучающихся установки на толерантное поведение. Задачи:
-познакомить учащихся с понятием «толерантность».
Методы: групповой дискуссии, игрового моделирования, рисуночный. Возраст участников: 12-14 лет. Материалы: бумажные обручи с надписями различных социальных ролей, клубок ниток. Структура занятия:
Ход занятия: Первый этап - организационный (15 минут) Учащиеся входят в аудиторию. Занимают места (стулья расставлены по кругу). Педагог-психолог представляется. Учащиеся называют свои имена (они написаны на бейджиках) и отличительное качество. Психолог делает акцент на важности называть людей по именам (одно из известных правил общения). Ведущий - рассказывает о правилах поведения на занятиях. Правила поведения:
Второй этап: - формулирование темы занятия, основных целей (5 мин.). Психолог. Тема нашего сегодняшнего занятия – толерантность. Что это такое? Это качество человека, которое включает в себя: уважение других людей, их права быть не такими, как мы; признание равенства всех людей на земле; признание того, что могут существовать различные точки зрения. Мы сказали, что толерантность включает в себя признание права людей быть другим. А чем люди могут отличаться друг от друга? (ответы: языком, религией, традициями, возрастом, полом, интересами, мнениями, цветом кожи, внешним видом). Третий этап - игровой (60 мин.) Упражнение «Линейка» Цель: осознание характеристик толерантного и нетолерантного человека. Психолог: Давайте посмотрим, поняли ли вы, что такое толерантность. У двери класса встаньте те, кто считает, что для толерантного человека характерно «неприятие, отвержение других; представление о том, что ты, твоя страна, твои традиции лучше других». А у окна – те, кто считает, что для толерантного человека свойственно абсолютное принятие мнения других, отказ от своего мнения, своих традиций. Вы можете занять и промежуточную позицию, ближе к тому или другому полюсу (учащиеся располагаются в классе согласно своему решению, далее проводится опрос отдельных учащихся о причине их выбора). Правы оказались те, кто занял промежуточное положение, но ближе к окну. Оно означает, что толерантный человек может иметь и отстаивать свое мнение, но в тоже время с уважением относиться к мнению других. А как ведет себя не толерантный человек? Он позволяет себе: оскорбления, насмешки, предубеждение. Позицию человека по отношению к другому можно отразить в следующих вариантах: «Я хороший – ты плохой»; «Я плохой – ты хороший»; «Я плохой – ты плохой»; «Я хороший – ты хороший». Последний вариант отражает позицию толерантного человека. То есть первый шаг к развитию толерантности – уважение к себе, своей стране, своим традициям. Упражнение на невербальную поддержку Цель: развитие лучших качеств детей – желания помочь ближнему, видеть нуждающихся в помощи. Участники с закрытыми глазами ходят по комнате. Ведущий дотрагивается до одного из участников, а он в это время издает сигнал бедствия (SOS). Те, кто находится ближе всего, берут его за руки с двух сторон, остальные с закрытыми глазами образуют «круг защиты». Затем проводится интервью с «терпящим бедствие» - что ты почувствовал, когда по твоему сигналу к тебе подошли «спасатели»? Упражнение «Примерка социальных ролей» Цель: формирование милосердия и эмпатии к различным социальным группам. Осознание степени толерантности по отношению к мнению другого человека. Формирование коммуникативных навыков. Участникам группы анонимно одеваются на головы бумажные обручи с надписями социальных ролей (президент, банкир, бомж, директор школы, алкоголик, «панк», ВИЧ инфицированный, пенсионер, "гасторбайтер", олигарх и др.). Участники должны подходить друг к другу и обращаться с просьбами, вопросами, но при этом не называть социальную роль, которую играет человек. Затем следует обсуждение: комфортно ли чувствовали себя? Догадывались ли о социальном статусе своего героя, если да, то по каким признакам? Насколько мы терпимы к другим людям? Упражнение "Мостик" Цель: Формирование способности анализировать ситуацию с позиции другого человека. Формирование механизмов социальной перцепции: эмпатии, идентификации. На полу рисуется узкая дорожка - "мостик", по которому с разных сторон должны одновременно пройти два человека. Внизу под мостиком "река". Участники делятся на две равные группы и расходятся по разным "берегам". Способы преодоления "мостика" могут быть любые, но с одним условием, - участники не должны друг с другом заранее договариваться. Рекомендации ведущему: Необходимо обратить внимание на способы взаимодействия членов группы, и каким образом достигается взаимопонимание. Затем следует обсуждение: что можно сказать о способах преодоления мостика? Насколько мы готовы уступать другому человеку? Часто ли это происходит в жизни? Упражнение «Эмблема толерантности» Цель: обобщение понятия толерантности с позиции группы. Учащиеся объединяются в микрогруппы. Их задача – нарисовать эмблему толерантности. Представители от каждой команды демонстрируют и поясняют свои рисунки. Четвертый этап - рефлексия (15 мин.) Упражнение на рефлексию "Клубок" Ведущий предлагает образовать круг. С помощью упражнения подводятся итоги занятия. Каждый участник называет то, что ему понравилось сегодня, говорит, что нового узнал на занятии, что ему удалось, а что не удалось сделать во время занятия и почему. После чего клубок передается соседу, и так, пока не замкнется круг. Последним участником, которому передают клубок, является психолог, он говорит слова благодарности учащимся за их активность, приглашает на следующие занятия. Литература 1. Девина, И. Мы с тобой одной крови [Текст] / И. Девина // Школьный психолог – 2009.- №20 – 46-47 с. 2. Казарова, Е. Эмблема толерантности [Текст] / Е. Казарова // Школьный психолог – 2009.- №23 – 8-9 с. 3. Солдатова, Г.У. Жить в мире с собой и другими: тренинг толерантности для подростков [Текст] / Г.У. Солдатова, Л.А. Шайгерова, О.Д. Шарова – М: Генезис, 2000. 4. Харрис, Т.Э. Я – ОК, ты – ОК. [Текст] / Т.Э. Харрис – М: Академия, 2006. 5. Хухлаева, О.В. Тропинка к своему Я: Программа формирования психологического здоровья у младших школьников [Текст] / О.В. Хухлаева - М.: Генезис, 2001. |
Решение кафедры ... | Ипиио мгппу, лаборатория исследования трудностей обучения Апрель... Исследование спланировано как двойное слепое, т е дети, психологи и родители не знали, в какой именно тренинг были включены дети.... | ||
С детьми и взрослыми. Ббк 88. 8 18ВК5-98534-338-3 Вачков Метафорический тренинг. — 2-е изд. — М.: «Ось-89», 2006. 144 с. (Действенный тренинг) | Исследовательская работа по теме: Роль спорта в формировании толерантности... Их влияние на развитие толерантности с. 8 | ||
Уроки толерантности Тема. "Урок толерантности" ... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «социально-психологический тренинг» Фомичева Н. С. Социально-психологический тренинг. – М.: Ноу впо «Институт психоанализа», 19 с | ||
Конспект занятия Удивительные ладошки Тренинг с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими личностные особенности (застенчивые, нерешительные, неуверенные в себе) | Родителям о воспитании толерантности у подростков Акта о толерантности” в Англии в 1689г. Чуть раньше, во второй половине XVI в., понятие толерантность как дозволение, уступка в вопросе... | ||
Программа курса «Ведение международных переговоров: тренинг» Курс «Ведение международных переговоров: тренинг» предназначен для студентов старших курсов балакавриата его можно также использовать... | Методические рекомендации по празднованию Дня толерантности (16 ноября... Автор составитель: Т. А. Липаева, канд филос наук, ст преподаватель кафедры профессионального образования огбоу дпо «Костромской... | ||
Методические рекомендации по празднованию Дня толерантности (16 ноября... Автор составитель: Т. А. Липаева, канд филос наук, ст преподаватель кафедры профессионального образования огбоу дпо «Костромской... | Актерский тренинг (1959-1962) Упражнения, помещенные в этой главе, являются результатом работы и исследований периода 1959—1962 гг. Они записаны Эудженио Барбой,... | ||
«Формирование толерантности на уроках истории, обществознания и во... Ознакомительная характеристика мастер-класса по формированию толерантности учителем истории и обществознания мкоу сош №15 п. Прикалаусский... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Социально – психологический тренинг: проблемы эффективного трудоустройства» предназначен для студентов, обучающихся по специальности... | ||
Практическая работа в парах, направленная на применение выявленных правил толерантного общения Данная методическая разработка не затрагивает вопросов этнической толерантности как таковой. Одним из направлений является выстраивание... | Конспект интегрированного урока в 7 классе Расширить представление о многообразии праздников в религиях. Показать значение доброты, отзывчивости, скромности, толерантности... |