Скачать 0.94 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный гуманитарный университет» (ФГБОУ ВПО «МГГУ») МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДИЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ ДС.5 «СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ: проблемы эффективного трудоустройства» (шифр дисциплины и название в соответствии со стандартом и учебным планом) Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности «040104 — Организация работы с молодежью» (код и наименование специальностей)
РАЗДЕЛ 1. Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины
Назначение дисциплины: «Социально – психологический тренинг: проблемы эффективного трудоустройства» предназначен для студентов, обучающихся по специальности «040104— Организация работы с молодежью». Тренинг представляет собой практико-ориентированную дисциплину для будущих работников системы образования. Актуальность дисциплины: Современные системы образовательной и социальной деятельности все чаще используют активные формы групповой работы, которые уже надежно и убедительно проявили свой обучающий потенциал. В ситуации повышенной социальной потребности в различных формах социального сотрудничества коммуникативная культура и личностная зрелость человека имеют особое значение, тем более, если речь идёт о будущих работниках образовательной системы, для которых коммуникативная компетентность и умение эффективно преподносить себя, личностная зрелость являются обязательными и необходимыми условиями их профессиональной деятельности. «Социально – психологический тренинг: проблемы эффективного трудоустройства» имеет двоякую направленность: с одной стороны он направлен на повышение уровня личностной зрелости, на формирование и совершенствование социально-психологической культуры студентов посредством групповых методов психологического воздействия, а с другой стороны – на повышение уровня их профессиональной компетентности, на формирование профессионально- необходимых знаний, навыков и умений, связанных с самостоятельным применением этих методов в своей профессиональной деятельности. Цель курса – повышение уровня коммуникативной компетентности и личностной зрелости студентов, а так же их профессиональной компетентности. Задачи курса:
Структура курса: Курс включает лекционные и лабораторные занятия. Организационная специфика лабораторных занятий. Лабораторные занятия имеют свою организационную специфику, которую необходимо учитывать при организации учебного процесса в целом. Такая специфика проявляется в особенностях структуры, динамики, времени проведения и продолжительности занятий. Структура каждого лабораторного занятия включает:
Цель: создание у участников эмоционального настроя на работу в группе.
Цель: дать участникам группы возможность понять, каким образом психологические идеи могут быть реализованы в их профессиональной практике (дискуссия), или дать возможность участникам поделиться опытом применения в жизни изучаемых навыков, поддержать друг друга и увидеть пути дальнейшего психологического роста (обсуждение домашнего задания).
Цель: дать участникам возможность испытать специфические переживания, связанные с применением изучаемого навыка.
Цель: дать участникам возможность включить изучаемый навык в контекст поведения в конкретной ситуации, научиться выбирать соответствующий стиль поведения в проблемной ситуации.
Цель: закрепить полученные в ходе занятия ощущения, выступив «экспертом» по поведению другого человека.
Цель: получить обратную связь от участников группы, дать им возможность выразить чувства, возникшие в ходе занятия и создать у них ощущение, что их мнения и впечатления важны для каждого.
Цель: продолжение психологической работы участников группы в течение перерыва между занятиями. Динамические особенности занятия-тренинга проявляются в специфике групподинамических процессов, последовательное развёртывание которых предполагает наличие вступительной фазы психологической подготовки (разминки); основной фазы решения сложных содержательных задач по поставленной проблеме; завершающей фазы коррекции состояний и отношений участников группы. Нарушение этой последовательности (невключённость хотя бы одной из указанных фаз) может привести либо к снижению обучающего эффекта, либо к его полному отсутствию, либо к возникновению негативных эффектов (нарушение атмосферы психологической безопасности; деформация межличностных отношений; психологическое травмирование отдельных участников и др.). Указанные структурно-динамические особенности лабораторных занятий-тренингов обусловливают, в свою очередь, и организационную специфику этих занятий – прежде всего их продолжительность и время проведения. Продолжительность каждого занятия должна быть не менее 4-ёх академических часов, т.к. это минимально возможное время для реализации поставленных задач (см. структуру занятия) для осуществления целостного, завершённого акта психологического воздействия с целью преднамеренных изменений психологических характеристик отдельных участников и группы в целом (см. динамику занятия). Время проведения занятий должно соответствовать не началу, а концу учебного дня – после этих занятий у студентов должно быть достаточно времени для переработки, осмысления, ретрорефлексии пережитого опыта и новой информации, поэтому после тренинговых занятий нельзя планировать другие дисциплины. Идеальная организационна модель социально-психологического тренинга – это тренинг-«марафон», в котором без временных разрывов и вмешательств других дисциплин сразу вырабатывается вся целевая программа тренинга. Например, если на «СПТ педагогического общения» запланировано 14 часов, то проводить его следует 2 дня подряд: 1-ый день – 8 часов (4 пары подряд), а 2-ой день – 6 часов (3 пары). Другими словами, все запланированные на семестр часы, будь то 10, 12, 14 или 20 часов, могут быть интенсивно выработаны в течении 2-ух или 3-ёх дней подряд без включения в эти дни в расписание других дисциплин. При таком «марафонском» подходе к организации социально-психологических тренингов достигаются максимально возможные обучающие и коррекционные эффекты. В результате прохождения курса «Социально – психологический тренинг: проблемы эффективного трудоустройства» Студенты должны знать:
Студенты должны уметь:
1.6.3 Темы для самостоятельного изучения. Темы для самостоятельного изучения для специальности: «040104 — Организация работы с молодежью»
1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины. 1.7.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу (планы последовательного проведения занятий: ПР, СМ, ЛБ) Содержание лабораторных занятий по теме №1 Структура лабораторного занятия
Содержание лабораторных занятий по теме № 2 «Социально – психологический тренинг межличностных отношений» Лабораторное занятие № 2.1. «Коммуникативные барьеры»
Вопросы для коллективного обсуждения:
|