Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/8
Дата публикации28.10.2013
Размер0.94 Mb.
ТипОсновная образовательная программа
100-bal.ru > Психология > Основная образовательная программа
  1   2   3   4   5   6   7   8
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУ ВПО «МГГУ»)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДИЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
ДС.5

«СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ:

проблемы эффективного трудоустройства»

(шифр дисциплины и название в соответствии со стандартом и учебным планом)
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности

«040104 — Организация работы с молодежью»

(код и наименование специальностей)


  1. Утверждено на заседании кафедры

  2. психологии

  3. психолого-педагогического института

  4. (протокол № 1 от 01 сентября 2012 г.)

  5. Зав. кафедрой

  6. ________________И.А. Синкевич







  7. 2012





РАЗДЕЛ 1. Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины



    1. Автор программы Недосека О.Н., кандидат психологических наук, доцент МГГУ



    2. Пояснительная записка


Назначение дисциплины: «Социально – психологический тренинг: проблемы эффективного трудоустройства» предназначен для студентов, обучающихся по специальности «040104— Организация работы с молодежью». Тренинг представляет собой практико-ориентированную дисциплину для будущих работников системы образования.
Актуальность дисциплины: Современные системы образовательной и социальной деятельности все чаще используют активные формы групповой работы, которые уже надежно и убедительно проявили свой обучающий потенциал. В ситуации повышенной социальной потребности в различных формах социального сотрудничества коммуникативная культура и личностная зрелость человека имеют особое значение, тем более, если речь идёт о будущих работниках образовательной системы, для которых коммуникативная компетентность и умение эффективно преподносить себя, личностная зрелость являются обязательными и необходимыми условиями их профессиональной деятельности.

«Социально – психологический тренинг: проблемы эффективного трудоустройства» имеет двоякую направленность: с одной стороны он направлен на повышение уровня личностной зрелости, на формирование и совершенствование социально-психологической культуры студентов посредством групповых методов психологического воздействия, а с другой стороны – на повышение уровня их профессиональной компетентности, на формирование профессионально- необходимых знаний, навыков и умений, связанных с самостоятельным применением этих методов в своей профессиональной деятельности.
Цель курса – повышение уровня коммуникативной компетентности и личностной зрелости студентов, а так же их профессиональной компетентности.

Задачи курса:

  1. Познакомить с основными методами психологического воздействия (МПВ) – их целями, формами, содержанием, механизмами, эффектами;

  2. Обеспечить закрепление полученных представлений о МПВ путем самостоятельной проработки студентами научной литературы и обсуждения прочитанного материала и собственного опыта взаимодействия в форме групповых дискуссий;

  3. Обеспечить условия психологической безопасности для приобретения студентами нового опыта переживаний в процессе группового взаимодействия и достижения на этой основе личностного и профессионального роста.


Структура курса:

Курс включает лекционные и лабораторные занятия.

Организационная специфика лабораторных занятий. Лабораторные занятия имеют свою организационную специфику, которую необходимо учитывать при организации учебного процесса в целом. Такая специфика проявляется в особенностях структуры, динамики, времени проведения и продолжительности занятий.

Структура каждого лабораторного занятия включает:

  1. Упражнения на групповое сплочение

Цель: создание у участников эмоционального настроя на работу в группе.

  1. Дискуссия на тему занятия или обсуждение домашнего задания

Цель: дать участникам группы возможность понять, каким образом психологические идеи могут быть реализованы в их профессиональной практике (дискуссия), или дать возможность участникам поделиться опытом применения в жизни изучаемых навыков, поддержать друг друга и увидеть пути дальнейшего психологического роста (обсуждение домашнего задания).

  1. Упражнения на овладение навыком

Цель: дать участникам возможность испытать специфические переживания, связанные с применением изучаемого навыка.

  1. Разыгрывание и анализ проблемных ситуаций

Цель: дать участникам возможность включить изучаемый навык в контекст поведения в конкретной ситуации, научиться выбирать соответствующий стиль поведения в проблемной ситуации.

  1. Анализ аудио- (видео-) материалов

Цель: закрепить полученные в ходе занятия ощущения, выступив «экспертом» по поведению другого человека.

  1. Обсуждение итогов работы по теме

Цель: получить обратную связь от участников группы, дать им возможность выразить чувства, возникшие в ходе занятия и создать у них ощущение, что их мнения и впечатления важны для каждого.

  1. Домашнее задание

Цель: продолжение психологической работы участников группы в течение перерыва между занятиями.

Динамические особенности занятия-тренинга проявляются в специфике групподинамических процессов, последовательное развёртывание которых предполагает наличие вступительной фазы психологической подготовки (разминки); основной фазы решения сложных содержательных задач по поставленной проблеме; завершающей фазы коррекции состояний и отношений участников группы. Нарушение этой последовательности (невключённость хотя бы одной из указанных фаз) может привести либо к снижению обучающего эффекта, либо к его полному отсутствию, либо к возникновению негативных эффектов (нарушение атмосферы психологической безопасности; деформация межличностных отношений; психологическое травмирование отдельных участников и др.).

Указанные структурно-динамические особенности лабораторных занятий-тренингов обусловливают, в свою очередь, и организационную специфику этих занятий – прежде всего их продолжительность и время проведения.

Продолжительность каждого занятия должна быть не менее 4-ёх академических часов, т.к. это минимально возможное время для реализации поставленных задач (см. структуру занятия) для осуществления целостного, завершённого акта психологического воздействия с целью преднамеренных изменений психологических характеристик отдельных участников и группы в целом (см. динамику занятия).

Время проведения занятий должно соответствовать не началу, а концу учебного дня – после этих занятий у студентов должно быть достаточно времени для переработки, осмысления, ретрорефлексии пережитого опыта и новой информации, поэтому после тренинговых занятий нельзя планировать другие дисциплины.

Идеальная организационна модель социально-психологического тренинга – это тренинг-«марафон», в котором без временных разрывов и вмешательств других дисциплин сразу вырабатывается вся целевая программа тренинга. Например, если на «СПТ педагогического общения» запланировано 14 часов, то проводить его следует 2 дня подряд: 1-ый день – 8 часов (4 пары подряд), а 2-ой день – 6 часов (3 пары). Другими словами, все запланированные на семестр часы, будь то 10, 12, 14 или 20 часов, могут быть интенсивно выработаны в течении 2-ух или 3-ёх дней подряд без включения в эти дни в расписание других дисциплин. При таком «марафонском» подходе к организации социально-психологических тренингов достигаются максимально возможные обучающие и коррекционные эффекты.
В результате прохождения курса «Социально – психологический тренинг: проблемы эффективного трудоустройства»
Студенты должны знать:

  • теоретические и прикладные основы социально – психологического тренинга и методов подбора и отбора персонала;

  • теоретические и прикладные основы психологии личности и личностного роста;

  • методические основы организации и осуществления социально – психологического тренинга;

  • принципы построения тренинговых программ на базе изучаемых методов психологического воздействия.


Студенты должны уметь:

  • осуществлять непрерывные процессы самопознания и саморазвития;

  • расширять, углублять и совершенствовать свой личностный и профессиональный потенциал;

  • эффективно влиять (управлять, организовывать) на процессы межличностного и группового взаимодействия;

  • вырабатывать доверительные отношения на основе взаимопонимания и сотрудничества;

  • ориентироваться в любой социальной ситуации, принимать верные решения и достигать поставленных целей в процессе взаимодействия с другими людьми;

  • свободно владеть вербальными и невербальными средствами общения;

  • адекватно применять в профессиональной практике различные приёмы и способы психологического воздействия с целью преднамеренных изменений психологических характеристик людей, групп, общения и отношений, совместной деятельности.



1.6.3 Темы для самостоятельного изучения.
Темы для самостоятельного изучения

для специальности: «040104 — Организация работы с молодежью»



п/п

Наименование раздела дисциплины. Тема

Форма самостоятельной работы

Кол-во час.

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

1

«Социально-психологический тренинг как метод практической психологии»

  • вопросы для самостоятельного изучения,

  • рефераты.

4

  • выполнение тестов,

  • защита рефератов,




2

«Социально-психологический тренинг межличностных отношений»

  • Вопросы для самостоятельного изучения;

  • Практические задания № 1-3 и № 12 – 13;

12

  • Контрольный опрос;

  • Проверка отчётов о выполнении практических заданий;

3

«Социально-психологический тренинг личностного роста»

  • Вопросы для самостоятельного изучения;

  • Практические задания № 4-6 и № 14 – 15;

12

  • Контрольный опрос;

  • Проверка отчётов о выполнении практических заданий;

4

«Социально-психологический тренинг креативности»

  • Вопросы для самостоятельного изучения;

  • Практические задания № 7-9 и № 16 – 17;

8

  • Контрольный опрос;

  • Проверка отчётов о выполнении практических заданий

5

«Социально-психологический тренинг педагогического общения»

  • Вопросы для самостоятельного изучения;

  • Практические задания № 10-11 и № 18 – 20;

4

  • Контрольный опрос;

  • Проверка отчётов о выполнении практических заданий









40





1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

1.7.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу (планы последовательного проведения занятий: ПР, СМ, ЛБ)
Содержание лабораторных занятий по теме №1

Структура лабораторного занятия


  • Упражнения на групповое сплочение. Цель: создание у участников эмоционального настроя на работу в группе.

  • Дискуссия на тему занятия или обсуждение домашнего задания. Цель: дать участникам группы возможность понять, каким образом психологические идеи могут быть реализованы в их профессиональной практике (дискуссия), или дать возможность участникам поделиться опытом применения в жизни изучаемых навыков, поддержать друг друга и увидеть пути дальнейшего психологического роста (обсуждение домашнего задания).

  • Упражнения на овладение навыком. Цель: дать участникам возможность испытать специфические переживания, связанные с применением изучаемого навыка.

  • Разыгрывание и анализ проблемных ситуаций. Цель: дать участникам возможность включить изучаемый навык в контекст поведения в конкретной ситуации, научиться выбирать соответствующий стиль поведения в проблемной ситуации.

  • Анализ аудио- (видео-) материалов Цель: закрепить полученные в ходе занятия ощущения, выступив « экспертом» по поведению другого человека.

  • Обсуждение итогов работы по теме. Цель: получить обратную связь от участников группы, дать им возможность выразить чувства, возникшие в ходе занятия и создать у них ощущение, что их мнения и впечатления важны для каждого.

  • Домашнее задание Цель: продолжение психологической работы участников группы в течение перерыва между занятиями.


Содержание лабораторных занятий по теме № 2

«Социально – психологический тренинг межличностных отношений»
Лабораторное занятие № 2.1.

«Коммуникативные барьеры»

  1. Коллективное обсуждение вопросов темы и результатов выполнения домашнего задания.

  2. Первоначальная формулировка коммуникативных проблем, возникающих в реальной жизни у участников группы в процессе межличностного общения.

  3. Освоение навыка группового обсуждения сформулированных проблем и выработки единого мнения по поводу профессионально и личностного значимых качеств психолога.

  4. Освоение навыков выявления (осознания) коммуникативных барьеров (внутренних и внешних), затрудняющих общение в группе и поиска путей их преодоления.

  5. Освоение навыков и техник приема и подачи обратной связи в группе по поводу переживаемого опыта взаимодействия «здесь и сейчас».

  6. Оценка эффективности проделанной работы.


Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Понятие общения, его функции, виды, уровни, структура, средства.

  2. Понятие СПТ межличностного взаимодействия (общения); история его формирования.

  3. Основные понятия «Т-группы»: обучающая лаборатория; обучение тому, как учиться; «здесь и теперь».

  4. Методические основы организации Т-групп: поведение руководителя; коммуникативные умения; структурированный подход; применение в организациях; оценка эффективности.

  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск