Гуда Алина Сергеевна
5 курс, факультета педагогики и методики начального образования
ФГБОУ ВПО «Таганрогский государственный педагогический
институт имени А.П. Чехова»
Педагогические методы коррекции различных нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — дети состояние здоровья которых, препятствует освоению образовательных программ общего образования вне специальных условий обучения и воспитания. Это дети-инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.
Программа коррекционной работы направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом или психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы начального общего образования.
Коррекционная работа - активное воздействие на процесс формирования личности в детском возрасте и сохранение ее индивидуальности, осуществляемое на основе совместной деятельности учителя начальных классов, других учителей-предметников, педагога-психолога, логопеда, врачей, социального педагога и других специалистов.
Специалисты вносят вклад в реализацию поддержки детей с ОВЗ и организации их надомного обучения. Так учитель-логопед определяет формы и содержание обучения на дому, проводит индивидуальные занятия с ребенком по коррекции речевой функциональной системы. В содержание любой программы коррекционно-развивающей работы, составленной учителем-логопедом, входит следующее:
-сведения о самом ребенке и о семье, в которой он воспитывается; -результаты первичного логопедического и педагогического обследования, включающие собранный специалистами и врачами, обслуживающими ребенка; -учебный план обучения ребенка с ОВЗ;
-перспективное планирование коррекционно-развивающей и логопедической работы (поквартально);
-поурочное планирование;
-примерный план конспект комплексного логопедического занятия;
-консультации и материалы для практических занятий с родителями; -мониторинг результатов совместной деятельности в триаде «логопед - ребенок с ОВЗ – родители» (в конце учебного года).
Планирование основных направлений в коррекционно-развивающей и логопедической работе зависит от основного и сопутствующих диагнозов у ребенка с ОВЗ. Развитие импрессивной речи. Расширение объема понимания обращенной речи и пассивного словаря названиями предметов окружающей действительности, действий с ними (члены семьи, предметы быта, игрушки). Формирование умения соотносить предметы с их словесным обозначением согласно грамматической форме единственного и множественного числа существительных и глаголов.
Развитие экспрессивной речи. Развитие диалогической речи, обучение навыку отвечать на вопросы «Кто это? Что это?», используя правильно произносимые слова. Развитие сенсорных представлений, мелкой моторики. Ознакомление с геометрическими формами (шар, куб, кирпич) и обучение подбору геометрических фигур по подобию. Формирование понятия «большой, маленький, меньше, средний» и обучение подбору больших и маленьких предметов по подобию. Обучение выполнению манипуляций с 3-х составной матрешкой, 3-х составной пирамидкой, средним конструктором (башня из 3-4 кубиков). Развитие восприятия цвета. Узнавание, подбор и дифференциация предметов красного, синего, желтого, зеленого цвета. Обучение навыкам счета от 1 до 3. Развитие кинестетических ощущений и осязания пальцев и кистей рук с помощью укрепляющего, щеточного массажа, пальчиковой гимнастики.
Воспитание слухового восприятия, внимания, памяти. Формирование внимания к неречевым звукам; умения вслушиваться в речь и давать ответные двигательные реакции.
Воспитание зрительного восприятия, внимания, памяти. Развитие оптико-пространственной функции, воспитание навыков фиксации взгляда на объекте (в положении лежа). Развитие зрительного внимания при обязательном тактильном контакте ребенка с изучаемым предметом. Развитие общих речевых навыков, просодической стороны речи. Формирование навыка выполнения длительного и краткого толчкообразного выдоха в положении лежа. Нормализация тонуса мышц (расслабление оральной мускулатуры и языка путем логопедического и точечного массажа). Развитие моторики артикуляционного аппарата путем пассивной и активной артикуляционной гимнастики. Стимуляция голосовых реакций. Стимуляция эмоционального общения.
Развитие зрительно-моторной координации. Работа по нормализации положения кисти и пальцев рук, развитие хватательной функции рук, кинестетических ощущений и осязания пальцев и кистей рук с помощью щеточного массажа.
Большое значение при работе с семьёй этого ребенка логопед отдает совместным прогулкам, домашним чаепитиям, воскресным играм, обучению мамы простейшим приемам пальчикового массажа. Ближайшее семейное окружение ребенка имеет возможность обучиться методам и приемам психологической коррекции, адекватной оценке возможностей ребенка, получить консультации по установлению правильных детско-родительских отношений.
Программа коррекционной работы предполагает:
• выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;
• осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
• возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении.
В школах должно быть организовано интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в одном классе с детьми, не имеющими нарушений развития.
Детям-инвалидам, по состоянию здоровья временно или постоянно не имеющим возможности посещать образовательное учреждение, должны быть созданы необходимые условия для получения образования по полной общеобразовательной или индивидуальной программе на дому.
Обучение и коррекция развития детей с ограниченными возможностями здоровья должна осуществляться по индивидуальным образовательным программам, разработанным на базе основных общеобразовательных программ и специальных (коррекционных) образовательных программ с учетом психофизических особенностей и возможностей таких обучающихся.
При организации получения образования детьми этой категории в обычном классе должны использоваться возможности их обучения в установленном порядке по индивидуальному учебному плану. Также обеспечиваться участие всех детей с ограниченными возможностями здоровья, независимо от степени выраженности нарушений их развития, вместе с нормально развивающимися детьми в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий.
Обеспечить комплексное психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья на протяжении всего периода их обучения.
В школах обучение должно происходить по следующим этапам.
Подготовительный. На данном этапе идет принятие согласованного решения о возможности организации интегрированного обучения, психологическое просвещение участников учебного процесса через разработку рекомендаций для родителей и педагогов;
Диагностический. Выявление психологических особенностей ребенка, условий среды, окружения. Методы – опрос, наблюдение, изучение детско-родительских взаимоотношений, специализированная психологическая диагностика.
Прогностический. Обоснованное прогнозирование трудностей, выбор специальных мер, подходов (индивидуальные консультации с педагогами и родителями).
Организационный. Составление коррекционно-развивающей программы.
Практический. Реализация конкретных программ и мероприятий по развитию, коррекции и обучения (классные часы, индивидуальные и групповые занятия с психологом).
Повторная диагностика. Диагностика достижений, психологических новообразований ребенка, степени адаптированности ребенка.
Аналитический. Оценка реализации коррекционной программы, перспективное планирование дальнейшей работы (аналитические отчеты).
Планируемые результаты коррекционной работы:
-соответствие уровня психического, умственного, физического развития ребенка возрастной норме;
-повышение учебной мотивации;
-снижение трудностей психологической адаптации к школе и школьным требованиям;
-организованность поведения ребенка;
-позитивные тенденции личностного развития.
Важным моментом реализации программы коррекционной работы является кадровое обеспечение. Коррекционная работа должна осуществляться специалистами соответствующей квалификации, имеющими специализированное образование и педагогами, прошедшими обязательную курсовую или другие виды профессиональной подготовки в рамках обозначенной темы.
Литература
1. Лисина М.И. Пути влияния семьи и детского учреждения на становление личности дошкольника /Психологические основы формирования личности в условиях воспитания. Москва.- 1979.-С. 26-31.
2. Дружинин В.Л. Психология семьи. Москва.-1996.-С. 41-47. |