Программа коррекционной работы направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом или психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья





Скачать 67.93 Kb.
НазваниеПрограмма коррекционной работы направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом или психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья
Дата публикации13.10.2013
Размер67.93 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Психология > Программа
Гуда Алина Сергеевна

5 курс, факультета педагогики и методики начального образования

ФГБОУ ВПО «Таганрогский государственный педагогический

институт имени А.П. Чехова»

Педагогические методы коррекции различных нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — дети состояние здоровья которых, препятствует освоению образовательных программ общего образования вне специальных условий обучения и воспитания. Это дети-инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.

Программа коррекционной работы направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом или психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы начального общего образования.

Коррекционная работа - активное воздействие на процесс формирования личности в детском возрасте и сохранение ее индивидуальности, осуществляемое на основе совместной деятельности учителя начальных классов, других учителей-предметников, педагога-психолога, логопеда, врачей, социального педагога и других специалистов.

Специалисты вносят вклад в реализацию поддержки детей с ОВЗ и организации их надомного обучения. Так учитель-логопед определяет формы и содержание обучения на дому, проводит индивидуальные занятия с ребенком по коррекции речевой функциональной системы. В содержание любой программы коррекционно-развивающей работы, составленной учителем-логопедом, входит следующее:

-сведения о самом ребенке и о семье, в которой он воспитывается; -результаты первичного логопедического и педагогического обследования, включающие собранный специалистами и врачами, обслуживающими ребенка; -учебный план обучения ребенка с ОВЗ;

-перспективное планирование коррекционно-развивающей и логопедической работы (поквартально);

-поурочное планирование;

-примерный план конспект комплексного логопедического занятия;

-консультации и материалы для практических занятий с родителями; -мониторинг результатов совместной деятельности в триаде «логопед - ребенок с ОВЗ – родители» (в конце учебного года).

Планирование основных направлений в коррекционно-развивающей и логопедической работе зависит от основного и сопутствующих диагнозов у ребенка с ОВЗ. Развитие импрессивной речи. Расширение объема понимания обращенной речи и пассивного словаря названиями предметов окружающей действительности, действий с ними (члены семьи, предметы быта, игрушки). Формирование умения соотносить предметы с их словесным обозначением согласно грамматической форме единственного и множественного числа существительных и глаголов.

Развитие экспрессивной речи. Развитие диалогической речи, обучение навыку отвечать на вопросы «Кто это? Что это?», используя правильно произносимые слова. Развитие сенсорных представлений, мелкой моторики. Ознакомление с геометрическими формами (шар, куб, кирпич) и обучение подбору геометрических фигур по подобию. Формирование понятия «большой, маленький, меньше, средний» и обучение подбору больших и маленьких предметов по подобию. Обучение выполнению манипуляций с 3-х составной матрешкой, 3-х составной пирамидкой, средним конструктором (башня из 3-4 кубиков). Развитие восприятия цвета. Узнавание, подбор и дифференциация предметов красного, синего, желтого, зеленого цвета. Обучение навыкам счета от 1 до 3. Развитие кинестетических ощущений и осязания пальцев и кистей рук с помощью укрепляющего, щеточного массажа, пальчиковой гимнастики.

Воспитание слухового восприятия, внимания, памяти. Формирование внимания к неречевым звукам; умения вслушиваться в речь и давать ответные двигательные реакции.

Воспитание зрительного восприятия, внимания, памяти. Развитие оптико-пространственной функции, воспитание навыков фиксации взгляда на объекте (в положении лежа). Развитие зрительного внимания при обязательном тактильном контакте ребенка с изучаемым предметом. Развитие общих речевых навыков, просодической стороны речи. Формирование навыка выполнения длительного и краткого толчкообразного выдоха в положении лежа. Нормализация тонуса мышц (расслабление оральной мускулатуры и языка путем логопедического и точечного массажа). Развитие моторики артикуляционного аппарата путем пассивной и активной артикуляционной гимнастики. Стимуляция голосовых реакций. Стимуляция эмоционального общения.

Развитие зрительно-моторной координации. Работа по нормализации положения кисти и пальцев рук, развитие хватательной функции рук, кинестетических ощущений и осязания пальцев и кистей рук с помощью щеточного массажа.

Большое значение при работе с семьёй этого ребенка логопед отдает совместным прогулкам, домашним чаепитиям, воскресным играм, обучению мамы простейшим приемам пальчикового массажа. Ближайшее семейное окружение ребенка имеет возможность обучиться методам и приемам психологической коррекции, адекватной оценке возможностей ребенка, получить консультации по установлению правильных детско-родительских отношений.

Программа коррекционной работы предполагает:

• выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;

• осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

• возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении.

В школах должно быть организовано интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в одном классе с детьми, не имеющими нарушений развития.

Детям-инвалидам, по состоянию здоровья временно или постоянно не имеющим возможности посещать образовательное учреждение, должны быть созданы необходимые условия для получения образования по полной общеобразовательной или индивидуальной программе на дому.

Обучение и коррекция развития детей с ограниченными возможностями здоровья должна осуществляться по индивидуальным образовательным программам, разработанным на базе основных общеобразовательных программ и специальных (коррекционных) образовательных программ с учетом психофизических особенностей и возможностей таких обучающихся.

При организации получения образования детьми этой категории в обычном классе должны использоваться возможности их обучения в установленном порядке по индивидуальному учебному плану. Также обеспечиваться участие всех детей с ограниченными возможностями здоровья, независимо от степени выраженности нарушений их развития, вместе с нормально развивающимися детьми в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий.

Обеспечить комплексное психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья на протяжении всего периода их обучения.

В школах обучение должно происходить по следующим этапам.

Подготовительный. На данном этапе идет принятие согласованного решения о возможности организации интегрированного обучения, психологическое просвещение участников учебного процесса через разработку рекомендаций для родителей и педагогов;

Диагностический. Выявление психологических особенностей ребенка, условий среды, окружения. Методы – опрос, наблюдение, изучение детско-родительских взаимоотношений, специализированная психологическая диагностика.

Прогностический. Обоснованное прогнозирование трудностей, выбор специальных мер, подходов (индивидуальные консультации с педагогами и родителями).

Организационный. Составление коррекционно-развивающей программы.

Практический. Реализация конкретных программ и мероприятий по развитию, коррекции и обучения (классные часы, индивидуальные и групповые занятия с психологом).

Повторная диагностика. Диагностика достижений, психологических новообразований ребенка, степени адаптированности ребенка.

Аналитический. Оценка реализации коррекционной программы, перспективное планирование дальнейшей работы (аналитические отчеты).

Планируемые результаты коррекционной работы:

-соответствие уровня психического, умственного, физического развития ребенка возрастной норме;

-повышение учебной мотивации;

-снижение трудностей психологической адаптации к школе и школьным требованиям;

-организованность поведения ребенка;

-позитивные тенденции личностного развития.

Важным моментом реализации программы коррекционной работы является кадровое обеспечение. Коррекционная работа должна осуществляться специалистами соответствующей квалификации, имеющими специализированное образование и педагогами, прошедшими обязательную курсовую или другие виды профессиональной подготовки в рамках обозначенной темы.

Литература

1. Лисина М.И. Пути влияния семьи и детского учреждения на становление личности дошкольника /Психологические основы формирования личности в условиях воспитания. Москва.- 1979.-С. 26-31.

2. Дружинин В.Л. Психология семьи. Москва.-1996.-С. 41-47.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа коррекционной работы направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом или психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья  iconПрактическая работа по реализации программы коррекционной работы
Она направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями...
Программа коррекционной работы направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом или психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья  iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом...
Программа коррекционной работы направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом или психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья  iconСанитарно-гигиенических, лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий
Минобрнауки России от 27. 10. 2011 №2562 (далее -типовое положение о доу), к основным задачам доу относится осуществление деятельности...
Программа коррекционной работы направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом или психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья  iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Психологическая коррекция...
Формирование системы научных представлений, общетеоретических знаний и практических навыков о методах психологической коррекции детей...
Программа коррекционной работы направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом или психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья  iconПрограмма коррекционной работы (1- 4 классы). Обеспечение условий...
Критерий 5 «Обеспечение доступности качественного образования обучающимися с разными потребностями и возможностями (одаренные и талантливые...
Программа коррекционной работы направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом или психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья  iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Коррекционной педагогики проводит Открытый виртуальный творческий конкурс рисунков и поделок детей с ограниченными возможностями...
Программа коррекционной работы направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом или психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья  iconУчебно-методический комплекс по модулю в3 «Методы психологической коррекции и реабилитации»
Цель: формирование системы научных представлений, общетеоретических знаний и практических навыков о методах психологической коррекции...
Программа коррекционной работы направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом или психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья  iconГосударственное специальное (коррекционное) для обучающихся воспитанников...
Особенности профориентационной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате
Программа коррекционной работы направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом или психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья  iconМкс(к)оу для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями...
Теоретические подходы к проблеме развития связной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья с. 7-11
Программа коррекционной работы направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом или психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья  iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Лицензия до г. Москвы серия а №281925, выдана 30. 01. 2008 года за регистрационным №023428 на право осуществления образовательной...
Программа коррекционной работы направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом или психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья  iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Нялинской специальной (коррекционной) школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными...
Программа коррекционной работы направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом или психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья  iconЗа уклонение от исполнения которых предусмотрена ответственность
Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом,...
Программа коррекционной работы направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом или психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья  iconУрока для детей с ограниченными возможностями здоровья по теме «Man-made wonders of the world»
Методическая разработка дистанционного урока для детей с ограниченными возможностями здоровья по теме
Программа коррекционной работы направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом или психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья  iconУтверждён на педагогическом совете школы
План работы областного государственного образовательного бюджетного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения...
Программа коррекционной работы направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом или психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья  iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Создание адаптивной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях сельской коррекционной школы интерната»
Программа коррекционной работы направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом или психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья  iconТема: использование здоровьесберегающих технологий в обучении, воспитании,...
Создание оптимальных условий для развития личности каждого учащегося с ограниченными возможностями здоровья в различных видах деятельности...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск