Скачать 279.04 Kb.
|
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» Музыкально-педагогический факультет Кафедра истории и теории музыки и музыкального образования Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению 050100 «Педагогическое образование» (программа «Педагогика и психология дополнительного музыкального образования») Очная форма обучения Москва 2012 Утверждаю Проректор по учебной работе ГБОУ ВПО МГПУ _______________ Иванова Т. С. _______________________2012 г. Составители: кандидат педагогических наук, доцент Е. В. Лукина кандидат педагогических наук, доцент Н. Н. Телышева Рецензенты: доктор педагогических наук, профессор А. И. Савостьянов доктор педагогических наук, профессор Е. А. Бодина Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению 050100 «Педагогическое образование» («Педагогика и психология дополнительного музыкального образования») обсуждена и утверждена на заседании кафедры истории и теории музыки и музыкального образования (протокол № ___от_______). Утверждена Ученым советом музыкально-педагогического факультета (протокол № ___от_______). Пояснительная записка Настоящая программа составлена на основе требований к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра педагогики, определяемых действующим образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению «Педагогическое образование». Поступающий в магистратуру по направлению 050100 «Педагогическое образование» (программа «Педагогика и психология дополнительного музыкального образования») представляет на кафедру реферат по самостоятельно выбранной психолого-педагогической проблеме (с учетом направления и профиля) и проходит междисциплинарное комплексное вступительное испытание в форме собеседования. Требования к реферату Реферат должен быть выполнен на актуальную тему, связанную с научными интересами поступающего в магистратуру. Во введении должен быть определен научный аппарат исследования: объект, предмет, цель, гипотеза, задачи, методы исследования. В основной части реферата автор должен представить анализ изученной литературы в соответствии с целью и задачами исследования, а также анализ опыта и резервов практического решения этой проблемы. В заключении должны быть сформулированы выводы по проведенному исследованию, соответствующие поставленным в нем задачам. Реферат завершается списком литературы, на которую в реферате имеются ссылки, а также изученной в процессе его написания. Объем реферата – около 20 страниц текста, напечатанного 14 кеглем через полтора интервала. Реферат сдается на кафедру для рецензирования не позже срока окончания приема документов (до начала консультаций и вступительного собеседования). Если поступающий в магистратуру имеет публикации, то он представляет их вместе с рефератом. Требования к собеседованию Междисциплинарное комплексное вступительное испытание в форме собеседования по направлению 050100 «Педагогическое образование» (программа «Педагогика и психология дополнительного музыкального образования») включает в себя два вопроса: один по педагогике или психологии (по выбору комиссии), второй – по теме реферата. Результаты собеседования оцениваются предметной комиссией комплексно по 100-балльной шкале. Результат собеседования ниже 60 баллов считается неудовлетворительным. На собеседовании поступающий в магистратуру должен продемонстрировать следующие компетенции: - целостное психолого-педагогическое знание, отражающее современный уровень развития педагогики, психологии и образования; - свободное владение основными понятиями педагогики и психологии; - умение устанавливать связь теоретических положений педагогики и психологии с практикой; - владение методами научно-исследовательской работы (в собеседовании по реферату). Критерии комплексной оценки результатов вступительного испытания: 81 — 100 баллов: Абитуриент демонстрирует высокий уровень владения теоретическими знаниями; свободно ориентируется в вопросах педагогики и психологии. В ответе абитуриент апеллирует к первоисточникам, трудам классиков и современных исследователей, проявляет умение доказательно объяснять педагогические факты и явления в исторической ретроспективе, а также с точки зрения новейших достижений педагогики. В ответе абитуриента прослеживаются межпредметные связи. Абитуриент обнаруживает умение критично относиться к научной информации, высказывает собственные суждения относительно дискуссионных вопросов, неустоявшихся научных определений и дефиниций, проявляя собственную профессиональную позицию. Ответ иллюстрируется соответствующими примерами, что свидетельствует об умении абитуриента анализировать собственную педагогическую деятельность, делать адекватные выводы и умозаключения. Ответ абитуриента логически выстроен, речь грамотная, осмыслено использует в суждениях научную и профессиональную терминологию, не затрудняется в ответах на вопросы комиссии. 66 — 80 баллов: Абитуриент демонстрирует достаточно высокий уровень овладения теоретическими знаниями, ориентируется в вопросах педагогики. В ответе абитуриент апеллирует к первоисточникам, трудам классиков и современных исследователей, проявляет умение доказательно объяснять социально-педагогические факты и явления в исторической ретроспективе и с точки зрения новейших достижений педагогики. Однако испытуемый допускает неточности, которые устраняются в ходе ответов на дополнительные вопросы экзаменаторов. В ответе абитуриента прослеживаются межпредметные связи. Абитуриент обнаруживает среднее умение критично относиться к научной информации, высказывает собственные суждения относительно дискуссионных вопросов, проявляя собственную профессиональную позицию. Ответ иллюстрируется соответствующими примерами, что свидетельствует об умении абитуриента анализировать собственную педагогическую деятельность, делать адекватные выводы и умозаключения. Ответ абитуриента логически выстроен, речь грамотная, осмыслено использует в суждениях научную и профессиональную терминологию, но, иногда затрудняется в ответах на вопросы экзаменаторов. 51 — 65 баллов: Абитуриент знает основной материал, но испытывает трудности в его самостоятельном воспроизведении, не всегда уверенно ориентируется в вопросах педагогики и психологии. Испытывает трудности в объяснении педагогических фактов и явлений в исторической ретроспективе и с точки зрения новейших достижений педагогики. В ответе редко апеллирует к первоисточникам, трудам классиков и современных исследователей. В ответе абитуриента межпредметные связи прослеживаются слабо. Высказывает собственные суждения относительно дискуссионных вопросов лишь при помощи дополнительных наводящих вопросов экзаменатора, проявляет слабо сформированную профессиональную позицию. Затрудняется в подкреплении высказываемых теоретических положений примерами, но может справиться с затруднениями под руководством преподавателя. Нарушена логика выстраивания ответа. Допускает неточности в использовании научной и профессиональной терминологии. 0 — 50 баллов: Абитуриентом не усвоена большая часть материала, имеются отдельные представления о нем. Не ориентируется в вопросах педагогики и психологии. В ответе не апеллирует к первоисточникам, имеет слабые, отрывочные представления о трудах классиков и современных исследователей. Абитуриент не проявляет умения доказательно объяснить педагогические факты и явления в исторической ретроспективе и с точки зрения новейших достижений педагогики. В ответе абитуриента не прослеживаются межпредметные связи. Отсутствует умение критично относиться к научной информации, не имеет собственных суждений относительно дискуссионных вопросов, в ответах не проявляется собственная профессиональная позиция по рассматриваемым вопросам. Отрывочные теоретические высказывания абитуриент не иллюстрирует соответствующими примерами, что свидетельствует о неумении анализировать собственную педагогическую деятельность, делать адекватные выводы. В выстраивании ответа логика отсутствует. Абитуриент не владеет научной и профессиональной терминологией. Испытывает значительные затруднения в ответах практически на все вопросы комиссии. Все вопросы, касающиеся несогласия абитуриентов с полученной оценкой в баллах, решаются Апелляционной комиссией. Заявления на апелляцию принимаются лично от абитуриента в день объявления результатов собеседования. Примерные темы рефератов для поступающих в магистратуру
Содержание программы «ПЕДАГОГИКА» Раздел 1. Общие основы педагогики Общее представление о педагогике как науке. Педагогика в системе наук о человеке. Связь педагогики с другими областями научного знания. Объект, предмет, задачи педагогики. Категориальный аппарат педагогики: образование, воспитание, обучение, развитие, самовоспитание, самообразование, социализация, педагогическая система, педагогическая деятельность, педагогическая задача, педагогическое взаимодействие и др. Приоритетные понятия современной педагогики: мир, жизнь, человек, земля, семья, экология, сотрудничество, защита Родины, общечеловеческих ценностей, самосовершенствование и др. Структура и содержание педагогического знания. Взаимосвязь педагогической науки и практики. Практическая обусловленность научно-педагогического знания. Понятие образования, его составляющие. Социокультурная направленность образования. Современное понимание цели образования. Формирование и развитие гармонически развитой личности ребенка как важнейшего результата целостного образовательного процесса. Структура целостного образовательного процесса: взаимосвязь основного и дополнительного образования, их специфика. Искусство в системе основного и дополнительного образования. Нормативно-правовое обеспечение образования. Закон РФ «Об образовании» как основополагающий нормативный документ. Международная конвенция о правах ребенка. Правовое обеспечение профессиональной педагогической деятельности в системе основного и дополнительного образования. Нормативно-правовое обеспечение модернизации всех звеньев отечественной образовательной системы. Раздел 2. История педагогики и образования История педагогики и образования как область научного знания. Предмет, задачи, хронология истории педагогики. Особенности развития образования и педагогической мысли в различные культурно-исторические эпохи. Формирование и развитие педагогических представлений и идей о воспитательном значении искусства. Зарождение и развитие педагогической мысли в древности. Изменение идейной направленности педагогики в средние века. Истоки отечественных педагогических идей, их развитие в педагогике Древней Руси. Новые педагогические установки эпохи Возрождения. Развитие педагогической мысли в эпоху Просвещения. Изменение идейной ориентации отечественной педагогики и образования в ХУIII в. Педагогические идеи Нового и Новейшего времени в России и за рубежом. Дифференциация основного и дополнительного образования в отечественной и зарубежной школе. Особенности современного развития образования и педагогической мысли. Новые тенденции в развитии отечественной школы. Развитие педагогики искусства как специфической области педагогической науки и практики. Пути модернизации основного и дополнительного образования на современном этапе. Раздел 3. Теория обучения Сущность процесса обучения. Содержание обучения его основные характеристики. Реализация содержания образования в учебных планах, учебных программах и учебниках. Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения. Закономерности и принципы обучения. Методы и средства обучения. Репродуктивные и продуктивные методы обучения. Формы организации обучения в современной дидактике. Урок как основная форма обучения в современной школе. Оценка как элемент управления качеством образования и форма фиксации результатов учебной деятельности учащихся. Другие формы оценивания и стимулирования результативности обучения. Понятие успешности обучения. Современные педагогические технологии обучения. Информационные и коммуникационные технологии в обучении. Компьютерные технологии как обязательный компонент обучения в современной школе. Формы обучения, их взаимосвязь и творческое применение в учебном процессе. Педагогический потенциал искусства и его реализация в учебном процессе. Специфика обучения на уроках искусства. Особенности обучения искусству на внеклассных занятиях. Специфика внеклассных занятий музыкой, их компенсаторная функция. Формы внеклассных занятий. Взаимосвязь обучения на уроках и внеклассных занятиях как условие эффективности музыкального образования, углубления его содержания, разнообразия методов и форм работы с учащимися. Раздел 4. Теория воспитания Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса. Закономерности и принципы воспитания. Методы воспитания и их классификация. Специфика воспитательной работы в современной школе. Основные направления воспитательной работы с детьми. Проблема формирования у детей духовно - нравственных ценностей как результата масштабного постижения искусства на уроках и во внеклассной деятельности. Особенности педагогического руководства воспитанием и самовоспитанием школьников в разные возрастные периоды. Гармонически развитая личность учащегося как целевой ориентир воспитания. Проблема формирования эмоционально-волевой сферы личности. Воспитывающая среда и ее влияние на личность. Педагогическое сотрудничество в воспитании. Личностно-ориентированная коллективная, групповая и индивидуальная творческая деятельность учащихся на уроках искусства. Приоритетность мелкогрупповой и индивидуальной работы с учащимися в системе дополнительного образования. Специфика практической художественно-эстетической деятельности учащихся в системе дополнительного образования. Внеклассная воспитательная работа, ее цели и задачи. Особенности организации и содержания воспитательной работы в системе дополнительного образования. Основные виды и формы внеклассной воспитательной работы. Реализация воспитательных резервов искусства во внеурочной деятельности учащихся. |