Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Московский государственный гуманитарный университет
имени М. А. Шолохова"
Утверждаю зав.кафедрой
_______________________
___________(ФИО) Решение заседания
кафедры Протокол № _1_
«_03_» __сентября__2012_г.
Программа модуля «Логопедическая помощь в раннем возрасте» Направление: 050700 «Специальное дефектологическое образование» Профиль: логопедия Составители: __ Архипова Е.Ф., профессор__
(Ф.И.О., должность)
Москва-2012
1. Пояснительная записка Основные цели и задачи курса.
Цель: формирование у студентов следующей компетенции:
подготовка к следующим видам профессиональной деятельности: коррекционно-педагогическая; диагностико-консультативная; исследовательская; культурно-просветительская.
Задачи:
овладение следующими навыками в области коррекционно-педагогической деятельности: компенсация и коррекция нарушений в развитии;
изучение процессов образования, развития, абилитации, реабилитации и социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья;
построение и корректировка индивидуальной программы развития, образования и коррекционной работы на основе психолого-педагогической диагностики лиц с ограниченными возможностями здоровья;
осуществление психолого-педагогического сопровождения.
Объем в ЗЕ: 3 кредита
Время изучения: курс 1, семестр 1
Взаимосвязь с другими модулями:
Необходимым условием обучения данному ОМ является успешное освоение модулей: Педагогические системы образования детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, Инновационные технологии в обучении детей с нарушениями развития, Психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями развития, Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Данный модуль является базой для изучения следующих ОМ:
Современные аспекты отечественной и зарубежной логопедии
Индивидуальные формы логопедической работы
Семейное воспитание детей с нарушениями речи
Педагогические системы воспитания детей с нарушениями речи
Нарушения речи у детей с задержкой психического развития
Нарушения речи у умственно отсталых детей
Организация помощи детям с детским церебральным параличом
Групповая принадлежность ОМ: профессиональный ОМ
Кластерная принадлежность ОМ: инструментальный
Модуль направлен на формирование следующих компетенций (не более трех):
Осознание социальной значимости своей профессии, стремление к выполнению профессиональной деятельности, способность к эмпатии, адекватному восприятию лиц с ОВЗ;
Способность к осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в условиях специальных (коррекционных) учреждений.
Модуль направлен на решение следующих профессиональных задач:
Осуществление профессиональной деятельности.
Организация коррекционно-развивающего и коррекционно-образовательного процесса.
Формы освоения ОМ (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля)
при прохождении модуля обязательно использование инновационных форм учебной работы, активных методов обучения, форм контекстного обучения
Формы контрольных и учебных заданий: (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля):
1 уровень сложности: тесты с закрытой формой задания (с однозначным и многозначным выбором ответа); тесты идентификации; устный и письменный опрос; тесты на соответствие; тесты с заданиями на группировку информации; тесты с заданиями установление последовательности; тесты на дополнение; тесты с заданиями на исключение лишнего; тесты перекрестного выбора; классификация; ранжирование;
2 уровень сложности: имитационное упражнение; реферирование, тезирование, планирование текста, конспектирование, аннотирование; анализ различных типов данных; структурирование проблемы, Synectics, исторический анализ, эксперимент;
3 уровень сложности: эссе, проект
Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы:
70/30 % - инструментальный кластер
Технологическая карта образовательного модуля
Компетенции
(шифр)
| Тема
| Лекции (групповая работа)
| Семинарские занятия (групповая, звеньевая работа)
| Практические занятия *
(групповая, звеньевая работа)
| Самостоятельная работа (индивидуальная работа)
| Контроль
|
Компетенция 1
| Раннее выявление и коррекция отклонений в развитии детей.
|
Конспекты, презентации
|
Задания 1 и 2 уровня сложности
|
Задания 1 и 2 уровня сложности
|
Рабочая тетрадь, конспекты лит.источни-ков, рефераты
| Контрольный опрос,
аудиторные контрольные работы, промежуточ-ное тестиро- вание
| Компетенция 2
| Конспекты, презентации
| Задания 1 и 2 уровня сложности
| Задания 1 и 2 уровня сложности
| Рабочая тетрадь
| Контрольный опрос,
аудиторные контрольные работы
|
Компетенция 1
| Основные проблемы ранней диагностики и ранней коррекции нарушений в развитии.
|
Конспекты, презентации
|
Задания 1 и 2 уровня сложности
|
Задания 1 и 2 уровня сложности
|
Рабочая тетрадь, конспекты лит.источни-ков, рефераты
| Контрольный опрос,
аудиторные контрольные работы
промежуточ-ное тестирование
| Компетенция 2
| Конспекты, презентации
| Задания 1 и 2 уровня сложности
| Задания 1 и 2 уровня сложности
| Рабочая тетрадь, рефераты
| Контрольный опрос,
аудиторные контрольные работы,
промежуточ-ное тестирование, итоговое тестирование
|
Компетенция 1
| Технологии коррекционно-развивающей работы с детьми младенческого, раннего возраста.
| Конспекты, презентации
| Задания 1 и 2 уровня сложности
| Задания 1 - 3 уровня сложности
| Рабочая тетрадь,
практические задания
| Контрольный опрос,
промежуточ-ное тестирование, итоговое тестирование
| Компетенция 2
| Конспекты, презентации
| Задания 1 и 2 уровня сложности
| Задания 2 - 3 уровня сложности
| Рабочая тетрадь, конспекты лит.источни-ков, рефераты,
| Контрольный опрос,
Промежуточ-ное тестирование, итоговое тестирование
| 2. Объем модуля и виды учебной работы
(по каждой форме обучения)
Очная форма обучения
Факультет/
направление
| Название модуля
| Вид учебной работы
| Кол-во часов
| Семестр
| Аудитор
ные
| Самост. работа
| Дефектологический /Специальное дефектологическое образование
| Логопедическая помощь в раннем возрасте
| Лекции
| 20
| 20
| 1
| Практические/семинарские
| 34
| 34
| 1
| Лабораторные
| -
| -
|
| Консультации
| -
|
|
| Курсовые/рефераты
| -
|
|
| Контрольные работы
|
|
|
| Итоговый контроль
зачет
| зачет
|
| 1
| Общий объем часов по дисциплине
| 54
| 54
|
|
Очно-заочная форма обучения
Факультет/
направление
| Название модуля
| Вид учебной работы
| Кол-во часов
| Семестр
| Аудитор
ные
| Самост. работа
| Дефектологический /Специальное дефектологическое образование
| Логопедическая помощь в раннем возрасте
| Лекции
| 14
| 30
| 1
| Практические/семинарские
| 24
| 42
|
| Лабораторные
|
|
|
| Консультации
|
|
|
| Курсовые/рефераты
|
|
|
| Контрольные работы
|
|
|
| Итоговый контроль
зачет
| зачет
|
| 1
| Общий объем часов по дисциплине
| 38
| 72
|
|
Заочная форма обучения
Факультет/
направление
| Название модуля
| Вид учебной работы
| Кол-во часов
| Семестр
| Аудитор
ные
| Самост. работа
| Дефектологический /Специальное дефектологическое образование Дефектологический /Специальное дефектологическое образование
| Логопедическая помощь в раннем возрасте
| Лекции
| 4
| 44
| 1
| Практические/семинарские
| 6
| 54
| 1
| Лабораторные
|
|
|
| Консультации
|
|
|
| Курсовые/рефераты
|
|
|
| Контрольные работы
|
|
|
| Итоговый контроль
Зачет
|
|
| 1
| Общий объем часов по дисциплине
| 10
| 98
|
|
3. Содержание модуля/ дисциплины
3.1. Разделы модуля/ дисциплины и виды занятий (по каждой форме обучения)
Очная форма обучения
№ п/п
| Наименование раздела ОМ/ УД
| Лекции
| Практич занятия
| Самостоят работа
| 1
| Раннее выявление и коррекция отклонений в развитии детей.
| 14
|
| 25
| 2
| Основные проблемы ранней диагностики и ранней коррекции нарушений в развитии.
| 6
| 22
| 25
| 3
| Технологии коррекционно-развивающей работы с детьми младенческого, раннего возраста.
|
| 22
| 24
|
|
| 20
| 34
| 54
|
Очно-заочная форма обучения
№ п/п
| Наименование раздела ОМ/ УД
| Лекции
| Практич занятия
| Самостоят работа
| 1
| Раннее выявление и коррекция отклонений в развитии детей.
| 10
|
| 30
| 2
| Основные проблемы ранней диагностики и ранней коррекции нарушений в развитии.
| 4
| 8
| 22
| 3
| Технологии коррекционно-развивающей работы с детьми младенческого, раннего возраста.
|
| 16
| 20
|
|
| 14
| 24
| 72
|
Заочная форма обучения
№ п/п
| Наименование раздела ОМ/ УД
| Лекции
| Практич занятия
| Самостоят работа
| 1
| Раннее выявление и коррекция отклонений в развитии детей.
| 2
|
| 34
| 2
| Основные проблемы ранней диагностики и ранней коррекции нарушений в развитии.
| 2
| 2
| 32
| 3
| Технологии коррекционно-развивающей работы с детьми младенческого, раннего возраста.
|
| 4
| 32
|
|
| 4
| 6
| 98
| |