Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 168.1 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации24.10.2013
Размер168.1 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Психология > Программа


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Алтайский государственный университет»

Факультет социологии


УТВЕРЖДАЮ

Первый проректор по учебной работе

________________ (Лаврентьев Г.В.)

«____» _________________ 20___ г.
Программа учебной (педагогической) практики

Направление подготовки «Социальная работа»

Магистерская программа «Теория, история и методология социальной работы»


Квалификация выпускника

Магистр

Барнаул 2011

При разработке программы практики в основу положены:

ФГОС ВПО по направлению подготовки Социальная работа утвержденный Министерством образования и науки РФ «7» февраля 2011 г. № 170

Программа практики одобрена на заседании кафедры социальных технологий, рекламы и управления от «23» июня 2011г., протокол № 10
Заведующий кафедрой социальных технологий,

рекламы и управления (О.Н. Колесникова)


Разработчики:


к.с.н.,профессор

_____________________

(подпись)

(О.Н. Колесникова)


Председатель методической комиссии факультета:

зам. декана по учебной работе

_____________________

(подпись)

(Т.В. Чуканова)

1. Педагогическая практика выполняет системообразующую роль в профессиональной подготовке магистрантов, является реальной основой для интеграции специальных, социальных и психолого-педагогических знаний. Целостность профессиональной подготовки магистранта (будущего преподавателя) предполагает сочетание трех основных областей знания: комплекса специальных дисциплин; психолого-педагогических; методики преподавания в вузе.

Цели производственно-педагогической практики:

  • приобретение педагогического опыта;

  • овладение методами организации учебной деятельности;

  • овладение методами, приемами, средствами организации и управления педагогическим процессом;

  • проведение лекций, семинарских, практических занятий;

  • применение полученных знаний по психологии, педагогике в

учебно-воспитательной работе со студентами.

2. Задачи практики.

Задачами производственно-педагогической практики являются - воспитание профессионально значимых качеств личности педагога, потребности в педагогическом самообразовании и самосовершенствовании;

- формирование и развитие профессиональных умений и навыков;

- формирование организационных навыков работы со студентами;

- развитие навыков научно - исследовательского и творческого подходов к педагогической деятельности.

3. Место практики в структуре ООП магистерской программы:

Для успешного прохождения педагогической практики необходимы знания, умения и навыки, приобретенные магистрантами в процессе освоения дисциплин в бакалавриате: философии, социологии, психологии, политологии, педагогике, культурологи и др. Практика базируется на знаниях, полученных при изучении курса «Педагогика и психология высшей школы». Курс призван подготовить магистрантов к преподавательской деятельности на уровне квалификационных требований, предъявляемых к преподаванию в вузе.

4. Формы проведения практики. Посредством заданий практиканты вводятся в круг реальных проблем профессионального труда преподавателя, знакомятся с реальным содержанием и объемом его работы. Этот вид практики целиком адекватен деятельности преподавателя, поэтому возникает необходимость осмысления таких педагогических явлений, как характер и стиль взаимоотношений преподавателя и студента, интерес к учебе и его отсутствие, процесс преподавания и учения. Анализ причин их возникновения позволит магистранту обратиться к изучению системы образования в вузе, познакомиться с концепцией его развития. Как будущий педагог практикант, используя современные психолого-педагогические методики, целенаправленно изучает студентов своей группы. На основе такого изучения составляет психолого-педагогическую характеристику студенческой группы по теме предстоящего занятия. Собственно практическая работа магистранта по подготовке занятия включает в себя консультации с научным руководителем предметником. Важно научиться целостно подходить к организации проведения занятий как лекционных, так и семинарских.

5. Место и время проведения практики.

Деятельность магистрантов в период практики является аналогом профессиональной деятельности педагога, так как адекватна её содержанию и структуре и организуется в реальных условиях вуза.

Место проведения практики: факультет социологии, кафедры.

Время проведения практики: февраль- март ( 6 недель)

6. Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения практики.

ПК -13: Способность и умение использовать полученные знания в преподавании социологических дисциплин (углубленное знание основных школ и направлений, способность к социологической рефлексии).

В результате прохождения данной практики обучающийся должен приобрести следующие практические навыки, умения, универсальные и профессиональные компетенции:

1. Организационные умения:

- включение студентов в различные виды учебно-познавательной деятельности;

- использование разнообразных методов и приемов организации учебной деятельности студентов (стандартные и нестандартные формы работы педагога в коллективе студентов);

- оптимальное включение индивидуальных и дифференцированных форм работы со студентами (индивидуальные, парные, групповые формы).
2. Конструктивные умения:

- осуществление текущего и перспективного планирования педагогической деятельности (учебных планов и программ, учебной и внеаудиторной работы по предмету и т. д.);

- демонстрация способностей отбора научной информации, учебного материала и оборудования в соответствии с дидактическими принципами при проведении аудиторных занятий со студентами;

- объяснение и изложение содержания нового материала в ясной, доступной и научной, а также логической форме с учетом жизненного опыта и знаний студентов;

- обеспечение последовательности и системности в изложении учебного материала с учетом межпредметных связей;

- организация мыслительной деятельности студентов;

- анализ программ, учебников, методической литературы;

- составление планов-конспектов лекций по предмету;

- установление требований к уровню знаний студентов и диагностика их качества при проведении практических занятий;

- осуществление различных форм контроля знаний студентов;

- разработка и рациональное использование системы поощрений, побуждений и санкций, при организации учебной деятельности;

- оптимальное использование методов и приемов обучения;

- ведение учебно-методической, аналитической документации по предмету и учебно-воспитательному процессу в целом;

- постановка целей и задач учебно-познавательного и воспитательного процесса с учетом концептуальных основ специального предмета и концепции образовательного учреждения в целом;

- использование современных технологий образования для выбора оптимальной стратегии преподавания предмета в зависимости от уровня подготовки обучаемых и целей обучения.

3. Коммуникативные умения:

- создание мотивационной обстановки при организации учебно-познавательной деятельности студентов;

- обеспечение психологического комфорта занятия (применение разнообразных методов и приемов, снижающих утомляемость, а также обеспечивающих рациональный темп и эффективное использование времени);

- установление оптимального коммуникативного фона занятия (деловое и дружеское взаимодействие педагога со студентами, его стиль, лексика обращений, речи в целом);

- обретение опыта взаимоотношений со студентами;

Содержание педагогической практики определяется требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки «Социальная работа».

В соответствии с этими требованиями магистрант должен:

- понимать роль высших учебных заведений в обществе, основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности;

- знать основные законодательные документы, касающиеся системы образования, права и обязанности субъектов учебного процесса (преподавателей, руководителей, студентов);

- понимать концептуальные основы предмета, его место в общей системе знаний и ценностей в учебном плане;

- учитывать в педагогической деятельности индивидуальные различия, включая возрастные, социальные, психологические и культурные;

- обладать знаниями предмета, достаточными для аналитической оценки, выбора и реализации образовательной программы, соответствующей уровню подготовленности студентов, их потребностям, а также - требованиям общества;

- владеть методами организации учебной деятельности;

- владеть методами, приемами, средствами организации и управления учебной деятельности;

- читать лекции, вести практические занятия по социологическим дисциплинам;

- применять полученные знания по общей и социальной психологии в педагогической практике.
Магистрант должен знать:

- сущность процессов обучения и воспитания, их психологические совершенствования мастерства преподавателя и их способы основы;

- пути самосовершенствования;

- методику преподавания своего предмета;

- содержание и структуру вузовских учебных планов, программ, и учебников;

- требования к минимуму содержания и уровню подготовки студентов по предмету, устанавливаемые государственным образовательным стандартом;

- вопросы методики преподавания вузовских курсов по предмету;

- различные подходы к изучению основных тем изучаемого курса, новые технологии обучения;

- методы формирования навыков самостоятельной работы, развития творческих способностей и логического мышления студентов;

- научные основы отдельного курса предмета, историю и методологию соответствующей отрасли науки.
Магистрант должен уметь:

- проектировать, конструировать, организовывать и анализировать свою педагогическую деятельность;

- планировать учебные занятия в соответствии с учебным планом и на основе его стратегии;

- обеспечивать последовательность изложения материала и междисциплинарные связи предмета с другими дисциплинами;

- разрабатывать и проводить различные по форме обучения занятия, наиболее эффективные при изучении соответствующих тем и разделов программы, адаптируя их к разным уровням подготовки студентов;

- отбирать и использовать соответствующие учебные средства для построения технологии обучения;

- анализировать учебную и учебно-методическую литературу и использовать ее для построения собственного изложения программного материала;

- организовывать учебную деятельность студентов, управлять ею и оценивать ее результаты;

- применять основные методы объективной диагностики знаний студентов по предмету, вносить коррективы в процесс обучения с учетом данных диагностики;

- создавать и поддерживать благоприятную учебную среду, способствующую достижению целей обучения;

- развивать интерес студентов и мотивацию обучения, формировать и поддерживать обратную связь.
Магистрант должен иметь представление:

- о методических аспектах предмета в целом, отдельных тем и понятий;

- о методах и приемах составления задач, упражнений, тестов по различным приемам учебного курса;

- связях разделов предмета с соответствующими вузовскими дисциплинами;

- возможностях применений компьютерной техники в учебном процессе;

- принципах построения обучающих и контролирующих программ разного уровня сложности.
7. Структура и содержание практики.

Общая трудоемкость практики составляет 9 зачетных единиц, 324 часа.


п/п

Разделы (этапы) практики

Виды работ на практике, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля

1

Установочная конференция

Знакомство с программой практики, распределение по объектам деятельности




2

Ознакомительный этап

Знакомство с группой студентов, у которых будет проходить практика

Оценка руководителя

3

Подготовительный этап

Составление плана работы на период практики (на основе плана преподавателя – научного руководителя)

Оценка руководителя

4

Практическая деятельность

Проведение лекций и семинарских занятий (не менее 12 часов)

Оценка руководителя

5

Научно-исследовательская работа студентов: обработка и интерпретация данных проведенного социологического исследования по теме магистерской диссертации. Апробация полученных результатов при проведении лекций студентам факультета

выполняется под руководством научного руководителя

Оценка руководителя

6

Подведение итогов

Подготовка отчетной документации, обобщение результатов практики на итоговой конференции

Оценка руководителя



8. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов на практике.
I. Основные критерии оценки качества лекции: содержание, методика, руководство работой студентов, лекторские данные, результативность лекции.

Содержание лекции: научность, соответствие современному уровню развития науки, мировоззренческая сторона, наличие методических вопросов, правильная их трактовка. Активизация мышления путем выдвижения проблемных вопросов и разрешения противоречий в ходе лекций. Освещение истории вопроса, показ различных концепций, связь с практикой.

Лекция и учебник: излагается ли материал, которого нет в учебнике, пересказывается ли учебник, разъясняются ли особо трудные вопросы, даются ли задания проработать ту или иную часть материала самостоятельно по учебнику. Связь с предыдущим и последующим материалом, внутрипредметные, межпредметные связи.

Методика чтения лекций: четкая структура лекций и логика изложения. Наличие - отсутствие плана, следование ему. Сообщение литературы к лекции (когда, градация литературы). Доступность и разъяснение новых терминов и понятий. Доказательность и аргументированность. Выделение главных мыслей и выводов. Использование приемов закрепления: повторение, вопросы на проверку внимания, усвоения; подведение итогов в конце вопроса, всей лекции. Использование наглядных пособий, ТСО. Применение лектором опорных материалов: текст, конспект, отдельные записи, чтение без опорных материалов.

Руководство работой студентов: требование конспектировать и контроль за выполнением. Обучение студентов методике записи и помощь при этом: темп, медленный темп, повтор, паузы, вычерчивание графиков.

Просмотр конспектов: по ходу лекций, после или на семинарских занятиях и практических занятиях.

Использование приемов поддержания внимания - риторические вопросы, шутки, ораторские приемы.

Разрешение задавать вопросы (когда и в какой форме),

Лекторские данные: знание предмета, эмоциональность, голос, дикция, ораторское мастерство, искусство речи, внешний вид, умение установить контакт.
Результативность лекции: информационная ценность, воспитательный аспект, достижение дидактических целей.

II. Критерии оценки семинарского занятия:

Целенаправленность: постановка проблемы, стремление связать теорию с практикой, с использованием материала в будущей профессиональной деятельности.

Планирование: выделение главных вопросов, связанных с профилирующими дисциплинами, наличие новинок в списке литературы.

Организация семинара: умение вызвать и поддержать дискуссию, конструктивный анализ всех ответов и выступлений, заполненность учебного времени обсуждением проблем, поведение самого преподавателя.

Стиль проведения семинара: оживленный, с постановкой острых вопросов, возникающей дискуссией или вялый, не возбуждающий ни мыслей, ни интереса.

Отношения «преподаватель — студенты»: уважительные, в меру требовательные, равнодушные, безразличные.

Управление группой: быстрый контакт со студентами, уверенное поведение в группе, разумное и справедливое взаимодействие со студентами или, наоборот, повышенный тон, опора в работе на лидеров, оставляя пассивными других студентов.

Замечания преподавателя: квалифицированные, обобщающие или нет замечания.

Студенты ведут записи на семинарах: регулярно, редко, не ведут.
9. Формы аттестации по итогам практики:

I. Письменный отчет, руководствуясь следующим планом заданий завершающего этапа:

1. Подготовьте характеристику группы, в которой Вы работали. Особое внимание обратите на то, какой стиль общения преобладает между студентами и Вами, между студентами.

3. Опишите ведущие мотивы учебной деятельности студентов группы.

4. Укажите, используя материалы своих наблюдений в ходе посещения занятий какой, на Ваш взгляд, тип обучения преобладает в группе, где Вы проходили свою практику (информативное, проблемное и т.д.)?

5. Опишите, умеют ли студенты учиться, выделите, какие навыки учебно-познавательной деятельности у них сформированы лучше, какие слабее?

6. Укажите, что Вам удалось на своих занятиях осуществить более успешно:

а) введение нового материала;

б) организацию контроля и оценки знаний студентов;

в) повторение, закрепление материала;

д) организацию практической работы;

г) другое (напишите).

7.Укажите, какие из методов обучения доминировали на Ваших занятиях?

8.Какие аспекты, направления в работе преподавателя для Вас оказались наиболее трудными?

9. Что для Вас представляло больший интерес?

а) работа с группой на занятии;

б) работа со студентами внеаудиторная;

в) другое (напишите).

10. Как, по-вашему, Вы строили свои отношения со студентами:

- доброжелательно, тактично

- авторитарно (строго, командно)

- сухо, холодно

- иное

11. Как Вы оцениваете свои занятия:

- очень интересно

- занимательно

- скучно, монотонно.

- тягостно

- иное

12. Какой вид педагогической деятельности оказался для Вас более привлекательным:

- в качестве лектора;

- в роли ведущего семинарские занятия.

13.Укажите какие методы, приемы, формы педагогического взаимодействия Вы использовали:

а) изучение студентов группы;

б) индивидуальную работу;

в) общение, диалог;

г) другое (напишите).

14.Каковы были Ваши ожидания от научно - педагогической практики? В какой мере они оправдались?

15. Удовлетворены ли Вы в целом своей педагогической деятельностью? Что Вы получили от научно - педагогической практики?

16. Какие умения и навыки Вы получили на практике? Что из опыта работы преподавателя Вы бы взяли в свой будущий педагогический багаж?

17. В какой мере практика повлияла на Ваш профессиональный выбор:

а) имеет смысл идти работать в высшую школу (есть желание, почувствовали свои профессиональные возможности, есть успехи);

б) лучше использовать свои знания в научно-исследовательской деятельности и на производстве.
II. Оценочный лист (заполняется по окончании практики)

Магистрант________________ _______________курса___________гр.
социологического факультета, проходил научно - педагогическую практику

в _______________________________________________________________


Дата

Содержание

Оценка

Подпись




Название темы

Форма организации





















































Итоговая оценка за практику____________________
подпись методиста _______________________

11. Учебно-методическое и информационное обеспечение практики.
а) литература:

основная:

  1. Астафьева, Л.С., Астафьева, Л.М., Педагогика. – М.: «Российский университет дружбы народов», 2010

  2. Буланова-Топоркова, М.В. Педагогические технологии. – М.: «МарТ», 2010

  3. Попкова, В.А., Коржуев А.В. Теория и практика высшего профессионального образования. – М.: «Академ.проект», 2010

дополнительная:

  1. Батурин, В.К. Социология образования. М, 2011

  2. Борытко, Н.М. Методология и методы психолого-педагогических исследований: учеб. пособие для вузов / Н. М. Борытко, А. В. Моложавенко, И. А. Соловцова ; под ред. Н. М. Борытко.- 2-е изд., стер.- М. : Академия, 2009.- 320 с.

  3. Буланова-Топоркова, М.В., Духавнева А.В., Столяренко, Л.Д. Педагогика и психология высшей школы. Учебное пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

  4. Вайндорф-Сысоева, М.Е., Крившенко Л.П. Педагогика. Конспект лекций. – М.» «Флинта», 2010. -201 с. //ЭБС «Лань», 2010

  5. Вайндорф-Сысоева, М.Е., Крившенко, Л.П. Педагогика. Конспект лекций. – М.» «Флинта», 2010. -201 с. //ЭБС «Лань», 2010

  6. Жиляев, А. А. Психологические особенности подготовки и проведения семинарских и практических занятий // Инновации в образовании. - 2009. - N 3. - С. 139 - 152.

  7. Морозова, О.П. Педагогика высшей школы: практикум: учеб. задания, задачи и вопросы / О. П. Морозова.- Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2010.- 144с.

  8. Новгородцева, И.В. Педагогика с методикой преподавания специальных дисциплин. - М.: «Флинта», 2011. – 378 с.

  9. Панфилова, А.П. Инновационные педагогические технологии: активное обучение: учеб. пособие для вузов / А. П. Панфилова.- М. : Академия, 2009.- 192 с.

  10. Пахомов, Н.Н. Кризис образования в контексте глобальных проблем//http://revolution.allbest.ru/pedagogics/00097323.html

  11. Попков, В.А. Теория и практика высшего профессионального образования: учеб. пособие для высш. шк. / В. А. Попков, А. В. Коржуев; МГУ.- М. : Академ. Проект, 2010.- 341с.

  12. Сальникова, О.А. Совершенствование коммуникативной компетенции учителя. Конспекты лекций, тренинги. – М.: «Флинта», 2011. -88 с.//ЭБС «Лань», 2011

  13. Успенский В.Б. Введение в психолого-педагогическую деятельность. – учебное пособие для студентов вузов. – М.: «Владос», 2008

б) программное обеспечение и Интернет-ресурсы: в компьютерном классе должны быть установлены средства MS Office; Word, Excel, PowerPoint u др.

в) другое необходимое на различных этапах проведения практики учебно-методическое и информационное обеспечение: видеопроектор, ноутбук, переносной экран.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск