Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/5
Дата публикации25.10.2013
Размер0.85 Mb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Психология > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5
Содержание
Пояснительная записка……………………………………………………….3

Глава I. Амблиопия и косоглазие. Медицинский аспект………………….7

1.1. Амблиопия: понятие и виды…………………………………………………..7

1.2. Определение понятия «косоглазие». Виды косоглазия……………………….9

1.3. Психолого-педагогическая характеристика детей с амблиопией и косоглазием……………………………………………………………………………...14

Глава II. Особенности коррекционно-педагогической помощи детям с функциональным слабовидением в классах «Охраны и развития зрения»………….16

2.1. Современные подходы к организации специальной поддержки школьникам с функциональным слабовидением в условиях общеобразовательного учреждения…………………………………………………………………………….16

2.2. Организация коррекционно-педагогической работы по развитию зрительного восприятия школьников с функциональным слабовидением в классах «Охраны и развития зрения»…………………………………………..23

2.3. Содержание и методика работы педагога по развитию зрительного восприятия у детей в классах «Охраны и развития зрения»…………………….28

Глава III. Пути решения проблемы здоровьесбережения детей со зрительной депривацией…………………………………………………………………………...59

3.1. Здоровьесберегающая педагогика как новая отрасль педагогического знания…………………………………………………………………………………..59

3.2. Из опыта совместной проектной деятельности Костромского областного института развития образования и школы-интерната III-IV вида по созданию здоровьесберегающего пространства в учебно-воспитательном процессе детей со зрительной недостаточностью………………………………………………………...65

Приложения

Приложение 1 Положение о классах «Охраны и развития зрения» у детей с функциональными расстройствами (дети с амблиопией и косоглазием)

Приложение 2 Конспект коррекционных занятий по развитию зрительного восприятия у детей младшего школьного возраста «Муравьи»

Приложение 3 Конспект коррекционного занятия по развитию зрительного восприятия у детей младшего школьного возраста «В зоопарке»

Приложение 4 Диагностический материал для выявления отношения к здоровью и здоровому образу жизни

Приложение 5 Технология оздоровительных пауз

Приложение 6 Проект учебного плана сохранения зрения

Пояснительная записка

Провозглашенный в России в начале 90-х годов XX века переход к построению демократического, открытого гражданского общества, переход от идеи всеобщего равенства и сглаживания различий между людьми к идеям социального согласия, толерантности к различиям, признанию самоценности каждого человека, закономерно повлек за собой изменение отношения государства к людям с ограниченными возможностями здоровья, их правам, образовательным и реабилитационным потребностям. Необходимость решения вопросов повышения качества образовательных услуг, оказываемых людям с ограниченными возможностями здоровья, а также неуклонный рост числа детей с проблемами в развитии в нашей стране, обусловленный нестабильной социально-экономической и неблагоприятной экологической обстановкой, привели к тому, что дети данной категории все чаще оказываются в центре внимания различных государственных программ образовательной и социальной направленности.

Одной из наиболее распространенных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья являются дети с нарушением зрения. Анализ результатов изучения контингента современных образовательных учреждений дает основание говорить, что 5-7% детей от общего числа обучающихся в общеобразовательной школе имеют глубокие нарушения зрительных функций (слабовидение), 10-37% детей - имеют неглубокие нарушения зрительных функций (миопия, астигматизм, амблиопия, косоглазие и др.). Рост числа детей с легкой зрительной недостаточностью обусловлен значительным расширением возможностей офтальмологической диагностики, что позволяет своевременно выявлять негрубые зрительные отклонения. Снижению зрения у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста также способствует широкое внедрение компьютерных технологий в игровую и учебную деятельность, и учебные перегрузки.

Говоря о значении зрения в жизни человека, нужно отметить, что глаз и связанные с ним проводящими путями отделы головного мозга представляют собой наиболее значимую и сложную из всех имеющихся у человека анализаторных систем. В ходе акта зрительного восприятия предметов и явлений окружающего мира человек получает информацию о форме, величине, цвете предметов и объектов, пространственном расположении, степени их удаленности. Именно информация, полученная посредствам органа зрения, чрезвычайна, важна для жизнедеятельности человека. Значимость зрительной информации определяется как ее большой информационной насыщенностью (через зрительный анализатор поступает 80-90% всей информации), так и ее огромной ролью в осуществлении человеком различных видов деятельности.

Дети с выраженной зрительной патологией обучаются в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях - это школы-интернаты для слепых детей и школы-интернаты для слабовидящих. Согласно инструкции в школы для слепых принимаются дети с остротой зрения 0,04 и ниже на лучше видящем глазу с коррекцией обычными очками. Приему в школы для слабовидящих подлежат дети с остротой зрения от 0,05 до 0,4 на лучше видящем глазу с коррекцией обычными очками.

Вопрос о том, в какой школе следует обучаться ребенку с теми или иными недостатками зрения, решается строго индивидуально. Учитывается острота зрения и состояние других зрительных функций. Принимаются во внимание клиническая форма глазного заболевания, его течение и прогноз.

В настоящее время в нашей стране наблюдается снижение числа абсолютно слепых людей. Это, в частности, объясняется большими достижениями отечественной медицины.

Среди детей с нарушениями зрения большинство составляют слабовидящие, а также дети с функциональным слабовидением (амблиопия и косоглазие). Слабовидящие дети и дети с функциональным слабовидением пользуются зрением в качестве основного средства восприятия, в частности во время чтения и письма. Оптимальное использование зрения в процессе обучения и воспитания, слабовидящих возможно только в особо благоприятных условиях. Такие условия могут быть созданы, не только в специальных школах-интернатах, но и в общеобразовательных учреждениях, в которых, как правило, обучаются дети с функциональным слабовидением, не подлежащие по остроте зрения приему в специальные (коррекционные) образовательные учреждения. Среди этих условий можно назвать повышенные уровни освещенности, рациональную зрительную нагрузку, использование вспомогательных оптических средств коррекции. В этих школах осуществляется ряд лечебно-профилактических мероприятий, направленных на охрану зрения детей и его возможное развитие. Кроме того, ведется большая работа по преодолению вторичных отклонений в физическом и психическом развитии, которые встречаются у многих слабовидящих. Учитывается, что нередко наблюдаются нарушения других органов и систем, которые сопровождаются общей соматической ослабленностью, ведущей к понижению работоспособности и быстрому развитию утомления.

В нашей стране коррекционно-педагогическая и медицинская помощь детям с функциональным слабовидением оказывается в специальных (коррекционных) дошкольных образовательных учреждениях, однако с целью сохранения и максимального восстановления и развития зрительных функций оказание помощи детям данной категории должно быть продолжено в процессе школьного обучения. Одним из путей решения проблемы оказания коррекционно-педагогической помощи детям с амблиопией и косоглазием в условиях общеобразовательной школы является создание классов «Охраны и развития зрения»

Нужно отметить, что проблема специальной поддержки детей с функциональным слабовидением в условиях общеобразовательного учреждения особо актуальна в связи с постепенным переходом Российского специального образования к интегрированному (инклюзивному) обучению детей с ограниченными возможностями здоровья.

В связи с вышеизложенным, целью данных методических рекомендаций является ознакомление педагогов общеобразовательных учреждений с системой коррекционно-педагогической работы с детьми со зрительной недостаточностью младшего школьного возраста в условиях образовательного учреждения общего типа.

В методических рекомендациях рассматриваются вопросы организации коррекционно-развивающего обучения младших школьников с функциональным слабовидением в классах «Охраны и развития зрения» на базе общеобразовательной школы.

Работа по развитию зрительного восприятия является одним из важнейших направлений образовательного процесса в классах «Охраны и развития зрения», поэтому в методических рекомендациях подробно представлена система работы по развитию зрительного восприятия младших школьников с амблиопией и косоглазием.

Учитывая, что дети с нарушением зрения зачастую имеют ряд отклонений в психофизическом развитии и бывают соматически ослабленными, в данных методических рекомендациях мы затрагиваем еще один важный аспект обучения и воспитания детей данной категории – создание для детей со зрительной депривацией здоровьесберегающего пространства в условиях образовательного учреждения. Мы предлагаем вниманию читателей опыт проектной деятельности специалистов отдела инклюзивного, специального (коррекционного) образования Костромского областного института развития образования по созданию здоровьесберегающей среды в школе-интернате III-IV вида, однако этот опыт может быть успешно перенесен в условия класса «Охраны и развития зрения» в образовательном учреждении общего типа.

В приложениях к методическим рекомендациям представлен практический материал по вопросам организации и функционирования классов «Охраны и развития зрения» в образовательных учреждениях общего типа, а также работы по развитию зрительного восприятия у детей с функциональным слабовидением и здоровьесберегающей деятельности в обучении и воспитании детей с нарушением зрения.

Глава I. Амблиопия и косоглазие. Медицинский аспект

1.1. Определение понятия «амблиопия». Виды амблиопии. Амблиопия при содружественном косоглазии
Под амблиопией понимают различные по происхождению формы понижения остроты зрения, причиной которого являются функциональные нарушения (Э.С. Аветисов, Е.И. Ковалевский, А.В. Хватова, 1987).

Различают следующие виды амблиопии: дисбинокулярная, обскурационная, рефракционная, истерическая (Э.С. Аветисов, Е.И. Ковалевский, А.В. Хватова, 1987).

Дисбинокулярная амблиопия возникает вследствие расстройства бинокулярного зрения. Понижение зрения развивается вследствие косоглазия. Дисбинокулярная амблиопия может быть двух видов: амблиопия с правильной (центральной) фиксацией (фиксирующий участок - центральная ямка сетчатки) и амблиопия с неправильной (нецентральной) фиксацией (фиксирующим становится любой другой участок сетчатки). Последняя встречается в 70—75% случаев. При определении метода лечения важно учитывать вид дисбинокулярной амблиопии.

Обскурационная амблиопия развивается в результате помутнений оптических сред глаза (катаракты, помутнений роговицы), преимущественно врожденных или рано приобретенных. Диагноз ставится, если низкое зрение сохраняется, несмотря на устранение помутнений и отсутствие анатомических изменений в заднем отделе глаза (после эксракции катаракты).

Рефракционная амблиопия - понижение зрения возникает вследствие аномалий рефракции, которые в данный момент не поддаются коррекции. При ношении правильно подобранных очков постепенно острота зрения может повыситься, вплоть до нормальной. Причиной возникновения этого вида амблиопии является постоянное и длительное проецирование на сетчатку глаза неясного изображения предметов внешнего мира при высокой дальнозоркости и астигматизме (В.П. Жохов, И.Л. Кормакова, Л.И. Плаксина, 1989).

Анизометропия — неодинаковая рефракция обоих глаз, в результате которой наблюдается неодинаковая величина изображения предметов на сетчатках обоих глаз. Это препятствует слиянию обоих изображений в один зрительный образ.

Истерическая амблиопия возникает внезапно, чаще всего после какого-либо аффекта. Функциональные расстройства на почве истерии могут принимать характер ослабления или потери зрения. Эта форма амблиопии встречается довольно редко.

Все виды амблиопии по степени остроты зрения делятся на слабую (острота зрения 0,8—0,4), среднюю (острота зрения 0,3— 0,2), высокую (острота зрения 0,1—0,05), очень высокую (острота зрения 0,04 и ниже) степени.

Амблиопия при содружественном косоглазии встречается более чем в 2/3 случаев и является его следствием. Вместе с тем она сама может быть причиной косоглазия. Это происходит в тех случаях, когда один глаз имеет значительное снижение остроты зрения (до 0,3—0,4 и ниже), при котором невозможно слияние изображений. В этом случае глаз с низкой остротой зрения не участвует в акте зрения, что приводит его к косоглазию.

1.2. Определение понятия «косоглазие». Виды косоглазия
Термин «косоглазие» объединяет различные по происхождению и локализации поражения зрительной и глазодвигательной систем, вызывающие периодическое или постоянное отклонение (девиацию) глазного яблока. Различают мнимое, истинное косоглазие (В.П. Жохов, И.А. Кормакова, Л.И. Плаксина, 1989).

Мнимое (кажущееся) косоглазие - оптическая ось глаза, проходящая через центр роговицы, не совпадает со зрительной осью, которая соединяет центральную ямку сетчатки с рассматриваемым объектом (точка фиксации). Между ними образуется угол гамма - положительный или отрицательный. В первом случае зрительная ось пересекает роговицу кнутри, во втором — кнаружи от центра. При большом угле гамма отклонение глазных яблок и создает впечатление о наличии косоглазия. Чаще встречается мнимое расходящееся косоглазие, связанное с положительным углом гамма. При мнимом косоглазии, кажется, что косят оба глаза одновременно к носу или к виску. Ложное представление о наличии косоглазия может быть обусловлено особенностями строения лицевого черепа. Вопрос о наличии косоглазия решается путем исследования бинокулярного зрения, которое отсутствует при истинном косоглазии и имеется при мнимом.

Гетерофория или скрытое косоглазие. Ортофорией называется идеальное мышечное равновесие обоих глаз. Если при ортофории разобщить оба глаза (путем прикрывания одного из них ладонью или заслонкой), то глаза сохранят симметричное положение. Ортофория создает оптимальные возможности для бинокулярного слияния изображений рассматриваемого предмета и облегчает зрительную работу.

Значительно чаще, чем ортофория, встречается гетерофория, при которой сила глазодвигательных мышц неодинакова. Это обусловлено анатомическими и нервными факторами (особенности положения глазных яблок в глазнице, тонус глазодвигательных мышц и т.д.). В обычных условиях нарушение мышечного равновесия себя не проявляет. Если же выключить один глаз из акта зрения (закрыть его ладонью), то он отклонится в сторону мышц с более высоким тонусом, а при включении вновь возвратится в прежнее положение (установочное движение).

При скрытом косоглазии зрительная работа на близком расстоянии требует большего, чем обычно, нервно-мышечного напряжения, чтобы преодолеть тенденцию к отклонению одного из глаз. При этом могут даже возникать жалобы на головную боль, тошноту, быструю утомляемость, переходящую в диплопию (двоение). Возникновению указанных явлений способствуют общие заболевания и ослабленное состояние организма, умственное переутомление, длительная зрительная работа на близком расстоянии. Диагноз гетерофории основан на исключении условий для бинокулярного зрения. В отличие от истинного косоглазия при гетерофории сохраняется бинокулярное зрение.

Таким образом, ни мнимое косоглазие, ни в большинстве случаев гетерофория не являются патологией. К патологии относится лишь истинное косоглазие.

Истинное косоглазие

Истинное косоглазие подразделяют на содружественное и паралитическое (В.П. Жохов, И.А. Кормакова, Л.И. Плаксина, 1989).

Содружественное косоглазие характеризуется постоянным или периодическим отклонением одного из глаз от совместной точки фиксации и нарушением функции бинокулярного зрения. Подвижность глаз во всех направлениях при этом свободна, угол отклонения правого и левого глаз равен как по величине, так и по направлению; косит чаще один глаз или оба глаза поочередно.

Косоглазие является не только косметическим дефектом, влияющим на психику и формирование характера детей, но и сопровождается большим функциональным недостатком. Ввиду отсутствия бинокулярного зрения наблюдается ограничение в восприятии внешнего мира, движении и ориентировке в пространстве.

Среди причин возникновения косоглазия наиболее частыми являются врожденные и приобретенные заболевания центральной нервной системы, общие детские и инфекционные заболевания, травмы в период новорожденности, а также многие патологические процессы, сопровождающиеся значительным снижением зрения и слепотой. При сниженном зрении или слепоте одного глаза отклонение его возникает из-за отсутствия стимула к слиянию изображений (фузии).

В зависимости от того, в какую сторону отклонен глаз, различают внутреннее или сходящееся и наружное или расходящееся косоглазие, а также косоглазие кверху и книзу, В ряде случаев может быть одновременно горизонтальное и вертикальное отклонение глаз.

Сходящееся косоглазие (глаз косит в сторону носа) встречается в 10 раз чаще, чем расходящееся. Оно в 70—80% случаев сочетается с дальнозоркой рефракцией. Поэтому принято считать, что не-корригированная дальнозоркость является фактором, способствующим возникновению сходящегося косоглазия.

Расходящееся косоглазие сопровождается примерно в 60% случаев близорукой рефракцией. Есть основания полагать, что близорукость может быть одним из факторов, способствующих возникновению расходящегося косоглазия.

Косоглазие бывает односторонним (монолатеральным) — косит постоянно один глаз — и двусторонним (альтернирующим) — попеременно косят оба глаза. При альтернирующем косоглазии зрение, как правило, достаточно высокое и одинаковое в обоих глазах. Монолатеральное косоглазие сложнее альтернирующего, так как при нем в результате постоянного отклонения одного глаза, отсутствия фузии довольно быстро развивается выраженная амблиопия. Поэтому в процессе лечения необходимо «перевести» монолатеральное косоглазие в альтернирующее.

Кроме того, различают косоглазие аккомодационное, частично аккомодационное и неаккомодационное. Данное деление зависит от состояния аккомодации (аккомодация — это способность глаза видеть хорошо и вдали, и вблизи). Возникновение аккомодационного косоглазия обусловлено некорригированной близорукостью или дальнозоркостью. Оно исчезает с помощью оптимальной очковой коррекции. Частично аккомодационное косоглазие характеризуется тем, что в отличие от аккомодационного не полностью исправляется очковой коррекцией. Неаккомодационное косоглазие не корригируется очками. Косоглазие может быть периодическим или постоянным.

В отечественной офтальмологии накоплен богатый опыт по организации и реализации различных эталонов лечебно-восстановительной работы с детьми, имеющими функциональные нарушения зрения (амблиопию и косоглазие).

Реализация медицинской части реабилитации детей с амблио-пией и косоглазием в дошкольном возрасте ведется в рамках специальных дошкольных учреждений. В дошкольных коррекционно-образовательных учреждениях IV вида имеется достаточная материально-техническая база и наличие необходимого кадрового обеспечения для проведения лечебно-восстановительной работы.

Реализация медицинской части реабилитации детей с амблио-пией и косоглазием младшего школьного возраста по существующему на сегодняшний день положению осуществляется в районных плеоптических кабинетах при детских поликлиниках, однако удаленность данных кабинетов от места жительства детей с функциональными нарушениями зрения и ряд других причин приводят к тому, что систематическое лечение проходит чрезвычайно низкий процент школьников с амблиопией и косоглазием. Отсутствие же систематической медицинской поддержки в условиях возрастания физической и психологической нагрузки неизбежно приводит к снижению у большинства младших школьников основных базовых функций, возникновению трудностей в' процессе овладения навыками чтения и письма, к снижению уровня успеваемости.

1.3. Психолого-педагогическая характеристика детей с амблиопией и косоглазием
Амблиопия и косоглазие, обусловливая снижение остроты зрения и других зрительных функций, неизбежно становятся причиной возникновения зрительной депривации. Понимая депривацию как состояние недостаточного удовлетворения определенной потребности, зрительную депривацию современная наука определяет как состояние Недостаточного удовлетворения зрительной потребности. Современными научными исследованиями доказано отрицательное влияние депривации, в том числе и зрительной на состояние корковых отделов головного мозга (Л.И. Солнцева, 2000). Таким образом, амблиопию и косоглазие, как и любое зрительное нарушение, приводящее к зрительной депривации следует, рассматривать не как нарушения периферического, а как нарушение центрального (коркового) порядка. В то же время онтопсихологическими исследованиями доказана принципиальная возможность влияния на состояние структуры головного мозга как преднатальных, так и постнатальных факторов развития человека. Учеными доказано, что нарушения, вызванные амблиопией и косоглазием, могут быть в значительной степени нивелированы в условиях специально организованного образовательного процесса, включающего в себя как лечебно-восстановительную, так и коррекционно-развивающую работу (Г.В. Никулина, 1999).

Педагогу необходимо иметь в виду, что наличие коркового нарушения у детей с амблиопией и косоглазием приводит к снижению функций зрения, что неизбежно влечет за собой снижение скорости, точности, а так же дифференцированности восприятия, трудности в овладении сенсорными эталонами,, что обусловливает возникновение трудностей в определении цвета, формы, величины и пространственного расположения предметов, в выполнении практических действий, в овладении измерительными навыками, в ориентировке в пространстве.

Кроме того, для детей с амблиопией и косоглазием характерно наряду с низким уровнем сформированности, наличие низкого уровня оперирования сенсорными „эталонами, зрительными образами и представлениями, что неизбежно приводит к появлению вторичных отклонений в зрительном восприятии предметов окружающего мира (Г.В. Никулина, Л.В. Фомичева, Е.И. Артюкевич, 1999). Указанные особенности зрительного восприятия младших школьников с амблиопией и косоглазием проявляются в некоторой фрагментарности, искаженности, замедленности, нечеткости узнавания, в Появлении трудностей в восприятии, как единичных предметов окружающего мира, так и в отражении сразу нескольких логически связанных между собой предметов (И.П. Гайлене, 1990). Совершенно очевидно, что перечисленные недостатки зрительного восприятия детей с амблиопией и косоглазием в свою очередь отрицательно влияют на развитие таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение (Л.В. Рудакова, 1988).

Кроме того, у детей с функциональным слабовидением чрезвычайно часто наблюдается редуцированность проявлений некоторых свойств восприятия. Так, например, избирательность восприятия ограничивается сужением круга интересов, снижением активности отражательной деятельности, меньшим по сравнению с нормой эмоциональным воздействием объектов внешнего мира, апперцепция проявляется слабее, чем у детей с нормальным зрением вследствие недостатков чувственного опыта и т.д. (Л.П. Григорьева, 1984).

Одной из характерных особенностей детей с амблиопией и косоглазием является значительное отставание в формировании познавательных интересов. Как результат снижения познавательных интересов, у детей с функциональным слабовидением наблюдается снижение количества и качества представлений о явлениях и предметах окружающего мира, что в свою очередь приводит к возникновению трудностей в обучении, снижению успеваемости (В.П. Ермаков, Г.А. Якунин, 2000).

Ситуация постоянной неуспеваемости становится источником отрицательных эмоций, перерастающих в негативные эмоциональные состояния, это может явиться причиной формирования отрицательных качеств личности.

  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск