Автор, название
| Направленность
(программа, цикл занятий,…)
| Организация занятий
(возраст, кол-во и длительность занятий, кол-во участников)
| Основные цели и задачи
| Источники (литература, интернет-ресурсы)
| Достоинства и недостатки
|
«Золотой ключик» Степанова Л.Н.
| Цикл занятий по развитию познавательной деятельности детей дошкольного возраста
| 3-7 лет,
(со 2-й младшей группы по подготовительную)
по 20 занятий в каждой возрастной группе (1 раз в неделю);
продолжительность занятий от 20 до 40 мин;
4-6 человек
| Формирование общих интеллектуальных умений;
Развитие внимания, памяти, познавательной активности;
Развитие личностной сферы (воспитание самостоятельности, уверенности в своих силах, формирование адекватной самооценки, развитие коммуникативных способностей).
| Методическое пособие в 4-х частях.
| + + +
занятия сюжетные
занятия разработаны для 4 возрастных групп
- - -
неудобный раздаточный материал (качество исполнения)
не все занятия расписаны подробно
|
«Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста» (цикл занятий)
Ожегина Н.П.
| Подготовка к школе
| 5-7 лет
20 занятий по 20 минут,
1 раз в неделю,
1-4 человека.
| Цель: Развитие внимания для оптимальной подготовки детей к обучению в школе.
Задачи:
Развитие устойчивости, переключаемости, распределения, концентрации и объема внимания;
Развитие сенсорного внимания;
развитие слухового внимания;
Развитие моторно-двигательного внимания;
Развитие познавательной мотивации.
| «Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста»(цикл занятий);
(ИМЦ, Методич. рекомендации для педагогов ДОУ.) Курган 2007 г.
| + + +
подробные разработки
результативность
- - -
затратность (требуется много печатного материала)
|
Игровая мозаика
Бралгина М.С.
| Курс коррекционно-развивающих занятий
| 4-7 лет
(со средней группы по подготовительную)
по 15 занятий в каждой возрастной группе;
сред.гр. – 15- 20 мин.,
стар.гр.- 20 мин.,
подг.гр. – 25-30 мин.
| Цель: содействие полноценному психическому и личностному развитию детей через игровые упражнения
Задачи:
Развитие психических процессов
Обогащение эмоциональной сферы
Повышение групповой сплоченности
Обучение приемам регуляции и саморегуляции
Снятие эмоционального напряжения и скованности
| Игровая мозаика. Курс коррекционно-развивающих занятий с детьми дошкольного возраста (ИМЦ, Курган, 2007г)
| + + + - - -
материальное обеспечение (требуется сухой бассейн, блоки Дьенеша, кубики Никитина и т.п.)
|
Путешествие на яхте
Прохорова Г.А.
| Комплекс сюжетных игр-занятий по развитию графических навыков
| 5-7 лет
8 игр-занятий
| Цель: развитие познавательных процессов и личности дошкольника
Задачи:
Развивать внимание,
зрительную и моторную память,
наглядно-образное и логическое мышление,
воображение,
восприятие,
моторику (тренировать координацию руки)
| Прохорова Г.А. Путешествие на яхте. Комплекс сюжетных игр по развитию графических навыков у детей 5-7 лет: методическое пособие/ Г.А.Прохорова. – М.: Издательство ГНОМиД, 2005. – 24 с.
| + + +
сюжетные занятия, объединены единой темой
есть рабочая тетрадь
- - -
длительность занятий не оговаривается
занятия требуют дополнения
|
Коррекционно-развивающие занятия в младшей группе (средней группе, старшей группе)
Шарохина В.Л.
| Познавательные процессы
Коррекционно-развивающая программа (на основе диагностики)
| 3-4года, 4-5 лет,
5-6 лет 2 цикла по 8 занятий 2 раза в неделю
6 детей
| Цель: развитие познавательных процессов
| Шарохина В.Л. Коррекционно-развивающие занятия в младшей (средней, старшей) группе: Конспекты занятий, демонстрационный и раздаточный материал. – М.: Прометей; Книголюб, 2002.
| + + +
есть диагностика
есть демонстрационный и раздаточный материал
- - -
|
Цветик-семицветик
Куражева Н.Ю., Вараева Н.В.,
Тузаева А.С.,
Козлова И.А.
| Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей
| 3-4 года
31 занятие по 20 минут, 5-6 человек
4-5 лет
29 занятие по 20 минут, 6-7 человек
5-6 лет
31 занятие по 25 минут, 7-8 человек
6-7 лет
31 занятие по 30 минут (до 40 минут), 8-10 человек
| Цель: Создание условия для естественного психологического развития ребенка
Задачи:
Развитие эмоциональной сферы.
Развиите коммуникативных умений
Развитие волевой сферы
Развитие личностной сферы
Развитие интеллектуальной сферы
Формирование позитивной мотивации к обучению
Развитие познавательных и психических процессов
| Куражева Н.Ю., Вараева Н.В., Тузаева А.С., Козлова И.А. «Цветик-семицветик». Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 3-4 (4-5, 5-6) лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2012.
Куражева Н. Ю., Козлова И. А.
Приключения будущих первоклассников: психологические занятия с детьми 6-7 лет. - СПб.: Речь, 2007. - 240 с.
| + + +
по каждому возрасту прописаны нормы (новообразования)
есть рабочие тетради (раздаточный материал)
- - -
в рабочей тетради стимульный материал мелкий
в подготовительной группе рекомендуется использовать для детей с недостаточным уровнем развития познавательных процессов («слабые» занятия)
|
Цикл коррекционно-развивающих занятий для подготовки детей к школе
Гончарова М.А.
| Цикл коррекционно-развивающих занятий для подготовки детей к школе
| 5-8 лет
20 занятий
1 раз в неделю по 30 мин.
| Цель: Развитие и коррекция познавательных процессов, подготовка к обучению школе
| Рабочая программа готовится к изданию в ИМЦ в 2012г.
| + + +
четкость, доступность для использования
есть диагностика
- - -
|
Путешествие по волшебной Стране знаний
М.Р.Григорьева
| Подготовка к школе,
курс занятий
| 13 занятий
| Цель: Подготовка дошкольника к успешному обучению в школе
Задачи:
Формировать личность ребенка дошкольника.
Развивать высшие психические функции и познавательные процессы.
Развивать речь.
Развивать мелкую моторику рук
Развивать воображение и творческие способности
| Интеллектуально- развивающие занятия со старшими дошкольниками/ авт.-сост. М.Р.Григорьева. - Волгоград: Учитель, 2009. - 136с.
| + + +
Каждое занятие является самостоятельной единицей, но сохраняет общую логику проведения занятий
Программа снабжена дидактическим материалом
- - -
Не прописана длительность занятий и количество участников
|
Лаборатория профессора Ума
М.Р.Григорьева
| Подготовка к школе, программа развивающих занятий
| 2 части: 12 и 13 часов
| Цель: оказание старшим дошкольникам помощи в развитии школьно-значимых навыков и умений, волевой регуляции деятельности, предотвращение возможных трудностей в общении с детьми
Задачи:
1. Привить ребенку умение регулировать свое поведение.
2. Оказать помощь в развитии школьно-значимых навыков и умений и психических функций
3. Оказать помощь в подготовке к школе с целью успешного преодоления трудностей адаптационного периода
4. Привить морально-нравственные представления об организации общения друг с другом.
| Интеллектуально- развивающие занятия со старшими дошкольниками/ авт.-сост. М.Р.Григорьева. - Волгоград: Учитель, 2009. - 136с.
| + + +
Каждое занятие явялется самостоятельной единицей, но сохраняет общую логику проведения занятий
Занятий интересны для детей
Результивность (в том числе и по мотивационной сфере)
Программа снабжена дидактическим материалом
- - -
Не прописана длительность занятий и количество участников
|
Диагностика и коррекция внимания
Осипова А.А.
| Программа коррекционно-развивающей работы мс детьми дошкольного и младшего школьного возраста с нарушениями внимания
| 6-7 лет
20 занятий
5 раз в неделю
по 20-30 минут
Форма работы – индивидуально-групповая
| Цель: развитие свойств внимания (устойчивости, переключаемости, распределяемости, концентрации и объема)
Задачи:
Развитие сенсорного внимания
Развитие слухового внимания
Развитие моторно-двигательного внимания
Повышение познавательного интереса
| Осипова А.А., Малашинская Л.И.
Диагностика и коррекция внимания: Программа для детей 5-9 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
| +++
есть стимульный материал (альбом)
|
Коррекция познавательных процессов старших дошкольников средствами сказкотерапии Запасная Т.В.
| Познавательная сфера, интеллект Эмоционально-волевая, коммуникативная сферы.
| Старший дошкольник,
5 разделов, 46 занятий,
30 минут,
| Социальная значимость работы:
развитие интеллектуального уровня детей;
воспитание положительного отношения к окружающему миру;
поддержание психологического здоровья детей;
знакомство с культурой различных народов мира;
формирование у детей интереса к культурным ценностям;
воспитание этических норм и правил через обсуждение с детьми поведения персонажей сказок.
Цель есть к каждому занятию в план-сетке по разделам.
| Практическая психология и логопедия №3 (26), 2007 г.
| +++
есть диагностический блок
|
Цикл групповых коррекционно-развивающих занятий с детьми.
Ю.Е. Веприцкая
| Познавательная сфера (внимание), произвольность
| 5-6 лет
20 занятий
по 25-40 мин,
2-3 раза в неделю, 6-8 детей.
Есть диагностический блок.
| Цель: Развитие познавательной сферы детей.
Задачи:
Развивать и корректировать произвольное внимание, волю.
Повышать уровень самоконтроля в поведении.
Обучать детей настрою на занятие и различным приемам ауторелаксации.
| Развитие внимания и эмоционально-волевой сферы детей 4-6 лет : разработки занятий, диагностические и дидактические материалы/ сост. Ю. Е. Веприцкая. – Волгоград: Учитель, 2010. – 123 с.
|
|
Система коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе
Ю.В.Останкова
| Система коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе
| 5-7 лет,
10-12 детей
30 занятий
курс занятий рассчитан на 2 года
длительность –
от 25 до 30-35 мин.
Есть диагностический блок.
| Задачи:
Формирование познавательной активности и учебной мотивации детей старшего дошкольного возраста.
Коррекция и развитие нарушений деятельности и комплекса показателей функционального развития, которые необходимы для успешного обучения в школе (внимание, аналитическое мышление и речь, память, зрительное и слуховое восприятие, развитие тонких движений руки и зрительно-моторной интеграции.
Профилактика и коррекция нарушений зрения, осанки и физического самочувствия детей.
| Система коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе / авт.-сост. Ю.В.Останкова. – Волгоград: Учитель, 2008. – 130с.
|
|