МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет» Факультет педагогики и психологии
УТВЕРЖДАЮ
Декан факультета/директор института
_______________ /____________/
(подпись/ Ф.И.О.)
«_____»______________20__ г. Программа ЛЕТНЕЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ Направление подготовки: 050400.62 - Психолого-педагогическое образование Профиль подготовки - Психология образования Квалификация (степень) выпускника - Бакалавр Кафедра психологии развития и образования Курс 1 семестр 2 Форма обучения - очная
Программа разработана
| доцентом кафедры психологии развития и образования Дреминой Ириной Евгеньевной, к. псх. н., доц.
|
| (должность, Ф.И.О., ученая степень, звание автора(ов) программы)
|
|
| Рецензент(ы) - доцент кафедры прикладной психологии Разумова Ольга Геннадьевна, к. псх. н., доц. (должность, Ф.И.О., ученая степень, звание рецензента(ов) Йошкар-Ола 2011
Рекомендована к утверждению решением учебно-методической комиссии/ учебно-методического совета факультета педагогики и психологии; психолого-педагогическое направление
|
| Рассмотрена и одобрена на заседании кафедры психологии развития и образования
|
|
|
| протокол заседания №____ от
|
| протокол заседания №___ от
| «____»________________ 20___ г.
|
| «____»_____________20 ___ г.
| Лоскутова Р.Р.
|
| Петухова О.А.
| (подпись, Ф.И.О. председателя)
|
| (подпись, Ф.И.О. зав. кафедрой)
|
СОГЛАСОВАНО с выпускающей кафедрой психологии развития и образования (название кафедры) протокол заседания №___ от «___»___________20__г____________________________ (Ф.И.О. зав. кафедрой, подпись) Сведения о переутверждении рабочей программы учебной дисциплины на очередной учебный год и регистрация изменений
Учебный год
| Решение кафедры
(№ протокола, дата заседания кафедры,
Ф.И.О., подпись зав. кафедрой)
| Автор изменения
(Ф.И.О., подпись)
| Номер
изменения
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Пояснительная записка Летняя психолого-педагогическая практика направлена на развитие и совершенствование профессиональных навыков студентов – будущих психологов сферы образования. В ходе практики студенты знакомятся с различными видами психолого – педагогической работы с детьми в летнее время и овладевают профессиональными навыками и умениями, закрепляя на практике приобретенные теоретические знания по дисциплинам психолого – педагогического цикла. Задачи летней психолого-педагогической практики. 1. Формировать у студентов профессиональные качества специалиста – психолога, связанные с осуществлением триединой функции управления педагогическим процессом: образование - передача специальных знаний; воспитание - передача морально-этических норм и нормативно-ценностной системы общества; развитие - формирование навыков, необходимых для выполнения физической и интеллектуальной деятельности.
2. Углубить и закрепить полученные знания в области психологии, педагогики и специальных дисциплин с целью применения их на практике, в решении конкретных педагогических задач.
3. Воспитывать у студентов стремление к профессиональному совершенствованию, к поиску наиболее эффективных методов психолого-педагогической работы с детьми разных возрастных групп.
4. Познакомить студентов с профессиональными обязанностями психолога в сфере образования, с задачами, формами и методами его работы с детьми в летний период, научить самостоятельно планировать работу по основным направлениям.
Место дисциплины в структуре ООП.
Летняя психолого-педагогическая практика занимает важное место в системе подготовки специалиста психолога сферы образования, и является самой первой практикой по учебному плану бакалавриата. Она проходит после первого курса в летнее время в течение четырех недель, и предполагает работу на базе детских оздоровительных лагерей, пришкольных летних лагерей и детских площадок. Для успешного прохождения практики студенты должны освоить основы психолого-педагогических знаний по таким учебным дисциплинам первого курса, как «Теории обучения и воспитания» (Б.3.2.2), «Основы общей педагогики» (Б.3.6), «Введение в психолого-педагогическую деятельность» (Б.3.5), «Психолого-педагогический практикум» (Б.3.11). Наиболее важной учебной дисциплиной, подготавливающей студентов к практической работе с детьми в летнем лагере, является «Социально-психологический тренинг» (Б.3.12). Компетенции обучающегося и требования к уровню освоения содержания дисциплины.
Общекультурные компетенции (ОК):
- способен учитывать этнокультурные и конфессиональные различия участников образовательного процесса при построении социальных взаимодействий (ОК-8);
Профессиональные компетенции (ПК):
- способен организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды (ОПК-6);
- способен принимать участие в междисциплинарном и межведомственном взаимодействии специалистов в решении профессиональных задач (ОПК-10);
Компетенции в деятельности по психолого-педагогическому сопровождению дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования (ПКПП):
- способен организовать совместную и индивидуальную деятельность детей в соответствии с возрастными нормами их развития (ПКПП-1);
3. Структура и содержание
летней психолого-педагогической практики 3.1. Общая трудоемкость дисциплины в зачетных единицах и часах:
Количество недель - 4
Зачетных единиц - 6 3.2. Формы контроля по учебному плану (зачет, экзамен, курсовая работа) с указанием семестра: Зачет 2 семестр
3.3. Организация и руководство летней психолого-педагогической практикой. Местом проведения летней психолого-педагогической практики являются учреждения образования любого типа, в которых осуществляется воспитательно-образовательная и оздоровительная деятельность с детьми в летнее время. Базой практики могут быть детские оздоровительные лагеря, пришкольные летние лагеря, дошкольные образовательные учреждения, и др.
Распределение студентов на практику в конкретные учреждения осуществляется дифференцированно, с согласия кафедры и факультетского руководства. Студенты в период проведения практики работают по индивидуальным планам, предусматривающим творческие задания и задания, связанные с научным поиском.
Общее руководство практикой осуществляет факультетский руководитель, назначаемый из числа преподавателей кафедр факультета педагогики и психологии. Руководство на местах осуществляет групповой руководитель из числа специалистов учреждения. Составным компонентом руководства педагогической практикой является осуществление контроля за процессом формирования профессиональных умений и навыков студентов-бакалавров. Показателями сформированности тех или иных умений могут выступать: степень осознания студентами своих действий, умение определить причины и объяснить результат своих педагогических действий, степень самостоятельности, ответственности и активности студента; время, затрачиваемое на подготовку занятий и мероприятий. Обязанности факультетского руководителя практики: - совместно с деканом осуществляет распределение студентов на практику;
- обеспечивает планирование, организацию и учет результатов практики на факультете, составляет общефакультетский план-график ее проведения;
- устанавливает связь с базами практики, оформляет документы к оплате руководителей на местах;
- организует и проводит установочную и итоговую конференции;
- вносит предложения по совершенствованию практики, участвует в обсуждении вопросов организации практики на заседаниях кафедр и советов факультета;
контролирует работу студентов, посещает отдельные зачетные мероприятия, проводимые студентами
Непосредственное руководство работой практикантов осуществляет групповой руководитель практики. Групповым руководителем назначается преподаватель из числа ведущих кафедр факультета педагогики и психологии. Функции группового руководителя практики: - устанавливает связь с базой практики, проводит инструктивно-методическую работу с педагогами и психологами учреждения;
- участвует в организации и проведении установочной и итоговой конференций:
- распределяет студентов по детским оздоровительным лагерям, дошкольным учреждениям, центрам, школам, утверждает индивидуальные планы, контролирует их выполнение;
- осуществляет руководство проведением студентами зачетных заданий, выборочно присутствует на них;
- проводит в ходе практики совещания и консультации (сам привлекает к этой работе специалистов);
- анализирует отчетную документацию студентов, выставляет оценку;
- составляет отчет о педагогической практике и представляет его факультетскому руководителю в установленные сроки;
- вносит предложения по содержанию, организации и проведению практики. Права и обязанности студентов-практикантов: I. Студент обязан проходить практику в соответствии с установленным расписанием и по утвержденному графику работы.
2. Студент должен своевременно выполнять все виды работы, предусмотренные программой практики.
3. Практикант подчиняется правилам внутреннего распорядка учреждения, в котором он проходит практику, распоряжениям администрации и руководителей практики.
4. На время практики один из студентов назначается старостой. Он ведет учет посещаемости, осуществляет общую организацию группы, помогает руководителю координировать работу практикантов. 5. Местом проведения практики являются учреждения образования любого типа. Одним из условий является наличие психолога или педагога – психолога (для студентов – психологов).
6. Студент, отстраненный от практики, работа которого признана неудовлетворительной, считается не выполнившим учебный план. Отчетная документация студентов по итогам практики: По итогам практики студенты представляют групповому руководителю следующие документы:
Календарный план работы на 4 недели
Дневник практики, в котором фиксируется деятельность студента каждый день (в отдельной тетради)
Отчет студента об итогах практики (в отчете характеризуется база практики, анализируется проведенная работа, высказываются личные впечатления о ее результативности, делаются замечания и предложения по организации и проведении практики).
Характеристика студента – практиканта, подписанная педагогом – психологом и руководителем/ методистом образовательного учреждения.
Конспекты, программы воспитательных мероприятий с детьми отрядного или общелагерного характера (не менее 2 развернутых конспекта или программы зачетных мероприятий).
Психолого-педагогическая характеристика отряда.
Психолого-педагогическая характеристика ребенка.
Дополнительно могут быть представлены:
Фотоотчет о деятельности студента-практиканта (несколько подписанных фотографий, отражающих различные моменты практики, общих для группы студентов, работающих в данном учреждении)
Разработанные семинары, консультации для педагогов детского оздоровительного лагеря, родителей.
Игры, упражнения, задания с детьми (отрядом).
Указанная документация сдается на проверку в папке групповому руководителю в первые три дня после практики.
Для проведения итоговой конференции по летней психолого-педагогической практике студенты готовят творческий групповой отчет в свободной форме (миниатюры, спектакли, выставки, плакаты), отражающий наиболее интересные моменты практики. 3.4. Виды работы и примерное содержание деятельности студента в период летней психолого-педагогической практики.
1. Психологическая работа
Изучение и анализ деятельности психолога (педагога–воспитателя в случае отсутствия психолога);
2. Коррекционно-развивающая работа с детьми с использованием психолого-педагогических игр, упражнений и заданий;
3. Наблюдение за взаимоотношениями между детьми в отряде.
4. Составление характеристик на детей и детский коллектив. 2. Воспитательная работа 1. Разработка планов воспитательно-оздоровительной работы с детьми (конспекты, программы мероприятий отрядного и /или общелагерного характера).
2. Проведение воспитательных мероприятий с детьми (отрядных и /или общелагерных мероприятий). 3. Учебно-методическая работа
1. Составление календарного плана работы психолога (педагога–воспитателя в случае отсутствия психолога)
2. Разработка циклов коррекционно-развивающих занятий с использованием психолого-педагогических игр, упражнений и заданий.
3. Подготовка материалов для тематических семинаров и консультаций для педагогов ДОЛ, родителей;
4. Подготовка наглядных пособий, раздаточных материалов, оформление мероприятий. Примерное содержание деятельности студента-практиканта:
Недели
| Содержание практики
| 1 неделя
| 1.Составление календарного плана работы практиканта на 4 недели.
2.Знакомство с Детским оздоровительным лагерем (учреждением), с принципами и организацией комплектования отрядов, с задачами воспитательной и коррекционной работы.
3.Прием детей; знакомство с детьми в отряде.
4.Подбор психолого-педагогических игр, упражнений и заданий для работы с детьми разного возраста.
5.Подбор диагностических процедур и методик для психолого-педагогического изучения детского коллектива в адаптационный и заключительный периоды смены.
6.Разработка планов основных мероприятий воспитательной работы с детьми (конспекты, программы мероприятий отрядного и /или общелагерного характера).
| 2 неделя
| 1.Изучение и анализ деятельности психолога (педагога-воспитателя в случае отсутствия психолога): а) беседы о специфике его работы в зависимости от возраста детей; б) знакомство с обязанностями, графиком работы, оформлением рабочего кабинета, направлениями деятельности в ДОЛ (работа с детьми, работа с сотрудниками, работа с родителями, ведение документации).
Примечание: при изучении направлений деятельности психолога (педагога-воспитателя в случае отсутствия психолога) акцентировать внимание на следующие формы работы специалиста /в зависимости от направления деятельности/:
психодиагностика детей,
индивидуальное и групповое психологическое /педагогическое сопровождение детей,
коррекционно-развивающая работа с детьми,
организация и проведение тематических собраний, семинаров, консультаций для сотрудников и родителей,
документация психолога (педагога-воспитателя в случае отсутствия психолога) – перспективный план работы на смену, протоколы диагностических обследований, карты индивидуальной работы, журналы психодиагностики, консультаций, психологических запросов, коррекционные программы).
2.Наблюдение и анализ процедуры диагностического обследования детей психологом (педагогом-воспитателем в случае отсутствия психолога) в адаптационный период смены.
3.Наблюдение за взаимоотношениями между детьми в адаптационный и в основной периоды.
4.Наблюдение и анализ коррекционно – развивающей групповой и индивидуальной работы психолога (педагога-воспитателя в случае отсутствия психолога) с детьми в основной период.
5.Оформление дневника.
| 3 неделя
| Изучение и анализ деятельности психолога (педагога-воспитателя в случае отсутствия психолога) в основной период: работа с детьми, работа с сотрудниками, работа с родителями, ведение документации /изучаемые и анализируемые компоненты отражены в плане работы студента на I неделе практики/.
Самостоятельное пробное проведение циклов коррекционно-развивающих занятий с использованием психолого-педагогических игр, упражнений и заданий (каждому студенту необходимо провести не менее 5 пробных занятий).
Примечание: организуется взаимопосещение и просмотр занятий студентами с последующим анализом.
Самостоятельное пробное проведение воспитательных мероприятий с детьми (каждому студенту необходимо провести не менее 5 пробных отрядных и /или общелагерных мероприятий).
Примечание: организуется взаимопосещение и просмотр занятий студентами с последующим анализом.
4. Наблюдение за взаимоотношениями между детьми в основной период смены .
5. Оформление дневника.
| 4 неделя
| 1. Изучение и анализ деятельности психолога (педагога-воспитателя в случае отсутствия психолога) в основной и заключительный периоды смены: работа с детьми, работа с сотрудниками, работа с родителями, ведение документации /изучаемые и анализируемые компоненты отражены в плане работы студента на I неделе практики/.
2. Самостоятельное зачетное (на оценку) проведение циклов коррекционно-развивающих занятий с использованием психолого-педагогических игр, упражнений и заданий (каждому студенту необходимо провести не менее 2 зачетных занятий).
Самостоятельное зачетное (на оценку) проведение воспитательных мероприятий с детьми (каждому студенту необходимо провести не менее 2 зачетных отрядных и /или общелагерных мероприятий).
5. Наблюдение и анализ процедуры диагностического
обследования детей психологом (педагогом-воспитателем
в случае отсутствия психолога) в заключительный период
смены.
6.Наблюдение за взаимоотношениями между детьми в заключительный период смены.
7.Составление психолого-педагогической характеристики отряда.
8.Составление психолого-педагогических характеристик на детей (до 3 человек).
9.Оформление документации по практике, подготовка к
итоговой конференции.
|
Педагогический дневник студента-практиканта Ведение дневника способствует осмыслению студентами своей педагогической работы, формированию умений видеть каждого учащегося во взаимоотношениях с товарищами и коллективом, прослеживать динамику развития коллектива и личности учащегося, умений анализировать и оценивать воспитательные дела.
В дневнике планируется педагогическая организаторская деятельность студента, раскрывается методическая сущность проводимых дел, анализируется каждый день и отдельные педагогические ситуации, делаются выводы, обобщения, намечаются педагогические перспективы.
Педагогический дневник выступает и как средство связи теории с практикой. На учебных занятиях по педагогическим и психологическим дисциплинам используются наблюдения, сделанные на практике, анализируется интересный педагогический опыт, обсуждаются сложные педагогические ситуации.
Педагогический дневник является обязательным документом педагогической практики. Он проверяется курсовым и групповым руководителями. Состояние педагогических дневников учитывается при выставлении оценок за педагогическую практику.
Образец оформления и заполнения дневника практиканта 1 лист
ФИО студента-практиканта
База практики
ФИО руководителей учреждения, в котором проходит практика
2 лист
Список и графики работы специалистов Детского оздоровительного лагеря
3 лист
Список детей отряда /с указанием даты рождения/
4-5 лист /разворот/
Дата
| Цель, задачи мероприятия
| Содержание мероприятия
| Анализ
| Примечания
|
|
|
|
|
|
В дневнике практиканта должны быть отражены все направления деятельности студента:
Психологическая работа,
Воспитательная работа,
Учебно-методическая работа и оформительская деятельность,
Взаимопосещения мероприятий других студентов с их последующим анализом,
Оценивание и анализ мероприятий, проведенных практикантом, специалистом, к которому прикреплен студент на время практики.
Отзыв группового руководителя
1. Трудовая дисциплина студента-практиканта и ведение документации.
2. Выполнение программы практики; объем и качество проделанной работы.
3. Подготовленность студента к выполнению программы практики.
4. Интерес и способности к педагогической деятельности, интерес к будущей профессиональной деятельности.
5. Предложения и замечания.
Печать Дата
Оценка
Методист
ЛИТЕРАТУРА:
Детская практическая психология: Учебник /Под ред. проф. Т.Д. Марцинковской. – М., 2001.
Диагностика и коррекция психического развития дошкольника / Под ред. Я.Л. Коломинского и Е.А. Панько. – Минск, 1997.
Ермолаева М.В., Миланович Л.Г. Методы работы психолога с детьми дошкольного возраста. – М., 1996.
Ермолаева М.В. Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. –М., 1998.
Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. – М., 1997.
Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М., 1996.
Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М., 1996.
Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной . – М., 1997.
Психологическая служба: детский сад, школа, вуз / Под ред. И.Б. Котовой. – Ростов н/Д, 1991.
Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1995.
Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М., 1995.
Урунтаева Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника. – М., 1996.
Чиркова Т.И. Психологическая служба в детском саду: Учеб. пособие для психологов и специалистов дошкольного образования. – М., 2001.
Я работаю психологом…Опыт, размышления, советы /Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1999.
|