Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 170.98 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации27.10.2013
Размер170.98 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Психология > Программа
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет»
Факультет педагогики и психологии

УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета/директор института

_______________ /____________/

(подпись/ Ф.И.О.)

«_____»______________20__ г.


Программа
ЛЕТНЕЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
Направление подготовки: 050400.62 - Психолого-педагогическое образование
Профиль подготовки - Психология образования
Квалификация (степень) выпускника - Бакалавр
Кафедра психологии развития и образования
Курс 1 семестр 2
Форма обучения - очная



Программа разработана

доцентом кафедры психологии развития и образования Дреминой Ириной Евгеньевной, к. псх. н., доц.




(должность, Ф.И.О., ученая степень, звание автора(ов) программы)






Рецензент(ы) - доцент кафедры прикладной психологии
Разумова Ольга Геннадьевна, к. псх. н., доц.

(должность, Ф.И.О., ученая степень, звание рецензента(ов)
Йошкар-Ола

2011


Рекомендована к утверждению решением учебно-методической комиссии/ учебно-методического совета факультета педагогики и психологии; психолого-педагогическое направление



Рассмотрена и одобрена на заседании кафедры психологии развития и образования














протокол заседания №____ от




протокол заседания №___ от

«____»________________ 20___ г.




«____»_____________20 ___ г.

Лоскутова Р.Р.




Петухова О.А.

(подпись, Ф.И.О. председателя)




(подпись, Ф.И.О. зав. кафедрой)


СОГЛАСОВАНО с выпускающей кафедрой психологии развития и образования

(название кафедры)

протокол заседания №___ от «___»___________20__г____________________________

(Ф.И.О. зав. кафедрой, подпись)


Сведения о переутверждении рабочей программы учебной дисциплины на очередной учебный год и регистрация изменений



Учебный год

Решение кафедры

(№ протокола, дата заседания кафедры,

Ф.И.О., подпись зав. кафедрой)

Автор изменения

(Ф.И.О., подпись)


Номер

изменения


























































2. Пояснительная записка
Летняя психолого-педагогическая практика направлена на развитие и совершенствование профессиональных навыков студентов – будущих психологов сферы образования. В ходе практики студенты знакомятся с различными видами психолого – педагогической работы с детьми в летнее время и овладевают профессиональными навыками и умениями, закрепляя на практике приобретенные теоретические знания по дисциплинам психолого – педагогического цикла.
Задачи летней психолого-педагогической практики.
1. Формировать у студентов профессиональные качества специалиста – психолога, связанные с осуществлением триединой функции управления педагогическим процессом: образование - передача специальных знаний; воспитание - передача морально-этических норм и норма­тивно-ценностной системы общества; развитие - формирование на­выков, необходимых для выполнения физической и интеллектуаль­ной деятельности.

2. Углубить и закрепить полученные знания в области психологии, педагогики и специальных дисциплин с целью применения их на практике, в решении конкретных педагогичес­ких задач.

3. Воспитывать у студентов стремление к профессиональному совершенствова­нию, к поиску наиболее эффективных методов психолого-педагогической работы с детьми разных возрастных групп.

4. Познакомить студентов с профессиональными обязанностями психолога в сфере образования, с задачами, формами и методами его работы с детьми в летний период, научить самостоятельно планировать работу по основным направлениям.

Место дисциплины в структуре ООП.

Летняя психолого-педагогическая практика занимает важное место в системе подготовки специалиста психолога сферы образования, и является самой первой практикой по учебному плану бакалавриата. Она проходит после первого курса в летнее время в течение четырех недель, и предполагает работу на базе детских оздоровительных лагерей, пришкольных летних лагерей и детских площадок. Для успешного прохождения практики студенты должны освоить основы психолого-педагогических знаний по таким учебным дисциплинам первого курса, как «Теории обучения и воспитания» (Б.3.2.2), «Основы общей педагогики» (Б.3.6), «Введение в психолого-педагогическую деятельность» (Б.3.5), «Психолого-педагогический практикум» (Б.3.11). Наиболее важной учебной дисциплиной, подготавливающей студентов к практической работе с детьми в летнем лагере, является «Социально-психологический тренинг» (Б.3.12).
Компетенции обучающегося и требования к уровню освоения содержания дисциплины.

Общекультурные компетенции (ОК):

- способен учитывать этнокультурные и конфессиональные различия участников образовательного процесса при построении социальных взаимодействий (ОК-8);

Профессиональные компетенции (ПК):

- способен организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды (ОПК-6);

- способен принимать участие в междисциплинарном и межведомственном взаимодействии специалистов в решении профессиональных задач (ОПК-10);

Компетенции в деятельности по психолого-педагогическому сопровождению дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования (ПКПП):

- способен организовать совместную и индивидуальную деятельность детей в соответствии с возрастными нормами их развития (ПКПП-1);

3. Структура и содержание

летней психолого-педагогической практики
3.1. Общая трудоемкость дисциплины в зачетных единицах и часах:

Количество недель - 4

Зачетных единиц - 6
3.2. Формы контроля по учебному плану (зачет, экзамен, курсовая работа) с указанием семестра:
Зачет 2 семестр

3.3. Организация и руководство летней психолого-педагогической практикой.
Местом проведения летней психолого-педагогической практики являются учреждения образования любого типа, в которых осуществляется воспитательно-образовательная и оздоровительная деятельность с детьми в летнее время. Базой практики могут быть детские оздоровительные лагеря, пришкольные летние лагеря, дошкольные образовательные учреждения, и др.

Распределение студентов на практику в конкретные учреждения осуществляется дифференцированно, с согласия кафедры и факуль­тетского руководства. Студенты в период проведения практики работают по индивидуаль­ным планам, предусматривающим творческие задания и задания, связанные с научным поиском.

Общее руководство практикой осуществляет факультетский руководитель, назначаемый из числа преподавателей ка­федр факультета педагогики и психологии. Руководство на местах осуществляет групповой руководи­тель из числа специа­листов учреждения. Составным компонентом руководства педагогической практи­кой является осуществление контроля за процессом формирования профессиональных умений и навыков студентов-бакалавров. Пока­зателями сформированности тех или иных умений могут высту­пать: степень осознания студентами своих действий, умение опре­делить причины и объяснить результат своих педагогических дей­ствий, степень самостоятельности, ответственности и активности студента; время, затрачиваемое на подготовку занятий и мероприятий.
Обязанности факультетского руководителя практики:
- совместно с деканом осуществляет распределение студентов на практику;

- обеспечивает планирование, организацию и учет резуль­татов практики на факультете, составляет общефакультетский план-график ее проведения;

- устанавливает связь с базами практики, оформляет документы к оплате руководителей на местах;

- организует и проводит установочную и итоговую конферен­ции;

- вносит предложения по совершенствованию практики, уча­ствует в обсуждении вопросов организации практики на заседаниях кафедр и советов факультета;

  • контролирует работу студентов, посещает отдельные зачетные мероприятия, проводимые студен­тами


Непосредст­венное руководство работой практикантов осуществляет групповой руководитель практики. Групповым руководи­телем назначается преподаватель из числа ведущих кафедр факультета педагогики и психологии.
Функции группового руководителя практики:
- устанавливает связь с базой практики, проводит инструктивно-ме­тодическую работу с педагогами и психологами учреждения;

- участвует в организации и проведении установочной и итоговой конференций:

- распределяет студентов по детским оздоровительным лагерям, дошкольным учреждениям, центрам, школам, ут­верждает индивидуальные планы, контролирует их выполнение;

- осуществляет руководство проведением студентами зачет­ных заданий, выборочно присутствует на них;

- проводит в ходе практики совещания и консультации (сам привлекает к этой работе специалистов);

- анализирует отчетную документацию студентов, выставля­ет оценку;

- составляет отчет о педагогической практике и представ­ляет его факультетскому руководителю в установленные сроки;

- вносит предложения по содержанию, организации и прове­дению практики.
Права и обязанности студентов-практикантов:
I. Студент обязан проходить практику в соответствии с установленным расписанием и по утвержденному графику работы.

2. Студент должен своевременно выполнять все виды работы, предусмотренные программой практики.

3. Практикант подчиняется правилам внутреннего распоряд­ка учреждения, в котором он проходит практику, распоряжениям администрации и руководителей практики.

4. На время практики один из студентов назначается старостой. Он ведет учет посещаемости, осуществляет общую организацию группы, помо­гает руководителю координировать работу практикантов.
5. Местом проведения практики являются учреждения образования любого типа. Одним из условий является наличие психолога или педагога – психолога (для студентов – психологов).

6. Студент, отстраненный от практики, работа которого признана неудовлетворительной, считается не выполнившим учеб­ный план.
Отчетная документация студентов по итогам практики:
По итогам практики студенты представляют групповому руководителю следующие документы:

  • Календарный план работы на 4 недели

  • Дневник практики, в котором фиксируется деятельность студента каждый день (в отдельной тетради)

  • Отчет студента об итогах практики (в отчете характеризуется база практики, анализируется проведенная работа, высказываются личные впечатления о ее результативности, делаются замечания и предложения по организации и проведении практики).

  • Характеристика студента – практиканта, подписанная педагогом – психологом и руководителем/ методистом образовательного учреждения.

  • Конспекты, программы воспитательных мероприятий с детьми отрядного или общелагерного характера (не менее 2 развернутых конспекта или программы зачетных мероприятий).

  • Психолого-педагогическая характеристика отряда.

  • Психолого-педагогическая характеристика ребенка.

Дополнительно могут быть представлены:

  • Фотоотчет о деятельности студента-практиканта (несколько подписанных фотографий, отражающих различные моменты практики, общих для группы студентов, работающих в данном учреждении)

  • Разработанные семинары, консультации для педагогов детского оздоровительного лагеря, родителей.

  • Игры, упражнения, задания с детьми (отрядом).


Указанная документация сдается на проверку в папке групповому руководителю в первые три дня после практики.

Для проведения итоговой конференции по летней психолого-педагогической практике студенты готовят творческий групповой отчет в свободной форме (миниатюры, спектакли, выставки, плакаты), отражающий наиболее интересные моменты практики.
3.4. Виды работы и примерное содержание деятельности студента в период летней психолого-педагогической практики.

1. Психологическая работа

  1. Изучение и анализ деятельности психолога (педагога–воспитателя в случае отсутствия психолога);

2. Коррекционно-развивающая работа с детьми с использованием психолого-педагогических игр, упражнений и заданий;

3. Наблюдение за взаимоотношениями между детьми в отряде.

4. Составление характеристик на детей и детский коллектив.
2. Воспитательная работа
1. Разработка планов воспитательно-оздоровительной работы с детьми (конспекты, программы мероприятий отрядного и /или общелагерного характера).

2. Проведение воспитательных мероприятий с детьми (отрядных и /или общелагерных мероприятий).
3. Учебно-методическая работа

1. Составление календарного плана работы психолога (педагога–воспитателя в случае отсутствия психолога)

2. Разработка циклов коррекционно-развивающих занятий с использованием психолого-педагогических игр, упражнений и заданий.

3. Подготовка материалов для тематических семинаров и консультаций для педагогов ДОЛ, родителей;

4. Подготовка наглядных пособий, раздаточных материалов, оформление мероприятий.
Примерное содержание деятельности студента-практиканта:


Недели

Содержание практики

1 неделя


1.Составление календарного плана работы практиканта на 4 недели.

2.Знакомство с Детским оздоровительным лагерем (учреждением), с принципами и организацией комплектования отрядов, с задачами воспитательной и коррекционной работы.

3.Прием детей; знакомство с детьми в отряде.

4.Подбор психолого-педагогических игр, упражнений и заданий для работы с детьми разного возраста.

5.Подбор диагностических процедур и методик для психолого-педагогического изучения детского коллектива в адаптационный и заключительный периоды смены.

6.Разработка планов основных мероприятий воспитательной работы с детьми (конспекты, программы мероприятий отрядного и /или общелагерного характера).


2 неделя


1.Изучение и анализ деятельности психолога (педагога-воспитателя в случае отсутствия психолога): а) беседы о специфике его работы в зависимости от возраста детей; б) знакомство с обязанностями, графиком работы, оформлением рабочего кабинета, направлениями деятельности в ДОЛ (работа с детьми, работа с сотрудниками, работа с родителями, ведение документации).

Примечание: при изучении направлений деятельности психолога (педагога-воспитателя в случае отсутствия психолога) акцентировать внимание на следующие формы работы специалиста /в зависимости от направления деятельности/:

    • психодиагностика детей,

    • индивидуальное и групповое психологическое /педагогическое сопровождение детей,

    • коррекционно-развивающая работа с детьми,

    • организация и проведение тематических собраний, семинаров, консультаций для сотрудников и родителей,

    • документация психолога (педагога-воспитателя в случае отсутствия психолога) – перспективный план работы на смену, протоколы диагностических обследований, карты индивидуальной работы, журналы психодиагностики, консультаций, психологических запросов, коррекционные программы).

2.Наблюдение и анализ процедуры диагностического обследования детей психологом (педагогом-воспитателем в случае отсутствия психолога) в адаптационный период смены.

3.Наблюдение за взаимоотношениями между детьми в адаптационный и в основной периоды.

4.Наблюдение и анализ коррекционно – развивающей групповой и индивидуальной работы психолога (педагога-воспитателя в случае отсутствия психолога) с детьми в основной период.

5.Оформление дневника.


3 неделя


    1. Изучение и анализ деятельности психолога (педагога-воспитателя в случае отсутствия психолога) в основной период: работа с детьми, работа с сотрудниками, работа с родителями, ведение документации /изучаемые и анализируемые компоненты отражены в плане работы студента на I неделе практики/.

    2. Самостоятельное пробное проведение циклов коррекционно-развивающих занятий с использованием психолого-педагогических игр, упражнений и заданий (каждому студенту необходимо провести не менее 5 пробных занятий).

Примечание: организуется взаимопосещение и просмотр занятий студентами с последующим анализом.

    1. Самостоятельное пробное проведение воспитательных мероприятий с детьми (каждому студенту необходимо провести не менее 5 пробных отрядных и /или общелагерных мероприятий).

Примечание: организуется взаимопосещение и просмотр занятий студентами с последующим анализом.

4. Наблюдение за взаимоотношениями между детьми в основной период смены .

5. Оформление дневника.


4 неделя


1. Изучение и анализ деятельности психолога (педагога-воспитателя в случае отсутствия психолога) в основной и заключительный периоды смены: работа с детьми, работа с сотрудниками, работа с родителями, ведение документации /изучаемые и анализируемые компоненты отражены в плане работы студента на I неделе практики/.

2. Самостоятельное зачетное (на оценку) проведение циклов коррекционно-развивающих занятий с использованием психолого-педагогических игр, упражнений и заданий (каждому студенту необходимо провести не менее 2 зачетных занятий).

    1. Самостоятельное зачетное (на оценку) проведение воспитательных мероприятий с детьми (каждому студенту необходимо провести не менее 2 зачетных отрядных и /или общелагерных мероприятий).

5. Наблюдение и анализ процедуры диагностического

обследования детей психологом (педагогом-воспитателем

в случае отсутствия психолога) в заключительный период

смены.

6.Наблюдение за взаимоотношениями между детьми в заключительный период смены.

7.Составление психолого-педагогической характеристики отряда.

8.Составление психолого-педагогических характеристик на детей (до 3 человек).

9.Оформление документации по практике, подготовка к

итоговой конференции.



Педагогический дневник студента-практиканта
Ведение дневника способствует осмыслению студентами своей педагогической работы, формированию умений видеть каждого учащегося во взаимоотношениях с товарищами и коллективом, про­слеживать динамику развития коллектива и личности учащегося, умений анализировать и оцени­вать воспитательные дела.

В дневнике планируется педагогическая организатор­ская деятельность студента, рас­крывается методическая сущность проводимых дел, анализируется каждый день и отдельные педагогические ситуации, делают­ся выводы, обобщения, намечаются педагогические перспективы.

Педагогический дневник выступает и как средство связи тео­рии с практикой. На учебных занятиях по педагогическим и пси­хологическим дисциплинам используются наблюдения, сделанные на практике, анализируется интересный педагогический опыт, обсуж­даются сложные педагогические ситуации.

Педагогический дневник является обязательным документом педагогической практики. Он проверяется курсовым и групповым руководителями. Состояние педагогических дневников учитывается при выставлении оценок за педагогическую практику.

Образец оформления и заполнения дневника практиканта
1 лист

  • ФИО студента-практиканта

  • База практики

  • ФИО руководителей учреждения, в котором проходит практика


2 лист

  • Список и графики работы специалистов Детского оздоровительного лагеря


3 лист

  • Список детей отряда /с указанием даты рождения/


4-5 лист /разворот/



Дата

Цель, задачи мероприятия

Содержание мероприятия

Анализ

Примечания

















В дневнике практиканта должны быть отражены все направления деятельности студента:

  • Психологическая работа,

  • Воспитательная работа,

  • Учебно-методическая работа и оформительская деятельность,

  • Взаимопосещения мероприятий других студентов с их последующим анализом,

  • Оценивание и анализ мероприятий, проведенных практикантом, специалистом, к которому прикреплен студент на время практики.


Отзыв группового руководителя

1. Трудовая дисциплина студента-практиканта и ведение документации.

2. Выполнение программы практики; объем и качество проделанной работы.

3. Подготовленность студента к выполнению программы прак­тики.

4. Интерес и способности к педагогической деятельности, интерес к будущей профессиональной деятельности.

5. Предложения и замечания.

Печать Дата

Оценка

Методист


ЛИТЕРАТУРА:


  1. Детская практическая психология: Учебник /Под ред. проф. Т.Д. Марцинковской. – М., 2001.

  2. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника / Под ред. Я.Л. Коломинского и Е.А. Панько. – Минск, 1997.

  3. Ермолаева М.В., Миланович Л.Г. Методы работы психолога с детьми дошкольного возраста. – М., 1996.

  4. Ермолаева М.В. Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. –М., 1998.

  5. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. – М., 1997.

  6. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М., 1996.

  7. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М., 1996.

  8. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной . – М., 1997.

  9. Психологическая служба: детский сад, школа, вуз / Под ред. И.Б. Котовой. – Ростов н/Д, 1991.

  10. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1995.

  11. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М., 1995.

  12. Урунтаева Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника. – М., 1996.

  13. Чиркова Т.И. Психологическая служба в детском саду: Учеб. пособие для психологов и специалистов дошкольного образования. – М., 2001.

  14. Я работаю психологом…Опыт, размышления, советы /Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1999.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск